Закон Республики Башкортостан
от 13 июля 1993 г. N ВС-18/9
"О прокуратуре Республики Башкортостан"
Введен в действие
постановлением Верховного Совета
Республики Башкортостан
13 июля 1993 г.
N ВС-18/10
Законом Республики Башкортостан от 7 декабря 2000 г. N 112-з настоящий Закон признан утратившим силу
I. Общие положения
Статья 1. Прокурорский надзор в Республике Башкортостан за исполнением федеральных и республиканских законов
Прокуратура Республики Башкортостан осуществляет в соответствии с Конституцией Республики Башкортостан надзор за исполнением на территории республики законов, принимает меры, направленные на устранение их нарушений, привлечение виновных к ответственности, осуществляет уголовное преследование.
На основе и во исполнение договора об основах межгосударственных отношений Республики Башкортостан и Российской Федерации Прокуратура Республики Башкортостан осуществляет надзор за исполнением федерального законодательства, действующего на территории Республики Башкортостан.
Статья 2. Цели и основные направления прокурорской деятельности
1. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, социально - экономических, политических и иных прав и свобод граждан, суверенных прав Республики Башкортостан, прав органов исполнительной власти, местного самоуправления, а также предприятий независимо от подчиненности и форм собственности, учреждений, организаций и общественных движений, Прокуратура Республики Башкортостан осуществляет надзор:
за исполнением законов местными органами представительной, исполнительной власти, управления и контроля, юридическими лицами, общественными объединениями и движениями, должностными и иными лицами, а также за соответствием законам, издаваемых указанными органами правовых актов;
за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
за исполнением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения при исполнении наказания и иных мер принудительного характера, назначаемых судом;
2. Прокуроры участвуют в рассмотрении арбитражных, гражданских и уголовных дел в судах всех уровней на территории республики.
3. В случаях, предусмотренных уголовно - процессуальным законодательством, Прокуратура Республики Башкортостан осуществляет расследование преступлений.
Статья 3. Правовые основы деятельности
Организация и порядок деятельности органов прокуратуры Республики Башкортостан, а также полномочия прокуроров определяются Конституцией Республики Башкортостан, настоящим Законом и другими законодательными актами, действующими на территории Республики Башкортостан.
Статья 4. Принципы организация и деятельности прокуратуры
1. Органы прокуратуры Республики Башкортостан:
входят в систему органов прокуратуры Российской Федерации и взаимодействуют с Генеральной прокуратурой Российской Федерации в соответствии с Договором об основах межгосударственных отношений Республики Башкортостан и Российской Федерации;
осуществляют полномочия в пределах своей компетенции независимо от органов государственной власти и управления, общественных и политических организаций, религиозных и национальных движений, в строгом соответствии с действующими на территории Республики Башкортостан законами;
действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона об охране прав и свобод граждан, а равно государственной и иной охраняемой законом тайны;
информируют органы государственной власти и управления, а также население о состоянии законности.
2. Прокуроры не могут быть членами выборных и иных органов, если они осуществляют надзор за законностью издаваемых этими органами правовых актов.
3. Создание и деятельность политических партий, национальных движений и их организаций в органах прокуратуры не допускается. Прокуроры в своей служебной деятельности не связаны решениями политических партий и массовых общественных, религиозных и национальных движений.
4. Прокуроры не вправе заниматься по совместительству предпринимательством или иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.
Статья 5. Обязательность исполнения требований прокурора
1. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в нормах настоящего Закона, подлежат обязательному исполнению в установленный срок.
2. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении прокурорского надзора, представляются по требованию прокурора безвозмездно.
3. Неисполнение должностными лицами и гражданами требований прокурора влечет за собой предусмотренную настоящим Законом ответственность.
Статья 6. Недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора
1. Воздействие в какой бы то ни было форме органов государственной власти и управления, общественных и политических организаций, религиозных и национальных движений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое решение или воспрепятствовать его деятельности влечет за собой установленную настоящим Законом ответственность.
2. Запрос и иное обращение народного депутата к прокурору не должны носить характера вмешательства в разрешение конкретных дел и материалов проверок.
3. Никто не вправе без разрешения надзирающего прокурора разглашать материалы проводимых органами прокуратуры проверок и данные предварительного следствия до их завершения.
Статья 7. Рассмотрение и разрешение в прокуратуре заявлений и жалоб
1. В органах прокуратуры в соответствии с ее полномочиями разрешаются не подведомственные судам заявления и жалобы, содержащие сведения о нарушении законов.
2. Все поступающие в органы прокуратуры жалобы рассматриваются не позднее месячного срока.
3. Ответ на жалобу должен быть мотивирован и дан полномочным должностным лицом органов прокуратуры. В случае отказа в удовлетворении жалобы, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
4. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры к привлечению к ответственности граждан и должностных лиц, допустивших нарушение прав и свобод граждан, законных интересов организаций, учреждений и предприятий, общественных объединений и государства.
5. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, на решение либо действия которого принесена жалоба.
