Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан
от 16 февраля 1994 г. N 47
"Об утверждении нормативно-правовых актов, регулирующих
земельные отношения, Примерного положения о
специалисте-землеустроителе поселковой (сельской)
администрации, расчетной сметной стоимости единиц работ по
инвентаризации городских земель"
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22 апреля 2003 г. N 103 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях регулирования вопросов, связанных с арендой земель населенных пунктов, установлением и закреплением прав на земельные участки за гражданами, предприятиями, организациями и учреждениями в соответствии с земельным законодательством республики Кабинет Министров Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить форму Договора аренды земель населенных пунктов, Примерное положение о порядке закрепления прав на земельные участки за гражданами, предприятиями, организациями и учреждениями Республики Башкортостан (прилагается).
2. Рекомендовать администрациям городов и районов Республики Башкортостан при введении в штат поселковой (сельской) администрации в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Башкортостан от 2 февраля 1993 г. N 40 "Об утверждении Положения "О порядке ведения государственного земельного кадастра" должности землеустроителя руководствоваться Примерным положением о специалисте-землеустроителе поселковой (сельской) администрации (прилагается).
3. В связи с отсутствием на территории сельских населенных пунктов крупномасштабных планово-картографических материалов, сложностью проведения инвентаризационных и земельно-кадастровых работ поручить Госкомзему Республики Башкортостан совместно с администрациями районов в месячный срок разработать программу обеспечения сельских населенных пунктов планово-картографическими материалами и проведения работ по инвентаризации земель в 1994-1998 гг. Министерству финансов Республики Башкортостан предусмотреть финансирование работ по изготовлению крупномасштабных планово-картографических материалов и проведению инвентаризации земельных сельских населенных пунктов.
4. Принять предложение Госкомзема Республики Башкортостан о расчетной стоимости единиц работ по инвентаризации земель городов республики (прилагается).
5. Госкомзему Республики Башкортостан в установленном порядке обеспечить работу городских и районных комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам согласно принятым документам.
6. Продлить срок действия распоряжения Совета Министров Республики Башкортостан от 29 октября 1993 года N 1420-р, устанавливающего индекс нормативов стоимости освоения новых земель в размере 4,22 на 1994 год.
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на отдел агропромышленного комплекса Кабинета Министров Республики Башкортостан.
Премьер-министр
Республики Башкортостан |
А.Копсов |
Управляющий Делами
Кабинета Министров
Республики Башкортостан |
Р.Хайбуллин |
Примерное положение
о порядке закрепления прав на земельные участки за
гражданами, предприятиями, организациями и учреждениями
(утв. постановлением Кабинета Министров Республики
Башкортостан от 16 февраля 1994 г. N 47)
I. Общие положения(*)
1.1. Настоящее Положение регламентирует порядок юридического закрепления прав на землю граждан, предприятий, организаций, учреждений и других юридических лиц.
1.2. Юридическое закрепление земельных участков производиться в целях:
- приведения в соответствии с новым законодательством правовых документов землевладельцев, землепользователей, арендаторов;
- обеспечения правовой защиты землевладельцев, землепользователей, арендаторов при разрешении вопросов наследования, налогообложения, аренды, а также при разрешении земельных споров;
создание системы строгого учета земель, обеспечения их эффективного и рационального использования.
1.3. Согласно постановлению Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 17 апреля 1992 года N 6-3/67 "Об утверждении форм государственного акта на право владения, постоянного пользования землей", постановлению Совета Министров Республики Башкортостан от 8 июня 1992 года N 183 "Об утверждении форм свидетельства на право владения и пользования землей, Договора аренды земель земель сельскохозяйственного назначения и Договора временно пользования землей сельскохозяйственного назначения" проведение землеустроительных работ, связанных с оформлением и выдачей документов на право владения, пользования (аренды) землей, поручено главам администраций городов, районов и местным органам Государственного комитета по земельной реформе и земельным ресурсам Республики Башкортостан.
1.4. Юридические и физические лица, не осуществившие юридическое закрепление прав на земельные участки в установленные законодательством строки, теряют ранее установленное право пользования землей по истечении указанного срока.
