Постановление Совета Министров Республики Башкортостан
от 8 октября 1993 г. N 425
"Об утверждении Правил бытового обслуживания населения
в Республике Башкортостан"
Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 10 февраля 1998 г. N 20 настоящее постановление признано утратившим силу
Во исполнение Закона Республики Башкортостан "О защите прав потребителей в Республике Башкортостан" от 1.04.93 г. N ВС-17/31 Совет Министров Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить "Правила бытового обслуживания населения в Республике Башкортостан" (прилагаются).
2. Принять к сведению, что в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 8 июля 1993 года N 536 "Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации" признаны утратившими силу "Правила бытового обслуживания населения в РСФСР", утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 2 января 1989 г. N 1.
Председатель
Совета Министров
Республики Башкортостан |
А.Копсов |
Управляющий Делами
Совета Министров
Республики Башкортостан |
Р.Хайбуллин |
Уфа,
8 октября 1993 года
N 425
Правила
бытового обслуживания населения в Республике Башкортостан
(утв. постановлением Совета Министров Республики
Башкортостан от 8 октября 1993 г. N 425)
I. Общие положения
1. Правила бытового обслуживания населения в Республике Башкортостан разработаны на основании Закона Республики Башкортостан "О защите прав потребителей в Республике Башкортостан" и регулируют отношения между потребителями и исполнителями в сфере бытовых услуг.
2. Правила распространяются на всех юридических лиц, независимо от организационно-правовых форм, а также граждан-предпринимателей, занимающихся оказанием бытовых услуг (выполнением работ) на территории Республики Башкортостан.
Исключение составляют юридические лица и граждане-предприниматели, занимающиеся грузовыми перевозками для населения, техническим обслуживанием и ремонтом транспортных средств, принадлежащих гражданам, оказывающие услуги ломбардов и камер хранения, услуги по устранению недостатков в приобретенных в торговой сети изделиях в период гарантийного срока их эксплуатации, а также обслуживающие потребителей по отдельным видам бытовых услуг (работ) в соответствии с иными правилами, утвержденными Советом Министров Республики Башкортостан. Правила устанавливают права потребителей на получение бытовых услуг (выполнение работ) надлежащего качества и в назначенные сроки, на получение информации об услугах (работах) и их исполнителях, на обеспечение безопасности жизни и здоровья потребителей, определяют порядок приема и оформления заказов, расчетов с потребителем, обязанности и имущественную ответственность исполнителей.
3. Если исполнители, наряду с изготовлением одежды, головных уборов, мебели, кожгалантерейных, металлических и др.изделий по индивидуальным заказам граждан, осуществляют изготовление изделий в порядке массового или серийного производства без предварительного заказа потребителем и последующую их реализацию, то их отношения с потребителями (включая требования к качеству изделий, гарантии, меры ответственности и другое) регулируются в порядке, установленном разделом II "Защита прав потребителей при продаже товара" Закона Республики Башкортостан "О защите прав потребителей в Республике Башкортостан".
4. Предприятия, оказывающие услуги (выполняющие работы), обязаны иметь вывеску с указанием профиля и форм организации их деятельности, фирменного наименования, если оно имеется, юридического адреса (местонахождение собственника) и информацию о режиме работы.
Гражданин-предприниматель должен предоставлять информацию о регистрации и наименовании органа, его зарегистрировавшего, а также информацию о стандарте, обязательные требования которого распространяются на оказываемые услуги (выполняемые работы), сведения об их сертификации.
5. Исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю в наглядной и доступной форме об оказываемых услугах (выполняемых работах), форме и порядке оплаты услуг (работ), включая и те случаи, когда обслуживание производится вне постоянного места нахождения предприятия - во временных помещениях, передвижными приемными пунктами, выездными бригадами и тому подобное.
