Во исполнение Закона Республики Башкортостан "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительство Республики Башкортостан постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение о системе мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Республики Башкортостан.
Премьер-министр Правительства |
Р.И.Байдавлетов |
Положение
о системе мониторинга и прогнозирования чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера на
территории Республики Башкортостан
(утв. постановлением Правительства Республики
Башкортостан от 3 апреля 2003 г. N 91)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 23 марта 2000 г. N 86-рп, во исполнение Закона Республики Башкортостан от 6 ноября 2001 г. N 251-з "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Башкортостан "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и определяет назначение, принципы построения, структуру системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Республики Башкортостан (далее - СМП ЧС РБ).
1.2. СМП ЧС РБ является информационно-аналитической подсистемой Башкирской территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по решению задач в области мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
1.3. Информационную основу СМП ЧС РБ составляют сведения отраслевых научно-исследовательских, научно-производственных, производственных организаций, учреждений, служб, органов исполнительной власти Республики Башкортостан, а также территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, в функции которых входит сбор, обработка, научно-исследовательский анализ и представление информации, в том числе прогностического характера, о потенциальных источниках чрезвычайных ситуаций в Республике Башкортостан и их социально-экономических последствиях.
1.4. Выполнение поставленных СМП ЧС РБ задач является обязательным для всех министерств, государственных комитетов, ведомств, организаций и служб, в функции которых входит сбор, обработка, научно-исследовательский анализ и представление информации, в том числе прогностического характера, о потенциальных источниках чрезвычайных ситуаций в Республике Башкортостан и их социально-экономических последствиях.
1.5. СМП ЧС РБ функционирует во взаимодействии с сетью наблюдения и лабораторного контроля Республики Башкортостан в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 27 октября 1998 г. N 237 "О сети наблюдения и лабораторного контроля Республики Башкортостан".
1.6. Координирующим органом СМП ЧС РБ является Правительственная комиссия Республики Башкортостан по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности.
1.7. СМП ЧС РБ создается с целью:
1.7.1. Контроля состояния природных и техногенных источников чрезвычайных ситуаций.
1.7.2. Своевременного выявления причин, способствующих возникновению чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера.
1.7.3. Заблаговременного определения масштабов и характера возможного развития чрезвычайных ситуаций.
1.7.4. Выработки рекомендаций для принятия необходимых мер по предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, смягчению их социально-экономических последствий.
1.8. Основными задачами СМП ЧС РБ являются:
1.8.1. Выявление комплекса показателей, характеризующих состояние источников техногенной опасности и природных явлений.
1.8.2. Сбор, обработка, анализ информации о потенциальных источниках чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
1.8.3. Прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Республики Башкортостан на основе оперативной и прогностической информации, поступающей от ведомственных и других служб наблюдения за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, за состоянием сейсмоопасных участков на территории Республики Башкортостан.
1.8.4. Разработка, оценка эффективности мер по предупреждению, локализации чрезвычайных ситуаций, смягчению их социально-экономических последствий.
1.8.5. Разработка сценариев развития чрезвычайных ситуаций.
1.8.6. Создание и поддержание специализированных геоинформационных систем (ГИС), банка данных по источникам чрезвычайных ситуаций, других информационных продуктов по основным направлениям работы СМП ЧС РБ.
1.8.7. Информационно-аналитическое и организационное обеспечение функционирования системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Республики Башкортостан.
2. Организационно-структурное построение
2.1. В основе организационно-структурного построения СМП ЧС РБ лежат принципы организации республиканских и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих свою деятельность в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций на территории Республики Башкортостан.
2.2. Функционирование СМП ЧС РБ осуществляется на республиканском, местном и объектовом уровнях.
На республиканском уровне организационное и методическое руководство деятельностью СМП ЧС РБ осуществляют Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Башкортостан (далее - МЧС РБ) и Республиканский центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при МЧС РБ.
На местном уровне организационное руководство деятельностью СМП ЧС РБ осуществляют комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности администрации района, города (района в городе) и соответствующие органы управления по делам ГО и ЧС района, города (района в городе).
На объектовом уровне организационное руководство деятельностью СМП ЧС РБ осуществляет объектовая комиссия по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности.
3. Функционирование и передача информации
3.1. В рамках СМП ЧС РБ информационно-аналитическое взаимодействие между органами исполнительной власти Республики Башкортостан, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти осуществляется в порядке, установленном постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 29 июля 1998 г. N 157 "О классификации чрезвычайных ситуаций и установлении порядка сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Башкортостан", а также иными нормативными документами МЧС РБ в области мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Предприятия, учреждения, организации всех форм собственности, имеющие в своем составе потенциально опасные объекты, представляют информацию об авариях и отказах, другие сведения, необходимые для функционирования системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в соответствии с законодательством Республики Башкортостан.
3.2. В зависимости от обстановки, масштабов прогнозируемых или возникших чрезвычайных ситуаций функционирование СМП ЧС РБ осуществляется в трех режимах:
3.2.1. В режиме повседневной деятельности (отсутствие признаков и условий, свидетельствующих о возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время) осуществляются:
выявление комплекса показателей, характеризующих состояние источников техногенной опасности и природных явлений;
выполнение мероприятий по сбору, обработке и анализу информации о потенциальных источниках чрезвычайных ситуаций; прогнозирование обстановки и оценка риска возникновения чрезвычайных ситуаций;
совершенствование научно-методической, технологической и материально-технической базы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
информационно-аналитическое обеспечение функционирования системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Республики Башкортостан.
3.2.2. В режиме повышенной готовности (ухудшение производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, прогноз о возможном возникновении чрезвычайной ситуации (ЧС) и угрозе начала войны) производятся:
углубленный анализ признаков и условий возникновения чрезвычайных ситуаций, оценка обстановки (при необходимости - обследование зоны возможного возникновения и развития чрезвычайных ситуаций дежурными оперативными лабораторными бригадами);
разработка вероятных сценариев развития чрезвычайных ситуаций и выработка пакета оперативных мер по предотвращению, локализации и смягчению последствий возможных чрезвычайных ситуаций;
организация (при необходимости) учащенных наблюдений за контрольными параметрами потенциальных источников возможных чрезвычайных ситуаций; уточнение планов взаимодействия.
3.2.3. В режиме чрезвычайной ситуации (возникновение, развитие и ликвидация чрезвычайных ситуаций в мирное время, применение противником современных средств поражения в военное время) осуществляются:
организация непрерывной работы по оперативному прогнозированию развития чрезвычайных ситуаций и их социально-экономических последствий;
выдвижение оперативных групп и лабораторных бригад в район чрезвычайных ситуаций и организация контроля за параметрами чрезвычайных ситуаций и их источниками в учащенном режиме (при необходимости);
разработка мероприятий по локализации чрезвычайных ситуаций с учетом вероятных сценариев развития обстановки и прогнозируемых изменений состояния источника чрезвычайной ситуации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 3 апреля 2003 г. N 91 "Об утверждении Положения о системе мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Республики Башкортостан"
Текст постановления опубликован в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", N 10 (166), июль 2003 г., ст. 612
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 6 апреля 2020 г. N 205
Изменения вступают в силу с 6 апреля 2020 г.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 6 сентября 2017 г. N 412
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 20 февраля 2015 г. N 41
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 19 марта 2012 г. N 73
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 17 октября 2007 г. N 292
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 14 февраля 2007 г. N 37