2. Министерствам, государственным комитетам, ведомствам, администрациям районов, городов, предприятиям и организациям республики принять меры к выполнению мероприятий по реализации Программы развития торговой отрасли Республики Башкортостан на 1999-2004 годы.
3. Поручить Министерству внешних связей и торговли Республики Башкортостан ежегодный сбор и анализ информации о ходе выполнения Программы развития торговой отрасли Республики Башкортостан на 1999-2004 годы.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство внешних связей и торговли Республики Башкортостан.
Премьер-министр |
Р.И.Байдавлетов |
Управляющий Делами |
И.У.Забиров |
Программа
развития торговой отрасли Республики Башкортостан на
1999-2004 годы
(утв. постановлением Кабинета Министров Республики
Башкортостан от 22 июля 1999 г. N 227)
Паспорт
Наименование Программы |
Программа развития торговой отрасли Республики Башкорто- стан на 1999-2004 годы |
Основание разработки Программы |
Концепция и Программа социально-экономического развития Республики Башкортостан на 1998-2000 годы и до 2005 года |
Государствен- ные заказчики Программы |
Кабинет Министров Республики Башкортостан Министерство внешних связей и торговли Республики Башкор- тостан |
Основные разработчики Программы |
Министерство внешних связей и торговли Республики Башкор- тостан, Министерство экономики и антимонопольной политики Респуб- лики Башкортостан, Институт социально-экономических исследований УНЦ РАН, Торгово-промышленная палата Республики Башкортостан, администрации городов, районов |
Система контроля |
Межведомственная комиссия по проблемам сферы торговли и общественного питания в Республике Башкортостан Министерство внешних связей и торговли Республики Башкор- тостан |
Введение
1. Общие положения Программы
Разработка Программы развития торговой отрасли Республики Башкортостан на 1999-2004 годы (далее - Программа) вызвана необходимостью конкретизации стратегических направлений дальнейшего развития отрасли торговли.
Программа предусматривает разработку мер, направленных на выполнение задач, содержащихся в ежегодном Послании Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию Республики Башкортостан и Концепции социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2005 года.
1.1. Цели и задачи Программы
Целью Программы является создание благоприятных экономических условий для повышения эффективности деятельности предприятий торговли путем совершенствования нормативной правовой базы, развития инфраструктуры потребительского рынка Республики Башкортостан, ориентированной на повышение уровня жизни и благосостоянии населения республики.
Практическое осуществление Программы требует решения следующих основных задач:
- разработка нормативных правовых актов республики, способствующих формированию рынка, развитию отечественного производства и повышению конкурентоспособности отечественной продукции, оптимальному сочетанию экспорта и импорта, созданию благоприятного инвестиционного климата;
- совершенствование государственного регулирования торговли, направленного на развитие цивилизованного потребительского рынка и защиту прав потребителей;
- разработка комплекса мер по совершенствованию организации торговли;
1.2. Основные условия, необходимые для реализации
Программы
1.2.1. Государственное регулирование развития торговой
отрасли
Основной задачей государственного управления в сфере торговли является создание необходимых правовых условий для развития внешней и внутренней торговли, для чего необходимо:
- определить приоритетные направления развития торговли;
- принять участие в разработке целевых программ создания и поддержки корпоративных, холдинговых и общественных организаций внутренней торговли по основным стратегическим направлениям.
Органы местного государственного управления должны обеспечивать:
- создание условий для повышения предпринимательской активности в торговле;
- контроль деятельности участников торговой сферы всех форм собственности;
- рациональное размещение торговых объектов на территории района, города;
- защиту прав потребителей.
В последние годы в Республике Башкортостан и Российской Федерации были приняты нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере торговли и услуг.
