Постановление Совета Министров Республики Башкортостан
от 6 июля 1993 г. N 289
"Об утверждении Правил производства и реализации
продукции (услуг) общественного питания"
Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 6 августа 1998 г. N 168 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях упорядочения деятельности хозяйствующих субъектов в сфере общественного питания в соответствии с Законом Республики Башкортостан "О защите прав потребителей в Республике Башкортостан" Совет Министров Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила производства и реализации продукции (услуг) общественного питания.
2. Государственному комитету Республики Башкортостан по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Башкирскому центру стандартизации и метрологии, Башкирскому республиканскому центру государственного санитарно-эпидемиологического надзора, Государственной налоговой инспекции, Государственной инспекции по качеству товаров и торговле Республики Башкортостан, Министерству торговли Республики Башкортостан и другим органам государственного управления установить контроль в пределах своей компетенции за соблюдением Правил во всех предприятиях общественного питания независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности.
Председатель
Совета Министров
Республики Башкортостан |
А.Копсов |
И.о. Управляющего Делами
Совета Министров
Республики Башкортостан |
Н.Филиппов |
Уфа,
6 июля 1993 года
N 289
Приложение
к постановлению Совета Министров
Республики Башкортостан
от 6 июля 1993 г.
N 289
Правила
производства и реализации продукции (услуг) общественного
питания
I. Общие положения
1. Настоящие Правила регламентируют основные требования к работе всех хозяйствующих субъектов (предприятий, граждан-предпринимателей) в сфере общественного питания на территории Республики Башкортостан независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности в соответствии с Законом Республики Башкортостан "О защите прав потребителей" (принятым Верховным Советом Республики Башкортостан 1 апреля 1993 года).
2. Хозяйствующий субъект в сфере общественного питания - это предприятие, выполняющее функции по изготовлению, реализации и организации потребления кулинарной продукции и представлению услуг, с также гражданин-предприниматель, занимающийся индивидуальной трудовой деятельностью в области общественного питания.
3. Предприятия общественного питания независимо от форм собственности осуществляют свою деятельность как в торговых залах предприятий, так и за их пределами на основании устава, а также при наличии лицензии на право производства и реализации продукции общественного питания и сертификата на данный вид продукции (работы, услуги). Граждане-предприниматели осуществляют свою деятельность при наличии лицензии на право производства и реализации продукции общественного питания, с также необходимых сертификатов на продукцию (работы, услуги).
Лицензия выдается предприятию общественного питания (гражданину-предпринимателю) после прохождения им регистрации в установленном порядке.
4. Предприятия общественного питания подразделяются на типы (ресторан, кофе, бар, столовая, закусочная и т.д.), а рестораны и бары также на классы (люкс, высший, первый), которые определяются собственником. Подтверждение соответствия предприятия выбранному типу и классу производится Башкирским центром стандартизации и метрологии по типу - ресторан, бар; классу - люкс, высший, первый; Министерством торговли Республики Башкортостан по типу - кафе, столовая, закусочная.
5. Критерии, предъявляемые к производственным и торговым помещениям, оборудованию, инвентарю, перечню предоставляемых услуг, технологическим режимам производства продукции, устанавливаются государственными стандартами для предприятий общественного питания, санитарными нормами, правилами техники безопасности, противопожарными и другими требованиями.
Используемые на предприятии измерительные приборы (весы, гири и др.) должны содержаться в исправном состоянии, иметь ясные клейма и представляться на поверку в установленные сроки согласно действующему порядку.
6. Предприятие общественного питания может самостоятельно устанавливать дополнительные условия для посетителей, не противоречащие действующему законодательству.
7. Предприятия общественного питания обязаны в наглядной и доступной форме довести до потребителей необходимую и достоверную информацию: о наименовании, типе, классе предприятия, его адресе (местонахождении собственника), режиме работы, об ассортименте предлагаемой продукции, перечне предоставляемых услуг, о содержании отдельных положений настоящих Правил, касающихся прав потребителей, а также о дополнительных условиях для посетителей.
