Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава VIII
Организация государственной власти
1. Государственное Собрание Республики Башкортостан
Статья 79
Государственное Собрание - Курултай - Республики Башкортостан является высшим представительным и единственным законодательным органом Республики Башкортостан.
Статья 80
Государственное Собрание Республики Башкортостан состоит из двух Палат - Палаты Представителей и Законодательной Палаты.
Статья 81
Государственное Собрание Республики Башкортостан избирается сроком на четыре года.
Государственное Собрание Республики Башкортостан собирается на свое первое заседание на пятнадцатый день после избрания. Президент Республики Башкортостан может созвать заседание Государственного Собрания Республики Башкортостан ранее этого срока.
Первое заседание Государственного Собрания Республики Башкортостан открывает старейший по возрасту депутат.
Статья 82
Депутатом Государственного Собрания Республики Башкортостан может быть избран гражданин Республики Башкортостан, достигший 21 года, имеющий право участвовать в выборах.
Одно и то же лицо не может одновременно являться депутатом Палаты Представителей и депутатом Законодательной Палаты. Депутат Законодательной Палаты не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти.
Порядок выборов депутатов Государственного Собрания Республики Башкортостан устанавливается законом Республики Башкортостан.
Статья 83
Депутат Государственного Собрания Республики Башкортостан имеет право:
1) внесения законопроектов и предложений об их разработке;
2) запроса к любому органу или должностному лицу Республики Башкортостан; орган или должностное лицо, к которым обращен запрос, должны дать ответ на заседаниях Государственного Собрания Республики Башкортостан, его палат, комитетов и комиссий в установленный законом срок;
3) выступления на заседаниях палат, комитетов, комиссий;
4) выдвижения кандидатур на выборные должности в палатах, комитетах, комиссиях;
5) постановки вопросов о вызове любого должностного лица, гражданина в палаты, комитеты, комиссии;
6) участия в образовании и деятельности депутатских фракций и групп;
7) на иные действия, предусмотренные настоящей Конституцией и законами Республики Башкортостан.
Статья 84
Депутат Государственного Собрания Республики Башкортостан обладает депутатской неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий.
Вопрос о лишении депутатской неприкосновенности решается по представлению Прокурора Республики Башкортостан соответствующей палатой Государственного Собрания Республики Башкортостан на основании заключения ее комиссии, специально образуемой для данного случая.
Депутат Государственного Собрания Республики Башкортостан не может быть привлечен к юридической ответственности за высказанное мнение, за позицию при голосовании и другие действия, соответствующие статусу депутата.
Статья 85
Законодательная Палата - постоянно действующий законодательный орган Республики Башкортостан.
Депутаты Законодательной Палаты работают на профессиональной постоянной основе. Депутат Законодательной Палаты не может находиться на государственной службе, заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Заседания Палаты Представителей проводятся по мере необходимости, но не реже четырех раз в год.
Депутаты Палаты Представителей освобождаются от выполнения служебных или производственных обязанностей на определенный срок, необходимый для осуществления депутатской деятельности в Государственном Собрании, Палате Представителей, их комитетах и комиссиях, а также для выполнения иных депутатских полномочий.
Статья 86
Палата Представителей и Законодательная Палата заседают, как правило, раздельно.
Палаты собираются совместно для заслушивания посланий и докладов Президента Республики Башкортостан, посланий Конституционного Суда Республики Башкортостан, докладов Кабинета Министров Республики Башкортостан, выступлений представителей других государств, а также для рассмотрения иных вопросов в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Башкортостан.
Статья 87
Государственное Собрание Республики Башкортостан избирает Председателя Государственного Собрания Республики Башкортостан.
Председатель Государственного Собрания ведет заседания Государственного Собрания и ведает его внутренним распорядком.
Государственное Собрание Республики Башкортостан образует комитеты и комиссии, осуществляет по вопросам своего ведения депутатский контроль, проводит депутатские слушания и расследования.
Государственное Собрание Республики Башкортостан принимает регламент и постановления по вопросам организации и процедуры своей деятельности.
