Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Кабинета Министров
Республики Башкортостан
от 26 февраля 1999 г.
N 48
Положение
о природных парках в Республике Башкортостан
10 февраля 2003 г.
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет задачи, статус, порядок создания и деятельности природных парков в Республике Башкортостан.
2. Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.
II. Задачи природных парков
3. На природные парки возлагаются следующие задачи:
- сохранение природных комплексов, уникальных природных участков и объектов, видового разнообразия в них, а также историко-культурных объектов;
- создание условий для отдыха (за исключением массового, регулируемого туризма) и сохранение рекреационных ресурсов;
- разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков.
III. Порядок образования природных парков
Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 10 февраля 2003 г. N 49 пункт 4 настоящего Положения изложен в новой редакции
4. Представление об образовании природных парков вносится Кабинету Министров Республики Башкортостан специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. Решение об образовании природных парков принимает Государственное Собрание - Курултай - Республики Башкортостан по представлению Кабинета Министров Республики Башкортостан, согласованному с соответствующими органами местного самоуправления.
Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 10 февраля 2003 г. N 49 в пункт 5 настоящего Положения внесены изменения
5. Создание природных парков, связанное с изъятием земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, осуществляется постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан в порядке, установленном законодательством.
Изменение границ природных парков производится в том же порядке.
IV. Управление природными парками
6. Управление природными парками осуществляется специально уполномоченными на то государственными органами Республики Башкортостан.
Природный парк возглавляется директором, назначаемым государственным органом, в ведении которого он находится.
Директор руководит природным парком и несет полную ответственность за его деятельность.
V. Статус природных парков
7. Территории природных парков Республики Башкортостан относятся к особо охраняемым природным территориям республиканского значения. Природные парки являются собственностью Республики Башкортостан и находятся в ведении республиканских органов государственной власти.
8. Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, находящиеся на территории природных парков, предоставляются им в пользование на правах, предусмотренных соответствующим законодательством.
9. В границах природных парков могут находиться земельные участки (акватории) иных владельцев и пользователей.
10. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за природными парками на правах оперативного управления.
11. Территории природных парков учитываются при разработке планов и перспектив экономического и социального развития, схем землеустройства и районной планировки, а также в территориальных комплексных схемах охраны природы.
12. Природные парки являются юридическими лицами в форме государственных природоохранных учреждений и финансируются за счет средств бюджета Республики Башкортостан, имеют самостоятельный баланс, счета (в том числе валютные) в учреждениях банков Республики Башкортостан, а также печать с изображением Государственного герба Республики Башкортостан и со своим наименованием.
Природные парки вправе иметь собственную символику (флаг, вымпел, эмблему и другие), утверждаемую в установленном порядке.
Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений природных и историко-культурных комплексов и объектов, находящихся на территориях природных парков, а также их названий и символики осуществляется с разрешения дирекций природных парков.
13. Правовой статус природных парков, расположенных на территории Республики Башкортостан и граничащих с ней субъектов Российской Федерации, определяется соглашением между ними.
VI. Режим особой охраны территорий природных парков
и обеспечение его соблюдения
14. На территории природных парков устанавливается дифференцированный режим их охраны, защиты и использования с учетом местных природных, историко-культурных и социальных особенностей. В соответствии с этим на территориях природных парков могут быть выделены следующие функциональные зоны:
- заповедного режима, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;
- заказного режима, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории которой допускается строго регулируемое пользование;
- рекреационная, включающая территории, предназначенные для организации отдыха населения и туризма, спортивной и любительской охоты и рыболовства;
- историко-культурная, в пределах которой создаются условия для сохранения особо ценных объектов;
- зона обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей (музейно-экспозиционные комплексы);
- хозяйственно-коммунальная, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения местного населения и функционирования природного парка;
- агрохозяйственная, предназначенная для размещения сельскохозяйственных объектов и структур по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
На территории природного парка могут быть выделены и иные функциональные зоны.
Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 10 февраля 2003 г. N 49 в пункт 15 настоящего Положения внесены изменения
15. На территории природных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам природных парков, в том числе:
- деятельность, влекущая за собой изменения почвенного покрова и геологических обнажений;
- деятельность объектов целлюлозно-бумажной и химической промышленности, металлургии, ядерной энергетики и любых других объектов, представляющих особую экологическую опасность;
- деятельность, влекущая за собой изменения экологических условий и гидрологического режима;
- деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира;
- рубки главного пользования, проходная рубка, заготовка живицы, промысловая охота и рыболовство, промышленная заготовка дикорастущих лекарственных и технических растений;
- организация стоянок, установка палаток, разведение костров за пределами специально установленных для этого мест;
- вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность;
- геологоразведочные работы и разработка полезных ископаемых;
- строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередач и других коммуникаций, не связанных с функционированием природных парков;
- строительство и эксплуатация хозяйственных и жилищно-бытовых объектов, не связанных с функционированием природных парков;
- движение механических транспортных средств, не связанное с функционированием природных парков, их стоянка вне специально отведенных мест;
- прогон домашних животных вне дорог общего назначения и вне специально предусмотренных для этого мест;
- проведение массовых спортивных мероприятий;
- проведение коммерческих туров, спортивных и научных экспедиций без согласования сроков и маршрутов с дирекцией природного парка.