8. Государственным (муниципальным) предприятиям общественного питания режим работы устанавливается по решению местных органов исполнительной власти, а предприятиям иных форм собственности - собственником по согласованию с местной администрацией.
Объявленные часы работы должны соблюдаться предприятиями всех форм собственности.
В случае закрытия предприятия общественного питания (для проведения плановых санитарных мероприятий, ремонта и т.д.) предприятие обязано не менее чем за три дня сообщить органам местной исполнительной власти и потребителям о дате и сроках закрытия.
9. Штаты предприятий общественного питания, связанных непосредственно с производством и реализацией продукции, независимо от форм собственности укомплектовываются кадрами, имеющими специальную подготовку.
В предприятиях общественного питания классов "люкс" и "высший" должен работать персонал, знакомый со спецификой кулинарии и обслуживания в других государствах. Производство ресторана класса "люкс" и "высший" возглавляется мастером-поваром.
Периодически должны проводиться аттестации специалистов предприятий на соответствие занимаемой должности.
II. Организация обслуживания и взаимоотношения
предприятий общественного питания с потребителями
10. Формы и методы обслуживания потребителей определяются предприятием исходя из минимальных требований к данному типу и классу предприятий общественного питания.
11. Обслуживание потребителей официантами применяется в обязательном порядке в ресторанах классов "люкс" и "высший" и, как правило, в кафе и барах.
При комбинированном обслуживании в зале предприятия выделяется зона раздачи продукции, где потребителями самостоятельно подбираются холодные закуски, напитки, десерты либо эта продукция отпускается барменом (буфетчиком). Горячие блюда и напитки, винно-водочные изделия отпускаются официантом по заказу.
12. В предприятиях общественного питания классов "люкс", "высший", "первый" (за исключением баров) в процессе подготовки зала к обслуживанию выполняется предварительная сервировка столов.
В столовых, а также других предприятиях общественного питания, работающих по методу самообслуживания, обязательна упрощенная сервировка столов (приборы со специями, бумажные салфетки).
13. Допускается ограничивать вход посетителей в предприятия общественного питания, работающие с официантами, за 30 минут до их закрытия, а в предприятия, работающие по методу самообслуживания, за 15 минут до их закрытия.
14. В предприятиях общественного питания используются различные способы расчетов за питание: предварительный, оплата после отбора блюд, оплата после приема пищи, саморасчет. Формы расчетов за питание определяются в зависимости от метода обслуживания, спецификации обслуживаемого контингента, типа предприятия и его специализации.
В предприятиях общественного питания, работающих по методу самообслуживания, и в магазинах (отделах) кулинарии при расчетах потребителю вручается кассовый чек.
Там, где обслуживание осуществляется официантами, оплата отпущенной продукции производится по выданному официантом счету.
В столовых, обслуживающих постоянные контингенты посетителей (рабочие, служащие, студенты, учащиеся и др.), может использоваться расчет по индивидуальным или групповым абонементам.
15. Наряду с основной деятельностью предприятия общественного питания могут оказывать дополнительные услуги, перечень которых индивидуален для каждого типа и класса предприятий и определяется стандартом.
Стоимость дополнительных услуг должна быть указана в меню или прейскурантах.
Вне торгового зала посетителям должна быть предоставлена возможность ознакомиться с меню, и дополнительными условиями обслуживания, установленными предприятием.
В торговых залах посетитель в обязательном порядке информируется о стоимости блюд и изделий, емкости бутылки алкогольного напитка, цене всей емкости, 50 и 100 г алкогольного напитка. В столовых, обслуживающих постоянные контингенты посетителей (рабочие, служащие, студенты, учащиеся и др.), в меню, кроме того, указывается выход кулинарной продукции, а в других типах предприятий по просьбе посетителей эта информация дается обслуживающим персоналом.
