Указ Президента Республики Башкортостан
от 29 ноября 1994 г. N УП-590
"О некоторых мерах по реализации законодательства
о несостоятельности (банкротстве) предприятий"
Указом Президента Республики Башкортостан от 15 декабря 2003 г. N УП-682 настоящий Указ признан утратившим силу
В целях реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий, проведения государственной политики по предотвращению несостоятельности (банкротства) предприятий и негативных социальных последствий, связанных с реорганизацией или ликвидацией неплатежеспособных предприятий и ликвидацией предприятий, признанных несостоятельными (банкротами), постановляю:
1. Установить, что Государственный комитет Республики Башкортостан по управлению государственной собственностью (далее - Госкомсобственность) представляет от имени Республики Башкортостан интересы собственника при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) в отношении государственных предприятий Республики Башкортостан, а также предприятий и организаций, в капитале которых имеется доля (вклад) Республики Башкортостан. В отношении муниципальных предприятий интересы собственника представляют районные и городские комитеты по управлению муниципальной собственностью.
2. Поручить Госкомсобственности выступать от имени Республики Башкортостан как кредитора при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) предприятий вне зависимости от их организационно-правовой формы и формы собственности в случае неисполнения предприятиями обязательств по платежам в республиканский бюджет или внебюджетные фонды.
3. Поручить Госкомсобственности подготовку по запросам Высшего арбитражного суда (далее - арбитражного суда) заключений о платежеспособности, а также о наличии признаков умышленного или фиктивного банкротства в отношении предприятия любых форм собственности.
4. Возложить на Госкомсобственность следующие функции:
- осуществление анализа финансового состояния предприятий (в том числе при подготовке планов их приватизации) и принятие решения о признании структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным; принятие решения о наличии реальной возможности у предприятия-должника восстановления или утраты своей платежеспособности. (Указанные решения принимаются вне зависимости от наличия установленных законодательством внешних признаков несостоятельности предприятия);
- принятие решения о необходимости проведения обязательной приватизации государственных предприятий, являющихся неплатежеспособными и имеющих неудовлетворительную структуру баланса (далее - предприятия-должники);
- принятие обязательного для предприятия-должника решения о внесении таким предприятием в арбитражный суд заявления о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве);
- обращение в арбитражный суд с заявлением о признании предприятия-должника несостоятельным (банкротом), если предприятие не подает такое заявление на основании принятого Госкомсобственностью решения;
- внесение в арбитражный суд ходатайства о проведении внешнего управления имуществом предприятия-должника, о проведении его санации;
- определение условий назначения внешнего управления имуществом предприятия-должника и условий участия государства в проведении санации предприятия-должника;
- принятие решения о добровольной ликвидации предприятия-должника, утверждение решения директора предприятия-должника о добровольной ликвидации и назначение конкурсного управляющего;
- принятие решения об обязательной продаже не имеющих утвержденного плана приватизации государственных предприятий-должников, структура баланса которых признана неудовлетворительной, а сами предприятия - неплатежеспособными;
- заключение и расторжение контрактов с руководителями государственных предприятий-должников, признанных неплатежеспособными и имеющих неудовлетворительную структуру баланса;
- организация работ по оценке стоимости активов предприятий-должников;
- определение, с согласия кредиторов, выраженного решением их собрания, условий и критериев конкурса и организация конкурса при назначении арбитражного управляющего;
- заключение договора с арбитражным управляющим, определяющего формы и пределы его ответственности перед собственником и кредиторами предприятия-должника, после назначения его арбитражным судом и с согласия кредиторов, выраженного решением их собрания;
- распоряжение средствами, выделенными из бюджета и внебюджетных фондов для проведения реорганизации, санации неплатежеспособных предприятий и ликвидации предприятий;
- контроль за целевым расходованием средств, выделенных в форме государственной финансовой поддержки для неплатежеспособных предприятий, в том числе за возвратностью средств, выделяемых на кредитной основе.
5. Установить, что неплатежеспособным предприятиям не может предоставляться государственная финансовая поддержка, если отсутствует хотя бы одно из следующих условий:
- наличие плана финансового оздоровления (бизнес-плана), предусматривающего мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержанию эффективной хозяйственной деятельности, согласованного и утвержденного в установленном порядке;
- наличие поданных в установленном порядке документов на приватизацию для предприятий, подлежащих обязательной приватизации;
- безусловное соблюдение целевого характера использования ранее предоставленной государственной финансовой поддержки.
Государственная финансовая поддержка не предоставляется неплатежеспособным предприятиям также в случае, если в течение трех лет до момента обращения предприятия за поддержкой ему уже предоставлялась такая поддержка (кроме предприятий, для которых установлены условия хозяйствования, не возмещающие их затрат на производство товаров, работ, услуг).
6. Установить, что средства, направляемые из республиканского бюджета на оказание государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям в целях восстановления их платежеспособности, поддержания эффективной хозяйственной деятельности, а также финансирования реорганизационных или ликвидационных мероприятий, отражаются в бюджете по статье дотации.
Министерству финансов Республики Башкортостан предусматривать в проектах республиканского бюджета выделение средств на финансирование указанных мероприятий в объемах, представленных Госкомсобственностью.
7. Госкомсобственности в двухмесячный срок приступить к ведению перечня неплатежеспособных предприятий.
8. Возложить на Кабинет Министров Республики Башкортостан и Госкомсобственность организацию подбора, подготовки и аттестацию лиц для назначения арбитражными и конкурсными управляющими, а также лицензирования деятельности юридических и физических лиц, связанной с продажей имущества предприятий - должников.
9. Утвердить прилагаемые к настоящему указу:
Положение о системе критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий;
Положение о порядке предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям и использования средств республиканского бюджета, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов в целях реорганизации, санации или ликвидации неплатежеспособных предприятий;
Положение о порядке принятия решений о добровольной ликвидации предприятий-должников;
Положение о порядке продажи государственных предприятий-должников.
