Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 25 марта 1999 года N 329 "О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации", в целях обеспечения необходимых правовых, социально-экономических и организационных условий для дальнейшего развития театрального искусства в Республике Башкортостан Кабинет Министров Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Положение о театре в Республике Башкортостан;
Положение о принципах финансирования государственных и муниципальных театров в Республике Башкортостан.
2. Министерству культуры Республики Башкортостан при участии заинтересованных республиканских органов исполнительной власти, Союза театральных деятелей Республики Башкортостан и администраций районов и городов Республики Башкортостан осуществлять меры государственной поддержки следующих приоритетных направлений в области театрального искусства:
а) сохранение лучших традиций отечественного репертуарного театра, реализация инновационных проектов организации театрального дела, укрепление межнационального согласия и дружбы народов в Республике Башкортостан;
б) осуществление систематической гастрольной деятельности, способствующей сохранению единого культурного пространства страны;
в) обеспечение стабильности финансово-экономического положения театров, создание условий для необходимого кадрового обновления творческих коллективов театров, создание системы социальной защиты их работников.
3. Министерству культуры Республики Башкортостан:
а) продолжить приобретение драматических произведений и расширить практику государственных заказов на создание новых драматургических произведений и театральных постановок, в том числе для детей и юношества, обратив особое внимание на поддержку одаренной творческой молодежи;
б) направлять необходимые средства на обеспечение гастрольной деятельности театров, обменных гастролей театров, на организацию театральных фестивалей, конкурсов, семинаров и других творческих мероприятий общероссийского и республиканского значения;
в) осуществлять совместно с заинтересованными организациями меры по привлечению внебюджетных средств для поддержки театрального искусства, созданию механизмов для объединения на долевых началах средств бюджетов всех уровней с целью финансирования театров;
г) осуществлять подготовку специалистов в области театрального искусства в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 19 июля 1999 года N 223 "О подготовке специалистов для учреждений культуры и искусства Республики Башкортостан".
4. Государственной телерадиовещательной компании "Башкортостан" предусматривать в сетке вещания программы, посвященные театральному искусству Башкортостана.
5. Рекомендовать администрациям районов и городов Республики Башкортостан устанавливать для театров тарифы на электрическую и тепловую энергию, услуги водоснабжения и канализации и другие коммунальные услуги - уровне тарифов, установленных для бюджетных учреждений.
Премьер-министр |
Р.И.Байдавлетов |
Управляющий Делами |
И.У.Забиров |
Положение
о театре в Республике Башкортостан
(утв. постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан
от 10 апреля 2000 г. N 92)
Настоящее Положение определяет основные принципы деятельности театров в Республике Башкортостан, правовые, экономические и социальные условия их создания и функционирования и меры государственной поддержки.
I. Общие положения и основные принципы деятельности театра
1. Настоящее Положение распространяется на театры, финансируемые за счет средств республиканского и местных бюджетов и имеющие статус государственных или муниципальных.
Для иных театров настоящее Положение является примерным.
2. Под театром понимается учреждение, основной деятельностью которого является подготовка и показ спектаклей, других публичных представлений, оказание сопутствующих услуг в целях удовлетворения потребностей населения в сценическом искусстве (далее - театр).
3. В своей деятельности театр руководствуется Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Башкортостан, федеральными законами и законами Республики Башкортостан, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации и Президента Республики Башкортостан, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и Кабинета Министров Республики Башкортостан, иными нормативными правовыми актами и настоящим Положением.
4. Основными принципами деятельности театра в Республике Башкортостан являются:
а) обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации и Республики Башкортостан на свободу творчества, участие в культурной жизни и пользование услугами, предоставляемыми театром, равный доступ к сценическому искусству;
б) создание необходимых условий для гуманизации личности, сохранения самобытности культуры, национального самосознания и языка;
в) независимость театра в выборе художественных направлений, репертуара, в принятии решений о публичном исполнении спектаклей, представлений, публикации любых рекламных и других материалов, не противоречащих законодательству Российской Федерации и Республики Башкортостан;
г) содействие в сохранении единого культурного пространства, развитии межнациональных, межрегиональных и межгосударственных культурных связей;
д) защита исключительных прав на результаты творческой деятельности театра в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах.
5. Театр является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, имеет свое наименование, самостоятельный баланс или смету, расчетный и иные счета в кредитных организациях, печать, штамп и бланки установленного образца. Театр в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском судах.
II. Правовой статус и гарантии деятельности театра
6. Театр является некоммерческой организацией.
