Во исполнение Послания Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию Республики Башкортостан, в целях преодоления кризисных явлений в здравоохранении, создания предпосылок для восстановления и развития всех его систем, включая государственную, муниципальную, частную, и совершенствования охраны здоровья населения республики Кабинет Министров Республики Башкортостан постановляет:
1. Одобрить Основные направления развития и реформирования здравоохранения Республики Башкортостан на 1996-2000 годы и направить на утверждение Президенту Республики Башкортостан.
2. Функции государственного заказчика Основных направлений развития и реформирования здравоохранения Республики Башкортостан на 1996-2000 годы возложить на Министерство здравоохранения Республики Башкортостан.
3. Министерству здравоохранения Республики Башкортостан совместно с Министерством финансов Республики Башкортостан и Министерством экономики Республики Башкортостан при проработке проектов бюджетов на 1997 год и последующие годы предусмотреть ассигнования для реализации Основных направлений развития и реформирования здравоохранения Республики Башкортостан на 1996-2000 годы.
4. Рекомендовать органам местной власти разработать городские и районные программы развития и реформирования здравоохранения на 1996-2000 годы и обеспечить их финансирование за счет средств соответствующих бюджетов.
5. Министерству здравоохранения Республики Башкортостан совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Республики Башкортостан обеспечить реализацию Основных направлений развития и реформирования здравоохранения Республики Башкортостан на 1996-2000 годы.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на социально-гуманитарный отдел Управления Делами Кабинета Министров Республики Башкортостан.
Премьер-министр
Республики Башкортостан |
Р.С.Бакиев |
Управляющий Делами
Кабинета Министров
Республики Башкортостан |
Н.З.Гафаров |
Содержание
Основные положения, обусловливающие необходимость
реформирования здравоохранения
Принципы, заложенные в основу реформирования здравоохранения
Структура программы реформирования здравоохранения
Направление I. Выявление и коррекция отклонений от нормы в
здоровье людей
1. Развитие медико-социального мониторинга
2. Развитие системы охраны семьи, материнства и детства
Направление II. Совершенствование лечебно-диагностических технологий
1. Изменение организационной структуры первичного звена
2. Повышение стандартов качества медицинской помощи по
актуальным направлениям
3. Совершенствование специализированной медицинской
помощи
4. Развитие экстренной и скорой медицинской помощи
5. Развитие системы реабилитации
6. Совершенствование системы лекарственного обеспечения
Направление III. Изменение организационно-правовых форм и форм
собственности в отрасли
1. Защита потребителей медицинских услуг
2. Развитие материально-технической базы в отрасли
3. Совершенствование системы оплаты труда в отрасли
4. Совершенствование функционирования отрасли
5. Реформа системы подготовки и аттестации кадров
6. Информатизация здравоохранения Республики
Башкортостан
Направление IV. Совершенствование системы обязательного медицинского
страхования (ОМС) повышение эффективности
деятельности смежных со здравоохранением систем
Целью реформирования здравоохранения является сохранение и развитие государственной и муниципальной систем здравоохранения, организация их деятельности, а также деятельности частной системы здравоохранения по максимальному обеспечению прав граждан в области охраны здоровья.
Осуществление предусмотренных в Основных направлениях мер обеспечит преодоление кризисных явлений в здравоохранении, создаст предпосылки для восстановления и развития всех его систем, включая государственную, муниципальную и частную, приведет к усилению экономического потенциала республики, повысит авторитет Республики Башкортостан на международной арене, будет способствовать повышению уровня жизни.
Основные положения, обусловливающие необходимость
реформирования здравоохранения
Здоровье населения является совокупным показателем благополучия общества.
По многим статистическим и научным данным, на территории Российской Федерации и Республики Башкортостан сохраняется тенденция ухудшения здоровья населения, наблюдаются негативные процессы в естественном движении населения. В Республике Башкортостан данные процессы проходят в несколько замедленном темпе. Так, за период с 1990 года по 1995 год рождаемость снизилась с 15,1 до 11,2, смертность возросла с 9,6 до 13,4 на 1000 человек. В 1993 году в республике впервые было зарегистрировано отрицательное сальдо естественного прироста населения.
По прогнозам на период 1996 - 2000 гг., продолжительность предстоящей жизни составит 57, 9 года у мужчин и 69, 8 года у женщин.
Нуждаются в реформировании управление и финансирование системы здравоохранения.
Мировой опыт развития здравоохранения диктует необходимость внедрения новых, высокоэффективных технологий - как лечебно-диагностических, так и организационно-управленческих.
Принципы, заложенные в основу реформирования
здравоохранения
Все задачи, связанные с охраной здоровья людей, необходимо воспринимать как государственные. В их решении, кроме органов здравоохранения, должны принимать участие органы государственного управления, многие ведомства, хозяйственные руководители и население. Здоровье людей лишь на 8-10% зависит от деятельности учреждений здравоохранения, в остальном же - от факторов экологического, генетического, бытового, производственного, социального, экономического характера.
В нашей республике в основном (87%) причины смерти связаны с тремя группами заболеваний: заболевания органов кровообращения; новообразования; несчастные случаи, отравления и травмы. Первые две группы являются основными причинами смерти людей, преодолевших 55-60-летний возраст, что является основанием для развития как специализированных служб для борьбы с указанными заболеваниями, так и системы гериатрической помощи.
