Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Совета муниципального района
Ишимбайский район Республики Башкортостан
от 25 августа 2011 г. N 38/541
Комплексная Программа
развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан на 2011 - 2015 годы
Паспорт
Комплексной Программы развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан на 2011 - 2015 годы
Наименование Программы |
- |
Комплексная Программа развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан на 2011 - 2015 годы (далее - Программа) |
Основание и дата принятия решения о разработке Программы |
- |
1. Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", 2. Федеральный закон от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", 3. Градостроительный кодекс Российской Федерации, 4. План застройки городского поселения город Ишимбай МР Ишимбайский район РБ, 5. Устав МР Ишимбайский район Республики Башкортостан. |
Основные разработчики Программы |
- |
Администрация муниципального района Ишимбайский район РБ (далее - Администрация МР), энергоснабжающие организации города. |
Исполнители основных мероприятий |
- |
Администрация МР, энергоснабжающие организации города. |
Цель Программы |
- |
обеспечение устойчивого функционирования и развития систем коммунального комплекса муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан. |
Задачи Программы |
- |
Создание условий для развития жилищного фонда и осуществления комплексного освоения земельных участков под жилищное строительство; Повышение качества и надежности предоставления коммунальных услуг населению, возможность обеспечения наращивания и модернизации коммунальной инфраструктуры в местах существующей застройки для обеспечения целевых параметров улучшения их состояния и увеличения объемов жилищного строительства |
Сроки реализации Программы |
- |
Период реализации Программы: 2011 - 2015 годы. |
Объемы и источники финансирования Программы |
- |
Объем финансирования Программы в 2011 - 2015 годах: всего - 1697,69 млн. руб., в том числе: - консолидированный бюджет муниципального района - 141,31 млн. руб.; - бюджет Республики Башкортостан - 946,71 млн. руб.; - внебюджетные источники - 609,67 млн. руб. Из общего объема финансирования: 2011 год - 145,3 млн. рублей; 2012 год - 339,04 млн. рублей; 2013 год - 417,95 млн. рублей; 2014 год - 381,16 млн. рублей; 2015 год - 414,25 млн. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- |
обеспечение устойчивости систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов; создание надежной коммунальной инфраструктуры муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан |
Органы, осуществляющие контроль за реализацией Программы |
- |
Контроль за реализацией Программы осуществляется Советом муниципального района Ишимбайский район и администрацией муниципального района Ишимбайский район |
1. Введение
Город Ишимбай, административный центр одноименного района Республики Башкортостан, расположен в юго-западной части республики в пределах Сакмаро-Бельской равнины на правобережном коренном склоне долины реки Белой при впадении в нее реки Тайрук, современный город с разветвленной инфраструктурой, один из крупных индустриальных и социально-культурных центров, входящий в южный промышленный узел республики, сформированный в городах Стерлитамак, Салават, Ишимбай.
Город Ишимбай образован 10 февраля 1940 года. Численность постоянного населения г. Ишимбай по состоянию на 1 января 2010 года - 68113 человек. Площадь города - 103,5 кв.км.
Ишимбай - первенец башкирской нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей промышленностей. В 1932 году заработал Ишимбайский промысел, первый по времени возникновения не только в Башкирии, но и во всем Волго-Уральском нефтяном районе.
Поселок геологов, где застройка носила временный характер, постепенно разрастался, велось капитальное строительство. Для транспортировки нефти была построена железнодорожная ветка Уфа - Ишимбаево, на левом берегу реки Белой был пущен в эксплуатацию нефтеперерабатывающий завод.
Ишимбай получивший в 1940 году статус города, стал базовым городом нефтяного района юго-востока Башкирии.
Вокруг Ишимбая, в близлежащих поселениях, стала интенсивно развиваться нефтяная, химическая промышленность, машиностроение, стройиндустрия и др., что положило начало формированию современного Стерлитамакского промышленного узла.
К настоящему времени в пределах Стерлитамакского промышленного узла сформировались города Ишимбай, Салават, Стерлитамак. Здесь функционирует мощный нефтегазовый комплекс с высоким уровнем внутриотраслевых производственных связей.
Города объединены общей инженерной инфраструктурой, включая дорожно-транспортную сеть, водоводы и водозаборы, а также продуктоводы, доставляющие из Ишимбая каменную соль в Стерлитамак и нефть на дальнейшую переработку в город Салават. Между городами, особенно Салаватом и Ишимбаем, расстояние между селитебными зонами которых всего 10-13 км, развиты как культурно-бытовые, так и трудовые и миграционные связи.
Ишимбай связан автодорогой Уфа - Оренбург со столицей республики и другими регионами Российской Федерации, и сетью местных дорог с населенными пунктами района.
Город Ишимбай развивался и застраивался по генеральному плану, который был разработан Комплексной архитектурно-планировочной мастерской N 2 институтом ЛенНИИП градостроительства в 1983 году.
В процессе его реализации были внесены коррективы, которые несколько изменили концепцию развития города в связи с новой экономической ситуацией.
Протоколом от 15.12.1997 г. Коллегией Госстроя Республики был одобрен проект концепции генерального плана, 4 варианта территориального развития со следующими основными показателями: население 80000 чел., жил. обеспеченность 23 кв.м /чел., структура нового жилищного строительства 50% - капитальной многоквартирной и 50% усадебной застройки.
Ишимбайский район находится на правобережье среднего течения реки Белой. На севере район граничит с Гафурийским, на востоке - с Белорецким, Бурзянским, на юге - с Мелеузовским и на западе - со Стерлитамакским районами.
Ишимбайский район образован в августе 1930 года. Численность постоянного населения Ишимбайского района по состоянию на 1 января 2010 года составила 26394 человека, территории района - 4003 кв.км.
Земли сельскохозяйственных угодий от общей площади района составляют 109,383 тыс.га (27,3%), в том числе пашня - 40,163 тыс.га.
Ишимбайский район - сельскохозяйственный, главные отрасли - растениеводство и животноводство. В Ишимбайском районе - 13 сельских советов, объединяющих 84 населенных пункта.
В основу проектного решения положены следующие принципы:
1. Преимущественно сохранение сложившегося функционального использования территории планировочной структуры с необходимым ее совершенствованием и дальнейшим развитием, которое обеспечило бы включение новых жилищных районов в общую структурную систему.
2. Создание открытой структуры, позволяющей в будущем осуществлять развитие города без коренных ломок сложившейся структуры.
3. Максимальное сохранение и наиболее полное использование в объемно-пространственной композиции застройки ландшафтного потенциала территории.
4. Максимально возможное использование имеющихся проектных проработок.
5. Рациональное использование свободных территорий в пределах городской черты.
Комплексная программа развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального района Ишимбайский район РБ на 2011 - 2015 годы разработана на основе перспективного плана застройки города, а также генерального плана города Ишимбай Республики Башкортостан в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Уставом муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан.
Разработка Программы вызвана необходимостью освоения новых территорий для комплексного жилищного строительства, обеспечения ресурсосбережения, формирования рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального комплекса и условий для привлечения инвестиций, новых подходов к строительству жилых и социальных объектов, современной системы ценообразования, повышения эффективности градостроительных решений, развития конкуренции в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг.
