Руководствуясь статьей 13 Закона Республики Башкортостан "О республиканских органах исполнительной власти", постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.
2. Признать утратившим силу Указ Президента Республики Башкортостан от 26 февраля 2002 года N УП-93 "Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан".
3. Правительству Республики Башкортостан привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Указом.
4. Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент |
М.Рахимов |
Уфа, Дом Республики
13 сентября 2003 года
N УП-532
Положение
о Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан
(утв. Указом Президента Республики Башкортостан
от 13 сентября 2003 г. N УП-532)
1. Общие положения
1.1. Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан (Минтруд РБ, далее - министерство) является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции единую государственную политику в области труда и социальной защиты населения на территории Республики Башкортостан.
1.2. Министерство осуществляет свою деятельность на основе и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Конституции Республики Башкортостан, законов Республики Башкортостан и иных нормативных правовых актов, принятых Российской Федерацией и Республикой Башкортостан в соответствии с их компетенцией.
1.3. Министерство взаимодействует с органами государственной власти Республики Башкортостан, органами местного самоуправления, с федеральными органами исполнительной власти, а также общественными объединениями и организациями по вопросам, относящимся к его компетенции.
1.4. В ведении министерства находятся государственные учреждения согласно перечню, утверждаемому Правительством Республики Башкортостан.
1.5. Финансирование деятельности министерства осуществляется за счет средств бюджета Республики Башкортостан.
1.6. Министерство обеспечивается необходимым для его деятельности имуществом, материально-техническими средствами, оборудованием, организует учет материальных и денежных средств и осуществляет контроль за их использованием.
Решение о закреплении имущества за министерством принимается Правительством Республики Башкортостан.
Имущество, закрепленное за министерством, находится в его оперативном управлении.
1.7. Образование, реорганизация и ликвидация министерства осуществляются Президентом Республики Башкортостан.
1.8. Министерство является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банковских учреждениях Республики Башкортостан, печать с изображением Государственного герба Республики Башкортостан и со своим наименованием, а также соответствующие печати и штампы.
1.9. Местонахождение министерства: Республика Башкортостан, город Уфа.
2. Основные задачи
2.1. Основными задачами министерства являются осуществление мер по реализации основных направлений государственной политики в области труда и социальной защиты населения на территории республики, разработка предложений и реализация мероприятий по решению комплексных проблем социального развития, повышению уровня жизни и доходов населения, совершенствованию оплаты и организации труда, развитию социального партнерства, улучшению условий и охраны труда, обеспечению социальной защиты семьи, женщин, детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, инвалидов, организации социального обслуживания населения, соблюдению государственных гарантий, предусмотренных трудовым законодательством и законодательством о социальной защите населения.
3. Основные функции
3.1. Министерство в соответствии с законодательством и возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:
В области комплексных проблем социального развития
3.1.1. Проводит анализ и оценку положения, тенденций развития в сфере труда и социальной защиты населения, разрабатывает и вносит в вышестоящие органы предложения по основным направлениям государственной политики в указанных областях.
3.1.2. Представляет в Правительство Республики Башкортостан доклады о положении дел в области труда и социальной защиты населения и предложения к прогнозам социально-экономического развития Республики Башкортостан на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу.
3.1.3. Осуществляет разработку и согласование с заинтересованными республиканскими органами исполнительной власти проектов программ, направленных на обеспечение социальной поддержки семьи, женщин и детей, инвалидов, граждан пожилого возраста и ветеранов, улучшение условий и охраны труда, организует выполнение указанных программ и контроль за целевым использованием средств, выделенных на их реализацию.
3.1.4. Участвует в реализации федеральных целевых программ, федеральных законов и отдельных федеральных мероприятий социальной защиты населения.
3.1.5. Осуществляет в пределах своей компетенции координацию деятельности республиканских органов исполнительной власти, местных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций в области труда и социальной защиты населения.
3.1.6. Участвует в работе по обоснованию и экспертизе потребительской корзины, расчету величины прожиточного минимума различных социально-демографических групп населения.
3.1.7. Участвует в проведении мониторинга в сфере труда и социальной защиты населения.
В области оплаты и организации труда
3.1.8. Осуществляет контроль за обеспечением государственных гарантий по оплате труда.
