Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан
от 4 апреля 1997 г. N 65
"Об утверждении Временного положения о порядке обращения
взыскания на имущество организаций, не выполняющих
обязанности по платежам в бюджет и государственные
внебюджетные фонды Республики Башкортостан"
Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 9 апреля 2002 г. N 100 настоящее постановление признано утратившим силу
Во исполнение Указа Президента Республики Башкортостан от 23 декабря 1996 года N УП-873 "О мерах по сокращению недоимок по налогам и иным обязательным платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды Республики Башкортостан" Кабинет Министров Республики Башкортостан постановляет:
Утвердить Временное положение о порядке обращения взыскания на имущество организаций, не выполняющих свои обязанности по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды Республики Башкортостан (прилагается).
Премьер-министр
Республики Башкортостан |
Р.С.Бакиев |
Управляющий Делами
Кабинета Министров
Республики Башкортостан |
Н.З.Гафаров |
Уфа,
4 апреля 1997 года
N 65
Временное положение
о порядке обращения взыскания на имущество организаций,
не выполняющих свои обязанности по платежам в бюджет и
государственные внебюджетные фонды Республики
Башкортостан
(утв. постановлением Кабинета Министров Республики
Башкортостан от 4 апреля 1997 г. N 65)
1. Общие положения
1.1. В соответствии с пунктом 9 статьи 7 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР", Законом Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" и подпунктом "г" пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также на основании Указа Президента Российской Федерации от 14 февраля 1996 г. N 199 "О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций" взыскание с предприятий, учреждений и организаций (далее - должники) задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также пеней за задержку уплаты штрафов и иных санкций за нарушение налогового законодательства Российской Федерации производится органами Государственной налоговой инспекции по Республике Башкортостан (далее - органы налоговой инспекции) в бесспорном порядке, а в случае отсутствия денежных средств на их счетах в банках взыскание обращается на имущество должников (в первую очередь - на наличные денежные средства) в порядке, определяемом действующим законодательством.
1.2. В случае невыполнения должниками обязанностей по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей органам налоговой полиции Российской Федерации (далее - органы налоговой полиции) для выполнения задач, возложенных на них Законом Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции", предоставлено право налагать административный арест на имущество юридических лиц с последующей реализацией этого имущества в установленном порядке.
1.3. Взыскание недоимки может быть обращено только на имущество должника, принадлежащее ему на праве собственности или хозяйственного ведения, а также оперативного управления (за исключением имущества учреждений, финансируемых собственником) независимо от того, где и в чьем фактическом пользовании оно находится.
1.4. Обращение взыскания недоимки на имущество должника не производится, если к моменту принятия решения о таком обращении арбитражным судом возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия или имеются иные исковые заявления, по которым судом вынесено решение, запрещающее ответчику совершать определенные действия.
Если производство по делу о несостоятельности (банкротстве) или иному исковому заявлению должника возбуждено в суде после принятия в установленном порядке решения об обращении взыскания недоимки на имущество должника, процесс обращения взыскания на имущество и его реализация приостанавливаются, а в случае признания предприятия несостоятельным (банкротом) или снятия с должника ареста - прекращаются.
1.5. В случае отсутствия у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, органом налоговой полиции составляется справка-заключение, которая передается в орган налоговой инспекции по месту регистрации данного предприятия для решения вопросов, связанных с банкротством.
1.6. Обращение взыскания недоимки на имущество должника приостанавливается в случаях:
- обжалования им в арбитражном суде постановления о наложении ареста на имущество до вступления решения арбитражного суда в законную силу;
- если арест на имущество наложен судом - до снятия ареста;
- если принято решение в установленном порядке о предоставлении отсрочки, рассрочки в уплате налогов и (или) сумм штрафных санкций - до окончания отсрочки или рассрочки.
2. Подготовка к принятию решения об обращении взыскания
недоимки на имущество
2.1. Основанием для принятия решения органом налоговой инспекции об обращении взыскания недоимки на имущество должника является:
- выписка из лицевого счета должника с указанием задолженности по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды;
- отметка или справка банка о неуплате налогов (задолженностей) ввиду отсутствия средств на расчетных (текущих), валютном, депозитном счетах должника.
2.2. При наличии оснований для обращения взыскания недоимки на имущество должнику направляется письменное требование о погашении недоимки. Требование подписывается начальником органа налоговой инспекции (или его заместителем) и вручается руководителю организации-должника или уполномоченному лицу под роспись или направляется заказной корреспонденцией с уведомлением о вручении.