2. Характеристика Программы
В состав муниципального района Ишимбайский район входили 17 сельских поселений. Дальнейший ход реформ показал неравенство экономических возможностей сельских поселений. Наряду с сельскими поселениями, имеющими довольно развитую социальную инфраструктуру, на территориях которых имеются промышленные и крупные сельхозпредприятия, имелись и отсталые сельские поселения со слабой экономической базой. Да и по количеству жителей сельские поселения различались в разы.
В этих условиях было принято решение о преобразовании сельских поселений путем их объединения. Вместо 8-и сельских поселений были образованы 4 новых в соответствии с Законом Республики Башкортостан от 20 апреля 2005 года N 178-3 "Об административно-территориальном устройстве Республики Башкортостан".
Новые сельские поселения образованы с учетом:
- природно-географических условий;
- содействия рациональному использованию природных ресурсов;
- развития социальной инфраструктуры данной территории;
- развития исконных видов хозяйственной деятельности населения;
- создания экономических и организационных условий для формирования и деятельности органов власти;
- наличия относительно крупного населенного пункта;
- возможности организации в границах данной территории минимально необходимых коммунально-бытовых и социально-культурных услуг местному населению;
- пешеходной и транспортной доступности административного центра.
В результате объединения сельских поселений:
- муниципальная собственность, расположенная на территории населенных пунктов закреплена в одних руках, принимаются единые и целевые решения по ее эффективному использованию и управлению;
- в перспективе объединенный бюджет сельского поселения позволяет концентрировать финансовые средства при решении конкретных проблем на местах.
Получена значительная экономия финансовых средств, которые направлены на реализацию полномочий, предусмотренных Федеральным Законом.
После принятия Закона Республики Башкортостан N 49-з от 19 ноября 2008 года "Об изменениях в административно-территориальном устройстве Республики Башкортостан в связи с объединением отдельных сельсоветов и передачей населенных пунктов" в состав муниципального образования Ишимбайский район входят 13 сельских поселений и 1 городское поселение.
Основной целью Программы является обеспечение устойчивого функционирования и развития систем коммунального комплекса муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан, где основные мероприятия ориентированы на:
- привлечение бюджетных и внебюджетных средств в обеспечение комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;
- внедрение механизмов, обеспечивающих осуществление планируемого строительства новых, реконструкции и комплексного обновления (модернизации) существующих систем коммунальной инфраструктуры.
2.1. Инженерная инфраструктура города
2.1.1. Электроснабжение
Электроснабжение потребителей г. Ишимбай производится от 5-ти источников электроснабжения ПС "Тайрук", ПС "Кусяпкулово", ПС "Ишимбай", ПС "ИТЭЦ", ПС "Водоподъем" входящих в энергосистему "БАШРЭС".
В северной части города расположены две электроподстанции города ПС "Ишимбай" 110/10 кВ и ПС "Кусяпкулово" 35\10. В южной части города расположена ПС "Тайрук" 110\35\10. Промышленная зона города питается от ПС "Ишимбайская ТЭЦ" 35\6 и ПС "Водоподъем" 35\6.
ПС "Тайрук" получает электроэнергию через ВЛ 110 кВ от сети ППК - Рассольное и ВЛ-110 кВ Н.-Салаватская ТЭЦ - Рассольное. На ПС "Тайрук" установлены два трансформатора по 25 МВА.
ПС "Ишимбай" получает электроэнергию через ВЛ 110 кВ от сети ППК - Кашкара и Кашкара - Рассольное. На ПС "Ишимбай" установлены два трансформатора мощностью по 10 МВА.
ПС "Кусяпкулово" получает электроэнергию через две ВЛ 35 кВ с ПС "Тайрук". На ПС "Кусяпкулово" установлены два трансформатора по 6,3 МВА.
ПС "Водоподъем" получает электроэнергию через ВЛ 35 кВ от ПС "НПО". На ПС "Водоподъем" установлены два трансформатора мощностью по 4 МВА.
ПС "Ишимбайская ТЭЦ" получает электроэнергию через ВЛ 35 кВ от Салаватской ТЭЦ. На ПС "Ишимбайская ТЭЦ" установлены два трансформатора по 16 МВА.
Город имеет развитую систему электроснабжения на напряжении 10 кВ и 6 кВ, каждая ПС имеет по два питающих ввода.
Параметры оборудования электрических подстанций 35 кв и выше по г. Ишимбай Стерлитамакского РЭС, приведены в таблице:
Оборудование электрических подстанций 35 кВ и выше
N п/п |
Наименование |
Местоположение |
Напряжение, кВ |
Мощность транс форматоров МВА |
Используемая мощность, (на один трансформатор) % |
Износ основного оборудования, % |
1 |
ПС "Тайрук" |
г. Ишимбай, ул.Машиностроителей, 142 |
110\35\10 |
2*25 МВА |
114,6 |
63,8 |
2 |
ПС "Ишимбай" |
г. Ишимбай, пер.Флотский, 23 |
110\10 |
2*10 МВА |
56,4 |
55 |
3 |
ПС "Кусяпкулово" |
г. Ишимбай, ул.Худайбердина, 133 |
35\10 |
2*6,3 |
31,2 |
44 |
4 |
ПС "Водоподъем" |
г. Ишимбай, ул.Вторая Водоподъемная |
35\6 |
2*4 |
68,7 |
32 |
5 |
ПС "ИТЭЦ" |
г. Ишимбай, ул.Блохина, 19 |
35\6 |
2*10 |
|
50 |
Основным источником электроснабжения объектов г. Ишимбай является подстанция 110\35\10 кВ "Тайрук". По результатам зимних контрольных замеров с учетом действующих технических условий на присоединение к электрическим сетям ОО "БашРЭС" уже превышает установленные нормативы по максимальной нагрузке трансформаторов. Таким образом имеется дефицит мощности в связи с увеличением строительства и ввода в эксплуатацию жилищно-коммунальных и социальных объектов г. Ишимбай.
Потребители получают электроэнергию непосредственно от квартальных ТП (6-10/0,4 кВ) и РТП (6-10/0,4 кВ), которых в черте города насчитывается более 200 шт., большая часть из которых построена в 60-70 гг. прошлого столетия. Суммарная мощность всех квартальных подстанций составляет 58329 кВА.
Квартальные распределительные подстанции (РТП 6-10/0,4 кВ) получают электроэнергию от питающих ПС, через кабельные и воздушные линии электропередач.
Производственные предприятия получают электроэнергию для своих нужд от ПС "Ишимбайская ТЭЦ" 35/6 кВ и от ПС "Водоподъем" 35\6 кВ, расположенных в промзоне и являющихся источниками электроснабжения для всех производственных нужд. Непосредственно потребители электроэнергию по сетям 6 кВ от существующих трансформаторных подстанций расположенных на территориях производств.#
Общая протяженность трасс ЛЭП 6-10 кВ составляет 159,12 км.
Общий износ сетей составляет 78,7%.
2.1.2. Теплоснабжение
В настоящее время теплоснабжение потребителей города осуществляется от источников БашРТС-Стерлитамак ООО "БашРТС" ОАО "Башкирэнерго", а также промышленных, промышленно-отопительных и отопительных котельных различных организаций.
Планировочно город делится рекой Белой. Жилая зона города размещена в правобережной части, на левом берегу расположен ряд крупных промышленных объектов.
