2. Функции государственного заказчика республиканской целевой программы "Отходы производства и потребления" на 2001-2011 годы возложить на Государственный комитет Республики Башкортостан по охране окружающей среды.
3. Министерству экономики и антимонопольной политики Республики Башкортостан при разработке ежегодных прогнозов социально-экономического развития Республики Башкортостан предусматривать выделение Государственному комитету Республики Башкортостан по охране окружающей среды ассигнований на реализацию республиканской целевой программы "Отходы производства и потребления" на 2001-2011 годы.
4. Министерству финансов Республики Башкортостан обеспечить финансирование республиканской целевой программы "Отходы производства и потребления" на 2001-2011 годы из республиканского бюджета.
5. Контроль за выполнением данного постановления возложить на отдел развития топливно-энергетического комплекса, химической отрасли и недропользования Управления Делами Кабинета Министров Республики Башкортостан.
Премьер-министр |
Р.И.Байдавлетов |
Управляющий Делами |
И.У.Забиров |
Республиканская целевая программа
"Отходы производства и потребления" на 2001-2011 годы
(одобрена постановлением Кабинета Министров Республики
Башкортостан от 15 марта 2001 г. N 50)
Паспорт
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон "Об отходах производства и потребле- ния", Закон Республики Башкортостан "Об отходах производства и потребления". |
Разработчик Программы |
Государственный комитет Республики Башкортостан по ох- ране окружающей среды. |
Цель и задачи Программы |
Формирование экономического механизма хозяйствования, стимулирующего снижение объемов образования отходов производства и потребления, сбор и переработку вторич- ного сырья, безопасное размещение и обезвреживание от- ходов производства и потребления. |
Основные задачи Программы |
Основными задачами являются: - совершенствование нормативной правовой базы в облас- ти обращения с отходами производства и потребления; - создание благоприятных условий для привлечения ин- весторов к организации производств по обезвреживанию и переработке отходов; - создание системы стимулирования перехода промышлен- ных предприятий на малоотходные и безотходные техноло- гии; - повышение образовательного и культурного уровня на- селения в сфере обращения с отходами; - создание эффективной системы сбора и переработки от- ходов, являющихся традиционными видами вторичных ре- сурсов; - стимулирование проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с целью создания новых технологий по сбору и переработке отходов производства и потребления; - санация экологически опасных производств; - улучшение состояния окружающей природной среды Рес- публики Башкортостан и обеспечение безопасности для здоровья граждан. |
Сроки реализа- ции Программы |
2001-2011 г.г. |
Основные меро- приятия Про- граммы |
Разработка нормативных правовых актов в области обра- щения с отходами; разработка и организация системы информационного обес- печения в области обращения с отходами; организация выполнения мероприятий, направленных на повышение культурного уровня населения в сфере обраще- ния с отходами; разработка и организация выполнения производственно- технических мероприятий, направленных на сокращение объемов образования и накопления отходов; разработка подпрограмм по утилизации накопленных отхо- дов производства; разработка конкурсной системы организации НИОКР, на- правленных на сокращение объемов образования отходов и увеличение их использования. |
Исполнители Программы |
Заинтересованные министерства, государственные комите- ты, ведомства Республики Башкортостан, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, научно-исследова- тельские институты, учебные заведения и другие заинте- ресованные организации. |
Источники фи- нансирования Программы |
Финансирование реализации Программы предполагается осуществлять за счет средств: республиканского и местных бюджетов; республиканских внебюджетных фондов; предприятий и организаций. |
Ожидаемые ко- нечные резуль- таты реализации Программы |
В результате выполнения Программы ожидается: - сокращение объемов образования отходов производства в расчете на единицу производимой продукции; - создание эффективно действующей системы хозяйствова- ния, обеспечивающей сбор и переработку вторичного сырья в бытовом секторе, безопасное размещение, захо- ронение и обезвреживание отходов производства и по- требления; - создание предприятий и производств по переработке отходов. |
Введение
Республиканская целевая программа "Отходы производства и потребления" на 2001-2011 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Законом Республики Башкортостан "Об отходах производства и потребления".
Настоящая Программа направлена на решение вопросов образования и утилизации отходов производства и потребления, осуществление конкретных мероприятий в данном направлении.
С учетом сложности реализации мероприятий в области обращения с отходами, необходимости привлечения различных источников финансирования (средств республиканского бюджета, местных бюджетов, предприятий и организаций, инвестиционных фондов, специальных платежей) Программа будет реализовываться в три этапа в течение десяти лет.
Первый этап предполагает разработку и принятие нормативных правовых актов в области обращения с отходами и выполнение программных мероприятий, не требующих больших финансовых затрат.
Второй этап - реализация программных мероприятий по уменьшению объемов накопленных отходов, улучшению санитарного состояния населенных пунктов Республики Башкортостан, сокращению количества вновь образующихся отходов производства и совершенствованию системы управления в области обращения с отходами.
