В целях повышения эффективности внешнеэкономических связей, определения основных направлений, принципов и приоритетов международного экономического сотрудничества республики, руководствуясь статьей 74 Конституции Республики Башкортостан, постановляю:
1. Утвердить Концепцию внешнеэкономической деятельности Республики Башкортостан (прилагается).
2. Кабинету Министров Республики Башкортостан, Министерству внешних связей Республики Башкортостан, заинтересованным государственным комитетам, министерствам и ведомствам республики в срок до 1 июля 1996 года разработать целевую комплексную программу реализации концепции внешнеэкономической деятельности Республики Башкортостан с указанием сроков исполнения, финансового и материально-технического обеспечения.
3. Контроль за исполнением данного Указа возложить на Аппарат Президента Республики Башкортостан.
4. Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент
Республики Башкортостан |
М.Рахимов |
Уфа, Дом Республики
4 марта 1996 года
N УП-130
Концепция
внешнеэкономической деятельности Республики Башкортостан
(утв. Указом Президента Республики Башкортостан
от 4 марта 1996 г. N УП-130)
Уфа - 1996
Республика Башкортостан - суверенное государство в составе Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Республики Башкортостан, Федеративным Договором и Приложением к Федеративному Договору от Республики Башкортостан, Договором Российской Федерации и Республики Башкортостан, республика является самостоятельным участником международных и внешнеэкономических отношений, кроме тех, которые добровольно переданы в ведение Российской Федерации, что требует нового подхода к разработке и проведению продуманной, взвешенной внешнеэкономической политики. Это предполагает определение целей, задач и приоритетов этой политики, основных направлений и средств ее реализации. Именно этим определяется настоятельная потребность в разработке целостной концепции внешнеэкономической деятельности Республики Башкортостан.
В республике значительно увеличилось число субъектов внешнеэкономической деятельности. В этой связи остро встает проблема регулирования и координации их деятельности, государственной поддержки, согласования интересов отдельных участников этой деятельности с интересами республики. Такая координация и согласование возможны лишь в рамках единой концепции внешнеэкономической деятельности республики.
Цель настоящей концепции - определить приоритеты структурной, инвестиционной и региональной политики, место республики в современном общероссийском механизме регулирования внешнеэкономической деятельности, наметить направления и принципы формирования правовой основы деятельности республики в этой сфере.
Конкретная реализация основных принципиальных положений концепции предполагает разработку целевой комплексной программы, представляющей собой взаимосвязанный комплекс программных мероприятий с фиксированным ресурсным обеспечением, конкретными исполнителями и определенными сроками выполнения соответствующих задач.
Настоящая Концепция внешнеэкономической деятельности Республики Башкортостан разработана во исполнение постановления Верховного Совета Республики Башкортостан от 4 ноября 1992 года, положений Договора Российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года.
1. Состояние и проблемы развития внешнеэкономической
деятельности Республики Башкортостан
Либерализация внешнеэкономической деятельности Российской Федерации обеспечила Республике Башкортостан самостоятельный выход на мировой рынок, где она успела зарекомендовать себя в качестве надежного политического и экономического партнера.
Развитие внешнеэкономической деятельности Республики Башкортостан за последние годы характеризуется увеличением объемов экспортно-импортных операций и изменением структуры экспорта и импорта. Наряду со значительным увеличением объема экспорта за последние десять лет произошли существенные изменения в структуре экспорта. Значительно сократилась доля машин и оборудования, произошло постепенное уменьшение в объеме экспорта доли топливно-энергетических ресурсов за счет увеличения доли химической и нефтехимической продукции.
При существенном увеличении объема импорта сократилась доля ввозимых машин и оборудования, увеличился импорт товаров народного потребления.
За последние годы наметилась негативная тенденция, связанная с ухудшением экономических условий экспорта, несмотря на ликвидацию основных нетарифных методов государственного регулирования экспорта со стороны Правительства Российской Федерации. Это связано с ухудшением экономической ситуации в целом как по Российской Федерации, так и в Республике Башкортостан, непрекращающейся инфляцией, спадом производства и т.д. Все это в целом привело к росту внутренних цен на экспортную продукцию, что наряду с непрерывным ростом затрат на перевозку способствовало экономической неэффективности экспорта многих видов республиканской продукции. Кроме того, нарушение хозяйственных связей с республиками бывшего СССР, странами-членами бывшего СЭВ, как основных потребителей республиканской машинотехнической продукции резко сократило экспорт данных видов продукции.