Несчастные случаи, отравления и травмы как причины смерти преобладают в более молодых возрастных группах и занимают первое место среди причин трудопотерь общества в результате преждевременной смертности. Второе место в структуре трудопотерь занимает младенческая смертность. При этом причинами смерти детей до 1 года жизни в 70% являются заболевания перинатального периода и врожденные аномалии, т.е. состояния, которые в большинстве случаев можно предотвратить. За последние три года произошло увеличение числа осложнений в протекании беременности и родов; количество нормальных родов сократилось с 48% до 31, 6%.
В структуре заболеваемости населения первое место занимают болезни органов дыхания: до 30% - у взрослых и до 60% - у детей. Они являются одной из причин временной и стойкой утраты трудоспособности.
Особого внимания заслуживают остающаяся высокой инфекционная заболеваемость, продолжающийся рост заболеваемости туберкулезом. Чрезвычайно сложная ситуация складывается с заболеваниями, передающимися половым путем, в первую очередь, сифилисом.
Большой ущерб обществу наносит и стойкая нетрудоспособность населения: почти половина инвалидов-мужчин и примерно треть инвалидов-женщин находятся в трудоспособном возрасте. Причинами инвалидности преимущественно являются болезни органов кровообращения, психические нарушения, новообразования, травмы.
Реформирование здравоохранения предполагает решение следующих приоритетных задач:
1. От стационарной медицинской помощи - к амбулаторной.
2. От специализированной помощи - к общей и, в первую очередь, к общей врачебной практике и семейной медицине.
3. От наращивания количества ресурсов в отрасли - к их эффективному (с учетом приоритетов) использованию.
4. От объема медицинских услуг - к их качеству.
5. От увеличения числа коек - к их рациональному использованию, перепрофилированию и этапности стационарной помощи.
6. От роста числа врачей и средних медработников - к качеству их работы.
7. От жестко централизованной системы управления - к сочетанию функций централизации и децентрализации, разграничению полномочий центра и регионов.
8. От государственного финансирования - к финансированию из разных источников, включая платные услуги (до 10 %), при ограничении приватизации и сохранении общественного здравоохранения.
9. От лечения заболеваний - к их профилактике и укреплению здоровья населения.
10. От рутинной системы сбора и обработки медицинских статистических данных - к современной международной (информационные системы, мониторинги, электронная почта и т.п.).
11. От частичного - к полному обеспечению прав и обязанностей пациентов.
12. От чисто ведомственных нормативных актов - к разветвленной системе законодательства в области здоровья и здравоохранения.
Структура программы реформирования здравоохранения
Повышение эффективности деятельности системы здравоохранения будет осуществляться в четырех основных направлениях, внутри каждого из которых намечены комплексные проблемы и специальные мероприятия или целевые комплексные программы с указанием исполнителей и сроков реализации (сейчас в системе Минздрава Республики Башкортостан разработано 17 таких программ).
Направление I. Выявление и коррекция отклонений от нормы в
здоровье людей
1. Развитие медико-социального мониторинга для профилактики
заболеваний и их последствий
Необходимость ведения медико-социального мониторинга в республике обусловлена социально-экономической и экологической ситуациями, значительно влияющими на уровень жизни и здоровья всех слоев населения.
В основу медико-социального мониторинга будет заложена информационно-аналитическая система, осуществляющая постоянный ситуационный анализ и прогноз на основе информации о состоянии здоровья населения с учетом социально-экономических и экологических факторов.
Наряду с тем, что мониторинг состояния здоровья будет проводиться в полном объеме, на начальном этапе особое внимание будет уделяться четырем группам заболеваний, вызывающим наиболее высокую смертность и инвалидность населения: заболевания органов кровообращения; новообразования; болезни органов дыхания и пищеварения.
В структуре смертности населения Республики Башкортостан указанные выше заболевания, наряду с несчастными случаями, отравлениями и травмами, составляют более 80%. В связи с этим концентрация усилий по предупреждению и развитию тяжелых форм заболеваний данных групп позволит значительно снизить уровень общей заболеваемости и смертности, проводить полноценную реабилитацию указанного контингента лиц и рационально расходовать выделяемые здравоохранению финансовые средства.
Цели медико-социального мониторинга и профилактики болезней:
1. Разработка и внедрение системы мероприятий, обеспечивающих выявление приоритетных направлений профилактики заболеваний среди населения.
2. Предупреждение возникновения и сокращение числа тяжелых форм заболеваний, проведение полноценной реабилитации больных.
3. Комплексная оценка динамики состояния здоровья населения с учетом изменяющихся условий жизни.
4. Прогнозирование изменений состояния здоровья населения для принятия решений на уровне Кабинета Министров Республики Башкортостан.
Задачи:
1. Ретроспективное изучение медико-демографических показателей и анализ их связи с деятельностью системы здравоохранения, социально-экономическими и экологическими факторами.
2. Разработка и создание скрининговых тест-программ для выявления факторов риска предболезненных состояний и возникновения ранних форм заболеваний с целью прогнозирования динамики заболеваемости и своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий.