7. Учредителем (учредителями) театра могут быть:
а) республиканские органы исполнительной власти, органы местного самоуправления;
б) граждане и юридические лица.
В случаях, установленных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан, допускается совместное учредительство театров.
8. Театры создаются учредителем (учредителями) по собственной инициативе и регистрируются уполномоченным органом в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан.
9. Учредительными документами театра являются Устав и учредительный договор.
10. Театр как юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.
11. Театр имеет право:
а) использовать результаты интеллектуальной деятельности, приравненные к ним средства индивидуализации в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством об авторском праве и смежных правах;
б) самостоятельно формировать свою экономическую программу, определять порядок реализации билетов, услуг и продукции, устанавливать на них цены в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Башкортостан и настоящим Положением;
в) нанимать и увольнять работников в соответствии с законодательством о труде;
г) приглашать специалистов для осуществления отдельных постановок, а также театральных критиков для анализа творческой деятельности театров;
д) участвовать в установленном порядке в реализации федеральных, межгосударственных и республиканских целевых программ в сфере культуры и искусства, в которых участвуют Российская Федерация и Республика Башкортостан;
е) создавать филиалы и открывать представительства.
12. Театр обязан:
а) надлежащим образом выполнять свои обязательства в соответствии с их условиями, требованиями законов, иных нормативных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями;
б) осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан социальное, медицинское и иные виды обязательного страхования своих работников, обеспечивать им условия для трудовой деятельности, своевременно выплачивать заработную плату в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан;
в) обеспечивать гарантированные законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан минимальный размер оплаты труда, условия труда и меры социальной защиты работников, нести ответственность за ущерб, причиненный их жизни и здоровью.
13. Театру обеспечивается защита его прав и интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан, государственная поддержка при его участии в реализации республиканских, федеральных и межгосударственных целевых программ в сфере культуры и искусства.
14. Органы государственной власти не вмешиваются в профессионально-творческую деятельность театра, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан.
Запрет на публичное исполнение спектаклей и другие виды их использования, а также на публикацию театральных рекламных материалов не допускается, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан.
III. Управление театром
15. Управление театром осуществляется его органами, образуемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Башкортостан, настоящим Положением и Уставом театра.
16. Учредитель (учредители) театра утверждает Устав и изменения Устава, назначает на должность и освобождает от должности руководителей театра, осуществляет контроль за соответствием деятельности театра законодательству Российской Федерации, Республики Башкортостан и учредительным документам.
17. Руководство деятельностью государственного или муниципального театра, имеющего форму учреждения, по выбору учредителя (учредителей) осуществляется:
на основе единоначалия - директором или художественным руководителем, с которым учредитель (учредители) заключает трудовой договор (контракт);
на основе разделения сфер ведения - директором и художественным руководителем, с каждым из которых учредитель (учредители) заключает трудовой договор (контракт).
Главные специалисты художественного персонала назначаются и увольняются руководством театра по согласованию с учредителем (учредителями).
18. Руководители театра в соответствии с Уставом и в пределах своей компетенции действуют без доверенности от имени театра, представляют его интересы во взаимоотношениях с юридическими и физическими лицами, распоряжаются имуществом театра, заключают договоры, в том числе трудовые, выдают доверенности, открывают в кредитных организациях расчетный и другие счета театра, пользуются правом распоряжения средствами, утверждают штатное расписание, издают приказы, дают указания, обязательные для всех работников театра, и несут ответственность за результаты деятельности театра.
19. В театре в соответствии с Уставом может создаваться художественный совет или иной совещательный орган.
IV. Основы деятельности театра
Устав театра
20. В Уставе театра определяются его наименование, содержащее указание на характер деятельности и организационно-правовую форму, местонахождение театра, предмет и цели деятельности, источники формирования имущества, структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления театра, порядок принятия ими решений и контроля их деятельности, порядок внесения изменений в учредительные документы, порядок использования имущества в случае ликвидации театра, указываются данные о его филиалах и представительствах.