Действующие таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость, специальный налог, акцизы на импорт оборудования, машин препятствуют технической реконструкции и модернизации действующих производств, созданию новых с целью выпуска экспортной и импорто-замещающей продукции, отвечающей требованиям мирового рынка.
На сегодняшний день в республике имеется более 50-ти перспективных и экономически эффективных проектов инвестиционного сотрудничества с иностранными фирмами, оформленных в соответствии с международными требования. Однако, отсутствие надежных политических и экономических гарантий для потенциальных инвесторов сдерживает приток иностранных инвестиций в экономику республики.
2. Цели и основные задачи внешнеэкономической деятельности
Республики Башкортостан
Цели внешнеэкономической деятельности Республики Башкортостан состоят в развитии всестороннего сотрудничества со странами ближнего и дальнего зарубежья, иностранными компаниями, фирмами, банками и другими международными организациями для достижения экономического роста республики путем внедрения передовых технологий и научных разработок, постепенного подключения к международному разделению труда и интеграции ее экономики в мировой рынок и на этой основе повышения благосостояния многонационального народа.
Основными задачами внешнеэкономической деятельности Республики Башкортостан являются:
- совершенствование форм и методов государственной поддержки развития внешнеэкономической деятельности;
- государственная поддержка экспорта, развитие экспортного потенциала республики и улучшение структуры экспорта;
- пополнение валютных ресурсов республики за счет различных видов внешнеэкономической деятельности;
- рационализация импорта;
- содействие развитию экспортоориентированного и импортозамещающего производства;
- привлечение российских и иностранных инвестиций в экономику республики;
- развитие инвестиционной деятельности республики за рубежом;
- развитие правового обеспечения внешнеэкономической деятельности;
- развитие информационного обеспечения внешнеэкономической деятельности;
- развитие организационного обеспечения внешнеэкономической деятельности;
- развитие новых форм внешнеэкономических связей с зарубежными партнерами;
- подготовка специалистов внешнеэкономической деятельности;
- обеспечение экономической безопасности Республики Башкортостан.
2.1. Общие условия внешнеэкономической деятельности
Республики Башкортостан
Внешнеэкономическая деятельность республики планируется и осуществляется под воздействием целой совокупности внутренних и внешних факторов.
К внешним факторам относятся:
- нестабильность политической и экономической ситуации в целом по Российской Федерации;
- тенденция относительного (в ряде случаев абсолютного) снижения спроса на сырье на мировом рынке;
- общая неурегулированность торгово-экономических отношений с зарубежными государствами и, прежде всего, со странами-участниками СНГ;
- противоречивость и нестабильность российских нормативных документов, связанных с внешнеэкономической деятельностью;
- недостаточная урегулированность разграничения полномочий между республикой и Российской Федерацией во внешнеэкономической деятельности;
- слабость российской кредитно-финансовой системы и ее валюты.
Необходимо также учитывать и совокупность внешних политических факторов, оказывающих существенное влияние на внешнеэкономическую деятельность республики. Одним из важнейших таких факторов являются взаимоотношения Республики Башкортостан с Россией. Народное хозяйство республики глубоко интегрировано в общероссийскую экономику. Единственным средством реального наполнения суверенитета республики в области международных и внешнеэкономических связей является дальнейшее развитие деятельности по заключению соответствующих соглашений с Российской Федерацией о разграничении полномочий в области международных и внешнеэкономических связей.
Стремясь проводить относительно самостоятельную внешнеэкономическую политику, Республика Башкортостан исходит из единства и территориальной целостности Российской Федерации, необходимости учета взаимных интересов.
К внутренним факторам относятся:
- наличие достаточно высокого экономического потенциала, значительных природных ресурсов (в первую очередь энергоносителей);
- прохождение по территории республики различных, в том числе и стратегических, коммуникаций (железнодорожных, автомобильных, трубопроводных и др.);
- наличие квалифицированных научно-исследовательских и научно-производственных кадров;
- стабильная социально-политическая обстановка;
- нормальное развитие межэтнических отношений;
- неконкурентоспособность продукции большинства отраслей народного хозяйства Республики Башкортостан (кроме сырьевых) на рынках развитых стран;
- недостаточный опыт в области внешнеэкономической деятельности как у органов государственной власти, так и предприятий республики;
- недостаток в республике специалистов в области международных экономических отношений.