1.5. Оформление материалов по установлению границ участка в натуре, подготовка и выдача документов, удостоверяющих право владения или пользования землей, производиться по договору между заинтересованной стороной и уполномоченной на то организацией с предварительной оплатой в соответствии с установленными расценками на производство землеустроительных работ.
1.6. В том случае, если промышленные предприятия, коллективные сады, коммунально-складские и другие объекты, в соответствии с генеральным планом, проектами планировки и застройки населенных пунктов предусмотрены к выносу или сносу, рекомендуется данные земельные участки закреплять за юридическими и физическими лицами в аренду. В каждом конкретном случае эти вопросы решаются местной администрацией в установленном порядке.
1.7. При перепрофилировании производства и организации на его базе нескольких предприятий, относящихся к различным юридическим и физическим лицам, ранее отведенная и закрепленная территория подлежит переоформлению.
Для переоформления земельного участка представляются документы, подтверждающие факт передачи зданий и сооружений и других объектов от одного лица другому (приказы по предприятию, договоры купли-продажи, свидетельства на право наследства, инвентаризационная опись по балансовой принадлежности, акты приемо-сдачи и проч.).
1.8. Разногласия (споры) при установлении границ, определении площади и т.п. земельных участков разрешаются местной администрацией, Советами народных депутатов или судами.
II. Порядок юридического закрепления права пользования
земельными участками за предприятиями, организациями,
учреждениями и другими юридическими лицами
2.1. Первоначально осуществляется постановка на учет предприятий с целью установления размера земельного налога, для чего предприятие представляет в районный, городской комитет по земельной реформе и земельным ресурсам:
- декларацию (заявление) о факте использования земельного участка;
- отчет о наличии пользования землей установленной формы, утвержденный руководителем предприятия;
- решение исполнительного органа власти, постановление администрации, другие правовые документы об отводе (изъятии) земельных участков;
- имеющиеся планово-картографические материалы (топографические карты с указанием границ участка, генпланы предприятий, планы участков и т.д.).
2.2. В состав земель, закрепляемых за промышленными предприятиями, производственными, коммунально-складскими объектами и другими юридическими лицами, могут включаться по материалам инвентаризации;
- территории, занятые под производственными и вспомогательными зданиями и сооружениями, объектами коммунально-складского назначения, внутризаводскими дорогами, тротуарами и площадками в пределах ограждения (при отсутствии ограждения в соответствующих ей условных границах), а также резервные участки под перспективное развитие производства, определенные проектом;
- принадлежащие предприятию участки, занятые подъездными и железнодорожными путями, площадки, используемые под стоянки автотранспорта предприятия и его работников, участки под линиями электропередач, инженерными коммуникациями, открытыми площадками для хранения материалов, карьеры и др.;
- предзаводские (за пределами ограды или условной границы предприятия) территории, расположенные со стороны основных подъездов и подходов к предприятию; размер предзаводских территорий определяется в соответствии с генпланом объекта, а в случае его отсутствия с требованиями СНиП 11-89-80 "Генеральные планы промышленных предприятий" или по согласованию со службами администрации (мэрии);
- участки санитарно-защитных (охранных) зон, размеры которых устанавливаются проектами и согласовываются с органами Госсанэпидемнадзора и Госкомприроды.
В случае размещения в санитарно-защитной (охранной) зоне предприятия других предприятий или их отдельных зданий и сооружений с производствами меньшего класса вредности и с меньшим размером санитарно-защитной (охранной) зоны, из общей площади санитарно-защитной зоны данного предприятия исключаются территории, занятые другими предприятиями с их санитарно-защитными (охранными) зонами.
2.3. Площадь отдельно стоящего здания определяется как площадь горизонтального сечения по внешнему обводу здания на уровне цоколя, включая выступающие части надземного объема здания и площадь отмостки. Проезды под зданиями включаются в площадь застройки.
2.4. Рассмотрев представленные материалы, районный, городской комитет по земельной реформе и земельным ресурсам осуществляет постановку на учет и готовит справку для расчета земельного налога. В справке указывается наименование предприятия, организации, учреждения, местонахождение земельных участков, их площади, номер экономической (оценочной) зоны и ставка земельного налога.