21. Основными видами деятельности театра являются:
а) создание и показ спектаклей, организация гастролей, концертов, проведение творческих вечеров, фестивалей и конкурсов, реализация билетов на указанные мероприятия;
б) подготовка спектаклей, концертов, представлений по договорам с другими юридическими и физическими лицами для показа на их собственных или арендованных сценических площадках, по телевидению, для трансляции по радио, для съемок на кино-, видео- и иные материальные носители;
в) организация других мероприятий художественно-творческого характера, проводимых собственными силами или силами приглашенных коллективов, приглашенными исполнителями;
г) проведение стажировок ведущими мастерами и деятелями театра, повышение квалификации работников театра;
д) предоставление другим организациям по договорам с ними постановочных услуг, сценических постановочных средств для проведения спектаклей и концертов;
е) изготовление по заказам и договорам с другими юридическими и физическими лицами предметов художественного оформления спектаклей, концертов, представлений;
ж) предоставление сценических площадок для проведения гастрольных и выездных мероприятий других театров, для осуществления совместных проектов и программ в соответствии с заключенными договорами;
з) подготовка, тиражирование и реализация информационно-справочных изданий, копий видеоматериалов и фонограмм, связанных с художественно-творческой деятельностью театра;
и) прокат и реализация костюмов, обуви, оборудования, реквизита, бутафории, гримерных, постижерных и иных принадлежностей;
к) реализация сопутствующих услуг, предоставляемых зрителям театра.
22. Театр в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых он создан, и соответствующую этим целям.
23. К предпринимательской деятельности театра относится следующая деятельность:
а) реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества театра (за исключением имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, и имущества, приобретенного за счет средств, выделенных ему по смете, и за счет собственных средств) для целей, не связанных с культурной деятельностью;
б) оказание посреднических услуг;
в) долевое участие в деятельности коммерческих организаций;
г) приобретение акций, облигаций и иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;
д) осуществление приносящей доход не предусмотренной Уставом деятельности (работ, услуг), соответствующей целям создания театра.
Имущество и средства театра
24. В соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Башкортостан и Уставом театр наделяется его учредителем (учредителями) имуществом, необходимым для осуществления сценической деятельности (зданиями, сооружениями, оборудованием, а также другим необходимым имуществом потребительского, социального, культурного и иного назначения).
Земельные участки, занимаемые государственным или муниципальным театром, закрепляются за ним в безвозмездное пользование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан, на весь период существования.
25. Театр использует имущество в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан.
26. Театр несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества. Контроль за использованием имущества осуществляется собственником или уполномоченным им органом.
Имущество, подаренное, пожертвованное или переданное театру по завещанию, приобретенное им за счет средств, выделенных ему по смете, за счет собственных средств, по договору или на иных основаниях, находится в оперативном управлении театра.
Театр может иметь в оперативном управлении (или в собственности) квартиры, гостиницы квартирного типа, общежитие, другую недвижимость (ведомственное жилье) для решения проблемы расселения специалистов.
27. Государственная или муниципальная собственность, закрепленная за театром, может отчуждаться собственником в порядке и на условиях, предусмотренных гражданским законодательством.
28. Театр самостоятельно распоряжается продуктами своего интеллектуального и творческого труда, включая созданные им спектакли.
29. Отношения между учредителем (учредителями) и государственным или муниципальным театром определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан.
30. В договоре могут быть предусмотрены обязательства театра в отношении объемов основной деятельности, установления льготных цен на билеты для отдельных категорий населения, объемов гастрольной и выездной деятельности, другие обязательства, связанные с основной деятельностью, и обязательства учредителя по обеспечению финансирования театра в объемах, определенных бюджетом или договором, выделению средств на осуществление новых постановок, на техническое переоснащение, капитальный ремонт или реконструкцию.
В договоре могут быть также предусмотрены выполнение театром отдельных заказов учредителя (учредителей), предусматривающее дополнительное финансирование, обязательства учредителя (учредителей) по социальной защите работников театра и другие, определены порядок использования театром имущества, переданного ему учредителем (учредителями), материальная ответственность сторон.
31. Договор на новый срок заключается, как правило, не позднее чем за месяц до истечения срока действующего договора.
Расторжение договора осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Организация и финансирование деятельности театра
32. Театр самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы своего развития.
33. Театр самостоятельно устанавливает цены на билеты. Цены (тарифы) на другие платные услуги и продукцию, реализуемые театром, устанавливаются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан.
34. Источниками финансирования деятельности театра являются:
а) ассигнования учредителя (учредителей);
б) сборы от продажи билетов на спектакли и другие представления, а также от предоставления сопутствующих услуг;
в) поступления по договорам на проведение работ и оказание услуг, заключенным с органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, включая учредителя (учредителей) театра;
г) добровольные взносы и дары, средства, полученные по завещаниям;
д) кредиты банков и иных кредитных организаций;
е) доходы от предпринимательской деятельности.
35. Право театра на получение от российских и иностранных юридических лиц и граждан безвозмездных пожертвований (даров, субсидий) не ограничивается.
36. Средства, оставшиеся у театра после выплаты заработной платы работникам, осуществления иных выплат по обязательствам, распределяются театром самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан, не подлежат изъятию в бюджет и не являются основанием для уменьшения бюджетного финансирования.
