Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 1. Внести в Закон Республики Башкортостан "Об урегулировании коллективных трудовых споров в Республике Башкортостан" (Ведомости Верховного Совета и правительства Республики Башкортостан, 1995, N 4 (34), ст. 134) изменения и дополнения, изложив его в следующей редакции:
"Закон Республики Башкортостан
"О порядке разрешения коллективных трудовых споров
в Республике Башкортостан"
Глава 1
Общие положения
Статья 1. Задачи и сфера действия Закона
1. Настоящий Закон устанавливает правовые основы, порядок и способы урегулирования коллективных трудовых споров, а также порядок реализации права на забастовку в Республике Башкортостан в ходе разрешения коллективного трудового спора в организациях всех форм собственности.
2. Установленные настоящим Законом нормы распространяются на всех работников, работодателей, а также на объединения работников и работодателей и их полномочные органы.
3. Разрешение коллективных трудовых споров, возникающих в связи с коллективной защитой индивидуальных трудовых прав работников, не является предметом регулирования настоящего Закона.
Статья 2. Основные понятия
1. Коллективный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работниками и работодателями (далее - стороны) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений.
2. Примирительные процедуры - рассмотрение коллективного трудового спора с целью его разрешения примирительной комиссией, сторонами с участием посредника, в трудовом арбитраже.
3. Работодатель - собственник имущества организации или руководитель администрации организации, а также физическое лицо, заключившее с работником трудовой договор.
4. Работник - лицо, выполняющее работу по трудовому договору с работодателем.
5. Представители работников - органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, положениями, иные органы, образованные на собрании (конференции) работников организации, филиала, представительства и уполномоченные им.
6. Представители работодателей - руководители организаций или другие полномочные в соответствии с уставом, положением организации, иными правовыми актами лица, полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателем органы.
7. Момент начала коллективного трудового спора - день сообщения решения работодателя об отклонении всех или части требований работников или несообщения работодателем в соответствии со статьей 4 настоящего Закона своего решения, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров.
8. Забастовка - временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.
9. Момент окончания коллективного трудового спора - дата, указанная в решении примирительной комиссии, трудового арбитража о достижении согласия или органа, возглавляющего забастовку, о прекращении забастовки, или в решении Верховного суда Республики Башкортостан о признании забастовки незаконной.
10. Локаут - прекращение в период проведения примирительных процедур или забастовки деятельности организации, ее филиала или представительства по инициативе работодателя с одновременным увольнением работников.
Глава 2
Порядок урегулирования коллективного трудового спора
Статья 3. Выдвижение требований работников
1. Правом выдвижения требований обладают работники и их представители.
2. Требования работников организаций, их филиалов или представительств выдвигаются на собрании (конференции) работников большинством голосов. Вместе с выдвижением требований работники избирают своих полномочных представителей для участия в разрешении коллективного трудового спора.
3. Представители работников выдвигают требования в порядке, установленном уставом, положением или решением собрания (конференции) работников, образовавшего представительный орган.
4. Работодатель обязан предоставить работникам или представителям работников безвозмездно необходимое помещение для собрания (конференции) по выдвижению требований и не вправе препятствовать его проведению.
5. При выдвижении одинаковых требований различными представителями работников они вправе сформировать единый орган для участия в разрешении данного коллективного трудового спора.
6. Требования излагаются в письменной форме, подписываются председателем и секретарем собрания (конференции) и направляются работодателю.
7. Копия требований, оформленных в письменной форме, может быть направлена в службу по урегулированию коллективных трудовых споров. В этом случае данная служба обязана проверить получение требований другой стороной.
Статья 4. Рассмотрение требований работников
Работодатель обязан принять к рассмотрению направленные ему требования работников и сообщить о своем решении представителю работников в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня получения требований.
Решение об удовлетворении требований подлежит исполнению в сроки, согласованные сторонами трудового спора.
В случае отклонения работодателем требований (полностью или частично) коллективный трудовой спор рассматривается с проведением примирительных процедур, установленных настоящим Законом.
Статья 5. Примирительные процедуры
1. Порядок урегулирования коллективного трудового спора состоит из следующих этапов:
- рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией;
- рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.
2. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом. При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора переходят к рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника или к рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.
3. В поддержку своих требований в ходе разрешения коллективных трудовых споров работники имеют право проводить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование в соответствии с законодательством.
4. Каждая из сторон в любой момент после начала коллективного трудового спора вправе обратиться в службу по урегулированию коллективных трудовых споров для уведомительной регистрации спора.
5. Ни одна из сторон коллективного трудового спора не вправе уклоняться от участия в примирительных процедурах.
6. Представители сторон, примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж, служба по урегулированию коллективных трудовых споров обязаны использовать все предусмотренные законодательством возможности для разрешения возникшего коллективного трудового спора.
7. Примирительные процедуры проводятся в сроки, предусмотренные статьями 6-8 настоящего Закона.
В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур, могут быть продлены по согласованию сторон коллективного трудового спора.
Статья 6. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией
1. Примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора и оформляется соответствующим приказом работодателя и решением представителя работников.
2. Примирительная комиссия формируется из равного числа представителей сторон.
Работодатель не вправе уклониться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе.
3. Работодатель обязан создать необходимые условия для работы примирительной комиссии.
4. Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа о ее создании.
5. Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон, оформляется протоколом, имеет для сторон обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, установленные решением.
6. При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны продолжают примирительные процедуры с участием посредника или в трудовом арбитраже.
7. При недостижении согласия по поводу использования примирительных процедур после рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией стороны должны приступить к созданию трудового арбитража.
Статья 7. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника
1. По соглашению сторон для рассмотрения коллективного трудового спора может быть приглашен посредник независимо от службы по урегулированию коллективных трудовых споров или по рекомендации этой службы.
2. Если стороны в срок до трех рабочих дней с момента обращения в службу по урегулированию коллективных трудовых споров не достигнут соглашения относительно кандидатуры посредника, он назначается этой службой.
3. Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется посредником по соглашению со сторонами коллективного трудового спора.
4. Посредник имеет право запрашивать и получать от работодателя необходимые документы и сведения, касающиеся коллективного трудового спора.
5. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до семи календарных дней с момента его приглашения (назначения) и завершается принятием согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.
Статья 8. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже
1. Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, создаваемый сторонами коллективного трудового спора и службой по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее трех рабочих дней с момента окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником.
2. Трудовой арбитраж формируется по соглашению сторон в составе трех человек из числа трудовых арбитров, рекомендованных службой по урегулированию коллективных трудовых споров или предложенных сторонами коллективного трудового спора.
В состав трудового арбитража не могут входить представители сторон коллективного трудового спора.
3. Создание трудового арбитража, его состав, регламент, полномочия оформляются соответствующим решением работодателя, представителя работников и службы по урегулированию коллективных трудовых споров.
4. Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон в срок до пяти рабочих дней со дня его создания.
5. Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон, получает необходимые документы и сведения, касающиеся коллективного трудового спора, информирует в случае необходимости органы государственной власти Республики Башкортостан и органы местной власти о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора, разрабатывает рекомендации по существу коллективного трудового спора.
Рекомендации трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передаются сторонам в письменной форме и приобретают для сторон обязательную силу, если стороны заключили соглашение об их выполнении в письменной форме.
Статья 9. Гарантии для работников в связи с разрешением коллективного трудового спора
1. Члены примирительной комиссии, посредники, трудовые арбитры на время участия в разрешении коллективного трудового спора освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более трех месяцев в течение года.
2. Расходы, связанные с участием в примирительных процедурах посредников и членов трудового арбитража, компенсируются по договоренности с ними работодателем и представительным органом работников. Условия оплаты труда, гарантии и компенсации посредника, члена трудового арбитража указываются в протоколе о посреднике, об образовании трудового арбитража.
3. Участвующие в разрешении коллективного трудового спора представители профсоюзов, их объединений, органов общественной самодеятельности не могут быть в период разрешения коллективного трудового спора, а также в течение одного года после его окончания подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу, перемещены или уволены по инициативе администрации без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа.