Статья 88
К ведению Государственного Собрания Республики Башкортостан относится:
1) принятие Конституции Республики Башкортостан, внесение в нее изменений;
2) принятие кодексов и законов Республики Башкортостан, внесение в них изменений;
3) определение совместно с Президентом Республики Башкортостан внутренней и внешней политики Республики Башкортостан;
4) решение вопросов, связанных с изменением границ Республики Башкортостан;
5) определение административно-территориального устройства Республики Башкортостан; образование новых районов и городов, их наименование и переименование;
6) утверждение государственного бюджета Республики Башкортостан и осуществление контроля за его исполнением; установление доходов, поступающих на образование государственного бюджета республики; решение вопросов финансового, валютного, кредитного и таможенного регулирования;
7) установление порядка организации и деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти Республики Башкортостан, органов местной власти и органов местного самоуправления; определение правового статуса общественных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Башкортостан;
8) обеспечение единства законодательного регулирования на всей территории Республики Башкортостан; осуществление законодательного регулирования отношений собственности, организации управления экономикой и социально-культурным строительством, -финансовой системы, оплаты труда и ценообразования, налогообложения, охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также других отношений;
9) избрание Председателя Государственного Собрания Республики Башкортостан;
10) дача согласия Президенту Республики Башкортостан на назначение Премьер-министра Республики Башкортостан;
11) решение вопросов о доверии Президенту Республики Башкортостан и об отставке Президента Республики Башкортостан;
12) решение вопроса о доверии Кабинету Министров Республики Башкортостан;
13) принятие решения о проведении республиканского народного голосования (референдума);
14) назначение выборов депутатов Государственного Собрания Республики Башкортостан, Президента Республики Башкортостан, депутатов представительных органов местной власти, утверждение Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан;
15) образование Комитета парламентского контроля Республики Башкортостан;
16) избрание Председателя, заместителя Председателя и других судей Конституционного Суда Республики Башкортостан;
17) избрание Верховного Суда Республики Башкортостан в составе Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан, его заместителей, председателей коллегий, судей Верховного Суда Республики Башкортостан; судей местных судов; утверждение Президиума и судебных коллегий Верховного Суда Республики Башкортостан;
18) избрание Высшего арбитражного суда Республики Башкортостан в составе Председателя Высшего арбитражного суда, его заместителей, председателей коллегий, судей арбитражного суда;
19) назначение Прокурора Республики Башкортостан;
20) назначение Уполномоченного Республики Башкортостан по правам человека;
21) ратификация и денонсация международных договоров Республики Башкортостан;
22) учреждение государственных наград Республики Башкортостан, установление специальных званий, классных чинов, почетных званий Республики Башкортостан;
23) издание актов об амнистии;
24) утверждение Указа Президента Республики Башкортостан о введении чрезвычайного положения;
25) отмена указов и распоряжений Президента Республики Башкортостан в случае их несоответствия Конституции Республики Башкортостан и законам Республики Башкортостан;
26) отмена противоречащих законодательству решений представительных органов местной власти районов и городов республиканского подчинения;
27) осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящей Конституцией и законами Республики Башкортостан.
Компетенция Палаты Представителей и Законодательной Палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан определяется законом о Государственном Собрании Республики Башкортостан.
Статья 89
Государственное Собрание Республики Башкортостан по вопросам, отнесенным к его ведению, принимает законы и постановления.
Статья 90
Для обеспечения деятельности Государственного Собрания Республики Башкортостан образуется Секретариат. Положение о Секретариате Государственного Собрания Республики Башкортостан, его структура и штатное расписание утверждаются Государственным Собранием Республики Башкортостан.
2. Президент Республики Башкортостан
Статья 91
Главой Республики Башкортостан является Президент Республики Башкортостан.
Президент Республики Башкортостан выступает гарантом прав и свобод человека и гражданина, соблюдения Конституции Республики Башкортостан и законов Республики Башкортостан, а также международных договоров и соглашений Республики Башкортостан, защищает государственный суверенитет, экономические и политические интересы Республики Башкортостан.
Президент как глава Республики Башкортостан является ее высшим должностным лицом, представляющим Республику Башкортостан внутри республики и в международных отношениях.
Статья 92
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 27 апреля 1998 г. N 12-П положения части первой статьи 92 Конституции Республики Башкортостан признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации
Президентом Республики Башкортостан может быть избран гражданин Республики Башкортостан не моложе тридцати пяти и не старше шестидесяти пяти лет, обладающий избирательным правом, проживающий на территории Республики Башкортостан не менее десяти лет и владеющий башкирским и русским языками.
