1 ноября 2001 г.
Во исполнение Закона Республики Башкортостан "О государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав в Республике Башкортостан" Кабинет Министров Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о межведомственной психолого-медико-педагогической консультации.
2. Министерству народного образования Республики Башкортостан, администрациям городов и районов республики привести структуру действующих психолого-медико-педагогических консультаций в соответствие с настоящим Положением.
Премьер-министр |
Р.И.Байдавлетов |
Управляющий Делами |
И.У.Забиров |
Положение
о межведомственной психолого-медико-педагогической
консультации
(утв. постановлением Кабинета Министров Республики
Башкортостан от 12 мая 1999 г. N 134)
1 ноября 2001 г.
1. Общие положения
1.1. Межведомственные психолого-медико-педагогические консультации (далее - консультации) создаются для осуществления диагностической, экспертной, консультационной деятельности в целях оказания помощи несовершеннолетним, имеющим физические и (или) психические особенности развития (и в связи с этим специальные образовательные потребности) и нуждающимся в социальной адаптации.
1.2. Консультация является межведомственным постоянно действующим органом. На специалистов консультации медицинского, педагогического, социального профилей распространяются все льготы и права соответствующих ведомств.
1.3. На территории Республики Башкортостан создаются республиканская и зональные консультации (приложение N 1). Решение о создании республиканской консультации принимается Кабинетом Министров Республики Башкортостан, зональных - органами местного государственного управления.
Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 1 ноября 2001 г. N 283 в пункт 1.4 настоящего Положения внесены изменения
1.4. Республиканская консультация выполняет функции психолого-медико-педагогического центра, обеспечивающего научно-методическое обслуживание зональных консультаций, координацию их деятельности, проведение экспертизы в сложных и конфликтных ситуациях. Зональные консультации осуществляют диагностику физических и (или) психических особенностей развития несовершеннолетних в городах и районах республики, определяют специальные образовательные потребности несовершеннолетних, консультируют родителей (законных представителей), по всем связанным с этими особенностями вопросам.
1.5. Республиканская и зональные консультации являются юридическими лицами, имеющими организационно-правовую форму государственных учреждений. Республиканская консультация находится в ведении Министерства народного образования Республики Башкортостан, зональные - органов управления народным образованием городов и районов республики.
2. Основные задачи
2.1. Консультации решают следующие задачи:
2.1.1. Проведение бесплатного психолого-медико-педагогического обследования несовершеннолетних с целью выявления особенностей их развития, установления диагноза и определения эффективных форм специального обучения, воспитания, оказания помощи в профориентации и социальной адаптации.
2.1.2. Подтверждение, уточнение и изменение ранее установленного диагноза для определения соответствующего типа образовательного и лечебного учреждений и целесообразности пребывания в них несовершеннолетнего.
2.1.3. Консультативная и методическая помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних, имеющих физические и (или) психические особенности развития, педагогическим, медицинским, социальным работникам и сотрудникам органов и организаций государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав по вопросам, связанным со специальными образовательными потребностями несовершеннолетних.
2.1.4. Формирование банка данных о несовершеннолетних, имеющих физические и (или) психические особенности развития, и представление имеющейся информации соответствующим органам государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав.
2.1.5. Участие совместно с органами управления образованием в организации деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
2.1.6. Участие в разработке комплексных программ профилактики инвалидности, предложений по развитию служб медико-педагогической и психолого-социальной помощи.
3. Организация деятельности
3.1. Консультации осуществляют свою деятельность, руководствуясь принципами законности, гуманности на основе всестороннего комплексного обследования несовершеннолетнего.
3.2. Несовершеннолетние направляются в консультацию по заявлению родителей (законных представителей), а также по инициативе органов управления образованием, здравоохранением, социальной защиты населения, органов и организаций государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав.
При приеме на обследование предъявляются следующие документы:
свидетельство о рождении;
подробная выписка из истории развития (болезни);
психолого-педагогическая характеристика для несовершеннолетних, воспитывающихся в детских образовательных учреждениях;
письменные работы по родному языку, математике, рисунки - для несовершеннолетних, обучающихся в школе.
