В целях предупреждения и ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов и защиты населения и окружающей природной среды от их вредного воздействия и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов" Кабинет Министров Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов и представлению отчетов о проведении операций по их ликвидации и Положение об организации мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Республики Башкортостан.
2. Министерству по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Башкортостан совместно с администрациями районов и городов, Башкирским управлением Госгортехнадзора России, Башкирским республиканским отделением Российской транспортной инспекции, Камской инспекцией Российского речного регистра, Самарским управлением Госгортехнадзора России в месячный срок представить на утверждение в комиссию Кабинета Министров Республики Башкортостан по чрезвычайным ситуациям перечень предприятий, эксплуатирующих потенциально опасные объекты, указанные в пункте 4 Основных требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов и представлению отчетов о проведении операций по их ликвидации, и график согласования планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Башкортостан Шакирова М.А.
Премьер-министр |
Р.И.Байдавлетов |
Руководитель Аппарата |
Ф.М.Казакбаев |
Основные требования
к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов
нефти и нефтепродуктов и представлению отчетов о проведении операций
по их ликвидации
(утв. постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан
от 25 января 2002 г. N 22)
1. Настоящие Основные требования разработаны на основании постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов" и определяют принципы формирования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - нефть).
2. Планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти (далее - планы) разрабатываются с учетом максимально возможного объема разлившейся нефти, который определяется для следующих объектов:
нефтеналивное судно - 2 танка;
нефтеналивной причал - 1500 тонн;
нефтеналивная баржа - 50 процентов ее общей грузоподъемности;
стационарные добывающие установки - 1500 тонн;
автоцистерна - 100 процентов объема;
резервуар - 100 процентов объема;
железнодорожный состав - 50 процентов общего объема цистерн в железнодорожном составе;
трубопровод при порыве - 25 процентов максимального объема прокачки в течение 6 часов и объем нефти между запорными задвижками на порванном участке трубопровода;
трубопровод при проколе - 2 процента максимального объема прокачки в течение 14 дней.
3. В зависимости от объема разлившейся нефти и площади разлива выделяются чрезвычайные ситуации:
локального значения - до 100 тонн разлившейся нефти, площадь разлива охватывает территорию объекта;
местного значения - до 500 тонн разлившейся нефти, площадь разлива охватывает территорию населенного пункта, в котором расположен объект;
территориального значения - до 1000 тонн разлившейся нефти, площадь разлива охватывает территорию нескольких районов республики или города;
регионального значения - до 5000 тонн разлившейся нефти, площадь разлива охватывает территории двух субъектов Российской Федерации;
федерального значения - более 5000 тонн разлившейся нефти, площадь разлива охватывает территории более двух субъектов Российской Федерации.
4. Планы разрабатываются:
4.1. Предприятиями (независимо от форм собственности), эксплуатирующими следующие потенциально опасные производственные объекты:
буровые установки, ведущие нефтегазовые работы;
нефтепромыслы;
нефтеналивные терминалы;
терминалы по приему горюче-смазочных материалов;
нефтепарки и хранилища горюче-смазочных материалов;
магистральные, межпромысловые и внутрипромысловые нефтепроводы, межобъектовые и внутриобъектовые трубопроводы.
4.2. ЗАО "Судоходная компания "БашВолготанкер", эксплуатирующим или фрахтующим нефтеналивные баржи.
4.3. Башкирским отделением Куйбышевской железной дороги, осуществляющим перевозку нефти и нефтепродуктов в железнодорожных цистернах.
4.4. Предприятиями, использующими автоцистерны для перевозки нефти.
5. Предприятие, имеющее несколько объектов, осуществляющих операции с нефтью, разрабатывает планы для каждого объекта в отдельности и для предприятия в целом.
6. Планы согласовываются и утверждаются:
6.1. Для предприятий, на которых максимально возможный объем разлившейся нефти может составить до 100 тонн, - с администрациями районов и городов, территориальными органами Государственного комитета Республики Башкортостан по охране окружающей среды, горнотехническими отделами Башкирского управления Госгортехнадзора России, с территориальными органами Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Башкортостан.
Планы утверждаются руководителем предприятия.
Планы предприятий, использующих автоцистерны для перевозки нефти по территории Республики Башкортостан, дополнительно согласовываются с Башкирским республиканским отделением Российской транспортной инспекции.
6.2. Для предприятий, на которых максимально возможный объем разлившейся нефти может составить от 100 до 500 тонн, - с Башкирским управлением Госгортехнадзора России, Государственным комитетом Республики Башкортостан по охране окружающей среды, Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Башкортостан, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Башкортостан.