Промышленные предприятия города расположенные на левом берегу реки обеспечиваются теплоснабжением от собственных теплоисточников.
Теплоснабжение правобережной части города осуществляется от КЦ-5, а также несколькими локальными источниками теплоснабжения предприятий.
На правобережной территории расположены отдельные промышленные предприятия, новые жилые районы многоэтажной застройки и сохранившаяся малоэтажная и усадебная застройка. Источниками теплоснабжения района являются крупная котельная КЦ-5 "Башкирэнерго", а также несколько отопительных котельных промышленных потребителей.
В отдельных населенных пунктах источниками теплоснабжения являются котельные: котельная "Нефтяник" "Башкирэнерго", котельная в п-ке "Шихан" ОАО "Сода", котельная поселка Железнодорожный "Башкирэнерго".
Тепловая нагрузка потребителей жилищно-коммунального сектора составляет 72 процента от суммарной нагрузки города.
Подача тепла от источников централизованного теплоснабжения осуществляется по магистральным и распределительным сетям.
Теплоснабжение объектов города осуществляется от теплоисточника - КЦ-5 ООО "БашРТС" по закольцованной схеме посредством трубопроводов тепловых сетей Ишимбайского РТС БашРТС-Стерлитамак общей протяженностью 119,379 км, а именно:
- магистральных тепловых сетей протяженностью 27,6 км (в 2-хтрубном исчислении);
- внутриквартальных тепловых сетей с вводами в жилые дома и учреждения протяженностью 63,399 км (в 2-хтрубном исчислении);
- 21,9 км сетей горячего водоснабжения (в 2-хтрубном исчислении);
- поселок "Нефтяник" - 5,05 км;
- поселок "Шиханы" - 1,315 км;
- поселок "ЖДС" - 0,123 км.
Для обеспечения горожан горячим водоснабжением от основного теплоисточника города КЦ-5 подключено 23 центральных тепловых пункта.
В структуре потребления тепловой энергии при общем потреблении тепловой энергии 469522 Гкал/год потери в теплосетях за 2010 г. в среднем составили более 17,1%.
Износ по оборудованию тепловых сетей составляет магистральных тепловых сетей 40%, квартальных тепловых сетей 62%, средний срок службы существующих тепловых сетей составляет 27 лет.
Основные проблемы систем распределения тепла по г. Ишимбай являются:
- Высокий уровень непроизводственных утечек теплоносителя вследствие высокого уровня износа квартальных тепловых сетей;
- Высокий уровень тепловых потерь при поставках горячей воды населению города вследствие отсутствия циркуляционных трубопроводов ГВС;
- Высокий уровень затрат электроэнергии на повышение давления горячей воды вследствие различий подключенной тепловой нагрузки и проектной тепловой нагрузки на ГВС.
2.1.3. Водоснабжение и водоотведение
Водоснабжение г. Ишимбай осуществляется 19 артезианскими скважинами производительностью 60-100 м3/час каждая и лучевым водозабором с 7 лучами, расположенными в пойме р. Белая в 10 км от г. Ишимбай на юго-запад, производительностью 120 м3/час. Основным источником подпитки скважин является река Белая, а также старицы, расположенные в ее пойме. В период мелководья, а также отсутствия осадков, при снижении уровня воды в старицах и реке Белая ежегодно наблюдается понижение уровня воды в добывающих скважинах.
В 90-х годах в районе лучевого водозабора на левом берегу реки Белая (земли г. Салават) велись работы по разработке ПГС, что существенно изменило русло реки, сдвинув его в левую сторону. В результате со стороны лучевого водозабора движение потока воды значительно снизилось, дно заилилось, образовались острова, что отрицательно повлияло на производительность лучевого водозабора.
Для повышения дебитности лучевого водозабора и скважин предлагаем установить дамбу, для поворота русла реки к правому берегу, как было до разработки ПГС, а также необходимо поднять уровень воды в р.Белая на 1,5 м путем установки шандорного моста, либо увеличить расход воды в реке за счет Юмагузинского и Нугушского водохранилищ.
На скважинах установлены погружные насосы марки TWI 08-80, ЭЦВ-10, ЭЦВ-8. Лучевой водозабор оборудован насосами марки N K-87 - 3 шт.
Для бесперебойной подачи воды в город необходимо модернизировать сборный водовод от скважины N 50 до распределительного коллектора скважины N 42 (D 300, 3,0 км) в связи с аварийным состоянием данного участка водовода.
От скважин вода подается в резервуары чистой воды 2х300 м3 по четырем напорным водоводам D 250-500 мм. Обеззараживание происходит в бактерицидных установках марки ОВ-15 - 7 штук.
Насосная станция 2-го подъема оборудована насосами марки Д-630-90 - 2 шт., 200 Д-90 - 1 шт., Wilo SCP 250-450 HA - 1 шт., которые перекачивают воду в напорные резервуары 2 шт.х1250 м3 (1954 г.), 1 шт.х3000 м3 (1973 г.), 2 шт.х3200 м3 (1991 г.).
Резервным источником водоснабжения г. Ишимбай является Зирганский водозабор, который от резервуара г. Салават отм. 220, подает воду по двум водоводам D 500 мм самотеком в резервуары 2х2500 м3 на насосную от станции пос. Перегонный, затем насосами Д 500-65 - 3 шт., подается в напорные резервуары 2 шт.х3200 м3, расположенные на площадке напорных резервуаров г. Ишимбай или непосредственно в распределительную водопроводную сеть города.
Протяженность городских сетей 260,7 км, в т.ч. водоводы 89,3 км, магистральные линии 132,6 км, внутриквартальные сети 38,8 км. Из них с 50 по 70 года постройки около 140 км; 70-90 годов постройки 46,58 км; после 90 года постройки 73 км. Сеть кольцевая, диаметр водопроводных линий 100-300 мм, материал - сталь, чугун, полиэтилен. Протяженность сетей по району всего около 31 км, в том числе 15,8км с 70 по 90 год постройки, 15,2 км построены после 90 года.
Для обеспечения пожаротушения на сетях водопровода установлено 475 пожарных гидрантов. Для водоснабжения частного сектора и неблагоустроенной застройки города установлено 54 водоразборных колонок.
Проблемой восполнения запасов воды источника водоснабжения являются:
1. Низкий уровень воды и смещение русла реки Белой.
2. Снижение уровня воды в скважинах ниже зоны фильтра, с 2004 года остановлены три скважины.
3. В меженный период на десяти работающих скважинах уровень воды снижается до нижних отверстий фильтра, скважины начинают песковать, снижать подачу и как следствие насосы начинают чаще выходить из строя, не отработав установленный межремонтный период.
4. Для поддержания необходимого объема подачи воды возрастают энергетические затраты за счет пуска дополнительных скважин.
Подземный водозабор, являющийся источником водоснабжения для городского поселения "город Ишимбай", характеризуется слабой защищенностью от поверхностных загрязнений.
Конструкция фильтра несовершенна и за период длительной эксплуатации по ряду скважин разрушена. С водой поступает большое количество мелкого песка, который разрушает насосное оборудование скважин.
Техническое состояние средств контроля и управления скважинами физически и морально устарело и не обеспечивает выполнения предъявляемых к нему требований.
