2 августа 2002 г.
В целях защиты прав потребителей, совершенствования организационной и правовой основ государственной системы контроля за безопасностью и качеством товаров на потребительском рынке Кабинет Министров Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую программу "Качество и безопасность потребительских товаров и услуг на 2002-2005 годы".
2. Министерствам и ведомствам, администрациям районов, городов, предприятиям и организациям республики принять меры к выполнению мероприятий по реализации республиканской программы "Качество и безопасность потребительских товаров и услуг на 2002-2005 годы".
3. Поручить Центру стандартизации, метрологии и сертификации Республики Башкортостан ежегодный сбор и анализ информации о ходе выполнения республиканской программы "Качество и безопасность потребительских товаров и услуг на 2002-2005 годы".
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на отдел координации отраслей экономики Аппарата Кабинета Министров Республики Башкортостан.
Премьер-министр
Республики Башкортостан |
Р.И.Байдавлетов |
Руководитель Аппарата
Кабинета Министров
Республики Башкортостан |
Ф.М.Казакбаев |
Республиканская программа
"Качество и безопасность потребительских товаров и услуг
на 2002-2005 годы"
(утв. постановлением Кабинета Министров Республики
Башкортостан от 24 января 2002 г. N 21)
2 августа 2002 г.
Содержание
Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 2 августа 2002 г. N 229 в Паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
Наименование Программы |
Республиканская программа "Качество и безопасность потребительских товаров и услуг на 2002-2005 годы". |
Основание для раз- работки Программы |
Постановление Кабинета Министров Республики Башкор- тостан от 21 февраля 2001 г. N 36. Постановление Кабинета Министров Республики Башкор- тостан от 20 июня 2001 г. N 139. |
Государственный заказчик Программы |
Кабинет Министров Республики Башкортостан. |
Основной разработ- чик Программы |
Центр стандартизации, метрологии и сертификации Республики Башкортостан; Министерство промышленности, внешних связей и тор- говли Республики Башкортостан. |
Цель и задачи Про- граммы |
Целью Программы является определение основных на- правлений государственного регулирования в области обеспечения качества и безопасности товаров, нахо- дящихся на потребительском рынке республики, и ус- луг, оказываемых населению, с учетом особенностей экономического и социального развития Республики Башкортостан. В основные задачи Программы входит внедрение систе- мы менеджмента качества в соответствии с междуна- родными стандартами ИСО серии 9000, подготовка спе- циалистов в области управления качеством, поддержка предприятий, выпускающих качественную и конкуренто- способную продукцию, развитие системы информатиза- ции и информационных услуг в сфере обеспечения ка- чества и безопасности товаров и услуг, укрепление производственной базы органов, осуществляющих конт- роль за качеством продукции и услуг, повышение от- ветственности производителей за качество продукции и услуг. |
Сроки реализации Программы |
2002-2005 годы. |
Основные пользова- тели Программы |
Администрация Президента Республики Башкортостан Государственное Собрание - Курултай Республики Баш- кортостан Кабинет Министров Республики Башкортостан Органы исполнительной власти Предприятия и организации Частные предприниматели Средства массовой информации Общественные организации. |
Ожидаемые резуль- таты |
Реализация Программы позволит повысить качество и безопасность товаров и услуг и ответственность ру- ководителей, уменьшить поток поступающих на рынок фальсифицированных товаров, обеспечить предоставле- ние достоверной информации о качестве и безопаснос- ти товаров и услуг. |
Система организа- ции контроля за выполнением Про- граммы |
Контроль за реализацией Программы осуществляет от- дел координации отраслей экономики Аппарата Кабине- та Министров Республики Башкортостан. |
Обоснование необходимости принятия республиканской Программы
Республиканская программа "Качество и безопасность потребительских товаров и услуг на 2002-2005 годы" разработана на основании постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан от 21 февраля 2001 г. N 36 "О Концепции государственного регулирования в области обеспечения качества и безопасности потребительских товаров и услуг", постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан от 20 июня 2001 г. N 139 "Об утверждении комплексной Программы по реализации в 2001 году основных положений Послания Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию "К рубежам устойчивого развития (О положении в республике и программе дальнейших действий)" Центром стандартизации, метрологии и сертификации Республики Башкортостан, Государственным комитетом Республики Башкортостан по промышленной политике в связи с необходимостью повышения качества выпускаемой продукции и предоставляемых услуг.
