25 сентября 2006 г., 29 августа 2007 г.
В целях реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858, Правительство Республики Башкортостан постановляет:
1. Одобрить прилагаемую республиканскую целевую программу "Социальное развитие села в Республике Башкортостан до 2010 года" (далее - программа).
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29 августа 2007 г. N 243 в пункт 2 настоящего постановления внесены изменения
2. Утвердить государственным заказчиком - координатором программы Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан, государственными заказчиками - Министерство образования Республики Башкортостан, Министерство здравоохранения Республики Башкортостан, Министерство культуры и национальной политики Республики Башкортостан, Министерство по физической культуре, спорту и туризму Республики Башкортостан, Министерство строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан, Министерство экономического развития Республики Башкортостан.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29 августа 2007 г. N 243 в пункт 3 настоящего постановления внесены изменения
3. Министерству сельского хозяйства Республики Башкортостан, Министерству экономического развития Республики Башкортостан, Министерству финансов Республики Башкортостан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами ежегодно:
формировать перечень объектов и строек на предстоящий год, финансируемых в рамках программы;
обеспечить защиту в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации, а также у государственных заказчиков федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" заявок на финансирование программных мероприятий из федерального бюджета.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29 августа 2007 г. N 243 в пункт 4 настоящего постановления внесены изменения
4. Министерству финансов Республики Башкортостан, Министерству экономического развития Республики Башкортостан при формировании проекта бюджета Республики Башкортостан на очередной финансовый год предусматривать бюджетные средства на реализацию программы, исходя из возможностей бюджета Республики Башкортостан.
5. Министерству сельского хозяйства Республики Башкортостан - государственному заказчику - координатору программы - заключить соглашения с государственными заказчиками на реализацию программы с ежегодной пролонгацией.
6. Государственным заказчикам и заказчикам-застройщикам обеспечить своевременное представление отчетов о выполненных объемах работ государственному заказчику - координатору программы и органам государственной статистики.
7. Рекомендовать органам местного самоуправления:
разработать и принять районные программы социального развития села до 2010 года;
предусмотреть в проектах местных бюджетов средства на реализацию указанных программ.
Премьер-министр Правительства |
Р.И.Байдавлетов |
Республиканская целевая программа
"Социальное развитие села в Республике Башкортостан до 2010 года"
(одобрена постановлением Правительства Республики Башкортостан
от 11 июня 2003 г. N 141)
25 сентября 2006 г., 29 августа 2007 г.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29 августа 2007 г. N 243 в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
Наименование прог- раммы |
Республиканская целевая программа "Социальное раз- витие села в Республике Башкортостан до 2010 года" |
Основание для раз- работки программы |
Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года", распоряжение Кабинета Министров Республики Башкор- тостан от 28 февраля 2003 года N 175-р |
Государственный заказчик - коорди- натор программы |
Министерство сельского хозяйства Республики Башкор- тостан |
Государственные заказчики програм- мы |
Министерство образования Республики Башкортостан, Министерство здравоохранения Республики Башкортос- тан, Министерство культуры и национальной политики Республики Башкортостан, Министерство по физической культуре, спорту и ту- ризму Республики Башкортостан, Министерство строительства, архитектуры и транс- порта Республики Башкортостан, Министерство экономического развития и промышлен- ности Республики Башкортостан |
Основные разработ- чики программы |
Министерство сельского хозяйства Республики Башкор- тостан, Министерство образования Республики Башкортостан, Министерство здравоохранения Республики Башкортос- тан, Министерство экономики Республики Башкортостан, Министерство культуры и национальной политики Рес- публики Башкортостан, Министерство по физической культуре, спорту и ту- ризму Республики Башкортостан, Министерство строительства, архитектуры и транс- порта Республики Башкортостан |
Цели и задачи программы |
Развитие социальной сферы и инженерной инфраструк- туры сельских населенных пунктов; создание экономических условий для перехода к ус- тойчивому социально-экономическому развитию сельс- ких населенных пунктов и реализации Федерального закона" Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры пред- приятий и организаций в ведение органов местного самоуправления; расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности; создание основ для повышения привлекательности проживания в сельской местности |