3.1.9. Разрабатывает совместно с Министерством финансов Республики Башкортостан предложения по организации оплаты труда работников организаций и учреждений, финансируемых из бюджета Республики Башкортостан.
3.1.10. Осуществляет контроль за применением установленных систем оплаты труда работников бюджетной сферы.
3.1.11. Разрабатывает совместно с заинтересованными республиканскими органами исполнительной власти, местными исполнительными органами государственной власти, организациями предложения по тарифному регулированию оплаты труда на основе социального партнерства.
3.1.12. Разрабатывает рекомендации и оказывает методическую помощь органам местного самоуправления, организациям по вопросам совершенствования оплаты и нормирования труда.
В области социального партнерства в трудовых отношениях
3.1.13. Участвует в работе Республиканской трехсторонней комиссии но# регулированию социально-трудовых отношений, а также в ведении переговоров, разработке и заключении Генерального соглашения между Правительством Республики Башкортостан, объединениями работодателей Республики Башкортостан и Федерацией профсоюзов Республики Башкортостан.
3.1.14. Регистрирует отраслевые соглашения.
3.1.15. Организует проведение территориальными органами министерства экспертизы и регистрации коллективных договоров, контроля за их выполнением.
3.1.16. Выполняет функции службы по урегулированию коллективных трудовых споров, анализирует и обобщает опыт разрешения коллективных трудовых споров.
3.1.17. Участвует в разработке предложений к планам мероприятий Правительства Республики Башкортостан по реализации Генерального соглашения между Правительством Республики Башкортостан, объединениями работодателей Республики Башкортостан и Федерацией профсоюзов Республики Башкортостан и осуществляет контроль за их выполнением.
В области улучшения условий и охраны труда
3.1.18. Осуществляет в организациях, расположенных на территории республики, государственное управление охраной труда, а также оказывает им организационно-методическую помощь в разработке и реализации мер по улучшению условий и охране труда.
3.1.19. Организует профилактическую работу в области улучшения условий и охраны труда, разрабатывает и осуществляет совместно с заинтересованными организациями меры по предупреждению и снижению уровня производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также меры по повышению заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда.
3.1.20. Организует работу Межведомственной комиссии по охране труда Республики Башкортостан и Совета инспекций при Межведомственной комиссии по охране труда Республики Башкортостан.
3.1.21. Участвует в установленном порядке в расследовании несчастных случаев на производстве.
3.1.22. Организует обучение по охране труда работников организаций и проверку знания ими требований охраны труда.
3.1.23. Проводит государственную экспертизу условий труда и осуществляет контроль за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу во вредных и (или) опасных условиях труда, а также осуществляет подготовку предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда в организациях.
3.1.24. Организует и проводит экспертизу условий труда:
при лицензировании отдельных видов деятельности организаций, расположенных на территории республики;
по запросам органов государственного надзора и контроля, судебных органов, работодателей, работников, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов,#
для выдачи заключения к рассмотрению в судебном порядке вопроса о ликвидации организации или ее подразделения при выявлении нарушений требований охраны труда.
3.1.25. Выдает в установленном порядке организациям разрешения на выполнение работ по оценке травмобезопасности рабочих мест при проведении их аттестации.
В области социальной защиты населения
3.1.26. Разрабатывает предложения по усилению адресности при оказании социальной поддержки определенным категориям малоимущих граждан.
3.1.27. Осуществляет в пределах своей компетенции организационно-методическое обеспечение выплаты пособий и компенсаций, предоставления отдельных видов льгот определенным категориям граждан в соответствии с законодательством.
3.1.28. Осуществляет в пределах своей компетенции контроль за реализацией социальных гарантий, предоставлением льгот, установленных законодательством для отдельных категорий граждан.
3.1.29. Организует работу по оказанию социальной помощи, предоставлению социальных услуг и материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях и пострадавшим от чрезвычайных ситуаций.
3.1.30. Реализует меры по организации и развитию государственных служб медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.
3.1.31. Совместно с заинтересованными республиканскими органами исполнительной власти, местными исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественными объединениями разрабатывает и осуществляет меры по созданию условий для реабилитации, социальной адаптации и интеграции инвалидов в общество.