Планы утверждаются администрациями городов и районов.
Для предприятий, на которых максимально возможный объем разлившейся нефти может составить от 500 до 1000 тонн, - с администрациями районов и городов, Государственным комитетом Республики Башкортостан по охране окружающей среды, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Башкортостан.
Планы утверждаются Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Башкортостан.
Планы, разработанные ЗАО "Судоходная компания "БашВолготанкер", дополнительно согласовываются с Бельским участком Камской инспекции Российского речного регистра.
Планы, разработанные Башкирским отделением Куйбышевской железной дороги, дополнительно согласовываются с Самарским управлением Госгортехнадзора России.
6.3. Для предприятий, на которых максимально возможный объем разлившейся нефти может составить свыше 1000 тонн, согласование и утверждение планов производится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года N 613.
7. Планом должны предусматриваться:
7.1. Прогнозирование возможных разливов нефти.
7.2. Состав и дислокация сил и средств.
7.3. Обоснование количества сил и средств, достаточного для локализации возможных разливов нефти в любое время года (далее - силы и средства), соответствие имеющихся на объекте сил и средств задачам ликвидации и необходимость привлечения профессиональных аварийно-спасательных формирований.
7.4. Организация взаимодействия сил и средств.
7.5. Организация управления, связи и оповещения.
7.6. Порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств с указанием организаций, которые несут ответственность за их поддержание в готовности.
7.7. Система взаимного обмена информацией между организациями - участниками ликвидации разлива нефти.
7.8. Первоочередные действия при получении сигнала об аварийном разливе нефти.
7.9. Географические, гидрологические навигационно-гидрографические, гидрометеорологические и другие особенности района разлива нефти, которые учитываются при организации и проведении операции по его ликвидации. Весь картографический материал должен быть отражен на цифровых электронных картах и представлен в формате shape-файлов ArcView, в формате ARC/INFO или в другом широко распространенном формате, который допускает конвертацию в указанные выше форматы.
7.10. Обеспечение безопасности населения и оказание медицинской помощи.
7.11. График проведения операций по ликвидации разливов нефти.
7.12. Организация материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по ликвидации разливов нефти.
8. При расчете необходимого количества сил и средств должны учитываться:
8.1. Максимально возможный объем разлившейся нефти.
8.2. Площадь разлива.
8.3. Год ввода в действие и год последнего капитального ремонта объекта, дата проведения последнего технического диагностирования объекта.
8.4. Максимальный объем нефти на объекте.
8.5. Физико-химические свойства нефти.
8.6. Влияние места расположения объекта на скорость распространения нефти с учетом возможности ее попадания в речные акватории и водоемы.
8.7. Гидрометеорологические, гидрогеологические и другие условия в месте расположения объекта.
8.8. Возможности имеющихся на объекте сил и средств, а также профессиональных аварийно-спасательных формирований, дислоцированных в регионе (при условии их письменного согласия на участие в ликвидации разливов нефти). Предприятие, осуществляющее операции с нефтью, должно предусмотреть создание фонда для финансирования работ по ликвидации разливов нефти этими формированиями (службами).
8.9. Наличие полигонов по перевалке, хранению и переработке нефтяных отходов.
8.10. Транспортная инфраструктура в районе возможного разлива нефти.
8.11. Время доставки сил и средств к месту чрезвычайных ситуаций.
8.12. Время локализации разлива нефти, которое не должно превышать 4 часов при разливе в акватории и 6 часов - при разливе на почве.
9. В целях отработки планов на локальном, местном, территориальном уровнях предприятиями проводятся учения или командно-штабные тренировки. Периодичность и порядок проведения учений или командно-штабных тренировок определяются соответствующей комиссией по чрезвычайным ситуациям.
10. Планы подлежат пересмотру в случаях:
10.1. Изменения условий, влияющих на обеспечение локализации и ликвидации аварийных разливов нефти.
10.2. Изменения действующих требований (правил и норм) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также промышленной безопасности.
11. В случае аварийного разлива нефти предприятие - виновник аварии (эксплуатирующая организация) в течение 1 часа с момента обнаружения аварии уведомляет о случившемся администрацию территории, на которой произошла авария, Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Башкортостан, Государственный комитет Республики Башкортостан по охране окружающей среды, Башкирское управление Госгортехнадзора России, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Башкортостан принимает меры по локализации и ликвидации разлива нефти в соответствии с планом.