10. Госкомсобственности в трехмесячный срок разработать и утвердить типовую форму плана финансового оздоровления (бизнес-план) неплатежеспособного предприятия, типовой договор на предоставление государственной финансовой поддержки, методические рекомендации по разработке планов финансового оздоровления, методические рекомендации по выявлению неплатежеспособных предприятий, нуждающихся в первоочередном предоставлении государственной финансовой поддержки; методические рекомендации по определению неплатежеспособных предприятий, подлежащих выводу из числа действующих в связи с их неэффективностью.
11. Установить, что предприятия, органы исполнительной власти и их должностные лица обязаны по запросу Госкомсобственности представлять документы и иную информацию, необходимую для осуществления функций, относящихся к компетенции Госкомсобственности.
12. Настоящий Указ вступает в силу со дня опубликования.
Президент
Республики Башкортостан |
М.Рахимов |
Уфа, Дом Республики
29 ноября 1994 года
N УП-590
Приложение N 1
к Указу Президента
Республики Башкортостан
от 29 ноября 1994 г.
N УП-590
Положение
о системе критериев для определения неудовлетворительной
структуры баланса неплатежеспособных предприятий
1. Показателями для оценки удовлетворительности структуры баланса предприятия являются:
коэффициент текущей ликвидности;
коэффициент обеспеченности собственными средствами;
коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности.
2. Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия. Коэффициент текущей ликвидности определяется как отношение фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов и прочих оборотных активов (сумма итогов II и III разделов актива баланса) к наиболее срочным обязательствам предприятия в виде краткосрочных кредитов банков, краткосрочных займов и различных кредиторских задолженностей (итог II раздела пассива баланса за вычетом строк 500, 510, 730, 735, 740).
2. Коэффициент обеспеченности собственными средствами определяется как отношение разности между объемами источников собственных средств (итог I раздела пассива баланса) и фактической стоимости основных средств и прочих внеоборотных активов (итог I раздела актива баланса) к фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, денежных средств, дебиторской задолженности и прочих оборотных активов (сумма итогов II и III разделов актива баланса).
3. Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности характеризует наличие реальной возможности у предприятия восстановить либо утратить свою платежеспособность в течение определенного периода.
Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности определяется как отношение расчетного коэффициента текущей ликвидности к его установленному значению. Расчетный коэффициент текущей ликвидности определяется как сумма фактического значения коэффициента текущей ликвидности на конец отчетного периода и изменения значения этого коэффициента между окончанием и началом отчетного периода в пересчете на установленный период восстановления (утраты) платежеспособности.
5. Основанием для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным, является выполнение одного из следующих условий:
коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода имеет значение менее 2;
коэффициент обеспеченности собственными средствами на конец отчетного периода имеет значение менее 0,1.
6. При наличии установленных в пункте 5 настоящего положения основания для признания структуры баланса неудовлетворительной, в случае, если коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности, определенный исходя из значения периода восстановления платежеспособности, равного 6 месяцам, и установленного значения коэффициента текущей ликвидности, равного 2, имеет значение больше единицы, может быть принято решение о наличии реальной возможности у предприятия восстановить свою платежеспособность.
При отсутствии установленных в пункте 5 настоящего положения оснований для признания структуры баланса неудовлетворительной, в случае, если коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности, определенный исходя из значения периода утраты платежеспособности, равного 3 месяцам, и установленного значения коэффициента текущей ликвидности. равного двум, имеет значение меньше единицы, может быть принято решение о том, что предприятие в ближайшее время не сможет выполнить свои обязательства перед кредиторами (утрате платежеспособности предприятия).
7. Решение о признании структуры баланса неудовлетворительной по основаниям, установленным пунктом 5 настоящего положения, может быть отложено на срок, определяемый Госкомсобственностью Республики Башкортостан, если в порядке, определенном абзацем 1 пункта 6 настоящего положения, установлено наличие реальной возможности восстановления платежеспособности предприятия.
8. Анализ баланса предприятия производится на основании:
- баланса за последний отчетный период, а также баланса на первое число текущего месяца (если дата составления этого баланса не совпадает с датой окончания последнего отчетного периода), представляемых руководством предприятия и заверенных в установленном порядке;
- баланса предприятия за последний отчетный период, представляемого налоговыми органами в случае непредставления в установленные сроки соответствующих документов руководством предприятия.
Информация, содержащаяся в полученных в указанном порядке документах, является достаточной для принятия решения по определению неудовлетворительной структуры баланса предприятия, осуществляемому с учетом возможного погашения всех государственных долгов предприятию.
Приложение N 2
к Указу Президента
Республики Башкортостан
от 29 ноября 1994 г.
N УП-590
Положение
о порядке предоставления государственной финансовой
поддержки неплатежеспособным предприятиям и использования
средств республиканского бюджета, отраслевых
и межотраслевых внебюджетных фондов в целях реорганизации
или ликвидации неплатежеспособных предприятий
1. Настоящее Положение определяет порядок предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям и использования средств республиканского бюджета, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов в целях реорганизации или ликвидации неплатежеспособных предприятий.
2. В порядке, определенном настоящим Положением. осуществляется государственное финансирование на безвозвратной или возвратной основе из республиканского бюджета и бюджетов различных уровней, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов, направленное на:
- восстановление платежеспособности или поддержание эффективной хозяйственной деятельности предприятия;
- финансирование реорганизационных или ликвидационных мероприятий, в том числе мероприятий, направленных на предотвращение негативных социальных последствия банкротств.
Далее по тексту под финансированием санационных мероприятий понимается выделение государственных ассигнований в рамках любого из указанных выше направлений.
3. Безвозвратные государственные ассигнования предоставляются исключительно на:
- финансирование непроизводственной деятельности, связанной с содержанием объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения;
- возмещение убытков конкретным предприятиям, если для них действующим законодательством установлены условия хозяйствования, при которых не обеспечивается возмещение затрат на производство товаров (работ, услуг), что может повлечь их банкротство;
- финансирование издержек по восстановлению платежеспособности предприятий, принимаемых на полное бюджетное финансирование в статусе, установленном действующим законодательством;
- финансирование ликвидационных процедур при недостаточности средств от продажи имущества должников.