Меню должно быть подписано директором, заведующим производством и калькулятором. Ассортимент предлагаемой продукции и порядок составления меню должен соответствовать типу предприятия, его специализации.
В предприятиях классов "люкс", "высший" все виды печатной рекламы (обложки и вкладыши меню, прейскуранты цен, пригласительные карточки, проспекты и др.) изготавливаются на высокохудожественном уровне.
16. Предприятие самостоятельно разрабатывает ассортиментный перечень блюд, изделий, напитков с учетом полного соблюдения санитарных и технологических требований, а также стандартов для данного типа и класса предприятий и согласовывает его с территориальными органами санитарно-эпидемиологического надзора.
Перечень блюд, закусок, винно-водочных изделий, указанных в меню и прейскурантах, должен выдерживаться в течение всего времени работы торгового зала предприятия.
17. В предприятиях общественного питания при гостиницах, вокзалах, аэропортах, по месту работы и учебы, также в предприятиях, обслуживающих социально незащищенные группы населения, наряду с традиционными формами реализации продукции может применяться продажа комплексных завтраков, обедов, ужинов, разнообразных по дням недели с учетом рациональных норм и особенностей питания.
18. Предприятия общественного питания независимо от форм собственности должны предоставлять потребителю возможность проверки меры и веса проданной ему кулинарной продукции, товаров не отходя от продавца, а также соответствия реализуемого изделия (услуги) требованиям нормативной документации. На доступном для посетителей месте должна находиться книга отзывов и предложений, контрольные весы, на линии раздачи - контрольные блюда. Лица, занимающиеся изготовлением и продажей продукции общественного питания в порядке индивидуальной трудовой деятельности, должны по просьбе потребителя предъявить ему лицензию на право производства и реализации указанной продукции, а также сертификат на продукцию (услуги).
При обнаружении недостатков в качестве кулинарной продукции (оказываемой услуги), недовесов или обсчетов предприятие общественного питания обязано по выбору потребителя:
- безвозмездно устранить установленные недостатки;
- уменьшить размер оплаты за кулинарную продукцию (услуги);
- без дополнительной оплаты изготовить аналогичное блюдо, кулинарное изделие (повторно выполнить услугу);
- полностью возместить расходы потребителя, связанные с приобретением некачественной кулинарной продукции (выполнением услуги).
Причинение вреда жизни, здоровью потребителя вследствие производственных, рецептурных и иных недостатков продукции общественного питания, подлежат возмещению в полном объеме, если законодательными актами Республики Башкортостан не предусмотрен более высокий размер ответственности.
В процессе обслуживания в предприятиях общественного питания, имеющих бары, буфеты, по желанию потребителей, готовая кулинарная продукция и покупные товары, включая винно-водочные изделия могут отпускаться на вынос в соответствующей упаковке.
19. При приеме предварительного заказа на обслуживание предприятие должно гарантировать его выполнение в сроки, установленные взаимными обязательствами. В случае невозможности выполнения такого заказа по независящим от предприятия причинам оно обязано обеспечить проведение этого мероприятия в другом предприятии общественного питания без ущемления интересов потребителя, поставив его об этом в известность не менее чем за 7 дней.
В случае отказа от обслуживания, поступившего на предприятие в день проведения мероприятия, по инициативе заказчика, последний обязан выкупить заказанную им продукцию (товары), которая не может быть реализована другим потребителям.
20. Посетитель предприятия оплачивает бой посуды, порчу белья, столовых приборов и другого имущества предприятия, если имущество разбито или испорчено по его вине. После уплаты денег посетителю выдается квитанция.
III. Организация производства и реализация продукции
общественного питания
21. Продукция предприятия общественного питания подлежит обязательной сертификации и бракеражу в установленном порядке.