Проблемными характеристиками Ишимбайского водозабора являются:
1. Износ основных фондов - сооружений по добыче воды.
2. Износ арматуры, распределительных сетей и как следствие повышенные потери воды на собственные нужды 1-го водоподъема при добыче и транспортировке воды до насосной станции 2-го подъема.
3. Несовершенство технологии и применяемого оборудования современным требованиям.
Проблемными характеристиками сети водопровода являются:
1. Половина от общей протяженности трубопроводов имеют износ от 70% до 100%. Следовательно, при высокой аварийности имеют место непроизводительные потери воды (более 20%) и перерывы в водоснабжении потребителей на время ликвидации утечек.
Средний показатель аварийности на городских сетях водоснабжения составляет 1,1 аварии на 1 км сети (или 280 аварий в год на 260,0 км сети), в то время как в Москве - 0,4 аварии на 1 км сети.
2. Не обеспечен достаточный регулирующий запас в резервуарах чистой воды для гарантированного обеспечения населения в часы максимального водоразбора и пожаротушения.
3. Износ и несоответствие насосного оборудования современным требованиям по надежности и электропотреблению.
4. Отсутствие регулирующей и низкое качество запорной арматуры.
5. Вторичное загрязнение и ухудшение качества воды вследствие внутренней коррозии металлических трубопроводов и образующихся наростов.
Общими проблемами водоснабжения являются:
1. Ограниченность финансовых средств для своевременной замены устаревшего оборудования и ремонта сооружений из-за несоответствия действующих тарифов фактическим затратам.
2. Высокая степень физического износа действующих основных фондов.
3. Высокие энергозатраты по доставке воды потребителям.
4. Несоответствие существующего приборного учета современным требованиям.
5. Высокие непроизводительные потери воды.
6. Несоответствие существующих технологий водоподготовки современным нормативным требованиям к качеству воды.
В связи с необходимостью решения указанных проблем и в целях соблюдения оптимального баланса количественных и качественных характеристик водоснабжения сформированы задачи данного проекта.
Система водоотведения служит для обеспечения экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности зон проживания, труда и отдыха населения.
Освоение территорий, намеченных Генеральным планом, связано с решением задач по модернизации существующих магистральных коллекторов водоотведения, строительства уличных канализационных сетей и строительства КНС.
Общая протяженность сетей канализации города 92,1 км. Из них 27,8 км коллектора. 12,8 км коллекторов построены в 1960 г., 15 км 1985 года постройки. Материал труб коллекторов: железобетон, асбестоцемент, керамика, чугун. Диаметр коллекторов 300-800 мм. Внутриквартальные сети (47,8 км) диаметром 150-250 мм, материал труб - асбестоцемент, керамика, чугун; 33,6 км разводящих сетей введены в эксплуатацию за период с 1950 по 1970 годы, 5,1 км разводящих сетей построены в 70-90-х годах, 9,1 км сетей построено после 1990 г. Протяженность уличных сетей - 16,5 км. Главная проблема канализационных сетей - высокий износ вследствие газовой коррозии магистральных коллекторов и разводящих сетей, построенных из железобетона и чугуна, причем 41,3% из них находятся в аварийном состоянии.
В настоящее время стоки от пос. Перегонный поступают на старые очистные сооружения бывшего завода НПЗ. Год строительства очистных сооружений 1938. На сегодняшний день очистные сооружения не справляются с очисткой стоков до установленных норм ПДС. Строить локальные очистные сооружения в пос. Перегонный экономически не выгодно. В связи с этим в программе предусматривается строительство канализационной насосной станции и напорного коллектора с подключением его к действующему коллектору по ул. Блохина.
Стоки со всего города поступают на КНС-1 и по напорному коллектору 2 х D 600 мм перекачиваются на очистные сооружения. При строительстве КНС-1 не было предусмотрено обводной линии на случай ремонтных работ или аварийной ситуации. В результате, при выполнении ремонтных и аварийных работ на КНС-1 и напорных коллекторах канализационные стоки сбрасываются на рельеф местности. Программой предусматривается строительство обводной линии, реконструкция подводящих сетей и КНС-1.
В связи с началом строительства в г. Ишимбай заводов транспортного машиностроения и самоходных кранов, потребность в питьевой воде и отведении стоков увеличилась. Имеющиеся городские очистные сооружения с таким объемом стоков не справлялись, поэтому в 1983 г. ГМП "СТЭМП" г. Пермь по заказу ИЗТМ изготовил проект биологических очистных сооружений мощностью 50 т.м3/сутки.
В 1985 г. по заказу ИЗТМ была построена и пущена в эксплуатацию 1-ая очередь БОС мощностью 25 т.м3/сутки.
Ввиду прекращения дальнейшего строительства заводов было прекращено и строительство 2-ой очереди БОС. Городские очистные сооружения были переданы в муниципальную собственность и на обслуживание предприятия ИМУП "Межрайкоммунводоканал" РБ в 1986 г.
Фактически на сегодняшний день поступает 10000-12000 м3/сут.
За период эксплуатации очистных сооружений предприятием ИМУП "Межрайкоммунводоканал" РБ за счет собственных средств были достроены и пущены в эксплуатацию:
- первичный отстойник N 4;
- два коридора аэробного минерализатора;
- реконструирована система аэрации в трех секциях аэротенка и двух секциях аэробного минерализатора на аэраторы "Полипор";
- произведена замена дренажной системы иловых площадок;
- пущены в эксплуатацию песколовки и станция обезвоживания песка с заменой гидроциклонов марки ГСК-25 на ГСК-50 и с ремонтом гидроэлеваторов;
- автоматизирован режим работы насосной станции иловой воды;
- переведена на режим автоматики насосная станция сырого осадка по откачке жира из жиросборника;
- внедрена система рециркуляции очищенной воды в голову сооружений для разбавления стоков;
- смонтирована система подачи воздуха в иловые резервуары.
Выполненные мероприятия позволили значительно улучшить качество очистки стоков против установленных проектных показателей (БПК полн. - 66,8 мг/л - по проекту, 3,9 мг/л - фактически; взв. в-ва - 75 мг/л по проекту, 5,8 мг/л фактически), но не могут обеспечить очистку до установленных нормативов по отдельным ингредиентам, установленным предприятию даже ниже нормативов водоема рыбохозяйственного назначения.
Предложения по реконструкции очистных сооружений канализации:
- включить в существующую технологическую схему биологическую очистку денитри-нитрификацию и дефосфатизацию с реагентной доочисткой за счет использования резервных объемов первичных и вторичных отстойников и аэротенка;
- предусмотреть систему обезвоживания осадка и станцию утилизации ила.
1. Реконструкция существующей песколовки с уменьшением ее объема.
2. Аэротенки - внедрение биозагрузки с доведением показателей по БПК, ХПК, тяжелым металлам до нормативов.
3. Доведение содержания нитратов до нормы с использованием находящихся в резерве ВРО или секции аэротенков в качестве денитрификаторов.
4. Снижение содержания общего фосфора до нормативов (с 3,5 до 0,2 мг/л).
5. Обезвоживание осадка.
6. Утилизация ила.
7. Механическая очистка решеток на КНС-1.