В соответствии с данной справкой предприятием, организацией, учреждением определяется сумма земельного налога (арендной платы), подлежащая уплате.
2.5. После выдачи справки для расчета земельного налога, арендной платы городской, районный комитет по земельной реформе и земельным ресурсам обеспечивает работу по оформлению и подготовке материалов для выдачи правоудостоверяющих документов на земельный участок.
2.6. Городской, районный комитет по земельной реформе и земельным ресурсам силами хозрасчетных групп, малых предприятий, или с привлечением соисполнителей - подрядчиков производит определение фактических границ земельного участка в натуре и их согласование со смежными землепользователями, производит все необходимые геодезические измерения, вычисления и готовит следующие материалы:
- выкопировку с землепользования города, района с указанием границ участков, смежных землепользователей, землевладельцев (М 1:500-1:2000) и геодезических данных (меры линий и углы), площади участка;
- акт установления в натуре границ земельного участка со схемой участка;
- каталог координат и ведомости вычисления координат.
2.7. При соответствии материалов натурного обследования участка первичным документом о предоставлении земельного участка и использовании его по целевому назначению, городской, районный комитет по земельной реформе и земельным ресурсам готовит проект решения администрации и на основании принятого решения выдает правоудостоверяющий документ на земельный участок.
2.8. При отсутствии решения исполнительного органа города, района о предоставлении земельного участка, несоответствие фактического положения границ первичным документам, использовании его не по целевому назначению, возникновение спорных вопросов по границам и размерам земельного участка, использовании участка не в соответствии с генеральным планом, планом земельнохозяйственного устройства и т.п. городской, районный комитет по земельной реформе и земельным ресурсам по согласованию с заинтересованными службами города, района оформляет землеустроительное дело, готовит проект решения администрации города, района о закреплении или изъятии земельного участка.
2.9. На основании принятого решения органа исполнительной власти (администрации) городской, районный комитет по земельной реформе и земельным ресурсам рассматривает представленные материалы в 15-и дневный срок, производит регистрацию землепользований в Подземельной книге, оформляет и выдает правоудостоверяющий документ на земельный участок в соответствии с земельным законодательством Республики Башкортостан.
III. Порядок закрепления прав на земельные участки для
строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов
3.1. К площади, закрепляемой за индивидуальным жилым домом, относятся:
участок, занятый жилым домом, служебно-хозяйственными строениями, плодово-ягодными насаждениями и другими культурами, отведенный в установленном порядке по нормам, утвержденным администрацией города, района, поселка и т.д.
3.2. Земельные участки под проездами, тротуарами, дорогами, инженерными коммуникациями, площадками отдыха, спорта и т.д. в границах индивидуальной жилой застройки относятся к землям общего пользования.
3.3. Граждане обращаются к администрации соответствующего города, района с заявлением о юридическом закреплении земли.
К заявлению прилагаются:
- решение (постановление) местных органов власти об отводе земельного участка;
- технический паспорт дома;
- проект дома.
В случае приобретения, получения жилого дома в наследство, или в порядке дарения, мены, купли-продажи к заявлению прилагаются подтверждающие документы.
3.4. Администрация города, района направляет на согласование в городской, районный комитет по земельной реформе и земельным ресурсам, отделы архитектуры и строительства перечень домовладений, предлагаемых для рассмотрения возможностей юридического закрепления прав на земельные участки.
Администрация города, района на основе согласованного перечня домовладений, их площадей, границ в месячный срок принимает решение о передаче гражданам земельных участков во владение или пользование.
При получении по наследству или приобретении жилого дома земельный участок предоставляется решением местной администрации во владение, пользование в размерах, установленных для данного населенного пункта.
3.4. Администрация города, района может принять одно общее постановление, разрешающее выдачу документов гражданам на право владения, пользования земельным участком на основании ранее принятых решений при условии, что их расположение, размеры и границы соответствуют первичным документам о предоставлении земельного участка и не являются спорными.
При наличии разногласий по землевладению, землепользованию администрация города, района принимает решение отдельно по каждому землепользователю.