3. Формирование информационного банка медико-социальных данных на население Республики Башкортостан.
Участники работ:
- Министерство здравоохранения Республики Башкортостан;
- Башкирский республиканский центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
- Министерство социальной защиты населения Республики Башкортостан;
- Башкирский государственный медицинский университет;
- Уфимский НИИ медицины труда и экологии человека;
- Уфимский НИИ глазных болезней;
- Башкирский республиканский центр медицинской профилактики.
Источники финансирования:
1) республиканский бюджет;
2) бюджеты всех уровней (целевые программы);
3) Фонд обязательного медицинского страхования.
2. Развитие системы охраны семьи, материнства и детства
В последние годы в Республике Башкортостан отмечаются:
- рост числа заболеваний у беременных, увеличение случаев невынашивания беременности, патологических родов;
- рост числа новорожденных, требующих интенсивного лечения и выхаживания;
- высокий уровень заболеваний перинатального периода;
- высокий уровень врожденных пороков развития.
Цель дальнейшего развития системы охраны семьи, материнства и детства - предотвращение детской и материнской патологии, снижение материнской и младенческой смертности, оказание высококвалифицированной медицинской помощи женщинам и детям.
Задачи:
1. развитие службы планирования семьи;
2. развитие специализированной помощи детям и матерям;
3. обеспечение безопасного материнства;
4. перинатальная диагностика и мониторинг плода;
5. выхаживание и лечение новорожденных, оказание медицинской помощи детям, снижение младенческой смертности;
6. реформирование системы стационарной помощи детям;
7. расширение сети детских санаториев с преимущественным пребыванием матери с ребенком;
8. профилактика инвалидности с детства;
9. совершенствование медико-генетической службы;
10. развитие системы психолого-медико-социальной помощи детям;
11. совершенствование системы профилактики и реабилитации;
12. совершенствование системы подготовки врачей-педиатров на базе педиатрического факультета медицинского университета;
13. обеспечение приоритета профилактики заболеваний и здорового образа жизни.
Для общедоступности медицинской помощи всем слоям населения необходимо сохранение государственной системы охраны здоровья матери и ребенка с преимущественным бюджетным принципом финансирования по всем статьям.
Развитие системы охраны семьи, материнства и детства требует реализации серии комплексных программ, представленных Министерством здравоохранения: "Планирование семьи", "Безопасное материнство", "Дети-инвалиды", "Дети-сироты", "Охрана здоровья детей" и др.
Участники работ:
- Министерство здравоохранения Республики Башкортостан;
- Башкирский государственный медицинский университет;
- Республиканская детская клиническая больница;
- городские управления здравоохранения и центральные районные больницы;
- специализированные медицинские учреждения.
Источники финансирования: бюджетные средства (целевое финансирование по постановлению Кабинета Министров Республики Башкортостан N 290 от 14 августа 1995 г. Стоимость - 21 млрд. рублей).
Направление II. Совершенствование лечебно-диагностических
технологий
1. Изменение организационной структуры первичного звена
здравоохранения (введение новых форм медицинского обслуживания населения на дому: врач общей практики, семейный врач, гериатр, социальный работник, медсестра с высшим образованием и др.)
Цель: повышение эффективности и качества медицинской помощи со стороны врачей и среднего медперсонала, с которыми население имеет наиболее частые контакты.
Задачи:
1. изменение содержания и повышение качества профессиональной подготовки кадров системы практического здравоохранения, осуществляющих первичную медицинскую помощь;
2. подготовка врачей, владеющих знаниями и практическими навыками по оказанию квалифицированной медицинской помощи при большинстве заболеваний терапевтического и хирургического профиля, по основам профилактики и консультативной помощи;
3. подготовка врачей по специальностям: гериатр, социальный работник, психолог и др.
Участники работ:
- Министерство здравоохранения Республики Башкортостан;
- Башкирский государственный медицинский университет;
- медицинские училища.
Источники финансирования: бюджетные средства (целевое финансирование, выделенное Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации и Кабинетом Министров Республики Башкортостан).
2. Повышение стандартов качества медицинской помощи по наиболее
актуальным направлениям
Цель: совершенствование лечебно-диагностических технологий и доведение их до уровня современных мировых стандартов.
Задачи:
1. обеспечение работы центра кардиохирургии;
2. улучшение профессиональной подготовки медицинских работников первичного звена по онкологии, внедрение системы регулярных массовых профилактических осмотров, переоснащение радиологической службы;
3. повышение эффективности и доступности психиатрической помощи;
4. совершенствование наркологической службы;
5. улучшение медицинской помощи ветеранам войны;
6. организация центров по трансплантации органов;
7. принятие необходимых мер по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции;
8. внедрение системы компьютерного обеспечения лечебно-профилактических учреждений;
9. улучшение медицинской помощи населению, оказываемой стоматологической, противотуберкулезной, инфекционной и дермато-венерологической# службами.