На третьем этапе реализации программы предусматриваются организация производств по переработке отходов, выполнение программных мероприятий по сокращению количества отходов горнорудной и горноперерабатывающей промышленности, отвалов вскрышных пород.
1. Формулирование проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
1.1. Оценка социально-экономического положения республики
Республика Башкортостан является одним из наиболее развитых промышленных регионов Российской Федерации. Концентрация промышленного производства в республике существенно превышает общероссийские показатели.
На территории Башкортостана размещено более 6500 предприятий различных отраслей промышленности: горнодобывающей и перерабатывающей, нефтедобычи, транспортирования нефти и нефтепереработки, химии и нефтехимии, машиностроения и энергетики, лесной, деревообрабатывающей и др. Кроме того, здесь имеется много крупных предприятий агропромышленного комплекса, включая птицеводческие и животноводческие.
По объему промышленного производства республика входит в первую десятку регионов России, занимает третье место среди областей и республик, входящих в Приволжский федеральный округ, сохраняет за собой ведущие позиции по выпуску важнейших видов продукции производственно-технического назначения и ряда потребительских товаров.
Несмотря на то, что в республике проживает всего 2,8% населения Российской Федерации и сосредоточено около 1% ее ресурсно-сырьевого потенциала, в Башкортостане производится 3,5% промышленной продукции и 4,2% сельскохозяйственной продукции России.
1.2. Актуальность решения проблемы отходов
Низкий технологический уровень развития производственной базы основных отраслей промышленности, стремление к минимизации использования предприятиями собственных средств на решение проблемы отходов способствовали тому, что на территории республики накоплено около 2 млрд. тонн отходов, из них 100 млн. тонн являются токсичными.
Среднегодовой объем образования отходов в республике за последние несколько лет составил 19,6 млн. тонн, в том числе 10,2 млн. тонн - токсичных. Объем переработанных и обезвреженных отходов в 1999 г. составил 32%.
Спад производства и рост цен на энергоносители в последние годы привел к уменьшению потребления природных ресурсов и снижению уровня загрязнения окружающей природной среды. Однако, несмотря на общее уменьшение объемов промышленного производства, в республике сохраняется устойчивая тенденция к увеличению объемов образования отходов производства и потребления. В большей степени эта проблема характерна для предприятий горнодобывающего комплекса, машиностроительной, химической и нефтехимической промышленности, предприятий по добыче и переработке нефти.
Основной объем образующихся в республике отходов приходится на долю предприятий горнодобывающего и горноперерабатывающего комплексов - до 52%, химической и нефтеперерабатывающей отраслей промышленности - до 30%.
Особенно острой является проблема размещения и утилизации твердых бытовых отходов (ТБО). Ежегодно в крупных населенных пунктах республики происходит образование и накопление около 1 млн. тонн бытовых отходов, оказывающих существенное негативное воздействие на состояние окружающей природной среды и здоровье людей. Существующие свалки ТБО эксплуатируются без проектной документации, отсутствуют соответствующие системы защиты грунтовых и подземных вод от влияния загрязняющих веществ.
Наиболее неблагоприятная обстановка сложилась на свалке ТБО г. Уфы, где накоплено более 7 млн.куб.м промышленных и бытовых отходов.
Улучшение состояния окружающей природной среды в республике невозможно без комплексного решения проблемы обезвреживания и переработки промышленных и бытовых отходов.
1.3. Характеристика производственно-технического
комплекса Республики Башкортостан как источника
образования отходов
1.3.1. Машиностроение
Основными загрязнителями окружающей среды на машиностроительных предприятиях и производствах являются промышленные сточные воды, отработанные гальванические растворы, гальванические шламы (4000 тонн в год), шламы и пыли механообработки (ежегодное образование которых составляет около 200 тыс. тонн в год, типовой состав: 5-30% абразива, 15-20% смазочно-охлаждающих жидкостей (СОЖ), 50-80% мелкодисперсных металлических частиц), отработанные СОЖ, объем которых только по предприятиям г. Уфы составляет 11000 куб.м, водные растворы поверхностно-активных веществ (ПАВ) и моющих средств (по предприятиям г. Уфы - 600 куб.м), обводненные нефтепродукты (10000 куб.м в год).
В настоящее время в акционерном обществе "Уфимское моторостроительное производственное объединение" работает установка по утилизации отработанных СОЖ. Производительность установки позволяет организовать переработку всего объема таких отходов, образующихся на предприятиях г. Уфы.
Основной нерешенной проблемой остается утилизация гальванических шламов, являющихся токсичными отходами производства. Данная проблема актуальна не только для города Уфы, но и для предприятий городов Белебея, Туймазы и Октябрьского.
1.3.2. Энергетика
Основными отходами производства предприятий энергетики являются зола и золошлаковые отходы тепловых станций (объем ежегодного их образования - 28 тыс. тонн). Общий объем накопления золошлаковых отходов превышает 120 тыс. тонн. Эти виды отходов находят широкое применение в производстве керамзита, кирпича и других строительных материалов. Однако объемы образования отходов превышают объемы их использования в строительной индустрии.