Для совершенствования правового обеспечения развития торговли предстоит:
- систематизировать законодательство, регулирующее сферу торговли;
- разработать проекты законов Республики Башкортостан "О торговой деятельности в Республике Башкортостан" и "О качестве продукции";
- совершенствовать законодательную базу, направленную на привлечение инвестиций в отрасль, вносить в установленном порядке предложения в федеральные законодательные органы;
- принять участие в подготовке предложений по упрощению процессов регистрации и согласования открытия новых предприятий;
- повысить эффективность контроля и усилить меры защиты прав потребителей в соответствии с действующим законодательством;
- осуществлять постоянную работу по разъяснению положений действующего законодательства в сфере потребительского рынка.
1.2.2. Система контроля качества потребительских товаров
и защиты прав потребителей
Для обеспечения надлежащего контроля качества и безопасности товаров, поступающих на потребительский рынок, соблюдения норм и правил торговли и защиты прав потребителей необходимы:
- сертификация услуг общественного питания и организация обязательной сертификации услуг розничной торговли;
- совершенствование деятельности организаций, осуществляющих защиту прав потребителей;
- выработка и реализация комплекса мер по предотвращению поступления на потребительский рынок опасных для здоровья и жизни человека товаров (работ, услуг);
- разъяснение в средствах массовой информации прав потребителей, а также обязанностей и ответственности изготовителей, продавцов и исполнителей;
- проведение правового обучения населения через средства массовой информации по вопросам защиты прав потребителей;
- упорядочение системы контроля за выполнением правил торговли на рынках.
1.2.3. Кадровое обеспечение торговой отрасли
Одним из основополагающих принципов подготовки и переподготовки кадров в дальнейшем должна стать непрерывность обучения, для чего необходима интеграция отраслевых вузов с колледжами и лицеями.
При этом необходимы:
- разработка программы многоуровневой подготовки специалистов отрасли на базе действующих учебных заведений;
- совершенствование процессов аттестации, сертификации специалистов и руководителей предприятий торговли и общественного питания;
- продолжение работы по совершенствованию курсов ускоренной подготовки и повышения квалификации специалистов торговой отрасли.
2. Основные направления развития торговой отрасли
В Программе предусматривается развитие торговой отрасли по следующим направлениям:
оптовая торговля;
розничная торговля;
общественное питание;
торговля на селе.
Для развития устойчивого и цивилизованного потребительского рынка необходимо решение общегосударственных экономических и социальных задач, обеспечивающих подъем производства отечественных товаров, дальнейшее снижение инфляции, повышение занятости населения и его жизненного уровня по следующим стратегическим направлениям:
- формирование оптимальной рыночной инфраструктуры отрасли, предусматривающей функционирование субъектов различных форм собственности на равных условиях;
- развитие отечественного производства конкурентоспособных товаров и услуг на основе внедрения передовых технологий, привлечения инвестиций, а также поддержка отечественных товаропроизводителей при создании предприятий оптово-розничной торговли;
- поддержка развития производства тары и упаковки, соответствующей современным требованиям;
- создание благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности, направленной на насыщение республиканского рынка товарами (услугами) высокого качества;
- углубление рыночных преобразований путем:
создания конкурентной среды развития предпринимательства, в том числе малого бизнеса;
осуществления приватизации государственных и муниципальных предприятий с учетом социально-экономического развития региона;
формирование торгово-промышленных групп, ориентирующих производственную и торговую деятельность на расширение спроса и увеличение объема производства и продаж;
участие в создании информационной системы для совершенствования взаимосвязей товаропроизводителей с торговой инфраструктурой и углубленного изучения рынка;
расширение ярмарочной и выставочной деятельности;
участие в проведении постоянно действующих выставок товаров местных товаропроизводителей, их реклама и организация договорной работы;
проведение Дней качества с организацией выставок товаров местных товаропроизводителей с целью проведения маркетинговых исследований.
Приоритетным направлением стабилизации финансового состояния торговли является наращивание объемов продажи товаров на стационарных предприятиях, где созданы условия для полного учета товарооборота, услуг и, соответственно, налогооблагаемой базы.