Статья 8. Участие прокурора в заседаниях органов государственной власти и управления
1. Прокурор Республики Башкортостан вправе участвовать в заседаниях сессий Верховного Совета Республики Башкортостан, Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан, Совета Министров Республики Башкортостан и его Президиума, сессий местных представительных органов власти.
2. Прокурор города Уфы, межрайонные прокуроры, прокуроры городов и районов вправе участвовать в заседаниях сессий представительных органов власти соответствующего и нижестоящего уровней, мэрий и местных администраций.
3. Прокурор, его заместитель, а также, по их поручению, помощник прокурора вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов органами государственного и хозяйственного управления, предприятиями, учреждениями и организациями.
Статья 9. Участие в правотворческой деятельности
1. Прокурору Республики Башкортостан принадлежит право законодательной инициативы.
2. Прокурор Республики Башкортостан вправе обратиться в Верховный Совет Республики Башкортостан по вопросам, требующим толкования законодательных актов, направлять обязательные для рассмотрения на сессиях Верховного Совета Республики Башкортостан обращения или послания по поводу устранения возникающих коллизий между республиканскими законами и федеральными законодательством.
3. Прокурор Республики Башкортостан вправе обращаться в Конституционный Суд Республики Башкортостан с ходатайством о проверке конституционности международных договоров, законов и нормативных актов, а также практики применения законодательства Республики Башкортостан и Российской Федерации и излагать свою позицию по рассматриваемому вопросу на его заседаниях.
II. Система и организация прокуратуры Республики
Башкортостан
Статья 10. Система органов прокуратуры Республики Башкортостан
1. Систему органов прокуратуры Республики Башкортостан составляют Прокуратура Республики Башкортостан, Прокуратура города Уфы, прокуратуры городов и районов, межрайонные прокуратуры, а также специализированные - Башкирская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительно-трудовых учреждениях и Башкирская природоохранная межрайонная прокуратура.
2. Верховным Советом Республики Башкортостан могут быть образованы при необходимости территориальные на правах районных и городских, а также другие приравненные к ним специализированные прокуратуры, входящие в единую систему органов прокуратуры Республики Башкортостан.
Статья 11. Назначение и подотчетность Прокурора Республики Башкортостан
1. Прокурор Республики Башкортостан назначается на должность и освобождается от должности Верховным Советом Республики Башкортостан по представлению Председателя Верховного Совета Республики Башкортостан и по согласованию с Генеральным Прокурором Российской Федерации и им подотчетен.
Конституционный срок полномочий Прокурора Республики Башкортостан - 5 лет.
Сообщения о назначении Прокурора Республики Башкортостан на должность и освобождении от должности публикуются в печати.
Статья 12. Назначение прокуроров на должность, их подотчетность и основания освобождения от должности
1. Прокуроры города Уфы, городов и районов, межрайонные, а равно приравненные к ним специализированные прокуроры, назначаются на должность сроком на 5 лет из лиц, имеющих высшее юридическое образование и проработавших в органах прокуратуры не менее 5 лет и освобождаются от должности Прокурором Республики Башкортостан, ему подчинены и подотчетны.
2. Сообщения о назначении на должность и освобождении от должности прокуроров публикуются в печати.
3. В течение конституционного срока полномочий прокурор может быть освобожден Прокурором Республики Башкортостан от занимаемой должности по собственному желанию, в связи с переводом на другую работу или невозможностью исполнять обязанности по состоянию здоровья, по результатам аттестации, в случае совершения им преступления, установленного вступившим в законную силу приговором суда, в случае совершения поступка, порочащего честь и достоинство прокурора, либо по другим основаниям, предусмотренным трудовым законодательством. Прокурорские работники имеют право на обжалование в суд приказа об увольнении.
Статья 13. Прокуратура Республики Башкортостан
1. Прокуратуру Республики Башкортостан возглавляет Прокурор Республики Башкортостан.
2. Прокурор Республики Башкортостан имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых по его представлению Президиумом Верховного Совета Республики Башкортостан. Распределение обязанностей между заместителями осуществляется Прокурором Республики Башкортостан.
3. В Прокуратуре Республики Башкортостан создается коллегия в составе Прокурора Республики Башкортостан (председатель), его первого заместителя и заместителей, прокурора г. Уфы (по должности) и других работников органов прокуратуры Республики Башкортостан.
4. Состав коллегии Прокуратуры Республики Башкортостан утверждается Президиумом Верховного Совета Республики Башкортостан по представлению Прокурора Республики Башкортостан.
5. В Прокуратуре Республики Башкортостан создаются управления и отделы, возглавляемые начальниками и заместителями начальника, которые назначаются на должность и освобождаются от нее Прокурором Республики Башкортостан и являются соответственно его старшими помощниками и помощниками. Прокурор Республики Башкортостан имеет также старших помощников и референта. В управлениях и отделах имеются старшие прокуроры и прокуроры, специалисты-консультанты, старшие следователи по особо важным делам и следователи по особо важным делам, старшие следователи. Старшие помощники Прокурора Республики Башкортостан, референт, старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов, специалисты-консультанты, старшие следователи по особо важным делам и следователи по особо важным делам, старшие следователи, а также начальники отделов материального обеспечения, эксплуатации зданий и транспорта, планирования, труда, финансового, бухгалтерского учета и отчетности, главный бухгалтер, которые назначаются на должность и освобождаются от нее Прокурором Республики Башкортостан.
