город Уфа
Конституционный Суд Республики Башкортостан в составе Председателя И.Ш.Муксинова, судей Л.Ш.Гумеровой, В.Е.Сафонова, А.Г.Хабибулина,
с участием представителя стороны, направившей запрос в Конституционный Суд Республики Башкортостан, первого заместителя Прокурора Республики Башкортостан Ф.Г.Байкова, представителей Государственного Собрания Республики Башкортостан как стороны, принявшей оспариваемый акт, А.В.Васенина, Р.А.Гибадатова, Э.Г.Мусина, а также приглашенных на заседание секретаря Совета безопасности Республики Башкортостан В.Н.Антипина, заместителя начальника Государственно-правового управления Администрации Президента Республики Башкортостан А.Х.Юламанова, заведующего Отделом правовой работы и административных органов Кабинета Министров Республики Башкортостан Р.Р.Валеева, Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан Б.Т.Тлякбирдина и его заместителя В.А.Акимова, первого заместителя Председателя Высшего арбитражного суда Республики Башкортостан Р.Х.Харисова, Уполномоченного Республики Башкортостан по правам человека Ч.Б.Газизова, заместителя Министра юстиции Республики Башкортостан Р.Х.Кильмякова, председателя Президиума Башкирской республиканской коллегии адвокатов Ш.А.Махмутова, вице-президента Нотариальной палаты Республики Башкортостан Р.И.Евстафьевой,
руководствуясь статьей 134 (пункт 2 части 1) Конституции Республики Башкортостан, пунктом "а" части второй и пунктом "а" части пятой статьи 3, статьями 37, 74, 87, 88 и 89 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан",
рассмотрел в открытом заседании дело о проверке соответствия Конституции Республики Башкортостан и Договору Российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан" (далее - Договор Российской Федерации и Республики Башкортостан) Закона Республики Башкортостан от 29 февраля 1992 года "О действии законов и иных актов законодательства Российской Федерации на территории Республики Башкортостан" (далее - Закон Республики Башкортостан от 29 февраля 1992 года).
Поводом к рассмотрению дела явился запрос Прокурора Республики Башкортостан о проверке соответствия Конституции Республики Башкортостан и Договору Российской Федерации и Республики Башкортостан названного Закона Республики Башкортостан.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Башкортостан и Договору Российской Федерации и Республики Башкортостан оспариваемый заявителем Закон.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Л.Ш.Гумеровой, объяснения представителей сторон, выступления участников заседания, исследовав имеющиеся документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Башкортостан установил:
1. Закон Республики Башкортостан от 29 февраля 1992 года принят на основе постановления Верховного Совета Республики Башкортостан от 25 февраля 1992 года "О мерах по укреплению государственного суверенитета Республики Башкортостан" в целях обеспечения действия законов и иных актов законодательства Российской Федерации на территории Республики Башкортостан в соответствии с Декларацией о государственном суверенитете Башкортостана и Конституцией (Основным Законом) Башкирской ССР.
В результате уточнений, внесенных заявителем в свой запрос на заседании Конституционного Суда Республики Башкортостан, предметом проверки Конституционного Суда Республики Башкортостан по настоящему делу являются положения статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 29 февраля 1992 года.
В статье 1 Закона Республики Башкортостан от 29 февраля 1992 года установлено, что законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, другие акты высших органов государственной власти и управления Российской Федерации, изданные в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми государственными органами и общественными организациями, должностными лицами и гражданами на территории Республики Башкортостан, если они не противоречат Декларации о государственном суверенитете Башкортостана и Конституции (Основному Закону) Башкирской ССР. Этот Закон предоставляет высшим государственным органам Республики Башкортостан право опротестовывать и приостанавливать действие законов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, других актов высших органов государственной власти и управления Российской Федерации, актов министерств, государственных комитетов и ведомств Российской Федерации с последующим сообщением об этом соответственно Верховному Совету, Президенту и Правительству Российской Федерации (статьи 3 и 4).
По мнению заявителя, положения статьи 1 названного Закона Республики Башкортостан, принятого до введения в действие новой Конституции Республики Башкортостан и до подписания Договора Российской Федерации и Республики Башкортостан, не соответствуют статьям 5 и 128 Конституции Республики Башкортостан и статьям 1 и 7 Договора Российской Федерации и Республики Башкортостан.