2.3. По материалам налоговой инспекции органом налоговой полиции проводятся мероприятия, направленные на:
- установление фактического местонахождения должника, его руководителя;
- установление наличия движимого и недвижимого имущества, принадлежащего должнику, его местонахождения;
- определение возможных источников поступления в кассу предприятия наличных денежных средств;
- определение источника поступлений денежных средств.
2.4. Требования п.п. 2.1, 2.2, 2.3 распространяются на органы налоговой полиции при подготовке к принятию решений по самостоятельным проверкам.
3. Принятие решения об обращении взыскания недоимки на
имущество
3.1. Решение об обращении взыскания недоимки на имущество должника принимается органом налоговой инспекции в лице начальника (заместителя) госналогинспекции по району, городу, району в городе по месту постановки должника на учет не позднее 5 дней со дня вручения должнику требования о погашении недоимки или руководителем (заместителем) органа налоговой полиции по самостоятельным проверкам путем принятия мотивированного постановления.
Постановление оформляется в 2-х экземплярах. В случае, если принимается решение об обращении взыскания недоимки на имущество филиалов и других структурных подразделений, расположенных на территории, контролируемой другим органом налоговой инспекции, оформляется третий экземпляр, который направляется в орган налоговой инспекции (через Государственную налоговую инспекцию по Республике Башкортостан) по месту нахождения филиалов и структурных подразделений должника для исполнения решения об изъятии его имущества.
3.2. В постановлении, которое направляется в орган налоговой полиции, должно содержаться предложение этому органу о необходимости наложения административного ареста на имущество должника. В постановлении также указываются:
- дата и время составления постановления;
- порядковый номер;
- полное наименование предприятия, его юридический адрес и номера телефонов, фамилия, имя, отчество руководителя;
- сведения об имеющейся задолженности по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды;
- указание на отсутствие средств на счетах должника.
3.3. Решение о производстве административного ареста оформляется распоряжением начальника или заместителя начальника органа налоговой полиции с уведомлением органа налоговой инспекции.
3.4. Распоряжение содержит:
- порядковый номер, дату и место составления, наименование органа налоговой полиции;
- наименование предприятия, на имущество которого накладывается административный арест;
- должность и звание лица, утвердившего распоряжение;
- номер и дату постановления органа налоговой инспекции об обращении взыскания недоимки на имущество.
В распоряжении делается отметка о вручении его копии руководителю организации-должника.
Копия распоряжения заверяется гербовой печатью органа налоговой полиции.
3.5. Постановление о наложении административного ареста на имущество должника и распоряжение о производстве административного ареста данного имущества действуют до полного погашения недоимки должника.
4. Порядок реализации принятого решения об обращении
взыскания недоимки на имущество должника
4.1. Административный арест на имущество должника налагается не позднее месячного срока со дня вручения должнику требования о погашении недоимки.
В отдельных, не терпящих отлагательства случаях, либо при наличии оснований предполагать возможное сокрытие должником имущества при получении им письменного требования о погашении задолженности административный арест налагается одновременно с вручением должнику письменного требования о погашении задолженности.
4.2. Уполномоченные для производства административного ареста сотрудники органов налоговой полиции при обязательном участии сотрудников органов налоговой инспекции обязаны вручить руководителю организации-должника, присутствующему при аресте, копию распоряжения о производстве ареста и предъявить свои служебные удостоверения, а также разъяснить всем участвующим в производстве ареста их права и обязанности.
4.3. Реализация принятого решения включает в себя:
- обращение взыскания на наличные денежные средства (в том числе в иностранной валюте);
- обращение взыскания на любые виды иного имущества (при отсутствии или недостаточности наличных денежных средств, в том числе иностранной валюты).
4.4. Обязательному изъятию подлежат:
- денежная наличность, находящаяся в кассе предприятия;
- наличность, которая обнаружена независимо от места хранения, но значащаяся по бухгалтерским, кассовым и иным документам налогоплательщика.
Эта денежная наличность, принадлежащая должнику, изымается немедленно по ее представлении или обнаружении независимо от его согласия для обращения на возмещение недоимки.
В остальных случаях обнаруженная денежная наличность подлежит изъятию только при согласии руководителя организации-должника и при отсутствии заявлений лиц, присутствующих при изъятии, о принадлежности им или другим лицам обнаруженной денежной наличности.