Развитие потребительского рынка является важнейшим направлением экономических и социальных преобразований в Республике Башкортостан. За годы реформ на потребительском рынке в основном созданы условия для свободного обращения товаров и услуг, использования рыночных механизмов удовлетворения потребительского спроса, заложены основы формирования рыночной инфраструктуры и конкурентной среды.
Вместе с тем проблемы удовлетворения спроса различных категорий и групп населения на качественные и безопасные товары и услуги решены не полностью. На республиканский потребительский рынок продолжают поступать значительные объемы некачественной и опасной для здоровья граждан и окружающей среды продукции - как отечественной, так и импортной.
Как свидетельствуют результаты проверок, проведенных контролирующими органами в 2000 году, 78 процентов предприятий республики выпускали (реализовывали) продукцию ненадлежащего качества. Наибольшее количество претензий - к качеству продуктов питания, продукции легкой промышленности (швейных, трикотажных изделий, обуви, товаров детского ассортимента). За 2000 год из товарооборота было изъято более 2000 партий опасных продовольственных товаров.
Основная причина появления на потребительском рынке некачественных и опасных товаров (услуг) - отсутствие у большинства отечественных товаропроизводителей и предприятий сферы обслуживания реальной возможности выпускать конкурентоспособные по качеству товары (использование устаревших технологий, низкое качество комплектующих изделий, отсутствие постоянных поставщиков сырья и комплектующих), мотивации к повышению качества товаров (услуг). Кроме того, на многих предприятиях ослаблен производственный контроль за качеством и безопасностью выпускаемой продукции, ощущается нехватка квалифицированных специалистов.
Продвижение многих товаров от производителя до потребителя осуществляется в несколько этапов, путем их неоднократной перекупки, что осложняет определение степени ответственности изготовителя и продавца за качество и безопасность товара. Ослаблен контроль качества товаров, осуществляемый в оптовой и розничной торговле.
Совершенствование законодательства в сфере защиты потребительского рынка от некачественных и опасных товаров (услуг) должно способствовать повышению ответственности производителя за качество продукции.
Сложившаяся модель государственного регулирования, ориентированная на выявление некачественных и опасных товаров, в большинстве своем уже находящихся в обращении, не может быть перспективной. Стратегическим направлением государственной политики по обеспечению безопасности и качества продукции (услуг) должно стать предотвращение производства опасной и недоброкачественной продукции.
Наиболее заметно отсутствие контроля за качеством платных услуг населению, в первую очередь новых их видов (образовательных, медицинских, туристических, финансовых и других).
Для повышения эффективности государственного контроля и надзора в области обеспечения качества и безопасности товаров и услуг необходимо провести ряд изменений структурного и организационного характера. Так, в связи с резким увеличением численности субъектов хозяйственной деятельности соответственно должно возрасти и количество государственных инспекторов.
Целью программы является определение основных направлений государственного регулирования в области обеспечения качества и безопасности товаров, находящихся в обращении на потребительском рынке республики, и услуг, оказываемых населению (далее - товары и услуги), с учетом особенностей экономических и социальных преобразований в Республике Башкортостан.