При формировании внешнеэкономической политики Республики Башкортостан наряду с явлениями и процессами общероссийского масштаба необходимо учитывать и ряд специфических условий, вытекающих из особенностей самой республики. К ним относятся:
- перегруженность народного хозяйства производством средств производства, преобладание крупных и сверхкрупных предприятий, высокий удельный вес предприятий военно-промышленного комплекса, отсутствие общих границ с иностранными государствами, непосредственного выхода к морским пространствам, отсутствие отдельных видов полезных ископаемых, необходимых для экономического развития и некоторые другие.
3. Приоритеты развития отраслей народного хозяйства
Республики Башкортостан*
Экономические интересы республики требуют изменения места и роли республики в межрегиональном и международном разделении труда и, соответственно, в изменении приоритетов развития отраслей народного хозяйства республики, которые вытекают из следующих народного хозяйства республики, предпосылок:
- максимальная опора на местные сырьевые ресурсы;
- развитие экспортного потенциала республики и его возможной конкурентоспособности;
- использование уникальных природных условий республики;
- имеющийся промышленный потенциал и сложившаяся специализация производства;
- наличие квалифицированных научно-производственных кадров;
- развитие отдельных экспортоориентированных и импортозамещающих отраслей и производств;
- необходимость улучшения экологической ситуации.
К приоритетным отраслям (комплексам) экономики Республики Башкортостан относятся:
- здравоохранение;
- агропромышленный комплекс;
- строительный комплекс;
- нефтеперерабатывающий и нефтехимический комплекс;
- пищевая промышленность;
- объекты охраны окружающей среды, развитие производств и технологий по очистке отходов;
- добыча и переработка полиметаллических, медных, медно-колчеданных и золотоносных руд;
- разведка и добыча нефти и газа.
Основой механизма развития приоритетных отраслей экономики Республики Башкортостан является создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций, кредитов и мобилизация внутренних ресурсов. Существуют следующие направления реализации этой задачи:
- оптимизация и интенсификация использования собственных материальных и финансовых ресурсов;
- создание Республиканского фонда реконструкции и развития народного хозяйства с целью льготного кредитования из данного фонда предприятий приоритетных отраслей экономики;
- иностранные инвестиции и кредиты;
- развитие инновационной деятельности с целью создания отечественных высокотехнологических производств;
- привлечение средств российских предприятий, банков и организаций.
Приоритеты развития и его механизм должны быть конкретизированы по отдельным отраслям, производствам, срокам реализации, источникам финансирования в программах "Развитие экспортного потенциала Республики Башкортостан" и "Рационализация импорта и развитие импортозамещающего потенциала Республики Башкортостан".
4. Основные направления государственной политики в области
внешнеэкономической деятельности Республики Башкортостан
Внешнеэкономическая деятельность Республики Башкортостан распадается на ряд основных направлений, которые являются традиционными для любого государства. Однако по содержанию эти направления отличаются и республика сама определяет задачи, механизм их реализации, исходя из собственных потребностей и реальных возможностей их удовлетворения.
4.1. Развитие экспортного потенциала Республики
Башкортостан и улучшение структуры экспорта
Основными задачами Республики Башкортостан в области экспорта товаров и услуг являются:
- расширение номенклатуры и объема экспорта товаров и услуг;
- постепенное изменение структуры экспорта за счет увеличения удельного веса готовой, наукоемкой продукции и снижения удельного веса сырья и энергоносителей;
- обеспечение выполнения договорных обязательств по поставкам товаров на экспорт;
- усиление конкурентоспособности производимой в республике продукции, повышение качества и снижение себестоимости товаров и услуг, предназначенных для экспорта;
- государственная поддержка в продвижении отечественных товаров на мировой рынок;
- введение инспекции количества и качества экспортируемых товаров и их страхование.
Для решения указанных задач необходимо реализовать комплекс следующих мероприятий:
На первом этапе (1996-1997 гг.):
- определить экспортный потенциал в натуральном и стоимостном выражении на 1996-1997 гг. и на период до 2000 г.;
- выявить приоритетные направления экспорта товаров и услуг;
- разработать комплекс мер по стимулированию производства и экспорта товаров и услуг;
- разработать программу восстановления частично утерянных рынков сбыта продукции предприятий республики;
- развернуть конъюнктурные и маркетинговые исследования для расширения рынков сбыта товаров и услуг;
- разработать комплекс мер по рекламированию за рубежом конкурентоспособных республиканских товаров и услуг;
- представить программу устранения реэкспорта республиканской продукции и услуг.
