Распоряжение Кабинета Министров Республики Башкортостан
от 29 января 1997 г. N 74-р
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 7 мая 1996 года N 162 "О республиканской комплексной программе "Экологическая безопасность Республики Башкортостан" на период 1996-2000 гг.":
1. Утвердить прилагаемую Целевую программу создания и развития сети особо охраняемых природных территорий в Республике Башкортостан на 1997-2000 годы.
2. Реализацию Целевой программы создания и развития сети особо охраняемых природных территорий в Республике Башкортостан на 1997-2000 годы осуществить в порядке и пределах средств, предусмотренных республиканской комплексной программой "Экологическая безопасность Республики Башкортостан" на период 1996-2000 гг.
Премьер-министр
Республики Башкортостан |
Р.С.Бакиев |
Целевая программа создания и развития сети особо охраняемых
природных территорий в Республике Башкортостан на 1997-2000
годы
Содержание
Паспорт Целевой программы создания и развития сети особо охраняемых
природных территорий в Республике Башкортостан на 1997-2000 годы
I. Современное состояние особо охраняемых природных территорий Рес-
публики Башкортостан
II. Цели, задачи и этапы реализации Целевой программы создания и
развития сети особо охраняемых природных территорий в Республике
Башкортостан на 1997-2000 годы (далее - Программа)
III. Научно-методическое, информационное обеспечение деятельности в
особо охраняемых природных территориях. Эколого-воспитательная
работа
IV. Организация государственного управления и государственного конт-
роля за деятельностью особо охраняемых природных территорий
V. Взаимодействие и сотрудничество органов государственной власти,
природоохранных и научных учреждений, общественных объединений в
области организации и функционирования особо охраняемых природ-
ных территорий
VI. Социально-экономическое и экологическое значение реализации
Программы
Паспорт Целевой программы создания и развития сети особо
охраняемых природных территорий в Республике Башкортостан
на 1997-2000 годы
Наименование Программы |
Целевая программа создания и развития сети особо охраняе- мых природных территорий в Республике Башкортостан на 1997-2000 годы |
Решение о разработке Программы |
Указ Президента Российской Федерации от 10 октября 1995 г. N 1032 "О Федеральной целевой программе государствен- ной поддержки государственных природных заповедников и национальных парков на период до 2000 года" |
Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 7 мая 1996 г. N 162 "О республиканской комплексной программе "Экологическая безопасность Республики Башкор- тостан" на период 1996-2000 гг. |
|
Заказчик Программы |
Министерство по чрезвычайным ситуациям и экологической безопасности Республики Башкортостан |
Разработчик Программы |
Управление особо охраняемых природных территорий и расти- тельных ресурсов Министерства по чрезвычайным ситуациям и экологической безопасности Республики Башкортостан |
Цели и задачи Программы |
Создание и развитие сети особо охраняемых природных тер- риторий Республики Башкортостан, сохранение биологическо- го разнообразия, типичных и уникальных природных ландшаф- тов, охрана объектов природного и культурного наследия на особо охраняемых природных территориях, усиление социаль- ной защиты работников особо охраняемых природных террито- рий, повышение эколого-социально-экономического значения особо охраняемых природных территорий в Республике Башкортостан |
Сроки и этапы реализации Программы |
I этап: 1997-1998 годы, II этап: 1999-2000 годы |
Исполнители мероприятий Программы |
Министерство по чрезвычайным ситуациям и экологической безопасности Республики Башкортостан |
Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан | |
Академия наук - Республики Башкортостан | |
Органы исполнительной власти | |
Источники финансирования Программы |
Консолидированный бюджет Республики Башкортостан и другие источники в соответствии с законодательством Республики Башкортостан и Российской Федерации |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Сетью особо охраняемых природных территорий федерального и республиканского значения будут охвачены природные зоны на территории Республики Башкортостан, что явится состав- ной частью выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции о биологическом разнообразии от 5 июня 1992 года |
Контроль за выполнением Программы |
Контроль за исполнением мероприятий Программы осуществля- ет Кабинет Министров Республики Башкортостан, министерст- во по чрезвычайным ситуациям и экологической безопасности Республики Башкортостан по данным статистической отчет- ности, материалам выборочных обследований и экспертных оценок |
I. Современное состояние особо охраняемых природных
территорий Республики Башкортостан
Система особо охраняемых природных территорий Республики Башкортостан включает в себя государственные природные заповедники, национальные и природные парки, государственные природные заказники, памятники природы. Общая площадь особо охраняемых природных территорий (ООПТ) Республики Башкортостан составляет 834,4 тыс.га, или 5,81% общей территории республики.