3.5. На основании решения администрации города, района городской, районный комитет по земельной реформе и земельным ресурсам организует работы по составлению и выдаче правоудостоверяющих документов на право владения, пользования землей.
IV. Порядок закрепления земель за садоводческими
товариществами и садовых участков за гражданами
4.1. Земли садоводческих товариществ подразделяются на:
земли общего пользования (дороги, проезды, стоянки и др.), передаваемые товариществу в постоянное пользование;
земли, передаваемые членам товарищества во владение.
4.2. Земли общего пользования садоводческого товарищества разделу не подлежат.
4.3. На земли общего пользования садоводческого товарищества выдается государственный акт на право владения, постоянного пользования землей (форма N 2).
4.4. Каждому члену садоводческого товарищества выдается Государственный акт на право владения, постоянного пользования землей (форма N 1).
4.5. Правление садоводческого товарищества обращается в администрацию города, района с письмом о закреплении земельного участка за садоводческим товариществом. К письму необходимо приложить:
- первичное решение о предоставлении земельного участка гражданину, предприятию, организации, учреждению для организации коллективного сада (садового участка);
- выкопировку с плана землепользования города, района с указанием границ участков, смежных землепользователей (М 1:500-1:5000) с геодезическими данными (меры линий, углы), площади участка;
- проект организации и застройки коллективного сада (на основе топографической съемки М 1:1000 или 1:2000), согласованный с заинтересованными службами города, района, (санэпидемнадзором, отделом архитектуры и строительства, пожарной охраной и т.п.).
Администрация города, района направляет для рассмотрения данные материалы в городской, районный комитет по земельной реформе и земельным ресурсам.
4.6. При отсутствии документов (проект организации и застройки коллективного сада на основе топографической (М 1:1000 или 1:2000 и др.) необходимо провести инвентаризацию земель садоводческого товарищества.
Инвентаризация земель садоводческих товариществ проводится как самостоятельный вид работ и выполняется по договору соответствующими топогеодезическими предприятиями, хозрасчетными группами.
4.7. Задачами инвентаризации земель являются:
- установления фактического состояния использования земель каждого садового участка и земель общего пользования с указанием их назначения;
- выявление фактических пользователей садовыми участками, а также установление незанятых и неиспользуемых участков.
4.8. Инвентаризация проводится путем сличения проектного плана организации территории коллективного сада с фактическим состоянием использования земель.
4.9. В результате инвентаризации составляются акт инвентаризации и чертеж (план) садовых участков и земель общего пользования садоводческого товарищества.
4.10. Правление составляет списки садоводов.
4.11. Протокол общего собрания, список садоводов, проект организации и застройки территории коллективного сада, где должны быть указаны номера и размеры садовых участков, а также размеры земельных участков общего пользования передаются главе администрации города, района для принятие окончательного решения.
4.12. Решение администрации города, района является основанием для выдачи правоудостоверяющих документов на землю каждому члену садоводческого товарищества. На основании решения администрации города, района местный комитет по земельной реформе и земельным ресурсам осуществляет подготовку документов на право владения, пользования землей.
Каждому члену садоводческого товарищества документ на право владения выдается правлением, которое по доверенности получает их в городском, районном комитете по земельной реформе и земельным ресурсам.
4.13. При размещении садоводческого товарищества на землях, находящихся в ведении сельских, поселковых Советов народных депутатов, сельская, поселковая администрация рассматривает имеющиеся документы и готовит проект решения о закреплении земель за товариществом и его членами. После принятия решения правоудостоверяющие документы оформляются, регистрируются и вручаются сельской, поселковой администрацией представителю правления под расписку для вручения членам товарищества.
4.14. Порядок получения членами садоводческого товарищества земельных участков во владение:
члены садоводческих товариществ подают заявление в правление товарищества на имя главы местной администрации с просьбой о закреплении земельного участка во владение.
Правление по данному вопросу проводит общее собрание членов товарищества.
На основании решения собрания и личных заявлений членов товарищества правление обращается в местную администрацию с ходатайством о переоформлении прав на землю, к которому прилагаются документы, подтверждающие право пользования землей, площадь и границы участков, списки членов товарищества с указанием фактической площади их садовых участков (кв.м), личного заявления членов товарищества, выписка из протокола собрания (пункт 4.5 Положения);
принятие решения соответствующей администрацией, оформление и выдача правоудостоверяющих документов на землю членам садоводческого товарищества производится согласно пунктам 4.12, 4.13 настоящего Положения.