Для оздоровления финансового состояния предприятий торговли необходимо:
- формирование цен по законам рыночной экономики;
- установление обоснованных ставок арендной платы, тарифов на теплоэнергоресурсы;
- проведение реконструкции и ремонта помещений за счет части арендной платы в соответствии с действующим законодательством;
- привлечение долгосрочных инвестиций на реконструкцию, приобретение торгово-технологического оборудования, расширение деятельности предприятий;
- повышение коэффициента использования складских площадей, емкостей холодильников, плодоовощных баз за счет расширения видов оказываемых услуг, организации переработки, производства, расфасовки и закладки продукции;
- дальнейшее внедрение безналичной системы расчетов с применением пластиковых карт.
2.1. Оптовая торговля
Рыночные преобразования изменили функционирование оптового звена потребительского рынка.
Для дальнейшего развития оптовой торговли необходимы:
- создание оптовых, оптово-розничных рынков с развитой инфраструктурой с применением прогрессивных методов торговли и передового опыта, в первую очередь на площадях действующих предприятий;
- комплексное развитие объектов оптовой торговли с регионами Российской Федерации, странами СНГ и дальнего зарубежья;
- использование оптовых рынков Республики Башкортостан для организации контроля алкогольной продукции;
- преимущественное развитие предприятий оптовой торговли, способных оказывать услуги по хранению, развесу, раскрою, разукрупнению оптовых партий товаров, доставке и др.;
- реконструкция и обновление складского хозяйства, холодильников и баз, внедрение передовых технологий, механизация и автоматизация складов оптовых предприятий (в том числе в сельской местности);
- развитие инфраструктуры выставочно-ярмарочной деятельности, товарных бирж, аукционов;
- реорганизация работающих и создание новых предприятий по закупке, переработке, реализации сельхозпродукции;
- совершенствование работы маркетинговых служб оптового звена.
2.2. Розничная торговля
В республике функционирует более 10500 предприятий розничной торговли. Торговая сеть за последнее время коренным образом изменилась. Развитие инфраструктуры розничной торговли идет в направлении создания эффективной конкурентной среды на рынке торговых услуг.
Приоритетными направлениями развития розничной торговли являются:
- создание необходимых условий для повышения уровня торгового обслуживании с учетом ассортиментной и ценовой политики на основе покупательского спроса различных слоев населения;
- развитие и совершенствование сети торговли на универсальных и специализированных рынках с широкой инфраструктурой услуг;
- работа по упорядочению мелкорозничной торговли, предусматривающая отвод земельных участков преимущественно в жилых массивах, не обеспеченных стационарными торговыми предприятиями, с последующим преобразованием их в комплексы с торговыми залами;
- совершенствование форм и методов продажи товаров народного потребления.
2.3. Общественное питание
Предприятия общественного питания продолжают осваивать рынок, развивается ресторанный бизнес. В городах республики появились рестораны нового типа, которые значительно расширили круг оказываемых услуг.
На рынке услуг развиваются предприятия новой формы - предприятия быстрого питания.
Одним из направлений дальнейшего развития услуг питания является открытие небольших отделов типа закусочных, кофейных, пирожковых на предприятиях торговли.
Дальнейшее развитие предприятий общественного питания требует повышения уровня культуры обслуживания, увеличения видов и объемов услуг, привлечения инвестиций и выполнения следующих мер:
- развитие испытательных лабораторий, осуществляющих исследования по физико-химическим показателям продукции общественного питания путем аккредитации имеющихся лабораторий;
- государственная поддержка общественных объединений, союзов, ассоциаций в общественном питании и содействие по вовлечению новых членов в Ассоциацию кулинаров Башкортостана;
- принятие в качестве приоритетного направления развития сети "Быстрое питание";
- поддержка развития ресторанного бизнеса, открытие небольших уютных ресторанов;
- развитие индустрии общественного питания, расширение сети специализированных заготовочных цехов по производству полуфабрикатов, кулинарных и кондитерских изделий, в том числе для снабжения школьных и студенческих столовых;
- создание необходимых условий для организации льготного питания учащихся.