В помещении предприятия, где производится прием заказов, эта информация должна находиться в удобном для обозрения потребителем месте и в обязательном порядке содержать:
- Правила бытового обслуживания населения в Республике Башкортостан:
- извлечения (выписки) из Закона Республики Башкортостан "О защите прав потребителей в Республике Башкортостан":
- нормативные документы органов местной администрации по вопросам бытового обслуживания населения:
- сведения об органе по защите прав потребителей при местной администрации:
- перечень основных видов услуг (работ) и форм их предоставления, а также сопутствующих и других услуг (работ), предоставляемых по желанию потребителя:
- наименование стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать качество услуг (работ) и обслуживания потребителей, а также гарантийные обязательства исполнителя услуг (работ):
- прейскуранты (выписки из прейскурантов) либо цены на предоставляемые виды услуг (работ), а также цены на используемые при этом материалы, запасные части и фурнитуру исполнителя (обозначенные на их образцах):
- лицензию на право оказания данной услуги (работы), если лицензирование предусмотрено законодательством Республики Башкортостан:
- режим работы, юридический адрес и номера телефонов исполнителя, учредителя или собственника:
- книга отзывов:
- журнал учета спроса на бытовые услуги:
- информация о льготах и преимуществах, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации и Республики Башкортостан для отдельных категорий потребителей:
- образцы предлагаемых потребителю материалов и фурнитуры-образцы типовых договоров, квитанций, расписок и других документов, удостоверяющих прием заказа исполнителем и оплату услуг (работ) потребителем:
- витрины (журналы мод, альбомы) с образцами (моделями) рекомендуемых потребителю изготовляемых изделий (выполняемых работ).
Если предоставление ненадлежащей информации (недостоверной или недостаточно полной) об услуге (работе), а также об исполнителе повлекло:
оказание услуг (выполнение работ), не обладающей необходимыми потребителю свойствами - он вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения причиненных ему убытков;
причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя - последний вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения причиненных ему убытков в полном объеме, если законодательными актами Республики Башкортостан не предусмотрена более высокая ответственность.
II. Прием и оформление заказов
6. Исполнитель принимает заказы на услуги (работы), которые соответствуют профилю его деятельности.
Заказы на услуги (работы) принимаются непосредственно на предприятиях, в их филиалах, либо в приемных пунктах по месту работы, учебы, отдыха и жительства потребителей, а также по телефону (в том числе автоматическими установками) и по почте.
7. Заказы на оказание услуги (выполнение работы) оформляются договором (квитанцией) или иным документом установленной формы, в котором заполняются все указанные в нем реквизиты:
- юридический адрес исполнителя, фамилия и инициалы заказчика, его телефон или адрес:
- дата приема заказа, сроки начала и окончания исполнения заказа, сумма аванса (полная сумма), подписи принявшего и сдавшего заказ;
- вид услуги (работы), полное наименование материалов (вещи) исполнителя и потребителя, их стоимость и количество, необходимое для оказания услуги (выполнение работы), заводской номер сдаваемого в ремонт изделия;
- другие реквизиты. Прием заказов на изготовление изделий
производится по журналам мод или образцам, а также по эскизам потребителя. По его желанию, подтвержденному подписью, могут быть сделаны согласованные с исполнителем отступления от образцов и технологии изготовления изделия, если они не угрожают безопасности жизни и здоровью потребителя, окружающей среде, а также не причиняют вреда имуществу потребителя.
Заказы на услуги, не связанные с приемом материала (вещи) потребителя, а также на услуги, оказываемые в присутствии потребителя, могут оформляться путем выдачи жетона, талона, кассового чека и тому подобного.
8. Условия договора или иного документа, которым оформляется заказ, ущемляющие права потребителей по сравнению с предусмотренными Законом Республики Башкортостан "О защите прав потребителей в Республике Башкортостан" и настоящими Правилами, признаются недействительными.
Если в результате применения условий договора, ущемляющих права потребителя, у него возникли убытки, то они подлежат возмещению исполнителем в полном объеме, в том числе и убытки, причиненные нарушением прав потребителей на свободный выбор видов услуг (работ).
9. Исполнитель (изготовитель) не вправе навязывать потребителю дополнительные виды услуг (работ), предоставляемых за плату, а также обуславливать исполнение одних услуг (работ) обязательным исполнением других. Оказание услуг (выполнение работ) с применением форм срочного обслуживания (со взиманием надбавки за срочность), оказание сопутствующих услуг (апретирование, антимолевая и другая обработка вещей при их химической чистке и другое) могут производиться потребовать возврат сумм, уплаченных за дополнительные услуги (работы), оказанные (выполненные) без его согласия.
10. Потребитель вправе расторгнуть договор об оказании услуги (выполнении работ) во всякое время, уплатив исполнителю вознаграждение за выполненную работу и возместив ему прямые убытки, причиненные расторжением договора.