Изготовители кулинарной продукции обязаны соблюдать:
- санитарные правила, включая систематическое проведение медицинских осмотров, мероприятий по повышению санитарной грамотности работников;
- технологические режимы производства продукции (совместимость продуктов, их взаимозаменяемость, режим холодной и тепловой обработки сырья и т.д.), определенные действующей нормативной документацией (сборники рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания, стандарты предприятий, технологические условия и др.).
При производстве изготовитель вправе вносить в рецептуры блюд указанных сборников некоторые изменения, расширять перечни компонентов, не допуская при этом нарушений санитарных правил, технологического режима производства продукции, ухудшения ее потребительских свойств и качества.
Повара и кондитеры должны обеспечиваться на рабочих местах и руководствоваться при производстве продукции технологическими картами с указанием рецептур на изделия и краткой технологии.
22. Блюда должны приготавливаться такими партиями, чтобы реализация могла осуществляться в строго определенные санитарными правилами сроки. Категорически запрещается использовать оставшиеся от предыдущего дня мясные, рыбные рубленные изделия, макароны, соусы, крупяные изделия, картофельное пюре, компоты и напитки собственного производства.
На раздаче должна поддерживаться требуемая температура всех блюд, изделий, применяться мерный инвентарь для отпуска жира, сметаны, соусов, гарниров, супов и т.п.
23. Порядок реализации продукции предприятий общественного питания (граждан-предпринимателей) в специально отведенных для этого местах определяется местными органами исполнительной власти после согласования с территориальными органами Госсанэпиднадзора.
Запрещается продажа с машин, лотков, рук особо скоропортящейся кулинарной продукции, перечень которой утверждается территориальными органами санитарно-эпидемиологического надзора.
24. Каждая партия продукции общественного питания, реализуемая вне торгового зала предприятия-изготовителя, должна иметь удостоверение качества с указанием наименования предприятия-изготовителя, нормативной документации, в соответствии с которой она производилась, даты изготовления, конечного срока реализации, массы упаковочной единицы, с также документ, содержащий информацию о цене одной штуки (килограмма) изделия.
Если установлено, что при соблюдении потребителем правил использования, хранения, транспортировки продукции может причинить вред его жизни, здоровью, изготовитель (предприятие, гражданин-предприниматель) обязан немедленно приостановить ее производство и прекратить реализацию. Аналогичные меры принимаются и при обнаружении нарушений технологического процесса производства продукции.
Если причины, наносящие вред, устранить невозможно, изготовитель обязан снять такую продукцию с производства и реализации.
25. Продажа винно-водочных изделий в предприятиях общественного питания независимо от форм собственности осуществляется при наличии специального разрешения (лицензии), выдаваемого местными органами исполнительной власти по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора, и документа, содержащего сведения об изготовителе этой продукции, с также в соответствии с порядком торговли винно-водочными изделиями, действующим на территории Республики Башкортостан.
IV. Контроль за работой предприятий общественного питания
(граждан-предпринимателей)
26. Контроль за безопасностью продукции на всех этапах технологического цикла ее изготовления, а также контроль за соблюдением норм и правил предприятиями общественного питания (гражданами-предпринимателями) осуществляют в пределах своей компетенции государственный комитет Республики Башкортостан по антимонопольной политике, Башкирский центр стандартизации и метрологии, Государственная налоговая инспекция, Государственная инспекция по качеству товаров и торговле Республики Башкортостан, Министерство торговли Республики Башкортостан и другие органы государственного управления.
За невыполнение настоящих Правил предприятия общественного питания (граждане-предприниматели) несут ответственность согласно действующему законодательству.
И.о. Управляющего Делами
Совета Министров
Республики Башкортостан |
Н.Филиппов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Совета Министров Республики Башкортостан от 6 июля 1993 г. N 289 "Об утверждении Правил производства и реализации продукции (услуг) общественного питания"
Текст постановления (без приложения) опубликован в "Ведомостях Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан", N 10, октябрь 1993 г., ст. 301
Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 6 августа 1998 г. N 168 настоящее постановление признано утратившим силу