Статья 14. Прокуратура города Уфы, прокуратуры городов и районов, приравненные к ним прокуратуры
Прокуратура города Уфы, прокуратуры городов и районов, приравненные к ним прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры. В прокуратуре имеются первый заместитель, заместители, старшие помощники и помощники прокуроров, старшие следователи и следователи, а в прокуратурах городов, крупных районов, в межрайонных прокуратурах - следователи по особо важным делам и старшие следователи, назначаемые на должность и освобождаемые от нее Прокурором Республики Башкортостан.
Прокурор самостоятелен в решении всех отнесенных к его компетенция вопросов и несет всю полноту ответственности за организацию и осуществление надзора.
Статья 15. Полномочия Прокурора Республики Башкортостан по руководству органами прокуратуры
1. Прокурор Республики Башкортостан руководит органами прокуратуры Республики Башкортостан, издает приказы, указания, распоряжения и инструкции, обязательные для исполнения всеми работниками органов прокуратуры Республики Башкортостан и контролирует их деятельность.
2. По вопросам, переданным Республикой Башкортостан добровольно Российской Федерации в соответствии с Договором об основах межгосударственных отношений Республики Башкортостан и Российской Федерации, приказы и указания Генерального прокурора Российской Федерации являются обязательными для исполнения всеми работниками Прокуратуры Республики Башкортостан.
3. Прокурор Республики Башкортостан в пределах штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру аппарата Прокуратуры Республики Башкортостан, определяет права и обязанности структурных подразделений, штаты и структуру подчиненных прокуратур.
Статья 16. Полномочия прокурора города Уфы по руководству подчиненными прокурорами
Прокурор города Уфы руководит деятельностью аппарата прокуратуры города, районных прокуратур, издает приказы, распоряжения, указания, обязательные для всех подчиненных работников и контролирует их деятельность, вносит вышестоящему прокурору предложения об изменении штатной численности аппарата и подчиненных прокуратур, расстановке кадров.
Правовой статус прокурора города Уфы определяется на основе настоящего Закона Положением "О прокуратуре города Уфы", утвержденным Президиумом Верховного Совета Республики Башкортостан.
Статья 17. Коллегия Прокуратуры Республики Башкортостан
1. Коллегия Прокуратуры Республики Башкортостан является совещательным органом. Она вырабатывает надзорную практику в масштабах республики и отдельных ее городов и районов. Коллегия рассматривает на заседаниях принципиальные вопросы, связанные с организацией надзора и управления. Для обсуждения иных вопросов используются оперативные совещания при Прокуроре Республики Башкортостан или его заместителях.
2. На заседаниях коллегий могут быть заслушаны объяснения руководителей министерств и ведомств, предприятий, учреждений, организаций и объединений, глав администраций городов и районов, а также иных должностных лиц по вопросам исполнения законов.
III. Прокурорский надзор
Глава I
Надзор за исполнением законов местными представительными
органами, органами исполнительной власти, исполнения и
контроля, юридическими лицами, общественными объединениями,
должностными лицами, а также за соответствием законам
издаваемых ими правовых актов
Статья 18. Предмет надзора
1. Предметом надзора является исполнение законов местными представительными органами власти, местной администрацией, министерствами и ведомствами, иными органами государственного и хозяйственного управления, контроля, предприятиями, учреждениями, организациями и объединениями независимо от их подчиненности и формы собственности, общественными, политическими организациями и движениями, должностными и иными лицами, а также соответствии законам издаваемых указанными органами правовых актов.
2. Прокуратура не подменяет органы государственного, хозяйственного управления и контроля, не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступивших сообщений и имеющихся сведений о нарушениях законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования.
Основаниями к проверке могут служить также и обращения, связанные с необходимостью защиты неперсонифицированного (общественного) и безгласного интереса (несовершеннолетние, престарелые и другие).
Статья 19. Полномочия прокурора
1. В процессе проверки, проводимой по основаниям, указанным в пункте 2 статьи 18 настоящего Закона, прокурор вправе:
по предъявлению служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения предприятий, учреждений и организаций, указанных в пункте 1 статьи 18 настоящего Закона, иметь доступ к их документам и материалам;
проверять исполнение законов в связи с заявлениями и иными сведениями о фактах правонарушений;
требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, проведения проверок и ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных предприятий, учреждений, организаций и подчиненных им должностных лиц, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок по поступившим в прокуратуру материалам, информациям, обращениям;
вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений закона.
2. Прокурор в случае установления факта нарушения закона:
освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию несудебными органами;
опротестовывает противоречащие закону акты, обращается в суд с заявлениями в защиту прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства;
возбуждает уголовное дело или производство об административном право- нарушении, дисциплинарном преследовании;
вносит представление об устранении нарушений закона.