В больших объемах на предприятиях энергетики образуются известковые шламы, рассолы (элюаты), являющиеся отходами водоподготовки.
1.3.3. Химическая промышленность
Открытое акционерное общество "Уфахимпром".
Хлорорганические отходы этого предприятия сжигаются с получением абгазной соляной кислоты. В последние годы предприятием организовано производство ингибированной соляной кислоты, пользующейся большим спросом у потребителей. Основным неутилизируемым отходом этого предприятия является известковый шлам, содержащий хлорорганику, объем накопления которого составляет около 600 тыс. тонн.
Акционерное общество "Каустик" и акционерное общество "Каучук" (г. Стерлитамак).
Неутилизируемые токсичные отходы, образующиеся на указанных предприятиях, вывозятся на полигон "Цветаевский", который является потенциальным источником загрязнения окружающей природной среды. В настоящее время на полигоне накоплено около 128 тыс. тонн токсичных отходов.
Начаты работы по утилизации тяжелой смолы, образующейся при производстве изопрена в результате регенерации диметилформамида. Получаемый продукт - нефтеполимер "Асмол" используется для защиты нефтепроводов от коррозии.
В последние годы в связи с сокращением производственных мощностей объем отходов, вывозимых на полигон "Цветаевский", заметно сократился.
Производственное объединение "Сода" (г. Стерлитамак).
На предприятии ежегодно образуется 800 тыс.куб.м известкового шлама и 10 млн.куб.м дистеллерной жидкости. За период работы предприятия накоплено около 42 млн. тонн известковых шламов и 15,7 млн. тонн осадка дистеллерной жидкости. ПО "Сода" ежегодно сбрасывает в реку Белую более 10 млн.куб.м высокоминерализованных сточных вод.
Открытое акционерное общество "Минудобрения" (г. Мелеуз).
Основными отходами производства являются фосфогипс и пиритный огарок. Ежегодный объем образования отходов составляет около 24,8 тыс. тонн пиритного огарка и 164 тыс. тонн фосфогипса. Основная масса отходов складируется в отвалах, находящихся в береговой зоне реки Белой. В отвалах предприятия накоплено около 8,8 млн. тонн фосфогипса и 2,7 млн. тонн пиритного огарка.
1.3.4. Угольная промышленность
В результате производственной деятельности ОАО "Башкируголь" накоплено более 4 млн. тонн отходов брикетного производства, представляющих собой угольные шламы и брикетную крошку, утилизация которых не ведется. При складировании отходов происходит загрязнение воздуха угольной пылью и токсичными соединениями: сероводородом, бенз(а)пиреном, углекислым газом.
1.3.5. Нефтехимия и нефтепереработка
В настоящее время в шламонакопителях и нефтяных амбарах предприятий нефтедобычи, транспорта нефти, нефтехимии и нефтепереработки на площади 225 га накоплено более 2 млн. тонн нефтешламов. Объем ежегодного образования нефтешламов достигает 70-80 тыс. тонн. Существующие технологии по обезвреживанию и утилизации нефтесодержащих отходов не обеспечивают в полной мере эффективную переработку нефтешламов и направлены, в основном, на утилизацию легкой его фракции. Донная часть нефтешлама продолжает накапливаться.
1.3.6. Горнодобывающая промышленность
Основной объем накопленных и образующихся в республике промышленных отходов (около 70%) приходится на долю предприятий горнодобывающего, обогатительного и перерабатывающего комплексов. Объем вскрышных пород составляет более 1,1 млрд. тонн. Ежегодно только на Башкирском медно-серном комбинате образуются и направляются в "хвостохранилище" около 1,2 млн. тонн отходов обогащения медных и медно-цинковых руд. Всего здесь накоплено более 20 млн. тонн. В АО "Учалинский горно-обогатительный комбинат" ежегодно направляется в "хвостохранилище" до 2 млн. тонн отходов, объем их накопления превышает 30 млн. тонн. При переработке золотосодержащих руд в цианистых растворах на Тубинском руднике образовалось около 50 тыс. тонн отходов 2-го класса опасности, общий объем накопленных отходов составляет около 3 млн. тонн.
1.3.7. Металлургия и литейные производства
В настоящее время накоплено около 3,8 млн. тонн шлаков доменного и сталеплавильного производств. Ежегодно образуется 130 тыс. тонн шлаков металлургического производства.
1.3.8. Отходы деревопереработки
Объем древесных отходов, образующихся ежегодно, составляет более 500 тыс.куб.м. Причиной образования древесных отходов является несовершенство технологий добычи и переработки древесины, отсутствие экономических стимулов, побуждающих предприятия к полной переработке древесины.
1.3.9. Отработанные масла и растворители
Отработанные масла представляют собой экологическую опасность вследствие их низкой биоразлагаемости, токсичности и канцерогенности.