Основные технические проблемы развития сетей и сооружений водоотведения, которые обостряются в планируемом периоде:
- старение сетей водоотведения, увеличение протяженности сетей с износом 100%. К 2015 г. эта доля может возрасти до 80%;
- рост аварий, связанных с износом коллекторов, построенных из железобетонных труб, вследствие срока службы и газовой коррозии. В аварийном состоянии находится 1-й коллектор диаметром 800 и 500 мм.
- значительное увеличение объемов работ по замене насосного оборудования и запорной арматуры на канализационных насосных станциях;
- неорганизованное поступление ливневых, талых и дренажных вод в хозяйственно-бытовую систему водоотведения;
- сброс неочищенных производственных сточных вод от промышленных предприятий и предприятий общепита в сети водоотведения ввиду отсутствия локальных очистных сооружений.
Проблемными вопросами перекачки стоков канализационных насосных станций (КНС) являются:
- отсутствие аварийных и обводных коллекторов сточных вод, на случай ремонтных работ в приемном резервуаре;
- необходимо приведение модернизации технологического и насосного оборудования;
- повышенная коррозионная активность стоков и паров приводит к преждевременному выходу из строя оборудования.
Существует необходимость реконструкции городских очистных сооружений, т.к. существующая технология очистки стоков и состав сооружений не обеспечивают степень очистки сточных вод до нормативов целевых показателей качества воды сбрасываемой в водный объект;
- неудовлетворительное техническое состояние сооружений механической очистки (решеток) с заменой решеток;
- необходима модернизация системы первичных отстойников с восстановлением скребковых механизмов и насосного оборудования станции сырого осадка;
- модернизация системы аэротенк - вторичный отстойник с использованием процессов удаления биогенных элементов (нитри-денитрификации, биологической и реагентной дефосфотизации);
- строительство станции дозирования гипохлорита натрия с капитальным ремонтом контактных резервуаров;
- отсутствует блок доочистки сточных вод для процессов глубокого окисления остаточных количеств органического вещества;
- отсутствуют сооружения для утилизации осадков сточных вод.
2.1.4. Газоснабжение
В настоящее время газоснабжение города Ишимбай осуществляется от 2-х газораспределительных станций (ГРС), принадлежащих ООО "Газпром трансгаз Уфа":
1. ГРС N 1 "Ишимбай" (Q проект.=70 тыс. м3/час.);
Количество выходов - 2. Р=0,3 Мпа ("Быт"), Р=0,9 МПа ("ТЭЦ").
Оба выходных газопровода связаны между собой через ГГПР 2, ГГПР 3 - оба телемеханизированы.
2. ГРС N 2 "ИЗНПО" (Q проект.=200 тыс. м3/час.);
Количество выходов - 1. Р=1,2 МПа. Данный газопровод связан с газопроводами от ГРС 1 через ГГРП 3 (оборудовано телемеханикой).
В системе газоснабжения города ГГРП 2 обеспечивает связь между двумя ГРС.
Головные ГРП:
1. ГГРП 2 - газопровод ГРС 1 - ТЭЦ;
2. ГГРП 3 - газопровод ГРС 2 - ТЭЦ;
3. ГГРП 20 - газопровод ГРС 2 - МК "Витязь".
Газ подается на хозяйственно-бытовые, коммунальные нужды; на технологические нужды промышленных и сельскохозяйственных предприятий.
Наиболее крупными и социально значимыми объектами газоснабжения являются ТЭЦ, МК "Витязь", ООО "Агидельнефтепродуктсервис", ООО "Новые технологии".
В Ишимбайском районе в эксплуатации находится 579 км газопроводов, 85 газораспределительных и шкафных регуляторных пунктов, 62 электрозащитные установки на стальных подземных газопроводах с полным их охватом.
Из 86 населенных пунктов района газифицировано - 68:
- в т.ч. природный газ - 51;
- сжиженный газ - 17;
- не газифицировано - 18 населенных пунктов.
За 2010 год на территории района реализовано более 190 млн. м3 газа.
Население потребило 47,3 млн. м3, в т.ч. 20,6 млн. м3 - через газовые счетчики (43,6%).
Из 11635 квартир (домов) газифицировано всего - 7244 квартиры:
- в т.ч. природный газ - 6705 квартир;
- сжиженный газ - 539 квартир.
- Подлежит газификации - 4309 квартир.
- Не подлежит газификации - 82 квартиры (ветхие).
Из 6705 квартир с природным газом газовыми счетчиками оборудовано - 4296 квартир (64%).
В газифицированных природным газом населенных пунктах на существующих сетях расположено 2239 негазифицированных домов.
2.1.5. Вывоз и утилизация твердо-бытовых отходов
Сбор бытовых отходов от населения в г. Ишимбай осуществляется по контейнерной системе. По данным Управления Роспотребнадзора всего оборудовано 147 контейнерных площадок и установлено 490 контейнеров промышленного производства. Большая часть контейнерных площадок ограждена, имеет водонепроницаемые основания площадок. Вывоз бытовых отходов осуществляется автотранспортом коммунальных служб.
Объем принятых твердых бытовых отходов в 2010 году составил 124,1 тыс. куб. м.
Прием ТБО, утилизация и захоронение осуществляется согласно договорам с МУП "ЭКО" МР ИР РБ и предприятиями города.
Однако, в связи с завершением сроков работы городского полигона ТБО г. Ишимбай и невозможностью его дальнейшей эксплуатации ввиду высоких рисков нанесения вреда окружающей среде, возникла острая необходимость ввода в эксплуатацию нового полигона ТБО г. Ишимбай. Его строительство включено в целевую республиканскую программу "Экология и природные ресурсы Республики Башкортостан (2004 - 2010 годы)" с финансированием из республиканского бюджета, однако, из-за отсутствия финансирования важный для обеспечения города объект превратился в долгострой.
Медицинские отходы класса А и Б после дезинфекции утилизируются на полигонах ТБО, органические операционные отходы утилизируются на городских кладбищах.
Медленными темпами в городе внедряется селективный сбор отходов, между тем, сортировка отходов, образующихся на территории жилищных комплексов, предприятий торговли, зрелищных и развлекательных комплексов представляет собой одно из перспективных направлений переработки отходов по сравнению с прямым вывозом и складированием их на полигоне ТБО.
Отсутствие заключенных договоров на безопасное размещение отходов на полигоне ТБО со стороны части частных домовладельцев, садоводческих товариществ, гаражных кооперативов является причиной сжигания отходов в жилых массивах города и захламления его территории.
2.1.6. Сельские поселения
В состав муниципального района Ишимбайский район входили 17 сельских поселений. Дальнейший ход реформ показал неравенство экономических возможностей сельских поселений. Наряду с сельскими поселениями, имеющими довольно развитую социальную инфраструктуру, на территориях которых имеются промышленные и крупные сельхозпредпрития, имелись и отсталые сельские поселения со слабой экономической базой. Да и по количеству жителей сельские поселения различались в разы.
В этих условиях было принято решение о преобразовании сельских поселений путем их объединения. Вместо 8-и сельских поселений были образованы 4 новых в соответствии с Законом Республики Башкортостан от 20 апреля 2005 года N 178-з "Об административно-территориальном устройстве Республики Башкортостан".