На втором этапе (1997-2000 гг.) при условии развития экспортных возможностей и расширения рынков сбыта:
- оптимизировать объем и структуру экспорта в сторону увеличения доли готовых изделий за счет уменьшения доли сырья, энергоносителей, полуфабрикатов;
- оптимизировать направления экспорта продукции, имея в виду политические и экономические интересы Республики Башкортостан в развитии торгово-экономического сотрудничества с зарубежными странами;
- разработать и приступить к реализации программы привлечения иностранных инвестиций в экономику республики;
- разработать программу правового и организационного обеспечения внешнеэкономической деятельности.
Включение Республики Башкортостан в международное разделение труда требует специализации экономики республики, поиска и нахождения собственного места в мировой экономике. Исходя из сложившихся условий, наиболее перспективным является специализация республики по следующим направлениям:
- добыча и более глубокая переработка нефти;
- производство химической и нефтехимической продукции;
- производство и экспорт военно-промышленной продукции с учетом военно-политических интересов Российской Федерации;
- научно-техническая продукция, передовые технологии, "ноу-хау".
Необходимо добиться, чтобы экспортное производство стало неотъемлемой частью работы республиканских предприятий. В этих целях в рамках программы "Развития экспортного потенциала Республики Башкортостан" необходимо разработать комплекс мероприятий по стимулированию экспорта из Республики Башкортостан, в котором необходимо предусмотреть:
- льготное налогообложение предприятий и осуществляющих экспорт собственных товаров и услуг;
- стимулирование предприятий, впервые сумевших наладить экспорт продукции, прежние аналоги которой не имели сбыта за рубежом, в том числе путем предоставления налоговых льгот;
- поддержка предприятий, выпускающих наукоемкую, ресурсосберегающую, экологически чистую продукцию, соответствующую международным стандартам;
- льготное кредитование экспортеров;
- страхование от коммерческих и некоммерческих рисков;
- информационно-консалтинговое обслуживание предприятий и организаций, экспортирующих товары и услуги.
В целях повышения экспортного потенциала республики целесообразно:
- на базе предприятий, выпускающих конкурентоспособную наукоемкую экспортную продукцию, создавать финансово-промышленные группы, объединяющие предприятия, научно-исследовательские организации, специализированные внешнеторговые фирмы, банки и инвестиционные фонды;
- государственная поддержка развития производства экспортной продукции, конкурентоспособной на мировом рынке;
- формирование системы сертификации продукции и производства экспортной продукции, конкурентоспособной на мировом рынке;
- формирование системы сертификации продукции и производств по ее изготовлению в соответствии с международными стандартами;
- организация системы контроля за качеством экспортной продукции;
- развитие лизинговой политики на базе Торгово-промышленной палаты и "Башкредитбанка";
- развертывание конъюнктурных и маркетинговых исследований и представление всем экспортерам консалтинговых услуг.
Приоритетными во внешнеэкономических связях Республики Башкортостан являются отношения:
- со странами ближнего зарубежья с целью восстановления утерянных и создания новых хозяйственных связей;
- со странами - бывшими членами Совета Экономической Взаимопомощи и странами Европейского Союза, как странами, имеющими традиционные связи и опыт работы с Федерацией и ее регионами;
- со странами дальнего зарубежья, в отношении которых республика имеет свои политические и экономические интересы.
Важным направлением в повышении экспортного потенциала должен стать государственный протекционизм, содействующий продвижению республиканских товаров в другие страны и имеющий своей целью:
- восстановление частично утерянных рынков сбыта республиканской продукции, в том числе и принятие мер по регулированию заниженных цен на сырьевые товары;
- устранение реэкспорта товаров в третьи страны, что подразумевает выход на непосредственных потребителей продукции республики;
- поиск и освоение новых рынков экспорта.
4.2. Рационализация импорта и развитие импортозамещающего
потенциала Республики Башкортостан
Значительное место по внешнеэкономической деятельности Республики Башкортостан занимают импортные операции. С одной стороны, существует потребность в импорте продукции, не производимой в республике и Российской Федерации. Кроме того, более качественная и дешевая импортная продукция позволит создать конкуренцию отечественной с целью улучшения ее качества и снижения себестоимости. С другой стороны, нерегулируемая конкуренция импортной продукции способна оказать разрушающее воздействие на экономику республики, подорвать перспективы дальнейшего развития отечественных производителей. В связи с этим, необходимо сформировать весьма взвешенную политику в области импорта.