Президент Республики Башкортостан избирается сроком на пять лет. Одно и то же лицо не может быть Президентом Республики Башкортостан более двух сроков подряд.
Статья 93
Президент Республики Башкортостан избирается гражданами Республики Башкортостан на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании в порядке, установленном законом.
Статья 94
При вступлении в должность Президент Республики Башкортостан приносит народу следующую присягу:
"Торжественно клянусь верно служить многонациональному народу Республики Башкортостан, укреплять и защищать ее суверенитет, строго следовать Конституции Республики Башкортостан и законам Республики Башкортостан, гарантировать права и свободы добросовестно выполнять возложенные на меня народом обязанности Президента Республики Башкортостан".
Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии депутатов Государственного Собрания Республики Башкортостан, членов Кабинета Министров Республики Башкортостан и судей Конституционного Суда Республики Башкортостан, Верховного Суда Республики Башкортостан, Высшего арбитражного суда Республики Башкортостан.
Статья 95
Президент Республики Башкортостан:
1) обеспечивает права и свободы человека и гражданина Республики Башкортостан, государственный суверенитет Республики Башкортостан, государственно-территориальную целостность республики, законность и правопорядок на ее территории;
2) обладает правом законодательной инициативы;
3) подписывает и обнародует законы Республики Башкортостан;
4) представляет не реже одного раза в год доклады Государственному Собранию Республики Башкортостан о положении в республике, обращается с посланиями к народу Республики Башкортостан и к Государственному Собранию Республики Башкортостан;
5) назначает Премьер-министра Республики Башкортостан с согласия Государственного Собрания Республики Башкортостан;
6) представляет Государственному Собранию Республики Башкортостан предложения об образовании и упразднении министерств и государственных комитетов Республики Башкортостан; назначает и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров, председателей государственных комитетов и руководителей ведомств Республики Башкортостан по представлению Премьер-министра Республики Башкортостан;
7) руководит деятельностью Кабинета Министров Республики Башкортостан;
8) принимает отставку Кабинета Министров Республики Башкортостан с согласия Государственного Собрания Республики Башкортостан;
9) опротестовывает и приостанавливает самостоятельно или по заключению Конституционного Суда Республики Башкортостан действие актов государственных органов Российской Федерации на территории Республики Башкортостан;
10) представляет Государственному Собранию Республики Башкортостан кандидатуры на пост Председателя Конституционного Суда Республики Башкортостан, Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан и Председателя Высшего арбитражного суда Республики Башкортостан, судей высших судебных органов, а также судей местных судов, представляет Государственному Собранию Республики Башкортостан кандидатуру для назначения на пост Прокурора Республики Башкортостан, а также входит в Государственное Собрание с представлением о его освобождении;
11) назначает Председателя Национального банка Республики Башкортостан;
12) принимает меры по обеспечению государственной и общественной безопасности Республики Башкортостан;
13) формирует и возглавляет Совет безопасности Республики Башкортостан, статус которого определяется законом Республики Башкортостан;
14) назначает и освобождает глав администраций районов и городов;
15) в интересах обеспечения безопасности граждан вводит, в соответствии с законом, чрезвычайное положение в Республике Башкортостан или в отдельных ее местностях с одновременным внесением принятого решения на утверждение Государственного Собрания в срок не позднее одних суток;
16) представляет Республику Башкортостан в отношениях с Российской Федерацией и другими республиками, а также в международных отношениях;
17) участвует от имени Республики Башкортостан в решении вопросов, предусмотренных Договором с Российской Федерацией, назначает и отзывает представителей Республики Башкортостан при высших органах государственного управления Российской Федерации и других республик, а также в иностранных государствах и международных организациях;
18) решает в соответствии с законом вопросы гражданства Республики Башкортостан и предоставления убежища;
19) осуществляет право помилования граждан, осужденных на основании законов Республики Башкортостан;
20) награждает государственными наградами Республики Башкортостан, присваивает специальные звания, классные чины и почетные звания Республики Башкортостан;
21) формирует аппарат Президента Республики Башкортостан;
22) осуществляет иные полномочия, возложенные на него настоящей Конституцией, законом о Президенте Республики Башкортостан и другими законами Республики Башкортостан.