После выполнения (или аннулирования) заказа исполнитель обязан представить потребителю отчет о расходовании оплаченных им материалов и возвратить их остатки, а также замененные (неисправные) узлы и детали.
11. Исполнитель отвечает за сохранность и правильное использование передаваемых ему потребителем материалов и (вещей).
В случае полной или частичной утраты (повреждения) материала (вещей), принятого от потребителя, исполнитель обязан в трехдневный срок заменить его однородным материалов (вещью) аналогичного качества, а при отсутствии таковых - возместить потребителю двукратную стоимость утраченного (поврежденного) материала (вещи), а также расходы, понесенные потребителем. В случае полной или частичной утраты (повреждения) материала (вещи) потребителя исполнитель обязан по желанию потребителя незамедлительно возобновить договор и изготовить изделие из однородного материала (вещи) в кратчайший технически возможный срок.
Исполнитель освобождается от ответственности за полную или частичную утрату (повреждение) материала (вещи), принятого от потребителя, если потребитель был предупрежден исполнителем о его особых свойствах, которые могут повлечь его утрату (повреждение). Незнание исполнителем указанных свойств не освобождает его от ответственности.
Исполнитель обязан своевременно предупредить потребителя:
- о непригодности или недоброкачественности материала (вещи), полученного от потребителя;
- о том, что выполнение указаний потребителя и иные обстоятельства, зависящие от последнего, грозят годности или прочности выполняемой работы;
- об условиях эффективного и безопасного пользования изготовленными (отремонтированными, обработанными) изделиями и результатами других услуг (работ);
- о наличии иных, не зависящих от исполнителя обстоятельств, которые угрожают качеству оказываемой потребителю услуги (выполняемой работы).
Если потребитель, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны исполнителя, в соразмерный срок не заменит непригодный или недоброкачественный материал, не изменит указаний о способе выполнения работы либо не устранит иных обстоятельств, грозящих ее годности или прочности, исполнитель вправе расторгнуть договор и взыскать причиненные убытки.
Если исполнитель не предупредил потребителя о непригодности или недоброкачественности материала (вещей), невозможности выполнения указаний потребителя о способе выполнения работ, а также о наличии иных, не зависящих от исполнителя обстоятельств, грозящих ее годности и прочности, и не указал об этом в документе установленной формы, он несет ответственности за ненадлежащее исполнение заказа.
12. При утере договора (квитанции) или иного документа, которым оформляется заказ, потребитель обязан известить об этом исполнителя.
В этом случае указанное в договоре изделие выдается по письменному заявлению потребителя с предъявлением паспорта или иного документа, удостоверяющего его личность.
III. Оказание услуг (выполнение работ)
13. Исполнитель обеспечивает:
- соблюдение режима работы, установленного решением соответствующего органа местной администрации для государственных и муниципальных предприятий или объявленного собственником по согласованию с местной администрацией для предприятий иных организационно-правовых форм;
- оказание услуг (выполнение работ) надлежащего качества, соответствующего обязательным требованиям стандартов, условиям, заключенного с потребителем договора, обычно предъявляемым требованиям, а также информации об оказываемых услугах (выполняемых работах);
- безопасность изготовленных (отремонтированных) изделий в течение установленного срока их эксплуатации и других оказанных услуг (выполненных услуг);
- выполнение гарантийных обязательств на изготовленные (отремонтированные) изделия, здания (жилье) и другое в течение сроков, предусмотренных в стандартах. Эти сроки исчисляются со дня получения заказа (выполненной работы) потребителем, а в случае несвоевременного его получения по вине потребителя - со дня, следующего за десятым днем установленного договором срока (дня) исполнения заказа (работы).
14. Исполнитель обязан оказать услугу (выполнить работу) в сроки, установленные нормами и правилами оказания отдельных видов услуг (выполнения отдельных видов работ) или договором.В договоре (квитанции) может предусматриваться срок оказания услуги (выполнения работы), если нормами и правилами они не предусмотрены, а также срок меньшей продолжительности, чем установленный нормами и правилами.
Срок исполнения заказа исчисляется начиная со следующего дня после календарной даты приема заказа. Если начало и конец срока исполнения заказа приходится на нерабочий день, то им считается следующий за ним рабочий день.
При оказании услуг на дому у потребителя или в другом месте (садовом участке, гараже и т.п.) исполнитель обеспечивает явку работника в согласованное с потребителем время, а потребитель обязан создать необходимые условия для оказания услуг (работ).