2.4. Развитие торговли на селе
В Республике Башкортостан проведено реформирование системы потребительской кооперации.
На селе развивается предпринимательство в торгово-посреднической деятельности. Тем не менее со стороны администраций районов не созданы соответствующие экономические условия для дальнейшего развития предпринимательства и оптовой торговли.
Для дальнейшего развития торговли на селе, создания конкурентной среды требуется:
- создание экономических условий, способствующих развитию предпринимательства;
- расширение ассортимента товаров предприятий кооперативного производства;
- развитие сети предприятий торговли и общественного питания на автострадах.
Основные мероприятия по реализации Программы
NN п/п |
Мероприятия |
Сроки исполнения |
Исполнитель |
1. Государственное регулирование и правовое обеспечение развития торговли |
|||
1. | Разработать при участии госу- дарственных органов целевые программы создания и поддерж- ки корпоративных, холдинговых и общественных предприятий внутренней торговли по основ- ным стратегическим направле- ниям: продукты питания; това- ры легкой промышленности и др. |
1999-2004 гг. |
МВСТ, МЭАП, администрации районов и городов, МХСП |
2. | Развивать систему государст- венного контроля за соблюде- нием действующего законода- тельства в сфере торговли и защиты прав потребителей |
1999-2004 гг. |
МВСТ, МЭАП, контрольные органы, администрации районов и городов |
3. | Совершенствовать систему уп- равления государственной соб- ственностью в сфере потреби- тельского рынка |
1999-2004 гг. |
Госкомсобственность, МВСТ, администрации районов и городов |
4. | Разработать проект закона Республики Башкортостан "О торговой деятельности в Рес- публике Башкортостан" |
IV кв. 1999 г. |
МВСТ, МЭАП |
5. | Разработать меры по упрощению процесса регистрации и согла- сования открытия новых пред- приятий |
1999 г. | МВСТ, МЭАП |
2. Система контроля качества потребительских товаров и защиты прав потребителей |
|||
1. | Совершенствовать координацию и взаимодействие контрольных, надзорных, правоохранитель- ных, налоговых органов в сфе- ре потребительского рынка |
1999-2004 гг. |
МВСТ, МЭАП, контрольные, надзорные, правоохранительные, на- логовые органы, администрации районов и городов |
2. | Создать единый автоматизиро- ванный банк данных по наруше- ниям на потребительском рынке |
1999-2004 гг. |
Госторгинспекция, ЦСМ |
3. | Осуществлять контроль за на- личием и техническим состоя- нием контрольно-измерительной техники на предприятиях по- требительского рынка |
Системати- чески |
Госторгинспекция, ЦСМ, администрации районов и городов |
4. | Осуществлять контроль за по- этапной заменой контрольно- кассовых машин без фискальной памяти на контрольно-кассовые машины, оснащенные блоком фискальной памяти |
IV кв. 1999 г. |
Администрации районов и городов, Госторгинспекция |
5. | Разработать проект закона Республики Башкортостан "О качестве продукции" |
IV кв. 1999 г. |
ЦСМ, МВСТ, Госторгинспекция |
3. Кадровое обеспечение торговой отрасли | |||
1. | Содействовать сохранению и созданию рабочих мест на предприятиях торговли и об- щественного питания |
1999-2000 гг. |
Администрации районов и городов, Минтруд РБ |
2. | Создать единую систему подго- товки, переподготовки и повы- шения квалификации кадров от- расли |
1999-2000 гг. |
Госкомнауки, МВСТ, БАГСУ, учебные заведения |
4. Основные направления развития торговой отрасли | |||
1. | Способствовать техническому перевооружению, реконструкции предприятий промышленности, развитию новых производств за счет использования собствен- ных источников, кредитов, привлечения средств инвесто- ров |
1999-2004 гг. |
МСХП, МЭАП, МВСТ |