Отработанные растворители, представляющие в большинстве случаев углеводородные жидкости и хлорорганические соединения, содержащие помимо основных компонентов большое количество растворимых и твердых загрязнителей, в том числе токсичных, также представляют опасность для окружающей среды. На большинстве предприятий нет установок по утилизации или переработке отработанных растворителей.
За последние годы объем образования отработанных растворителей в связи с сокращением производства на предприятиях машиностроительного профиля несколько снизился. Однако объем их образования значительно превышает объем утилизации.
1.3.10. Полимерные отходы и отходы резинотехнических
изделий
Источником образования полимерных отходов является как промышленная, так и бытовая сфера. Частично промышленные полимерные отходы используются в качестве вторичного сырья. Однако мощностей для их переработки недостаточно.
Решение проблемы утилизации полимерных отходов потребления осложнено трудностями в их сортировке, широкой номенклатурой материала, большим ассортиментом изделий, подлежащих утилизации, различной степенью загрязненности таких отходов, отсутствием универсальных технологий их переработки.
1.3.11. Твердые бытовые отходы (ТБО)
В населенных пунктах Республики Башкортостан ежегодно образуется свыше миллиона тонн ТБО, являющихся источником загрязнения окружающей природной среды.
Анализ показывает, что основную часть ТБО составляют органические компоненты (75-80%). В последние годы в составе ТБО существенно уменьшилась доля пищевых отходов, кожи, резины, стекла и значительно возросла доля упаковочных материалов (бумага, картон, полиэтилен). Сортировка ТБО с целью извлечения полезных компонентов и последующего их использования в качестве вторичного сырья практически не производится.
В республике нет ни одного специализированного предприятия по сортировке и переработке бытовых отходов, а эксплуатируемые свалки не имеют соответствующих систем защиты от попадания загрязняющих веществ в грунтовые воды и воздух.
1.3.12. Отходы сельскохозяйственного производства
Существенное негативное воздействие на состояние окружающей природной среды оказывают такие виды отходов сельскохозяйственного производства, как навоз, птичий помет, а также запрещенные к применению и с истекшим сроком действия минеральные удобрения и пестициды.
На территории Республики Башкортостан имеется 11 птицефабрик, на которых ежегодно образуется около 300 тыс. тонн птичьего помета. Значительное количество навоза образуется на свиноводческих комплексах.
1.4. Осадки биологических очистных сооружений
Ежегодно на биологических очистных сооружениях республики образуется около 4 млн.куб.м осадков (100 тыс. тонн по сухому веществу). Состав осадков биологических очистных сооружений разнообразен и характеризуется наличием большого количества органических веществ (40-80%), общего фосфора - до 5%, общего азота - до 8% и других компонентов. Решение проблемы утилизации осадков осложняется присутствием в их составе ионов тяжелых металлов.
1.5. Образование отходов по отраслям промышленности
Основной объем образующихся в республике отходов приходится на долю предприятий горнодобывающего и горноперерабатывающего комплексов (52%), химической и нефтехимической (30%), машиностроительной отраслей промышленности.
2. Основные цели и задачи Программы
Целью Программы является уменьшение объемов образования и накопления отходов путем формирования экономического механизма хозяйствования, стимулирующего минимизацию образования отходов производства и потребления, сбор и переработку вторичного сырья, безопасное размещение и обезвреживание отходов производства и потребления.
Основные задачи Программы
1. Совершенствование нормативно-правового обеспечения в области обращения с отходами производства и потребления.
2. Создание благоприятных условий для привлечения инвесторов для осуществления мероприятий Программы.
3. Создание системы стимулирования перехода промышленных предприятий на малоотходные и безотходные технологии.
4. Повышение образовательного и культурного уровня населения в сфере обращения с отходами.
5. Создание эффективной системы сбора и переработки отходов, являющихся традиционными видами вторичных ресурсов.
6. Стимулирование проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с целью создания новых технологий по сбору и переработке отходов производства и потребления.
7. Стабилизация и улучшение состояния окружающей природной среды Республики Башкортостан и обеспечение безопасности для здоровья граждан.
3. Сроки и этапы реализации Программы
С учетом сложности проблемы и социально-экономического состояния Республики Башкортостан реализация Программы рассчитана на 10 лет.
Реализацию Программы предполагается осуществить в три этапа.
На первом этапе реализации Программы предполагаются разработка и принятие основных нормативных правовых актов и осуществление программных мероприятий экономического, правового, информационного, научно-технического обеспечения, не требующих больших финансовых затрат.
Цель первого этапа - создание условий, в том числе финансовой базы, для реализации основных программных мероприятий в производственной сфере и сфере потребления.
На втором этапе реализации Программы предполагается выполнение производственно-технических мероприятий, направленных на сокращение количества образующихся при производстве отходов и утилизацию образовавшихся отходов, сбор и переработку отходов потребления. В результате реализации программных мероприятий будет достигнуто улучшение санитарного состояния городов и сельских населенных пунктов республики, сокращение количества вновь образующихся отходов производства и уменьшение объемов накопленных отходов.
