Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 1. Внести в Закон Республики Башкортостан "О референдуме Республики Башкортостан" (Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан, 1996, N 2, ст. 90) изменения и дополнения, изложив его в следующей редакции:
"Закон Республики Башкортостан
О референдуме Республики Башкортостан
Глава I
Общие положения
Статья 1. Референдум Республики Башкортостан
Референдум Республики Башкортостан (далее - референдум) - всенародное голосование граждан Республики Башкортостан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа.
Референдум проводится на всей территории Республики Башкортостан.
Референдум проводится на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Каждый участник референдума обладает одним голосом.
Гражданин Республики Башкортостан голосует на референдуме лично. Участие в референдуме является свободным, контроль за волеизъявлением гражданина не допускается. В ходе референдума никто не может быть принужден к выражению своего мнения и убеждения или отказу от них.
Вопросы, связанные с подготовкой и проведением референдума, рассматриваются Центральной избирательной комиссией Республики Башкортостан, комиссиями по проведению референдума, органами государственной и местной власти открыто и гласно.
Статья 2. Право на участие в референдуме
В референдуме имеет право участвовать каждый гражданин Республики Башкортостан, достигший на день проведения референдума 18 лет.
Гражданин Республики Башкортостан, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения референдума за пределами Республики Башкортостан, обладает всей полнотой прав на участие в референдуме.
Не имеет права участвовать в референдуме гражданин Республики Башкортостан, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.
Статья 3. Вопросы референдума
Вопросы, выносимые на референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.
На референдум не могут выноситься вопросы:
1) досрочного прекращения или продления полномочий Президента Республики Башкортостан, Государственного Собрания Республики Башкортостан и его Палат, а равно о проведении досрочных выборов Президента Республики Башкортостан, депутатов Государственного Собрания Республики Башкортостан либо об отсрочке таких выборов;
2) принятия и изменения республиканского бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства;
3) введения, изменения и отмены налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты;
4) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
5) амнистии и помилования.
Статья 4. Обстоятельства, исключающие проведение референдума
Референдум не проводится в условиях чрезвычайного положения, введенного на всей территории Республики Башкортостан, а также в течение трех месяцев после отмены чрезвычайного положения.
Повторный референдум не проводится в течение года после дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.
Статья 5. Финансирование референдума
Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением референдума, осуществляется за счет средств республиканского бюджета, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Статья 6. Законодательство о референдуме
Законодательство о референдуме составляют Конституция Республики Башкортостан, настоящий Закон, другие законы Республики Башкортостан.
Глава II
Назначение референдума
Статья 7. Инициатива проведения референдума
Инициатива проведения референдума принадлежит:
1) не менее чем стам тысяч граждан Республики Башкортостан, имеющим право на участие в референдуме, при условии, что на территории одного района или города Республики Башкортостан проживает не более 10 процентов из них;
2) Президенту Республики Башкортостан;
3) не менее одной трети депутатов Законодательной Палаты или одной трети депутатов Палаты Представителей Государственного Собрания Республики Башкортостан.
Статья 8. Порядок реализации инициативы граждан Республики Башкортостан о проведении референдума
Каждый гражданин или группа граждан Республики Башкортостан, имеющие право на участие в референдуме, могут образовать инициативную группу в количестве не менее 100 человек для сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума.
Если сбор подписей предполагается и среди граждан Республики Башкортостан, проживающих за пределами территории Республики Башкортостан, в состав инициативной группы должны входить представители этих граждан.
Инициативная группа обращается в Центральную избирательную комиссию Республики Башкортостан с ходатайством о регистрации группы.
В ходатайстве инициативной группы указываются:
1) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого инициативной группой для вынесения на референдум;
2) районы и города Республики Башкортостан, на территориях которых предполагается сбор подписей;
3) фамилии, имена, отчества, даты рождения, место жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также иных лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы на территории соответствующего района, города Республики Башкортостан.
В случае, предусмотренном частью второй настоящей статьи, в ходатайстве также указываются:
1) государства, на территории которых предполагается сбор подписей проживающих там граждан Республики Башкортостан;
2) фамилии, имена, отчества, даты рождения, место жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также иных лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы на территории соответствующего государства.
К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение о выдвижении инициативы о проведении референдума.
Центральная избирательная комиссия Республики Башкортостан, установив соответствие ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов требованиям настоящего Закона, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации инициативной группы, выдает ей регистрационное свидетельство и извещает о этом администрации районов и городов республики, которые инициативная группа указала в ходатайстве, а в случае, предусмотренном частью второй настоящей статьи, также и Министерство внешних связей Республики Башкортостан.
В случае отказа в регистрации инициативной группе выдается мотивированное постановление Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан. Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке.
Основанием для отказа в регистрации инициативной группы могут быть нарушения инициативной группой положений Конституции Республики Башкортостан и настоящего Закона.
Со дня получения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе собирать подписи в поддержку инициативы проведения референдума. Регистрационное свидетельство, выданное инициативной группе по форме, утвержденной Центральной избирательной комиссией Республики Башкортостан, действительно в течение трех месяцев. Расходы по сбору подписей несет инициативная группа.
Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого на референдум. В случае вынесения на референдум законопроекта лицо, проводящее сбор подписей, должно предоставлять гражданину Республики Башкортостан по первому его требованию текст этого законопроекта.
После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства, инициативная группа подсчитывает число собранных подписей граждан Республики Башкортостан по каждому району, городу Республики Башкортостан, на территории которого проводился сбор подписей, и число собранных подписей граждан Республики Башкортостан, проживающих за пределами территории Республики Башкортостан, а также общее число собранных подписей граждан Республики Башкортостан, о чем составляется итоговый протокол инициативной группы.
Подписные листы, пронумерованные и сброшюрованные по соответствующему району, городу Республики Башкортостан, и экземпляр итогового протокола инициативной группы передаются в Центральную избирательную комиссию Республики Башкортостан. Центральная избирательная комиссия Республики Башкортостан проверяет соблюдение требований настоящего Закона при сборе подписей, принимает по результатам проверки постановление и в течение 15 дней со дня последнего поступления подписных листов направляет его, а также экземпляр итогового протокола инициативной группы Президенту Республики Башкортостан, Палатам Государственного Собрания Республики Башкортостан и информирует об этом инициативную группу.
Если в результате проверки будет установлено, что число действительных подписей не отвечает требованиям пункта 1 части первой статьи 7 настоящего Закона, выносится постановление Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан об отказе в проведении референдума, копия указанного постановления направляется инициативной группе и данная инициативная группа не может выступать повторно в течение одного года с предложением о проведении референдума.
В случае, если Центральная избирательная комиссия Республики Башкортостан обнаружит нарушения, связанные с оформлением документов, документы возвращаются инициативной группе. При этом срок действия регистрационного свидетельства может быть продлен, но не более чем на 15 дней.
Статья 9. Подписной лист референдума
В листе для сбора подписей граждан в поддержку инициативы проведения референдума (подписном листе) указываются:
1) наименование района, города Республики Башкортостан, где проводится сбор подписей граждан Республики Башкортостан (в случае, предусмотренном частью второй статьи 8 настоящего Закона, в подписном листе указывается государство, на территории которого проводится сбор подписей проживающих там граждан Республики Башкортостан);
2) номер регистрационного свидетельства, дата регистрации и реквизиты Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан;
3) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого для вынесения на референдум;
4) фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства серия и номер паспорта или заменяющего его документа гражданина, имеющего право на участие в референдуме, его подпись и дата подписи.
Каждый подписной лист должен быть заверен подписями лица, собиравшего подписи граждан, и одного из уполномоченных инициативной группы с указанием даты заверения, фамилии, имени, отчества, даты рождения, места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа каждого из этих лиц.
Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложении к настоящему Закону.
Статья 10. Порядок реализации инициативы Президента Республики Башкортостан и группы депутатов Государственного Собрания Республики Башкортостан о проведении референдума
Президент Республики Башкортостан, проявляя инициативу проведения референдума, свое предложение вносит на рассмотрение Государственного Собрания Республики Башкортостан.
Инициатива проведения референдума, принадлежащая не менее одной трети депутатов Законодательной Палаты или одной трети депутатов Палаты Представителей Государственного Собрания Республики Башкортостан, оформляется в виде обращения и вносится на рассмотрение Государственного Собрания Республики Башкортостан. Одновременно это обращение направляется Президенту Республики Башкортостан.
Статья 11. Назначение референдума
Референдум назначается Государственным Собранием Республики Башкортостан. До принятия такого решения Государственное Собрание Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня поступления документов и приложенных к ним материалов направляет в Конституционный суд Республики Башкортостан. Конституционный суд Республики Башкортостан проверяет соблюдение требований, предусмотренных Конституцией Республики Башкортостан, и в течение 7 дней направляет Государственному Собранию Республики Башкортостан соответствующее заключение.
Государственное Собрание Республики Башкортостан принимает постановление о назначении референдума, в котором определяет дату его проведения.
В случае отрицательного заключения Конституционного суда Республики Башкортостан все процедуры, предусмотренные настоящим Законом, прекращаются.
Глава III
Порядок подготовки к проведению референдума
Статья 12. Комиссии по проведению референдума
Подготовку и проведение референдума Республики Башкортостан осуществляет:
1) Центральная избирательная комиссия Республики Башкортостан, действующая в качестве Центральной комиссии по проведению референдума (далее - Центральная комиссия);
2) территориальные (районные, городские, районные в городе) комиссии по проведению референдума (далее - территориальные комиссии);
3) участковые комиссии по проведению референдума (далее - участковые комиссии).
Статья 13. Порядок формирования территориальной комиссии
Территориальная комиссия формируется в составе 5-9 членов не позднее 10 дней со дня опубликования постановления Государственного Собрания Республики Башкортостан о назначении референдума. Члены территориальной комиссии назначаются представительным органом местного государственного управления. Председатель, заместитель председателя и секретарь территориальной комиссии избираются тайным голосованием из числа членов этой комиссии на ее первом заседании.
При определении кандидатур в состав территориальной комиссии представительный орган местного государственного управления учитывает предложения общественных объединений, собраний граждан.
В случае, если представительный орган местного государственного управления не назначил состав территориальной комиссии в срок, установленный частью первой настоящей статьи, либо если на данной территории представительный орган отсутствует, формирование территориальной комиссии производится Центральной комиссией.
Статья 14. Порядок формирования участковой комиссии
Участковая комиссия формируется в составе 5-11 членов представительным органом местной власти не позднее чем за 30 дней до дня проведения референдума.
При определении кандидатур в состав участковой комиссии представительный орган местной власти учитывает предложения общественных объединений, собраний граждан. Председатель, заместитель председателя и секретарь участковой комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов этой комиссии.
В случае, если представительный орган местного самоуправления не назначил состав участковой комиссии в срок, установленный частью первой настоящей статьи, либо, если на данной территории представительный орган местного самоуправления отсутствует, формирование участковой комиссии производится соответствующей территориальной комиссией.
На участке референдума, образованном за пределами территории Республики Башкортостан, состав участковой комиссии формируется руководителем соответствующего представительства либо уполномоченным, назначенным Центральной комиссией.
Статья 15. Полномочия Центральной комиссии
Центральная комиссия:
1) осуществляет контроль за соблюдением законности при подготовке и проведении референдума, обеспечивает единообразное применение настоящего Закона;
2) руководит деятельностью комиссий по проведению референдума;
3) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий по проведению референдума и принимает по ним мотивированные решения;
4) устанавливает единую нумерацию участков референдума на территории Республики Башкортостан;
5) решает вопросы о прописке участков референдума, находящихся за пределами территории Республики Башкортостан, к комиссиям по проведению референдума на территории Республики Башкортостан;
6) издает инструкции и иные акты в пределах своих полномочий, обязательные для исполнительных органов государственной власти, органов местной власти, а также для всех комиссий по проведению референдума;
7) заслушивает сообщения исполнительных органов государственной власти, органов местной власти, руководителей государственных предприятий, учреждений и организаций по вопросам, связанным с подготовкой и проведением референдума;
8) распределяет денежные средства, выделенные из республиканского бюджета на финансовое обеспечение подготовки и проведения референдума, обеспечение деятельности комиссий по проведению референдума на срок их полномочий, контролирует целевое использование указанных денежных средств;
9) контролирует обеспечение комиссий по проведению референдума помещениями, транспортом, связью и рассматривает иные вопросы материально-технического обеспечения референдума;
10) устанавливает формы бюллетеня для голосования на референдуме, списков граждан, имеющих право на участие в референдуме, и других документов референдума;
11) контролирует своевременность и правильность составления списков граждан, имеющих право на участие в референдуме, и предоставление этих списков для ознакомления граждан;
12) утверждает текст бюллетеня для голосования на референдуме на башкирском, русском и татарском языках;
13) утверждает образцы печатей комиссий по проведению референдума, порядок пересылки и хранения документов референдума;
14) обеспечивает не позднее чем за 30 дней до проведения референдума опубликование в целях всенародного обсуждения текста законопроекта, вынесенного на референдум, и текста действующего закона, который предлагается отменить или заменить;
15) содействовать средствам массовой информации в проведении мероприятий, направленных на разъяснение содержания вопроса, вынесенного на референдум;
16) устанавливает единый порядок обработки итогов голосования на референдуме;
17) определяет результаты референдума и публикует (обнародует) их в средствах массовой информации, обеспечивает передачу в соответствующие архивные учреждения документации, связанной с подготовкой и проведением референдума;
18) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.
В случае истечения установленного Законом срока полномочий Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан во время подготовки и проведения референдума полномочия Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан, действующей в качестве Центральной комиссии референдума, сохраняются вплоть до официального опубликования (обнародования) результатов голосования и принятого на референдуме Республики Башкортостан решения.
Статья 16. Полномочия территориальной комиссии
Территориальная комиссия:
1) осуществляет контроль за подготовкой и проведением референдума на соответствующей территории, информирует население об адресах и номерах телефонов участковых комиссий;
2) координирует работу участковых комиссий на соответствующей территории, рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) этих комиссий и принимает по ним мотивированные решения;
3) распоряжается денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение референдума и распределяет их между участковыми комиссиями;
4) организует доставку бюллетеней для голосования и иных документов участковым комиссиям;
5) оказывает организационно-техническую помощь участковым комиссиям в организации голосования на участках референдума;
6) устанавливает итоги голосования на референдуме на соответствующей территории, сообщает их средствам массовой информации и передает протокол об итогах голосования в Центральную комиссию;
7) обеспечивает передачу документации, связанной с подготовкой и проведением референдума, в архивные учреждения Республики Башкортостан;
8) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.
Полномочия территориальной комиссии Республики Башкортостан прекращаются по истечении 30 дней после официального опубликования (обнародования) результатов референдума.
Статья 17. Полномочия участковой комиссии
Участковая комиссия:
1) оповещает население об адресе и номере телефона участковой комиссии, времени ее работы, а также о дне и времени проведения голосования;
2) составляет и уточняет список граждан, имеющих право на участие в референдуме, по участку референдума;
3) проводит ознакомление граждан со списком граждан, имеющих право на участие в референдуме, рассматривает заявления об общих ошибках и неточностях в списке и решает вопрос о внесении в него соответствующих изменений и дополнений;
4) обеспечивает подготовку и надлежащее оборудование помещения для проведения голосования;
5) контролирует соблюдение на территории участка референдума правил размещения агитационных материалов;
6) организует голосование на участке референдума;
7) производит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования по участку референдума, составляет протокол об итогах голосования и передает его в территориальную комиссию;
8) рассматривает жалобы (заявления) на нарушение настоящего Закона и принимает по ним мотивированные решения;
9) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.