2. | Организовать работу по реали- зации государственного, муни- ципального заказа в сфере потребительского рынка, раз- вивать систему тендеров на право реализации заказа |
1999-2004 гг. |
Министерства РБ, администрации районов и городов |
3. | Расширить выставочную дея- тельность, организовать пос- тоянно действующие выставки производимых в республике потребительских товаров |
1999-2000 гг. |
ТПП, МВСТ |
4. | Содействовать привлечению долгосрочных инвестиций в предприятия потребительского рынка в рамках Программы по- вышения инвестиционной при- влекательности Республики Башкортостан |
1999-2004 гг. |
МВСТ |
5. | Продолжать работу по проведе- нию сертификации услуг общес- твенного питания и введению обязательной сертификации услуг розничной торговли |
1999-2004 гг. |
ЦСМ, МВСТ |
6. | Разработать меры по созданию информационной системы тор- говли |
1999-2004 гг. |
МВСТ, администрации районов и городов, ТПП, МЭАП |
7. | Содействовать развитию сети лизинговых фирм, специализи- рующихся на поставке торгово- го и технологического обору- дования для предприятий от- расли |
1999-2004 гг. |
ГУП Республиканская хоз- расчетная внешнеторговая фирма "Башимпэкс", МВСТ, МЭАП |
8. | Продолжить работу по развитию сети магазинов (торговых до- мов) "Товары Башкортостана" в городах республики, регионах Российской Федерации и стра- нах СНГ |
1999-2004 гг. |
МВСТ, МСХП, администрации районов и городов, ТПП, ОАО "Башкирская торговая компания "Башконтракт" |
9. | Совершенствовать систему ли- цензирования в сфере потреби- тельского рынка |
1999-2004 гг. |
МВСТ, МЭАП |
10. | Проводить Дни качества с ор- ганизацией выставок продукции товаропроизводителей респуб- лики |
1999-2004 гг. |
ЦСМ, Госторгинспекция, МВСТ, МСХП, ТПП, предприятия промышленности |
4.1. Оптовая торговля | |||
1. | Разработать комплекс мер по созданию оптовых продовольст- венных рынков с развитой ин- фраструктурой на базе дейст- вующих оптовых баз |
1999 г. | МСХП, МВСТ, администрации районов и городов |
1.1. | Создать оптовые рынки алко- гольной продукции в городах Сибае и Кумертау |
1999 г. | Госторгинспекция, администрации районов и городов |
2. | Организовывать республиканс- кие тематические ярмарки, выставки-продажи, школьные, елочные базары, фестивали и т.д. |
Ежегодно (посезон- но) |
МВСТ, ТПП, ТПК "Башкортостан", МСХП, администрации районов и городов, предприятия |
3. | Разработать нормативную пра- вовую базу, создающую благо- приятные условия для развития оптовых, посреднических, за- готовительных предприятий в сельской местности |
1999-2004 гг. |
Администрации районов и городов, МВСТ, Башпотребсоюз |
4. | Разработать планы мероприятий по реконструкции оптовых баз, хладокомбинатов, межрайбаз и внедрения прогрессивных мето- дов товародвижения на оптовых базах, хладокомбинатах, меж- райбазах |
1999-2004 гг. по плану мероприя- тия опто- вых пред- приятий |
Оптовые предприятия, администрации районов и городов, МВСТ |
5. | Провести реконструкцию торго- во-закупочных предприятий по заготовке и закладке картофе- ля, овощей и обеспечить снаб- жение спецпотребителей в рас- четных объемах |
1999-2001 гг. |
Администрации районов и городов, МСХП, МВСТ, предприятия |
4.2. Розничная торговля | |||
1. | Провести работу по упорядоче- нию и совершенствованию орга- низации торговли |
1999-2004 гг. |
Администрации районов и городов, рынков, предприятия |
1.1. | Контролировать соответствие торговых комплексов и павиль- онов требованиям современной архитектуры и эстетики |
1999-2001 гг. |
- " - |
1.2. | Оборудовать рынки в соответ- ствии с современными требова- ниями к организации торговли |
1999-2004 гг. |
Администрации районов и городов, рынков, предприятия |