Достижение этой цели обеспечивается решением следующих задач:
выработка (на основе исследований проблем качества и единой оценки качества товаров) рекомендаций по повышению качества товаров (услуг);
практическое применение опыта работы и рекомендаций международных организаций по государственному регулированию качества товаров (услуг), системы экспертной оценки качества и безопасности товаров;
координация работы по подготовке специалистов в области управления качеством;
создание рабочих групп из числа ученых и специалистов для проведения технической экспертизы предлагаемой к выпуску продукции;
анализ экспортного потенциала республики, проведение маркетинговых исследований продукции стран - потенциальных экспортеров, изучение их требований к качеству продукции;
организация работы по оценке технического состояния предприятий и конкурентоспособности выпускаемой продукции с целью определения целесообразности осуществления проектов, разрабатываемых предприятиями;
поддержка предприятий, выпускающих конкурентоспособную продукцию, и подготовка их систем качества и продукции к сертификации в соответствии с международными нормами и правилами;
анализ состояния испытательной базы промышленности республики с целью аккредитации испытательных центров в соответствии с международными нормами и правилами;
усиление государственного регулирования в области обеспечения безопасности товаров (услуг) для жизни и здоровья человека, окружающей среды и имущества потребителей;
совершенствование механизмов экономического регулирования в области обеспечения качества товаров (услуг);
создание и развитие системы информатизации и информационных услуг в сфере обеспечения качества и безопасности товаров (услуг);
просвещение населения по вопросам качества и безопасности товаров (услуг);
обеспечение государственной поддержки общественных объединений граждан по защите прав потребителей.
Основные мероприятия по дальнейшему определению и совершенствованию механизмов государственного регулирования в области обеспечения качества и безопасности товаров (услуг) направлены на защиту здоровья граждан и окружающей среды, на выпуск конкурентоспособных товаров, на повышение ответственности производителя за качество товаров, на создание и развитие системы информатизации и информационных услуг в сфере обеспечения качества и безопасности товаров (услуг), просвещения населения по вопросам качества и безопасности товаров (услуг), а также на совершенствование действенного государственного контроля и надзора.
Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 2 августа 2002 г. N 229 в раздел "Мероприятия" настоящей Программы внесены изменения
Мероприятия республиканской программы
"Качество и безопасность потребительских товаров и услуг
на 2002-2005 годы"
/-------------------------------------------------------------------------------\
| N/N | Мероприятия | Исполнители |Форма организа-| Сроки |
| | | |ционно-распоря-|исполнения|
| | | |дительного до- | |
| | | | кумента | |
|-----+-----------------------+----------------------+---------------+----------|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|-------------------------------------------------------------------------------|
| 1. Организационный и нормативно-правовой механизм |
| управления качеством товаров и услуг |
|-------------------------------------------------------------------------------|
|1.1. | Разработка предложений| ЦСМ РБ, | | 2002-2005|
| | о внесении изменений и| МПВСТ РБ, | | гг. |
| | дополнений в норматив-| МЭАП РБ, | | |
| | ные правовые акты Рес-| Госторгинспекция РБ, | | |
| | публики Башкортостан | ЦГСЭН в РБ, | | |
| | по вопросам качества и| министерства и ведом-| | |
| | безопасности продукции| ства РБ, | | |
| | | администрации районов| | |
| | | и городов РБ | | |
|-----+-----------------------+----------------------+---------------+----------|
|1.2. | Проведение экспертизы | ЦГСЭН в РБ, | | постоянно|
| | технических условий на| ЦСМ РБ, | | |