Во всех остальных случаях государственная финансовая поддержка оказывается исключительно на возвратной основе.
Безвозмездные государственные ассигнования отражаются в пассиве баланса предприятия как целевые финансовые поступления и не могут влечь за собой изменения доли государства, а также его посредников (организаций-агентов) в уставном капитале предприятия.
4. Финансирование мероприятий, указанных в пункте 2 настоящего Положения, производится в соответствии с договором, заключаемым между органом исполнительной власти, осуществляющим финансирование, и Госкомсобственностью Республики Башкортостан, обеспечивающим контроль за целевым использованием средств и их возвратностью (в случае финансирования на кредитной основе), с одной стороны, и уполномоченной организацией (агентом) Кабинета Министров Республики Башкортостан - с другой.
5. Основаниями для предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям являются:
- выполнение требований, установленных в пункте 5 Указа Президента Республики Башкортостан от 29 ноября 1994 года N 590;
- наличие согласованного с Госкомсобственностью Республики Башкортостан плана-графика финансирования, необходимого для обеспечения запланированных санационных мероприятий;
- наличие средств соответствующих источников обеспечения санационных мероприятия.
В случаях, когда действующим законодательством предусмотрено внесение Госкомсобственностью Республики Башкортостан от имени собственника (должника, кредитора) ходатайств в арбитражный суд о проведении реорганизационных процедур, предусматривающих оказание государственной финансовой поддержки, Госкомсобственность не вправе заявлять указанные ходатайства при отсутствии хотя бы одного из указанных выше оснований.
6. Для получения ходатайства Госкомсобственности в арбитражный суд о применении реорганизационных процедур или согласия Госкомсобственности на проведение санационных мероприятия во внесудебном порядке орган (органы), намеренные финансировать санационные мероприятия, представляют в Госкомсобственность:
- документы, подтверждающие выполнение требований пункта 5 Указа Президента Республики Башкортостан от 29 ноября 1994 г. N 590;
- предварительно согласованный в установленном порядке план финансового оздоровления (бизнес-план);
- план-график финансирования санационных мероприятий;
- документы, подтверждающие наличие средств соответствующих источников обеспечения санационных мероприятий.
При решении вопроса о внесении ходатайства в арбитражный суд о применении реорганизационных процедур в отношении предприятия-должника указанные документы должны быть представлены в Госкомсобственность не позднее чем за 10 дней до истечения срока подачи соответствующего ходатайства.
7. Органом (органами), осуществляющим от имени государства финансирование санационных мероприятий, в зависимости от источников финансирования могут выступать:
- министерство финансов Республики Башкортостан;
- орган исполнительной власти Республики Башкортостан и органы местного самоуправления, уполномоченные распоряжаться средствами отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов, если источником финансирования являются указанные фонды.
В качестве уполномоченных организаций (органов) Кабинета Министров Республики Башкортостан, через которых осуществляется государственное финансирование санационных мероприятий, могут выступать банковские учреждения, инвестиционные компании и фонды, заключившие договор, предусмотренный в пункте 4 настоящего Положения.
8. Средства государственной финансовой поддержки подлежат перечислению в соответствии с согласованным планом-графиком и могут использоваться исключительно на финансирование мероприятия, предусмотренных утвержденным планом финансового оздоровления (бизнес-планом).
В случаях, когда государственная финансовая поддержка оказывается неплатежеспособному предприятию в порядке применения реорганизационных процедур при решении вопроса о признании его несостоятельным (банкротом), предусмотренные планом-графиком финансирования суммы стартовых платежей должны быть перечислены не позднее 5 дней до истечения срока подачи ходатайства о применении реорганизационных процедур в арбитражный суд.
9. В целях контроля за целевым использованием средств государственной финансовой поддержки, а также обеспечения возвратности средств, выделяемых в форме государственных кредитов, Госкомсобственность вправе назначить аудиторскую проверку деятельности уполномоченных организаций (агентов) в части надлежащего использования выделенных средств с привлечением независимых аудиторских фирм.
В случае, если установлено нецелевое или неэффективное использование государственных средств, выделенных на финансирование мероприятия, указанных в пункте 2 настоящего Положения, невыполнение плана-графика поступления средств, а также невозможность достижения поставленных целей, Госкомсобственность обязана прекратить осуществление (внести в арбитражный суд ходатайство о досрочном прекращении) указанных мероприятий.
Приложение N 3
к Указу Президента
Республики Башкортостан
от 29 ноября 1994 г.
N УП-590
Положение
о порядке принятия решений о добровольной ликвидации
предприятий-должников
Настоящее Положение определяет условия и порядок принятия решения о добровольной ликвидации предприятий-должников в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 ноября 1992 года "О несостоятельности (банкротстве) предприятий", Постановлением Верховного Совета Республики Башкортостан от 2 апреля 1993 года "О порядке применения на территории Республики Башкортостан Закона Российской Федерации от 19.11.1992 года "О несостоятельности (банкротстве) предприятий", Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 года N 2264 "О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.1994 года N 496 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий".
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер постановления Правительства Российской Федерации от 20.05.1994 года следует читать: "N 498", а не "N 496"
1. Добровольная ликвидация предприятий-должников осуществляется во внесудебном порядке по взаимному согласию между предприятием-должником и кредиторами в целях удовлетворения требований кредиторов и предотвращения негативных социальных последствий в связи с несостоятельностью (банкротством) предприятий.
Решение Госкомсобственности Республики Башкортостан о признании структуры баланса предприятия неудовлетворительной и об отсутствии реальной возможности восстановить его платежеспособность, принимаемое по результатам анализа экономического состояния предприятия на основании системы критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий, является основанием для подготовки к применению процедур добровольной ликвидации в отношении государственных предприятий, а также предприятий, в капитале которых доля (вклад) государственной собственности составляет более 25 процентов.