Для обеспечения рационализации импорта и развития импортозамещающего потенциала Республики Башкортостан необходимо:
- определить по годам (до 2000 г. и далее) экономически и социально обоснованные импортные потребности;
- оптимизировать объем и структуру импорта по годам (до 2000 г. и далее);
- разработать программу развития и стимулирования импортозамещающего производства;
- разработать программу насыщения внутреннего рынка республики социально значимыми и дефицитными товарами и услугами.
Приоритетом в данной области является постепенная переориентация импортных закупок на расширение экспортных возможностей Республики Башкортостан за счет ввоза новейшей техники и высоких технологий, приглашения наиболее квалифицированных специалистов.
Для насыщения внутреннего рынка потребительскими товарами и услугами целесообразно:
- в целях экономии государственных валютных средств сделать основной упор на импортные закупки частным сектором;
- добиться у Правительства Российской Федерации создания на территории республики свободных таможенных зон.
Для повышения эффективности экспортно-импортных операций большое значение имеет поиск новых способов организации их грузопотоков. В этой связи к числу основных задач относятся:
- формирование собственного флота, состоящего из нефтеналивных судов, способных осуществлять перевозки в условиях "река-море";
- расширение географии регулярных пассажирских и грузовых международных авиарейсов;
- развитие международных автомобильных перевозок;
- долевое участие в расширении и строительстве складских помещений, терминалов и т.п. в узловых пунктах перевалки и прохождения экспортных грузов;
- оптимизация грузопотоков экспортно-импортной продукции.
4.3. Привлечение иностранных инвестиций в экономику
Республики Башкортостан
Основная цель привлечения иностранных инвестиций - получение дополнительных ресурсов для структурной перестройки хозяйства республики на основе последних достижений мировой науки и техники.
Основными факторами, сдерживающими в настоящее время активность иностранных инвесторов, являются следующие:
- политическая и экономическая нестабильность в Российской Федерации;
- правовая неурегулированность проблемы иностранного инвестирования;
- отсутствие реальных и надежных правовых гарантий сохранения и вывоза капитала;
- жесткий внутрироссийский налоговый режим, не способствующий привлечению иностранного капитала;
- дефицит свободного капитала на мировом рынке.
В силу действия этих факторов, политика в области привлечения иностранных инвестиций на территорию республики должна строиться на следующих принципах:
- стимулирование прямых инвестиций в форме создания на территории Республики Башкортостан новых, полностью принадлежащих иностранным физическим и юридическим лицам, предприятий по производству конкурентоспособных на внешнем рынке товаров и услуг;
- организация совместных башкирско-иностранных предприятий;
- продажа иностранным инвесторам предприятий и объектов незавершенного строительства;
- участие зарубежных инвесторов на равных условиях с отечественными инвесторами в процессе разгосударствления и приватизации собственности.
Приоритетными сферами для иностранных инвестиций в нынешних условиях являются:
- агропромышленный комплекс;
- топливно-энергетический комплекс;
- военно-промышленный комплекс;
- социально-культурное строительство;
- международный туризм.
Политика Республики Башкортостан будет основываться на системе преференций для иностранных инвестиций прежде всего в приоритетные сферы и регионы республики. Меры стимулирования будут применяться, в первую очередь, в отношении иностранных инвестиций, осуществляемых на компенсационной основе.
Необходимо разработать программу по привлечению иностранных инвестиций, предусматривающую стимулирование деятельности иностранных инвесторов путем создания в республике благоприятного инвестиционного климата, включающего:
- упрощение процедуры регистрации предприятий с иностранными инвестициями;
- льготное налогообложение предприятий с участием иностранного капитала;
- создание свободных таможенных зон;
- гарантии возврата капитала и репатриации прибыли;
- страхование от некоммерческих рисков;
- использование залоговых форм привлечения иностранных инвестиций и создание с этой целью золотого и валютного запаса республики;
- создание условий, стимулирующих реинвестиции;
- формирование бизнес-инфраструктуры, отвечающей международным стандартам;
- создание механизма государственных гарантий иностранным инвесторам под особо значимые инвестиционные проекты, отработка механизма предоставления банковских гарантий.