В соответствии со статьей 2 Закона Республики Башкортостан от 24 декабря 1993 года "О введении в действие Конституции Республики Башкортостан" законы и иные акты органов государственной власти и управления Республики Башкортостан, принятые до вступления в силу новой Конституции Республики Башкортостан, действуют, поскольку они ей не противоречат, и сохраняют свое действие до признания их утратившими силу или до их приведения в соответствие с положениями новой Конституции Республики Башкортостан. Закон Республики Башкортостан от 29 февраля 1992 года не признан утратившим силу и является действующим.
На основании пункта 2 статьи 89 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" юридическая оценка Конституционным Судом Республики Башкортостан статьи 1 указанного Закона, как принятого до вступления в силу Конституции Республики Башкортостан, производится по содержанию норм.
2. Республика Башкортостан есть суверенное демократическое правовое государство, выражающее волю и интересы многонационального народа республики (статья 1 Конституции Республики Башкортостан). Государственный суверенитет Республики Башкортостан есть ее неотъемлемое качественное состояние и распространяется на всю ее территорию в пределах существующих границ (статья 69 Конституции Республики Башкортостан). В совместном ведении Российской Федерации и Республики Башкортостан находятся защита суверенитета и территориальной целостности как Российской Федерации, так и Республики Башкортостан (статья 4 Договора Российской Федерации и Республики Башкортостан).
В соответствии со статьями 5 и 70 Конституции Республики Башкортостан и статьями 1 и 2 Договора Российской Федерации и Республики Башкортостан отношения Республики Башкортостан и Российской Федерации определяются Договором об основах межгосударственных отношений Российской Федерации и Республики Башкортостан, другими двусторонними договорами и соглашениями. Республика Башкортостан сохраняет за собой всю полноту государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории вне компетенции Российской Федерации и полномочий, переданных Республикой Башкортостан Российской Федерации. Обязательными на территории Республики Башкортостан являются законы Российской Федерации, принятые по вопросам, переданным Республикой Башкортостан по Договору в ведение Российской Федерации (статьи 5, 128 Конституции Республики Башкортостан).
Соотношение федеральной и республиканской правовых систем, закрепленное в Конституции Республики Башкортостан и Договоре Российской Федерации и Республики Башкортостан, предопределено Федеративным Договором и Приложением к Федеративному Договору от Республики Башкортостан.
Приложение к Федеративному Договору от Республики Башкортостан предусматривает создание самостоятельной законодательной системы республики, призванной обеспечивать правовое регулирование всех вопросов, кроме тех, которые добровольно переданы соответствующим органам государственной власти Российской Федерации (пункт 4). Именно эта норма является основой статьи 126 Конституции Республики Башкортостан, предусматривающей наличие в Республике Башкортостан самостоятельной системы законодательства.
Приоритетные направления развития системы законодательства Республики Башкортостан определяются в статье 127 Конституции Республики Башкортостан и в постановлении Верховного Совета Республики Башкортостан от 15 июня 1992 года "О системе законодательства Республики Башкортостан".
3. В части первой статьи 7 Договора Российской Федерации и Республики Башкортостан содержится предписание, запрещающее Российской Федерации издавать правовые акты по вопросам, не относящимся к ее ведению. В соответствии со статьей VI Федеративного Договора федеральные органы государственной власти Российской Федерации не могут издавать правовые акты по вопросам, отнесенным к ведению органов государственной власти республики в составе Российской Федерации.
Эти положения являются правовым основанием для установления Республикой Башкортостан порядка и процедуры применения актов федерального законодательства на территории республики и для признания действующим Закона Республики Башкортостан от 29 февраля 1992 года. Статья 1 оспариваемого Закона по своему смыслу содержит в себе возможности закрепления правовых способов преодоления несогласованности между законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Башкортостан.
