Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан
от 31 декабря 1997 г. N 264
"О мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства
Республики Башкортостан"
3 ноября 1998 г., 11 марта, 31 августа 1999 г., 7 февраля 2000 г.
Во исполнение Указа Президента Республики Башкортостан от 8 мая 1997 года N УП-278 "О мероприятиях по реализации Послания Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию" и Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 годе N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации", в целях создания экономической базы для улучшения эксплуатации и сохранности жилищного фонда республики, повышения качества предоставляемых коммунальных услуг и проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства с учетом уровня жизни населения Кабинет Министров Республики Башкортостан постановляет:
1. Принять Программу реформирования жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан на 1998-2003 годы (прилагается).
2. Считать приоритетной задачей Министерства строительства и жилищной политики Республики Башкортостан, администраций районов и городов проведение во взаимодействии с соответствующими республиканскими органами исполнительной власти реформы жилищно-коммунального хозяйства на основе демонополизации, создания конкурентной среды в сфере управления и эксплуатации жилищного фонда, перехода на договорные отношения между собственниками объектов жилищно-коммунального назначения и хозяйствующими субъектами, а также совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг с одновременным обеспечением мер социальной защиты и адресной поддержки малообеспеченных семей.
3. Министерству строительства и жилищной политики Республики Башкортостан:
- осуществлять методическое руководство реформированием жилищно-коммунального хозяйства районов и городов;
- разработать до 1 августа 1998 года мероприятия по реализации Программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан;
- определить первоочередные меры по реализации программы энергоресурсосбережения и удешевлению жилищно-коммунальных услуг, не требующих значительных капитальных вложений;
- обеспечить до 1 сентября 1998 года подготовку законодательной и нормативной базы реформирования жилищно-коммунального хозяйства;
- совместно с заинтересованными министерствами, государственными комитетами и ведомствами до 1 сентября 1998 года разработать стандарты (нормы), определяющие условия проживания граждан;
- организовать до 1 сентября 1998 года разработку научно-обоснованных республиканских нормативов расхода энергетических ресурсов на отопление жилищного фонда и потребления жилищно-коммунальных услуг населением;
- изменить в 1998 году существующую систему формирования фондов экономического стимулирования в жилищно-эксплуатационных предприятиях;
- произвести расчет экономической эффективности внедрения мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства в Республике Башкортостан на всех его этапах;
- изменить существующую практику применения различными хозяйствующими субъектами единых коэффициентов удорожания работ и услуг в жилищно-коммунальном хозяйстве.
4. Главам администраций районов и городов:
- до 1 октября 1998 года обеспечить разграничение и оформление прав собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства, обязанностей по управлению ими и обслуживанию;
- создать службы заказчика работ по эксплуатации жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства, передав им функции управления, заключения договоров по эксплуатации и ремонту объектов жилищно-коммунального хозяйства, организации конкурсного отбора подрядчиков, сбора платежей за жилищно-коммунальные услуги, формирования муниципального заказа на услуги жилищно-коммунального хозяйства и его финансового обеспечения;
- принять дополнительные меры по приватизации жилищного фонда;
- обеспечить создание товариществ собственников жилья, эффективное их функционирование, рассмотреть возможность освобождения товариществ собственников жилья от уплаты части местных налогов;
- оказывать содействие товариществам собственников жилья в получении ими доходов от использования придомовой территории, подсобных помещений, а также в предоставлении дополнительных услуг населению;
- до 1 сентября 1998 года обеспечить выполнение и финансирование работ по инвентаризации муниципального жилищного фонда и определению реальной стоимости основных фондов жилищно-коммунального хозяйства с последующей передачей их службе заказчика;
- ежеквартально анализировать структуру себестоимости содержания жилья и коммунальных услуг силами местных финансовых органов, систематически проводить проверки обоснованности формирования затрат, включаемых в себестоимость содержания жилья и коммунальных услуг, не допускать неоправданного роста цен и тарифов на коммунальные услуги;
- принять меры по сокращению промежуточных звеньев при расчетах за коммунальные услуги между производителями и непосредственными потребителями коммунальных услуг;
- до 1 августа 1998 года разработать на основе Программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан соответствующие программы для района, города, включающие мероприятия по их реализации;
- создать комиссию по жилищным спорам.
Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 11 марта 1999 г. N 64 в пункт 5 настоящего постановления внесены изменения
5. Министерству экономики и антимонопольной политики Республики Башкортостан, Министерству финансов Республики Башкортостан и Министерству социальной защиты населения Республики Башкортостан при разработке Программы социальной поддержки населения предусматривать выделение необходимых финансовых средств для предоставления субсидий (компенсаций) на оплату жилья и коммунальных услуг.
Обратиться в Правительство Российской Федерации с просьбой:
- о законодательном исключении практики обложения налогом на добавленную стоимость всех видов жилищно-коммунальных платежей населения, а также работ (услуг), связанных с ремонтом и эксплуатацией жилищного фонда, выполняемых службой заказчика;
- о внесении соответствующих изменений в действующее законодательство с целью обеспечения правовой основы воздействия на лиц, имеющих задолженность в оплате жилья и коммунальных услуг, и привлечения к ответственности должностных лиц за несоблюдение сроков оплаты жилья и коммунальных услуг;
- об упорядочении системы предоставления льгот отдельным категориям граждан в оплате жилья и коммунальных услуг, установленных федеральными органами.
6. Министерству строительства и жилищной политики Республики Башкортостан, Министерству финансов Республики Башкортостан, главам администраций районов и городов, руководителям предприятий обеспечить выполнение графиков приема ведомственного жилого фонда в муниципальную собственность, утвержденных Кабинетом Министров Республики Башкортостан.
7. Пресс-службе Кабинета Министров Республики Башкортостан совместно с Министерством строительства и жилищной политики Республики Башкортостан организовать работу по разъяснению гражданам новых условий оплаты жилья и коммунальных услуг и порядка предоставления малообеспеченным семьям субсидий (компенсаций) на оплату жилья и коммунальных услуг.