Распределение особо охраняемых природных территорий по категориям и профилю приведено в таблице 1.
Таблица 1
N N п/п |
Категории и профиль особо охраняемых природных территорий |
Коли- чество |
Площадь (га) |
В % к общей площади ООПТ |
1. | Государственные природные заповед- ники, всего из них: "Башкирский" "Шульган-Таш" "Южно-Уральский" |
3 |
327,1 49,6 22,5 255,0 |
39,2 5,9 2,7 30,6 |
2. | Национальные парки, всего из них: "Башкирия" "Аслы-Куль" природный парк "Кандры-Куль" |
3 | 145,5 92,0 45,0 8,5 |
17,4 11,0 5,4 1,0 |
3. | Государственные природные заказники, всего |
27 |
333,6 |
40,0 |
4. | Памятники природы, всего | 146 | 28,2 | 3,4 |
Итого: | 839,2 | 100 |
Примечания:
площади национального и природного парков "Аслы-Куль" и "Кандры-Куль" - проектируемые;
площади памятников природы приведены только по объектам, находящимся в ведении Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан.
Сложившаяся к началу 1997 года структура особо охраняемых природных территорий в Республике Башкортостан показывает, что на долю государственных природных заповедников приходится 39% общей площади ООПТ, национальных парков - 17%, природных парков - 1%, государственных природных заказников - 40%, памятников природы - 3%.
Не переведены пока в категорию ООПТ зеленые зоны городов и поселков (около 300 тыс.га), санаторно-курортные, водоохранные зоны (более ЗОО тыс.га).
Создание и развитие ООПТ в республике до 1997 года осуществлялись в основном с учетом предложений местных органов власти, общественных организаций, по результатам обследования и научного обоснования необходимости создания той или иной территории, без взаимной увязки их на основе принципов системного и комплексного подхода в единую природоохранную систему.
Несмотря на накопленный положительный опыт в создании природно-заповедного фонда, до сих пор не разработаны четко обозначенные концептуальные направления и подходы к созданию и развитию сети ООПТ Республики Башкортостан с учетом мирового и отечественного опыта, а также не осуществлены проектно-изыскательские и научно-исследовательские разработки по составлению Генеральной схемы развития ООПТ в республике, рассчитанной на ближайшие 10-20 лет.
Обследования и проверки состояния государственных природных заповедников, государственных природных заказников и памятников природы в 1995-1996 гг. выявили серьезные проблемы и недостатки, побуждающие к принятию специальной программы развития ООПТ на ближайшие годы.
Основными проблемами, требующими решения в рамках настоящей Программы, являются:
- отсутствие концептуальных и системных программ по организации сети ООПТ в Республике Башкортостан;
- отсутствие подзаконных и нормативных актов, призванных обеспечить реализацию Закона "Об особо охраняемых природных территориях в Республике Башкортостан", принятого 31 июля 1995 года;
- неудовлетворительные финансирование и материально-техническое обеспечение ООПТ;
- высокий процент износа основных, производственных и жилищных фондов заповедников и национальных парков;
- недостаточная финансовая обеспеченность научно-исследовательских работ в заповедниках и слабое научно-методическое руководство со стороны научных учреждений Республики Башкортостан и Российской Федерации;
- низкий уровень мониторинговых исследований вследствие отсутствия системы и программ регионального и республиканского мониторинга состояния окружающей природной среды;
- отсутствие кадастра особо охраняемых природных территорий;
- слабые научные, информационные и партнерские связи в системе ООПТ Республики Башкортостан;
- недостаток печатной и видеопродукции по вопросам деятельности ООПТ;
- неурегулированность земельных, правовых, имущественных и иных отношений между ООПТ и организациями, расположенными в их границах;
- нечеткая регламентация и многочисленные факты нарушения охранного режима по зонам в особо охраняемых природных территориях;
- неудовлетворительное документальное и натурное оформление государственных природных заказников и памятников природы, отсутствие администраций, инспекторов государственных природных заказников;
- утрата ряда памятников природы из-за неосуществления охранных мероприятий.
II. Цели, задачи и этапы реализации Программы, источники
финансирования
1. Разработка и утверждение Целевой программы создания и развития сети особо охраняемых природных территорий в Республике Башкортостан на 1997-2000 годы осуществлены в целях государственной поддержки формирования природно-заповедного фонда республики, и ее реализация в целом направлена на ландшафтно-экологическое обеспечение устойчивости социально-экономического развития Республики Башкортостан.
