Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Кабинета Министров
Республики Башкортостан
от 20 марта 1995 г.
N 97
Инструкция
о порядке начисления, уплаты, расходования и учета
средств Государственного фонда занятости населения
Республики Башкортостан
I. Общие положения
1.1. Государственный фонд занятости населения Республики Башкортостан создан в соответствии с Законом Республики Башкортостан от 1 апреля 1993 г. "О занятости населения в Республике Башкортостан".
1.2. Государственный фонд занятости населения Республики Башкортостан является государственным внебюджетным фондом и собственностью Республики Башкортостан.
1.3. Фонд в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Башкортостан, Законами Республики Башкортостан, указами и распоряжениями Президента Республики Башкортостан, постановлениями и распоряжениями Правительства Республики Башкортостан, Положением о Государственном фонде занятости населения Республики Башкортостан, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан, от 20 января 1994 г. и настоящей Инструкцией.
1.4. Настоящая Инструкция определяет порядок начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств Государственного фонда занятости населения.
1.5. Плательщиками страховых взносов в Государственный фонд занятости населения являются:
- предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности, в том числе предприятия с иностранными инвестициями;
- иные хозяйствующие субъекты, к которым для целей настоящей Инструкции относятся: крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, предпринимательской деятельностью без образования юридического лица; граждане, занимающиеся в установленном порядке частной практикой (деятельностью), адвокаты, частные детективы, частные охранники, нотариусы, лица творческих профессий, не объединенные в творческие союзы.
1.6. Страховые взносы взимаются по тарифу, размер которого устанавливается законодательством.
1.7. Плательщики освобождаются от уплаты страховых взносов в Государственный фонд занятости населения Республики Башкортостан в соответствии с действующим законодательством.
II. Регистрация плательщиков взносов
2.1. Регистрация плательщиков взносов в Государственный фонд занятости населения на территории Республики Башкортостан осуществляется налоговой инспекцией одновременно с постановкой на налоговый учет.
III. Порядок начисления и уплаты налогов
3.1. Взносы начисляются предприятиями на все виды заработка (дохода) в денежной или натуральной форме, в том числе штатных, нештатных, сезонных и временных работников, а также работающих по совместительству или выполняющих разовые, случайные и кратковременные работы. Взносы начисляются на заработок без вычета удержаний налогов. При этом не имеют значения источники финансирования этих выплат, статей и видов платежных документов (расчетно-платежные ведомости, лицевые счета и т.п.), документы, по которым были произведены расчеты по заработку (доходу).
3.2. Взносы не начисляются на следующие виды выплат:
- компенсация за неиспользованный отпуск;
- выходное пособие при увольнении;
- различные виды денежных пособий, выдаваемых в качестве материальной помощи;
- компенсационные выплаты (суточные по командировкам и выплаты взамен суточных, выплаты и возмещение ущерба, причиненного трудящимся увечья или иным повреждением здоровья, связанным с их работой);
- стоимость бесплатно предоставляемых некоторым категориям граждан квартир, коммунальных услуг, топлива, проездных билетов или стоимость их возмещения;
- стоимость выданной спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, мыла, обезжиривающих средств, молока и лечебно-профилактического питания;
- стоимость рациона бесплатного коллективного питания, предоставляемого в случаях, предусмотренных законодательством;
- дотация на обеды, стоимость путевок на санаторно-курортное лечение и в дома отдыха за счет фонда социального развития (фонда потребления);
- возмещение расходов по проезду, провозу имущества и найму помещения при переводе либо переезде на работу в другую местность;
- доплаты и надбавки к заработной плате взамен суточных в случаях, когда постоянная работа протекает в пути или имеет разъездной характер, либо в связи со служебными поездками в пределах обслуживаемых участков;
- заработная плата за дни работы без вознаграждения за труд (субботники, воскресники и т.п.), перечисляемая в соответствующий бюджет или благотворительные фонды;
- поощрительные выплаты (включая премии) в связи с юбилейными датами, днями рождения, за долголетнюю и безупречную трудовую деятельность, активную общественную работу и в других аналогичных случаях, производимые за счет фонда заработной платы (единого фонда оплаты труда);
- денежные награды, присуждаемые за призовые места на соревнованиях, смотрах, конкурсах и т.п.;
- стипендии, выплачиваемые предприятиями учащимся (аспирантам), направленным на обучение с отрывом от производства;
- пособия, выплачиваемые за счет предприятия молодым специалистам за время отпуска после окончания высшего или среднего специального учебного заведения;
- дивиденды по акциям;
- вознаграждения, выплачиваемые гражданам предприятиями за выполнение работ по договорам гражданско-правового характера, в том числе договоров подряда и поручения;
- пособие по безработице и стипендии при обучении по направлениям служб занятости.