8. Утвердить:
- Примерное положение о разграничении полномочий, функций, прав и обязанностей в сфере жилищно-коммунального хозяйства (приложение N 1);
- Примерную форму договора на абонентное аварийное обслуживание (приложение N 2);
- Примерную форму договора на оказание услуг населению по водоснабжению и водоотведению (приложение N 3);
- Примерную форму договора на отпуск тепловой энергии и горячей воды (приложение N 4);
- Примерную форму договора на содержание придомовой территории (приложение N 5);
- Примерную форму договора на содержание и ремонт жилищного фонда (приложение N 6);
- Положение о порядке предоставления гражданам субсидий (компенсаций) на оплату жилья и коммунальных услуг (приложение N 7);
- Типовой договор социального найма жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда (приложение N 8).
9. Считать утратившим силу приложение N 5 к постановлению Кабинета Министров Республики Башкортостан от 17 октября 1996 года N 291 "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг".
10. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Башкортостан - министра строительства и жилищной политики Республики Башкортостан М.М.Усманова.
Премьер-министр |
Р.С.Бакиев |
Управляющий Делами |
Н.З.Гафаров |
Программа
реформирования жилищно-коммунального хозяйства Республики
Башкортостан
(принята постановлением Кабинета Министров Республики
Башкортостан от 31 декабря 1997 г. N 264)
11 марта 1999 г.
1. Состояние жилищно-коммунального хозяйства Республики
Башкортостан
В жилищно-коммунальном хозяйстве республики насчитывается 310 предприятий, организаций, в которых трудятся 46 тыс. человек. Стоимость основных фондов составляет более 37 триллионов рублей (в масштабе цен 1997 года).
В условиях перехода к рыночной экономике, обострения кризиса производства, платежей и инфляции особо острой проблемой в жилищно-коммунальном хозяйстве (далее - ЖКХ) остается недостаточный объем финансирования.
По сравнению с 1991 годом в 1997 году размер средств, направленных на финансирование капитальных вложений, уменьшился в 4,8 раза, капитального ремонта и эксплуатации жилищного фонда - в 4 раза, содержание объектов внешнего благоустройства - в 3 раза.
В результате недофинансирования ухудшилось состояние основных фондов. Износ основных фондов в инженерной инфраструктуре превышает 56%. Подлежат замене 1800 км водопроводно-канализационных и тепловых сетей. Практически прекратился капитальный ремонт жилищного фонда. В неотложном ремонте нуждается около 5 млн. кв. метров жилищного фонда.
1.1. Жилищное хозяйство
На начало 1997 года обобществленный жилищный фонд Республики Башкортостан составлял 41,3 млн. кв. метров, в том числе муниципальный жилищный фонд - 24,7 млн. кв. метров.
Обеспеченность обобществленного жилищного фонда в процентах к общей площади составляет: водоснабжением - 90, водоотведением - 86, центральным отоплением - 90, горячим водоснабжением - 74, газом - 91, ваннами - 82.
При этом уровень благоустройства муниципального жилищного фонда значительно выше, чем государственного (ведомственного).
С внедрением рыночных отношений в жилищную сферу существенно изменилась структура жилищного фонда:
1990 г. | 1993 г. | 1995 г. | 1996 г. | |
Общая площадь тыс. кв. метров | 59422 | 63557 | 66960 | 68573 |
в том числе: государственный (ведомственный) |
17364 | 10835 | 7257 | 6796 |
муниципальный | 18605 | 20457 | 23529 | 24746 |
прочие | 23453 | 32265 | 36174 | 37071 |
В среднем на одного жителя Республики Башкортостан в 1996 году приходилось 17 кв. метров общей площади (в 1990 году - 15,2 кв. метра), при этом в городской местности 16,7 кв. метра (в 1990 году - 14,7 кв. метра), сельской местности - 17,6 кв. метра (в 1990 году - 16,2 кв. метра).
Около половины обобществленного жилищного фонда составляют дома из сборного железобетона, имеющие низкие теплозащитные свойства.
Крупнопанельные пятиэтажные жилые здания первого поколения массового домостроения, эксплуатируемые в течение 25-35 лет, в настоящее время не соответствуют требованиям, предъявляемым к теплозащитным свойствам зданий.
Теплопотери зданий усугубляются значительным износом жилищного фонда, около 18% которого требует капитального ремонта, 10-12% - модернизации и реконструкции.
Требует значительного улучшения санитарное состояние жилищного фонда и благоустройство придомовых территорий.
1.2. Теплоэлектроснабжение
Жилищно-коммунальное хозяйство потребляет значительную часть тепловой и электрической энергии, вырабатываемой в республике.
На начало 1997 года только в муниципальном коммунальном хозяйстве количество отопительных котельных составляло 230 единиц общей мощностью 2839 Гкал/час. 196 из них, или более 85%, работают на газообразном топливе. Протяженность тепловых сетей - 2031 км.
В 1997 году отпущено тепла потребителям 12430 тыс.Гкал, в том числе населению - 8677 тыс.Гкал (69%), на коммунально-бытовые нужды предприятий и организаций - 2688 тыс.Гкал (22%), на производственные нужды - 1065 тыс.Гкал (9%).
Потери тепловой энергии составили 1261 тыс.Гкал, или 10%.
Действующие котлы в коммунальных котельных имеют низкий коэффициент полезного действия, что приводит к увеличению удельного расхода топлива.
В целях эффективности работы котельных требуются новые конструкторские разработки по повышению коэффициента полезного действия котлов, в том числе технологии эффективного использования отходящих газов.
Основные фонды теплоэнергетики изношены более чем на 50%.
Около 40% тепловых сетей выработали свой ресурс, 15-17% требуют капитального ремонта, 4% находятся в аварийном состоянии.
При замене ветхих тепловых сетей необходимо использовать современные технологии изоляции и прокладки трубопроводов. Применение, в частности, в качестве изоляционного материала пенополиуретана позволит существенно снизить теплопотери и повысит долговечность теплопроводов в 2 раза.
Протяженность линий электропередач в коммунальном хозяйстве составляет 8466 км, мощность трансформаторов - 1,03 млн.кВа. Реализовано электроэнергии потребителям в 1997 году 1,6 млрд.кВт-ч, в том числе населению - 620 млн.кВт-ч, или 39%. Износ электросетевого оборудования составляет 54%, потери электроэнергии превышают 9%.
