Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Кабинета Министров
Республики Башкортостан
от 31 января 1996 г.
N 38
Положение
о застройке пригородных зон городов Республики Башкортостан
I. Общие положения
1.1. Застройка пригородных зон городов Республики Башкортостан должна осуществляться в соответствии с градостроительным, земельным, экологическим, водным, лесным законодательствами Республики Башкортостан, иными нормативными документами, действующими на территории республики, и настоящим Положением.
1.2. Настоящее Положение является обязательным для исполнения органами власти на местах, всеми государственными, общественными, кооперативными организациями независимо от их ведомственного подчинения и форм собственности, а также индивидуальными застройщиками, осуществляющими любые виды строительства и благоустройства на территориях пригородных зон городов Республики Башкортостан.
1.3. Соблюдение требований настоящего Положения должно обеспечить более высокий уровень качества строительства и организации благоустройства, а также выполнение следующих основных функций пригородной зоны:
- создание вокруг города зеленого кольца, являющегося местом отдыха населения;
- рациональное размещение и регулирование роста поселков-спутников, дачных поселков, коллективных садов, сельских населенных пунктов, обслуживающих город, и сельскохозяйственных предприятий, обеспечивающих население города сельскохозяйственной продукцией.
1.4. Земли зеленых зон, входящих в состав пригородной зоны, подлежат особой охране. На этих землях не допускается возведение строений и сооружений, не совместимых с защитными, санитарно-гигиеническими функциями зеленых зон, целями организации отдыха населения.
1.5. Регулирование градостроительной деятельности на территории пригородной зоны, методическое руководство разработкой и реализацией градостроительной документации населенных пунктов, расположенных в пригородной зоне, осуществляются органами местной власти, архитектуры и градостроительства соответствующих районов по согласованию с органами архитектуры и градостроительства соответствующих городов при координирующей роли Госстроя Республики Башкортостан.
1.6. Органы местной власти пригородных районов имеют право согласовывать и утверждать указанную градостроительную документацию и в случаях ее нарушения прекращать или приостанавливать строительство.
1.7. За нарушение градостроительной документации, утвержденного порядка отвода земельных участков, в результате которых последовало нарушение режима использования земель пригородной зоны, руководители предприятий, учреждений, а также отдельные граждане привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством.
1.8. Контроль за правильным размещением объектов строительства (промышленного, сельскохозяйственного, жилищно-гражданского, коммунально-складского, дорожного) в пригородных зонах городов, предоставлением земель для коллективного садоводства, огородничества, дачного строительства, для ведения крестьянского хозяйства, личного подсобного хозяйства, подсобного сельского хозяйства промпредприятий осуществляется органами местного государственного управления с участием Госстроя Республики Башкортостан, Госкомзема Республики Башкортостан, МЧС и экобезопасности Республики Башкортостан и других контролирующих органов.
II. Требования к формированию пригородных зон
2.1. На территориях, прилегающих к городам, следует предусматривать пригородные зоны для использования их в качестве резервов последующего развития городов и размещения объектов хозяйственного обслуживания, а в составе пригородных зон - зеленые зоны, предназначенные для организации отдыха населения, улучшения микроклимата, состояния атмосферного воздуха и санитарно-гигиенических условий.
2.2. Пригородные зоны формируются вокруг городов с проектной численностью населения более 100 тыс. человек, а в отдельных случаях, при наличии обоснований, с учетом конкретной обстановки и условий - и для городов с населением менее 100 тысяч человек.
2.3. Планировка пригородной зоны зависит от планировки и масштаба города. Территория пригородной зоны может иметь конфигурацию, зависящую от экономических, экологических, градостроительных, землеустроительных и других условий. Пригородная зона в зависимости от величины города может размещаться на территории одного или нескольких районов.
2.4. При определении границ пригородной зоны следует учитывать взаимосвязанное развитие городских и сельских поселений, границы административных районов, сельскохозяйственных и других предприятий.
2.5. Территория пригородной зоны включает земли лесопарковой зоны, промпредприятий, требующих большим санитарных разрывов от селитебной зоны города, сельскохозяйственных предприятий, сельских населенных пунктов, земли предприятий железнодорожного, автомобильного транспорта, земли лесного, водного фондов и предназначается для разного вида использования (расселения, организации мест отдыха населения, размещения промышленных предприятий и крупных коммунальных сооружений радиостанций, заповедников, транспортных устройств и обслуживающих их сооружений, ведения сельского хозяйства и организации зеленого пояса вокруг города).