Взносы не начисляются также на пособия из средств социального страхования и стипендии, выплачиваемые учебными заведениями.
3.3. Работодатели уплачивают страховые взносы один раз в месяц - в срок, установленный для получения заработной платы за истекший месяц.
3.4. Предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица (граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью), уплачивают страховые взносы с тех видов доходов и в те сроки, которые определены для этой категории работающих граждан законодательством о подоходном налоге с физических лиц.
3.5. Крестьянские (фермерские) хозяйства уплачивают страховые взносы в Государственный фонд занятости с доходов, полученных за истекший календарный год, но не позднее 1 апреля последующего года.
Доход крестьянского (фермерского) хозяйства в денежной и натуральной формах для исчисления страхового взноса определяется как разность между совокупным годовым доходом, полученным в целом по хозяйству, и документально подтвержденными плательщиком расходами, связанными с извлечением этого дохода.
Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются в составе совокупного годового дохода по государственным регулируемым ценам, а в случае их отсутствия - по рыночным ценам, действующим на момент получения дохода.
3.6. Уплата начисленных взносов производится плательщиками взносов путем безналичных расчетов - перечислением соответствующих сумм со своих текущих счетов, а также наличными деньгами на открытые субсчета республиканского бюджета (раздел 56, параграф 3) в районах и городах.
Платежное поручение о перечислении взносов в республиканский бюджет плательщики взносов представляют в банк одновременно с истребованием денег на заработную плату за соответствующий период. Без представления указанных платежных поручений средства на оплату труда не выдаются.
3.7. Банки осуществляют операции по приему страховых взносов в Государственных фонд занятости населения от предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица (граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью), в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств, без истребования комиссионного вознаграждения за эти операции.
3.8. Платежные поручения о перечислении взносов, представляемые в банк, плательщики обязаны выписывать полностью в причитающейся сумме независимо от наличия средств на текущем или расчетной счете плательщика взносов.
3.9. Если по состоянию текущего или расчетного счета окажется невозможным одновременно выполнить его требования как о выдаче сумм на заработную плату, так и о перечислении взносов, банк выдает в первую очередь деньги на заработную плату, а затем оплачивает платежные поручения в уплату взносов. Платежное поручение о перечислении взносов, не выполненные частично или полностью, остается в банке и выполняется им при последующем поступлении средств на текущий или расчетный счет плательщика взносов.
Платежные поручения на уплату взносов в Государственный фонд занятости населения выписывается в полных рублях (без копеек).
3.10. При прекращении деятельности предприятия плательщик взносов обязан заявить с налоговую инспекцию по месту регистрации о снятии с учета. Погашение задолженности по обязательным платежам в бюджет Республики Башкортостан при прекращении деятельности предприятия производится в соответствии с действующим законодательством.
3.11. Финансовые санкции, начисленные налоговыми органами в соответствии с налоговым законодательством, перечисляются в республиканский бюджет - раздел 56, параграф 3.
IV. Порядок расходования средств Государственного фонда
занятости Республики Башкортостан
4.1. Средства, поступившие в Фонд, направляются в полном объеме на цели, предусмотренные Законами Республики Башкортостан "О занятости населения в Республике Башкортостан", "О государственной бюджетной системе Республики Башкортостан", Положением о Фонде и сметами, утвержденными в установленном порядке.
V. Учет и отчетность по средствам Государственного
фонда занятости населения
5.1. Предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности, а также предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица (граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью), обязаны вести учет средств Государственного фонда занятости населения.
5.2. На предприятиях, в учреждениях, организациях, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, все финансовые операции по начислениям и перечислениям средств Государственного фонда занятости населения осуществляется бухгалтериями страхователя по Плану счетов бухгалтерского учета.
5.3. Плательщики ежеквартально составляют в двух экземплярах ведомости по средствам Государственного фонда занятости населения с указанием в них сумм начисленных и уплаченных взносов и других поступлений.
Все экземпляры расчетных ведомостей подписываются руководителем и главным (старшим) бухгалтером предприятия.