Если подготовка к применению процедур добровольной ликвидации государственного предприятия либо предприятия, в капитале которого имеется доля (вклад) государственной собственности, осуществляется по иным основаниям, руководитель предприятия обязан не позднее чем за 15 дней до момента проведения собрания кредиторов уведомить об этом Госкомсобственность и представить документы и сведения, определенные пунктами 2 и 8 статьи 5 Закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий".
2. В случае, если добровольная ликвидация предприятия инициируется Госкомсобственностью, начало подготовки к применению процедур добровольной ликвидации оформляется распоряжением Госкомсобственности после предварительного рассмотрения с республиканскими органами исполнительной власти, содержащим обязательное для руководителя предприятия предписание об исполнении установленных действий по добровольной ликвидации предприятия. Данное распоряжение в установленном порядке направляется руководителю предприятия.
3. Руководитель предприятия в течение трех дней с момента получения указанного распоряжения Госкомсобственности обязан:
- издать приказ об организации всех необходимых мероприятий по выполнению распоряжения Госкомсобственности;
- организовать проведение собрания кредиторов, назначить дату его проведения и разослать известным предприятию кредиторам соответствующие извещения;
- организовать проведение общего собрания (конференции) трудового коллектива, избирающего своего представителя для участия в процедурах добровольной ликвидации.
Изданный руководителем предприятия приказ направляется в адрес Госкомсобственности в день его выхода.
Собрание кредиторов проводится не позднее 15 дней с момента получения распоряжения Госкомсобственности. Дата проведения общего собрания (конференции) трудового коллектива назначается не позднее чем за 3 дня до проведения собрания кредиторов. Непроведение общего собрания (конференции) трудового коллектива не препятствует проведению собрания кредиторов.
4. В собрании кредиторов, созываемом в порядке, определенном в пункте 3 настоящего Положения, с правом голоса участвуют кредиторы, имеющие не обеспеченные залогом обязательства предприятия, срок исполнения которых наступил до момента проведения указанного собрания.
Госкомсобственность представляет на собрании кредиторов интересы государства в объеме суммарных обязательств предприятия перед республиканским бюджетом и внебюджетными фондами и при решении вопроса о добровольной ликвидации предприятия голосует с обязательным учетом мнения соответствующих отраслевого министерства (ведомства) и органа исполнительной власти Республики Башкортостан.
В собрании кредиторов участвуют руководитель предприятия, а также уполномоченный представитель трудового коллектива. К участию в собрании кредиторов могут быть приглашены представители органов исполнительной власти Республики Башкортостан, а также соответствующих отраслевого министерства (ведомства), финансового органа, Госкомсобственности, антимонопольного органа (в случае, если предприятие занимает доминирующее положение на республиканском рынке).
Порядок проведения собрания кредиторов определяется Примерным регламентом собрания кредиторов, утверждаемым Госкомсобственностью, если иной порядок не утвержден соглашением кредиторов.
Если в результате анализа экономического состояния предприятия Госкомсобственностью установлено наличие признаков умышленного или фиктивного банкротства предприятия, Госкомсобственность обязана проинформировать об этом собрание кредиторов. При этом в случае обнаружения признаков умышленного банкротства Госкомсобственность в установленном законодательством порядке предъявляет требования о признании недействительными сделок, совершенных с целью доведения предприятия до состояния банкротства, а при наличии признаков совершенного правонарушения направляет материалы в следственные органы.
В случае принятия собранием кредиторов решения о добровольной ликвидации предприятия указанное решение считается принятым руководителем предприятия и кредиторами совместно. Одновременно с принятием решения о добровольной ликвидации предприятия собрание кредиторов вправе предложить кандидатуру конкурсного управляющего.
Решение собрания кредиторов по вопросу добровольной ликвидации предприятия оформляется и направляется в Госкомсобственность в течение трех суток.
5. Госкомсобственность в течение трех суток с момента получения решения о добровольной ликвидации государственного предприятия утверждает указанное решение и назначает конкурсного управляющего с учетом предложения руководителя предприятия. Если собрание кредиторов предложило свою кандидатуру конкурсного управляющего, Госкомсобственность обязана назначить конкурсным управляющим лицо, предложенное собранием кредиторов.
В случае, если принято решение о добровольной ликвидации предприятия, в капитале которого имеется доля (вклад) государства, для утверждения указанного решения Госкомсобственность поручает руководителю предприятия организовать проведение собрания высшего органа предприятия, уполномоченного в соответствии с уставом предприятия принимать решение о его ликвидации (далее - уполномоченный орган). Собрание уполномоченного органа проводится не позднее 30 дней с момента принятия совместного решения о добровольной ликвидации предприятия в порядке, определенном уставом предприятия.
Госкомсобственность представляет на собрании уполномоченного органа интересы государства в объеме принадлежащей государству доли (вклада пакета акций), при этом полномочия любых иных лиц по представлению интересов государства на данном собрании недействительны. Госкомсобственность не вправе голосовать против утверждения решения о добровольной ликвидации предприятия за исключением случаев, когда в результате анализа экономического состояния предприятия выявлена фактическая платежеспособность предприятия либо реальная возможность ее восстановления, а также при наличии обстоятельств, указанных в абзаце пятом пункта 4 настоящего Положения.
Совместное решение руководителя предприятия и кредиторов о добровольной ликвидации предприятия в связи с отсутствием возможности восстановления его платежеспособности утверждается простым большинством от общего числа голосов. В случае, если уполномоченный орган не утверждает решение о добровольной ликвидации предприятия, он вправе принять решение о подаче предприятием заявления о признании его несостоятельным (банкротом) в арбитражный суд и обязать руководителя предприятия подать указанное заявление.
В случае утверждения решения о добровольной ликвидации предприятия уполномоченный орган назначает конкурсного управляющего с учетом предложения руководителя предприятия. Если собрание кредиторов предложило свою кандидатуру конкурсного управляющего, уполномоченный орган назначает конкурсным управляющим лицо, предложенное собранием кредиторов.
6. Если руководитель государственного предприятия в течение установленного срока не выполнил распоряжение Госкомсобственности о добровольной ликвидации предприятия либо если оно отклонено собранием кредиторов, Госкомсобственность издает распоряжение, содержащее обязательное для руководителя предприятия предписание о внесении в арбитражный суд заявления о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия.