На третьем этапе планируются разработка и реализация крупных программных мероприятий, связанных с сокращением количества отвалов вскрышных пород, отходов горнорудной и перерабатывающей промышленности.
4. Перечень основных программных мероприятий
4.1. Нормативно-правовое обеспечение в области обращения
с отходами
N п/п |
Наименование мероприятий | Исполнители | Сроки выпол- нения |
Ожидаемые резуль- таты |
1. | Разработка нормативных правовых актов |
2001- 2003 гг. |
||
1.1. | Инструкция о порядке упаковки и маркировки опасных отходов |
Госкомэкология РБ, ФГУ ЦГСЭН в РБ, ЦСМ РБ, БРО РТИ |
-"- | Повышение эффек- тивности деятель- ности по обраще- нию с отходами производства и потребления |
1.2. | Инструкция о порядке транспортирования опас- ных отходов |
Госкомэкология РБ, ФГУ ЦГСЭН в РБ, БРО РТИ |
-"- | Обеспечение соб- людения условий обращения с опас- ными отходами при их транспортиро- вании |
1.3. | Инструкция по проведению погрузочно-разгрузочных работ, упаковке и марки- ровке опасных отходов |
Госкомэкология РБ, ФГУ ЦГСЭН в РБ, БРО РТИ |
-"- | -"- |
1.4. | Положение о предоставле- нии беспроцентного кре- дита на развитие новых производств, замену ус- таревшего и приобретение нового оборудования, ма- шин и агрегатов по обра- ботке и переработке от- ходов |
Госкомэкология РБ, Минфин РБ, Минэкономики и антимонополь- ной политики РБ |
-"- | Повышение эффек- тивности деятель- ности по обраще- нию с отходами производства и потребления |
1.5. | Положение о порядке ус- тановления налоговых и иных льгот, предоставля- емых предприятиям, уч- реждениям, организациям (независимо от форм соб- ственности) при внедре- нии ресурсосберегающих технологий и производств по переработке отходов и использовании их в каче- стве вторичных ресурсов |
Госкомэкология РБ, Минфин РБ, Минэкономики и антимонополь- ной политики РБ |
-"- | Снижение объемов образования отхо- дов производства и потребления, повышение эффек- тивности деятель- ности по вовлече- нию их в хозяйст- венный оборот |
1.6. | Положение о порядке пре- доставления государст- венных дотаций предприя- тиям и организациям, осуществляющим перера- ботку экологически вред- ных отходов и использую- щим отходы производства и потребления в качестве вторичного сырья |
Минфин РБ, Минэкономики и антимонополь- ной политики РБ, Госкомэкология РБ |
-"- | Создание условий для использования предприятиями промышленных и бытовых отходов в качестве вторич- ного сырья |
1.7. | Положение о порядке пре- доставления льгот в пла- те за ресурсопользование при переработке отходов |
Госкомэкология РБ, Минфин РБ, Минэкономики и антимонополь- ной политики РБ, Госкомитет РБ по промышленной политике |
-"- | Сокращение объе- мов использования природных ресур- сов за счет уве- личения объемов использования вторичного сырья |
1.8. | Положение о предоставле- нии льгот при получении банковских кредитов на осуществление мероприя- тий, направленных на снижение объемов образо- вания или накопления от- ходов |
Госкомэкология РБ, Минфин РБ, Минэкономики и антимонополь- ной политики РБ |
-"- | Создание условий для инвестицион- ной деятельности предприятий, на- правленной на ра- циональное приро- допользование и охрану окружающей среды |
1.9. | Об ограничении примене- ния в производстве эко- логически опасных видов сырья и материалов, при- водящих к образованию большого количества от- ходов |
Госкомэкология РБ, ФГУ ЦГСЭН в РБ |
-"- | Сокращение объе- мов образования отходов |
1.10. | Положение об экологичес- ком товарном знаке, при- сваиваемом продукции, безопасной для человека и окружающей среды и производимой по экологи- чески безопасным техно- логиям |
Госкомэкология РБ, ФГУ ЦГСЭН в РБ, ЦСМ РБ |
-"- | Введение экологи- ческого товарного знака позволит повысить конку- рентоспособность экобезопасной продукции. Предприятия-про- изводители про- дукции, которым присвоен знак экологической бе- зопасности, полу- чат возможность снижения суммы всех видов плате- жей за природо- пользование с учетом уровня рентабельности производства эко- безопасной про- дукции |
1.11. | Положение о порядке об- ращения с оборотной та- рой |
Госкомэкология РБ, МВСТ РБ, Минфин РБ, Минэкономики и антимонополь- ной политики РБ |
-"- | Сокращение затрат на производство тары многоразово- го использования и повышение эф- фективности ее использования |
1.12. | О введении и применении тарифа на реализацию экологически опасных ви- дов товаров |
Госкомэкология РБ, МВСТ РБ, Минэкономики и антимонополь- ной политики РБ |