Полномочия участковой комиссии прекращаются после выполнения требований части первой статьи 39 настоящего Закона.
Статья 18. Статус членов комиссии по проведению референдума
Члены Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан, действующей в качестве Центральной комиссии, а также члены территориальных и участковых комиссий, назначенные в соответствии со статьями 13 и 14 настоящего Закона, имеют право решающего голоса и обязаны присутствовать на всех заседаниях соответствующей комиссии.
Инициативная группа, указанная в части первой статьи 8 настоящего Закона, после опубликования постановления Государственного Собрания Республики Башкортостан о назначении референдума вправе назначить одного члена Центральной комиссии с правом совещательного голоса. Та же инициативная группа после формирования территориальных и участковых комиссий вправе назначить по одному члену соответствующей комиссии с правом совещательного голоса. Правом назначить в перечисленные комиссии членов комиссии с правом совещательного голоса обладают также избирательные объединения, участвовавшие на последних перед референдумом выборах депутатов Государственного Собрания Республики Башкортостан.
Члены комиссий как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса:
1) заблаговременно извещаются о заседаниях комиссии;
2) вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей комиссии, и требовать проведения по ним голосования;
3) вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
4) вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей комиссии и получать заверенные копии этих документов.
Члены комиссии с правом совещательного голоса вправе присутствовать при подсчете голосов и составлении протокола об итогах голосования и при иных действиях, осуществляемых комиссией.
При принятии решения комиссии члены комиссии с правом совещательного голоса в голосовании не участвуют.
Член комиссии с правом совещательного голоса может быть освобожден от обязанностей члена комиссии до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, в случаях:
1) подачи членом комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий;
2) утраты членом комиссии гражданства Республики Башкортостан;
3) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена комиссии;
4) признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным безвестно отсутствующим или умершим.
Члену комиссии с правом решающего голоса, освобожденному во время подготовки и проведения референдума от основной работы, оплата труда производится за счет средств, выделенных на проведение референдума. В течение срока своих полномочий он не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу.
Член комиссии с правом решающего голоса во время подготовки и проведения референдума не может быть привлечен без согласия соответствующего прокурора к уголовной ответственности или подвергнут административному взысканию, налагаемому в судебном порядке.
Полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса прекращаются через 10 дней после официального опубликования (обнародования) результатов референдума.
Статья 19. Гласность в деятельности комиссии
Решения комиссий публикуются в печати и передаются другими средствами массовой информации.
Комиссии доводят до сведения граждан итоги голосования и результаты референдума. На заседаниях комиссий вправе присутствовать уполномоченные представители инициативной группы, зарегистрированной в соответствии со статьей 8 настоящего Закона, и представители средств массовой информации.
В день проведения референдума в помещениях участков референдума с момента начала работы участковой комиссии до окончания оформления документов об итогах голосования на участках референдума вправе присутствовать наблюдатели, направленные инициативной группой, общественными объединениями, уставы которых зарегистрированы Министерством юстиции Республики Башкортостан, иностранные (международные) наблюдатели, а также представители средств массовой информации. Иностранные (международные) наблюдатели осуществляют свою деятельность в соответствии с законами Республики Башкортостан. Порядок аккредитации журналистов устанавливается Центральной комиссией не позднее чем за 20 дней до дня проведения референдума. В случае отказа в предоставлении аккредитации соответствующая комиссия обязана принять мотивированное решение и выдать копию решения заявителю.
Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме общественным объединением или инициативной группой с указанием фамилии, имени, отчества, места жительства наблюдателя, а также номера и места нахождения участка референдума, на который он направляется. Полномочия наблюдателя действительны только при предъявлении паспорта или заменяющего его документа. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя на участок референдума не требуется.
Наблюдатель вправе:
1) знакомиться со списками граждан, имеющих право на участие в референдуме;
2) присутствовать при голосовании граждан, которые по состоянию здоровья или другим уважительным причинам голосуют вне участка референдума;
3) присутствовать при подсчете голосов и составлении протокола участковой комиссии об итогах голосования;
4) обращаться в участковую комиссию с предложениями и замечаниями;
5) обжаловать действия (бездействие) участковой комиссии в территориальную комиссию.
Предложения и замечания наблюдателей рассматриваются председателем участковой комиссии, а при необходимости - на заседании участковой комиссии. Вмешательство наблюдателей в действия комиссии не допускается.
Статья 20. Организация деятельности комиссии по проведению референдума
Центральная комиссия проводит свое первое заседание не позднее двух дней со дня опубликования постановления Государственного Собрания Республики Башкортостан о назначении референдума.
Территориальные и участковые комиссии проводят свои первые заседания не позднее трех дней со дня их формирования.
Деятельность комиссий осуществляется на основе коллегиальности. Заседание комиссии является правомочным, если не нем присутствует большинство членов комиссии с правом решающего голоса. Заседание Центральной комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей членов Центральной комиссии с правом решающего голоса.
При принятии решения комиссией в случае равного числа голосов "за" и "против" голос председателя комиссии является решающим.
Решения Центральной комиссии по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения референдума, определения результатов референдума, признания референдума несостоявшимся или признания итогов голосования в отдельных районах, городах недействительными принимаются на заседании Центральной комиссии большинством голосов от общего числа членов Центральной комиссии с правом решающего голоса.
Решения других комиссий об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря соответствующей комиссии, по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения референдума, установления итогов голосования также принимаются большинством голосов от общего числа членов соответствующей комиссии с правом решающего голоса.
Решения комиссий по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов соответствующей комиссии с правом решающего голоса. Решения комиссии подписываются председателем и секретарем комиссии.
Члены комиссии, не согласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей комиссии не позднее трех дней, а за три дня до дня проведения референдума и в день проведения референдума - немедленно.
Решения комиссии, противоречащие Конституции Республики Башкортостан, настоящему Закону, другим законам Республики Башкортостан либо принятые комиссией с превышением установленных полномочий, подлежат отмене вышестоящей комиссией или судом. При этом вышестоящая комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу вопроса.
Решения комиссии, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для исполнительных органов государственной власти, органов местной власти, а также для нижестоящих комиссий.
Заседание комиссии созывается и проводится председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии. Заседание комиссии проводится также по требованию не менее трети членов комиссии с правом решающего голоса.
На заседании комиссии при рассмотрении жалобы (заявления) вправе присутствовать представители заинтересованных сторон.
Функции аппарата Центральной комиссии осуществляет аппарат Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан, а территориальные и участковые комиссии могут создавать на период подготовки и проведения референдума временные аппараты, структура и штаты которых устанавливаются соответствующими комиссиями в пределах выделенных им бюджетных средств.
Статья 21. Содействие деятельности комиссий
Органы государственной и местной власти, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации, а также их должностные лица обязаны:
- оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в том числе предоставлять необходимые для проведения референдума помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы;
- в течение пяти дней, а за пять дней до проведения референдума Республики Башкортостан и в день проведения референдума Республики Башкортостан - немедленно давать ответы на обращения комиссий по проведению референдума.
Статья 22. Обжалование решений и действий (бездействия) комиссий
Решения и действия (бездействие) Центральной комиссии и ее должностных лиц могут быть обжалованы в Верховный суд Республики Башкортостан.
Решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию или в соответствующий суд Республики Башкортостан. Предварительное обращение в вышестоящую комиссию не является обязательным условием для обращения в суд Республики Башкортостан.
Решения нижестоящей комиссии могут быть отменены, а ее действия могут быть приостановлены вышестоящей комиссией. При этом вышестоящая комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы (заявления).
Решения по жалобам (заявлениям), поступившим в вышестоящую комиссию в ходе подготовки референдума, принимаются в течение пяти дней со дня поступления жалобы (заявления) в комиссию, а за пять дней до дня проведения референдума и в день проведения референдума - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах (заявлениях), требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются в течение 10 дней.
Суды и органы прокуратуры обязаны организовать свою работу (в том числе и в выходные дни) таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение жалоб (заявлений) по вопросам, связанным с проведением референдума.
Статья 23. Образование участков референдума
Для проведения голосования и подсчета голосов граждан, имеющих право на участие в референдуме, образуются участки референдума.
Участки референдума образует глава местной администрации по согласованию с соответствующей территориальной комиссией не позднее чем за 35 дней до дня проведения референдума с учетом административно-территориального деления и местных условий в целях создания максимальных удобств для граждан, имеющих право на участие в референдуме, из расчета не более 3000 граждан на каждый участок референдума.
В санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания граждан, имеющих право на участие в референдуме, в труднодоступных и отдаленных районах могут образовываться участки референдума в срок, предусмотренный частью второй настоящей статьи, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня проведения референдума.
Военнослужащие - граждане Республики Башкортостан голосуют на общих участках референдума. В порядке исключения допускается образование участков референдума в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов района. В этих случаях участки референдума образуют командиры воинских частей по решению Центральной комиссии. При этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам участковой комиссии, наблюдателям по предъявлении соответствующего удостоверения о полномочиях и паспорта или заменяющего его документа.
Участки референдума за пределами территории Республики Башкортостан образуют руководители представительств либо уполномоченные, назначенные Центральной комиссией на территории государств пребывания.
Списки участков референдума с указанием их границ, адресов и номеров телефонов участковых комиссий подлежат обязательному опубликованию (обнародованию) не позднее чем за 25 дней до дня проведения референдума.
Статья 24. Список граждан, имеющих право на участие в референдуме
Список граждан, имеющих право на участие в референдуме, по участку референдума составляется участковой комиссией на основании данных, представляемых по установленной форме главой местной администрации. Данные о гражданах, имеющих право на участие в референдуме, глава местной администрации направляет в участковую комиссию не позднее чем за 30 дней до дня проведения референдума.
Список составляется в алфавитном порядке или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, а также на основе адресов граждан). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц) и место жительства гражданина.
Список военнослужащих - граждан Республики Башкортостан, членов их семей и других граждан Республики Башкортостан, если они пребывают в пределах расположения воинской части, - составляется на основании данных, представляемых командиром воинской части в срок, установленный частью первой настоящей статьи.
Военнослужащие, проживающие вне пределов расположения воинской части, включаются в списки по месту жительства на общих основаниях.
Список граждан, которые в день проведения референдума будут находиться в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания, составляется на основании данных, представляемых руководителями указанных учреждений.
Список граждан по участку референдума, образованному за пределами территории Республики Башкортостан, составляется на основании данных, представляемых руководителем соответствующего представительства, расположенного за пределами территории Республики Башкортостан, либо уполномоченным, назначенным Центральной комиссией.
Список граждан, имеющих право на участие в референдуме, составляется в двух экземплярах по форме, утверждаемой Центральной комиссией и ее секретарем. Один экземпляр списка граждан, имеющих право на участие в референдуме, остается в участковой комиссии, а второй экземпляр передается в соответствующую территориальную комиссию не позднее чем за 15 дней до дня проведения референдума.
Статья 25. Порядок включения в список граждан, имеющих право на участие в референдуме
В список граждан, имеющих право на участие в референдуме, включаются граждане Республики Башкортостан в соответствии со статьей 2 настоящего Закона.
Основанием для включения гражданина Республики Башкортостан в список по конкретному участку референдума является факт его проживания на территории данного участка референдума.
Гражданин может быть включен в список только на одном участке референдума.
Граждане, имеющие право на участие в референдуме, находящиеся в день проведения референдума в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебо-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания, включаются в список граждан, имеющих право на участие в референдуме, по месту их пребывания.
Студенты и аспиранты дневной формы обучения, имеющие право на участие в референдуме и проживающие в общежитиях, включаются в список участка референдума по месту нахождения общежития.
В список граждан, имеющих право на участие в референдуме по участку референдума, образованному за пределами территории Республики Башкортостан, включаются граждане Республики Башкортостан, проживающие за пределами территории Республики Башкортостан или находящиеся в длительных командировках.
Граждане Республики Башкортостан, прибывшие в другие государства, при их обращении в участковую комиссию включаются в дополнительный список граждан, имеющих право на участие в референдуме.
Граждане, имеющие право на участие в референдуме, но поселившиеся на территории участка референдума после представления списка для всеобщего ознакомления, а также граждане, по какой-либо иной причине не включенные в список, включаются участковой комиссией в дополнительный список на основании документов, удостоверяющих их личность и подтверждающих место жительства на территории данного участка референдума.
Статья 26. Ознакомление со списком граждан, имеющих право на участие в референдуме
Список граждан, имеющих право на участие в референдуме, представляется для всеобщего ознакомления не позднее чем за 25 дней до дня проведения референдума.
Каждому гражданину Республики Башкортостан предоставляется право заявить в участковую комиссию о не включении его в список граждан, имеющих право на участие в референдум, а также о любой ошибке или неточности в указанном списке.
Участковая комиссия обязана проверить заявление и устранить ошибку или неточность либо не позднее чем через 24 часа выдать заявителю ответ в письменной форме и изложением мотивов принятого решения. Решение участковой комиссии может быть обжаловано в вышестоящую комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три дня до проведения референдума и в день проведения референдума - немедленно. При положительном для заявителя решении исправление в списке производится участковой комиссией немедленно.
Вносить изменения в список граждан, имеющих право на участие в референдуме, после начала подсчета голосов запрещается.
Статья 27. Финансовое обеспечение проведения референдума
Кабинет Министров Республики Башкортостан выделяет Центральной комиссии необходимые денежные средства на подготовку и проведение референдума в течение 10 дней со дня опубликования постановления Государственного Собрания Республики Башкортостан о назначении референдума. Выделенные денежные средства поступают в распоряжение Центральной комиссии и распределяются ею между территориальными комиссиями.
В случае, если финансирование подготовки и проведения референдума не было предусмотрено в республиканском бюджете, данные расходы оплачиваются за счет кредитов Национального банка Республики Башкортостан, покрываемых за счет средств республиканского бюджета.
Территориальная комиссия распределяет полученные денежные средства между нижестоящими участковыми комиссиями.
Порядок перечисления денежных средств комиссиям устанавливается Центральной комиссией совместно с Национальным банком Республики Башкортостан.
Председатели комиссий распоряжаются денежными средствами и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям комиссий по финансовым вопросам. Неизрасходованные бюджетные средства после проведения референдума возвращаются в бюджет Республики Башкортостан.
Порядок учета поступления и расходования бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение референдума, устанавливается Центральной комиссией в соответствии с законодательством Республики Башкортостан.
Формы финансового отчета комиссий о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение референдума, устанавливаются Центральной комиссией в соответствии с законодательством.
Участковые комиссии представляют территориальным комиссиям финансовые отчеты не позднее чем через 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума.
Территориальные комиссии представляют финансовые отчеты Центральной комиссии не позднее чем через 20 дней со дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума.