1.3. Водоснабжение и водоотведение
Водоснабжение населенных пунктов в республике осуществляется в основном из закрытых источников.
Мощность коммунальных водозаборных сооружений составляет 1305 тыс. куб. метров в сутки, протяженность водопроводных сетей - 5635 км.
В 1997 году подано воды в сеть 387 млн. куб. метров.
Отпущено воды потребителям за год 352 млн. куб. метров, в том числе населению - 239 млн. куб. метров, на коммунально-бытовые нужды - 48 млн. куб. метров, прочим потребителям - 65 млн. куб. метров.
В отдельных городах и райцентрах имеется дефицит воды. Качество подаваемой воды не по всем параметрам соответствует ГОСТу "Вода питьевая", отсутствуют перспективные разработки по данному вопросу.
В 1997 году через систему водоотведения пропущено около 300 млн. куб. метров сточных вод.
На коммунальных очистных сооружениях обработано 230 млн. куб. метров, в том числе на биологическую очистку подано 210 млн. куб. метров.
Во многих населенных пунктах республики используются устаревшие очистные сооружения, что не позволяет обеспечивать очистку стоков в соответствии с установленными нормативами.
В сельских райцентрах практически отсутствует центральная система канализации.
В целях обеспечения экологической безопасности и повышения уровня благоустройства населенных пунктов необходимо принять кардинальные меры по развитию систем очистных сооружений и канализации.
Проектные нормы расхода воды на одного жителя в сутки отражают как рационально необходимый расход воды на бытовые нужды, так и эксплуатационные потери, связанные с техническим несовершенством внутренних водопроводных сетей зданий и водоразборной арматуры.
Уровень удельного потребления воды и городах Республики Башкортостан неоправданно высок. Причинами этого являются утечки в сетях, избыточные давления в сетях внутреннего электроснабжения зданий, отсутствие индивидуальных приборов учета воды, низкая стоимость воды.
Общая величина потерь, связанных с нерациональным водопотреблением и утечками воды при аварийных ситуациях, достигает 50%.
1.4. Сбор и утилизация твердых бытовых отходов
Острой проблемой в республике остается сбор и переработка твердых бытовых отходов.
В 1997 году вывезено 3,15 млн. куб. метров твердых бытовых отходов. Ежегодное увеличение вывозимых твердых отходов составляет 3,5%.
В настоящее время основным способом удаления твердых бытовых отходов из городов является вывоз их на открытые свалки.
Полигоны захоронений и утилизации твердых бытовых отходов являются источником повышенной экологической опасности.
Из-за отсутствия соответствующего инженерного обустройства, а также нехватки необходимой техники технологические и санитарно-гигиенические требования на полигонах зачастую не соблюдаются, что приводит к загрязнению окружающей среды.
Разработка и внедрение современных технологий по переработке твердых бытовых отходов сдерживается из-за отсутствия финансовых средств.
1.5. Меры по реформированию жилищно-коммунального хозяйства,
принятые в Республике Башкортостан в 1992-1997 гг.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 24 декабря 1992 года "Об основах федеральной жилищной политики", постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 935 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг" и соответствующим постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 7 сентября 1994 года N 325 с 1 октября 1994 года в республике начато реформирование системы оплаты населением жилья и коммунальных услуг с применением мер социальной защиты малоимущих граждан.
Реализация поэтапного перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг позволила в определенной мере снизить финансирование из бюджета, за счет средств населения частично уменьшить убытки организаций жилищно-коммунального хозяйства. Плата, вносимая гражданами за жилье и коммунальные услуги, составляет 36% от фактической себестоимости затрат. Предоставляется адресная помощь малоимущим гражданам в виде безналичных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
Оснащение приборами учета тепла осуществляется в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Башкортостан от 30 ноября 1993 года N 480 "О неотложных мерах по организации объективного учета потребления тепловой энергии в Республике Башкортостан".
В настоящее время установка теплосчетчиков, счетчиков горячей и холодной воды в городах осуществляется за счет средств, предусмотренных на капитальный ремонт жилищного фонда, и средств заказчика.
Всего на вводах в дома муниципального жилищного фонда установлено 4278 водомеров (необходимо 9780). Установка квартирных счетчиков холодной и горячей воды проведена в незначительном объеме (3340 шт.), несмотря на то, что эти счетчики производятся в достаточном количестве обществом с ограниченной ответственностью "Энергометрия" (г. Уфа).
На вводах домов установлены 47 теплосчетчиков (необходимо 11453 шт.), 333 счетчика горячей воды (необходимо 6049 шт.).
Реформа жилищно-коммунального хозяйства, проводимая с 1992 года, является на сегодня одним из приоритетных направлений социальной и экономической политики Республики Башкортостан.
Указом Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от 4 июня 1992 года N 6-2/264 "О собственности районов и городов Республики Башкортостан" осуществлено разграничение прав владения и управления собственностью в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Предприятия жилищно-коммунального хозяйства передаются в муниципальную собственность районов и городов. Преобразование отношений собственности в жилищной сфере предусмотрено Законом Республики Башкортостан от 27 февраля 1992 года "О приватизации жилищного фонда в Республике Башкортостан". За истекшее время в собственность граждан передано 270 тыс. квартир, или 30% находящихся в государственной и муниципальной собственности. Жилье передается гражданам на добровольной основе, бесплатно, независимо от размера и потребительских качеств. Произошло значительное изменение структуры жилищного фонда в сторону увеличения доли частной собственности. Доля частного жилищного фонда с 35% в 1990 году увеличилась до 51% в 1997 году. Начал функционировать рынок жилья.
2. Цели и основные задачи реформы
Программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан разработана во исполнение Указа Президента Республики Башкортостан от 8 мая 1997 года N УП-278 "О мероприятиях по реализации Послания Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию" и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации".
Главным условием осуществления реформы является экономическая сбалансированность проводимых мероприятий с реальными возможностями бюджета и доходами населения.