-"- | Организация сбора и переработки экологически опасных видов от- ходов потребления |
1.13. | Положение о применении норм ускоренной аморти- зации на экозащитные сооружения и технологи- ческое оборудование по переработке отходов |
Госкомэкология РБ, Минфин РБ, Госкомитет РБ по промышленной политике |
-"- | Финансирование реконструкции, технического пе- ревооружения и строительства природоохранных сооружений |
1.14. | Положение о лизинге в области обращения с от- ходами |
Госкомэкология РБ, Минэкономики и антимонополь- ной политики РБ |
-"- | Создание благо- приятных экономи- ческих условий для развития дея- тельности в сфере обращения с отхо- дами |
1.15. | О предоставлении льгот при приобретении оборот- ных средств предприяти- ям, осуществляющим меро- приятия по сокращению объемов образования от- ходов и их утилизации |
Госкомэкология РБ, Минэкономики и антимонополь- ной политики РБ |
-"- | -"- |
1.16. | Методика оценки экологи- ческой и социально-эко- номической эффективности инвестиционных проектов (мероприятий), связанных с переработкой отходов и природоохранной деятель- ностью предприятий |
Госкомэкология РБ, Минэкономики и антимонополь- ной политики РБ, Госкомитет РБ по промышленной политике |
-"- | Отбор наиболее целесообразных эколого-экономи- ческих проектов (мероприятий) |
Примечание:
1. Госкомэкология РБ - Государственный комитет Республики Башкортостан по охране окружающей среды.
2. ЦСМ РБ - Центр стандартизации, метрологии и сертификации Республики Башкортостан.
3. БРО РТИ - Башкирское республиканское отделение Российской транспортной инспекции.
4. Минфин РБ - Министерство финансов Республики Башкортостан.
5. Минэкономики и антимонопольной политики РБ - Министерство экономики и антимонопольной политики Республики Башкортостан.
6. МВСТ РБ - Министерство внешних связей и торговли Республики Башкортостан.
7. Госкомитет РБ по промышленной политике - Государственный комитет Республики Башкортостан по промышленной политике.
8. ФГУ ЦГСЭН в РБ - Федеральное государственное учреждение Центр госсанэпиднадзора в Республике Башкортостан.
4.2. Экологическое воспитание в сфере обращения
с отходами производства и потребления
Основной целью проведения работ в данном направлении является повышение уровня экологического образования населения в области обращения с отходами производства и потребления и организация системы подготовки и переподготовки специалистов по безопасному обращению с отходами.
4.3. Проектирование и строительство полигонов
по захоронению твердых бытовых отходов в Республике
Башкортостан
Наиболее дешевым методом обезвреживания и утилизации твердых бытовых отходов является их захоронение на полигонах ТБО с дальнейшей рекультивацией полигонов после заполнения проектного объема.
При эксплуатации полигонов предполагается организация технологических линий по сортировке и сепарации отходов (бумаги, картона, полимеров, текстиля, стекла, металла и др.) для вторичного использования.
Оценка необходимых затрат для проектирования и строительства полигонов захоронения ТБО приведена в таблице 1
На эти цели в 2001-2003 гг. предполагается использовать средства республиканского бюджета и местных бюджетов.
Таблица 1
Прогнозные затраты на проектирование и строительство
полигонов ТБО в ценах 1997 года (тыс. рублей)
N п/п |
Населенный пункт | Стоимость проекти- рования |
Стоимость строитель- ства |
1. | г. Баймак | 190 | 2000 |
2. | г. Белебей | 250 | 4500 |
3. | г. Белорецк | 230 | 3000 |
4. | г. Бирск | 200 | 1500 |
5. | г. Давлеканово | 0 | 3000 |
6. | г. Дюртюли | 200 | 2500 |
7. | г. Ишимбай | 230 | 2900 |
8. | г. Кумертау | 220 | 2400 |
9. | г. Нефтекамск | 260 | 4880 |
10. | г. Октябрьский | 250 | 4396 |
11. | г. Салават | 280 | 6288 |
12. | г. Сибай | 220 | 2200 |
13. | г. Стерлитамак | 335 | 10360 |
14. | г. Туймазы | 240 | 3800 |
15. | г. Чишмы | 150 | 3000 |
16. | г. Уфа | 1000 | 43976 |
17. | г. Янаул | 200 | 3000 |
Итого по городам: | 3585 | 103704 | |
18. | п. Аскарово Абзелиловского района | 150 | 2000 |
19. | п. Бурибай Хайбуллинского района | 150 | 1000 |
20. | п. Бураево Бураевского района | 150 | 1000 |
21. | п. Николо-Березовка Краснокамского района | 150 | 1000 |
22. | п. Нугуш Мелеузовского района | 150 | 48,7 |
23. | п. Прибельский Кармаскалинского района | 150 | 1000 |
24. | п.г.т. Раевский Альшеевского района | 150 | 1000 |
25. | п. Ермолаево Куюргазинского района | 150 | 1000 |
26. | п. Юмагузино Кугарчинского района | 150 | 1000 |