2.6. Границы пригородных зон определяются проектом, который должен быть увязан с генеральным планом города, проектом районной планировки, проектом городской черты, проектом землеустройства и другими планировочными документами.
2.7. Земли пригородной зоны используются в соответствии с утвержденным проектом пригородной зоны или при отсутствии его - в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных документов Республики Башкортостан.
2.8. При отсутствии проекта пригородной зоны или нехватке земель, предусмотренных проектом, включение территорий районов или их частей в пригородную зону производится Кабинетом Министров Республики Башкортостан на основании предложений администрации города по согласованию с Госстроем Республики Башкортостан, Госкомземом Республики Башкортостан и органами местной власти соответствующих районов.
2.9. Земли пригородной зоны служат резервом для расширения территории города. В пригородной зоне допускается размещать необходимые сооружения, связанные с функционированием городского хозяйства, в эту же зону могут быть вынесены из города промышленные предприятия, связанные с использованием местного сырья.
2.10. На территории пригородной зоны следует предусматривать размещение подсобных сельских хозяйств городских предприятий, организаций и учреждений, а также участков для коллективных садов и огородов городским жителям в увязке с формируемыми и существующими агропромышленными комплексами.
Участки садоводческих товариществ, подсобных сельских хозяйств, крестьянских хозяйств необходимо размещать с учетом перспективного развития городских и сельских поселений за пределами резервных территорий.
2.11. Объекты жилищно-гражданского строительства следует размещать преимущественно на территориях существующих сельских поселений.
2.12. Земельные участки для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Земельным кодексом Республики Башкортостан предоставляются из земель населенных пунктов, земель государственного запаса и из земель лесного фонда, находящихся за пределами зеленой зоны, в соответствии с планировочной градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке.
2.13. Предоставление земель для вновь создаваемых поселков индивидуального жилищного строительства с необходимыми объектами соцкультбыта (в дальнейшем именуемыми "поселки-спутники") за пределами городской черты производится в соответствии с проектами районной планировки и проектами пригородной зоны.
2.14. Для обеспечения качественного проектирования и застройки поселков-спутников рекомендуется создание дирекций при местных администрациях.
III. Порядок отвода земельных участков в пригородной зоне
3.1. Земли пригородной зоны находятся в непосредственном ведении администраций районов, Советов, в административных границах которых они расположены.
Размещение объектов жилищно-гражданского, коммунально-бытового, производственного назначения, железных и автомобильных дорог, коллективных садов и дачных поселков, посадка лесных культур подлежат обязательному согласованию с администрациями городов.
Примечание: Предоставление земельного участка, находящегося во владении и пользовании, другому землепользователю под строительство объектов производится только после изъятия данного участка в установленном порядке.
3.2. Неправомерные действия администраций районов по размещению объектов в пригородной зоне могут быть обжалованы администрациями городов и их органами архитектуры и градостроительства, а также Госстроем Республики Башкортостан в Кабинет Министров Республики Башкортостан.
3.3. Неправомерные действия администраций районов по размещению объектов исключением земель существующих населенных пунктов, производится администрациями районов на основании заключений Госстроя, Госкомзема, МЧС и экобезопасности Республики Башкортостан, Республиканского центра государственного санэпиднадзора, администрации соответствующего города, а также Минсельхозпрода Республики Башкортостан (по сельхозпредприятиям, входящим в структуру министерства).
3.4. Предоставление земельных участков для строительства из земель населенных пунктов, расположенных в пригородной зоне, производится предприятиям и учреждениям, кооперативным и общественным организациям администрацией района; индивидуальным застройщикам - администрацией сельского Совета в соответствии с планировочной градостроительной документацией и на основании положительного заключения Госстроя, Госкомзема, МЧС и экобезопасности Республики Башкортостан, Республиканского центра государственного санэпиднадзора и Минжилкомхоза Республики Башкортостан.
3.5. Подготовку землеустроительного дела на предоставление (изъятие) земель сельскохозяйственного назначения для строительства, организации коллективного садоводства, размещения подсобных хозяйств и др. осуществляют районные комитеты по земельным ресурсам и землеустройству при наличии положительного заключения органов архитектуры и градостроительства района и соответствующего города.
3.6. Подготовку предложений (документов) по размещению объекта строительства, оформлению строительного паспорта осуществляют органы архитектуры и градостроительства соответствующего района.
3.7. Отвод земельных участков в натуре производится райкомземом при наличии протокола градостроительного Совета при главном архитекторе района, согласования проекта с главным архитектором города и утверждения проекта инвестором (застройщиком).
3.8. Право собственности, владения и право постоянного пользования землей удостоверяются государственным актом на право владения и пользования землей, который выдается и регистрируется соответствующей администрацией района.