Жилищно-коммунальная реформа в Республике Башкортостан проводится с целью решения следующих задач:
- реформирование системы управления отрасли, ее демонополизация и создание в ней конкурентной среды;
- снижение расходов на эксплуатацию и ремонт жилищного фонда, издержек производства и повышение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг;
- поэтапный переход от бюджетного дотирования жилищно-коммунальных услуг к оплате населением экономически обоснованного объема эксплуатационно-ремонтных расходов и коммунальных услуг в соответствии с реальным ростом доходов, обеспечением социальной защиты малоимущих семей (граждан);
- передача к 2003 году в собственность граждан не менее 65-70% жилых помещений, находящихся в муниципальном и государственном жилищных фондах. Остальная часть жилых помещений должна предоставляться гражданам по договору социального найма.
3. Демонополизация жилищно-коммунального хозяйства
В целях улучшения содержания жилищного фонда, активизации работы по его приватизации и повышения ответственности за качество выполняемых работ необходимо:
3.1. Обеспечить разделение функций управления и обслуживания, что, в свою очередь, предполагает создание службы заказчика, специализирующейся на выполнении функций управления, и организаций, призванных выполнять функции подрядчика.
3.2. Продолжить создание рынка жилищных услуг (работ).
3.3. Осуществить переход на договорные (контрактные) взаимоотношения между заказчиком и подрядными организациями, заказчиком и населением (потребителями услуг, работ) и конкурсную систему обслуживания жилищного фонда.
В настоящее время службы заказчика по жилищно-коммунальным услугам не созданы. Эти функции возложены в основном на предприятия ЖКХ, которые исполняют одновременно функции заказчика и подрядчика по оказанию жилищно-коммунальных услуг.
3.4. До 1 октября 1998 года организовать в районах и городах службы заказчика - Дирекции единого заказчика (далее - ДЕЗ) с возложением на них функций заказчика работ по эксплуатации жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства.
3.5. С 1998 года обеспечить формирование муниципального городского и районного заказов на обслуживание, ремонт и развитие объектов жилищно-коммунального назначения на конкурсной основе.
3.6. Проводить отбор подрядчиков для выполнения работ по содержанию и ремонту жилищного фонда и сетевой инженерной инфраструктуры на конкурсной основе, независимо от организационно-правового статуса подрядчика, при наличии у него лицензии на соответствующие виды работ.
Довести долю жилищного фонда, обслуживаемого подрядчиками, отобранными на конкурсной основе, в 1998 году до 20%; в 2000 году - 100%.
3.7. В 1998 году провести эксперимент по конкурсному отбору организаций для управления жилищным фондом. Дальнейшее развитие конкурсной системы определить на основании результатов проведенного эксперимента.
3.8. Принять решение о поэтапной приватизации предприятий, выполняющих работы по эксплуатации и ремонту жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства.
3.9. Проводить организационные мероприятия, стимулирующие приватизацию жилья, создание товариществ собственников жилья, как новой эффективной формы управления многоквартирными жилыми домами.
Осуществлять напрямую финансирование работ по содержанию и ремонту жилищного фонда, находящегося на балансе товариществ собственников жилья, в тех же размерах, что и дотации на содержание муниципального жилищного фонда.
Разработать порядок выделения в общедолевую собственность придомового земельного участка членам товариществ собственников жилья.
4. Развитие договорных отношений между субъектами
собственности и хозяйствования
Одной из главных задач реформы ЖКХ является организация и дальнейшее совершенствование договорных отношений на всех уровнях управления и производства при предоставлении жилищно-коммунальных услуг хозяйствующими субъектами различных организационно-правовых форм.
Для решения этой задачи необходимо:
4.1. До 1 мая 1998 года разработать нормативные правовые акты, обеспечивающие разграничение прав, обязанностей и ответственности участников договора, защиту интересов потребителей, предусматривающие ответственность организаций жилищно-коммунального хозяйства. На республиканском уровне утвердить типовые договоры по каждому виду услуг.
4.2. Завершить в 1998 году отработку механизма разделения функций заказчика и подрядчика по эксплуатации и обслуживанию жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры с передачей службе заказчика (ДЕЗ) функций приема платежей за жилищно-коммунальные услуги от населения и организаций, размещенных в домах, отнесенных к жилищному фонду.
4.3. Обеспечить в 1998 году заключение службами заказчика (ДЕЗ) договоров с отобранными на конкурсной основе подрядчиками на предоставление жилищно-коммунальных услуг с определением объема, параметров качества, стоимости и сроков их исполнения.
4.4. Службе заказчика (ДЕЗ) организовать контроль за деятельностью подрядных организаций в целях гарантированного обеспечения оплаты реально выполненных работ и предоставленных услуг.
5. Стандарты (нормативы) условий проживания для граждан
5.1. Установить для Республики Башкортостан следующие стандарты:
- жилья - дом (квартира) со всеми удобствами - электроснабжение, водопровод, канализация, центральное отопление, ванна (душ), газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение (централизованное или газовая колонка), лифт, мусоропровод;
- социальной нормы площади жилья:
на одного члена семьи из трех и более человек - 18 кв. метров общей площади;
на семью из двух человек - 42 кв. метра общей площади;
на одиноко проживающего человека - 33 кв. метра общей площади;
для граждан, проживающих в коммунальных квартирах, - занимаемая жилая площадь;
- предельной стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг на один квадратный метр общей площади жилья в 1998 году - 7,1 рубля в месяц (указанный стандарт рассчитывается исходя из стандартного набора жилищно-коммунальных услуг: содержание и ремонт жилья, включая капитальный ремонт, теплоснабжение, водоснабжение, канализация, газоснабжение, электроснабжение, лифт, мусоропровод).
5.2. В соответствии с Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации и настоящей Программой необходимо постоянно совершенствовать действующие стандарты (нормативы) условий проживания для граждан.
6. Изменение механизма финансирования
6.1. Установить стандарт уровня платежей населения в процентах к затратам на содержание, ремонт жилищного фонда и предоставление коммунальных услуг:
1998 год - 50
1999 год - 60
2000 год - 70
2001 год - 80
2002 год - 90
2003 год - 100.
6.2. С 1998 года ввести поэтапное взимание повышенной платы (до размеров, обеспечивающих компенсацию затрат) за жилье и коммунальные услуги с граждан, имеющих сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг.
Наниматели и собственники жилых помещений, имеющие второе жилье, отвечающее всем требованиям социальной нормы, качества и благоустройства, оплачивают его содержание и предоставление коммунальных услуг в полном размере.