3. Должностные лица обязаны приступить к выполнению требований прокурора о проведении проверок и ревизий не позднее десяти суток после их поступления.
Статья 20. Протест прокурора
1. Протест на противоречащий закону правовой акт приносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, издавшим акт, а в случае отклонения или несвоевременного рассмотрения - в суд. По усмотрению прокурора или его заместителя протест может быть принесен непосредственно в суд. В таком же порядке приносится протест на незаконный акт или действие должностного лица.
2. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение местного представительного органа власти - на ближайшей сессии. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения законности, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
3. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.
4. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его прокурором.
Статья 21. Представление прокурора
1. Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором в орган, общественную организацию или должностному лицу, полномочным устранить нарушение закона, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок должны быть приняты конкретные меры по устранению нарушений закона, причин и условий, им способствующих, и о результатах сообщено прокурору в письменной форме.
2. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.
3. Представление до его рассмотрения может быть отозвано внесшим его прокурором.
Статья 22. Постановление прокурора
1. Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом или гражданином, независимо от принесения ранее протеста и внесения представления, выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении, дисциплинарном преследовании. Постановление выносится прокурором и в иных случаях, предусмотренных законом.
2. Постановления прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении, дисциплинарном преследовании подлежат рассмотрению уполномоченными на то органами или должностными лицами в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.
Статья 23. Заявление прокурора в защиту прав и охраняемых интересов граждан, общества и государства
1. Прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц или вступить в дело в соответствующей стадии процесса, если этого требует охрана прав и законных интересов граждан, общества и государства, в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
2. Право прокурора на предъявление исковых и иных заявлений применяется в интересах лиц, особо нуждающихся в социальной и правовой защите при нарушении прав конкретно не определенного круга лиц, неисполнения обязательств в пользу государства, а также в иных, предусмотренных законодательством, случаях.
Глава II
Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими
оперативно-розыскную деятельность, дознание и
предварительное следствие
Статья 24. Предмет надзора
Предметом надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия является установленный порядок разрешения заявлений и сообщений о совершенных преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения, а также законность решений принимаемых этими органами.
Статья 25. Полномочия прокурора
1. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством и другими законодательными актами Республики Башкортостан и Российской Федерации.
2. Указания Генерального Прокурора Российской Федерации, Прокурора Республики Башкортостан по вопросам следствия и дознания не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.
Статья 26. Расследование преступлений органами прокуратуры
1. Органы прокуратуры, осуществляя уголовное преследование, проводят расследование по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законом к их компетенции.
2. Прокурор вправе принять к своему производству или поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления.
Глава III
Надзор за исполнением законов в местах кратковременного
задержания, предварительного заключения, при исполнении
наказания и иных мер принудительного характера, назначаемых
судом
Статья 27. Предмет надзора
Предметом надзора являются:
законность содержания лиц в местах кратковременного задержания, предварительного заключения, исправительно-трудовых учреждениях и иных органах, исполняющих уголовное наказание, а также меры принудительного характера, назначаемые судом;
установленные уголовно-исполнительным законодательством порядок и условия содержания лиц в исправительно-трудовых учреждениях;
законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.
Статья 28. Полномочия прокурора
1. Осуществляя надзор за исполнением законов, прокурор наделен правом:
беспрепятственно посещать в любое время суток учреждения, указанные в статье 27 настоящего Закона;
беседовать с задержанными, арестованными, осужденными и лицами, подвергнутыми мерам принудительного характера;
знакомится с документами, на основании которых эти лица задержаны, арестованы, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;
проверять соответствие закону изданные приказы, распоряжения и постановления администраций учреждений, указанных в ст. 27 настоящего Закона, и опротестовывать их в случаях противоречия закону, требовать объяснений от должностных лиц. Действие опротестованных актов приостанавливается до принятия администрацией учреждения соответствующего решения по принесенному протесту;
отменять дисциплинарные взыскания, налагаемые с нарушением требований закона на лиц, содержащихся под стражей, а также отбывающих наказание в местах лишения свободы, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, дисциплинарного изолятора.
2. Прокурор обязан немедленно освобождать своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в местах лишения свободы или учреждениях, исполняющих другие меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению под стражу или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.
Статья 29. Обязательность исполнения постановлений и требований прокурора
Постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, арестованных, осужденных к лишению свободы и иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а равно лиц, подвергнутым мерам принудительного характера, подлежат обязательному исполнению администрацией учреждений, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
Глава IV
Участие прокурора в рассмотрении дел судами
Статья 30. Полномочия прокурора
Прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных законом, или когда это признано необходимым приказами Прокурора Республики Башкортостан либо самим прокурором. Объем и пределы полномочий прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным и иным законодательством Республики Башкортостан и Российской Федерации.
Прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции вправе приносить в вышестоящий суд кассационный или частный протест на незаконный или необоснованный судебный акт. Помощник прокурора, прокурор управления, прокурор отдела может приносить протест только по делу, в рассмотрении которого он участвовал.
Прокурор вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу. Усмотрев, что решение, приговор, определение или постановление суда являются незаконным или необоснованным, прокурор приносит протест в порядке надзора или обращается с представлением к вышестоящему прокурору.