Конкретные особенности, зонирование и режим природного парка определяются положением об этом природном парке, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Башкортостан по согласованию со специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и соответствующими органами местного самоуправления.
16. В границах природных парков могут быть запрещены или ограничены виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности территорий.
17. Вопросы социально-экономической деятельности хозяйств, расположенных в пределах границ природного парка и охранной зоны, а также проекты развития населенных пунктов согласовываются с природным парком.
18. Все проекты объектов строительства на территориях природных парков, отводов земельных и водных участков согласовываются с государственными органами, в ведении которых они находятся, а также с другими государственными органами Республики Башкортостан в пределах их компетенции.
VII. Организация охраны природного парка
19. Соблюдение режима природного парка обеспечивается службой его охраны.
20. Директор природного парка и его заместители являются соответственно главным государственным инспектором и его заместителями по охране территории природного парка.
Права государственных инспекторов по охране природы природного парка могут быть предоставлены работникам природного парка, которые не являются государственными инспекторами по занимаемой должности. Предоставление указанных прав осуществляется с согласия работника по его письменному заявлению и оформляется приказом директора природного парка.
21. К охране территории природного парка могут привлекаться общественные инспекции, сформированные государственными органами по охране природы и общественными природоохранными организациями.
Администрации районов и городов Республики Башкортостан и органы местного государственного управления могут осуществлять охрану территорий природных парков через специально созданные для этой цели структурные подразделения, наделенные соответствующими полномочиями.
22. Работники природного парка, являющиеся государственными инспекторами по охране его территории, имеют право:
- требовать от граждан и должностных лиц объяснения по поводу нарушения ими режима природного парка и природоохранного законодательства, проверять у граждан и должностных лиц документы на право нахождения, проезда, природопользования, занятия хозяйственной и иной деятельностью, а также разрешения органов внутренних дел на хранение и ношение огнестрельного оружия на территориях природного парка;
- направлять материалы о привлечении лиц, виновных в нарушениях установленного режима природного парка, к административной ответственности;
- изымать у нарушителей природоохранного законодательства продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства, а также соответствующие документы в порядке, предусмотренном действующим законодательством;
- беспрепятственно посещать любые объекты, находящиеся на территории природного парка, для проверки соблюдения требований природоохранного законодательства;
- приостанавливать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую установленному режиму особой охраны природного парка;
- задерживать граждан и должностных лиц, нарушивших природоохранное законодательство на территории природного парка, составлять протоколы по фактам правонарушений и доставлять нарушителей в правоохранительные органы.
Государственные инспектора по охране территории природного парка пользуются также всеми правами должностных лиц государственной лесной охраны и других специально уполномоченных на то государственных органов Республики Башкортостан в области охраны окружающей природной среды.
23. Государственным инспекторам по охране территории природного парка разрешено ношение служебного огнестрельного оружия при исполнении служебных обязанностей.
Порядок приобретения, хранения и применения служебного огнестрельного оружия регулируется действующим законодательством.
24. Главному государственному инспектору и его заместителям предоставляются все права государственных инспекторов, предусмотренные настоящим положением. Кроме того, указанные лица имеют право:
- запрещать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую установленному режиму природного парка;
- налагать административные взыскания за нарушения природоохранного законодательства;
- предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании в пользу природного парка средств в счет возмещения ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам природного парка в результате нарушения установленного режима.
25. Государственные инспектора по охране территории природного парка подлежат обязательному государственному страхованию в соответствии с действующим законодательством.
26. Вред, причиненный увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, а также ущерб имуществу государственных инспекторов, причиненный в связи с выполнением служебных обязанностей и служебного долга, возмещается в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
При этом дирекция природного парка вправе предъявить регрессный иск к организации или гражданину, ответственному за причиненный ущерб.
VIII. Просветительская и научно-исследовательская деятельность
в природных парках
27. Просветительская деятельность является неотъемлемой и обязательной частью деятельности природных парков. Научно-исследовательская работа проводится сторонними организациями на договорных отношениях.
28. Научно-исследовательская работа в природных парках должна быть направлена на разработку и внедрение научных методов сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, природных и историко-культурных комплексов и объектов в условиях рекреационного использования, а также на оценку и прогноз экологического состояния в регионе.
29. Научно-исследовательская деятельность в природном парке проводится научно-исследовательскими и образовательными учреждениями соответствующего профиля по программам, согласованным с государственным органом, в ведении которого находится природный парк, и с Академией наук Республики Башкортостан.
30. Для рассмотрения вопросов природоохранной, рекреационной, просветительской и иной деятельности в природных парках могут создаваться координационные советы.