Срок оказания услуги (выполнение работы) может определяться датой (периодом времени), к которой она должна быть оказана (выполнена), а также датой (периодом времени), когда исполнитель должен приступить к ее оказанию (выполнению). Если договором обусловлено, что услуга (работа) оказывается (выполняется) по частям в течение срока действия договора, то должны предусматриваться соответствующие частные сроки (периоды ее оказания (выполнения).
15. Права потребителя и исполнителя в случае нарушения сроков оказания услуги (выполнения работы) или несвоевременного получения заказа:
а) если исполнитель своевременно не приступил к исполнению заказа или если во время его исполнения стало очевидным, что заказ не будет исполнен в срок, а также в случае нарушения срока исполнения заказа потребитель вправе по своему выбору:
назначить исполнителю новый срок, в течение которого он должен приступить к исполнению заказа и (или) его исполнить;
поручить исполнение заказа другому лицу за счет исполнителя;
потребовать уменьшения вознаграждения за услугу (работу);
расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков. б)
назначенные потребителем новые сроки, в течение которых исполнитель должен приступить к исполнению заказа (или исполнить его), указываются в договоре.
В случае нарушения новых назначенных сроков (свыше одного месяца) потребитель вправе предъявить иные требования, установленные подпунктом "а" настоящего пункта;
в) при расторжении договора в случае, если исполнитель своевременно не приступил к исполнению заказа или исполняет его настолько медленно, что исполнение к сроку становится невозможным, исполнитель не вправе требовать возмещения своих затрат, произведенных в процессе оказания услуги (выполнения работы), а также платы за уже оказанную услугу (выполненную работу). По заявлению потребителя ему возвращается внесенный аванс (полная сумма) и его изделие, материалы, сырье;
г) в случае нарушения установленных сроков начала и (или) окончания исполнения заказа, а также назначенных потребителем на основании подпункта "а" настоящего пункта новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый просроченный день (час, если срок определен в часах) неустойку в размере трех процентов от стоимости услуги (работы), а если стоимость ее отдельно (без стоимости материалов) в договоре не определена - от полной стоимости заказа, вплоть до начала исполнения заказа или предъявления иных требований, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта.
Сумма взысканной потребителем неустойки не может превышать стоимости соответствующего вида работ (услуг), а если стоимость услуги (работы) не определена договором - общей стоимости заказа. При неисполнении заказа в установленный срок, кроме уплаты неустойки, потребителю должна быть возвращена в полном объеме надбавка за срочность, если таковая была предусмотрена договором.
д) в случае получения заказа по истечении 10 дней после назначенного срока его исполнения, указанного в договоре, исполнитель вправе взыскать с потребителя пеню в размере 1 процента стоимости услуги (работы), а по видам услуг (работ), по которым стоимость работ отдельно от стоимости материала не определена - 1 процента полной стоимости за каждый день его хранения, но не более 50 процентов стоимости услуги (работы).
При этом в случае неявки потребителя за получением изготовленного по договору изделия, исполнитель вправе по истечении 6 месяцев со дня, когда согласно договору изделие должно быть сдано потребителю, и последующего двукратного письменного предупреждения продать изделие в установленном порядке, а вырученную сумму (за вычетом всех причитающихся исполнителю платежей) внести в депозит нотариальной конторы на имя потребителя;
е) требования потребителя, предусмотренные подпунктом "а" настоящего пункта, не подлежат удовлетворению, если исполнитель докажет, что нарушение сроков исполнения заказа произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.
16. Права потребителя при обнаружении недостатков в исполненном заказе:
а) при обнаружении недостатков в оказанной услуге (выполненной работе) потребитель вправе по своему выбору потребовать:
- безвозмездного устранения недостатков в оказанной услуге (выполненной работе);
- соответствующего уменьшения вознаграждения за оказанную услугу (выполненную работу);
- безвозмездного изготовления другого изделия из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы (стирки, химической чистки), или возмещения понесенных им расходов по исправлению недостатков своими средствами или третьим лицом.