После завершения ликвидации разлива нефти предприятие - виновник аварии за счет собственных средств обеспечивает экологический мониторинг водных объектов, почвы, атмосферного воздуха и представляет в месячный срок в органы власти, надзорные и контрольные органы, указанные выше, письменный отчет, в котором приводятся следующие данные:
11.1. Дата, время разлива.
11.2. Причина и обстоятельства разлива нефти.
11.3. Источник разлива.
11.4. Район аварии в виде картографического материала с указанием мест разлива, площади разлива, зданий и сооружений, инфраструктуры местности, которая попала в зону разлива. Весь картографический материал должен быть отражен на цифровых электронных картах и представлен в формате shape-файлов ArcView, в формате ARC/INFO или в другом широко распространенном формате, который допускает конвертацию в указанные выше форматы.
11.5. Действия должностных лиц объекта и аварийно-спасательных формирований, в том числе и привлеченных.
11.6. Количество разлившейся нефти, в том числе на почве и на водной поверхности, и оценка воздействия разлива нефти на окружающую природную среду и здоровье населения.
11.7. Затраты на ликвидацию разлива, включая расходы на локализацию, сбор, утилизацию нефти, последующую рекультивацию территории и страховые выплаты по гражданской ответственности, а также выплаты аварийно-спасательным формированиям (службам) в случае их привлечения к выполнению работ по ликвидации разливов нефти.
11.8. Уровень остаточного загрязнения в почве, воде.
11.9. Должность, фамилия, имя, отчество составителя отчета.
11.10. Сведения о нанесенном экологическом ущербе, которые в отчете представляются по форме N 6-ОС (утверждена постановлением Госкомстата России от 3 марта 1998 года N 81).
Положение
об организации мероприятий по ликвидации аварийных разливов нефти
и нефтепродуктов на территории Республики Башкортостан
(утв. постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан
от 25 января 2002 г. N 22)
1. Настоящее Положение об организации мероприятий по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории Республики Башкортостан определяет основные требования к организации работ по локализации и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (далее - нефть).
2. Предприятия, указанные в пункте 4 Основных требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов и представлению отчетов о проведении операции по их ликвидации, обязаны:
иметь план по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти, согласованный и утвержденный в порядке, определенном Основными требованиями к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов и представлению отчетов о проведении операций по их ликвидации;
создавать собственные аварийные формирования для ликвидации аварийных разливов нефти (штатные или внештатные), укомплектовывать их специальными техническими средствами или заключать договоры на обслуживание со сторонними профессиональными аварийно-спасательными формированиями (службами);
немедленно оповещать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления и организации о фактах аварийного разлива нефти и организовывать работы по ликвидации аварийных разливов нефти в случае их возникновения;
иметь резервы финансовых средств и материально-технических ресурсов для локализации и ликвидации аварийных разливов нефти;
обучать своих работников способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, связанных с аварийными разливами нефти;
заблаговременно проводить инженерно-технические мероприятия, направленные на предотвращение возможных аварийных разливов нефти и(или) снижение масштабов их последствий;
принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварийных разливов нефти;
разрабатывать декларацию промышленной безопасности;
страховать гражданскую ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварийного разлива нефти и продуктов ее переработки;
организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте при осуществлении операций с нефтью;
допускать к работе на объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
иметь лицензию на эксплуатацию опасного производственного объекта;
создавать и поддерживать в готовности системы обнаружения аварийных разливов нефти, связи и оповещения;
содержать в исправном состоянии технологическое оборудование, предназначенное для осуществления операций с нефтью.
3. Прогнозирование последствий аварийных разливов нефти и обусловленных ими чрезвычайных ситуаций осуществляется с учетом максимально возможных разливов, неблагоприятных гидрометеорологических условий, времени года, суток, рельефа местности и др.
Целью прогнозирования аварийных разливов нефти является определение:
возможных последствий аварийных разливов нефти, их значения и влияния на население, объекты жизнеобеспечения, производственной и социальной сферы, а также на окружающую природную среду;
границ районов возможных аварийных разливов нефти;
последовательности, сроков и наиболее эффективных способов выполнения работ по ликвидации аварийных разливов нефти и продуктов ее переработки;
достаточности сил и специальных технических средств для локализации и ликвидации возможного аварийного разлива нефти.
4. Определение состава и дислокации сил и средств для ликвидации возможных аварийных разливов нефти и продуктов ее переработки осуществляется на основе результатов прогнозирования последствий максимально возможного разлива нефти, данных о составе имеющихся на объекте сил и специальных технических средств, а также данных о профессиональных аварийно-спасательных формированиях (службах), дислоцированных в регионе, привлечение которых предусмотрено планами взаимодействия (договорами на абонентское обслуживание).