Участники работ:
- Министерство здравоохранения Республики Башкортостан;
- Республиканский онкологический диспансер;
- Башкирский межобластной кардиохирургический центр;
- Республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИДом;
- наркологическая служба;
- Республиканская стоматологическая поликлиника;
- Республиканский туберкулезный диспансер;
- Республиканский кожно-венерологический диспансер;
- Уфимский госпиталь ветеранов войн;
- туберкулезный госпиталь инвалидов Великой Отечественной войны.
Оценка эффективности: анализ показателей здоровья по данным разделам.
Источники финансирования: бюджетные средства (целевое финансирование в соответствии с комплексными программами).
3. Совершенствование специализированной медицинской помощи
Задачи по развитию и совершенствованию специализированной медицинской помощи определены целевыми программами "Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи", "Наркология". Разработаны следующие целевые программы: "Противораковая программа", "Трансплантология", "Развитие кардиохирургии", "Стоматология", "Профилактика и лечение туберкулеза".
Ряд особенностей республики: географическое расположение районов Зауралья и их отдаленность от республиканских медицинских центров, особенности заболеваемости населения, неблагоприятные демографические показатели - обусловливают необходимость принятия целевой программы развития здравоохранения Башкирского Зауралья и приближения некоторых видов медицинской помощи к населению.
Цель: создание условий для оказания специализированной помощи в населенных пунктах республики.
Задачи:
1. создание республиканского диагностического центра Зауралья, обеспечение его современным диагностическим и лечебным оборудованием;
2. подготовка кадров для оказания медицинской помощи с использованием современных медицинских технологий (эндохирургические методы лечения, лазерная хирургия, неонатология и т.д.).
Участники работ:
- Министерство здравоохранения Республики Башкортостан;
- Республиканская клиническая больница;
- Республиканская детская клиническая больница;
- базовые лечебно-профилактические учреждения г.Сибая, Баймака, районов Зауралья.
Оценка эффективности: по показателям состояния здоровья населения в прикрепленных районах.
Источники финансирования: бюджетные средства (целевое финансирование по постановлению Кабинета Министров Республики Башкортостан N 411 от 17 ноября 1995 г. "О развитии здравоохранения в районах Башкирского Зауралья". Стоимость программы - 29 млрд.руб.)
4. Развитие экстренной и скорой медицинской помощи
Развитие и совершенствование лечебно-профилактической и противоэпидемической помощи населению при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями, приобретает все большее значение в условиях наличия на территории республики большого числа опасных производств и технологий с устаревшим или исчерпавшим проектный ресурс оборудованием. В республике ежегодно регистрируется около 100 различных чрезвычайных ситуаций с общим количеством пострадавших более 1000 человек, уровень смертности на догоспитальном этапе превышает 10%.
Особую опасность представляют крупные техногенные аварии и катастрофы, сопровождающиеся в ряде случаев массовыми поражениями и гибелью людей, загрязнением окружающей среды, нарушением санитарно-эпидемиологического благополучия, значительным материальным и экономическим ущербом.
Наряду с катастрофами техногенного характера сохраняется угроза возникновения природных катастроф. Участились массовые отравления и опасные инфекционные заболевания. Стала реальной угроза появления в республике таких особо опасных инфекций, как чума и холера.
Данная проблема носит государственный характер и требует участия в ее решении республиканских и местных органов исполнительной власти, всей системы здравоохранения, санитарно-эпидемиологической службы Республики Башкортостан, ведомственных служб здравоохранения и санитарно-эпидемиологического надзора.
Цель: предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечение готовности, развитие и совершенствование деятельности сил и средств республиканской службы медицины катастроф по своевременному и эффективному оказанию лечебно-профилактической и противоэпидемической помощи населению при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях.
Задачи: своевременное качественное оказание экстренной медицинской помощи населению, пострадавшему при чрезвычайных ситуациях, что позволит сократить медико-санитарные последствия чрезвычайных ситуаций.
Участники работ:
- Министерство здравоохранения Республики Башкортостан;
- Республиканский центр экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях;
- станции скорой медицинской помощи;
- республиканские лечебно-профилактические учреждения.
Источники финансирования: бюджетные средства (целевое финансирование по постановлению Кабинета Министров Республики Башкортостан N 51 от 13 февраля 1995 года "Об утверждении целевой Программы развития и совершенствования службы медицины катастроф РБ на 1995 - 1996 гг." Стоимость - 18 млрд.555 млн.рублей)
5. Развитие системы реабилитации
Дальнейшее совершенствование системы реабилитации позволит проводить полноценное восстановительное лечение инвалидов, снизить их количество среди населения, сохранить трудовые ресурсы в Республике Башкортостан.
Цель: уменьшение числа хронических заболеваний, уровня инвалидности; создание структуры, координирующей деятельность реабилитационных учреждений и служб, имеющих разноведомственное подчинение.
Задачи:
1. разработка, внедрение и совершенствование материально-технической базы служб медицинской и социально-трудовой реабилитации;
2. совершенствование методов реабилитации;
3. создание систем обучения и повышения квалификации медицинских и социальных работников по проблемам реабилитации;
4. создание системы информационно-методического обеспечения по актуальным проблемам реабилитации.
Реализация данного раздела возможна при создании целевой программы деятельности под руководством Министерства здравоохранения Республики Башкортостан.