27. | р.п. Иглино Иглинского района | 150 | 2500 |
28. | р.п.Инзер Белорецкого района | 150 | 2500 |
29. | р.п. Красноусольский Гафурийского района | 150 | 2500 |
30. | р.ц. Месягутово Дуванского района | 150 | 2500 |
31. | с. Акъяр Хайбуллинского района | 120 | 2000 |
32. | с. Большеустьикинское Мечетлинского района | 120 | 2000 |
33. | с. Бижбуляк Бижбулякского района | 120 | 2000 |
34. | с. Буздяк Буздякского района | 120 | 2000 |
35. | с. Верхние Татышлы Татышлинского района | 120 | 2000 |
36. | с. Верхнеяркеево Илишевского района | 54,118 | 2000 |
37. | с. Зилаир Зилаирского района | 15 | 538 |
38. | с. Исянгулово Зианчуринского района | 120 | 2000 |
39. | с. Караидель Караидельского радона | 120 | 2000 |
40. | с. Кармаскалы Кармаскалинского района | 117,524 | 1850 |
41. | с. Киргиз-Мияки Миякинского района | 120 | 2000 |
42. | с. Кушнаренково Кушнаренковского района | 120 | 554 |
43. | с. Мишкино Мишкинского района | 120 | 2000 |
44. | с. Мраково Кугарчинского района | 120 | 2000 |
45. | с. Старобалтачево Балтачевского района | 120 | 2000 |
46. | с. Стерлибашево Стерлибашевского района | 120 | 2000 |
47. | с. Толбазы Аургазинского района | 120 | 3000 |
48. | с. Федоровка Федоровского района | 120 | 2000 |
49. | с. Чекмагуш Чекмагушевского района | 120 | 2000 |
50. | с. Языково Благоварского района | 120 | 2000 |
Всего: | 7761,642 | 160694,7 |
4.4. Локальные программы по безопасному размещению
и утилизации промышленных отходов
До разработки и принятия республиканской целевой программы "Отходы производства и потребления" на 2001-2011 годы постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 7 июня 1999 г. N 163 утверждены неотложные мероприятия по обеспечению безопасной эксплуатации полигона "Цветаевский", эксплуатируемого предприятиями г. Стерлитамака.
4.5. Основные технологические решения по уменьшению
объемов образования отходов и их утилизации в отраслях
промышленности
4.5.1. Машиностроение:
- создание замкнутых технологических циклов использования промывных вод и гальванических растворов;
- разработка, создание и внедрение технологий и установок по регенерации или утилизации отработанных технологических растворов, СОЖ, сточных вод или их вторичному использованию;
- разработка, создание и внедрение технологий по утилизации или вторичному использованию гальванических шламов, шламов и пыли металлообработки.
4.5.2. Энергетика:
- повторное применение известковых шламов для водоподготовки, водоочистки строительных материалов, а также в производстве строительных материалов;
- регенерация и повторное использование элюатов;
- внедрение замкнутых систем водоснабжения ТЭЦ, котельных и установок водоподготовки.
4.5.3. Нефтедобыча и нефтепереработка:
- переработка нефтешламов с использованием существующих технологий;
- разработка новых высокоэффективных технологий переработки нефтешламов.
4.5.4. Металлургия и литейные производства:
- использование шлаков в качестве сырья для производства среднемарочных вяжущих заполнителей бетона, фильтрующих материалов, в дорожном строительстве.
4.5.5. Отходы деревообрабатывающей промышленности:
- разработка и внедрение современных установок по переработке и использованию древесных отходов для производства различных видов продукции, получения тепла.
4.5.6. Отработанные масла и растворители:
- организация специальных производств по сбору и переработке отработанных масел для регенерации и повторного использования;
- организация централизованной системы сбора отработанных растворителей и специальных производств по их переработке;
- использование отработанных масел и растворителей для промывки нефтяных скважин от асфальто-смолистых отложений вместо используемых нефтяных растворителей.
4.5.7. Полимерные отходы и отходы производства резинотехнических изделий:
- организация системы раздельного сбора полимерных отходов производства и потребления;
- освоение современных эффективных технологий переработки отходов, включая переработку отработанных автомобильных шин.
4.6. Переработка органических отходов производства птицеводческой и животноводческой продукции:
- разработка и изготовление опытно-промышленных установок по переработке органических отходов птицеводческих и животноводческих комплексов.
5. Финансовое обеспечение реализации программных
мероприятий
Финансирование программных мероприятий осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, средств предприятий и организаций, инвестиционных фондов, специальных платежей и других источников.