Трудовые отношения и социальная защита
37. Отношения работников и театра регулируются законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан о труде и гражданским законодательством.
38. В соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан формы оплаты труда, материального поощрения, размеры должностных окладов работников театра, виды и размеры доплат, надбавок и других выплат стимулирующего характера устанавливаются театром самостоятельно в пределах имеющихся средств на оплату труда.
39. Обязательное социальное и медицинское страхование, социальное обеспечение работников театра и членов их семей осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан.
40. Условия труда и отдыха, дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и другие льготы для работников устанавливаются театром в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан. Театр имеет право определять дополнительные социальные льготы за счет собственных средств.
Внешнеэкономическая деятельность
41. В порядке, установленном законодательством Российской Федерации, театр вправе устанавливать прямые связи с иностранными организациями, осуществлять внешнеэкономическую деятельность, иметь валютные счета в банках и других кредитных организациях.
Учет и отчетность в театре
42. Театр ведет бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан.
Ликвидация и реорганизация театра
43. Ликвидация театра осуществляется в соответствии с гражданским законодательством:
по решению его учредителя (учредителей) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами;
по решению суда.
44. Реорганизация театра осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.
Положение
о принципах финансирования государственных и муниципальных театров в Республике Башкортостан
(утв. постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан
от 10 апреля 2000 г. N 92)
1. Финансирование государственных и муниципальных театров в Республике Башкортостан является одним из важнейших социально-экономических обязательств государства.
2. Финансирование должно обеспечить:
а) создание необходимых условий для творческой деятельности театра;
б) комплектование театральных трупп, способных выполнить творческие задачи на высоком художественном уровне;
в) создание необходимых условий для работы театра, обеспечивающих наиболее полную реализацию творческого потенциала;
г) необходимый минимум затрат на полноценное художественное воплощение творческих замыслов коллектива театра.
3. Нормативы финансирования государственных и муниципальных театров не могут быть ниже нормативов бюджетного финансирования государственных и муниципальных учреждений культуры. Указанные нормативы определяются учредителями театра:
а) по организации труда - на основании нормативной численности артистического и художественного персонала по видам театров соответственно:
театр оперы и балета - 400 и 60 человек;
драматический театр и театр юного зрителя - 40 и 15 человек;
театр кукол - 20 и 11 человек.
б) по финансовому обеспечению творческого процесса - на основании минимальной суммы средств, выделяемой на создание нового и прокат текущего репертуара, в следующих размерах:
театр оперы и балета - 1200 тыс. рублей;
академические драматические театры - 900 тыс. рублей;
драматический театр и театр юного зрителя - 500 тыс. рублей;
театр кукол - 150 тыс. рублей в год.
Указанные нормативы корректируются по общегосударственной методологии с учетом изменения оптовых цен и тарифов;
в) по организации творческого процесса - на основании минимального нормативного количества спектаклей - 200 спектаклей в год для Башкирского государственного театра оперы и балета, 280 спектаклей в год - для других театров.
Средства, поступившие из внебюджетных источников, не влияют на нормативы и размеры финансирования театра учредителем.
4. Нормативы численности персонала и нормативы финансового обеспечения творческого процесса по видам театров, не предусмотренным пунктом 3 настоящего Положения, устанавливаются договором между театром и его учредителем.
5. Каждый государственный или муниципальный театр самостоятельно определяет численность артистического и художественного персонала, показатели творческо-производственной деятельности с учетом особенностей театра и экономических возможностей коллектива.
6. Учредитель (учредители) государственного или муниципального театра, учитывая приоритеты национального театра, в зависимости от социальных и экономических условий, при расчете нормативного финансирования может увеличивать нормативы численности персонала, необходимый минимум затрат на полноценное художественное воплощение творческих замыслов коллектива и менять норматив количества спектаклей.
7. Нормативы бюджетного финансирования государственных и муниципальных театров пересматриваются в текущем году в случае:
а) существенных изменений условий деятельности театра (переезд в другое здание, реконструкция и техническое перевооружение и т.п.);
б) реализации мероприятий по пересмотру ставок, должностных окладов и т.п.;
в) разовых существенных изменений цен на основные материалы и тарифов на услуги, используемые театром.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 10 апреля 2000 г. N 92 "О государственной поддержке театрального искусства в Республике Башкортостан"
Текст постановления опубликован в "Ведомостях Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан", N 10 (112), июль 2000 г., ст. 806
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 23 сентября 2002 г. N 272