| | новые виды пищевой | МПВСТ РБ | | |
| | продукции, разрабаты- | | | |
| | ваемые предприятиями и| | | |
| | организациями Респуб- | | | |
| | лики Башкортостан | | | |
|-----+-----------------------+----------------------+---------------+----------|
|1.3. | Разработка технической| ЦСМ РБ, | Документ о |2002-2005 |
| | документации на новые | Ассоциация организа- | регистрации в | гг. |
| | виды продукции и осво-| ций предприниматель- | установленном | |
| | ение их предприятиями | ства РБ, | порядке | |
| | республики | предприятия РБ, | | |
| | | ЦГСЭН в РБ, | | |
| | | ТПП РБ, | | |
| | | Госторгинспекция РБ | | |
|-----+-----------------------+----------------------+---------------+----------|
|1.4. | Внедрение систем ме- | Министерства и ведом-| Распоряжение | 2002-2005|
| | неджмента качества в | ства РБ, | КМ РБ | гг. |
| | соответствии с между- | администрации районов| | |
| | народными стандартами | и городов РБ, | | |
| | ИСО серии 9000 в орга-| ЦСМ РБ, | | |
| | нах исполнительной | БОАПК | | |
| | власти республики | | | |
| | | | | |
|-----+-----------------------+----------------------+---------------+----------|
|1.5. | Внедрение на предприя-| Министерства и ведом-| Распоряжение | 2002-2005|
| | тиях республики между-| ства РБ, | КМ РБ | гг. |
| | народных стандартов | предприятия и органи-| | |
| | ИСО серии 14000 (сис- | зации РБ, | | |
| | тема управления окру- | ЦСМ РБ | | |
| | жающей средой) | | | |
| | | | | |
|-----+-----------------------+----------------------+---------------+----------|
|1.6. | Проведение доброволь- | ЦСМ РБ, | Распоряжение | 2002-2005|
| | ной сертификации про- | МПВСТ РБ, | КМ РБ | гг. |
| | дукции и услуг на | БОАПК | | |
| | предприятиях Республи-| | | |
| | ки Башкортостан | | | |
|-----+-----------------------+----------------------+---------------+----------|
|1.7. | Разработка мероприятий| Управление ветерина- | Программа | 2002-2003|
| | по развитию племенного| рии при МСХП РБ, | | гг. |
| | животноводства с целью| ЦГСЭН в РБ, | | |
| | улучшения качества мя-| БашНПВЛ, | | |
| | сопродуктов | БГАУ | | |
|-----+-----------------------+----------------------+---------------+----------|
|1.8. | Проведение организаци-| Управление ветерина- | Приказ МСХП РБ| 2002-2005|
| | онных, профилактичес- | рии при МСХП РБ | | гг. |
| | ких, противоэпизооти- | | | |
| | ческих мероприятий, | | | |
| | направленных на недо- | | | |
| | пущение заноса каран- | | | |
| | тинных и особо опасных| | | |
| | заболеваний, общих для| | | |
| | человека и животных | | | |
|-----+-----------------------+----------------------+---------------+----------|
|1.9. | Проведение и участие | Министерства и ведом-| | 2002-2005|
| | предприятий республики| ства, предприятия РБ,| | гг. |
| | в ежегодных республи- | Ассоциация организа- | | |
| | канских и российских | ций предприниматель- | | |
| | конкурсах в области | ства РБ, | | |
| | качества | ЦСМ РБ, | | |
| | | ЦГСЭН в РБ, | | |
| | | ТПП РБ, | | |
| | | БОАПК, | | |
| | | Госторгинспекция РБ | | |
|-----+-----------------------+----------------------+---------------+----------|
|1.10.| Организация и участие | ТПП РБ, | Планы проведе-| 2002-2005|
| | в проведении выставок,| МПВСТ РБ, | ния выставок, | гг. |
| | ярмарок, дегустаций | МСХП РБ, | ярмарок | |
| | продукции | ЦСМ РБ, | | |
| | | ЦГСЭН в РБ, | | |
| | | Госторгинспекция РБ | | |
|-----+-----------------------+----------------------+---------------+----------|
|1.11.| Развитие инфраструкту-| МПВСТ РБ, | | 2002-2005|
| | ры товарных рынков | Башпотребсоюз, | | гг. |
| | (тароупаковочной инду-| администрации районов| | |
| | стрии, региональных | и городов РБ | | |
| | маркетинговых центров,| | | |
| | оптовых рынков, рекла-| | | |
| | мы) | | | |
|-----+-----------------------+----------------------+---------------+----------|
|1.12.| Расширение и развитие | Администрации районов| | 2002-2005|
| | специализированной | и городов РБ, | | гг. |