Состав координационного совета утверждается государственным органом, в ведении которого находится природный парк. Деятельность координационного совета регламентируется Положением о координационном совете в природных парках, утверждаемым государственным органом, в ведении которого находится природный парк.
31. В природных парках формируются и находятся на хранении научные фонды.
32. Просветительская деятельность природных парков включает выпуск буклетов, фотоальбомов, путеводителей, справочных материалов и иной печатной продукции, организацию музеев и экспозиций под открытым небом, создание и обустройство экскурсионных троп и маршрутов, организацию специальных учебных центров, школьных лесничеств и детских экологических лагерей, прохождение учебной и производственной практики студентами высших и средних специальных учебных заведений, освещение деятельности природных парков в средствах массовой информации и иные формы и методы социально-экологического воспитания, образования и пропаганды экологических знаний.
IX. Финансово-хозяйственная деятельность природных парков
33. Природный парк осуществляет деятельность, не противоречащую его задачам и установленному режиму.
34. Планы мероприятий по выполнению задач, стоящих перед природным парком, объем бюджетного финансирования утверждаются государственным органом, в ведении которого он находится.
35. Природные парки самостоятельно распоряжаются собственными средствами, полученными:
- от природоохранной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей задачам природных парков;
- в счет возмещения ущерба, причиненного юридическими и физическими лицами природным комплексам и объектам, расположенным на территории природных парков;
- от аренды;
- от посещения природного парка туристами, за экскурсионные работы и оказание других услуг;
- в порядке безвозмездной помощи и благотворительных взносов.
36. Природный парк может выступить учредителем и участвовать в деятельности фондов, ассоциаций и других организаций, способствующих развитию природных парков.
37. Природные парки, а также владельцы и пользователи земельных участков в границах территорий природных парков, имеющие ограничения в их использовании в связи с соблюдением установленного режима охраны, пользуются налоговыми льготами, установленными для них законодательством.
38. Хозяйственная деятельность природных парков должна быть направлена на обеспечение надлежащей охраны природных и историко-культурных объектов на их территории, выполнение эколого-просветительских программ, мероприятий по уходу за природными и историко-культурными объектами и их восстановлению, а также на организацию регулируемого туризма в природных условиях.
39. Развитие регулируемого туризма и отдыха в природных парках осуществляется в соответствии с утвержденными проектными материалами по лицензиям на осуществление деятельности по регулируемому туризму и отдыху путем предоставления природными парками в аренду земельных участков, природных и историко-культурных объектов, зданий и сооружений.
40. Владелец лицензии, как юридическое, так и физическое лицо, представляет на утверждение дирекции природного парка и государственного органа, в ведении которого находится природный парк, проектную документацию на все виды работ, осуществляемых им в соответствии с лицензией и договором об аренде.
41. Порядок выдачи и аннулирования лицензий, предоставления в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений определяется действующим законодательством.
42. Строительство и эксплуатация гостиниц, кемпингов, турбаз, предприятий общественного питания и других объектов туристического сервиса, создание условий для отдыха граждан, их культурного и бытового обслуживания осуществляются заинтересованными государственными, кооперативными, общественными и частными предприятиями и учреждениями на условиях, определенных соответствующими договорами, заключаемыми с природными парками.
43. В случае отсутствия юридических лиц, заинтересованных в строительстве объектов туризма и отдыха, природные парки могут самостоятельно осуществлять эти работы за счет средств, выделяемых из бюджета. При этом доходы от эксплуатации этих объектов поступают на расчетные счета природных парков и направляются на его развитие, восстановление природных комплексов и объектов или во внебюджетные природоохранные фонды.
X. Условия и оплата труда работников в природных парках
44. Условия и оплата труда работников в природных парках устанавливаются в соответствии с действующим законодательством.
Структура и штатное расписание природного парка утверждаются государственным органом, в ведении которого он находится.
45. Жилищный фонд природного парка может быть в установленном порядке включен в категорию служебного.
46. Работникам природного парка выдаются бесплатно специальная одежда, обувь и средства индивидуальной защиты по нормам, утверждаемым государственным органом, в ведении которого он находится, а также нагрудный знак установленного образца. Кроме того, государственным инспекторам бесплатно выдаются форменная одежда со знаками различия.
47. Работникам природного парка, имеющим в личной собственности автомобили, мотоциклы, мотонарты, катера, лодочные моторы и использующим их для служебных разъездов, могут выделяться горючие и смазочные материалы, а также производиться текущий ремонт этой техники.
48. Работникам природных парков для отопления жилых помещений отпускаются дрова по льготным расценкам, установленным для рабочих и служащих, занятых на работах в лесном хозяйстве.
XI. Контроль за деятельностью природных парков
Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 10 февраля 2003 г. N 49 пункт 49 настоящего Положения изложен в новой редакции
49. Государственный контроль за деятельностью природных парков осуществляется органами исполнительной власти Республики Башкортостан и специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды в соответствии с их компетенцией.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.