6.3. Приступить к поэтапному введению в 1998 году платы с населения за наем жилья муниципального и государственного жилищного фонда в зависимости от его потребительских свойств (качества и местоположения). Размер платы за наем жилья устанавливается выше размера налога на имущество, взимаемого с собственника аналогичного жилья.
6.4. С 1998 года приступить к поэтапному введению в структуру оплаты жилья населением накоплений на капитальный ремонт и полное восстановление жилья.
6.5. С 2000 года в ставку оплаты жилья включить отчисления на страхование жилищного фонда с дальнейшим внесением изменений в действующее законодательство.
6.6. К 1 июля 1998 года подготовить предложения об упорядочении системы предоставления отдельным категориям граждан льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством.
6.7. Создать механизм привлечения и возврата средне- и долгосрочных кредитов для развития и модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства.
7. Обеспечение адресной социальной защиты семей с низкими
доходами в виде предоставления субсидий (компенсаций)
на оплату жилья и коммунальных услуг
7.1. Установить стандарт Республики Башкортостан максимально допустимой доли собственных расходов семьи в процентах от совокупного семейного дохода:
1998 год - 15
1999 год - 17
2000 год - 19
2001 год - 21
2002 год - 23
2003 год - 25.
Реализация очередного годового этапа реформы должна проводиться с учетом реального роста доходов населения. Доля населения, приобретающего право на субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг, не должна превышать 30%.
7.2. Организовать в составе ДЕЗ муниципальные центры (службы) по предоставлению гражданам субсидий (компенсаций) на оплату жилья и коммунальных услуг.
Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 11 марта 1999 г. N 64 в пункт 7.3 настоящей Программы внесены изменения
7.3. Министерству экономики и антимонопольной политики Республики Башкортостан, Государственному комитету Республики Башкортостан по статистике и Министерству строительства и жилищной политики Республики Башкортостан постоянно проводить социальный мониторинг доходов и расходов населения, оценку платежеспособности граждан.
8. Мероприятия по энергоресурсосбережению
В настоящее время жилищно-коммунальная сфера потребляет около 25% всего объема энергоресурсов в народном хозяйстве. Это обусловлено не только несовершенством действующих правовых, финансово-экономических и ценовых механизмов, но и неоправданными потерями, имеющими место из-за низкого уровня теплозащиты зданий, нерациональных вариантов их размещения в составе поселений и архитектурно-планировочных решений, изношенной теплоизоляции инженерных коммуникаций, отсутствия автоматизированных узлов управления потреблением тепловой энергии. Фактические расходы энергоресурсов значительно превышают нормативные.
Проблема снижения потерь при потреблении энергоресурсов рассматривается как одна из главных задач при проведении реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Выполнение программы даст возможность сократить дотации из республиканского и местных бюджетов на покрытие затрат на жилищно-коммунальные услуги.
Основными мероприятиями Программы являются сокращение потерь в электросетях, в наружных теплосетях, в наружных сетях водоснабжения, расхода холодной и горячей воды за счет установки квартирных приборов учета, расходов на эксплуатацию за счет монтажа внутридомовых систем отопления и горячего водоснабжения из полипропиленовых труб.
Необходимо создать экономические предпосылки для стимулирования мероприятий по энергоресурсосбережению, изыскать средства для финансирования этих мероприятий.
Следует обеспечить функционирование экономического механизма, который заинтересует энергоресурсоснабжающие предприятия и потребителей в экономии топливно-энергетических ресурсов и одновременно будет предусматривать экономические санкции (в т.ч. путем тарифной политики) за нерациональное и расточительное расходование энергоресурсов. Это потребует перехода на новые технологии эксплуатации, ремонта и реконструкции зданий с одновременной разработкой механизмов стимулирования и ускоренного внедрения мероприятий по энергоресурсосбережению согласно приложениям NN 1, 2.
9. Контроль за реализацией положений Программы реформирования
жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан
9.1. Органами государственного регулирования и контроля в Республике Башкортостан в сфере жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан являются Государственный комитет Республики Башкортостан по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Министерство строительства и жилищной политики Республики Башкортостан, Государственная жилищная инспекция Республики Башкортостан, органы местного государственного управления в пределах их компетенции и в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Башкортостан и Российской Федерации.
10. Законодательно-нормативное обеспечение реформы
жилищно-коммунального хозяйства
10.1. Министерству строительства и жилищной политики Республики Башкортостан совместно с заинтересованными организациями в установленном порядке подготовить нормативные правовые акты, обеспечивающие законодательно-нормативную базу проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан согласно приложению N 3.
Приложение N 1
к Программе реформирования
жилищно-коммунального хозяйства
Республики Башкортостан
Основные мероприятия по энергоресурсосбережению в жилищно-коммунальном
хозяйстве Республики Башкортостан
1. Обоснование технических решений поэтапных преобразований по энергоресурсосбережению на системах теплоснабжения, отопления, горячего и холодного водоснабжения жилых зданий, повышению теплозащиты зданий, отличающихся по экономии ресурсов, затратам и срокам окупаемости для городов Республики Башкортостан.
2. Анализ структуры энергетического баланса и строительной индустрии Республики Башкортостан.
Анализ конструктивных решений зданий массовой застройки, характерных для Республики Башкортостан.
Оценка уровня энергопотребления различных типов зданий Республики Башкортостан.
Разработка республиканских нормативов потребления тепла, холодной и горячей воды, электроэнергии для населения Республики Башкортостан, обоснованных объемов поставок услуг для корректировки оплаты услуг в объеме социальных норм и по повышенным тарифам за сверхнормативный объем услуг.
3. Установка ремонтных комплектов (вентильные головки с керамическими шайбами, наполнительные и сливные клапаны для смывных бачков) на санитарно-технических приборах, находящихся в квартирах жилых домов.
4. Разработка правил оплаты населением холодной и горячей воды по квартирным счетчикам и формы договора населения с компаниями и организациями, которые владеют и(или) управляют жилищным фондом (для новых и реконструированных зданий).
5. Установка приборов учета тепла, холодной и горячей воды в жилищном фонде.
6. Установка регулируемого привода насосных агрегатов в системах теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения - по 3 привода на каждом центральном тепловом пункте (далее - ЦТП).