3.1.32. Организует работу по обеспечению инвалидов средствами реабилитации и путевками на санаторно-курортное лечение.
3.1.33. Организует в соответствии с законодательством протезно-ортопедическую помощь населению.
3.1.34. Выполняет функции государственной службы по делам ветеранов.
3.1.35. Участвует совместно с заинтересованными республиканскими органами исполнительной власти, местными исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественными объединениями в разработке и осуществлении мер, направленных на решение проблемы социальной реабилитации детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, профилактики социального сиротства и детской безнадзорности.
3.1.36. Участвует в организации оздоровительного отдыха детей и подростков.
3.1.37. Реализует меры по развитию сети комплексных и специализированных государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания населения, осуществляет координацию и методическое обеспечение их деятельности.
3.1.38. Участвует в разработке предложений по совершенствованию системы льгот и пособий, оказанию социальной помощи, предоставлению социальных услуг населению.
3.1.39. Осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью управлений (отделов) социальной защиты населения администраций районов и городов республики по реализации ими мер социальной поддержки семьи, женщин, детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, инвалидов и других категорий граждан.
3.1.40. Способствует оказанию благотворительной помощи нетрудоспособным и малообеспеченным гражданам, а также малообеспеченным семьям.
В области совершенствования законодательства и осуществления контроля
за его соблюдением
3.1.41. Разрабатывает и вносит в Правительство Республики Башкортостан проекты законов и иных нормативных правовых актов и ненормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию министерства.
3.1.42. В пределах своей компетенции дает разъяснения по применению законодательных и иных нормативных правовых актов.
3.1.43. Осуществляет контроль за соблюдением трудового законодательства, обобщает практику применения законодательства по вопросам, отнесенным к ведению министерства, анализирует причины нарушений законодательства и принимает меры по их устранению.
3.2. Министерство наряду с выполнением перечисленных функций:
3.2.1. Участвует в деятельности координационных и консультативных органов, образованных решениями органов государственной власти Республики Башкортостан.
3.2.2. Производит в установленном порядке финансирование деятельности подведомственных учреждений, а также целевых программ и мероприятий по социальной защите населения.
3.2.3. Рассматривает обращения органов местного самоуправления, организаций, граждан, ведет прием граждан и принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции.
3.2.4. Дает заключения по проектам строительства новых и реконструкции действующих производственных объектов в части наличия и использования трудовых ресурсов, соответствия условий и охраны труда установленным нормативам.
3.2.5. Участвует в формировании государственной политики в области градостроительства в целях обеспечения доступности для инвалидов и граждан пожилого возраста объектов социальной инфраструктуры.
3.2.6. Вносит в установленном порядке предложения об образовании, реорганизации и ликвидации подведомственных учреждений.
3.2.7. Участвует в разработке и организует внедрение единых информационных технологий и автоматизированных систем обработки информации по направлениям деятельности министерства.
3.2.8. Обеспечивает в части, относящейся к сфере ведения министерства, проведение комплекса организационных и технических мероприятий по мобилизационной подготовке, гражданской обороне, защите сведений, составляющих государственную тайну.
3.2.9. Осуществляет связь с общественностью и средствами массовой информации по вопросам своей компетенции.
3.2.10. Проводит кадровую политику в системе органов труда и социальной защиты населения, организует переподготовку и повышение квалификации работников.
4. Права министерства
4.1. Министерство в соответствии с законодательством и возложенными на него задачами имеет право:
вносить в установленном порядке на рассмотрение Президента Республики Башкортостан и в Правительство Республики Башкортостан предложения по вопросам, отнесенным к ведению министерства, а также проекты нормативных правовых актов, принятие которых отнесено к компетенции органов государственной власти Республики Башкортостан;
принимать в необходимых случаях совместные с другими республиканскими органами исполнительной власти решения;
издавать приказы, инструкции, разрабатывать методические материалы и рекомендации по вопросам, отнесенным к его компетенции;
вносить в установленном порядке предложения о приостановлении или отмене действия нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти, местных органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, противоречащих трудовому законодательству, законодательству об охране труда и социальной защите населения;
осуществлять в пределах своей компетенции контроль за соблюдением трудового законодательства и законодательства об охране труда;
предъявлять в установленном законодательством порядке требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
направлять руководителям и иным должностным лицам организаций предложения об устранении нарушений трудового законодательства, о привлечении лиц, виновных в указанных нарушениях, к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
заслушивать отчеты руководителей организаций по вопросам, относящимся к его ведению;
запрашивать и получать в установленном порядке от федеральных органов исполнительной власти, от республиканских органов исполнительной власти, местных органов государственной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления, организаций информацию и материалы, необходимые для выполнения возложенных на министерство функций;
использовать в установленном порядке финансовые и материально-технические ресурсы.