4. Части вторая и третья статьи 7 Договора Российской Федерации и Республики Башкортостан закрепляют дополнительные правовые средства разрешения споров между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан в связи с изданием нормативных правовых актов, затрагивающих интересы Республики Башкортостан. Органы государственной власти Республики Башкортостан, равно как и федеральные органы государственной власти, вправе опротестовывать законы Российской Федерации и Республики Башкортостан, если они нарушают Договор Российской Федерации и Республики Башкортостан. Споры по осуществлению полномочий органов государственной власти Российской Федерации и Республики Башкортостан, установленных Договором Российской Федерации и Республики Башкортостан, разрешаются в согласованном между ними порядке.
Верховный Совет Республики Башкортостан в постановлении от 29 февраля 1992 года "О введении в действие Закона Республики Башкортостан "О действии законов и иных актов законодательства Российской Федерации на территории Республики Башкортостан" предложил Президиуму Верховного Совета Республики Башкортостан и Совету Министров Республики Башкортостан в двухмесячный срок разработать и представить Верховному Совету Республики Башкортостан проект постановления о порядке рассмотрения вопросов об опротестовании и приостановлении действия на территории Республики Башкортостан оспариваемых актов законодательства Российской Федерации.
В судебном заседании выявлено, что постановление Верховного Совета Республики Башкортостан о порядке рассмотрения вопросов об опротестовании и приостановлении действия на территории Республики Башкортостан законов и иных актов законодательства Российской Федерации, если они противоречат Декларации о государственном суверенитете Башкортостана и Конституции (Основному Закону) Башкирской ССР, не принято.
В постановлении Верховного Совета Республики Башкортостан от 15 июня 1992 года "О системе законодательства Республики Башкортостан" определены полномочия органов государственной власти по принесению протеста и приостановлению актов федерального законодательства: право опротестования и приостановления законодательных актов Российской Федерации и актов Президента Российской Федерации признается за Верховным Советом Республики Башкортостан и Президиумом Верховного Совета Республики Башкортостан; Совету Министров Республики Башкортостан принадлежит право опротестования и приостановления нормативных и иных актов органов управления Российской Федерации (правительства, министерств, государственных комитетов и ведомств Российской Федерации), если они нарушают права и интересы Республики Башкортостан (пункт 4).
Содержание статей 5, 6, 7, 70, 88 (пункт 27) и 103 (пункт 9) Конституции Республики Башкортостан позволяет сделать вывод, что полномочия опротестовывать и приостанавливать акты законодательства Российской Федерации на территории Республики Башкортостан принадлежат Государственному Собранию Республики Башкортостан и Кабинету Министров Республики Башкортостан. Право опротестования и приостановления действия актов государственных органов Российской Федерации на территории Республики Башкортостан Президентом Республики Башкортостан прямо закреплено в самой Конституции Республики Башкортостан (статья 95, пункт 9).
На основании изложенного и руководствуясь частями первой и второй статьи 72, статьями 73, 75, 89 и 90 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", Конституционный Суд Республики Башкортостан постановил:
1. Считать статью 1 Закона Республики Башкортостан от 29 февраля 1992 года "О действии законов и иных актов законодательства Российской Федерации на территории Республики Башкортостан", принятого до введения в действие Конституции Республики Башкортостан 1993 года и до подписания Договора Российской Федерации и Республики Башкортостан, по своему смыслу соответствующей Конституции Республики Башкортостан и Договору Российской Федерации и Республики Башкортостан.
2. Отметить, что Государственному Собранию Республики Башкортостан следует внести в установленном порядке в статью 1 этого Закона редакционные изменения, отвечающие новым положениям Конституции Республики Башкортостан и Договора Российской Федерации и Республики Башкортостан о соотношении федерального и республиканского законодательства.
3. Согласно частям первой и второй статьи 79 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" настоящее Постановление является окончательным, не подлежит опротестованию и обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
4. Согласно статье 78 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" настоящее Постановление подлежит опубликованию в газетах "Известия Башкортостана", "Башкортостан", "Кызыл Тан", "Советская Башкирия" и в "Ведомостях Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан".
Конституционный Суд Республики Башкортостан
N 3-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Башкортостан от 5 февраля 1998 г. N 3-П "По делу о проверке соответствия Конституции Республики Башкортостан и Договору Российской Федерации и Республики Башкортостан от 3 августа 1994 года "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан" статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 29 февраля 1992 года "О действии законов и иных актов законодательства Российской Федерации на территории Республики Башкортостан"
Текст постановления официально опубликован не был