Центральная комиссия представляет финансовый отчет о расходовании средств республиканского бюджеты Палатам Государственного Собрания Республики Башкортостан не позднее чем через два месяца со дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума. Указанный финансовый отчет должен быть опубликован Центральной комиссией и передан в средства массовой информации не позднее чем через месяц со дня его представления Палатам Государственного Собрания Республики Башкортостан.
Статья 28. Агитация по вопросам, вынесенным на референдум
Граждане Республики Башкортостан, общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами беспрепятственно вести агитацию за или против проведения референдума, за или против участия в референдуме, за или против законопроекта, действующего закона или иного вопроса, выносимого на референдум.
Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
Запрещаются агитация, распространение любых агитационных материалов:
1) исполнительным органам государственной и местной власти при реализации ими своих полномочий, а также их должностным лицам при исполнении служебных обязанностей;
2) воинским частям, военным учреждениям и организациям;
3) благотворительным организациям и религиозным объединением;
4) членам избирательных комиссий, членам комиссий по проведению референдума.
Агитация заканчивается в ноль часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню проведения референдума. В день проведения референдума и в предшествующий ему день агитация запрещается. Агитационные печатные материалы, ранее вывешенные вне помещений комиссий, сохраняются на прежних местах.
Агитация, предусмотренная частью первой настоящей статьи, может проводиться:
1) через средства массовой информации;
2) путем проведения различных мероприятий (собрания и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций, иных мероприятий);
3) путем выпуска и (или) распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов;
4) в иных не запрещенных законом формах.
Запрещается агитация, сопровождаемая предоставлением или обещанием предоставить гражданам бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (за исключением информационных услуг), ценных бумаг, а также выплатой денежных средств.
Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск.
Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.
Комиссии, поставленные в известность о распространении анонимных или подложных агитационных материалов либо об иных нарушениях установленного порядка агитации, вправе обратиться в правоохранительные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности.
Вывешивание агитационных материалов на памятников, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную и архитектурную ценность, а также в помещениях комиссий и участков референдума запрещается.
Инструкция о порядке предоставления эфирного времени для агитации за или против вынесенного на референдум вопроса на каналах государственных телерадиокомпаний издается Центральной комиссией с участием государственных органов, обеспечивающих соблюдение конституционных прав и свобод в области массовой информации, при обязательном рассмотрении предложений инициативной группы.
Государственные и муниципальные средства массовой информации обязаны обеспечить равные возможности для агитации за или против вопроса, вынесенного на референдум.
Глава IV
Голосование на референдуме и определение его результатов
Статья 29. Помещение для голосования
Помещение для голосования предоставляется в распоряжение участковой комиссии главой соответствующей местной администрации.
В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или специально оборудованные места для тайного голосования, либо пригодные для тайного голосования комнаты. Кабины, специально оборудованные места либо комнаты для тайного голосования оснащаются столиками и письменными принадлежностями.
В помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковая комиссия оборудует стенд, на котором помещаются образцы заполнения бюллетеней для голосования на референдуме как за, так и против вопроса, вынесенного на референдум, а если на референдум вынесен проект закона, то на стенд помещаются текст этого проекта и текст действующего закона, который предлагается отменить или изменить.
Статья 30. Бюллетень для голосования на референдуме
В бюллетене для голосования на референдуме точно воспроизводится текст вынесенного на референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего "за" или "против", под которыми помещаются пустые квадраты.
Бюллетень для голосования на референдуме должен содержать разъяснение о порядке его заполнения.
Бюллетени для голосования на референдуме печатаются на башкирском, русском и татарском языках. По решению Центральной комиссии бюллетени для голосования на референдуме печатаются в необходимых случаях также на языках народов Республики Башкортостан на территориях их компактного проживания.
При вынесении на референдум проекта закона Центральная комиссия решает вопрос о целесообразности приобщения к каждому бюллетеню для голосования текстов выносимых на референдум проекта закона и действующего закона, который предлагается отменить или изменить. Если текст проекта закона и текст действующего закона, который предлагается отменить или изменить, не приобщаются к бюллетеню для голосования, то они вывешиваются в помещении каждого участка референдума для всеобщего ознакомления.
В случае проведения референдума в один день с местным или общероссийском референдумом, республиканскими и общероссийскими выборами бюллетени для голосования на референдуме изготавливаются на бумаге разных цветов либо каждый из бюллетеней имеет иной отличительный знак.
Форма и текст бюллетеня для голосования на референдуме утверждаются Центральной комиссией не позднее чем за 25 дней до дня проведения референдума. Бюллетени для голосования на референдуме печатаются не позднее чем за 20 дней до дня проведения референдума по распоряжению Центральной комиссии. Территориальные комиссии получают от Центральной комиссии бюллетени для голосования не позднее чем за 7 дней до дня проведения референдума. Участковые комиссии получают от территориальных комиссий бюллетени для голосования не позднее чем за три дня до дня проведения референдума.
По каждому участку референдума число бюллетеней для голосования не может превышать более чем на полпроцента число зарегистрированных граждан, имеющих право на участие в референдуме на данном участке референдума. На участке референдума, на территорию которого ожидается прибытие для голосования значительного числа граждан Республики Башкортостан с открепительными удостоверениями на право участия в референдуме, число бюллетеней для голосования может быть увеличено решением Центральной комиссии.
В правом верхнем углу бюллетеня для голосования ставятся подписи двух членов участковой комиссии, которые заверяются печатью участковой комиссии. Не заверенные участковой комиссией бюллетени признаются бюллетенями не установленной формы и при подсчете голосов не учитываются.
Статья 31. Порядок голосования на референдуме
На всех участках референдума, в том числе находящихся за пределами территории Республики Башкортостан, голосование проводится с 8 до 22 часов по местному времени. О времени и месте голосования участковая комиссия оповещает граждан не позднее чем за 20 дней до дня проведения референдума.
Если менее чем за 30 дней до дня проведения референдума гражданин, Республики Башкортостан, включенный в список граждан, имеющих право на участие в референдуме, обнаружит, что не будет иметь возможность прибыть в день проведения референдума в помещение того участка референдума, где он включен в список граждан, имеющих право на участие в референдуме, он вправе получить в участковой комиссии открепительной удостоверение на право участия в референдуме. В получении открепительного удостоверения на право участия в референдуме гражданин расписывается в списке с указанием даты получения. Выдача открепительного удостоверения регистрируется в реестре выдачи открепительных удостоверений. По предъявлении открепительного удостоверения гражданин должен быть включен в список граждан, имеющих право на участие в референдуме, на любом другом участке референдума. Открепительное удостоверение погашается в присутствии предъявителя и хранится у секретаря участковой комиссии. Форма открепительного удостоверения и форма реестра выдачи открепительных удостоверений утверждается Центральной комиссией.
В 8 часов по местному времени в день проведения референдума председатель участковой комиссии объявляет участок референдума открытым и предъявляет членам комиссии, наблюдателям и присутствующим в помещении для голосования граждан все ящики для голосования, которые затем опечатываются, после чего председатель участковой комиссии приглашает граждан, имеющих право на участие в референдуме, приступить к голосованию.
При получении бюллетеня для голосования на референдуме гражданин проставляет в списке граждан, имеющих право на участие в референдуме, серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа. С согласия гражданина либо по его просьбе серия и номер предъявленного им паспорта или заменяющего его документа могут быть проставлены в списке членом участковой комиссии с правом решающего голоса. Гражданин проверяет правильность произведенной записи и расписывается.
В случае если гражданин, имеющий право на участие в референдуме, не имеет возможность самостоятельно расписаться в получении бюллетеня для голосования на референдуме, он вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов комиссий и наблюдателей. Лицо, оказавшее гражданину помощь, указывает свои фамилию, имя, отчество и расписывается в списке граждан, имеющих право на участие в референдуме, в графе "Подпись гражданина о получении бюллетеня для голосования на референдуме Республики Башкортостан".