Протест на решение суда по делу об административном правонарушении может быть принесен Прокурором Республики Башкортостан, его заместителем, прокурором города, района.
Протест на решение, приговор, определение и постановление суда до начала его рассмотрения судом может быть отозван только прокурором, принесшим протест.
Прокурор Республики Башкортостан или его заместители, принося протест, при наличии данных, свидетельствующих о явном нарушении закона, имеют право приостановить исполнение опротестованного решения, приговора, определения и постановления любого суда республики до окончания производства по нему, в порядке, предусмотренном действующим процессуальным законодательством.
Прокурор Республики Башкортостан участвует в заседании Конституционного Суда Республики Башкортостан, Верховного Суда Республики Башкортостан, Высшего арбитражного суда Республики Башкортостан, вправе вносить на рассмотрение Пленумов Верховного Суда Республики Башкортостан, Высшего арбитражного суда Республики Башкортостан представления о даче судам разъяснений по вопросам применения законодательства при рассмотрении гражданских, арбитражных и уголовных дел, дел об административных правонарушениях. При наличии данных о несоответствии Конституции Республики Башкортостан разъяснений Пленумов Верховного Суда Республики Башкортостан и Высшего арбитражного суда Республики Башкортостан, Прокурор Республики Башкортостан вносит соответствующее представление на рассмотрение Конституционного Суда Республики Башкортостан.
Статья 31. Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел
1. Прокурор при рассмотрении судом уголовных дел имеет право:
принимать участие в судебном разбирательстве, если такое участие предусмотрено законом и приказами Прокурора Республики Башкортостан, по решению суда либо по своему усмотрению;
вступить в дело, если этого требует охрана прав и законных интересов граждан, общества и государства в порядке, предусмотренном действующим процессуальным законодательством.
2. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя.
Прокурор, поддерживая государственное обвинение в суде, излагает свою позицию по вопросам применения уголовного закона и назначения меры наказания подсудимому, при этом руководствуется требованиями закона и своим внутреним убеждением, основанном на результатах рассмотрения всех обстоятельств дела. Прокурор обязан отказаться от обвинения, если оно не нашло подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Статья 32. Участие прокурора в рассмотрении судами гражданских и арбитражных дел
Прокурор, участвуя в рассмотрении судами гражданских и арбитражных дел, всемерно способствует принятию законных и обоснованных решений, определений и постановлений, в полной мере пользуется правами и выполняет обязанности, предусмотренные гражданско-процессуальным кодексом и Кодексом арбитражного процесса Республики Башкортостан.
Прокурор кроме того имеет право:
принимать участие в судебном разбирательстве, если такое участие предусмотрено законом и приказами Прокурора Республики Башкортостан, по определению суда либо по своему усмотрению;
вступить в дело, если этого требует охрана прав и законных интересов граждан, общества и государства в порядке, предусмотренном действующим процессуальным законодательством;
обратиться в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц;
привлекать к материальной ответственности лиц, виновных в причинении ущерба путем направления в суды исковых заявлений;
опротестовывать судебные акты в кассационном порядке независимо от участия в разбирательстве дела; кассационные и частные протесты на решения арбитражного суда приносятся по делам, возбужденным самим прокурором.
Глава V
Кадры органов прокуратуры
Статья 33. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должность прокурорских работников
1. Прокурорскими работниками могут быть назначены лица, имеющие высшее юридическое образование, обладающие необходимыми профессиональными, деловыми, личными и морально-нравственными качествами, способные по состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности. Лицо, впервые назначенное на должность прокурорского работника, принимает присягу.
2. Прием в органы прокуратуры Республики Башкортостан, назначенные на должность, продвижение и перемещение по службе осуществляется независимо от национальности, социального положения, отношения к религии, убеждений.
3. Не могут быть приняты на службу в органы прокуратуры граждане, осужденные за совершенные преступления.
4. На должность Прокурора Республики Башкортостан, Прокурора г. Уфы, межрайонных прокуроров, прокуроров городов и районов назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж прокурорско-следственной работы в органах прокуратуры не менее 5 лет.
5. Прокурорские работники подлежат аттестации в порядке, определяемом Прокурором Республики Башкортостан.
Статья 34. Прохождение службы, поощрение и ответственность работников прокуратуры
1. Порядок прохождения службы, ношения и хранения табельного огнестрельного оружия, и специальных средств, поощрения и привлечения к ответственности прокурорских работников устанавливается Положением о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Башкортостан, утвержденным Президиумом Верховного Совета Республики Башкортостан.
2. За продолжительную и безупречную службу работники органов прокуратуры могут быть награждены Прокурором Республики Башкортостан нагрудным знаком "Почетный работник прокуратуры Республики Башкортостан" установленного образца с одновременным вручением грамоты Прокурора Республики Башкортостан. Порядок представления к награждению нагрудным знаком "Почетный работник Прокуратуры Республики Башкортостан" определяется Прокурором Республики Башкортостан.