5.4. Предприятия представляют в налоговые органы расчетную ведомость ежеквартально в установленные сроки.
VI. Контроль за уплатой взносов и расходованием средств
Государственного фонда занятости населения
Республики Башкортостан
6.1. Контроль за своевременным и полным поступлением взносов осуществляют органы Государственной налоговой инспекции по Республики Башкортостан и Министерство финансов Республики Башкортостан.
Контроль за правильным и рациональным расходованием средств Государственного фонда занятости населения Республики Башкортостан осуществляют соответствующие представительные органы власти, Министерство труда и занятости Республики Башкортостан, Министерство финансов Республики Башкортостан и другие уполномоченные органы государственного управления.
6.2. Контроль на предприятиях проводится путем проверки бухгалтерских документов о начисленном заработке и других выплатах, на которые начисляются взносы, платежных поручений о перечислении сумм взносов в республиканский бюджет (раздел 56, параграф 3), расчетных ведомостей.
Проверке подлежат документы за текущий год и за один календарный год, предшествующий тому году, в котором производится проверка. Проверка документов за более ранние периоды производится при обнаружении сокрытия сумм заработка, на которые следовало начислять взносы.
6.3. Предприятия обязаны представлять налоговым органам и представителям Государственного фонда занятости населения необходимые документы, относящиеся к деятельности Фонда.
6.4. На выявленные при проверке суммы фонда оплаты труда, на которые плательщиком взносов не были начислены взносы, эти взносы начисляются по акту проверки. При этом начисляются также штрафные санкции и пеня за все время, начиная с того дня, когда плательщик обязан был произвести уплату этих взносов.
6.5. По окончании документальной проверки составляется акт в двух экземплярах, из которых один передается плательщику, а второй - налоговой инспекции по месту регистрации плательщика.
В акте указывается: за какой период проведена проверка; какие выявлены нарушения в начислении и уплате взносов и пени; указывается сумма дополнительно начисленных взносов, пени и штрафных санкций и их распределение по счетам; устанавливается срок, в который плательщик взносов обязан перечислить в республиканский бюджет (раздел 56 параграф 3) сумму выявленных дополнительных платежей.
Акт подписывается представителями Государственной налоговой инспекции по Республике Башкортостан, другими участниками проверок, руководителями и главными (старшими) бухгалтерами предприятия, учреждений, организаций. В случае несогласия с фактами, изложенными в акте, руководители и главные (старшие) бухгалтеры предприятий, учреждений и организаций обязаны подписать акт и сделать запись о возражениях, предлагая одновременно письменные пояснения и документы, подтверждающие эти возражения.
Камеральным проверкам подвергаются все плательщики при представлении расчетных ведомостей по средствам Государственного фонда занятости населения. Обнаруженные нарушения несвоевременности уплаты страховых взносов, представления расчетной ведомости с применением финансовых санкций и пени оформляются актом в двух экземплярах, один из которых передается плательщику, а другой остается в налоговой инспекции.
6.6. Суммы дополнительно начисленных взносов и финансовых санкций по акту проверки, в случае неуплаты их в назначенный срок, взыскиваются с предприятий в бесспорном порядке.
VII. Ответственность плательщиков взносов
7.1. Плательщики и банки, их должностные лица несут ответственность за правильность начисления, своевременность уплаты и перечисления страховых взносов (платежей) в соответствии с налоговым законодательством.
7.2. К работодателям и иным плательщикам страховых взносов применяются финансовые санкции в виде:
а) взыскания доначисленных страховых взносов, произведенных на сокрытую или заниженную при начислении страховых взносов в Фонд занятости суммы оплаты труда и штрафа в размере той же суммы;
б) взыскания пени с суммы недоимки за каждый день просрочки, начиная с установленного срока уплаты страховых взносов;
в) другие санкции, предусмотренные законодательными актами.
Недоимкой считается невнесенная сумма по истечении установленных сроков уплаты страховых взносов. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика взносов.
Пеня начисляется с суммы недоимки за каждый день просрочки в размерах, устанавливаемых законодательством.
Начисление пени производится начиная со следующего дня по истечении установленного срока уплаты и по день уплаты включительно.
В случае, когда срок уплаты совпадает с выходным (праздничным) днем, пеня начисляется начиная со второго рабочего дня после выходного (праздничного) дня.