2. | Способствовать созданию раз- витой инфраструктуры рознич- ной торговли - промышленно- торговых комплексов, реализу- ющих товары республиканских товаропроизводителей |
1999-2004 гг. |
Администрации районов и городов, МСХП, МВСТ |
3. | Проводить конкурсы предприя- тий торговли "За высокую культуру обслуживания" |
Ежегодно | Администрации районов и городов, МВСТ |
4.3. Общественное питание | |||
1. | Содействовать созданию в го- родах республики системы быстрого питания |
1999 г. | Администрации районов и городов, МВСТ |
2. | Способствовать дальнейшему развитию сети общественного питания в общеобразовательных школах, средних и высших учебных заведениях |
1999-2004 гг. |
МНО, МВСТ, администрации районов и городов |
2.1. | Произвести реконструкцию и модернизацию действующих ком- бинатов школьного питания |
1999-2004 гг. |
Администрации районов и городов, МНО, МВСТ |
2.2. | Разработать предложения по формированию вариантов ком- плексного школьного питания учащихся |
1999 г. | МВСТ |
3. | Совершенствовать торговое об- служивание пассажиров авиали- ний, железнодорожного и реч- ного транспорта |
1999-2004 гг. |
МВСТ, авиакомпания "БАЛ", МПС, БРП "Башавтотранс" |
4.4. Развитие торговли на селе | |||
1. | Разработать меры по поддержке потребительской кооперации в ее деятельности по увеличению объемов закупок сельскохозяй- ственной продукции и сырья, переработки этой продукции и продажи населению |
1999-2000 гг. |
МВСТ, Башпотребсоюз, администрации районов и городов |
2. | Способствовать созданию и развитию объектов инфраструк- туры малого предприниматель- ства на селе |
1999-2004 гг. |
Администрации районов и городов |
3. | Принять меры для дальнейшего расширения комплекса услуг, развития и упорядочения рабо- ты предприятий торговли и об- щественного питания на авто- страдах республики |
1999-2004 гг. |
Администрации районов и городов, Башпотребсоюз, МВСТ |
5. Финансово-экономическое состояние предприятий торговли | |||
1. | Содействовать проведению ре- конструкции и ремонта помеще- ний за счет части арендной платы |
1999-2004 гг. |
Администрации районов и городов, Госкомсобственность |
2. | Расширить безналичную систему расчетов с покупателями с применением пластиковых карт |
1999-2004 гг. |
Национальный банк, кредитные организации республики, администрации районов и городов, МВСТ, Республиканский процес- синговый центр |
3. | Разработать систему мер по стимулированию краткосрочного кредитования торговых пред- приятий республики |
1999-2004 гг. |
Национальный банк, кредитные организации республики, МЭАП, МВСТ |
4. Оценка эффективности социально-экономических
последствий реализации Программы
Реализация Программы позволит достичь следующих результатов:
- повысить культуру обслуживания населения и обеспечить защиту прав потребителей;
- насытить потребительский рынок конкурентоспособными товарами широкого ассортимента;
- совершенствовать нормативную правовую базу развития торговли и создать благоприятные экономические условия для ведения торговой деятельности субъектами отрасли;
- достичь оптимальной инфраструктуры отрасли;
- стабилизировать финансовое состояние хозяйствующих субъектов отрасли;
- увеличить объемы производства товаров народного потребления отечественными товаропроизводителями.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 22 июля 1999 г. N 227 "О Программе развития торговой отрасли Республики Башкортостан на 1999-2004 годы"
Текст постановления опубликован в "Ведомостях Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан", N 16 (100), ноябрь 1999 г., ст. 1117
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 16 мая 2003 г. N 118
Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 2 августа 2002 г. N 229