Статья 96
Полномочия Президента Республики Башкортостан не могут быть использованы для роспуска либо приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти.
Статья 97
Президент Республики Башкортостан в пределах своих полномочий на основе и во исполнение действующего законодательства издает указы и распоряжения, проверяет их исполнение.
Указы и распоряжения Президента Республики Башкортостан не могут противоречить Конституции Республики Башкортостан и законам Республики Башкортостан. Указы и распоряжения Президента Республики Башкортостан обязательны к исполнению на всей территории Республики Башкортостан.
Президент Республики Башкортостан вправе отменять решения руководителей исполнительной власти на территории Республики Башкортостан, если они противоречат Конституции Республики Башкортостан и законам Республики Башкортостан, а также отстранять от исполнения обязанностей руководителей исполнительной власти в случае нарушения ими законодательства Республики Башкортостан.
Статья 98
Личность Президента Республики Башкортостан неприкосновенна и охраняется законом.
В случае нарушения Президентом Республики Башкортостан Конституции Республики Башкортостан и законов Республики Башкортостан, а также данной им присяги Государственное Собрание Республики Башкортостан по заключению Конституционного Суда Республики Башкортостан вправе выразить недоверие Президенту Республики Башкортостан, принять постановление об его отрешении от должности и назначить выборы нового Президента Республики Башкортостан в порядке, установленном законом.
Президент Республики Башкортостан может подать в отставку. Вопрос об отставке Президента решается Государственным Собранием Республики Башкортостан.
Статья 99
В случае отрешения Президента Республики Башкортостан от должности, отставки Президента Республики Башкортостан, а также в случае смерти Президента Республики Башкортостан в период до избрания нового Президента полномочия Президента Республики Башкортостан исполняет Премьер-министр Республики Башкортостан, а если это невозможно - Председатель Государственного Собрания Республики Башкортостан.
3. Кабинет Министров Республики Башкортостан
Статья 100
Кабинет Министров Республики Башкортостан - Правительство Республики Башкортостан - является органом исполнительной власти, подотчетным Государственному Собранию Республики Башкортостан и Президенту Республики Башкортостан.
Статья 101
Кабинет Министров Республики Башкортостан формируется Президентом Республики Башкортостан. Премьер-министр Республики Башкортостан назначается Президентом Республики Башкортостан с согласия Государственного Собрания Республики Башкортостан. Заместители Премьер министра Республики Башкортостан, министры, председатели государственных комитетов и руководители ведомств Республики Башкортостан назначаются и освобождаются от должности Президентом Республики Башкортостан по представлению Премьер-министра Республики Башкортостан.
По представлению Премьер-министра Республики Башкортостан Президент Республики Башкортостан может включить в состав Правительства Республики Башкортостан руководителей других органов и организаций Республики Башкортостан.
Члены Кабинета Министров Республики Башкортостан не могут быть депутатами Законодательной Палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан и представительных органов местной власти Республики Башкортостан, занимать какую-либо иную государственную должность, входить в состав руководящих органов коммерческих предприятий, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Статья 102
Вновь образованный Кабинет Министров Республики Башкортостан представляет на рассмотрение Президента Республики Башкортостан и Государственного Собрания Республики Башкортостан программу предстоящей деятельности на срок своих полномочий.
Кабинет Министров Республики Башкортостан не реже одного раза в год отчитывается о своей работе перед Государственным Собранием Республики Башкортостан.
Предложения о доверии Кабинету Министров Республики Башкортостан может внести группа депутатов Государственного Собрания Республики Башкортостан в составе не менее 30 депутатов. Вопрос о доверии Кабинету Министров Республики Башкортостан может поставить перед Государственным Собранием также Президент Республики Башкортостан. Решение принимается большинством голосов от общего числа депутатов Палаты Представителей и большинством голосов от общего числа депутатов Законодательной Палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан.
В случае принятия Государственным Собранием Республики Башкортостан решения о недоверии Кабинету Министров Республики Башкортостан Президент Республики Башкортостан распускает Правительство Республики Башкортостан путем принятия постановления об отставке Кабинета Министров Республики Башкортостан.
При отставке Кабинета Министров Республики Башкортостан Президент Республики Башкортостан обязан сформировать в двухнедельный срок новое Правительство Республики Башкортостан.