Руководитель данного предприятия в течение двух недель после получения указанного распоряжения обязан представить в Госкомсобственность копию заявления в арбитражный суд о признании предприятия несостоятельным (банкротом) и документ, подтверждающий получение арбитражным судом указанного заявления. В случае, если в установленный срок указанные документы не представлены, Госкомсобственность подает в арбитражный суд заявление о признании данного предприятия несостоятельным (банкротом) самостоятельно.
7. Предприятие считается находящимся в процессе ликвидации с момента утверждения совместного решения руководителя предприятия и кредиторов о добровольной ликвидации предприятия. Объявление о добровольной ликвидации предприятия должно быть подано для опубликования в установленном порядке не позднее трех дней с момента утверждения указанного решения.
Начало осуществления ликвидационных мероприятий под контролем кредиторов откладывается на срок, установленный для подачи кредиторами заявления о несогласии с принятым решением о добровольной ликвидации предприятия в соответствии с пунктом 8 настоящего Положения.
8. Кредитор, не согласный с утвержденным решением о добровольной ликвидации предприятия, может заявить о своем несогласии с указанным решением, подав соответствующее заявление конкурсному управляющему.
Если в течение 20 дней с момента опубликования объявления о добровольной ликвидации предприятия конкурсным управляющим не получено ни одного заявления кредитора о несогласии с решением о добровольной ликвидации, решение о добровольной ликвидации считается согласованным всеми кредиторами.
Если в указанный срок конкурсным управляющим получено хотя бы одно заявление кредитора о несогласии с решением о добровольной ликвидации предприятия, осуществление ликвидационных мероприятий прекращается. При этом Госкомсобственность в соответствии с предоставленными ему полномочиями обязано принять меры по подаче заявления о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия в арбитражный суд.
9. Конкурсный управляющий формирует ликвидационную комиссию, которая не позднее 15 дней с момента начала осуществления ликвидационных мероприятий представляет в Госкомсобственность план ликвидации предприятия, разработанным в соответствии с типовым планом ликвидации предприятия, утвержденным Госкомсобственностью. В случае, если ликвидационная комиссия не представила в указанный срок план ликвидации предприятия, Госкомсобственность вправе самостоятельно разработать план ликвидации.
План ликвидации предприятия, согласованный с Госкомсобственностью, а в случае, если предприятие занимает доминирующее положение на республиканском рынке, - и с антимонопольным комитетом, представляется конкурсным управляющим на утверждение собрания кредиторов, созываемого им в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 51 Закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий".
10. План ликвидации предприятия должен содержать:
- полное наименование предприятия, юридический адрес и расчетный счет;
- сведения о размерах и структуре уставного капитала;
- сведения о финансовом состоянии предприятия, размерах и структуре его долга;
- перечень мероприятий по взиманию дебиторской задолженности, признанию или отклонению требований кредиторов, опротестованию сделок должника, ущемляющих интересы кредиторов;
- перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, подлежащих передаче соответствующим органам исполнительной власти и органам местного самоуправления;
- требования по разделению имущества ликвидируемого предприятия на лоты для продажи;
- способ (способы) продажи имущества ликвидируемого предприятия (имущественных лотов), а также их начальная цена;
- перечень условий, на которых осуществляется продажа имущества (имущественных лотов);
- перечень мероприятий по предотвращению негативных социальных последствий ликвидации;
- порядок осуществления расчетов с кредиторами и распределения денежных средств, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов.
К плану ликвидации прилагаются бухгалтерский баланс предприятия на момент принятия решения о добровольной ликвидации, а также список кредиторов с указанием сумм их требований.
11. Реализация (продажа) имущества ликвидируемого предприятия осуществляется в порядке, установленном планом ликвидации. Госкомсобственностью либо уполномоченным им посредником, если иное лицо не определено непосредственно планом ликвидации предприятия в соответствии с требованием собрания кредиторов.
Средства, вырученные от реализации имущества ликвидируемого предприятия, поступают на счет ликвидационной комиссии и направляются на удовлетворение требований кредиторов в порядке, определенном действующим законодательством.
12. Не позднее 15 дней с момента завершения продажи имущества ликвидируемого предприятия конкурсный управляющий обязан созвать заключительное собрание кредиторов и представить отчет о своей работе.
Собрание кредиторов принимает решение об утверждении ликвидационного баланса, отчета об использовании средств, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов, и о ликвидации предприятия.
В случае, если ликвидационный баланс не утвержден собранием кредиторов, кредиторы вправе в течение 15 дней назначить независимую аудиторскую проверку либо предъявить соответствующий иск конкурсному управляющему. Если в течение указанного срока ни одно из указанных действий не было осуществлено, ликвидационный баланс, представленный конкурсным управляющим, считается утвержденным.
Утвержденный в указанном порядке ликвидационный баланс представляется конкурсным управляющим в Госкомсобственность. Госкомсобственность одновременно с утверждением ликвидационного баланса сообщает в государственную налоговую инспекцию по месту нахождения предприятия о необходимости исключения его из Государственного реестра, а также уведомляет об этом орган, зарегистрировавший предприятие.
13. Собрание кредиторов осуществляет контроль за процессом добровольной ликвидации предприятия и действиями конкурсного управляющего в порядке, установленном действующим законодательством.
Обжалование действий конкурсного управляющего и ликвидационной комиссии осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством.
Приложение N 4
к Указу Президента
Республики Башкортостан
от 29 ноября 1994 г.
N УП-590
Положение
о порядке продажи государственных предприятий-должников
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет общий порядок продажи предприятий-должников, осуществляемой в рамках внесудебных процедур в целях предотвращения несостоятельности (банкротства) государственных предприятий и создания условий для наиболее полного удовлетворения требования кредиторов, и регулирует порядок продажи любого государственного предприятия, в отношении которого в соответствии с приложением N 1 к настоящему Указу принято решение о признании структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия-неплатежеспособным (далее именуется - предприятие-должник).