Право временного пользования и аренды земельного участка удостоверяется соответствующим договором между администрациями районов и землепользователями.
3.9. Споры, возникшие в ходе градостроительной деятельности в пригородной зоне, разрешаются в установленном законом порядке.
IV. Требования к проектированию в пригородной зоне
4.1. Проект пригородной зоны является юридическим документом, дающим право на застройку этой зоны и определяющим приоритетные направления и задачи:
- реализации градостроительных требований, использования функциональных зон и правил их застройки;
- организации системы поселений, строительства объектов промышленности, транспортных коммуникаций, социальной и инженерной инфраструктуры;
- организации и обеспечения наилучших условий отдыха городского и сельского населения в наиболее благоприятных природных условиях;
- организации рационального природопользования, в т.ч. землепользования.
4.2. Разработка проекта пригородной зоны осуществляется в соответствии с "Инструкцией о составе, порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации", утвержденной Минстроем России.
4.3. Проект пригородной зоны разрабатывается с учетом утвержденных проекта районной планировки, генерального плана города, других поселений, территорий сельского органа местного управления, иной градостроительной и землеустроительной документации, действующей на прилегающих к городу землях.
4.4. Заказчиками по разработке проекта пригородной зоны являются администрации соответствующих городов или по согласованию с ними организации, учреждения, предприятия и другие юридические лица, имеющие (аккумулирующие) средства для финансирования разработки указанной документации.
Заказчиками другой градостроительной документации (генпланов, проектов детальной планировки, проектов застройки, также проектно-сметной документации) на территории, входящей в пригородную зону, могут являться также предприятия, организации, учреждения, юридические лица и граждане, если строительство осуществляется за счет их собственных средств.
4.5. Основанием для разработки проектов являются задание на проектирование и договор, выдаваемые заказчиком, и архитектурно-планировочное задание, выдаваемое соответствующими органами архитектуры и градостроительства.
Задание на разработку проекта пригородной зоны обязательно согласовывается с органами архитектуры и градостроительства соответствующего города.
4.6. Архитектурно-планировочные задания на все виды строительства в пригородной зоне в обязательном порядке подлежат утверждению Госстроем Республики Башкортостан.
4.7. Разработчиками проекта пригородной зоны или другой проектной документации могут бить предприятия, учреждения, организации, получившие соответствующие лицензии на право ее разработки.
4.8. Органы архитектуры и градостроительства городов и районов организуют общественное обсуждение проектов пригородных зон до представления их на утверждение.
4.9. Органы архитектуры и градостроительства городов и районов организуют совместное рассмотрение градостроительной и проектно-сметной документации по пригородной, зоне на градостроительном совете и имеют право отклонять ее от согласования, если она выполнена с нарушением требований архитектурно-планировочных заданий, правил застройки населенных пунктов, а также если размещение объектов противоречит предложениям утвержденных проектов районной планировки, генпланов, проектов детальной планировки, проектов застройки и др.
4.10. Проект пригородной зоны и другой градостроительной планировочной документации утверждается Кабинетом Министров Республики Башкортостан по представлению Госстроя Республики Башкортостан и после утверждения по одному экземпляру хранится (используется в работе) в Госстрое Республики Башкортостан, управлениях (отделах) архитектуры и градостроительства соответствующего города и района.
V. Требования, предъявляемые к строительству в пригородной
зоне
5.1. Удельное соотношение застроенных территорий в границах пригородных зон (включая застроенные территории поселений, отдельных объектов промышленности, транспортных и инженерных сооружений) не должно превышать 30%.
5.2. Порядок освоения земель населенных пунктов пригородной зоны для строительства государственных и внутрихозяйственных объектов регламентируется действующими правилами застройки сельских населенных пунктов Республики Башкортостан на основании утвержденных генпланов, проектов детальной планировки, проектов застройки.
5.3. Вдоль железных и автомобильных дорог государственного и республиканского значения создаются защитные полосы лесов шириной от границ полосы отвода автомобильных дорог не менее 20 м с каждой стороны, от границ полосы отвода железных дорог не менее 50 м с каждой стороны.
5.4. Размещение и строительство объектов вдоль железных и автомобильных дорог государственного и республиканского значения, а также вдоль основных въездов и подъездов к городам, аэропортам в пределах пригородной зоны без согласования в установленном законом порядке, в том числе с Госстроем Республики Башкортостан, запрещается.
5.5. В водоохранных зонах рек, водоемов, водохранилищ запрещается строительство новых и расширение действующих объектов производственной и социальной сферы, за исключением объектов учреждений отдыха и санаторно-курортных учреждений, причем расстояние от урезы воды до объектов должно быть не менее 50 м.