Каждый гражданин, имеющий право на участие в референдуме, голосует лично. Голосование за других лиц не допускается. Заполнение бюллетеня для голосования на референдуме производится в кабине, специально оборудованном месте или комнате для тайного голосования, в которых не допускается присутствие кого то бы ни было, за исключением этого гражданина. Гражданин, не имеющий возможность самостоятельно заполнить бюллетень для голосования на референдуме, вправе пригласить в кабину, специально оборудованное место или комнату для тайного голосования любое лицо, за исключением членов комиссий и наблюдателей. Фамилия, имя, отчество этого лица указываются в списке граждан, имеющих право на участие в референдуме, рядом с подписью гражданина, имеющего право на участие в референдуме, о получении бюллетеня для голосования на референдуме.
Если гражданин голосует за принятие вынесенного на референдум вопроса, он ставит знак "плюс" или любой иной знак в квадрате под словом "за". Если гражданин голосует против вынесенного на референдум вопроса он ставит знак "плюс" или любой иной знак в квадрате под словом "против".
Заполненный бюллетень для голосования на референдуме гражданин, имеющий право на участие в референдуме, опускает в ящик для голосования. Ящики для голосования должны находиться в поле зрения членов участковой комиссии и наблюдателей.
Участковая комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании всем гражданам, имеющим право на участие в референдуме, в том числе гражданам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть для голосования на участок референдума и сделали по этому поводу заявление в устной или письменной форме. В этих целях на участке референдума должно находиться необходимое количество переносных ящиков для голосования. Количество переносных ящиков для голосования определяется решением участковой комиссии.
Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения участка референдума должно быть подтверждено гражданином в письменной форме по прибытии к нему членов участковой комиссии. Членам участковой комиссии, выезжающим по заявлениям о предоставлении возможности проголосовать вне помещения участка референдума, выдаются бюллетени для голосования на референдуме, в получении которых они расписываются, в количестве, соответствующем числу заявлений. Число заявлений, а также число использованных и возвращенных бюллетеней для голосования на референдуме указываются в отдельном акте. Одновременно в списке граждан, имеющих право на участие в референдуме, делается отметка о том, что гражданин проголосовал вне помещения участка референдума. При проведении голосования вне помещения участка референдума вправе присутствовать наблюдатели. При возвращении членов участковой комиссии в помещение участка референдума переносной ящик для голосования не вскрывается до начала подсчета голосов. Организация голосования вне помещения участка референдума должна исключать возможность нарушения права гражданина на участие в референдуме, а равно возможность искажения его волеизъявления.
Председатель участковой комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В случае отсутствия председателя участковой комиссии его заменяет заместитель председателя участковой комиссии, а при отсутствии последнего - секретарь или иной член участковой комиссии, уполномоченный комиссией.
Член участковой комиссии отстраняется от участия в работе комиссии, а наблюдатель незамедлительно удаляется из помещения участка референдума в случае, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление гражданина Республики Башкортостан. Решение об этом принимается участковой комиссией.
В случае, если гражданин, имеющий право на участие в референдуме, считает, что при заполнении бюллетеня для голосования совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой комиссии, выдавшему бюллетень для голосования на референдуме, с просьбой выдать ему новый бюллетень для голосования на референдуме взамен испорченного. Член участковой комиссии выдает гражданину новый бюллетень для голосования на референдуме, делая при этом соответствующую отметку в списке граждан, имеющий право на участие в референдуме, рядом с фамилией указанного гражданина. Испорченный бюллетень для голосования на референдуме погашается, о чем составляется отдельный акт.
Статья 32. Подсчет голосов граждан, принявших участие в референдуме, участковой комиссией
По истечении времени голосования на референдуме председатель участковой комиссии объявляет о том, что получить бюллетени для голосования и проголосовать могут только граждане, уже находящиеся в помещении для голосования.
Перед вскрытием ящиков для голосования члены участковой комиссии в присутствии наблюдателей, если они находятся в помещении для голосования, подсчитывают и погашают неиспользованные бюллетени для голосования на референдуме. Число этих бюллетеней оглашается и заносится в протокол участковой комиссии об итогах голосования, после чего председатель участковой комиссии проверяет сохранность печатей и пломб на ящиках для голосования, предлагает удостовериться в их сохранности членам участковой комиссии и наблюдателям и вскрывает ящики для голосования. Вскрытие ящиков для голосования осуществляется поочередно: вначале - переносных ящиков для голосования, затем - стационарных ящиков для голосования.
Вначале производится подсчет бюллетеней для голосования на референдуме, находившихся в переносных ящиках для голосования. Число бюллетеней для голосования на референдуме, находившихся в переносных ящиках для голосования, не должно превышать число подтверждений в письменной форме граждан о проведении голосования вне помещения участка референдума.
В случае обнаружения в переносном ящике большего числа бюллетеней для голосования на референдуме, чем число подтверждений в письменной форме граждан, все бюллетени, находившиеся в переносном ящике для голосования, признаются недействительными по решению участковой комиссии, что отражается в акте, который прилагается к протоколу участковой комиссии об итогах голосования.
При подсчете голосов граждан, имеющих право на участие в референдуме, прежде всего отделяются бюллетени не установленной формы, то есть официально не изготовленные, либо не заверенные участковой комиссией и недействительные бюллетени для голосования на референдуме. Недействительными считаются бюллетени для голосования на референдуме, по которым невозможно установить волеизъявление гражданина, в частности, такие, в которых знак "плюс" или любой иной знак проставлен в двух квадратах или не проставлен ни в одном из них. При возникновении сомнения в недействительности бюллетеней для голосования на референдуме участковая комиссия разрешает вопрос голосованием. При принятии решения о признании бюллетеня для голосования на референдуме недействительным участковая комиссия указывает на его оборотной стороне причины недействительности данного бюллетеня. Эта запись заверяется подписями не менее трех членов участковой комиссии. Недействительные бюллетени хранятся упакованными отдельно от других бюллетеней.
Подсчет голосов граждан, имеющих право на участие в референдуме, должен производиться непосредственно членами участковой комиссии по проведению референдума с правом решающего голоса, без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели.
Участковая комиссия составляет протокол об итогах голосования.
В протокол об итогах голосования по участку референдума вносятся следующие данные:
1) число граждан, имеющих право на участие в референдуме, зарегистрированных по участку референдума, включая граждан, внесенных в список граждан, имеющих право на участие в референдуме, дополнительно;
2) число бюллетеней для голосования на референдуме, полученных участковой комиссией;
3) число выданных участковой комиссией открепительных удостоверений;
4) число предъявленных прибывшими для голосования гражданами открепительных удостоверений;
5) число бюллетеней для голосования на референдуме, выданных гражданам в помещении участка референдума;
6) число бюллетеней для голосования на референдуме, выданных гражданам, проголосовавшим вне помещения участка референдума;
7) число погашенных бюллетеней для голосования на референдуме;
8) число бюллетеней для голосования на референдуме, содержащихся в переносных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней не установленной формы);
9) число бюллетеней для голосования на референдуме, содержащихся в стационарных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней не установленной формы);
10) число извлеченных из ящиков для голосования бюллетеней не установленной формы;
11) число действительных бюллетеней для голосования на референдуме;
12) число бюллетеней для голосования, признанных недействительными (в том числе отдельной строкой - число бюллетеней для голосования, не содержащих отметок ни по одной из позиций);
13) число голосов, поданных за вопрос, вынесенный на референдум;
14) число голосов, поданных против вопроса, вынесенного на референдум.