Сроки реализации программы |
2003-2010 годы |
Основные мероприя- тия программы |
Мероприятия сгруппированы по следующим направле- ниям: жилищное строительство, образование, здравоохранение, физическая культура и спорт, культура, торгово-бытовое обслуживание населения, электрификация, газификация, водоснабжение, телекоммуникационная связь, дорожное строительство. Реализация мероприятий обеспечит: улучшение жилищных условий сельского населения; укрепление здоровья сельских жителей за счет повы- шения доступности и качества первичной медико-са- нитарной помощи; сохранение и развитие базы для занятий физической культурой и спортом в целях формирования здорового образа жизни сельского населения, профилактики правонарушений, наркомании и алкоголизма; повышение образовательного уровня учащихся общеоб- разовательных учреждений в сельской местности, при- ведение качества образования в соответствие с сов- ременными требованиями; активизацию культурно-досуговой деятельности на селе; повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения сельских поселений, обеспечение их телефонной и телекоммуникационной связью; расширение сети и благоустройство сельских автомо- бильных дорог с твердым покрытием; повышение уровня занятости сельского населения на основе сохранения и создания рабочих мест |
Исполнители прог- раммы |
Министерство сельского хозяйства Республики Башкор- тостан, Министерство образования Республики Башкортостан, Министерство здравоохранения Республики Башкортос- тан, Министерство культуры и национальной политики Рес- публики Башкортостан, Министерство по физической культуре, спорту и ту- ризму Республики Башкортостан, Министерство экономического развития Республики Башкортостан, государственное учреждение Управление дорожного строительства Министерства строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан, Фонд жилищного строительства при Президенте Рес- публики Башкортостан, государственное учреждение Управление капитального строительства Министерства строительства, архитек- туры и транспорта Республики Башкортостан, Правление Башпотребсоюза, Федеральное государственное учреждение по эксплуа- тации мелиоративных систем и сельскохозяйственному водоснабжению по Республике Башкортостан, администрации районов и городов Республики Башкор- тостан, строительные, проектные и научные организации (на конкурсной основе) |
Объемы и источники финансирования |
Общая сумма расходов на реализацию программы - 12,92 млрд. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 1,77 млрд. рублей (13,7%), средства бюджета Республики Башкортостан - 9,34 млрд. рублей (72,3%), средства внебюджетных источников - 1,81 млрд. руб- лей (14%) |
Ожидаемые резуль- таты реализации программы |
Реализация программы позволит: улучшить жилищные условия более 1000 сельских семей и довести уровень обеспеченности сельского населе- ния коммунальными услугами до 45%; повысить уровень газификации домов и квартир природным газом до 86%, улучшить снабжение сельских потребителей электроэнергией, довести электропот- ребление на бытовые цели до 0,8 МВт/ч на душу насе- ления; довести долю обучающихся в благоустроенных общеоб- разовательных учреждениях в первую смену до 90%; повысить уровень обеспеченности сельских поселений дошкольными учреждениями до 70%; повысить уровень обеспеченности сельских муници- пальных образований больничными местами до 100 кой- ко-мест на 10 тыс. человек, амбулаториями - до 215 посещений в смену на 10 тыс. человек; повысить уровень обеспеченности сельских населенных пунктов клубными учреждениями до 285 мест на 1 тыс. человек; привлечь к регулярным занятиям физической культурой и спортом сельскую молодежь и работающих в сельской местности; расширить сеть комплексных организаций торгово- бытового обслуживания; обеспечить ввод в эксплуатацию 49,64 тыс. телефон- ных номеров; привести в нормативно-техническое состояние 978,9 км автомобильных дорог и расширить сеть автомобиль- ных дорог общего пользования, связывающих сельские населенные пункты |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Сельское население Республики Башкортостан составляет 35,9% всего населения республики.
В среднем на 100 сельских поселений приходится 27 дошкольных учреждений, 59 школ, 53 клуба, 49 лечебно-профилактических учреждений здравоохранения. Некоторые сельские поселения удалены от центров обслуживания населения на 10-20 км и не имеют с ними регулярного транспортного сообщения.
Часть сельского жилищного фонда не обеспечена коммунальными удобствами. Водопровод имеется в 23% сельских жилых домов, центральное отопление - в 50%, канализация - в 12%, горячее водоснабжение - в 3% сельских жилых домов.