3.3. Обследование несовершеннолетних проводится только в присутствии родителей (законных представителей).
3.4. На основании данных обследования несовершеннолетнего консультация составляет заключение (протокол) о характере отклонений в его развитии, содержащее рекомендации по индивидуальной форме обучения и воспитания с учетом психофизиологических возможностей (приложение N 2).
В тех случаях, когда для установления окончательного диагноза необходимо длительное наблюдение за несовершеннолетним, консультация рекомендует обучение в специальном коррекционном учреждении продолжительностью не менее одного года.
3.5. Родителям (законным представителям) обследуемых несовершеннолетних выдается выписка из заключения с соответствующими рекомендациями.
Списки обследованных с заключением консультации и рекомендации направляются в соответствующие органы управления образованием, здравоохранением, социальной защиты населения для оказания им специализированной педагогической, медицинской и социальной помощи.
3.6. В консультации ведется журнал учета несовершеннолетних, прошедших обследование (приложение N 3).
4. Структура и финансирование учреждения
4.1. Комплектование штатов республиканской консультации осуществляется в соответствии с штатным расписанием, исходя из основных направлений деятельности (приложение N 4), и в соответствии с трудовым законодательством. Зональные консультации при комплектовании штатов руководствуются типовым штатным расписанием (приложение N 5) и трудовым законодательством. Исходя из конкретных условий работы консультации в типовое штатное расписание могут быть внесены соответствующие изменения и дополнения.
4.2. Консультацию возглавляет заведующий с высшим педагогическим (по специальности "дефектология") или медицинским образованием (по специальности "психиатрия"), имеющий стаж работы по специальности не менее 5 лет.
4.3. В состав консультации в обязательном порядке входят: врач-педиатр, врач-психиатр, психолог, учитель-дефектолог (олигофренопедагог), учитель-логопед, медицинский статистик, юрист, социальный педагог. Ортопед, невропатолог, отоларинголог, нейрофизиолог, офтальмолог, сурдопедагог, тифлопедагог могут привлекаться к работе в консультации на условиях почасовой оплаты. Исходя из конкретных условий работы в структуру консультации могут быть внесены соответствующие изменения.
4.4. Финансирование республиканской консультации осуществляется за счет средств республиканского бюджета, зональных - бюджетов районов и городов.
4.5. Тарифные ставки (должностные оклады) работников консультации устанавливаются на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы в соответствии с тарифно-квалификационными требованиями и решениями аттестационной комиссии. Виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера устанавливаются в пределах средств, направляемых на оплату труда.
Приложение N 1
к Положению о межведомственной
психолого-медико-педагогической консультации,
утвержденному постановлением Кабинета
Министров Республики Башкортостан
от 12 мая 1999 г.
N 134
Перечень
межведомственных психолого-медико-педагогических
консультаций Республики Башкортостан (ПМПК)
NN | Наименование психолого- медико-педагогической консультации |
Зона обслуживания психолого- медико-педагогической консультации |
Количество детей |
1. | Республиканская ПМПК | Чишминский район Архангельский район Иглинский район Нуримановский район |
14 331 6 113 11 289 4 573 |
Итого: | 36 306 | ||
Зональные консультации (ПМПК) | |||
2. | Северная ПМПК, г. Уфа | Калининский район Орджоникидзевский район Октябрьский район |
42 112 32 718 59 015 |
Итого: | 133 845 | ||
3. | Южная ПМПК, г. Уфа | Советский район Демский район Кировский район Ленинский Уфимский район |
13 514 14 250 47 525 13 253 14 587 |
Итого: | 103 129 | ||
4. | ПМПК, г. Нефтекамск | г. Нефтекамск г. Агидель г. Дюртюли и Дюртюлинский р-н г. Янаул и Янаульский район Калтасинский район Татышлинский район Илишевский район Краснокамский район |
43 335 8 149 18 021 13 090 8 062 8 059 9 578 5 516 |
Итого: | 114 450 | ||
5. | ПМПК, г. Бирск | г. Бирск г. Благовещенск Аскинский район Бирский район Бураевский район Балтачевский район Дуванский район Караидельский район Мишкинский район Мечетлинский район Кигинский район Белокатайский район Салаватский район Кушнаренковский район |
9 444 13 612 7 938 5 720 7 138 6 942 9 353 9 062 9 098 7 668 6 445 7 269 7 828 7 853 |
Итого: | 115 370 | ||
6. | ПМПК, г. Белебей | г. Белебей и Белебеевский р-н Ермекеевский район Бижбулякский район Альшеевский район Давлекановский район |
20 884 4 711 8 757 13 277 17 299 |
Итого: | 64 928 | ||
7. | ПМПК, г. Туймазы | г. Туймазы и Туймазинский р-н Благоварский район Бакалинский район Буздякский район Чекмагушевский район Шаранский район |
33 167 7 437 8 654 9 168 7 897 7 068 |
Итого: | 73 391 | ||
8. | ПМПК, г. Октябрьский | г. Октябрьский | 25 298 |
9. | ПМПК, г. Салават | г. Салават г. Ишимбай и Ишимбайский р-н Стерлибашевский район |
35 155 25 686 6 250 |
Итого: | 67 091 | ||
10. | ПМПК, г. Белорецк | г. Белорецк и Белорецкий р-н г. Учалы и Учалинский район Бурзянский район |
23 071 22 207 5 905 |
Итого: | 51 183 | ||