7.3. Днем уплаты считается:
- при перечислении суммы платежа со счета плательщика взносов в банке - день списания банком платежа со счета плательщика независимо от времени зачисления суммы на соответствующий счет;
- при уплате наличными деньгами - день внесения денег в соответствующий банк;
- при переводе денег по почте или через банк - день внесения денег на почту или в банк.
7.4. Пеня начисляется на полные рубли суммы просроченного платежа. Пеня на пеню и штрафные санкции не начисляется.
Предприятия обязаны сами начислять пеню на всю сумму недоимки и за весь период просрочки и отражать ее в расчетной ведомости по взносам в Государственный фонд занятости населения Республики Башкортостан. Если пеня не начислена плательщиком взносов, при проверке расчетной ведомости плательщика взносов пеню начисляют соответствующие налоговые органы, о чем письменно сообщают плательщику взносов.
7.5. Налоговые инспекции взыскивают в бесспорном порядке недоимки по страховым взносам в Государственный фонд занятости населения, а также суммы штрафных санкций с расчетных (текущих), а при отсутствии средств - с валютных, депозитных и иных счетов юридических лиц в размере до 70% средств, размещаемых на этих счетах. Взыскиваемые в иностранной валюте суммы перечисляются на валютный счет по курсу на дату направления инкассового поручения (распоряжения) в банк о списании средств со счета плательщика.
7.6. Недоимка по страховым взносам, а также суммы выплаты штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством, взыскиваются с работодателей (юридических лиц) в бесспорном порядке, а с иных плательщиков страховых взносов - в судебном порядке.
Срок исковой давности по взысканию с физических лиц недоимки в Государственный фонд занятости населения, а также сумм штрафов и иных финансовых санкций составляет три года. Бесспорный порядок взыскания недоимки, а также сумм штрафов и иных финансовых санкций с юридических лиц может быть применен в течение шести лет с момента образования недоимки.
7.7. Дополнительно взысканные налоговыми органами в результате контрольной работы суммы страховых взносов, штрафов, пеней и других финансовых санкций зачисляются в доход бюджета с учетом отчислений налоговым органам, производимых в соответствии с действующим законодательством.
VIII. Обязанности банков, кредитных учреждений и предприятий
8.1. Банки, кредитные учреждения, биржи и иные предприятия обязаны представлять соответствующим налоговым органам данные о финансово-хозяйственных операциях плательщиков страховых взносов в Государственный фонд занятости населения Республики Башкортостан и использовать неперечисленные суммы взносов в качестве кредитных ресурсов.
8.2. Банкам и кредитным учреждениям запрещается задерживать исполнение поручений плательщиков страховых взносов в Государственный фонд занятости населения Республики Башкортостан и использовать неперечисленные суммы взносов в качестве кредитных ресурсов. За принятие от предприятий, учреждений, организаций поручений на выплату заработной платы без поручений на оплату взносов в Государственный фонд занятости населения на руководителей банков и кредитных учреждений налагается налоговыми органами штраф в пятикратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда.
8.3. В случае несвоевременного зачисления или перечисления по вине банка или кредитного учреждения платежного поручения плательщика взносов с этого учреждения взыскивается в установленном порядке пеня в размере 1 процента сумм этих взносов за каждый день просрочки платежа, начиная с установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы взносов. С плательщиков взносов за эти дни пеня не взимается.
Взыскание пени не освобождает банк или кредитное учреждение от других видов ответственности.
IX. Порядок рассмотрения жалоб плательщиков взносов
9.1. Жалобы предприятий любой организационно-правовой формы на действия должностных лиц государственных налоговых инспекций подаются в те государственные налоговые инспекции, которым они непосредственно подчинены. Жалобы рассматриваются и решения по ним принимаются не позднее одного месяца со дня поступления жалобы. Решения по жалобам могут быть обжалованы в течение одного месяца в вышестоящие государственные налоговые инспекции.
В случае несогласия предприятия с решением Государственной налоговой инспекции по Республике Башкортостан оно может быть обжалована этим предприятием в Высший арбитражный суд Республики Башкортостан.
При несогласии граждан с принятым решением действия должностных лиц государственных налоговых инспекций обжалуются в судебном порядке.
Подача жалобы не приостанавливает обжалуемого действия должностных лиц государственных налоговых инспекций.
Обжалование действий должностных лиц государственных налоговых инспекций, связанных с наложением административного взыскания, производится в соответствии с законодательством об административных нарушениях.
Министр финансов |
Ф.Г.Хантимеров |
Начальник |
Г.И.Букаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.