Новые сельские поселения образованы с учетом:
- природно-географических условий;
- содействия рациональному использованию природных ресурсов;
- развития социальной инфраструктуры данной территории;
- развития исконных видов хозяйственной деятельности населения;
- создания экономических и организационных условий для формирования и деятельности органов власти;
- наличия относительно крупного населенного пункта;
- возможности организации в границах данной территории минимально необходимых коммунально-бытовых и социально-культурных услуг местному населению;
- пешеходной и транспортной доступности административного центра.
В результате объединения сельских поселений:
- муниципальная собственность, расположенная на территории населенных пунктов закреплена в одних руках, принимаются единые и целевые решения по ее эффективному использованию и управлению;
- в перспективе объединенный бюджет сельского поселения позволяет концентрировать финансовые средства при решении конкретных проблем на местах.
Получена значительная экономия финансовых средств, которые направлены на реализацию полномочий, предусмотренных Федеральным Законом.
После принятия Закона Республики Башкортостан N 49-з от 19 ноября 2008 года "Об изменениях в административно-территориальном устройстве Республики Башкортостан в связи с объединением отдельных сельсоветов и передачей населенных пунктов" в состав муниципального образования Ишимбайский район входят 13 сельских поселений и 1 городское поселение.
Информация о наличии инженерных сетей в сельских поселениях отражена в таблице 1.
Таблица 1
Информация
о наличии инженерных сетей в сельских поселениях
N п/п |
Наименование поселения |
Наименование населенного пункта |
Наличие в населенном пункте центрального электроснабжения |
Наличие в населенном пункте центрального водоснабжения |
Наличие в населенном пункте центральной канализации |
Наличие в населенном пункте центрального теплоснабжения |
Наличие в населенном пункте центрального газоснабжения |
Численность населения в населенном пункте |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
Арметовский сельсовет |
с. Нижнеарметово |
да |
да |
нет |
нет |
нет |
730 |
2 |
Арметовский сельсовет |
д. Верхнеарметово |
да |
да |
нет |
да |
да |
485 |
3 |
Байгузинский сельсовет |
с. Кинзебулатово |
да |
нет |
нет |
нет |
нет |
1058 |
4 |
Байгузинский сельсовет |
д. Байгузино |
да |
да |
нет |
нет |
нет |
546 |
5 |
Байгузинский сельсовет |
д. Аникеевский |
да |
нет |
нет |
да |
да |
15 |
6 |
Байгузинский сельсовет |
д. Большебаиково |
да |
да |
нет |
нет |
нет |
51 |
7 |
Байгузинский сельсовет |
х. Кашалакбаш |
да |
нет |
нет |
да |
да |
42 |
8 |
Байгузинский сельсовет |
д. Кызыл-Юлдуз |
да |
нет |
нет |
нет |
нет |
13 |
9 |
Байгузинский сельсовет |
д. Малобаиково |
да |
нет |
нет |
нет |
нет |
126 |
10 |
Верхоторский сельсовет |
с. Верхотор |
да |
нет |
нет |
нет |
нет |
743 |
11 |
Верхоторский сельсовет |
х. Кузнецовский |
да |
нет |
нет |
нет |
нет |
82 |
12 |
Верхоторский сельсовет |
с. Ромадановка |
да |
нет |
нет |
нет |
нет |
89 |
13 |
Иткуловский сельсовет |
с. Верхнеиткулово |
да |
да |
нет |
да |
да |
891 |
14 |
Иткуловский сельсовет |
д. Авангард |
да |
нет |
нет |
нет |
нет |
4 |
15 |
Иткуловский сельсовет |
д. Азнаево |
да |
нет |
нет |
нет |
нет |
280 |
16 |
Иткуловский сельсовет |
д. Асиялан |
да |
нет |
нет |
нет |
нет |
39 |
17 |
Иткуловский сельсовет |
х. Подлесный |
да |
нет |
нет |
нет |
нет |
5 |
18 |
Иткуловский сельсовет |
с. Татьяновка |
да |
нет |
нет |
нет |
нет |
8 |
19 |
Иткуловский сельсовет |
д. Уразбаево |
да |
нет |
нет |
да |
нет |
638 |
20 |
Ишеевский сельсовет |
с. Ишеево |
да |
да |
нет |
да |
да |
1018 |
21 |
Ишеевский сельсовет |
д. Восток |
да |
да |
нет |
да |
да |
169 |
22 |
Ишеевский сельсовет |
д. Карасевка |
да |
нет |
нет |
нет |
нет |
110 |
23 |
Ишеевский сельсовет |
д. Октябрь |
да |
нет |
нет |
нет |
нет |
104 |
24 |
Ишеевский сельсовет |
д. Урняк |
да |
нет |
нет |
да |
да |
77 |
25 |
Ишеевский сельсовет |
д. Янги-Аул |
да |
нет |
нет |
да |
да |
115 |
26 |
Ишеевский сельсовет |
с. Ахмерово |
да |
да |
нет |
да |
да |
1007 |
27 |
Ишеевский сельсовет |
д. Канакаево |
да |
да |
нет |
да |
да |
871 |
28 |
Кузяновский сельсовет |
с. Кузяново |
да |
да |
нет |
нет |
нет |
918 |
29 |
Кузяновский сельсовет |
д. Кызыл Октябрь |
да |
нет |
нет |
нет |
нет |
34 |
30 |
Кузяновский сельсовет |
д. Рославка |
да |
нет |
нет |
нет |
нет |
0 |
31 |
Кузяновский сельсовет |
д. Искисяково |
да |
нет |
нет |
нет |
нет |
82 |
32 |
Кулгунинский сельсовет |
с. Кулгунино |
да |
нет |
нет |
нет |
нет |
898 |
33 |
Кулгунинский сельсовет |
д. Калу-Айры |
да |
нет |
нет |
нет |
нет |
176 |
34 |
Кулгунинский сельсовет |
д. Кабясово |
да |
нет |
нет |
нет |
нет |
41 |
35 |
Кулгунинский сельсовет |
д. Новосаитово |
да |
нет |
нет |
нет |
нет |
134 |
36 |
Кулгунинский сельсовет |
д. Старосаитово |
да |
нет |
нет |
нет |
нет |
195 |
37 |
Кулгунинский сельсовет |
д. Ялтаран |
да |
нет |
нет |
нет |
нет |
28 |
38 |
Макаровский сельсовет |
с. Макарово |
да |
нет |
нет |
нет |
нет |
933 |
39 |
Макаровский сельсовет |
с. Зигановка |
да |
нет |
нет |
нет |
нет |
64 |
40 |
Макаровский сельсовет |
д. Ибраево |
да |
нет |
нет |
нет |
нет |
145 |
41 |
Макаровский сельсовет |
д. Исякаево |
да |
нет |
нет |
нет |
нет |
250 |
42 |
Макаровский сельсовет |
д. Подгорный |
да |
нет |
нет |
нет |
нет |
24 |
43 |
Макаровский сельсовет |
д. Саргаево |
да |
нет |
нет |
нет |
нет |
64 |
44 |
Петровский сельсовет |
с. Петровское |
да |
да |
нет |
нет |
да |
2868 |
45 |
Петровский сельсовет |
д. Арметрахимово |
да |
нет |
нет |
нет |
нет |
350 |
46 |
Петровский сельсовет |
д. Бердышла |
да |
нет |
нет |
да |
да |
279 |
47 |
Петровский сельсовет |
д. Ишимово |
да |
нет |
нет |
нет |
нет |
128 |
48 |
Петровский сельсовет |
д. Калмаково |
да |
нет |
нет |
нет |
нет |
28 |
49 |
Петровский сельсовет |