5. Координация и управление мероприятиями по ликвидации аварийных разливов нефти организуются в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 21 мая 1997 года N 107 "О Башкирской территориальной подсистеме Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 10 мая 2000 года N 125).
6. Ликвидация аварийных разливов нефти проводится организацией, осуществляющей операции с нефтью, круглосуточно, в любую погоду. Смена личного состава формирований (подразделений) проводится непосредственно на рабочих местах. При отсутствии или недостаточности своих сил к выполнению работ по ликвидации разливов нефти привлекаются профессиональные аварийно-спасательные формирования (службы). Все затраты на проведение этих работ восполняются за счет средств организации - виновника разлива нефти. Привлекаемые на основании договоров профессиональные аварийно-спасательные формирования (службы) должны иметь соответствующие лицензии, если этого требует законодательство Российской Федерации, и быть аттестованы в установленном порядке.
7. Аварийно-спасательные работы в ходе ликвидации аварийных разливов нефти ведутся в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 13 мая 1997 года N 100 "Об организации и проведении аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях в Республике Башкортостан".
При необходимости организуется информирование населения, проживающего в непосредственной близости от места разлива. При этом до населения доводятся согласованные с органами здравоохранения правила поведения в районе загрязнения и меры безопасности.
Для уточнения масштабов аварийного разлива нефти, складывающейся обстановки и прогнозирования ее развития создаются оперативные группы из специалистов соответствующего профиля.
8. При обнаружении существующего загрязнения территории (акватории) с наличием свободной нефти (далее - "линза") организация, допустившая это загрязнение, должна организовать постоянное наблюдение за состоянием "линзы" и мониторинг объектов жизнеобеспечения населения в зоне возможного негативного влияния существующего нефтяного загрязнения, провести необходимые обследования и мероприятия по ее локализации и(или) ликвидации.
По факту обнаружения "линзы" компетентными органами проводится расследование.
Ликвидация существующих нефтяных загрязнений проводится в соответствии с программами, которые согласовываются с территориальными управлениями Государственного комитета Республики Башкортостан по охране окружающей среды.
9. Организация управления, связи и оповещения осуществляется в соответствии с постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 года N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов".
10. Взаимный обмен информацией между организациями - участниками ликвидации аварийного разлива нефти осуществляется на основании постановлений Кабинета Министров Республики Башкортостан от 27 октября 1998 года N 237 "О сети наблюдения и лабораторного контроля Республики Башкортостан" и от 29 июля 1998 года N 157 "О классификации чрезвычайных ситуаций и установлении порядка сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Башкортостан".
11. При получении сигнала о разливе нефти в первую очередь должны предусматриваться:
оповещение и сбор комиссии по чрезвычайным ситуациям;
устранение причины утечки нефти;
приведение в готовность органов управления и сил, уточнение и введение в действие соответствующих планов по ликвидации аварийных разливов нефти;
оценка сложившейся обстановки в районе разлива нефти;
принятие неотложных мер по локализации разлива нефти;
защита населения, оказание помощи пострадавшим.
12. Работы по ликвидации аварийного разлива нефти считаются завершенными после обязательного выполнения следующих мероприятий:
прекращение аварийного сброса нефти;
максимально достижимый механический сбор разлившейся нефти.
13. После выполнения работ по ликвидации разливов нефти готовится отчет о проведении работ по локализации и ликвидации разлива нефти и предложения по реабилитации территорий (акваторий) и других загрязненных объектов.
Все документы, разрабатываемые в ходе выполнения работ по ликвидации разливов нефти, оформляются в письменном виде с приложением необходимых расчетов, графиков, карт и других справочных материалов и хранятся в органах власти, надзорных и контрольных органах, указанных в пункте 12 Основных требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, не менее пяти лет.
По-видимому, в абзаце втором пункта 13 настоящего Положения, допущена опечатка, так как пункта 12 нет в Основных требованиях
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 25 января 2002 г. N 22 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов"
Текст постановления опубликован в "Ведомостях Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан", N 4 (142), март 2002 г., ст. 265
Тексты приложений официально опубликованы не были
Постановлением Правительства РБ от 3 октября 2022 г. N 605 настоящий документ признан утратившим силу с 3 октября 2022 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 26 января 2015 г. N 7
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 7 августа 2006 г. N 228
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 20 октября 2003 г. N 260
Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 4 октября 2002 г. N 296