1.2. Продажа предприятий-должников, их активов, а также находящихся в государственной собственности долей (акций, паев) в капитале указанных предприятий осуществляется на основании решения об обязательной продаже, принимаемого Госкомсобственностью Республики Башкортостан.
1.3. Инициатива в принятии решения об обязательной продаже может принадлежать Госкомсобственности, предприятию-должнику, кредиторам, имеющим просроченные обязательства предприятия, прокурору, министерствам и ведомствам, органам местного самоуправления.
1.4. В случае установления фактической неплатежеспособности предприятия с учетом возможного погашения всех государственных долгов Госкомсобственность обязана принять решение об увольнении руководителя предприятия-должника как не соответствующего занимаемой должности и заключить договор подряда на управление предприятием-должником до его продажи новому собственнику с физическим лицом (управляющим), определяемым с учетом мнения соответствующего министерства, ведомства.
1.5. Указанный договор подряда должен предусматривать:
- обязательное согласование с Госкомсобственностью заключаемых от имени предприятия-должника сделок, приводящих к отчуждению либо обременению обязательствами основных фондов предприятия;
- запрет на внесение активов предприятия-должника в качестве оплаты уставного капитала создаваемых предприятий и организаций;
- материальную ответственность управляющего за долги предприятия, возникшие после заключения договора подряда;
- вознаграждение управляющего в размере вознаграждения руководителя предприятия-должника, а также доли прибыли, полученной предприятием-должником в период управления.
Сделки, заключенные управляющим от имени предприятия-должника с нарушением указанного порядка согласования, признаются недействительными в установленном порядке.
2. Продажа предприятий-должников
2.1. Под продажей предприятий-должников с сохранением юридического лица понимается продажа имущества предприятия, а также в полном объеме имущественных и личных неимущественных прав предприятий, осуществляемая в соответствии с процедурой, установленной настоящим Положением. Продажа предприятия-должника осуществляется на основании решения Госкомсобственности, которое может быть принято в отношении любых предприятий-должников, за исключением предприятий, приватизация которых запрещена Программой приватизации.
2.2. Объектом продажи предприятия-должника является единый имущественный комплекс предприятия (основные средства, другие долгосрочные вложения, оборотные средства и финансовые активы, пассивы, его имущественные права, права на объекты интеллектуальной собственности, личные неимущественные права). При продаже предприятия-должника за ним сохраняется статус юридического лица, земельный участок предприятия передается новому собственнику на правах пользования.
2.3. Из имущественного комплекса предприятия-должника при его продаже исключаются:
- имущество специального назначения, не подлежащее приватизации и передаваемое предприятию по специальному соглашению;
- объекты социально-коммунальной сферы, передаваемые в государственную или муниципальную собственность;
- объекты, не завершенные строительством. подлежащие продаже исключительно на денежных аукционах, при этом до 50% выручки подлежат перечислению предприятию-должнику для удовлетворения требований кредиторов.
2.4. Продажа предприятий-должников осуществляется на коммерческом или инвестиционном конкурсе открытого и закрытого вида без ограничения состава участников.
2.5. Правом участия в конкурсе обладают любые физические и юридические лица (в том числе иностранные), не являющиеся ограничиваемыми лицами (т.е. являющиеся покупателями в соответствии с законодательством о приватизации), своевременно подавшие документы, внесшие залог в размере 100 процентов от начальной цены предприятия и депонировавшие на счете продавца не менее 20 процентов просроченной кредиторской задолженности предприятия-должника.
2.6. Обязательными условиями конкурса являются:
- погашение не менее 20 процентов просроченной кредиторской задолженности предприятия-должника в срок не более одного месяца со дня заключения договора купли-продажи;
- обязательство по реорганизации предприятия-должника в месячный срок с момента заключения договора купли-продажи.
В условия конкурса могут быть также включены:
- сохранение деятельности предприятия по производству отдельных видов товаров (работ, услуг);
- сохранение численности рабочих мест;
- объем инвестиций в предприятие.
Приведенный перечень условий конкурса является исчерпывающим.
2.7. Начальная цена предприятия-должника при продаже по конкурсу определяется по данным бухгалтерских документов, на основании которых Госкомсобственностью принято решение о признании предприятия неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса. Начальная цена предприятия-должника не может быть менее 100 минимальных размеров оплаты труда.
2.8. Если в конкурсную комиссию поступила одна заявка, удовлетворяющая требованиям конкурса, предприятие-должник продается единственному участнику конкурса по заявленной им цене с учетом установленных ограничений.
Если в конкурсную комиссию не поступило ни одного заявления, либо конкурсная цена предприятия снизилась более чем на 30 процентов, конкурс объявляется несостоявшимся, а предприятие-должник или его имущество (активы) подлежат продаже по процедуре, установленной для продажи имущества ликвидируемого предприятия-должника.
2.9. Не позднее трех дней с момента подведения итогов конкурса продавец обязан заключить договор купли-продажи с покупателем. Право собственности переходит к покупателю с момента заключения договора купли-продажи. В течение месяца с момента заключения договора купли-продажи покупатель обязан осуществить необходимые юридические действия по реорганизации предприятия-должника в соответствии с действующим законодательством.
2.10. При наличии установленных ограничений на продажу предприятия-должника в виде закрепления в государственной собственности пакетов акций предприятие-должник подлежит преобразованию в установленном законодательством порядке в акционерное общество открытого типа. Передача закрепленных в государственной собственности пакетов акций в уставные капиталы холдинговых компаний не допускается, весь оставшийся после закрепления в государственной собственности пакет акций подлежит продаже. Проведение мероприятий, связанных с подготовкой и принятием указанных в настоящем пункте решений, осуществляется Госкомсобственностью.
3. Продажа имущества (активов) предприятий-должников
3.1. Продажа имущества (активов) ликвидируемого предприятия-должника осуществляется в случаях:
- если конкурс по продаже предприятия-должника с сохранением юридического лица признан несостоявшимся либо результаты конкурса аннулированы и не принято решение о проведении повторного конкурса;
- если Госкомсобственностью при принятии решения о признании предприятия неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса продажа предприятия-должника с сохранением его юридического лица признана нецелесообразной.