д. Павловка |
да |
нет |
нет |
нет |
нет |
43 |
50 |
Петровский сельсовет |
д. Тимашевка |
да |
да |
нет |
да |
да |
405 |
51 |
Петровский сельсовет |
х. Соленый |
да |
нет |
нет |
нет |
нет |
10 |
52 |
Петровский сельсовет |
с. Васильевка |
да |
да |
нет |
да |
да |
745 |
53 |
Петровский сельсовет |
д. Алмалы |
да |
да |
нет |
да |
да |
94 |
54 |
Петровский сельсовет |
д. Гумерово |
да |
нет |
нет |
да |
да |
386 |
55 |
Сайрановский сельсовет |
с. Новоаптиково |
да |
да |
нет |
да |
да |
1631 |
56 |
Сайрановский сельсовет |
д. Арларово |
да |
нет |
нет |
нет |
нет |
241 |
57 |
Сайрановский сельсовет |
д. Биксяново |
да |
да |
нет |
да |
да |
490 |
58 |
Сайрановский сельсовет |
д. Маломаксютово |
да |
да |
нет |
нет |
нет |
239 |
59 |
Сайрановский сельсовет |
д. Хазиново |
да |
нет |
нет |
нет |
нет |
70 |
60 |
Сайрановский сельсовет |
с. Сайраново |
да |
нет |
нет |
нет |
нет |
351 |
61 |
Скворчихинский сельсовет |
с. Скворчиха |
да |
да |
нет |
да |
да |
435 |
62 |
Скворчихинский сельсовет |
д. Алакаево |
да |
нет |
нет |
нет |
нет |
119 |
63 |
Скворчихинский сельсовет |
с. Кинзекеево |
да |
нет |
нет |
нет |
нет |
318 |
64 |
Скворчихинский сельсовет |
д. Лесное |
да |
нет |
нет |
нет |
нет |
1 |
65 |
Скворчихинский сельсовет |
д. Михайловка |
да |
нет |
нет |
нет |
нет |
2 |
66 |
Скворчихинский сельсовет |
д. Новониколаевка |
да |
нет |
нет |
да |
да |
18 |
67 |
Скворчихинский сельсовет |
д. Осиповка |
да |
нет |
нет |
нет |
да |
12 |
68 |
Скворчихинский сельсовет |
х. Слободка |
да |
нет |
нет |
нет |
нет |
10 |
69 |
Скворчихинский сельсовет |
х. Торгаска |
да |
нет |
нет |
нет |
нет |
1 |
70 |
Скворчихинский сельсовет |
д. Юлдашево |
да |
нет |
нет |
нет |
нет |
21 |
71 |
Скворчихинский сельсовет |
д. Яшельтау |
да |
нет |
нет |
нет |
нет |
0 |
72 |
Урман-Бишкадакский сельсовет |
с. Урман-Бишкадак |
да |
да |
нет |
да |
да |
756 |
73 |
Урман-Бишкадакский сельсовет |
д. Карайганово |
да |
да |
нет |
да |
да |
285 |
74 |
Урман-Бишкадакский сельсовет |
д. Шихан |
да |
нет |
нет |
нет |
нет |
20 |
75 |
Урман-Бишкадакский сельсовет |
д. Яр-Бишкадак |
да |
да |
нет |
да |
да |
560 |
76 |
Урман-Бишкадакский сельсовет |
д. Новогеоргиевка |
да |
да |
нет |
нет |
нет |
85 |
77 |
Урман-Бишкадакский сельсовет |
с. Салихово |
да |
да |
нет |
нет |
нет |
674 |
78 |
Урман-Бишкадакский сельсовет |
д. Аптиково |
да |
да |
нет |
нет |
нет |
311 |
79 |
Урман-Бишкадакский сельсовет |
д. Богдановка |
нет |
нет |
да |
нет |
нет |
0 |
80 |
Урман-Бишкадакский сельсовет |
д. Козловский |
нет |
нет |
нет |
нет |
нет |
0 |
81 |
Урман-Бишкадакский сельсовет |
д. Новоивановка |
да |
да |
нет |
нет |
нет |
76 |
82 |
Янурусовский сельсовет |
с. Янурусово |
да |
да |
нет |
да |
да |
909 |
83 |
Янурусовский сельсовет |
д. Екатериновка |
да |
нет |
нет |
да |
да |
31 |
84 |
Янурусовский сельсовет |
д. Кияуково |
да |
нет |
нет |
да |
да |
163 |
85 |
Янурусовский сельсовет |
д. Михайловка |
да |
нет |
нет |
нет |
нет |
29 |
86 |
Янурусовский сельсовет |
х. Янги-Юрт |
да |
нет |
нет |
нет |
нет |
61 |
3. Основные цели и задачи Программы
Основной целью Программы является обеспечение устойчивого функционирования и развития систем коммунального# муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан, где основные мероприятия ориентированы на:
- привлечение бюджетных и внебюджетных средств в обеспечение комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;
- внедрение механизмов, обеспечивающих осуществление планируемого строительства новых, реконструкции и комплексного обновления (модернизации) существующих систем коммунальной инфраструктуры.
Основными задачами Программы являются:
1. Создание условий для развития жилищного фонда и осуществления комплексного освоения земельных участков под жилищное строительство:
- разработка и утверждение технических заданий на формирование проектов инвестиционных программ строительства новых, реконструкции и комплексного обновления (модернизации) существующих систем коммунальной инфраструктуры;
- проверка предложенных предприятиями коммунального комплекса инвестиционных и производственных программ строительства и модернизации систем коммунального комплекса;
- привлечение кредитных и инвестиционных средств в обеспечение реализации утвержденных инвестиционных и производственных программ;
- формирование тарифов на коммунальные услуги, утверждение размера надбавки к цене (тарифу) для потребителей и тарифа на подключение к сетям коммунального комплекса.
2. Повышение качества и надежности предоставления коммунальных услуг населению, возможность обеспечения наращивания и модернизации коммунальной инфраструктуры в местах существующей застройки для обеспечения целевых параметров улучшения их состояния и увеличения объемов жилищного строительства:
- сокращение количества аварий и отказов в работе оборудования;
- увеличение пропускной способности сетей;
- уменьшение потерь в системах коммунальной инфраструктуры;
- замена морально устаревшего и физически изношенного оборудования;
- обеспечение возможности подключения к существующим сетям новых застройщиков.
4. Основные пути решения проблемы
Проведенный поэтапный сбор и обработка исходных данных позволили получить обобщенную картину дальнейшего развития коммунальной инфраструктуры муниципального района.
Развитие инженерной инфраструктуры города
Дальнейшее развитие инженерной инфраструктуры планируется осуществлять в рамках разрабатываемого генерального плана развития города:
1. Многоквартирных жилых домов в районе Юрматы I очередь; 37 квартал; микрорайон N 9 (III очередь) - общая площадь 8 га;
2. Усадебная жилая застройка в жилых районах Кузьминовка, Перегонный, Юрматы II очередь - общая площадь 77,9 га;
3. Общественные здания, производственные базы, СТО автомобилей, автомойки, школы, детские сады (3) на 220 мест, центр здоровья, физкультурно-оздоровительный комплекс - общая площадь 11 га.