В случае вынесения на референдум альтернативных вариантов решения в протокол вносятся все варианты и число голосов граждан, принявших участие в референдуме, поданных за каждый из вариантов, а также число голосов граждан, принявших участие в референдуме, поданных против всех вариантов.
В число граждан, имеющих право на участие в референдуме, внесенных в список по участку референдума, включаются также граждане, проголосовавшие по открепленным удостоверениям на данном участке референдума, и не включаются граждане, получившие открепительные удостоверения на данном участке референдума.
Протокол участковой комиссии об итогах голосования составляется в трех экземплярах в присутствии всех членов участковой комиссии и наблюдателей и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии. Член участковой комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, поступившие в участковую комиссию в день проведения референдума, а также принятые по ним решения участковой комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений по ним приобщаются ко второму экземпляру протокола.
Если на голосование выносилось одновременно несколько вопросов либо проводилось более одного референдума, подсчет голосов и составление протокола по каждому вопросу производится отдельно.
Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких бы то ни было исправлений. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе участковой комиссии об итогах голосования, а также при сомнении в правильности составления указанного протокола вышестоящая комиссия вправе принять решение о повторном подсчете голосов соответствующей участковой комиссией. Повторный подсчет голосов граждан производится участковой комиссией в присутствии не менее трех членов вышестоящей комиссии.
Первый экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования после его подписания незамедлительно направляется в соответствующую территориальную комиссию.
Второй экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования вместе с опечатанными бюллетенями для голосования на референдуме, погашенными открепительными удостоверениями, со списками членов участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от инициативной группы, общественных объединений, иностранных (международных) наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствовавших при подсчете голосов, хранится у секретаря участковой комиссии до окончания ее работы.
Третий экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования предоставляется для ознакомления членам участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, представителям средств массовой информации.
Участковые комиссии, образованные за пределами территории Республики Башкортостан, незамедлительно направляют первый экземпляр протокола об итогах голосования вместе с приобщенными к нему документами непосредственно в Центральную комиссию.
Статья 33. Установление итогов голосования территориальной комиссией по проведению референдума
На основании протоколов участковых комиссий об итогах голосования путем суммирования содержащихся на них данных территориальная комиссия не позднее чем через два дня со дня проведения референдума устанавливает итоги голосования на соответствующей территории. Суммирование данных, содержащихся в протоколах участковых комиссий об итогах голосования, осуществляют непосредственно члены территориальной комиссии с правом решающего голоса.
Территориальная комиссия составляет протокол об итогах голосования, в который заносятся данные о числе участковых комиссий на соответствующей территории и числе протоколов участковых комиссий, на основании которых составляется протокол об итогах голосования на соответствующей территории, суммарные данные протоколов участковых комиссий, установленные частью восьмой статьи 32 настоящего Закона, а также общее число бюллетеней, полученных соответствующей комиссией от Центральной комиссии.
Протокол территориальной комиссии об итогах голосования по соответствующей территории составляется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами территориальной комиссии. К протоколу в обязательной порядке прилагается сводная таблица, которая включает данные протоколов всех участковых комиссий по соответствующей территории. Член территориальной комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, поступившие в территориальную комиссию, а также принятые по ним решения территориальной комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений по ним приобщаются ко второму экземпляру протокола.
Первый экземпляр протокола территориальной комиссии об итогах голосования по соответствующей территории после его подписания и сводная таблица незамедлительно направляются в Центральную комиссию.
Второй экземпляр протокола территориальной комиссии об итогах голосования по соответствующей территории и сводная таблица вместе с протоколами участковых комиссий, со списками членов территориальной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от инициативной группы, общественных объединений, иностранных (международных) наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствовавших при установлении итогов голосования по соответствующей территории и составлении протокола, хранятся у секретаря территориальной комиссии до окончания ее работы.
Третий экземпляр протокола территориальной комиссии об итогах голосования по соответствующей территории и сводная таблица предоставляются для ознакомления членам территориальной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, представителям средств массовой информации.
При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе территориальной комиссии об итогах голосования по соответствующей территории, а также при сомнении в правильности составления указанного протокола Центральная комиссия вправе принять решение о повторном подсчете голосов соответствующей территориальной комиссией. Повторный подсчет голосов проводится территориальной комиссией в присутствии не менее трех членов Центральной комиссии.
Статья 34. Установление итогов голосования Центральной комиссией
На основании протокола территориальных комиссий об итогах голосования по соответствующей территории путем суммирования содержащихся в них данных Центральная комиссия не позднее чем через 5 дней со дня проведения референдума устанавливает итоги голосования по Республике Башкортостан. Суммирование содержащихся в протоколах территориальных комиссий данных осуществляют непосредственно члены Центральной комиссии с правом решающего голоса.
Центральная комиссия составляет протокол об итогах голосования по Республике Башкортостан, в который заносятся данные о числе территориальных комиссий в Республике Башкортостан и числе протоколов территориальных комиссий, на основании которых составляется протокол об итогах голосования по Республике Башкортостан, а также суммарные данные протоколов территориальных комиссий, установленные частью восьмой статьи 32 и статьей 33 настоящего Закона, и общее число изготовленных бюллетеней.
Протокол Центральной комиссии об итогах голосования по Республике Башкортостан составляется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами Центральной комиссии. К протоколу в обязательном порядке прилагается сводная таблица, которая включает данные протоколов всех территориальных комиссий. Член Центральной комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первому экземпляру протокола Центральной комиссии об итогах голосования приобщаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, поступившие в Центральную комиссию, а также принятые по ним решения Центральной комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений по ним приобщаются ко второму экземпляру протокола.
Первый и второй экземпляры Центральной комиссии об итогах голосования по Республике Башкортостан и сводная таблица вместе с протоколами территориальных комиссий об итогах голосования по соответствующей территории со списками членов Центральной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от инициативной группы, иностранных (международных) наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствовавших при установлении итогов голосования по Республике Башкортостан и составлении протокола, хранятся у секретаря Центральной комиссии.
Третий экземпляр протокола Центральной комиссии об итогах голосования по Республике Башкортостан и сводная таблица предоставляются для ознакомления членам Центральной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, представителям средств массовой информации.
Статья 35. Определение результатов референдума
На основании протоколов территориальных комиссий об итогах голосования по соответствующей территории и протоколов участковых комиссий об итогах голосования, образованных за пределами территории Республики Башкортостан, путем суммирования содержащихся в них данных Центральная комиссия не позднее чем через 7 дней со дня проведения референдума определяет результаты референдума. Суммирование содержащихся в протоколах комиссий данных осуществляют непосредственно члены Центральной комиссии с правом решающего голоса.
Центральная комиссия признает референдум состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме.
Число граждан, принявших участие в голосовании, определяется по числу бюллетеней для голосования установленной формы, извлеченных из ящиков для голосования.
Центральная комиссия признает решение принятым на референдуме, если за него в целом по Республике Башкортостан проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Если на референдум выносились альтернативные варианты вопросов и ни один из указанных вариантов не получил необходимого числа голосов, то все варианты считаются отклоненными.
Постановление Центральной комиссии результаты голосования в районах, городах могут быть признаны недействительными из-за допущенных нарушений настоящего Закона, существенно повлиявших на итоги голосования. В этом случае Центральная комиссия вправе поручить соответствующим комиссиям провести повторное голосование не позднее 15 дней со дня официального опубликования (обнародования) постановления Центральной комиссии.