4.15. При предоставлении земельного участка для вновь создаваемого садоводческого товарищества местной администрацией принимается решение о предоставлении в пользование земельного участка предприятию, организации, учреждению или коллективу граждан для организации коллективного сада. Данное решение администрации является основанием для разработки и утверждения проекта организации коллективного сада (проект), устава товарищества и т.д.
После утверждения проекта в установленном порядке, проведения выноса проекта в натуру, распределения участков, уточнения и определения земель общего пользования и земель, передаваемых во владение, пользование оформляются и выдаются правоудостоверяющие документы на земельный участок согласно пунктам 4.3, 4.4, 4.12, 4.13.
V. Порядок закрепления земель за членами
гаражно-строительных кооперативов
5.1. Земли гаражно-строительных кооперативов состоят из земель общего пользования, находящихся в пользовании членов кооперативов.
5.2. К площади, предоставляемой в постоянное пользование или в аренду гаражно-строительным кооперативам, относятся:
- площади, занятые под гаражами открытыми стоянками и другими зданиями и сооружениями, находящимися на территории гаражно-строительного кооператива;
- участки, занятые подъездами, подходами, инженерными коммуникациями, очистными сооружениями, трансформаторными подстанциями, используемыми гаражно-строительным кооперативом;
- зона санитарного разрыва до жилых домов и общественных зданий.
Площадь зоны определяется по СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", а в некоторых случаях - по согласованию с государственными органами санитарного надзора.
5.3. При строительстве гаражно-строительными кооперативами многоярусных гаражей земельные участки предоставляются кооперативам в постоянное пользование или аренду.
VI. Порядок закрепления за гражданами земельных участков
индивидуальных гаражей
6.1. Граждане, имеющие капитальные, индивидуальные гаражи, представляют в городской, районный комитет по земельной реформе и земельным ресурсам:
- решение исполнительного органа власти города, района об отводе земельного участка;
- выкопировка с плана города с указанием места размещения гаража, согласованную с отделами архитектуры и строительства, другими службами города, района.
6.2. К площадям, закрепляемым за индивидуальными капитальными гаражами, принадлежащими отдельным гражданам, относятся территории, занятые под зданием гаража, подъездом (въездом), зоны санитарного разрыва.
6.3. Городской, районный комитет по земельной реформе и земельным ресурсам на основании представленных документов оформляет землеустроительное дело, готовит проект решения администрации о закреплении земельного участка и в 15-дневный срок на основании принятого решения осуществляет подготовку и выдачу правоудостоверяющего документа на земельный участок.
Земельные участки для установки металлических гаражей, открытые стоянки для хранения индивидуального автотранспорта, подъезды, инженерными коммуникациями, необходимые для их обслуживания, предоставляются, как правило, во временное пользование, поэтому владельцам металлических гаражей местные органы по земельной реформе и земельным ресурсам оформляют и выдают Договор о временном пользовании земельным участком.
(*) - При закреплении земель за сельскохозяйственными предприятиями (колхозы, совхозы, подсобные хозяйства и т.д.) следует руководствоваться соответствующими указаниями о порядке выдачи им правоудостоверяющих документов на землю.
Примерное положение
о специалисте-землеустроителе поселковой, сельской
администрации
(утв. постановлением Кабинета Министров Республики
Башкортостан от 16 февраля 1994 г. N 47)
1. Должность специалиста-землеустроителя рекомендовано ввести в штат поселковой, сельской администрации в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Башкортостан от 2 февраля 1993 г. N 40 "Об утверждении Положения "О порядке введения государственного земельного кадастра".
2. Специалист-землеустроитель назначается на должность главой местной администрации. Он должен иметь среднетехническое или высшее образование и специальность землеустроительного, геодезического профиля. Граждане, имеющие другие специальности, могут назначаться на указанную должность с последующим обучением на курсах, организуемых Госкомземом Республики Башкортостан.