Участники работ:
- Министерство здравоохранения Республики Башкортостан;
- Республиканский фонд обязательного медицинского страхования;
- Республиканский врачебно-физкультурный диспансер;
- Республиканский детский психоневрологический центр объединенной больницы Министерства здравоохранения Республики Башкортостан;
- Социально-реабилитационный центр инвалидов Министерства социальной защиты населения РБ;
- Реабилитационное отделение Республиканской клинической больницы;
- Отделение промышленной реабилитации больницы N 13 г. Уфы.
Оценка эффективности: по результатам восстановительного лечения, учета числа лиц, возвращенных к полноценной жизни и трудовой деятельности, снижения инвалидности.
Источники финансирования: бюджетные средства (целевые комплексные программы).
6. Совершенствование системы лекарственного обеспечения
Цель: проведение единой государственной политики по стабилизации положения с лекарственным обеспечением населения и учреждений здравоохранения Республики Башкортостан. Полное удовлетворение потребностей населения и учреждений здравоохранения в жизненно необходимых и важнейших лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения по ассортименту, утверждаемому федеральными органами с учетом изменений, вносимых Министерством здравоохранения Республики Башкортостан.
Задачи:
1. обеспечение населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения; принятие республиканской программы развития медико-фармацевтической промышленности на основе местных ресурсов научного, производственного потенциала;
2. совершенствование внешнеэкономической деятельности в области производства и закупок лекарственных средств;
3. определение и реализация основных принципов государственной и экономической политики в производстве и потреблении лекарственных средств.
Развитие фармацевтической промышленности в Республике
Башкортостан и участие в федеральных программах по улучшению
лекарственного обеспечения
Участие Республики Башкортостан в выполнении федеральных программ по улучшению лекарственного обеспечения и развитию фармацевтической промышленности выражается в принятии основных принципов государственной политики в области обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарствами:
- первоочередное развитие производства жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, сырья, материалов и оборудования, необходимых для их производства;
- государственная поддержка рыночной инфраструктуры и рынка лекарств, привлечение внебюджетных, в т.ч. иностранных, инвестиций в развитие производства лекарственных средств;
- осуществление мер социальной защиты отдельных групп населения по лекарственному обеспечению в рыночных условиях;
- развитие на взаимовыгодной основе межотраслевых и межгосударственных экономических связей в производстве и реализации лекарственных средств;
- принятие правовых нормативных актов в области лекарственного обеспечения в соответствии с порядком исполнения на территории Республики Башкортостан законов и других законодательных документов, издаваемых Российской Федерацией;
- разработка Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и организация их производства в ближайшее время на основе имеющихся сырьевых источников, полуфабрикатов, технологий и производственных мощностей;
- увеличение объемов производства лекарственных средств, вырабатываемых предприятиями Республики Башкортостан, переориентация имеющихся мощностей на производство высококачественной и конкурентоспособной продукции;
- поиск и разработка новых высокоэффективных лекарственных средств на основе научного и научно-производственного потенциалов Академии наук Республики Башкортостан, опытных производств, медицинского университета и научно-исследовательских институтов (НПО "Иммунопрепарат", АО "Уфавита");
- проведение льготной налоговой, целенаправленной инвестиционной и регулирующей ценовой государственной политики, стимулирующей увеличение выпуска и поставок этой продукции республиканскими предприятиями.
Внешнеэкономическая деятельность в области закупок
лекарственных средств
Внешнеэкономическая деятельность в области лекарственного обеспечения в 1996-2000 гг. должна предусматривать:
- выделение из республиканского валютного фонда средств на покупку препаратов, включенных в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств;
- направление не менее 10% от общей суммы иностранных кредитов, предоставляемых Республике Башкортостан по межправительственным соглашениям, на закупку импортных препаратов, вошедших в список жизненно необходимых, а также для их производства на республиканских предприятиях;
- расширение на территории Республики Башкортостан сети консигнационных складов;
- заключение долгосрочных соглашений с инофирмами на поставку лекарственных средств с одновременной поэтапной организацией их производства путем создания совместных предприятий на территории республики.
Основные принципы государственной и экономической политики
в отношении сферы потребления лекарственных средств
Главной задачей государственной политики в отношении сферы потребления лекарственных средств является создание рыночной инфраструктуры, включая предприятия оптового, мелкооптового и розничного звена, способных обеспечить доступность лекарств для всех слоев населения и учреждений здравоохранения. К 2000 году предполагается закончить формирование материально-технической базы центральных районных аптек государственной системы здравоохранения и иметь в каждом административном районе республики типовую аптеку, способную стать центром по реализации и изготовлению лекарственных средств (форм).
С целью наиболее полного удовлетворения потребностей населения и учреждений здравоохранения в жизненно важных лекарственных средствах государство оказывает необходимую финансовую поддержку предприятиям и учреждениям, выполняющим государственный заказ путем создания специальной системы кредитования, предоставления дотаций и налоговых льгот.
Разгосударствление и приватизация аптечной сети проводятся по мере принятия соответствующих законодательных и нормативных актов, гарантирующих потребителям полноту обеспечения лекарственными средствами и услугами. Не подлежат приватизации (кроме акционирования с сохранением "Золотой акции" за государством) в 1996-2000 гг. аптечные учреждения, осуществляющие изготовление, учет и реализацию наркотических и ядовитых лекарственных средств.