11. | ПМПК, г. Стерлитамак | г. Стерлитамак Миякинский район Стерлитамакский район Аургазинский район Гафурийский район Кармаскалинский район |
62 069 9 439 10 061 10 915 10 129 11 320 |
Итого: | 113 933 | ||
12. | ПМПК, г. Кумертау | г. Кумертау и Куюргазинский район г. Мелеуз и Мелеузовский р-н Зианчуринский район Федоровский район Кугарчинский район |
31 870 24 578 10 562 1 840 9 578 |
Итого: | 78 428 | ||
13. | ПМПК, г. Сибай | г. Сибай Абзелиловский район Зилаирский район г. Баймак и Баймакский район Хайбуллинский район |
15 174 12 825 5 815 14 732 10 354 |
Итого: | 59 900 | ||
Всего: | 1 073 442 |
Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 1 ноября 2001 г. N 283 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 2
к Положению о межведомственной
психолого-медико-педагогической консультации,
утвержденному постановлением Кабинета
Министров Республики Башкортостан
от 12 мая 1999 г.
N 134
Заключение (Протокол)
психолого-медико-педагогической консультации
1 ноября 2001 г.
Дата обследования ____________ Регистрационный N ________
Общие сведения
1. Фамилия, имя, отчество __________________________________________
2. Год и месяц рождения ____________________________________________
3. Адрес ___________________________________________________________
4. Кем направлен на обследование ___________________________________
____________________________________________________________________
5. Цель обращения, жалобы __________________________________________
____________________________________________________________________
6. Краткие сведения о родителях, семье ребенка и условиях
воспитания ______________________________________________________________
____________________________________________________________________
Результаты медицинского обследования
1. Краткие анамнестические данные __________________________________
____________________________________________________________________
2. Соматическое состояние __________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
1. Неврологическое состояние, особенности моторики _________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
2. Психическое состояние ___________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
3. Заключение отоларинголога о состоянии органов слуха _____________
____________________________________________________________________
4. Заключение офтальмолога о состоянии органов зрения ______________
____________________________________________________________________
5. Данные дополнительных обследований ______________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Результаты психологического обследования
1. Особенности восприятия (зрительное, слуховое, тактильное) _______
____________________________________________________________________
2. Особенности внимания ____________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
3. Память __________________________________________________________
____________________________________________________________________
4. Особенности мышления ____________________________________________
____________________________________________________________________
5. Особенности работоспособности, целенаправленность деятельности
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
6. Особенности эмоционально-волевой сферы, поведения и другие
особенности личности ____________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Результаты педагогического обследования
1. Родной язык в семье ребенка _____________________________________
2. Данные логопедического обследования _____________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
3. Знания и представления об окружающем мире. Ориентированность в
пространстве и времени __________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
4. Знания и навыки:
- по программному материалу дошкольного учреждения или школы
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
- по родному языку
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
- по математике
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
- по другим предметам
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
5. Обучаемость, способы выполнения заданий _________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
6. Отношение к обучению ____________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
7. Социальная и бытовая адаптация и установки ______________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Общее заключение ___________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Особое мнение ______________________________________________________
____________________________________________________________________
Рекомендации педагогам _____________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Рекомендации родителям (законным представителям) ___________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Подписи консультантов
(Ф.И.О., подпись)
Печать
Приложение N 3
к Положению о межведомственной
психолого-медико-педагогической консультации,
утвержденному постановлением Кабинета
Министров Республики Башкортостан
от 12 мая 1999 г.