| | торговой сети предпри-| предприятия РБ, | | |
| | ятий, фирменной тор- | МПВСТ РБ, | | |
| | говли | МСХП РБ, | | |
| | | ТПП РБ, | | |
|-----+-----------------------+----------------------+---------------+----------|
|1.13.| Развитие системы мони-| ЦГСЭН в РБ, | | 2002-2005|
| | торинга качества и бе-| Госторгинспекция РБ, | | гг. |
| | зопасности товаров | ТПП РБ, | | |
| | (услуг) | Башкортостанская та- | | |
| | | можня | | |
|-------------------------------------------------------------------------------|
| 2. Совершенствование механизмов стимулирования товаропроизводителей |
| в выпуске качественных товаров и услуг |
|-------------------------------------------------------------------------------|
|2.1. | Разработка положения о| ЦСМ РБ, |Указ Президента| 2002 г. |
| | премии Президента Рес-| БОАПК, | РБ | |
| | публики Башкортостан в| МПВСТ РБ, | | |
| | области качества | МСХП РБ | | |
| | | | | |
|-------------------------------------------------------------------------------|
| 3. Совершенствование форм и методов государственного контроля |
| и надзора за качеством и безопасностью товаров и услуг |
|-------------------------------------------------------------------------------|
|3.1. | Создание пунктов конт-| Администрации районов| Распоряжение | 2002-2003|
| | роля качества товаров | и городов РБ, | КМ РБ | гг. |
| | на оптовых рынках и | Администрации оптово-| | |
| | оптовых предприятиях | розничных рынков, | | |
| | Республики Башкорто- | Госторгинспекция РБ, | | |
| | стан | МПВСТ РБ, | | |
| | | ЦСМ РБ | | |
|-----+-----------------------+----------------------+---------------+----------|
|3.2. | Расширение базы аккре-| Администрации районов| | 2002-2005|
| | дитованных испытатель-| и городов РБ, | | гг. |
| | ных и аналитических | предприятия РБ, | | |
| | лабораторий для объек-| ЦСМ РБ, | | |
| | тивного контроля за | ЦГСЭН в РБ, | | |
| | качеством пищевой про-| Управление ветерина- | | |
| | дукции и непродоволь- | рии при МСХП РБ | | |
| | ственных товаров в | | | |
| | районах и городах Рес-| | | |
| | публики Башкортостан | | | |
| | | | | |
|-----+-----------------------+----------------------+---------------+----------|
|3.3. | Проведение региональ- | ЦСМ РБ, | | 2002-2005|
| | ных межлабораторных | испытательные лабора-| | гг. |
| | сравнительных испыта- | тории | | |
| | ний для повышения ка- | | | |
| | чества и достоверности| | | |
| | результатов (по плану,| | | |
| | утвержденному Госстан-| | | |
| | дартом России) | | | |
|-----+-----------------------+----------------------+---------------+----------|
|3.4. | Проведение обязатель- | ЦСМ РБ | | 2002-2005|
| | ной сертификации услуг| | | гг. |
| | розничной торговли и | | | |
| | сертификации услуг об-| | | |
| | щественного питания | | | |
| | независимо от мест их | | | |
| | предоставления (обще- | | | |
| | доступная сеть, до- | | | |
| | школьные, учебно-обра-| | | |
| | зовательные, лечебно- | | | |
| | профилактические и | | | |
| | другие организации) | | | |
|-------------------------------------------------------------------------------|
| 4. Организация обучения, (переподготовка), повышения |
| квалификации специалистов в области качества |
|-------------------------------------------------------------------------------|
|4.1. | Организация обучения | ЦСМ РБ, | | 2002-2005|
| | (переподготовка), по- | Союз предпринимате- | | гг. |
| | вышения квалификации | лей, | | |
| | специалистов различных| предприятия и органи-| | |
| | отраслей народного хо-| зации РБ | | |
| | зяйства на базе Баш- | | | |
| | кирского представи- | | | |
| | тельства Академии | | | |
| | стандартизации, метро-| | | |
| | логии и сертификации | | | |
| | Госстандарта России | | | |
| | (учебной) | | | |
|-----+-----------------------+----------------------+---------------+----------|
|4.2. | Организация и проведе-| ЦСМ РБ, | Положение о | Ежегодно |
| | ние республиканского | БОАПК, | конкурсе | |