3. Отмена или изменение решения, принятого прокурором, сами по себе не влекут его ответственности, если они не явились результатом преднамеренного нарушения закона.
Статья 35. Классные звания работников органов прокуратуры
1. Работникам органов прокуратуры Республики Башкортостан присваиваются в соответствии с занимаемыми ими должностями и стажем работы классные звания.
2. Порядок присвоения классных званий определяется Положением о классных званиях работников органов прокуратуры Республики Башкортостан, утверждаемым Президиумом Верховного Совета Республики Башкортостан.
Статья 36. Неприкосновенность прокурорских работников
1. Личность прокурорского работника неприкосновенна. Неприкосновенность распространяется на его жилое и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы.
2. Уголовное дело, а также производство об административном правонарушении в отношении прокурорского работника могут быть возбуждены только Прокурором Республики Башкортостан или лицом, исполняющим его обязанности.
Расследование уголовного дела, любая проверка сообщений о факте правонарушения прокурорским работником является исключительной компетенцией прокуратуры.
3. Не допускается привод, личный досмотр прокурорского работника, а также досмотр его вещей и используемого им транспорта.
4. Проникновение в жилище или служебное помещение прокурорского работника, в личный или используемый им транспорт, производство там досмотра, обыска или выемки, прослушивание его телефонных переговоров, личный досмотр и личный обыск прокурора, а равно досмотр, изъятие и выемка его корреспонденции, принадлежащих ему вещей и документов, могут производиться не иначе как с санкции Прокурора Республики Башкортостан или лица, исполняющего его обязанности, и только в связи с производством по уголовному делу в отношении этого работника.
5. Уголовное дело в отношении прокурорского работника подсудно Верховному Суду Республики Башкортостан.
Статья 37. Меры правовой защиты, гарантии деятельности прокурорских работников
1. Прокурорские работники, являясь представителями государственной власти, находятся под особой защитой государства. Под такой же защитой находятся члены семей работников прокуратуры, а также их имущество. Достигается это путем установления обязательного государственного страхования прокурорских работников, жилищных и коммунальных льгот, системы дополнительных ежегодных отпусков, права на отставку и пенсионное обеспечение, иных льгот и гарантий, предусмотренных настоящим Законом.
2. Гарантии прокурорских работников, включая меры их правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на всех прокурорских работников в Республике Башкортостан и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами Республики Башкортостан. Уровень гарантии не может быть ниже уровня гарантии, предусмотренных общефедеральным законодательством.
3. Все государственные органы Республики Башкортостан создают условия, гарантирующие надлежащее выполнение служебного долга прокурорскими работниками. В случае несоблюдения норм правовой и социальной защиты работников прокуратуры виновные должностные и иные лица несут предусмотренную законом ответственность.
Статья 38. Обязательное государственное страхование прокурорского работника
1. Жизнь и здоровье прокурорских работников в обязательном порядке подлежит государственному социальному страхованию из средств республиканского бюджета на сумму пятнадцатилетнего денежного содержания.
2. Органы государственного страхования выплачивают страховые суммы в случаях:
гибели (смерти) прокурорского работника в период работы либо после увольнения с должности, если она наступила вследствие телесных повреждений или иного повреждения здоровья, полученного в связи с исполнением им служебных обязанностей, - наследникам в размере его пятнадцатилетней заработной платы;
причинения прокурорскому работнику в связи с исполнением им служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, - в размере его пятилетней заработной платы;
причинение прокурорскому работнику в связи с исполнением им служебных обязанностей телесных повреждений или иного повреждения здоровья, не повлекшее стойкой утраты трудоспособности, - в размере его годовой заработной платы.
3. В случае увечья или инвалидности, полученных в связи с исполнением обязанностей, прокурорский работник получает ежемесячную компенсацию в виде разницы между назначенной пенсией и заработной платой по последнему месту работы без зачета суммы выплат, полученных по государственному страхованию.
4. В случае гибели (смерти) прокурорского работника, в том числе, ушедшего на пенсию либо уволившегося из органов прокуратуры вследствие телесных повреждений, увечья или иного повреждения здоровья, полученного в связи с исполнением им служебных обязанностей, нетрудоспособным членам его семьи, находившимся на его иждивении, ежемесячно выплачивается компенсация в виде разницы между приходившейся на их долю части заработной платы погибшего и назначенной пенсией по случаю потери кормильца без учета суммы выплат, полученных по государственному страхованию.
Статья 39. Иные меры правовой и социальной защиты работников органов прокуратуры
1. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности прокурорских работников, членов их семей, сохранности принадлежащего им имущества, если от прокурорских работников поступит соответствующее заявление.
2. Прокурорские работники после прохождения соответствующей подготовки имеют право на постоянное ношение и хранение табельного огнестрельного оружия и специальных средств в порядке, утверждаемом Президиумом Верховного Совета Республики Башкортостан.
3. Ущерб, причиненный имуществу прокурорского работника или его близким в связи со служебной деятельностью прокурорского работника, возмещается в полном объеме из средств республиканского бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.