Если в установленный срок недостатки в оказанной услуге (выполненной работе) не были устранены исполнителем, потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков. Потребитель также вправе расторгнуть договор при обнаружении существенных недостатков в оказанной услуге (выполненной работе) или иных существенных отступлений от условий договора. При этом расторжение договора производится на основании письменного заявления потребителя с указанием причин расторжения договора и предъявления договора. Расходы по возврату потребителю денег, а также сырья и материалов осуществляется за счет исполнителя;
б) требования, предусмотренные подпунктом "а" настоящего пункта, могут быть предъявлены потребителем в случае обнаружения недостатков при получении заказа или в ходе его исполнения, а в случае невозможности обнаружения недостатков при получении заказа - в течение гарантийного срока, либо (если он отсутствует) в течение шести месяцев со дня получения заказа (принятия работы).
Требования по поводу недостатков в строении или ином недвижимом имуществе, которые невозможно было обнаружить при принятии работы, могут быть предъявлены при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока, а в случае его отсутствия - в течение двух лет со дня принятия работы.
17. Недостатки услуги (работы), обнаруженные в ходе ее оказания (выполнения), должны быть устранены исполнителем в соразмерный срок, назначаемый потребителем. Недостатки, обнаруженные потребителем при получении заказа, должны быть устранены в течение 20 дней, если более короткий срок не установлен договором и соглашением сторон при принятии заказа.
Назначенный потребителем (или согласованный сторонами) срок устранения недостатков фиксируется в договоре либо ином документе, подписываемом сторонами.
За нарушение предусмотренных настоящим пунктом сроков устранения недостатков исполнитель обязан уплатить потребителю неустойку в размере, предусмотренном подпунктом "а" пункта 15 настоящих Правил.
IV. Порядок и форма оплаты оказанных услуг (выполненных
работ)
18. Форма оплаты оказанной услуги (выполненной работы) определяется по соглашению между потребителем и исполнителем.
19. Услуги (работы), а также стоимость используемых при исполнении заказов материалов, запасных частей и фурнитуры исполнителя оплачивается потребителем по ценам, установленным в порядке, предусмотренном законодательством Республики Башкортостан по вопросам ценообразования.
20. При заключении договора (оформлении квитанции) полностью оплачиваются услуги (работы):
кинофотолабораторий и фотографий;
предприятий по обслуживанию торжественных мероприятий и ритуальные услуги;
по покупке, поставке и пересылке подарков, цветов, сувениров, других изделий;
по обучению вязке трикотажных изделий, кройке и шитью одежды, фотографированию и др.;
по апробированию и клеймению ювелирных изделий;
бань и душей;
по доставке грузов и посреднические услуги;
выполнения в присутствии потребителя, а также методов самообслуживания все виды услуг (работ);
За услуги (работы) по изготовлению и ремонту мебели, ремонту и строительству жилых и нежилых помещений, изготовлению, крупному ремонту и обновлению обуви, швейных и трикотажных изделий потребитель вносит аванс в размере не менее 50 процентов стоимости выполняемой работы.
Потребитель вправе по своему заданию оплатить полностью стоимость любой услуги (работы) при заключении договора.
21. На выполнение работ, предусмотренных договором, может быть составлена твердая или приблизительная смета.
Исполнитель не вправе требовать оплаты работ и дополнительных расходов, не включенных в твердую смету, если потребитель не дал согласия на их производство или не поручал исполнителю выполнения таких работ.
Если возникла необходимость превысить приблизительную смету, то исполнитель обязан немедленно предупредить об этом потребителя. В этом случае потребитель вправе расторгнуть договор, возместив исполнителю понесенные им расходы, приходящиеся на выполненную работу, согласно первоначально определенной смете. Если исполнитель не предупредил потребителя о превышении приблизительной сметы, то он обязан выполнить работу, не требуя возмещения расходов, не предусмотренных сметой.
22. Материалы исполнителя, используемые при исполнении заказа, оплачиваются потребителем при заключении договора полностью (или в размере, указанном в договоре, с окончательным расчетом при получении потребителем выполненной работы), если иной порядок расчетов за материалы исполнителя не предусмотрен соглашением сторон.
Материал может быть предоставлен с оплатой в кредит. Последующее изменение цены предоставленного исполнителем материала не влечет за собой перерасчета.
Управляющий Делами
Совета Министров
Республики Башкортостан |
Р.Хабибуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Совета Министров Республики Башкортостан от 8 октября 1993 г. N 425 "Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Республике Башкортостан"
Текст постановления (без приложения) опубликован в "Ведомостях Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан", N 1 (19), январь 1994 г., ст. 55
Текст правил официально опубликован не был
Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 10 февраля 1998 г. N 20 настоящее постановление признано утратившим силу