Основные меры государственной поддержки ООПТ призваны обеспечить решение следующих задач:
- адресное выделение финансовых и материальных ресурсов;
- поддержка производственной и социальной инфраструктуры;
- улучшение материально-технического обеспечения;
- выделение целевых финансовых средств на проектно-изыскательские, научно-исследовательские работы, осуществление основной деятельности, решение информационных, мониторинговых и других проблем;
- создание и укрепление службы обслуживания, охраны и научных отделов заповедников и национальных парков;
- содействие в создании экономических, правовых и социальных механизмов стимулирования деятельности;
- предупреждение ситуаций, оказывающих негативное влияние на состояние и деятельность этих территорий и объектов.
Реализацию Программы намечено осуществить в два этапа. На I этапе (1997-1998 гг.) предполагается:
- определить и дать объективную оценку состояния каждой ООПТ и каждого особо охраняемого объекта, наметить план мероприятий по улучшению их состояния;
- обеспечить нормативную правовую и научно-методическую базу функционирования и развития сети ООПТ в республике;
- разработать концептуальные направления организации сети ООПТ Республики Башкортостан на основе системного подхода;
- завершить ранее начатые работы по организации ряда ООПТ и осуществление в них проектно-изыскательских и других мероприятий.
На II этапе (1999-2000 гг.) на основе утвержденных Концепции и Генеральной схемы создания и развития ООПТ в республике необходимо разработать систему мер по корректировке и реализации стратегических и тактических планов действий по созданию сети ООПТ. К ним относятся:
- осуществление мероприятий по коренному улучшению и безусловному соблюдению охранного режима, установленного для каждой ООПТ;
- повышение уровня научно-методического руководства деятельностью ООПТ, эффективности и результативности научных исследований и разработок;
- обеспечение внедрения и устойчивого функционирования мониторинга ООПТ;
- создание и укрепление организационных структур, обеспечивающих устойчивую и эффективную деятельность ООПТ, координацию и четкое взаимодействие инспекторского и научного потенциала в области развития ООПТ;
- проведение комплекса мер, обеспечивающих повышение уровня защиты (экономической, социальной, правовой) работников, занятых в сфере деятельности ООПТ;
- улучшение информационного обеспечения и взаимодействия между ведомствами, учреждениями и организациями, занимающимися вопросами и проблемами развития ООПТ.
Объемы выполняемых работ и финансирование распределяются по-объектно, исходя из мероприятий, включенных в Генеральную схему создания и развития сети ООПТ.
Проектируемая сумма финансирования из бюджета и экологического фонда составит на первом этапе 6,5 млрд.рублей, на втором этапе - 12,5 млрд.рублей.
Дефицит финансовых ресурсов, с одной стороны, необходимость сохранения уникальных природных систем, ландшафтов и объектов, с другой, побуждают к поиску альтернативных решений.
В частности, необходимо придать статус особо охраняемой природной территории особо ценным участкам лесного фонда, содействовать созданию экологических природных резерватов и экологических коридоров, расширять охранные зоны вокруг заповедников, национальных парков и т.д., что в целом сыграет положительную роль в сохранении (без дополнительных финансовых затрат) растительного и животного мира, уникальных и ценных природных территорий, предохранит их от разрушительного антропогенного воздействия.
Необходимо направить на реализацию Программы средства из консолидированного бюджета Республики Башкортостан и других источников в соответствии с законодательством Республики Башкортостан и Российской Федерации. Источники и объемы финансирования могут быть изменены и уточнены при формировании ежегодного бюджета и экологического фонда республики (с учетом индексации цен), а также при возникновении дополнительных затрат, связанных с включением в план новых объектов и работ, не вошедших в настоящую Программу.
III. Научно-методическое, информационное обеспечение
деятельности в ООПТ. Эколого-воспитательная работа
1. Научно-методическую работу в ООПТ намечено развивать на двух уровнях (по двум программам).
Федеральный уровень:
- научно-исследовательские работы осуществляются по федеральной и международным программам, финансируемым как за счет федерального бюджета, так и других источников. Руководство осуществляется научно-исследовательскими учреждениями России.