4. Работники прокуратуры имеют право по служебному удостоверению бесплатно пользоваться на территории Республики Башкортостан всеми видами автомобильного, железнодорожного, речного, воздушного, общественного транспорта городского, пригородного и междугородного сообщения (кроме легковых такси), а в сельской местности - любым попутным транспортом; лицам, использующим в служебных целях личный транспорт, выплачивается денежная компенсация.
5. Прокурорским работникам один раз в год предоставляется право бесплатного проезда к месту проведения очередного отпуска и обратно за счет средств прокуратуры.
6. При направлении в служебные командировки прокурорские работники пользуются правами бронирования и получения вне очереди мест в гостиницах и получения посадочных документов на транспорт.
7. Прокурорский работник имеет право на медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение, которое для прокурорского работника оплачивается за счет республиканского бюджета полностью. Такое право сохраняется за прокурорским работником и после ухода его в отставку или на пенсию. Медицинское обслуживание прокурорских работников производится бесплатно.
Статья 40. Материальное обеспечение в органах прокуратуры Республики Башкортостан
1. Заработная плата имеющих классные звания прокурорских работников, сотрудников научных учреждений, учебных заведений прокуратуры, учреждений по повышению квалификации прокурорских работников состоит из должностного оклада, доплат за классное звание и выслугу лет, а также доплат за условия труда повышенной вредности или сложности (систематическое посещение инфекционных учреждений, пребывание в зонах радиоактивного, химического или иного заражения и т.п.). Порядок начисления доплат за классное звание и выслугу лет определяется Президиумом Верховного Совета Республики Башкортостан по согласованию с Генеральным Прокурором Российской Федерации.
2. Прокурорские работники обеспечиваются бесплатным форменным обмундированием в порядке и по нормам, установленным Президиумом Верховного Совета Республики Башкортостан, по согласованию с Генеральным Прокурором Российской Федерации.
3. В случае перевода в другую местность прокурорскому работнику оплачивается стоимость провоза домашнего имущества, проезд его самого и членов семьи к новому месту жительства, а также выплачивается пособие в размере двухмесячного заработка.
Статья 41. Ежегодные отпуска прокурорским работникам
Прокурорским работникам предоставляются ежегодные отпуска продолжительностью 45 календарных дней без учета времен следования к месту отдыха и обратно с оплатой стоимости проезда. Дополнительный оплачиваемый отпуск прокурорским работам предоставляется:
после 5 лет работы - продолжительностью 3 календарных дней;
после 10 лет работы - продолжительностью 5 календарных дней;
после 15 лет работы - продолжительностью 10 календарных дней;
после 20 лет работы - продолжительностью 15 календарных дней.
Статья 42. Право на отставку и пенсионное обеспечение
1. Прокурорские работники, проработавшие в органах прокуратуры 20 лет, имеют право на отставку по выслуге лет. Пособие при отставке устанавливается в размере 80 процентов заработной платы работающего по соответствующей должности прокурорского работника, а при стаже менее 20 лет исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в соответствующей должности. Пособие налогом не облагается. Порядок назначения и выплаты пособия устанавливается Положением, утверждаемым Президиумом Верховного Совета Республики Башкортостан по согласованию с Генеральным Прокурором Российской Федерации.
2. Ушедшему в отставку выплачивается выходное пособие из расчета месячной заработной платы по последней должности за каждый полный год работы прокурорским работником.
3. Отставка прекращается в случае повторного назначения его на должность прокурорского работника. Прокурорский работник, отставка которого прекращена, имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Республики Башкортостан.
4. Прокурорским работникам, не имеющим права на отставку, выплачивается пенсия в соответствии с действующим законодательством.
5. Порядок и размеры пенсионного обеспечения в случае гибели работников прокуратуры, членов их семей устанавливаются законодательством, действующим на территории Республики Башкортостан.
6. За работником органов прокуратуры после выхода на пенсию сохраняется право медицинского обслуживания в лечебном учреждении, в котором они состояли на учете.
Статья 43. Жилищные льготы
1. Местные Советы народных депутатов, местная администрация обязаны предоставлять прокурорским работникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, благоустроенную жилую площадь в виде отдельной квартиры или дома в первоочередном порядке, а при назначении на должность - в течении# шести месяцев. С согласия прокурорского работника вместо предоставления жилого помещения ему выдается из средств местного бюджета беспроцентная ссуда на строительство жилья, которая погашается за счет бюджета при условии десяти лет работы его в органах прокуратуры. Прокурорским работникам до предоставления благоустроенного жилого помещения выплачивается денежная компенсация за поднаем временного жилья.
2. Прокурорский работник имеет право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты или в размере не менее 20 квадратных метров.
3. По истечении десяти лет работы прокурорскому работнику жилая площадь предоставляется в его собственность бесплатно.
4. Прокурорские работники, работающие в сельской местности и в посел- ках городского типа, обеспечиваются местной администрацией жильем, отопле- нием, освещением и телефоном бесплатно. Квартирные телефоны устанавливают- ся прокурорским работникам во внеочередном порядке, но не позднее шести месяцев со дня подачи заявления.