7. Установка автоматизированных узлов управления (с пофасадным регулированием температуры теплоносителя) в системе отопления жилого дома.
8. Обследование внутридомовых систем отопления с целью определения их остаточного ресурса и путей дальнейшей эксплуатации с обязательным улучшением теплоснабжения зданий.
Гидрохимическая промывка систем отопления новыми композиционными составами для улучшения теплоснабжения жилых и административных зданий.
9. Гидрохимическая промывка водоводяных подогревателей на ЦТП и индивидуальных тепловых пунктах (далее - ИТП) различными составами с учетом состава отложений.
10. Гидрохимическая промывка водогрейных и паровых котлов высокоэффективными композиционными составами с учетом химического состава отложений.
11. Внедрение новых видов противокоррозионной и противонакипной обработки воды с использованием в котельных компонентов и их производных, учитывающих жесткость и коррозионную активность обрабатываемой воды.
12. Противокоррозионная обработка воды на ЦТП.
13. Внедрение рациональных схем теплопотребляющих установок на ЦТП, обеспечивающих минимальное потребление сетевой воды.
14. Внедрение новых типов теплообменного оборудования на ЦТП и ИТП.
15. Внедрение систем автоматического регулирования отпуска тепла на ЦТП.
16. Выполнение комплекса наладочных работ по нормализации режима работы систем отопления жилых и административных зданий.
17. Оперативное определение фактических расходов воды на горячее водоснабжение жилых зданий по специальной методике с применением переносных приборов.
18. Составление договоров между потребителем и поставщиком тепла с учетом взаимных обязательств сторон по обеспечению требуемого качества теплоснабжения с фиксацией отклонений параметров теплопотребления от требуемых значений.
19. Внедрение энергосберегающих задач в автоматизированную систему управления ИТП теплоснабжения города или района в городе.
20. Внедрение комплекса автоматического регулирования расхода тепла на отопление и горячее водоснабжение при централизованном теплоснабжении (блочное использование средств автоматизации на основе современных микропроцессорных приборов, использования оригинальных средств ограничения расхода сетевой воды).
21. Расчетные исследования проектных и эксплуатационных гидравлических режимов тепловых сетей.
22. Рекомендации по ведению диспетчерского графика с учетом дальности транспортировки тепла, аккумулирующей способности зданий, метеопрогноза, фактических расходов сетевой воды и ее температуры, а также графика нагрузки системы горячего водоснабжения.
23. Определение эксплуатационных теплогидравлических характеристик тепломагистрали.
24. Рекомендации по оптимизации системы теплоснабжения с учетом местных условий.
25. Обследование оборудования тепловых пунктов, его испытание и оценка эффективности работы.
26. Разработка режимных карт эксплуатации тепловых пунктов и определение параметров, которые необходимо учесть при заключении договора с теплоснабжающей организацией.
27. Определение требуемых расходов воды у всех абонентов и на этой основе гидравлических и тепловых режимов системы.
28. Определение объектов систем теплоснабжения (участков трубопроводов, абонентских вводов), имеющих повышенных утечки сетевой воды.
29. Внедрение высокоэффективных водоструйных эжекторов для вакуумных деаэраторов отопительных котельных.
30. Рекомендации и технические решения при строительстве и монтаже крышных котельных на природном газе для децентрализованного теплоснабжения зданий.
31. Обследование технического состояния зданий с определением ошибок, просчетов проектирования, строительства и эксплуатации, приводящих к повышенным теплопотерям. Технические решения по устранению выявленных дефектов.
32. Освоение технологий по устранению промерзаний и утеплению стыков, стен, крыш и лестничных клеток.
33. Внедрение технологии ремонта строительных конструкций зданий, поврежденных трещинами.
34. Внедрение технологии утепления промерзающих конструкций и стыков.
35. Внедрение технологии утепления конструкций изнутри и снаружи.
36. Тепло- и гидроизоляция потолков подвалов.
37. Герметизация стенных швов.
38. Нанесение теплоотражающих пленок на окна.
39. Герметизация оконных и дверных рам изнутри, включая законопачивание окон и балконных дверей.
40. Замена входных дверей и установка автоматических механизмов.
41. Внедрение рациональных энергоснабжающих схем освещения на лестничных клетках.
42. Разработка энергетического паспорта здания.
43. Разработка и внедрение рекомендаций по конструктивным решениям наружных ограждающих конструкций с повышенным уровнем теплозащиты для различных типов зданий.
44. Разработка основ теплотехнического проектирования зданий с включением в состав проекта разделов "Энергосбережение", "Энергетический паспорт здания".