Реализацию комплекса мероприятий по формированию рыночной инфраструктуры в сфере потребления лекарственных средств необходимо осуществить одновременно с созданием системы управления и контроля за фармацевтической (аптечной) деятельностью всех субъектов, ее осуществляющих (независимо от вида собственности и организационно-правовой формы), включая обеспечение контроля (сертификации) качества лекарственных средств, поступающих в республику и реализуемых потребителям.
Участники работ:
- Министерство здравоохранения Республики Башкортостан;
- СГПП "Башфармация";
- негосударственные фармацевтические учреждения;
- НПО " Иммунопрепарат";
- АО "Уфавита";
- Академия наук Республики Башкортостан;
- Башкирский государственный медицинский университет.
Источники финансирования: бюджетные средства участников работ и целевые средства, выделенные Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации и Кабинетом Министров Республики Башкортостан; внебюджетные источники (инвестиционные фонды негосударственных структур, средства валютного фонда Республики Башкортостан, иностранный капитал).
Направление III. Изменение организационно-правовых форм и
форм собственности в учреждениях здравоохранения
Переход к системе рыночных отношений требует адекватного реформирования системы здравоохранения, и в том числе решения наиболее сложной проблемы - реформирования отношений собственности в медицине.
Особое положение здравоохранения в жизнедеятельности общества причинно обусловливает необходимость продуманного подхода к изменению форм собственности в отрасли. Частные лечебно-профилактические учреждения могут создаваться за счет негосударственного финансирования; нового строительства; завершения строительства объектов здравоохранения, находящихся в консервации; приспособления зданий, имевших немедицинский профиль.
1. Защита потребителей медицинских услуг
Современная экономическая ситуация в стране привела к тому, что бюджетное финансирование не полностью покрывает потребности здравоохранения. В связи с этим происходит снижение качества медицинской помощи, приводящее в конечном итоге и к резкому падению качества жизни основной массы населения.
С целью изыскания дополнительных к бюджетным источникам финансирования средств, для повышения качества и эффективности оказания медицинской помощи, создания устойчивого механизма финансирования системы здравоохранения вводится медицинское страхование. Обязательное медицинское страхование - составная часть государственного социального страхования, призванная обеспечить равные возможности граждан в получении медицинской и лекарственной помощи и защиту их здоровья в условиях рыночной экономики.
Основами законодательства по охране здоровья граждан Российской Федерации определены права пациентов и юридическая ответственность за ненадлежащее оказание медицинской помощи.
Аккредитация учреждений и лиц, оказывающих медицинскую помощь и услуги, - это определение соответствия их деятельности установленным стандартам.
Лицензирование - выдача юридическому или физическому лицу государственного разрешения на право заниматься определенными видами медицинской деятельности.
Государственной аккредитации и обязательному государственному лицензированию в соответствии с Законом об обязательном медицинском страховании граждан Республики Башкортостан и постановлением Правительства Российской Федерации "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 24 декабря 1994 г. N 1418 подлежат медицинские, фармацевтические учреждения и предприятия независимо от их организационно-правовой формы.
Аккредитацию и лицензирование в республике проводит Республиканская лицензионно-аккредитационная комиссия.
2. Развитие материально-технической базы отрасли
В ближайшие 5 лет необходимо построить и ввести в действие более 150 объектов здравоохранения различной мощности. Их нормальное функционирование будет обеспечено в случае оснащения необходимым инвентарем, медицинской техникой и оборудованием. Деятельность учреждений здравоохранения во многом зависит от обеспечения специализированным автотранспортом. В особенности это касается больниц и станций скорой медицинской помощи, которые необходимо также полностью укомплектовать стационарными и мобильными радиостанциями.
Надежная работа оборудования может быть обеспечена только в случае развития системы технического обслуживания и ремонта.
В лечебных учреждениях в настоящее время находится большое количество морально и физически устаревшего оборудования. В результате эксплуатации старого оборудования ухудшается качество лечебно-диагностического процесса, а также и здоровья самого медицинского персонала, обеспечивающего эксплуатацию устаревшей техники. Обеспечение системы здравоохранения современным оборудованием позволит поднять качество, расширить объем и полноту оказания медицинских услуг населению республики.
В связи с этим необходимо осуществлять как развитие системы квалифицированной экспертизы предложений на покупку оборудования, так и обеспечить разработку и создание современного оборудования на базе имеющихся (или переоборудованных) в республике предприятий.
Задачей руководителей лечебно-профилактических учреждений станет максимально эффективное использование дорогостоящего оборудования.
3. Совершенствование системы оплаты труда в отрасли
При существующей системе оплаты труда личный доход медицинского работника практически не зависит от спроса на его услуги, от его популярности, количества выбравших его в качестве доктора пациентов, от реально складывающихся расходов на их обслуживание и лечение, от сложности и трудоемкости произведенного медицинского обслуживания. Первым шагом к изменению такого положения должна стать реализация Закона "О медицинском страховании граждан Республики Башкортостан", который предоставляет населению право выбора медицинского учреждения и медицинского работника.