N 134
Журнал
учета несовершеннолетних, прошедших обследование в
психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК)
N | Ф.И.О. | Год и месяц рож- дения |
Школа, класс ДОУ |
Домаш- ний адрес |
Кем направ- лен на ПМПК |
С каким диагно- зом |
Диагноз, постав- ленный в ПМПК |
Рекомен- дации ПМПК |
При- ме- ча- ние |
Приложение N 4
к Положению о межведомственной
психолого-медико-педагогической консультации,
утвержденному постановлением Кабинета
Министров Республики Башкортостан
от 12 мая 1999 г.
N 134
Штатное расписание
Республиканской психолого-медико-педагогической
консультации
NN | Наименование должностей | Кол-во единиц |
I. Аппарат учреждения | ||
1. | Заведующий | 1 |
2. | Заместитель заведующего по хозяйственной части | 1 |
3. | Заместитель заведующего, главный консультант клинического отдела |
1 |
4. | Бухгалтер | 1 |
5. | Кассир | 0,5 |
6. | Инженер-программист | 1 |
7. | Техник по обслуживанию медицинской аппаратуры | 1 |
8. | Статистик | 1 |
9. | Делопроизводитель | 1 |
10. | Водитель | 1 |
11. | Уборщик служебных помещений | 1 |
12. | Рабочий по обслуживанию служебных помещений | 1 |
13. | Сторож | 1 |
II. Научно-методический отдел | ||
1. | Главный консультант | 1 |
2. | Методисты | 3 |
III. Клинический отдел | ||
1. | Главный консультант | 1 |
2. | Педиатр | 2 |
3. | Детский психиатр | 2 |
4. | Невропатолог | 1 |
5. | Нейрофизиолог | 1 |
6. | Сурдолог | 1 |
IV. Психологический отдел | ||
1. | Главный консультант | 1 |
2. | Медицинский психолог | 1 |
3. | Практический психолог | 2 |
4. | Социальный психолог | 1 |
V. Педагогический отдел | ||
1. | Главный консультант | 1 |
2. | Олигофренопедагог | 2 |
3. | Логопед | 2 |
4. | Сурдопедагог | 1 |
5. | Тифлопедагог | 1 |
Приложение N 5
к Положению о межведомственной
психолого-медико-педагогической консультации,
утвержденному постановлением Кабинета
Министров Республики Башкортостан
от 12 мая 1999 г.
N 134
Типовое штатное расписание зональных межведомственных
психолого-медико-педагогических консультаций
Заведующий - 1 ед.
Водитель - 1 ед.
Инженер-программист - 1 ед.
Уборщик служебных помещений - 1 ед.
Рабочий по обслуживанию служебных помещений - 1 ед.
Специалисты:
- детский врач-психиатр - 2 ед.
- врач-педиатр - 1 ед.
- психологи - 3 ед.
учителя-дефектологи:
- олигофренопедагог - 2 ед.
- логопед - 2 ед.
- социальный педагог - 1 ед.
- юрист - 1 ед.
- медицинский статистик - 1 ед.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 12 мая 1999 г. N 134 "Об утверждении Положения о межведомственной психолого-медико-педагогической комиссии"
Текст постановления опубликован в "Ведомостях Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан", N 13 (97), сентябрь 1999 г., ст. 896
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 августа 2007 г. N 239 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2008 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 25 ноября 2002 г. N 351
Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 1 ноября 2001 г. N 283