5.6. Застройку садово-дачных поселков необходимо осуществлять на основе правил организации и застройки дачных поселений и коллективных садов в Республике Башкортостан с учетом создания в них необходимой инженерной и социальной инфраструктур.
5.7. На землях зеленых зон городов в пригородной зоне прокладка транзитных инженерных коммуникаций не допускается, а имеющиеся подлежат выносу. Исключением могут быть инженерные коммуникации для объектов отдыха, спорта или обслуживания пригородного лесного хозяйства.
5.8. Магистральные трубопроводы следует прокладывать под землей вне городов и населенных пунктов, при этом необходимо учитывать перспективное развитие городов и других населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, железных и автомобильных дорог на ближайшие 20-25 лет.
5.9. Расстояние до оси подземных трубопроводов для городов и других населенных пунктов принимается от проектной городской черты или границы населенного пункта; для отдельных промышленных предприятий, железнодорожных станций, аэродромов, пристаней и т.д. - от границ отведенных им территорий с учетом их развития; для железных дорог не менее 10 м - от границы полосы. отвода дороги; для автомобильных дорог не менее 10 м - от подошвы насыпи земляного полотна.
5.10. К строительству объектов застройщик имеет право приступить при наличии следующих документов:
- решения органа местной власти о выделении участка с указанием его юридического адреса, площади, заказчика и условий, на которых выделяется земельный участок;
- архитектурно-планировочного паспорта на проектирование объекта, выдаваемого органами архитектуры и градостроительства;
проектно-сметной документации, разработанной, согласованной и утвержденной в установленном порядке;
- разрешения на производство строительно-монтажных работ, выдаваемого органами Госархстройнадзора по месту возведения объекта, или при их отсутствии - главным архитектором района (города);
- акта разбивки границ участка и красных линий, оформляемого органами архитектуры и градостроительства.
Примечание: Строительное разрешение выдается на основании заявления застройщика; утвержденного проекта; лицензии на право строительной деятельности; заключения экспертизы; стройгенплана, согласованного с органами архитектуры и градостроительства; государственного акта на право собственности, владения и пользования землей; приказов заказчика, подрядчика, проектировщика о назначении на строительство объекта лиц, осуществляющих технический, авторский надзор, ответственного производителя работ.
5.11. Габариты объектов, их месторасположение на участке должны соответствовать проекту.
5.12. Изменения проекта в ходе строительства могут допускаться в исключительных случаях, после обоснования и согласования с местными органами архитектуры и градостроительства; органом, утвердившим проект, и проектной организацией - автором проекта.
5.13. Органы Госархстройнадзора осуществляют контроль за градостроительной деятельностью в пригородной зоне на всех ее этапах, а также в процессе эксплуатации территорий, зданий и сооружений; имеют право запрещать или приостанавливать осуществление градостроительной деятельности в случаях ее производства с нарушениями градостроительного законодательства, утвержденной градостроительной и другой документации, экологических, санитарных и строительных норм.
VI. Ответственность за нарушения в застройке пригородной
зоны
6.1. Виновные в нарушении настоящего Положения несут ответственность в соответствии с законодательством, действующим на территории Республики Башкортостан, за:
- самовольное занятие земельных участков;
- совершение незаконных операций с земельными участками;,
- осуществление строительства без соответствующей проектно-сметной документации;
- отступление при строительстве от проектных решений;
- нарушение установленного порядка утверждения градостроительной документации и внесение в нее несогласованных изменений;
- осуществление градостроительной деятельности без лицензионного свидетельства;
воспрепятствование контролю органов архитектуры и градостроительства, земельных и других контролирующих органов;
- превышение компетенции в области градостроительства и вмешательство в договорные отношения субъектов градостроительной деятельности;
- нерациональное использование земель;
- порчу сельскохозяйственных и других земель, загрязнение их производственными и иными отходами и сточными водами;
- невыполнение обязательных мероприятий по улучшению качества земель и охране почв от ветровой, водной эрозий и других процессов, ухудшающих состояние почв;
- несвоевременный возврат временно занимаемых земель, невыполнение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для дальнейшего использования;
- уничтожение межевых знаков границ землепользований;
- осуществление градостроительной деятельности с нарушением градостроительного законодательства, градостроительной документации, строительных норм и правил.
6.2. Привлечение к ответственности не освобождает лиц, виновных в вышеуказанных нарушениях, от обязательств по устранению допущенных нарушений и возмещения причиненного ущерба.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.