Финансирование Программы из республиканского бюджета осуществляется через государственного заказчика - Государственный комитет Республики Башкортостан по охране окружающей среды, который распределяет средства по программным мероприятиям на основе ежегодных планов работ, утверждаемых в установленном порядке.
В результате реализации мер, направленных на экономическое и правовое регулирование обращения с отходами, ожидается получение дополнительных финансовых средств для реализации запланированных программных мероприятий.
Таблица 2
Объемы финансирования на реализацию первоочередных
мероприятий Программы
N | Наименование мероприятий | Объем финансирования, тыс.руб. |
||
2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | ||
1. | Создание и совершенствование системы управления отходами |
150 | 170 | 190 |
2. | Разработка нормативных правовых актов в области обращения с отходами |
250 | 280 | 300 |
3. | Организация системы сбора и обезврежи- вания токсичных отходов производства бюджетных организаций |
500 | 570 | 590 |
4. | Организация и развитие производств по переработке отходов |
600 | 750 | 770 |
5. | Организация ведения государственного кадастра отходов |
500 | 570 | 590 |
6. | Организация специализированного центра (агентства) по обращению с отходами |
600 | 710 | 710 |
7. | Информационное обеспечение управления отходами |
300 | 330 | 330 |
8. | Внедрение системы мониторинга и обраще- ния с отходами (ТБО) |
400 | 470 | 490 |
9. | Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области обращения с отходами |
500 | 570 | 590 |
10. | Организация обучения специалистов в об- ласти безопасного обращения с отходами |
200 | 230 | 240 |
11. | Строительство полигона ТБО для г. Дюр- тюли |
1000 | 1100 | 1200 |
Итого: | 5000 | 5750 | 6000 | |
12. | Проектирование и строительство полиго- нов ТБО |
16350,0 | 20000,0 | 20000,0 |
Итого: | 21350,0 | 25750,0 | 26000,0 |
Финансирование мероприятий, предусмотренных пунктами 1-11, производится из республиканского бюджета.
Финансирование мероприятий, предусмотренных пунктом 12, производится из средств республиканского бюджета, направляемых на финансирование природоохранных мероприятий.
Возможна корректировка запланированных объемов финансирования при утверждении годового бюджета Республики Башкортостан.
6. Порядок управления реализацией Программы
Государственным заказчиком Программы является Госкомэкология Республики Башкортостан.
Исходя из предполагаемых размеров финансирования, Госкомэкология РБ в установленном порядке ежегодно разрабатывает план действий и мероприятий по реализации данной Программы, который утверждается постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан.
Госкомэкология Республики Башкортостан определяет исполнителей конкретных мероприятий Программы на конкурсной основе. Условия конкурса разрабатываются Госкомэкологией Республики Башкортостан и доводятся до сведения заинтересованных предприятий и организаций.
Финансирование работ по реализации программных мероприятий осуществляется на основе договоров между Госкомэкологией РБ и исполнителями.
Госкомэкология Республики Башкортостан осуществляет общую координацию работ и контроль за ходом выполнения Программы.
Ответственность за выполнение мероприятий республиканской целевой Программы возлагается на их исполнителей.
7. Оценка ожидаемой эффективности Программы
В результате реализации мероприятий Программы будет получен социальный, экономический и природоохранный эффект.
1. Социальный эффект Программы заключается в следующем:
- обеспечение экологического, санитарно-гигиенического состояния территории и здоровья граждан Республики Башкортостан;
- повышение культурного уровня населения;
- создание новых предприятий, производств по переработке отходов производства и потребления, дополнительных рабочих мест.
2. Общий экономический эффект Программы заключается в следующем:
- создание экономически более выгодной, эффективно действующей системы хозяйствования;
- увеличение предотвращенного экологического ущерба за счет фактического снижения объемов образования и размещения отходов.
3. Природоохранный эффект Программы заключается в следующем:
- сокращение образования отходов производства в расчете на единицу производимой продукции;
- создание эффективно действующей системы хозяйствования, обеспечивающей сбор и переработку вторичного сырья в бытовом секторе, безопасное размещение, захоронение и обезвреживание отходов производства и потребления;
- улучшение состояния территорий и окружающей среды в районах и городах Республики Башкортостан.
8. Информационное обеспечение Программы
Исполнители мероприятий Программы в установленном государственным заказчиком порядке своевременно информируют его о ходе их реализации.
Государственный заказчик ежегодно представляет в Кабинет Министров Республики Башкортостан информацию о ходе выполнения Программы.
Информационное обеспечение республиканской целевой программы "Отходы производства и потребления" на 2001-2011 годы направлено на регулярное информирование населения о ходе ее выполнения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 15 марта 2001 г. N 50 "О республиканской целевой программе "Отходы производства и потребления" на 2001-2011 годы"
Текст постановления (без программы) опубликован в "Ведомостях Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан", N 7 (127), май 2001 г., ст. 476
Текст программы официально опубликован не был
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 26 марта 2004 г. N 47 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 16 мая 2003 г. N 118
Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 2 августа 2002 г. N 229