Следует разработать методику отбора наиболее эффективных и перспективных инвестиционных проектов и методику обоснования инвестиционных проектов для представления их в зарубежные кредитно-финансовые учреждения.
Необходимо создание специального межведомственного органа по иностранным инвестициям с возложением на него следующих функций:
- координация деятельности по привлечению иностранных инвестиций;
- разработка программы по привлечению и использованию иностранных инвестиций;
- подготовка предложений по совершенствованию правовой базы иностранного инвестирования;
- сбор информации об инвестиционных проектах в республике и возможных иностранных инвесторах;
- экспертные оценки инвестиционных проектов;
- подготовка соглашений с зарубежными участниками внешнеэкономической деятельности о страховании иностранных инвестиций;
- определение мер по защите отечественных технологий и авторских прав в процессе привлечения иностранного капитала;
- установление контактов с Международным агентством по страхованию капиталовложений, Международным центром по разрешению споров, связанных с инвестициями;
- составление аналитических обзоров о деятельности предприятий с иностранными инвестициями.
Следующим направлением, связанным с инвестированием, является зарубежная инвестиционная деятельность самой республики. Необходимо подготовить программу инвестиционной деятельности Республики Башкортостан за рубежом, в которой предусмотреть:
- создание или приобретение предприятий в странах традиционного производства товаров, импортируемых республикой;
- создание сервисных организаций за рубежом по обслуживанию, ремонту и эксплуатации поставляемой республикой оборудования и техники;
- инвестирование капиталов республики в транснациональные компании, функционирующие в странах ближнего и дальнего зарубежья.
5. Обеспечение внешнеэкономической деятельности Республики
Башкортостан
Достижение эффективности внешнеэкономической деятельности Республики Башкортостан невозможно без ее правового, информационного, организационного и кадрового обеспечения.
5.1. Правовое обеспечение внешнеэкономической деятельности
Республики Башкортостан
Правовое обеспечение внешнеэкономической деятельности республики должно быть реализовано решением следующих первостепенных задач:
- подготовка программы становления нормативно-правовой базы в области внешнеэкономической деятельности;
- расширение полномочий республики в области внешнеэкономической деятельности;
- формирование нормативно-правовых основ внешнеэкономической деятельности, исходя из Конституции Республики Башкортостан, Договора Российской Федерации и Республики Башкортостан о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий и соглашений, заключенных между Правительством Республики Башкортостан и Правительством Российской Федерации;
- заключение Республикой Башкортостан международных договоров и соглашений по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству с зарубежными странами.
Для реализации указанных задач необходима разработка следующих законов и нормативных актов:
- "Об изменениях и дополнениях к Закону Республики Башкортостан "Об иностранной инвестиционной деятельности";
- "О концессионной деятельности в Республике Башкортостан";
- "О гарантиях и страховании иностранных инвестиций";
- "О стимулировании привлечения иностранных инвестиций в приоритетные отрасли экономики Республики Башкортостан";
- "Об инвестиционных ценных бумагах";
- "О внешнеэкономической деятельности Республики Башкортостан";
- "О либерализации деятельности иностранных банков на территории Республики Башкортостан";
- "О валютном регулировании и валютном фонде в Республике Башкортостан";
- "О государственной политике в области внешней трудовой эмиграции";
- "О правовом положении иностранных физических и юридических лиц на территории Республики Башкортостан";
- "Порядок международных перевозок пассажиров и грузов";
и ряд других.
5.2. Информационное обеспечение внешнеэкономической
деятельности Республики Башкортостан
Программа информационного обеспечения должна включать в себя три основных компонента.
Первый. Должен включать данные об:
- участниках внешнеэкономической деятельности Республики Башкортостан (реестр отечественных производителей с их бизнес-возможностями и бизнес-предложениями);
- экспортном потенциале республики;
- импортных потребностях республики;
- международных соглашениях;
- экспортно-импортных контрактах и других сделках, заключенных участниками внешнеэкономической деятельности;
- инвестиционных программах и инвестиционных проектах;
- законодательстве Российской Федерации и Республики Башкортостан о внешнеэкономической деятельности и т.д.
Информационная база должна содержать сведения:
- о крупнейших зарубежных производителях продукции;
- об экономическом и финансовом положении реальных и потенциальных партнеров по внешнеэкономическим связям;
- о законодательстве иностранных государств и международно-правовых актах, относящихся к сфере внешнеэкономической деятельности;
- о конъюнктуре мирового рынка;
- о ценах на основных рынках по видам продукции и т.д.