5. Прокурорские работники, проработавшие в органах прокуратуры не менее 20 лет и получившие в период работы инвалидность, повлекшую увольнение со службы, обеспечиваются жилой площадью во внеочередном порядке по избранному месту жительства. Им предоставляется возможность внеочередного вступления в члены ЖСК и оказывается содействие в индивидуальном строительстве в порядке, определяемом Советом Министров Республики Башкортостан.
6. В случае гибели (смерти) прокурорского работника за семьей погибшего сохраняется право на получение жилой площади на тех основаниях, которые имелись на момент гибели, жилая площадь предоставляется не позднее одного года со дня гибели прокурорского работника.
7. Местная администрация по желанию прокурорских работников, имеющих выслугу пятнадцать лет и более, обязана предоставлять им безвозмездно земельные участки под строительство индивидуальных жилых домов и садово-огородные хозяйства площадью до 0, 10 га в поселках городского типа, и до 0, 25 га в сельской местности.
Глава VI
Ответственность за невыполнение требований прокурора и
вмешательство в его деятельность
Статья 44. Вмешательство в деятельность прокурора
Воздействие в какой бы то ни было форме на прокурорских работников с целью принятия ими неправомерного решения или воспрепятствование осуществлению надзорной деятельности влечет наложение штрафа от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.
Статья 45. Предоставление прокурору ложных сведений
Умышленное представление должностным лицом прокурору ложных сведений влечет наложение штрафа от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.
Статья 46. Невыполнение законных требований прокурора
Умышленное невыполнение должностным лицом или гражданином требований прокурора, предъявленным на основаниях и в порядке, установленных законом, влечет наложение штрафа от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.
Статья 47. Уклонение от явки к прокурору
Уклонение должностного лица или гражданина от явки по вызову прокуро- ра влечет наложение штрафа от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.
Статья 48. Оскорбление прокурора или следователя
Оскорбление прокурора или следователя в связи с их законной деятельностью влечет уголовную ответственность в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Статья 49. Порядок рассмотрения дел об ответственности за невыполнение требований прокурора и вмешательство в его деятельность
Производства об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 44-47 настоящего закона возбуждаются соответствующим прокурором по выявлении фактов правонарушения и направляются в суд для рассмотрения в порядке, предусмотренном Кодексом об административных правонарушениях.
Дело о преступлении, предусмотренном статьей 48 настоящего Закона, возбуждается прокурором и расследуется в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным кодексом.
Глава VII
Иные вопросы организации и деятельности органов прокуратуры
Статья 50. Учебные и другие учреждения, организации при Прокуратуре Республики Башкортостан
При Прокуратуре Республики Башкортостан действует научно-методический Совет для рассмотрения предложений по улучшению организации деятельности органов прокуратуры, могут создаваться учебные курсы и группы по повышению квалификации прокурорских работников и проблемные научные лаборатории. Прокуратура Республики Башкортостан может выпускать специальные издания, иметь полиграфические предприятия, объекты социально-бытового и хозяйственного назначения.
Статья 51. Статистическая отчетность
Прокуратура Республики Башкортостан по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разрабатывает систему и методику единого учета и статистической отчетности о состоянии преступности, раскрываемости, следственной работе и прокурорском надзоре за исполнением республиканского законодательства, а также устанавливает единый порядок формирования и представления отчетности в органах прокуратуры Республики Башкортостан.
Статья 52. Финансирование и материально-техническое обеспечение органов прокуратуры
1. Финансирование и материально-техническое обеспечение органов прокуратуры осуществляются за счет средств федерального и республиканского бюджетов в порядке, определяемом Верховным Советом Республики Башкортостан, по согласованию с Генеральным Прокурором Российской Федерации.
2. Местная администрация обязана обеспечить расположенные на подведомственной ей территории органы прокуратуры соответствующими служебными помещениями.
3. Транспортными и техническими средствами органы прокуратуры обеспечиваются в централизованном порядке за счет средств федерального и республиканского бюджетов по согласованию между Правительством Республики Башкортостан и Генеральным Прокурором Российской Федерации.
Статья 53. Печать органов прокуратуры
Органы прокуратуры имеют печать с соответствующей государственной символикой Республики Башкортостан и полным наименованием учреждения.
Статья 54. Разъяснение понятия "прокурор", "прокурорский работник"
Под термином "прокурор", "прокурорский работник" в настоящем Законе следует понимать:
Прокурор Республики Башкортостан, его заместители, все нижестоящие прокуроры, их заместители, старшие помощники и помощники прокуроров, начальники, заместители, старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов, а также следователи, имеющие классные звания и действующие в пределах своей компетенция.
Председатель
Верховного Совета
Республики Башкортостан |
М.Рахимов |
Уфа,
13 июля 1993 года
N ВС-18/9
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Республики Башкортостан от 13 июля 1993 г. N ВС-18/9 "О прокуратуре Республики Башкортостан"
Текст Закона опубликован в официальном издании "Законы Республики Башкортостан", выпуск VI, 1994 г.
Законом Республики Башкортостан от 7 декабря 2000 г. N 112-з настоящий Закон признан утратившим силу