Республиканский уровень:
- научно-методическое руководство деятельностью ООПТ осуществляется Академией наук Республики Башкортостан, а также научно-исследовательскими подразделениями научно-исследовательских институтов, вузов республики. Работы финансируются из бюджета республики и экологического фонда Республики Башкортостан;
- научно-исследовательские работы на договорных началах осуществляются как научно-исследовательскими организациями, так и научными отделами государственных природных заповедников и национальных парков.
2. Эколого-воспитательная работа в ООНТ направлена на формирование у населения и подрастающего поколения активной жизненной позиции в вопросах охраны природы, воспитания бережного отношения к природной среде, животному и растительному миру, приобретение ими практических знаний по экологии на примере особо ценных природных объектов и территорий. Финансирование осуществляется из средств, выделенных по целевому назначению и предназначенных для реализации соответствующей Программы.
Основными формами работы будут оставаться и в дальнейшем организация и функционирование экологических лагерей, лекционная и экскурсионная работа, курсы по экологии, развитие детских и подростковых экологических движений - "Зеленый патруль", "Юный эколог", "Юный лесовод" и др., проведение экологических слетов и конкурсов.
3. Надежное и устойчивое информационное обеспечение в сфере управления, государственного контроля и функционирования ООПТ является важнейшим средством повышения эффективной деятельности ООПТ и улучшения взаимодействия между ними, а также всеми организациями и учреждениями, занятыми проблемами создания и развития природно-заповедного фонда.
Создаваемая информационная система должна обеспечить:
- сбор, обработку и передачу информации как по вертикальным связям, так и по горизонтальным (информационный обмен между ведомствами и организациями природно-заповедного блока);
- быструю обработку больших массивов информации и надежное их хранение, агрегирование и актуализацию;
- оперативную выдачу информации пользователям по запросам;
- высокую достоверность и актуальность выдаваемой информации.
На II этапе реализации Программы предусматривается создание единой автоматизированной информационно-аналитической системы "Особо охраняемые природные территории Республики Башкортостан" (ИАС ООПТ РБ).
К концу второго этапа должны быть завершены работы по кадастровой оценке природно-заповедного фонда. Будут обработаны материалы научных исследований, проводимых в заповедниках и национальных парках по единой в Российской Федерации программе "Летопись природы". Основные данные "Летописи природы" и результаты научно-исследовательских работ (НИР) вносятся в подсистему "НИР" и архивируются на специальных носителях информации, а по мере изменений - актуализируются.
Данные по кадастровой оценке ООПТ (первичные, агрегированные) и мониторинговая информация собираются, обрабатываются и хранятся в соответствующих подсистемах (базах данных) ИАС ООПТ РБ. Для оценки состояния окружающей среды, кратко- и долгосрочного прогноза изменений на конкретной территории ООПТ, в регионах и в целом по республике будет использован потенциал формируемой сети ООПТ Республики Башкортостан и складывающихся в некоторых категориях ООПТ мониторинговых служб, которые войдут органичной частью в общую систему мониторинговых исследований Республики Башкортостан и Российской Федерации - Единую государственную систему экологического мониторинга (ЕГСЭМ).
IV. Организация государственного управления и государственного
контроля за деятельностью ООПТ
В соответствии с Законом "Об особо охраняемых природных территориях в Республике Башкортостан" государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования ООПТ республики осуществляют Кабинет Министров Республики Башкортостан и специально уполномоченные государственные органы по охране окружающей природной среды.
Особо охраняемые природные территории в соответствии с указанным законом, являясь собственностью Республики Башкортостан, в зависимости от категории могут иметь федеральное и республиканское значение. Государственные природные заповедники и национальные парки, будучи собственностью республики, могут находиться в ведении федеральных и республиканских органов государственной власти.
Управление и контроль за особо охраняемыми природными территориями, находящимися в ведении органов лесного хозяйства, осуществляются Министерством лесного хозяйства, ООПТ местного значения - органами местной власти.
Ведение государственного кадастра ООПТ осуществляют Министерство по чрезвычайным ситуациям и экологической безопасности Республики Башкортостан, а также организации, в чьем ведении находятся особо охраняемые природные территории.
V. Взаимодействие и сотрудничество органов государственной
власти, природоохранных и научных учреждений, общественных
объединений в области организации и функционирования ООПТ
Для успешного функционирования ООПТ важна не только государственная поддержка их деятельности, но и активное участие в процессе их создания общественных организаций и граждан республики.
Общественные организации, юридические лица, пользуясь правом инициативы создания ООПТ, могут оказать действенную помощь в организации, охране, использовании ООПТ, а также оказать финансовую поддержку целевых природоохранных программ по развитию сети ООПТ.