Статья 103
Кабинет Министров Республики Башкортостан проводит выработанную Государственным Собранием Республики Башкортостан и Президентом Республики Башкортостан внутреннюю и внешнюю политику Республики Башкортостан.
Кабинет Министров Республики Башкортостан правомочен решать вопросы государственного управления, отнесенные к ведению Республики Башкортостан, поскольку они не входят согласно Конституции Республики Башкортостан и законам Республики Башкортостан в компетенцию Государственного Собрания Республики Башкортостан и Президента Республики Башкортостан.
В пределах своих полномочий Кабинет Министров Республики Башкортостан:
1) осуществляет управление экономическими процессами, создает условия для свободного предпринимательства на основе рационального сочетания всех форм собственности для формирования и реализации регулирующих механизмов рыночной экономики;
2) осуществляет меры по укреплению денежной и кредитной системы, проведению единой политики цен, обеспечению гарантий законодательно установленного минимального уровня оплаты труда и социального обеспечения;
3) организует разработку и исполнение государственного бюджета Республики Башкортостан, а также прогнозов экономического и социального развития Республики Башкортостан и важнейших республиканских программ; определяет объем и порядок поставок продукции (товаров) для государственных нужд;
4) осуществляет меры по развитию науки, техники и технологии, рациональному использованию, охране и воспроизводству природных ресурсов;
5) осуществляя единую государственную политику, координирует разработку и реализацию государственных программ, направленных на сохранение и развитие культурных ценностей народов республики, удовлетворение культурных потребностей граждан, обеспечение и защиту конституционного права граждан на образование, преемственность и разнообразие форм образования, организацию охраны здоровья населения, обеспечение поддержки наименее социально защищенных групп населения, реализацию социальных гарантий граждан, обеспечение устойчивого функционирования государственной службы занятости и рациональное использование трудовых ресурсов;
6) осуществляет меры по защите интересов Республики Башкортостан, охране общественного порядка, обеспечению и защите прав и свобод граждан; принимает меры по обеспечению государственной безопасности и обороноспособности;
7) осуществляет руководство в области отношений Республики Башкортостан с другими государствами;
8) осуществляет руководство органами государственного управления;
9) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящей Конституцией и законами Республики Башкортостан.
Статья 104
Кабинет Министров Республики Башкортостан на основе и во исполнение законов Республики Башкортостан и иных решений Государственного Собрания Республики Башкортостан, указов и распоряжений Президента Республики Башкортостан, а также законов Российской Федерации и иных решений Федерального Собрания Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Кабинета Министров Российской Федерации, принятых по вопросам, переданным Республикой Башкортостан по Договору в ведение Российской Федерации, издает постановления и распоряжения и контролирует их исполнение. Постановления и распоряжения Кабинета Министров Республики Башкортостан обязательны к исполнению на всей территории Республики Башкортостан.
Статья 105
Кабинет Министров Республики Башкортостан в пределах своей компетенции имеет право вносить предложения Президенту Республики Башкортостан об отмене постановлений и распоряжений глав районной и городской администрации.
Кабинет Министров Республики Башкортостан имеет право отменять акты министерств, государственных комитетов Республики Башкортостан, других подведомственных ему органов.
Статья 106
Кабинет Министров Республики Башкортостан объединяет и направляет работу министерств, государственных комитетов Республики Башкортостан и других подведомственных ему органов.
Министерства, государственные комитеты и другие органы государственного управления Республики Башкортостан руководят порученными им отраслями управления или осуществляют межотраслевое управление, подчиняясь Кабинету Министров Республики Башкортостан и Президенту Республики Башкортостан.
Министерства, государственные комитеты и другие органы государственного управления Республики Башкортостан несут ответственность за состояние и развитие порученных им сфер и отраслей управления.
Статья 107
Структура Кабинета Министров Республики Башкортостан, компетенция, порядок деятельности и отношения Кабинета Министров Республики Башкортостан с другими государственными органами Республики Башкортостан, с государственными органами Российской Федерации, других республик определяются законом о Кабинете Министров Республики Башкортостан.
<< Статья 78 Статья 78 |
Глава IX. >> Местная власть (ст.ст. 108-113) |
|
Содержание Конституция Республики Башкортостан от 24 декабря 1993 г. N ВС-22/15 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.