Приложение N 2
к Программе реформирования
жилищно-коммунального хозяйства
Республики Башкортостан
Программа
энергоресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве
Республики Башкортостан на 1998-2006 годы
NN | Наименование мероприятий |
Показатели, ед.изм. |
Объемы внедрения | Экономи- ческий эффект на 1998- 2006 гг. в млн. руб. |
|||
в том числе по годам: | |||||||
Всего | 1998 | 1999 | 2000 | ||||
1. | Установка домовых приборов учета хо- лодной и горячей воды |
шт. -------- млн.руб. |
18900 ----- 44,0 |
1400 ---- 2,9 |
1850 ---- 3,9 |
2100 ---- 4,3 |
346,6 |
2. | Установка квартир- ных приборов учета холодной и горячей воды |
тыс.шт. -------- млн.руб. |
1000 ----- 305,0 |
25 --- 7,6 |
30 --- 9,2 |
70 ---- 21,4 |
141,4 |
3. | Установка автома- тизированных узлов управления в сис- теме отопления жи- лых домов |
шт. -------- млн.руб. |
600 ---- 30,0 |
30 --- 1,5 |
50 --- 2,5 |
60 --- 3,0 |
143,8 |
4. | Установка терморе- гуляторов на ото- пительных приборах систем отопления жилых домов |
тыс.шт. -------- млн.руб. |
1511 ----- 226,6 |
0,3 ---- 0,05 |
0,7 --- 0,1 |
10 --- 1,5 |
168,5 |
5. | Установка тепловых счетчиков в узлах управления систем отопления жилых домов |
шт. -------- млн.руб. |
9000 ---- 90,0 |
250 --- 2,5 |
250 --- 3,5 |
400 --- 4,0 |
25,0 |
6. | Замена внутридомо- вых трубопроводов водоснабжения на полипропиленовые |
общ.пл. домов млн.кв.м --------- млн.руб. |
19,8 | 0,1 --- 4,8 |
0,5 ---- 24,1 |
0,8 ----- 38,56 |
64,1 |
955,0 | |||||||
7. | Утепление наружных ограждающих конст- рукций существую- щих панельных до- мов |
объем жилья тыс.кв.м общ.пл. -------- млн.руб. |
4300 | 50 ---- 2,49 |
150 ---- 7,47 |
250 ----- 27,93 |
481,2 |
214,16 | |||||||
8. | Внедрение автоном- ных систем горяче- го водоснабжения (АС ГВС) |
тыс.шт. ------- млн.руб. |
40 ----- 176,0 |
0,5 --- 2,2 |
1 --- 4,4 |
2,5 ---- 11,0 |
85,5 |
9. | Внедрение преобра- зователей частоты для регулирования скорости электро- двигателей насос- ных станций водо- провода |
шт. -------- млн.руб. |
910 --- 8,5 |
10 --- 0,1 |
50 ---- 0,65 |
100 --- 0,9 |
7,2 |
10. | Реконструкция на- ружных водопровод- ных сетей из поли- мерных труб |
км -------- млн.руб. |
90 -- 18 |
5 --- 1,0 |
7 --- 1,4 |
8 --- 1,6 |
3,39 |
11. | Внедрение пластин- чатых теплообмен- ников |
шт. -------- млн.руб. |
3600 ---- 216 |
50 --- 3,0 |
80 --- 4,8 |
120 --- 7,2 |
69,5 |
12. | Реконструкция теп- ловых сетей с при- менением предвари- тельно изолирован- ных трубопроводов на основе пенопо- лиуретановой (ППУ) изоляции с систе- мами контроля уте- чек |
км -------- млн.руб. |
1350 ----- 900,0 |
50 ---- 34,0 |
60 ---- 40,6 |
75 ---- 50,5 |
643,5 |
13. | Модернизация су- ществующих водо- грейных котельных с котлами малой мощности (до 3 МВТ) за счет внед- рения усовершенст- вованных котлов КСВ-2,9 Г-2 в блочном исполнении в облегченной об- обмуровке и обору- дованных средства- ми автоматики |
шт. -------- млн.руб. |
225 --- 27 |
20 --- 2,4 |
20 --- 2,4 |
25 --- 3,0 |
75,7 |
NN | Наименование мероприятий |
Показатели, ед.изм. |
Объемы внедрения | Экономи- ческий эффект на 1998- 2006 гг. в млн. руб. |
|||
в том числе по годам: | |||||||
Всего | 2001 | 2002 | 2003 | ||||
1. | Установка домовых приборов учета хо- лодной и горячей воды |
шт. -------- млн.руб. |
18900 ----- 44,0 |
2250 ---- 4,8 |
2350 ---- 5,0 |
2700 ---- 5,9 |
346,6 |
2. | Установка квартир- ных приборов учета холодной и горячей воды |
тыс.шт. -------- млн.руб. |
1000 ----- 305,0 |
250 ---- 79,4 |
300 ---- 94,6 |
145 ---- 44,2 |
141,4 |
3. | Установка автома- тизированных узлов управления в сис- теме отопления жи- лых домов |
шт. -------- млн.руб. |
600 ---- 30,0 |
65 ---- 3,25 |
70 --- 3,5 |
75 ---- 3,75 |
143,8 |
4. | Установка терморе- гуляторов на ото- пительных приборах систем отопления жилых домов |
тыс.шт. -------- млн.руб. |
1511 ----- 226,6 |
50 ---- 7,5 |
150 ---- 22,5 |
300 ---- 45,0 |
168,5 |
5. | Установка тепловых счетчиков в узлах управления систем отопления жилых домов |
шт. -------- млн.руб. |
9000 ---- 90,0 |
600 --- 6,0 |
850 --- 8,0 |
1500 ---- 15,0 |
25,0 |
6. | Замена внутридомо- вых трубопроводов водоснабжения на полипропиленовые |
общ.пл. домов млн.кв.м --------- млн.руб. |
19,8 | 1,0 ---- 48,2 |
1,6 ----- 77,12 |
2,8 ----- 134,96 |
64,1 |
955,0 | |||||||
7. | Утепление наружных ограждающих конст- рукций существую- щих панельных до- мов |
объем жилья тыс.кв.м общ.пл. -------- млн.руб. |
4300 | 550 ----- 27,93 |
650 ----- 32,37 |
700 ----- 34,86 |
481,2 |
214,16 | |||||||
8. | Внедрение автоном- ных систем горяче- го водоснабжения (АС ГВС) |
тыс.шт. ------- млн.руб. |
40 ----- 176,0 |
4,5 ---- 19,8 |
5 ---- 22,0 |
7,5 ---- 33,0 |
85,5 |
9. | Внедрение преобра- зователей частоты для регулирования скорости электро- двигателей насос- ных станций водо- провода |
шт. -------- млн.руб. |
910 --- 8,5 |
150 ---- 1,13 |
150 ---- 1,13 |
150 ---- 1,13 |
7,2 |
10. | Реконструкция на- ружных водопровод- ных сетей из поли- мерных труб |
км -------- млн.руб. |
90 -- 18 |
8 --- 1,6 |
10 --- 2,0 |
10 --- 2,0 |
3,39 |
11. | Внедрение пластин- чатых теплообмен- ников |
шт. -------- млн.руб. |
3600 ---- 216 |
250 ---- 15,0 |
450 --- 27 |
650 --- 39 |
69,5 |
12. | Реконструкция теп- ловых сетей с при- менением предвари- тельно изолирован- ных трубопроводов на основе пенопо- лиуретановой (ППУ) изоляции с систе- мами контроля уте- чек |
км -------- млн.руб. |
1350 | 90 ---- 60,4 |
150 ----- 100,0 |
200 ----- 133,0 |
643,5 |
900,0 | |||||||