Оперативная и качественная обработка и анализ такого количества информации, предполагает создание республиканского информационного банка данных, основанного на международных стандартах накопления и передачи информации. Такую систему целесообразно сформировать при Министерстве внешних связей Республики Башкортостан с созданием центра анализа исследований внешнеэкономической деятельности. В этой связи необходимо провести коренной пересмотр государственной статистики по вопросам внешнеэкономических связей, которая дает крайне ограниченную информацию.
Второй. Необходимо создание республиканского бюджетно-хозрасчетного консалтингового центра по обслуживанию участников внешнеэкономической деятельности, например, при Торгово-промышленной палате республики. Он осуществляет маркетинговые и конъюнктурные исследования, предоставляет по их результатам информационные и консультационные услуги предприятиям, организациям и отдельным предпринимателям.
Третий. Широкая презентация Республики Башкортостан, ее реальных и потенциальных возможностей в международном сообществе. Ее цель - ознакомление общественности и деловых кругов зарубежных стран с республикой. Исходя из этого, целесообразно разработать комплекс программных мероприятий по презентации республики в международном сообществе, положив в ее основу участие в выставочной деятельности регионального и континентального масштабов, в ярмарках, семинарах. Функции по аналитическому и организационному обеспечению выставочной деятельности, участию Республики Башкортостан в выставках, ярмарках, семинарах можно возложить на Торгово-промышленную палату республики. Целесообразно создание координационного комитета по выставочной деятельности под эгидой Министерства внешних связей и Торгово-промышленной палаты республики.
5.3. Организационное обеспечение внешнеэкономической
деятельности Республики Башкортостан
Для повышения эффективности внешнеэкономической деятельности необходимо осуществление ряда организационно-структурных инноваций.
Первое. Целесообразно наделение полномочного Представительства Республики Башкортостан в Российской Федерации следующими дополнительными функциями:
- участие в разработке и внедрении новых форм внешнеэкономических связей республики;
- координация и помощь в исследовании международного маркетинга по интересующим республику проблемам совместно с участием зарубежных научно-исследовательских центров;
- участие в работе по привлечению иностранных инвестиций в экономику республики;
- решение оперативных вопросов Министерства внешних связей Республики Башкортостан в Москве;
- оказание консалтинговых и представительских услуг субъектам внешнеэкономической деятельности республики.
Второе. Принципиально важное значение имеет банковское обеспечение внешнеэкономической деятельности Республики Башкортостан. Эту функцию можно было бы возложить на один из банков республики, которому в данном случае будут необходимы прямые корреспондентские связи с зарубежными банками, их филиалами в странах СНГ и интегрирование в международную банковскую систему. Основными дополнительными функциями данного банка являлись бы:
- обслуживание экспортно-импортных операций;
- контроль за расходованием валютных средств;
- обслуживание зарубежных инвестиций, кредитов и прочих иностранных вложений;
- страхование собственными активами участников внешнеэкономической деятельности;
- аккумулирование свободных валютных средств предприятий, организаций и населения.
Учредителями такого банка могли бы выступить Кабинет Министров Республики Башкортостан, Национальный и наиболее крупные коммерческие банки, а также иностранные инвесторы.
Третье. В целях повышения конкурентоспособности производимых предприятиями республики товаров и услуг существует потребность в сертификации продукции и производств по ее изготовлению на основе международных стандартов. Данную работу по сертификации и стандартам можно возложить на Башкирский центр стандартизации и метрологии, в котором можно было бы сосредоточить необходимую информацию по стандартам, а главная его функция состояла бы в оперативной оценке качества продукции, выпускаемой предприятиями республики.
Четвертое. Рассмотреть вопрос об открытии за рубежом сети торгово-экономических представительств Республики Башкортостан.
Наиболее приемлемой формой является создание в республике отраслевых союзов экспортеров и организация совместных с ними представительств в странах, представляющих интерес для Республики Башкортостан.
Пятое. Важной мерой организационного обеспечения деятельности участников внешнеэкономических связей является формирование самостоятельной системы независимой экспертизы контрактов, соглашений и инвестиционных проектов, осуществляемых за счет республики и (или) гарантии Правительства республики.