4.5. В случае уклонения руководителя организации-должника от добровольного представления наличных денежных средств сотрудник органа налоговой полиции проводит обследование производственных, складских, торговых и иных помещений, используемых для извлечения доходов, с целью их обнаружения в соответствии с требованиями пункта 5 статьи 14 Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции".
4.6. В случае воспрепятствования сотруднику органа налоговой полиции со стороны руководителя организации-должника необследованные помещения, сейфы опечатываются печатью органа налоговой полиции и принимаются им под охрану с последующим применением к указанному должностному лицу мер, предусмотренных пунктом 20 статьи 11 Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции".
4.7. Результаты обследований или факты воспрепятствования законной деятельности сотрудников органа налоговой полиции документируются путем составления протокола, который подписывается сотрудником органа налоговой полиции, сотрудником органа налоговой инспекции (если последний принимал участие в производстве ареста), руководителем организации-должника и двумя представителями общественности.
4.8. В протокол вносится заявление руководителя организации-должника, связанное с производством обследования, а при его отказе подписать протокол делается отметка об этом в протоколе, удостоверяемая подписями представителей общественности.
4.9. Изъятая денежная наличность в тот же день сдается в банк для зачисления в соответствующий бюджет (причем денежные средства в рублях могут быть перечислены в банк почтовым переводом, оплата почтовых расходов производится за счет денежных средств, изъятых у должника).
При невозможности сдачи или почтового перевода наличности в банк в течение дня изъятия она принимается органом налоговой полиции на ответственное хранение, о чем делается соответствующая отметка в акте изъятия денежной наличности, но в ближайший рабочий день банка (почтового отделения) она сдается в одно из названных учреждений.
4.10. Обращение взыскания на имущество допускается только при отсутствии или недостаточности у должника наличных денежных средств.
Стоимость имущества, подлежащего административному аресту, определяется исходя из суммы задолженности, числящейся за должником, расходов по обращению взыскания и вознаграждения уполномоченной организации за реализацию арестованного имущества.
4.11. Административный арест имущества заключается в производстве его описи и объявлении запрета им пользоваться и распоряжаться.
Должник вправе пользоваться основными средствами производственного назначения только на условиях, установленных существующим законодательством.
4.12. Опись имущества оформляется актом описи и административного ареста, составляемым сотрудником органа налоговой полиции, с оценкой имущества, в необходимых случаях - с участием независимых экспертов (специалистов), на основании данных бухгалтерского учета должника, учитывающих первоначальную стоимость и степень износа имущества, а также на основании имеющихся данных о состоянии рыночной конъюнктуры.
Акт описи и административного ареста должен содержать ссылку на распоряжение о производстве административного ареста имущества (с указанием даты и номера распоряжения), во исполнение которого он составлен. Без такой ссылки акт считается недействительным.
В акте описи и административного ареста в обязательном порядке делается отметка о разъяснении руководителю организации-должника его прав по обжалованию действий сотрудника органа налоговой полиции, связанных с наложением ареста на имущество.
Руководитель организации-должника своей подписью подтверждает факт разъяснения таких прав.
4.13. При обращении взыскания недоимки на имущество должника соблюдается следующая очередность описи и ареста имущества:
- в первую очередь определяется и описывается имущество, непосредственно не участвующее в производственном цикле (ценные бумаги, валютные ценности, легковой автотранспорт, предметы дизайна офисов и другое);
- во вторую очередь - готовая продукция (товары), а также иные материальные ценности, непосредственно не участвующие и не предназначенные для непосредственного участия в производстве;
- в третью очередь - объекты недвижимого имущества, а также сырье и материалы, станки, оборудование, другие основные средства, предназначенные для непосредственного участия в производстве;
- в четвертую очередь - имущество, переданное другим лицам по договору аренды, займа, проката или иным договорам после принятия мер по их расторжению.
4.14. При наложении административного ареста на принадлежащее должнику имущество, третьей или четвертой очереди орган налоговой полиции в 3-дневный срок после осуществления ареста имущества должника направляет в Республиканское управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете Республики Башкортостан по управлению государственной собственностью уведомление о произведенном аресте имущества должника с приложением сведений о составе и стоимости имущества, на которое наложен арест, а также о сумме требований взыскателя.
Копия такого уведомления подлежит направлению в налоговый орган, контролирующий осуществление должником платежей в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, в 3-дненный срок после ареста имущества должника.