Активное взаимодействие государственных органов управления и контроля природоохранного блока (Министерства по чрезвычайным ситуациям и экологической безопасности Республики Башкортостан, Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан и др.), а также ведущих научно-исследовательских учреждений и вузов позволило бы реализовать принципы системного и комплексного подхода к созданию сети ООПТ, а также организации научных исследований в них.
VI. Социально-экономическое и экологическое значение
реализации Программы
Социальная, экономическая и экологическая эффективность реализации мероприятий, предусмотренных настоящей Программой, заключается в получении как прямых, так и косвенных результатов.
Прямые экономические результаты связаны с природным и рекреационным потенциалом ООПТ и зависимости от категорий. Развитие организованного отдыха и регулируемого туризма (включая и международный) в национальных и природных парках, взимание платы за посещение и пребывание на территории ООПТ, пользование их земельными, водными и другими природными ресурсами позволят в значительной мере сократить в перспективе и возвратить средства, вложенные в развитие ООПТ.
Ограничение хозяйственной деятельности внутри ООПТ и в их охранных зонах, наряду с предусмотренным Законом "Об особо охраняемых природных территориях в Республике Башкортостан" льготным режимом налогообложения хозяйственной деятельности, основанной на природосберегающих принципах, позволит получать экологически чистую сельскохозяйственную продукцию (вследствие запрещения применения вредных веществ, прежде всего ядохимикатов), повысит биологическое разнообразие и продуктивность естественных сообществ и т.д.
Косвенный эффект от реализации Программы будет выражен в оздоровлении природной среды и самого человека, оптимизации социально-экономического развития Республики Башкортостан.
Организуемая сеть ООПТ является одной из основных функциональных структур обеспечения экологической безопасности Республики Башкортостан. Сохранение естественных, уникальных природных ландшафтов, видового разнообразия флоры и фауны, в том числе редких и исчезающих видов растений и животных, имеет неоценимое экологическое, социальное и экономическое значение.
Приложение
к Целевой программе создания и развития сети ООПТ
в Республике Башкортостан на 1997-2000 годы
Объемы финансирования создания и развития сети особо
охраняемых природных территорий (ООПТ) в Республике
Башкортостан на 1997-2000 годы в соответствии
с республиканской комплексной программой "Экологическая
безопасность Республики Башкортостан" на период 1996-2000 гг.
N N п/п |
Направление расходов |
Объем финансирования, млн.руб. (в ценах на 01.01.96 г.) |
||||
1997 | 1998 | 1999 | 2000 | Всего | ||
1. | Обоснование и проектирование новых ООПТ и объектов |
550 | 600 | 450 | 460 | 2060 |
2. | Затраты на создание и обеспе- чение основной деятельности но- вых ООПТ |
550 | 1100 | 1300 | 2950 | |
3. | Финансирование научно-исследо- вательской и научно-практичес- кой деятельности в ООПТ |
325 | 950 | 1000 | 1000 | 3275 |
4. | Капитальные вложения в создание и укрепление научно-производст- венной и социальной базы ООПТ |
445 | 1550 | 2300 | 2450 | 6745 |
5. | Финансирование затрат на осу- ществление мероприятий по улуч- шению состояния и деятельности госзаказников и памятников при- роды |
140 | 200 | 250 | 590 | |
6. | Эколого-просветительская, эко- лого-воспитательная деятельнос- ти в ООПТ |
140 | 160 | 250 | 250 | 800 |
7. | Укрепление научно-исследова- тельской базы и внедрение сис- темы экологического мониторинга в ООПТ, организация работ по ведению государственного кадас- тра ООПТ, кадастров раститель- ных ресурсов, редких и нужда- ющихся в охране растительных сообществ |
400 | 400 | 500 | 550 | 1850 |
8. | Затраты по научно-техническому и информационному обеспечению ООПТ и прочие |
140 | 150 | 200 | 240 | 730 |
Итого: | 2000 | 4500 | 6000 | 6500 | 19000 |
Примечание:
в приложение не включены объемы финансирования:
а) основной деятельности действующих госзаповедников, национальных парков; б) мероприятий по ранее принятым решениям Кабинета Министров Республики Башкортостан и Правительства Российской Федерации по заповедникам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Кабинета Министров Республики Башкортостан от 29 января 1997 г. N 74-р
Текст распоряжения официально опубликован не был