Статья 10. Уклонение работодателя от участия в примирительных процедурах
1. В случае уклонения работодателя от участия в создании или работе примирительной комиссии коллективный трудовой спор передается на рассмотрение в трудовой арбитраж.
2. В случае уклонения работодателя от создания трудового арбитража, рассмотрения коллективного трудового спора в трудовом арбитраже, а также выполнения его рекомендаций, если достигнуто соглашение об их обязательности, работники могут приступить к проведению забастовки.
Статья 11. Участие службы по урегулированию коллективных трудовых споров в разрешении коллективных трудовых споров
1. Служба по урегулированию коллективных трудовых споров (далее - Служба) - государственный орган, содействующий разрешению коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них.
2. Служба:
- осуществляет уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров;
- проверяет в случае необходимости полномочия представителей сторон коллективного трудового спора;
- формирует список посредников и трудовых арбитров; проводит подготовку посредников и трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров; выявляет и обобщает причины и условия возникновения коллективных трудовых споров, готовит предложения по их устранению;
- оказывает методическую помощь сторонам не всех этапах разрешения коллективных трудовых споров;
- определяет порядок финансирования примирительных процедур самими участниками (сторонами) коллективного трудового спора, если стороны не смогли об этом договориться;
- организует работу по урегулированию коллективных трудовых споров во взаимодействии с представителями работников и работодателей, органами государственной власти Республики Башкортостан и органами местной власти.
Служба действует в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Башкортостан в соответствии с настоящим Законом.
Работники Службы пользуются правом беспрепятственного, при предъявлении удостоверения установленного образца, посещения организаций, их филиалов или представительств в целях урегулирования коллективных трудовых споров, выявления и устранения причин, порождающих эти споры.
Статья 12. Соглашение в ходе разрешения коллективного трудового спора
Соглашение, достигнутое сторонами в ходе разрешения коллективного трудового спора, оформляется в письменной форме и имеет для сторон обязательную силу. Контроль за его исполнением осуществляется сторонами коллективного трудового спора.
Глава 3
Осуществление права на забастовку
Статья 13. Право на забастовку
1. Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, работники вправе использовать собрания, митинги, демонстрации, пикетирование, включая право на забастовку.
2. В соответствии со статьей 45 Конституции Республики Башкортостан признается право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора.
3. Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке.
Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут ответственность (дисциплинарную, административную, уголовную) в порядке, установленном законодательством.
4. Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие.
Статья 14. Объявление забастовки
1. Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации, ее филиала, представительства или профсоюзной организацией, объединением профсоюзов.
Работодатель обязан предоставить работникам или представителям работников безвозмездно необходимое помещение для проведения собрания (конференции) по вопросу объявления забастовки.
2. Собрание (конференция) работников, профсоюзной организации считается правомочным, если на нем присутствовало не менее двух третей от общего числа работников, членов профсоюзной организации (делегатов конференции).
Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины присутствующих на собрании (конференции).
3. После пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.
При проведении предупредительной забастовки орган, ее возглавляющий, обеспечивает минимум необходимых работ (услуг) в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 16 настоящего Закона.
4. О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за десять календарных дней.
5. В решении об объявлении забастовки указываются:
перечень разногласий сторон, являющихся основанием для объявления и проведения забастовки;
дата и время начала забастовки, ее продолжительность и предполагаемое количество участников;
наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах;
предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемому в организации, ее филиалах или представительствах, в период проведения забастовки.
6. Работодатель предупреждает о предстоящей забастовке Службу.
Статья 15. Орган, возглавляющий забастовку
1. Забастовку возглавляет избранный собранием (конференцией) работников орган или соответствующий орган профсоюза.
2. Орган, возглавляющий забастовку, вправе созывать собрания (конференции) работников, получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим интересы работников, привлекать специалистов для подготовки заключений по спорным вопросам.
3. Орган, возглавляющий забастовку, вправе приостановить забастовку. Для возобновления забастовки не требуется повторного рассмотрения спора примирительной коми
<< Назад |
Статья 2 >> Статья 2 |
|
Содержание Закон Республики Башкортостан от 2 июня 1997 г. N 94-з "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Башкортостан... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.