3. В своей работе специалист-землеустроитель руководствуется законами и нормативными актами Республики Башкортостан, решениями местных органов самоуправления, актами Госкомзема РБ и других органов, принятыми в пределах их компетенции.
4. Основные вопросы, рассматриваемые специалистом-землеустроителем местной администрации:
- ведение книги регистрации заявлений граждан по вопросам выделения земельных участков;
- ведение государственного земельного кадастра;
- ведение хозяйственной книги административной территории (сельсовета, поссовета);
- подготовка материалов по изъятию и предоставлению земельных участков из земель, находящихся в ведении сельского, поселкового Совета народных депутатов;
- отвод предоставленного во владение или пользование (а также в аренду) земельного участка в натуре;
- оформление документов, удостоверяющих право владения и пользования (а также аренды) землей, их регистрация;
- оформление документов по передаче ее в наследство на подведомственной территории;
- контроль за исчислением и поступлением земельного налога и арендной платы за пользование землей;
- организация работ по охране природы, защите земель и благоустройству населенных пунктов.
5. В соответствии с возложенными на него полномочиями специалист-землеустроитель:
- ведет учет заявлений граждан, предприятий, организаций и учреждений по вопросам выделения земли;
- формирует для каждого землевладельца и землепользователя (а также арендатора) земельные дела;
- ведет земельно-кадастровые и похозяйственные книги;
- организовывает контрольные обмеры земельных участков и участвует в проведении инвентаризации земель;
- ведет графический учет земель на соответствующей территории;
- рассматривает заявления граждан, предприятий, организаций и учреждений о предоставлении земельных участков, вносит предложения по использованию земель, находящихся в ведении местных органов самоуправления;
- по поручению главы местной администрации готовит материалы по изъятию и предоставлению земельных участков;
- участвует в подготовке предложений по установлению размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в пожизненное наследуемое владение и пользование, готовит предложения по установлению льгот по взиманию земельного налога и арендной платы;
- ведет учет поступлений земельного налога и арендной платы за пользование землей, готовит предложения по использованию этих средств через налоговые инспекции, принимает меры по ликвидации задолженности земельного налога;
- ведет учет средств, поступающих в порядке возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства;
- производит отвод земельных участков в натуре;
- оформляет документы, удостоверяющие право владения и пользования (а также аренды), ведет их регистрацию;
- осуществляет контроль за использованием и охраной земель, за соблюдением земельного законодательства, об охране природы, за исполнением решений местных органов самоуправления в области использования земельных ресурсов, готовит материалы по устранению выявленных нарушений земельного законодательства;
- рассматривает земельные вопросы граждан, предприятий, организаций и учреждений, земли которых находятся на территориях соответствующих Советов народных депутатов, готовит по ним справки и вносит предложения по разрешению этих вопросов;
- проводит консультации для граждан, представителей предприятий, организаций и учреждений по вопросам земельного законодательства и принятых решений Советов народных депутатов;
- участвует вместе с главой администрации при рассмотрении земельных споров в народном или в арбитражном судах;
- составляет отчеты о наличии в виде платы за землю; о нарушениях земельного законодательства;
- организовывает работы по борьбе с эрозией почв, охране природы на подведомственной территории.
6. Специалист-землеустроитель обязан:
- строго соблюдать в своей деятельности действующее законодательство Республики Башкортостан;
- рассматривать заявления и готовить проекты решений об изъятии и предоставлении земель в установленные сроки;
- защищать права землевладельцев и землепользователей и обеспечивать гарантии их прав на земельный участок;
- обеспечить контроль и устранение выявленных нарушений земельного законодательства в использовании и охране земель;
- отчитываться не реже одного раза в год о проделанной работе на сессии Совета народных депутатов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 16 февраля 1994 г. N 47 "Об утверждении нормативно-правовых актов, регулирующих земельные отношения, Примерного положения о специалисте-землеустроителе поселковой (сельской) администрации, расчетной сметной стоимости единиц работ по инвентаризации городских земель"
Текст постановления опубликован в "Ведомостях Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан", N 5 (23), май 1994 г., ст. 265
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22 апреля 2003 г. N 103 настоящее постановление признано утратившим силу