3.2. Решение Госкомсобственности о ликвидации предприятия-должника и продаже его активов доводится до сведения кредиторов предприятия, срок исполнения обязательств перед которыми наступил до момента принятия указанного решения.
Если в течение 30 дней с момента оповещения кредиторов не получено ни одного заявления кредиторов, не имеющих обеспеченных залогом обязательств предприятия, срок исполнения которых наступил, о несогласии с решением о ликвидации предприятия-должника и продаже его активов, указанное решение считается согласованным всеми кредиторами.
Если в указанный срок Госкомсобственностью получено хотя бы одно заявление кредитора, имеющего не обеспеченные залогом обязательства предприятия, срок исполнения которых наступил, о несогласии с решением о ликвидации предприятия-должника, процедуры, предусмотренные настоящим разделом, прекращаются. Госкомсобственность обязана принять меры по подаче заявления о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) указанного предприятия в арбитражный суд.
3.3. Для осуществления мероприятий по ликвидации предприятия-должника Госкомсобственность образует ликвидационную комиссию в составе специалистов по антикризисному управлению, представителей соответствующих министерств и ведомств, финансовых органов, других специалистов.
Ликвидационная комиссия в течение месяца с момента ее образования представляет Госкомсобственности план ликвидации предприятия-должника. Если в указанный срок план не будет представлен, Госкомсобственность разрабатывает план ликвидации самостоятельно.
План ликвидации предприятия-должника должен содержать:
полное наименование предприятия, юридический адрес и его счета;
сведения о размерах и структуре его активов;
сведения о финансовом состоянии предприятия, размерах и структуре его долга;
перечень мероприятия по взиманию дебиторской задолженности, признанию или отклонению требования кредиторов;
перечень объектов социально-коммунального назначения, подлежащих передаче в государственную или муниципальную собственность;
перечень иного имущества, не подлежащего продаже, и направления его использования;
требования по разделению имущества ликвидируемого предприятия на лоты для продажи;
способы продажи имущества и его начальную цену;
перечень условий продажи имущественных лотов;
перечень мероприятий по предотвращению негативных социальных последствий ликвидации предприятия;
порядок осуществления расчетов с кредиторами и распределения денежных средств, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов.
К плану ликвидации прилагается бухгалтерский баланс предприятия-должника на момент принятия решения о признании его неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса, а также список кредиторов с указанием суммы их требований.
Разделение имущества на лоты для продажи производится исходя из приоритетов сохранения производственных структур предприятия, производящих пользующуюся спросом конечную продукцию либо имеющих возможность перепрофилирования на выпуск такой продукции.
3.4. Продажа активов (имущественных лотов) ликвидируемых предприятий-должников осуществляется на аукционах, коммерческих или инвестиционных конкурсах в соответствии со способами, определенными планом ликвидации.
Правом приобретения активов ликвидируемого предприятия-должника обладают любые физические и юридические лица (в том числе иностранные), не являющиеся ограничиваемыми лицами, своевременно подавшие необходимые документы и внесшие залог в размере 100% от начальной цены имущественного лота.
Активы ликвидируемого предприятия-должника, не реализованные в соответствии с планом ликвидации, подлежат продаже на денежном аукционе в порядке, определяемом ликвидационной комиссией, при этом ограничение на цену продажи указанного имущества не устанавливается.
3.5. По результатам продажи каждого имущественного лота между продавцом и покупателем заключается договор купли-продажи. Право собственности на приобретенные имущественные лоты переходит к покупателю с момента заключения договора купли-продажи.
3.6. Средства, вырученные от реализации имущества ликвидируемого предприятия-должника, а также полученные за счет взимания дебиторской задолженности и опротестования сделок предприятия-должника, ущемляющих интересы кредиторов, поступающих в распоряжение ликвидационной комиссии и, за вычетом средств, необходимых для организации продажи имущества этого предприятия, направляются на осуществление мероприятий по ликвидации, а также удовлетворение требования кредиторов в порядке, установленном действующим законодательством.
3.7. Не позднее 15 дней с момента завершения продажи активов ликвидируемого предприятия-должника ликвидационная комиссия обязана представить ликвидационный баланс на утверждение Госкомсобственности. Утвержденный ликвидационный баланс является основанием для исключения предприятия-должника из реестра государственных предприятий.
4. Продажа находящихся в государственной собственности
долей (паев, акций) предприятий-должников
4.1. Продажа находящихся в государственной собственности долей (паев, акций) в капитале предприятий-должников осуществляется на основании соответствующих решений Госкомсобственности в случаях, если:
- продается весь оставшийся после закрепления в государственной собственности пакет акций акционерного общества открытого типа, образованного в результате преобразования предприятия-должника в соответствии с пунктом 2.10 настоящего Положения;
- реализуется ранее закрепленный в государственной собственности пакет акций акционерного общества открытого типа, образованного в процессе приватизации (на основании соответствующего решения органа, принимавшего решение о закреплении указанного пакета в государственной собственности), а также нереализованные пакеты акций акционерных обществ;
- осуществляется продажа находящихся в государственной собственности долей (паев, акций) иных предприятий.
Правила, установленные настоящим разделом Положения, распространяются на находящиеся в государственной собственности доли (паи, акции) в капитале предприятий-должников вне зависимости от размеров указанных долей.
4.2. В случае если ранее решением соответствующего органа пакет акций предприятия-должника был закреплен в государственной собственности, он подлежит уменьшению:
- при закрепленном пакете акций в размере более 38 процентов акция - до 25,5 процента акций с продажей всех высвобожденных акций;
- при закрепленном пакете акций, равном или меньшем 38 процентов акций, - одна акция из числа закрепленных конвертируется в "Золотую акцию" с продажей всех высвобожденных акций.
Решение о продаже находящихся в государственной собственности акций предприятия-должника прекращает ранее установленные полномочия любых лиц по управлению закрепленных в государственной собственности пакетом акций.