По получении копии уведомления о произведенном аресте имущества должника налоговый орган, контролирующий осуществление должником платежей в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, в недельный срок со дня получения уведомления представляет в Республиканское управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете Республики Башкортостан по управлению государственной собственностью следующие документы:
- справку о суммах задолженности должника перед бюджетами и государственными внебюджетными фондами и наложенных штрафных санкций, установленных на последний отчетный период, предшествующий аресту имущества должника;
- копию бухгалтерского отчета должника за последний отчетный период с отметкой органа налоговой инспекции;
- иные материалы, необходимые для возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) по форме, устанавливаемой Республиканским управлением по делам с несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете Республики Башкортостан по управлению государственной собственностью.
4.15. В производстве административного ареста для участия в оценке имущества должника с учетом конъюнктуры рынка могут быть привлечены на договорных началах в качестве независимых экспертов бухгалтеры, товароведы, инженеры, специалисты по маркетингу, антиквары и другие компетентные специалисты, аттестованные и имеющие лицензию, с оплатой их труда по установленным по основному месту их работы ставкам за счет средств, которые будут получены от реализации имущества должника.
4.16. Ценные бумаги, валютные ценности, ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, антиквариат, произведения живописи и скульптуры (подлинники), будучи подвергнутыми административному аресту, оцениваются органами налоговой полиции при обязательном участии специалистов экспертов, привлекаемых по постановлениям этих органов о назначении экспертизы, и изымаются сотрудниками органов налоговой полиции незамедлительно после ареста с последующей (в течение 3 суток) сдачей на ответственное хранение в банк, за исключением предусмотренных законодательством случаев, когда ценности подобного рода подлежат сдаче в музей или иное специализированное учреждение, обеспечивающее надлежащие условия их хранения.
Изъятые ценности вносятся в акт описи и административного ареста и в акт изъятия ценностей с обязательным указанием индивидуальных признаков (форма, цвет, вес и т.п.).
4.17. Акт описи и административного ареста подписывается лицом, его составившим, а также руководителем или заместителем руководителя организации - должника, лицом (представителем лица), в чьем временном законном пользовании находится имущество, и другими участвующими в его составлении лицами (в том числе сотрудником органа налоговой инспекции, если он уполномочен участвовать в производстве административного ареста имущества), которые вправе письменно изложить свое особое мнение по содержанию описи. Отказ указанных лиц, кроме составителя акта описи, от его подписания и от письменного изложения причин отказа от подписи фиксируется в конце акта описи.
4.18. Акт описи и административного ареста согласовывается с руководителем или заместителем руководителя органа налоговой инспекции, контролирующего осуществление должником платежей в бюджеты и государственные внебюджетные Фонды, и утверждается руководителем или заместителем руководителя органа налоговой полиции, принявшего решение о производстве административного ареста имущества.
4.19. Акт описи и административного ареста составляется в четырех экземплярах:
первый - остается в органе налоговой полиции и предъявляется по требованию органов, которые рассматривают жалобы об административном аресте имущества;
второй - передается органу налоговой инспекции, принявшему решение об обращении взыскания на имущество должника;
третий - вручается руководителю организации-должника под расписку, о чем делается отметка сотрудником органа налоговой полиции в самом акте. В случае отказа руководителя организации-должника дать расписку в получении акта описи и административного ареста данный факт фиксируется в первом экземпляре акта и подписывается представителями общественности, присутствующими при его составлении;
- четвертый - передается организации, принимающей на себя обязанность по реализации арестованного имущества.
4.20. Орган налоговой полиции организует и контролирует реализацию арестованного имущества организаций-должников.
5. Хранение имущества, подвергнутого административному
аресту
5.1. Хранение имущества, подвергнутого административному аресту, осуществляется самим должником на условиях, установленных в решении о наложении административного ареста, с возложением на соответствующих руководителей организации-должника ответственности за сохранность имущества в соответствии со ст. 376 ГПК РСФСР.
5.2. В случае отказа руководителя организации-должника от приема арестованного имущества на ответственное хранение оно принимается под охрану органом налоговой полиции за счет средств, полученных от реализации арестованного имущества должника.
6. Изъятие имущества, подвергнутого административному
аресту
6.1. Изъятие подвергнутого административному аресту имущества должника в возмещение задолженности при отсутствии у него денежных средств допускается в случае передачи имущества должника организации, принимающей на себя обязанность по его реализации.