В области электроснабжения
Так как ранее предполагалось, что развитие города будет осуществляться в северной и прибельской частях, прирост нагрузки ожидался в этих районах, поэтому в этом районе была построена ПС 110\10 "Ишимбай". Когда приостановилось строительство объектов в северном районе города построенная ПС 110\10 "Ишимбай" оказалась не загружена. МУП "ИЭС" стали выполнять перевод нагрузки с ПС "Тайрук" на ПС "Ишимбай". На данный момент с ПС "Ишимбай" для городских сетей используются 4 фидера. Но это не решает полностью проблему загрузки ПС "Тайрук", т.к. на данный момент развитие жилищного строительства осуществляется в южной части города.
Единственная подстанция, питающая южную часть города (ПС Тайрук), на сегодняшний день полностью загружена. В связи с этим ОАО "Башкирэнерго" практически прекратило выдачу разрешений на отпуск мощности от данной подстанции для новых потребителей и вновь построенных объектов. При этом подавляющая часть ведущегося в городе строительства сосредоточена именно в южной части (пос. Юрматы, третья очередь 9-го микрорайона, строительство по Кинзебулатовскому шоссе и др.). Практически все дальнейшее развитие и застройка города планируются именно в зоне действия единственной южной подстанции - ПС Тайрук.
Кроме того, помимо жилой многоэтажной и частной застройки в ближайшее время планируется расширение количества объектов в зоне больничного городка поликлиники ИЗТМ (та же южная часть города): строительство роддома и т.д. А строительство объектов здравоохранения помимо дополнительных мощностей требует и повышенной категории надежности энергоснабжения. Рост нагрузки южного района планируется порядка 16-18 МВт.
В связи с изложенным считаем объективно необходимым предусмотреть в ближайших планах строительство новой питающей подстанции в южной части муниципального района Ишимбайский район, реконструкцию существующей ПС 110\35\10 кВ "Тайрук" для обеспечения нужд ближайшего развития и застройки города.
В области водоснабжения и водоотведения
Развитие рынка по оказанию услуг в области водоснабжения и водоотведения напрямую связано с социально-культурным и экономическим развитием Ишимбайского района и города Ишимбай.
Планируемые к освоению Генеральным планом новые площадки под строительство потребуют дополнительной нагрузки на системы водоснабжения и водоотведения. Прогнозируется увеличение числа пользователей услугами за счет нового строительства, а также за счет подключения к централизованным системам водоснабжения и водоотведения уже существующих районов (пос. Перегонный, пос. Кузьминовка, Смакаево, микрорайон частной застройки Юрматы и др.).
В этой связи мероприятия, намеченные данной программой, такие, как реконструкция Ишимбайского водозабора, модернизация и строительство магистральных водоводов и коллекторов, реконструкция городских очистных сооружений, позволяют увеличить объем оказываемых услуг как за счет увеличения производительности, так и за счет экономии ресурсов и сокращения потерь воды.
Настоящая Комплексная программа предусматривает рост объемов полезного отпуска продукции (услуг) и улучшение качества продукции. Рост годовых объемов по водоснабжению с 2011 по 2015 запланирован на 3,5%, по водоотведению на 3,6%.
Увеличение объемов полезного отпуска планируется достичь за счет сокращения количества аварий на сетях водопровода в 2 раза, а также сокращения потерь воды, связанных с ее транспортировкой.
Основное внимание в Комплексной программе уделяется качеству оказываемых услуг водоснабжения и водоотведения. Соответствие современным санитарно-эпидемиологическим и экологическим требованиям достигается путем применения современного оборудования и материалов трубопроводов, а также строительством новых технологических линий по обработке воды.
При оказании услуг водоотведения увеличение объемов транспортировки, очистки сточных вод и обработки осадка связано с увеличением объемов водоснабжения.
Мероприятия Комплексной программы предусматривают, в первую очередь, обеспечение пропускной способности системы водоотведения с увеличением на нее нагрузки при новом строительстве. Это достигается за счет нового строительства и модернизации магистральных коллекторов, для обеспечения возможности подключения к системе новых кварталов застройки и отдаленных территорий. Для улучшения эффективности очистки, поступающих на городские очистные сооружения стоков, требуется реконструкция БОС за счет использования резервных объемов первичных и вторичных отстойников и аэротенка. При этом главной задачей является качественное улучшение показателей очищенных сточных вод при сбросе в водоем за счет применения современных технологий и оборудования.
Программой предусмотрена система обезвоживания осадка и станция утилизации ила с использованием высокотехнологичных установок по обезвоживанию осадка. Кроме того, необходимо строительство полигона захоронения осадков.
В области газоснабжения
Проектирование и строительство вновь вводимых сетей газоснабжения:
1. В пос. Юрматы-2 в технических условиях на газификацию предусмотрено строительство ГРП, кроме того выданы технические условия N 343 от 27.05.2011 на строительство уличных газопроводов на газификацию 160 жилых домов.
2. В п. Перегонный в технических условиях на газификацию предусмотрено строительство ПГБ, СКЗ, технические условия N 2680 выданы 05.04.2010 г.
3. В п. Кузьминовка техническими условиями на газификацию для газоснабжения жилых домов предусмотрено строительство ПГБ и СКЗ.
4. В черте города в связи с точечной застройкой жилых домов, учитывая пропускную способность ГРС 1 и ГРС 2 строительство дополнительных газопроводов или увеличение диаметров существующих, не планируется.
В связи со старением существующих газорегуляторных пунктов, необходимостью замены оборудования, необходима замена ГРП на ПГБ, что сократит расходы на содержание сооружений и увеличит сроки эксплуатации зданий.
Также требуется выполнить телемеханизацию газорегуляторных пунктов. Целью телемеханизации является контроль технологических параметров (входное, выходное давление ГРП, температура помещений КИП и технологии, несанкционированное открытие дверей, срабатывание ПЗК), предотвращение аварийных ситуаций и обнаружение несанкционированного доступа к объекту газоснабжения.
В области вывоза и утилизации твердо-бытовых отходов
В перечне мероприятий Программы предусмотрены мероприятия по строительству нового полигона ТБО, внедрению в городе системы селективного сбора отходов, проведению работ по снижению захламления территории города со стороны частных домовладельцев, садовых обществ, гаражных кооперативов, санитарной очистке территории города от несанкционированных стихийных свалок.
5. Сроки и этапы реализации Программы
Программа реализуется в течение 2011 - 2015 годов.
6. Система программных мероприятий
Мероприятия Программы, взаимоувязанные по срокам, объемам и источникам финансирования, представлены в таблице N 2.
Администрация МР Ишимбайский район на основе анализа выполнения мероприятий Программы и оценки их эффективности в текущем году уточняет объем средств, необходимых для финансирования мероприятий Программы, а также при необходимости вносит дополнения и изменения как в Программу непосредственно, так и в мероприятия по ее реализации, предварительно согласовав их с Советом муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан.
Таблица N 2 не приводится
<< Назад |
||
Содержание Решение Совета муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан от 25 августа 2011 г. N 38/541 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.