В случае если ранее закрепленные в государственной собственности пакеты акций предприятия-должника были переданы в доверительную собственность (траст), представитель государства вправе в установленном порядке потребовать расторжения договора траста и привлечения доверительного собственника к установленной законом и договором ответственности, если хотя бы одной из причин, повлекших неплатежеспособность предприятия, явились его неправомерные либо некомпетентные действия.
Нереализованные пакеты акций акционерных обществ, образованных в процессе приватизации, а также находящиеся в государственной собственности пакеты акций иных акционерных обществ открытого типа подлежат продаже в полном объеме.
4.3. Доли (паи, акции) в капитале товариществ и акционерных обществ закрытого типа, находящиеся в государственной собственности, подлежат продаже в полном объеме, при этом состав участников торгов ограничивается лицами, получившими в установленном порядке согласие остальных участников товарищества (общества) на приобретение указанной доли. В случае если торги признаются несостоявшимися либо их результаты аннулируются, уполномоченный орган вправе предпринять меры по определению и выделению находящейся в государственной собственности доли с последующей ее продажей в порядке, установленном действующим законодательством.
4.4. Продажа указанных в разделе 4 настоящего Положения долей (паев, акций) осуществляется на аукционе, проводимом в соответствии с процедурой, установленной действующим законодательством о приватизации, с учетом требований настоящего Положения.
4.5. По результатам продажи долей (паев, акций) в порядке, установленном действующим законодательством о приватизации, между продавцом и покупателем заключается договор купли-продажи.
Право собственности на приобретенные доли (пая, акции) переходит к покупателю с момента заключения договора купли-продажи.
4.6. Средства, вырученные в результате проведения аукционов, распределяются в соответствии с разделом 5 настоящего Положения.
5. Органы, осуществляющие продажу предприятий-должников.
Использование средств от продажи
5.1. Продажу предприятий-должников, а также имущества (активов) ликвидируемых предприятий-должников осуществляет Госкомсобственность или уполномоченное ею лицо.
5.2. Продажу долей (паев, акций) предприятий-должников осуществляет Госкомсобственность или уполномоченное ею лицо.
5.3. Средства от продажи предприятий-должников, имущества (активов) ликвидируемых предприятий-должников, а также находящихся в государственной собственности долей (паев, акций) направляются:
на целевое финансирование содержания объектов социально-культурной сферы предприятий-должников, передаваемых в государственную собственность Республики Башкортостан или муниципальную собственность;
на финансирование мероприятия по оздоровлению предприятий-должников и предотвращению негативных социальных последствий банкротств, в том числе на социальное страхование работников предприятий-должников, осуществление мероприятий по антикризисному управлению предприятиями-должниками, подготовку специалистов по антикризисному управлению;
органам, обеспечивающим и осуществляющим продажу предприятий-должников, их имущества (активов), а также акций (долей, паев).
При этом на целевое финансирование содержания объектов социально-культурной сферы направляется не менее 50 процентов указанных средств.
При распределении средств от продажи объектов, не завершенных строительством, исключенных из состава имущественного комплекса предприятий-должников, подлежат распределению 50 процентов средств, вырученных от продажи указанных объектов.
5.4. Установить следующие нормативы распределения средств, полученных от продажи государственных и муниципальных предприятий-должников (в процентах):
5.4.1. Распределение средств, полученных от продажи единого имущественного комплекса предприятия-должника (исключая имущество специального назначения, не подлежащее приватизации; объекты социально-коммунальной сферы, подлежащие передаче органам местного самоуправления; объекты не завершенные строительством):
- финансирование содержания объектов социально-культурной сферы предприятия-должника, передаваемых в муниципальную собственность - 50%;
- финансирование мероприятий по оздоровлению предприятия-должника и предотвращению негативных социальных последствий банкротства (в том числе на социальное страхование работников предприятия-должника, осуществление мероприятий по антикризисному управлению предприятием-должником, подготовку специалистов по антикризисному управлению) - 30%;
- финансирование мероприятий Госкомсобственности Республики Башкортостан по продаже предприятий-должников, их имущества (активов), а также акций (долей, паев) - 30%.
5.4.2. Распределение средств, полученных от продажи объектов, не завершенных строительством, исключенных из состава имущественного комплекса предприятия-должника:
- финансирование покрытия просроченной кредиторской задолженности предприятия-должника - 50%;
- финансирование мероприятий по предотвращению негативных социальных последствий банкротства, в том числе социального страхования работников предприятия-должника - 30%;
- финансирование мероприятий Госкомсобственности Республики Башкортостан по продаже объектов незавершенного строительства предприятия-должника - 20%.
6. Заключительные положения
6.1. Если на момент принятия решения об обязательной продаже государственного предприятия-должника в арбитражном суде рассматривается дело о несостоятельности (банкротстве) указанного предприятия Госкомсобственность обязана заявить в арбитражный суд ходатайство о проведении внешнего управления имуществом предприятия-должника.
В случае удовлетворения арбитражным судом ходатайства о проведении внешнего управления мероприятия по реализации указанного решения включаются в план проведения внешнего управления имуществом предприятия-должника.
6.2. Если производство по делу о несостоятельности (банкротстве) государственного предприятия возбуждается после принятия Госкомсобственностью решения об обязательной продаже предприятия-должника, Госкомсобственность обязана заявить в арбитражный суд ходатайство о приостановлении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) данного предприятия на срок, необходимый для реализации указанного решения, но не более чем на 6 месяцев.
6.3. В случае необходимости Кабинет Министров Республики Башкортостан принимает в дополнение к настоящему Положению нормативные акты по порядку продажи предприятий-должников.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указ Президента Республики Башкортостан от 29 ноября 1994 г. N УП-590 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий"
Настоящий Указ вступает в силу со дня опубликования
Текст Указа (без приложений) опубликован в "Ведомостях Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан", N 2 (32), февраль 1995 г., ст. 58
Текст приложений официально опубликован не был
Указом Президента Республики Башкортостан от 15 декабря 2003 г. N УП-682 настоящий Указ признан утратившим силу