5. Организация деятельности министерства
5.1. Министерство возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Башкортостан по представлению Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан.
Министр имеет заместителей (один из которых первый), назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Республики Башкортостан по согласованию с Президентом Республики Башкортостан. В случае отсутствия министра его обязанности исполняет первый заместитель министра.
5.2. Министр:
осуществляет общее руководство деятельностью министерства и несет персональную ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на министерство функций;
распределяет обязанности между своими заместителями;
производит в установленном порядке назначение на должность и освобождение от должности работников аппарата министерства, его территориальных органов, руководителей и главных бухгалтеров подведомственных учреждений;
издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения, отменяет приказы и распоряжения подведомственных учреждений, противоречащие законодательству.
Утверждает:
положения о структурных подразделениях аппарата министерства и его территориальных органов;
структуру и штатное расписание аппарата министерства и его территориальных органов в пределах установленной предельной численности и фонда оплаты труда;
уставы, структуру и смету расходов подведомственных учреждений.
Представляет министерство во взаимоотношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти иностранных государств, а также международными организациями.
Принимает меры по улучшению жилищных, социально-бытовых условий и медицинского обслуживания работников министерства.
Представляет в установленном порядке особо отличившихся работников министерства и подведомственных учреждений к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации и Республики Башкортостан.
Осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством.
5.3. В состав министерства входят аппарат и территориальные органы.
5.4. Министерство является главным распорядителем, распорядителем (получателем) бюджетных средств.
5.5. Смета расходов на содержание министерства утверждается Правительством Республики Башкортостан в пределах средств, предусмотренных на его содержание законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на соответствующий год.
5.6. Для согласованного решения важнейших задач в сфере труда и социальной защиты населения в министерстве образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии), его заместителей, входящих в состав коллегии по должности, руководителей структурных подразделений министерства, а также руководителей других органов исполнительной власти, общественных объединений.
Состав и численность коллегии утверждаются Президентом Республики Башкортостан по представлению Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан.
Члены коллегии, не входящие в ее состав по должности, могут быть введены в состав коллегии по предложению министра.
Решения коллегии оформляются протоколами и реализуются, как правило, приказами министра.
В случае разногласий между министром и коллегией министр проводит свое решение, докладывая о возникших разногласиях в Правительство Республики Башкортостан. Члены коллегии вправе сообщить свое особое мнение в Правительство Республики Башкортостан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указ Президента Республики Башкортостан от 13 сентября 2003 г. N УП-532 "Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан"
Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания
Текст Указа опубликован в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", N 17 (173), ноябрь-декабрь 2003 г., ст. 1085
Указом Президента Республики Башкортостан от 22 декабря 2014 г. N УП-373 настоящий Указ признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Указ Президента Республики Башкортостан от 19 мая 2012 г. N УП-221
Указ Президента Республики Башкортостан от 4 апреля 2011 г. N УП-143
Указ Президента Республики Башкортостан от 27 декабря 2010 г. N УП-759
Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.
Указ Президента Республики Башкортостан от 27 апреля 2009 г. N УП-245
Указ Президента Республики Башкортостан от 8 ноября 2008 г. N УП-622
Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.
Указ Президента Республики Башкортостан от 15 марта 2008 г. N УП-86
Указ Президента Республики Башкортостан от 17 февраля 2007 г. N УП-36
Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.
Указ Президента Республики Башкортостан от 3 марта 2006 г. N УП-88
Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.
Указ Президента Республики Башкортостан от 19 марта 2005 г. N УП-100