Центральная комиссия составляет протокол о результатах референдума, который подписывается всеми присутствующими членами Центральной комиссии с правом решающего голоса и в который вносятся следующие данные:
1) число территориальных комиссий Республики Башкортостан и отдельно число участковых комиссий, образованных за пределами территории Республики Башкортостан;
2) число протоколов территориальных комиссий об итогах голосования и отдельно число протоколов участковых комиссий об итогах голосования, образованных за пределами территории Республики Башкортостан, на основании которых составляется протокол Центральной комиссии;
3) число граждан Республики Башкортостан, имеющих право на участие в референдуме;
4) число выданных участковым комиссиям Республики Башкортостан открепительных удостоверений;
5) число предъявленных гражданами открепительных удостоверений;
6) число бюллетеней для голосования на референдуме, полученных участковыми комиссиями;
7) число бюллетеней для голосования на референдуме, выданных гражданам на участках референдума;
8) число бюллетеней для голосования, выданных гражданам, проголосовавшим вне помещений участков референдума;
9) число погашенных бюллетеней для голосования на референдуме;
10) число бюллетеней для голосования на референдуме, содержащихся в переносных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней не установленной формы);
11) число бюллетеней для голосования на референдуме, содержащихся в стационарных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней не установленной формы);
12) число извлеченных из ящиков для голосования бюллетеней не установленной формы;
13) число недействительных бюллетеней для голосования на референдуме;
14) число бюллетеней для голосования на референдуме, признанных недействительными (в том числе отдельной строкой - число бюллетеней для голосования на референдуме, не содержащих отметок ни по одной из позиций);
15) число голосов, поданных за вопрос, вынесенный на референдум;
16) число голосов, поданных против вопроса, вынесенного на референдум.
В случае вынесения на референдум альтернативных вариантов вопроса в протокол вносятся все варианты и число голосов граждан, принявших участие в референдуме, поданных за каждый из вариантов, а также число голосов граждан, принявших участие в референдуме, поданных против всех вариантов.
Если на голосование выносилось одновременно несколько вопросов либо проводилось более одного референдума, подсчет голосов и составление протокола по каждому вопросу производятся отдельно.
Член Центральной комиссии, не согласный с протоколом Центральной комиссии о результатах референдума в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
К протоколу Центральной комиссии о результатах референдума в обязательном порядке прилагается сводная таблица, которая включает данные протоколов всех территориальных комиссий и участковых комиссий по проведению референдума, образованных за пределами территории Республики Башкортостан.
Статья 36. Опубликование (обнародование) и вступление в силу решения, принятого на референдуме
Принятое на референдуме решение и итоги голосования в целом по Республике Башкортостан подлежат официальному опубликованию (обнародованию) Центральной комиссией не позднее трех дней после определения результатов референдума. Центральная комиссия в тот же срок опубликовывает (обнародует) для всеобщего сведения итоги голосования по каждому району, городу Республики Башкортостан с учетом положения статьи 34 настоящего Закона. Не позднее одного месяца после определения результатов референдума Центральная комиссия публикует в средствах массовой информации общие итоги голосования на референдуме, включающие все данные, внесенные в сводные таблицы, прилагаемые к протоколу Центральной комиссии согласно части третьей статьи 34 настоящего Закона.
Территориальные комиссии публикуют в местной печати данные протоколов территориальных комиссий об итогах голосования по соответствующей территории не позднее чем через месяц со дня проведения референдума.
Итоги голосования по каждому участку референдума, итоги голосования по каждому району, городу Республики Башкортостан в объеме данных, содержащихся в протоколах соответствующих комиссий об итогах голосования, должны предоставляться для ознакомления любому гражданинуРеспублики Башкортостан или наблюдателю, а также представителю средств массовой информации.
Принятое на референдуме решение вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования) Центральной комиссией, если иное не предусмотрено в формулировке вопроса, принятого на референдуме.
Статья 37. Использование автоматизированной информационной системы
В случае использования в ходе референдума автоматизированной информационной системы Центральная комиссия образует группу из числа членов комиссии с правом решающего голоса и членов комиссии с правом совещательного голоса для контроля за использованием автоматизированной информационной системы. Все члены Центральной комиссии имеют право на ознакомление с любой информацией, вводимой в автоматизированную информационную систему и выводимой из нее.
С начала голосования и до момента подписания протокола Центральной комиссией о результатах референдума автоматизированная информационная система используется исключительно для наблюдения за ходом и итогами голосования путем передачи данных от нижестоящих комиссий вышестоящим комиссиям.
В течение этого времени запрещается передача каких-либо данных от информационных центров вышестоящих комиссий информационным центрам нижестоящих комиссий, за исключением сигналов подтверждения приема информации.
Данные о ходе и итогах голосования, полученные через автоматизированную информационную систему, являются предварительной информацией, не имеющей юридического значения.
К протоколу соответствующей комиссии об итогах голосования, хранящемуся у секретаря комиссии, должен быть приложен текст компьютерной распечатки, содержащей данные, введенные в автоматизированную информационную систему. Подлинность компьютерной распечатки подтверждается подписями членов группы контроля за использованием автоматизированной информационной системы и лица, ответственного за введение в автоматизированную информационную систему информации.
Статья 38. Юридическая сила решения, принятого на референдуме
Решение, принятое на референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.
Решение, принятое на референдуме, действует на всей территории Республики Башкортостан и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме.
Если для реализации решения, принятого на референдуме, требуется издание дополнительного закона или иного нормативного правового акта Республики Башкортостан, высший орган государственной власти Республики Башкортостан, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение месяца со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить сроки подготовки данных актов.
Статья 39. Хранение документации референдума
Документация участковых комиссий, включая бюллетени для голосования на референдуме и погашенные открепительные удостоверения, передается в соответствующие территориальные комиссии одновременно с протоколами об итогах референдума.
Территориальные комиссии по окончании своей работы сдают всю документацию на постоянное хранение в соответствующее архивное учреждение Республики Башкортостан.
По истечении одного года после официального опубликования (обнародования) результатов референдума бюллетени для голосования на референдуме и погашенные открепительные удостоверения уничтожаются, о чем составляется акт по форме, утверждаемой Центральной комиссией.
Документация Центральной комиссии сдается на постоянное хранение в Государственную архивную службу Республики Башкортостан через два года со дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума.
Глава V
Ответственность за нарушение законодательства о референдуме
Статья 40. Ответственность за нарушение законодательства о референдуме
Лица, препятствующие осуществлению гражданином права участвовать в референдуме и работе комиссий, а также члены комиссий или инициативной группы, совершившие фальсификацию документов референдума, заведомо неправильный подсчет голосов либо заведомо неправильное установление результатов референдума, привлекаются к уголовной или административной ответственности в соответствии с законодательством."
Приложение
Подписной лист
_________________________________________________________________________
(Наименование района, города Республики Башкортостан, где собираются
подписи граждан; если подписи граждан Республики Башкортостан собираются
за пределами Республики Башкортостан, указывается соответствующее
государство)
Инициативная группа граждан, зарегистрированная Центральной
избирательной комиссией Республики Башкортостан ______________________
_________________________________________________________________________
(дата регистрации и номер регистрационного удостоверения)
Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем инициативу о проведении
референдума Республики Башкортостан с формулировкой вопроса (вопросов):
N п/п |
Фамилия, имя, отчество |
Дата рождения |
Место жительства |
Серия и номер паспорта или заменяющего его документа |
Дата подписи |
Подпись |
1. | ||||||
2. | ||||||
... | ||||||
10. |
Подписной лист удостоверяю:
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, серия
и номер паспорта или заменяющего его документа лица,
собиравшего подписи)
(Подпись и дата)
Уполномоченный инициативной группы:
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, серия
и номер паспорта или заменяющего его документа лица,
собиравшего подписи)
(Подпись и дата)
<< Назад |
Статья 2. >> Вступление в силу настоящего Закона |
|
Содержание Закон Республики Башкортостан от 4 марта 1997 г. N 82-з "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Башкортостан... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.