Формирование систем оплаты труда должно происходить таким образом, чтобы обеспечивалась заинтересованность медицинского работника в количестве и качестве оказываемых им медицинских услуг. Это диктует необходимость разработки новой системы оплаты труда работников здравоохранения, отличной от существующей, которая построена на принципах Единой тарифной сетки.
4. Совершенствование механизма функционирования отрасли
(Унификация организационно-методической работы различных служб и учреждений, документов, способов сбора и обработки информации, внедрение системы экономической оценки деятельности здравоохранения)
Цель: совершенствование механизма функционирования системы здравоохранения путем унификации подходов к организационно-методической работе различных служб и учреждений здравоохранения.
Задачи:
1. подготовка и утверждение перечня необходимых учетно-отчетных документов, подлежащих изменениям в соответствии с новыми условиями работы лечебно-профилактических учреждений и возможными изменениями форм собственности в здравоохранении;
2. разработка новых учетно-отчетных форм с последующим утверждением их в Госкомитете Республики Башкортостан по статистике или в Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан;
3. разработка мероприятий по использованию средств вычислительной техники для автоматизированного ведения основных учетных документов с выходом на государственные формы отчетности;
4. разработка перечня показателей условий труда и жизни населения, параметров окружающей среды, влияющих на состояние здоровья, уровень заболеваемости, инвалидности и смертности населения, с учетом экономических потерь и связанных с ними расчетов средней продолжительности предстоящей жизни;
5. разработка показателей экономической эффективности деятельности учреждений здравоохранения и других отраслей народного хозяйства республики по стабилизации и укреплению состояния здоровья и демографических показателей республики;
6. усиление системы контроля за достоверностью информации, представляемой в соответствии с государственными и отраслевыми формами отчетности с использованием средств вычислительной техники.
Участники работ:
- Министерство здравоохранения Республики Башкортостан;
- республиканские лечебно-профилактические учреждения;
- Госкомитет Республики Башкортостан по статистике.
Источники финансирования: бюджетные средства (целевые программы).
5. Реформа системы подготовки и аттестации кадров в отрасли
(медицинских работников, управленцев, других
специалистов)
Существующая система подготовки кадров обеспечивает в большей степени лишь количественные показатели. Несмотря на то, что в отрасли имеется достаточно большое число врачей и средних медицинских работников, качество их работы не вполне удовлетворяет население. В связи с этим возникает потребность в реформировании системы подготовки кадров.
Цель: повышение качества подготовки лиц, работающих в учреждениях здравоохранения, и как следствие этого - улучшение качества оказываемых медицинских услуг.
Задачи:
1. совершенствование вузовской системы подготовки врача общей практики и специалистов в области здравоохранения;
2. внедрение системы сертификации и лицензирования деятельности специалистов, оказывающих медицинскую помощь и услуги;
3. изменение принципов аттестации медработников и работающих в отрасли других специалистов.
Участники работ:
- Министерство здравоохранения Республики Башкортостан;
- Башкирский государственный медицинский университет;
- медицинские училища.
Источники финансирования: бюджетные средства участников работ.
6. Информатизация здравоохранения Республики Башкортостан
Цель: создание республиканской системы информационного обеспечения, основанной на применении новых медицинских компьютерных технологий и средств связи (например, "Спринт") для обеспечения возможности своевременного получения полной и достоверной информации.
Задачи:
1. создание типовых компьютерных организационно-экономических, лечебно-профилактических, медицинских и информационно-библиотечных технологий и их внедрение в учреждения здравоохранения;
2. централизованное обучение работников здравоохранения методам и способам работы с компьютерной техникой и программными продуктами;
3. оснащение учреждений здравоохранения республики вычислительными средствами;
4. объединение вычислительных средств учреждений здравоохранения в Республиканскую медицинскую телекоммуникационную сеть для оперативного сбора и рассылки биомедицинской, организационно-управленческой, статистической, экономической информации;
5. создание, систематическое пополнение и актуализация республиканского фонда официальных документов в области здравоохранения, создание и ведение электронного каталога фонда;
6. организация ремонтно-сервисной базы;
7. подготовка целевых комплексных программ и проектов под руководством Министерства здравоохранения Республики Башкортостан.
Участники работ:
- Министерство здравоохранения Республики Башкортостан.
- городские управления здравоохранения;
- базовые лечебно-профилактические учреждения;
- специализированные медицинские учреждения;
- СГПП "Башфармация";
- Республиканский фонд обязательного медицинского страхования;
Оценка эффективности: по уровню автоматизации медицинских учреждений (статистика, расчеты, документооборот и т.п.).
Источники финансирования: бюджетные средства (целевое финансирование программы информатизации).
Направление IV. Совершенствование системы обязательного
медицинского страхования (ОМС)
Развитие ОМС в Республике Башкортостан было обусловлено необходимостью поиска новых форм управления и организации системы медицинской помощи населению в ситуации, когда только бюджетный подход оказался недостаточным. Данное направление для здравоохранения имеет особое значение, так как его реализация позволит не просто обеспечить поступление дополнительных средств в отрасль, но и осуществить рациональное перераспределение освобождающихся бюджетных средств, более эффективно контролировать качество медицинских услуг и на деле внедрять в здравоохранение рыночные отношения.