Шестое. Плодотворное внешнеэкономическое сотрудничество невозможно без создания системы быстрой и надежной связи с любым регионом мира. Республике необходимо изыскать финансовые ресурсы для создания такой системы и обеспечивать на коммерческой основе каналами круглосуточной международной связи иностранных и отечественных участников внешнеэкономической деятельности, действующих на ее территории.
5.4. Кадровое обеспечение внешнеэкономической деятельности
Республики Башкортостан
Развитие внешнеэкономической деятельности Республики Башкортостан невозможно без наличия высококвалифицированных кадров в данной области. В связи с этим представляется необходимым предпринять ряд мер по подготовке кадрового потенциала внешнеэкономической деятельности республики. Целесообразно осуществить такие меры по следующим направлениям:
- ввести в отдельных вузах специализацию по внешнеэкономическому законодательству и внешнеэкономической деятельности и, в первую очередь, на юридическом и экономическом факультетах Башгосуниверситета, а также в Академии управления;
- создать систему повышения квалификации и переподготовки кадров по внешнеэкономической деятельности в Башгосуниверситете, Академии управления, других вузах республики;
- направлять молодые перспективные кадры на учебу в известные российские центры, готовящие кадры для внешнеэкономической деятельности (прежде всего такие как Дипломатическая Академия МИД РФ, Академия внешней торговли МВЭС РФ), в том числе и на коммерческих условиях;
- регулярно направлять специалистов, отобранных на основе открытого конкурса, в зарубежные университеты для продолжения учебы по специальностям внешнеэкономического профиля за счет средств, выделяемых целевым назначением Валютным фондом Республики Башкортостан;
- организовать стажировки сотрудников Министерства внешних связей Республики Башкортостан и других организаций, участвующих во внешнеэкономической деятельности, в зарубежных компаниях, банках, научно-исследовательских центрах и т.д.
- включать в соглашения с иностранными фирмами, банками и другими партнерами по внешнеэкономической деятельности обязательства с их стороны финансировать учебу или стажировку специалистов республики в стране пребывания фирмы, банка и т.д.;
- рекомендовать предприятиям с иностранным капиталом периодически направлять своих сотрудников на учебу и стажировки в зарубежные страны за счет средств предприятия;
- приглашать в республику зарубежных преподавателей и специалистов для обучения кадров по различным аспектам внешнеэкономической деятельности.
6. Этапы интеграции Республики Башкортостан в мировую
экономику
На основе изложенных основных принципов и задач Концепции внешнеэкономической деятельности следует выделить следующие этапы интеграции Республики Башкортостан в мировую экономику.
Первый этап:
- заключение соглашения с Российской Федерацией о разграничении полномочий в области внешнеэкономических связей;
- разработка типовых пакетов документов по развитию отношений Республики Башкортостан с зарубежными странами;
- опираясь на сложившийся экономический потенциал республики, ее географическое положение, политическую линию, культурные и национальные связи, экспортно-импортные отношения определить очередность и приоритетные направления налаживания постоянных внешнеэкономических связей с зарубежными странами;
- на основе разработанного пакета соглашений и установленной очередности их реализации провести организационную работу по установлению внешнеэкономических связей с зарубежными странами.
Второй этап:
В разрезе заключения межправительственных соглашений с зарубежными странами развернуть работу по расширению сотрудничества в области внешнеэкономической деятельности:
- организация выставок, деловых встреч, научно-практических конференций, презентаций экономического и культурного потенциалов пришедших к соглашению сторон на их территориях;
- при необходимости взаимный обмен представительствами на территории сторон, заключивших соглашения;
- разработка пакетов экономических соглашений с обозначением в них льгот и преимуществ генеральной линии и приоритетов внешнеэкономических связей между сторонами, в разрезе которых такие связи субъектов внешнеэкономической деятельности упрощались бы и поощрялись бы на государственном уровне;
- выделение из пакета экономических соглашений генеральных линий взаимодействия и приоритетных тем, создание детально проработанных механизмов долгосрочного сотрудничества между сторонами, конкретными субъектами взаимоотношений, по конкретным темам и направлениям деятельности.
* Общие приоритеты структурной перестройки экономики определены решениями Правительства Республики Башкортостан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указ Президента Республики Башкортостан от 4 марта 1996 года N УП-130 "О Концепции внешнеэкономической деятельности Республики Башкортостан"
Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания
Текст Указа опубликован в "Ведомостях Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан", N 10 (52), октябрь 1996 г., ст. 703