13. | Модернизация су- ществующих водо- грейных котельных с котлами малой мощности (до 3 МВТ) за счет внед- рения усовершенст- вованных котлов КСВ-2,9 Г-2 в блочном исполнении в облегченной об- обмуровке и обору- дованных средства- ми автоматики |
шт. -------- млн.руб. |
225 --- 27 |
30 --- 3,6 |
30 --- 3,6 |
30 --- 3,6 |
75,7 |
NN | Наименование мероприятий |
Показатели, ед.изм. |
Объемы внедрения | Экономи- ческий эффект на 1998- 2006 гг. в млн. руб. |
|||
в том числе по годам: | |||||||
Всего | 2004 | 2005 | 2006 | ||||
1. | Установка домовых приборов учета хо- лодной и горячей воды |
шт. -------- млн.руб. |
18900 ----- 44,0 |
2950 ---- 6,6 |
1300 ---- 4,2 |
2000 ---- 6,4 |
346,6 |
2. | Установка квартир- ных приборов учета холодной и горячей воды |
тыс.шт. -------- млн.руб. |
1000 ----- 305,0 |
80 ---- 24,4 |
60 ---- 18,3 |
40 ---- 12,2 |
141,4 |
3. | Установка автома- тизированных узлов управления в сис- теме отопления жи- лых домов |
шт. -------- млн.руб. |
600 ---- 30,0 |
75 ---- 3,75 |
80 --- 4,0 |
95 ---- 4,75 |
143,8 |
4. | Установка терморе- гуляторов на ото- пительных приборах систем отопления жилых домов |
тыс.шт. -------- млн.руб. |
1511 ----- 226,6 |
350 ---- 52,5 |
350 ---- 52,5 |
300 ---- 45,0 |
168,5 |
5. | Установка тепловых счетчиков в узлах управления систем отопления жилых домов |
шт. -------- млн.руб. |
9000 ---- 90,0 |
2500 ---- 25,0 |
1850 ---- 18,0 |
800 --- 8,0 |
25,0 |
6. | Замена внутридомо- вых трубопроводов водоснабжения на полипропиленовые |
общ.пл. домов млн.кв.м --------- млн.руб. |
19,8 | 3,5 ----- 168,7 |
5,0 ----- 241,6 |
4,5 ----- 216,9 |
64,1 |
955,0 | |||||||
7. | Утепление наружных ограждающих конст- рукций существую- щих панельных до- мов |
объем жилья тыс.кв.м общ.пл. -------- млн.руб. |
4300 | 750 ----- 37,35 |
750 ----- 37,35 |
450 ----- 22,41 |
481,2 |
214,16 | |||||||
8. | Внедрение автоном- ных систем горяче- го водоснабжения (АС ГВС) |
тыс.шт. ------- млн.руб. |
40 ----- 176,0 |
7 --- 30,8 |
6 --- 26,4 |
6 ---- 26,4 |
85,5 |
9. | Внедрение преобра- зователей частоты для регулирования скорости электро- двигателей насос- ных станций водо- провода |
шт. -------- млн.руб. |
910 --- 8,5 |
150 ---- 1,13 |
150 ---- 1,13 |
150 ---- 1,13 |
7,2 |
10. | Реконструкция на- ружных водопровод- ных сетей из поли- мерных труб |
км -------- млн.руб. |
90 -- 18 |
13 --- 2,6 |
14 --- 2,8 |
15 --- 3,0 |
3,39 |
11. | Внедрение пластин- чатых теплообмен- ников |
шт. -------- млн.руб. |
3600 ---- 216 |
750 --- 45 |
650 --- 39 |
600 --- 36 |
69,5 |
12. | Реконструкция теп- ловых сетей с при- менением предвари- тельно изолирован- ных трубопроводов на основе пенопо- лиуретановой (ППУ) изоляции с систе- мами контроля уте- чек |
км -------- млн.руб. |
1350 | 225 ----- 149,5 |
240 ----- 159,4 |
260 ----- 172,6 |
643,5 |
900,0 | |||||||
13. | Модернизация су- ществующих водо- грейных котельных с котлами малой мощности (до 3 МВТ) за счет внед- рения усовершенст- вованных котлов КСВ-2,9 Г-2 в блочном исполнении в облегченной об- обмуровке и обору- дованных средства- ми автоматики |
шт. -------- млн.руб. |
225 --- 27 |
25 --- 3,0 |
25 --- 3,0 |
20 --- 2,4 |
75,7 |
Приложение N 3
к Программе реформирования
жилищно-коммунального хозяйства
Республики Башкортостан
Перечень документов, необходимых для реализации Программы
реформирования жилищно-коммунального хозяйства Республики
Башкортостан
1. Типовой договор на техническое обслуживание и ремонт жилых помещений, находящихся в собственности граждан.
2. Положение о механизме снижения размеров платы, вносимой населением за жилищно-коммунальные услуги, при нарушении нормативов потребительских качеств и сроков предоставления этих услуг.
3. Правила обеспечения отоплением, водоснабжением и водоотведением жилых домов и других объектов на территории Республики Башкортостан.
4. Положение о порядке передачи домов в управление товариществам собственников жилья и их взаимодействия с муниципальными органами по вопросам содержания и ремонта жилищного фонда.
5. Перечень категорий граждан, пользующихся льготами при оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством.
6. Жилищные нормативы и стандарты Республики Башкортостан.
7. Методика расчета ставок платы за наем и отчислений на капитальный ремонт жилых помещений, включаемых в ставку платы за содержание и ремонт жилья (техническое обслуживание) муниципального и государственного жилищного фонда.
8. Положение о комиссии по жилищным спорам.
9. Положение о порядке конкурсного отбора организаций различных форм собственности для выполнения работ по содержанию и ремонту жилищного фонда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 31 декабря 1997 г. N 264 "О мерах по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 27 июня 2006 г. N 182 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 28 декабря 2004 г. N 256
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 26 сентября 2003 г. N 236
Действие абзаца первого пункта 1.7, абзаца первого пункта 1.9 и абзаца третьего пункта 1.12 приложения N 7 настоящего постановления приостановлено на время проведения эксперимента по осуществлению адресной социальной поддержки населения при оплате жилья и коммунальных услуг с использованием персонифицированных социальных счетов
Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 6 июня 2000 г. N 153
Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 7 февраля 2000 г. N 28
Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 31 августа 1999 г. N 277
Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 11 марта 1999 г. N 64
Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 3 ноября 1998 г. N 246