Нормативно-правовая база перехода к ОМС определена Законом "О медицинском страховании граждан Республики Башкортостан", нормативными документами, утвержденными Кабинетом Министров Республики Башкортостан, Министерством здравоохранения Республики Башкортостан, Республиканским фондом обязательного медицинского страхования.
Цель:
- формирование стабильного и адекватного источника финансирования для предоставления населению бесплатной, доступной и квалифицированной медицинской помощи;
- повышение ответственности медицинских работников за качество оказываемых услуг, предоставление населению права выбора в процессе получения медицинской помощи;
- повышение роли экономических факторов и регуляторов в процессе управления здравоохранением для снижения неоправданных затрат и развития новых, более эффективных медицинских технологий.
Задачи:
1. совершенствовать экспертизу качества медицинской помощи;
2. провести аккредитацию и лицензирование лечебно-профилактических учреждений республики, сертификацию врачей-экспертов;
3. внедрить интегрированную автоматизированную систему компьютерной обработки данных для ОМС;
4. выдать населению страховые медицинские полисы, отработать механизмы реализации гражданами права выбора врача и медицинского учреждения.
Участники работ:
- Министерство здравоохранения Республики Башкортостан;
- Республиканский фонд обязательного медицинского страхования и его филиалы;
- лицензионно-аккредитационная комиссия Министерства здравоохранения Республики Башкортостан;
- учреждения здравоохранения Республики Башкортостан.
Источники финансирования: бюджет участников и средства Республиканского фонда обязательного медицинского страхования.
Пути повышения эффективности работы смежных со
здравоохранением систем
1. Обеспечение комплексности в развитии здравоохранения
Задача: взаимодействие с вневедомственными структурами. Среди них: система обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Государственный комитет Республики Башкортостан по управлению государственной собственностью, Министерство труда и занятости населения Республики Башкортостан, Министерство экономики Республики Башкортостан, Министерство социальной защиты населения Республики Башкортостан, Министерство внутренних дел Республики Башкортостан, Министерство народного образования Республики Башкортостан, Государственный комитет по науке, высшему и среднему профессиональному образованию, Государственный комитет Республики Башкортостан по делам молодежи.
2. Включение социальных механизмов поддержки здоровья населения
В настоящее время социальный аспект охраны здоровья населения становится наиболее важным звеном системы здравоохранения.
Особую актуальность приобретает данное направление в связи с переходом к страховой медицине. Это связано с тем, что наиболее незащищенными в социальном отношении становятся прежде всего пенсионеры и инвалиды. Поэтому первоочередной задачей является внедрение конкретных механизмов защиты прав малоимущих групп при их обращении в лечебно-профилактические учреждения. Развитие страховой медицины в нашем обществе происходит на фоне глубоких социальных сдвигов. Поэтому становится важной проблема социально-психологической поддержки населения.
Переход к страховой медицине, необходимость прохождения аккредитации и лицензирования, развитие условий для профессиональной конкуренции диктуют необходимость развития социальной защиты самих медицинских работников.
Задачи:
1. социально-психологическая поддержка пенсионеров, инвалидов, других групп населения;
2. развитие системы социального призрения и благотворительности, открытие больниц Красного Креста, хосписов, приютов, развертывание социальных коек;
3. обеспечение социальной защиты работников системы здравоохранения.
3. Обеспечение экологической безопасности жизни людей
Равновесие биосферных процессов, нарушаемое хозяйственной деятельностью человека, восстанавливается медленно. Урбанизация, спад производства, нарушения технологической дисциплины, экологический кризис, высокие темпы затрагивающих человека перемен в окружающем мире способствуют возникновению новых заболеваний или видоизменению старых. Возникающие изменения часто не имеют специфического характера, и действие экологического фактора трудно отделить от других влияний.
Цель: обеспечение высокого качества жизни и улучшение состояния здоровья людей.
Задачи:
1. совершенствование системы контроля за обеспечением населения водой и продовольствием;
2. коррекция отрицательного влияния на здоровье населения загрязнений атмосферы, воды и почвы;
3. формирование системы экологического мониторинга на территории Республики Башкортостан.
Оценка эффективности: по динамике медико-демографических показателей в ходе экологического и медико-социального мониторинга.
Источники финансирования: бюджетные средства (целевые программы).
4. Вовлечение людей в процесс сохранения их здоровья
Цель: формирование у граждан понятия здоровья как важнейшей ценности в жизни человека.
Основная роль в реализации данной задачи будет принадлежать средствам массовой информации и системе образования.
Задачи:
1. создание центров психологической поддержки, организация циклов теле-, радиопередач и публикация статей, пропагандирующих здоровый образ жизни;
2. принятие ряда подзаконных актов и документов, способствующих заинтересованности людей, в том числе и финансовой, в укреплении и сохранении своего здоровья.
Источники финансирования: бюджетные средства (целевые программы).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 20 августа 1996 г. N 248 "Об основных направлениях развития и реформирования здравоохранения Республики Башкортостан на 1996-2000 годы"
Текст постановления официально опубликован не был