6.2. Изъятие и передача движимого имущества, подвергнутого административному аресту, для реализации производятся органом налоговой полиции, наложившим этот арест, согласно произведенной описи на сумму задолженности, оставшейся невозмещенной на день реализации, и оформляется двусторонним актом передачи.
6.3. Изъятие недвижимого имущества и в отдельных случаях громоздкого движимого имущества оформляется путем включения его в опись предписания о запрещении должнику пользоваться и распоряжаться им, удостоверяемого подписями составителя описи и представителя должника. Здания, строения и сооружения, относящиеся к этому имуществу, опечатываются печатью органа, наложившего административный арест.
7. Порядок реализации имущества
7.1. Реализация недвижимого имущества, объектов незавершенного строительства, акций производится в соответствии с настоящим Положением соответствующими комитетами по управлению собственностью на открытых торгах.
В качестве стороны, принимающей иное имущество для реализации, могут быть торговые или другие предприятия соответствующего профиля, а также граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Реализация имущества должника осуществляется на комиссионных началах в соответствии с договором, заключаемым органом, осуществившим арест, с уполномоченной организацией.
7.2. В указанном договоре определяются условия реализации имущества, приводится перечень имущества, подлежащего продаже, которое должно соответствовать указанному в описи, указывается размер комиссионного вознаграждения, обязанности сторон по возмещению расходов, понесенных торговым предприятием при исполнении договора (например, по транспортировке имущества).
7.3. Торговому предприятию, принимающему имущество должника к реализации, представитель органа налоговой полиции вручает четвертый экземпляр акта описи и административного ареста имущества или заверенную в установленном порядке копию, если торговых предприятий несколько, с учетом внесения должником платежей по возмещению недоимок, влияющих на перечень имущества, подлежащего реализации.
7.4. Реализация имущества производится торговым предприятием по ценам не ниже указанных в акте описи и административного ареста имущества либо по ценам, установленным в результате проведения переоценки стоимости имущества с учетом рыночной конъюнктуры и фактического состояния имущества.
7.5. Выручка от реализации имущества должна сдаваться торговым предприятием в банк в установленные для сдачи общей выручки сроки с выделением ее в составе выручки по ведомости отдельной строкой. Торговое предприятие через каждые две недели уведомляет орган налоговой полиции и орган налоговой инспекции о реализованном имуществе (со ссылкой на порядковые номера акта описи и административного ареста имущества).
7.6. Банк не позднее 3-дневного срока со дня поступления выручки на расчетный счет должника уведомляет об этом налоговый орган, который, в свою очередь, обеспечивает передачу банку поручения должника о перечислении денежных средств в пределах недоимки в соответствующий бюджет или государственный внебюджетный фонд, а также о перечислении соответствующей суммы выручки на счет органа налоговой полиции в возмещение понесенных издержек (согласно представленным должнику документам).
Задержка банком передачи такого уведомления и выполнения поручения о перечислении соответствующих сумм в бюджеты и внебюджетные фонды, а также на счет органа налоговой полиции влечет его ответственность в соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
7.7. Оценка рыночной стоимости имущества должника производится экспертной комиссией (экспертом), привлеченной органом, производящим наложение ареста на имущество.
7.8. Организация торгов по продаже арестованного имущества осуществляется в форме открытого аукциона в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7.9. Правом организации аукционных продаж арестованного имущества обладают юридические лица, уполномоченные на то органом, осуществлявшим наложение ареста на имущество, и имеющие соответствующее разрешение (лицензию) на выполнение такого вида деятельности.
Реализация арестованного имущества должника осуществляется до полного погашения недоимки.
8. Распределение сумм, вырученных от реализации имущества
должников
Денежные средства, вырученные от реализации арестованного имущества, за исключением суммы вознаграждения за оказание услуг по продаже и суммы издержек обращения по реализации арестованного имущества, начисленных в установленном порядке, перечисляются в соответствующие бюджеты или внебюджетные фонды.
Средства, оставшиеся после указанных выплат, зачисляются на счета должника.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 4 апреля 1997 г. N 65 "Об утверждении Временного положения о порядке обращения взыскания на имущество организаций, не выполняющих обязанности по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды Республики Башкортостан"
Текст постановления (без приложения) опубликован в "Ведомостях Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан", N 10 (64), октябрь 1997 г., ст. 696
Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 9 апреля 2002 г. N 100 настоящее постановление признано утратившим силу