| | конкурса на лучшую | Госкомнауки РБ | | |
| | студенческую работу по| | | |
| | стандартизации, метро-| | | |
| | логии и сертификации | | | |
|-------------------------------------------------------------------------------|
| 5. Создание и развитие республиканской информационной |
| системы по вопросам качества продукции и услуг |
|-------------------------------------------------------------------------------|
|5.1. | Организация регулярных| Минпечати РБ, | | Постоянно|
| | публикаций, радио- и | ЦСМ РБ, | | |
| | телепередач по вопро- | ЦГСЭН в РБ, | | |
| | сам качества товаров и| МВД РБ, | | |
| | услуг | Госторгинспекция РБ | | |
|-----+-----------------------+----------------------+---------------+----------|
|5.2. | Расширение региональ- | Региональное отделе- | | 2002-2005|
| | ного отделения обще- | ние ВОК РБ, | | гг. |
| | российской обществен- | предприятия и органи-| | |
| | ной организации "Все- | зации РБ, | | |
| | российская организация| ЦСМ РБ | | |
| | качества" Республики | | | |
| | Башкортостан | | | |
|-----+-----------------------+----------------------+---------------+----------|
|5.3. | Проведение республи- | ВОК, | | Ежегодно |
| | канских научно-практи-| ЦСМ РБ, | | (октябрь-|
| | ческих конференций, | БОАПК, | | ноябрь) |
| | посвященных Всемирному| ТПП РБ | | |
| | дню стандартов и Все- | | | |
| | мирному дню качества | | | |
|-----+-----------------------+----------------------+---------------+----------|
|5.4. | Создание постоянно | ТПП РБ, | | 2002 г. |
| | действующей выставки | предприятия РБ | | |
| | продукции лучших това-| | | |
| | ропроизводителей рес- | | | |
| | публики | | | |
|-----+-----------------------+----------------------+---------------+----------|
|5.5. | Учреждение премии за | ЦСМ РБ | | Ежегодно |
| | лучшее освещение во- | Минпечати РБ, | | |
| | просов качества в | МПВСТ РБ | | |
| | средствах массовой ин-| | | |
| | формации | | | |
\-------------------------------------------------------------------------------/
Примечания:
КМ РБ - Кабинет Министров Республики Башкортостан.
МПВСТ РБ - Министерство промышленности, внешних связей и торговли Республики Башкортостан.
МСХП РБ - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Башкортостан.
МЭАП РБ - Министерство экономики и антимонопольной политики Республики Башкортостан.
Минпечати РБ - Министерство печати и массовой информации Республики Башкортостан.
Госкомнауки РБ - Госкомитет Республики Башкортостан по науке, высшему и среднему профессиональному образованию.
ЦСМ РБ - Центр стандартизации, метрологии и сертификации Республики Башкортостан.
ЦГСЭН в РБ - Федеральное государственное учреждение Центр госсанэпиднадзора в Республике Башкортостан.
Госторгинспекция РБ - Управление Государственной инспекции по торговле, качеству и защите прав потребителей Российской Федерации по Республике Башкортостан.
ТПП РБ - Торгово-промышленная палата Республики Башкортостан.
ВОК - Всероссийская организация качества.
БГАУ - Башкирский государственный аграрный университет.
Управление ветеринарии при МСХП РБ - Управление ветеринарии при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Башкортостан.
БОАПК - Башкирское отделение Академии проблем качества.
Башкортостанская таможня - Башкортостанская таможня Государственного таможенного комитета Российской Федерации Приволжского таможенного управления.
Баш НПВЛ - Башкирская научно-производственная ветеринарная лаборатория.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24 января 2002 г. N 21 "О республиканской программе "Качество и безопасность потребительских товаров и услуг на 2002-2005 годы"
Текст постановления опубликован в "Ведомостях Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан", N 4 (142), март 2002 г., ст. 264
Текст программы официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 16 мая 2003 г. N 118
Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 2 августа 2002 г. N 229