В результате структурной перестройки системы здравоохранения за последнее десятилетие сеть участковых больниц в республике сократилась на 43 единицы (12%), при этом фельдшерско-акушерских пунктов стало больше на 240 единиц (12%). На 10 тыс. жителей в сельской местности приходится 95,8 больничной койки (в городе - 123). Обеспеченность сельского населения врачами, средним медицинским персоналом ниже, чем в городе.
Доля детей, занимающихся в дошкольных образовательных учреждениях, в сельской местности составляет 41,3%, в городе - 66,5%.
В целях обеспечения доступности общего образования в сельской местности при проведении реструктуризации образовательных учреждений создаются образовательные комплексы, учебно-консультационные пункты, приобретаются автобусы для доставки учащихся в школы. В республике ежегодно вводится в эксплуатацию значительное количество школ, но в некоторых из них дети обучаются в две смены.
Часть сельских клубов и домов культуры не соответствует современным требованиям, необходимо реконструировать имеющиеся и строить новые учреждения культуры на селе.
Потери электроэнергии из-за сверхнормативного износа электрических сетей возросли на 20-25%, продолжительность перерывов в электроснабжении сельских объектов возросла до 75 часов в год.
К началу 2001 года более 12,7 тыс. км воздушных электрических линий и 3,9 тыс. трансформаторных подстанций, находящихся на балансе предприятий, отработали свой нормативный срок и нуждались в замене, их дальнейшая эксплуатация опасна для жизни потребителей. Более 30% линий электропередачи, являющихся муниципальной собственностью, в результате сверхнормативной эксплуатации находится в ветхом, технически непригодном состоянии.
Несмотря на большие объемы дорожного строительства на селе, существующая сельская дорожно-транспортная сеть все еще не соответствует растущим потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей, что сдерживает интеграционные процессы, тормозит формирование в аграрном секторе рыночной инфраструктуры и препятствует организации выездных форм обслуживания сельского населения, развитию торгово-бытового и других видов сервиса.
Численность занятых в сельском хозяйстве составляет 314,7 тыс. человек (18% занятых в экономике Республики Башкортостан). В связи с сохранением сложной демографической ситуации на селе, преобладанием в структуре сельского населения пожилых людей первоочередной становится проблема формирования трудовых ресурсов, способных обеспечить рост сельской экономики.
Необходимость разработки и реализации долгосрочной республиканской целевой программы "Социальное развитие села в Республике Башкортостан до 2010 года" (далее - программа) обусловлена:
социальной значимостью проблемы. Для устойчивого социально-экономического развития сельских муниципальных образований и эффективного функционирования сельскохозяйственного производства республики необходима государственная поддержка развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры на селе, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления в сельской местности;
межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти республики, районов и городов, органов местного самоуправления, профсоюзных организаций агропромышленного комплекса, общественных объединений сельских жителей;
приоритетностью государственной финансовой поддержки развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских территорий. Государственная поддержка будет оказываться сельским муниципальным образованиям для проведения социальных реформ, удовлетворения основных потребностей сельского населения.
Программа разработана как составная часть федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года".
2. Основные цели, задачи и сроки реализации программы
Программа разработана для достижения следующих основных целей:
развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований;
сокращение разрыва между городом и селом в уровне обеспеченности объектами социальной сферы и инженерной инфраструктуры, создание основ для повышения привлекательности проживания в сельской местности;
создание необходимых условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований;
эффективная реализация полномочий органов местного самоуправления сельских территорий;
расширение рынка труда в сельской местности и создание условий для развития сельской экономики с целью обеспечения роста собственных доходов и уровня потребления сельского населения.
Программные мероприятия направлены на решение следующих основных задач:
привлечение и закрепление для работы в социальной сфере и других секторах сельской экономики молодых специалистов;
улучшение состояния здоровья сельского населения за счет повышения доступности и качества первичной медико-санитарной помощи;
повышение роли физической культуры и спорта с целью предупреждения заболеваний, поддержания высокой работоспособности, профилактики правонарушений, наркомании и алкоголизма;
повышение образовательного уровня учащихся сельских школ, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями, обеспечивающими конкурентоспособность кадров на рынке труда;
активизация культурно-досуговой деятельности на селе;
повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения сельских поселений, обеспечение их телефонной и телекоммуникационной связью;
расширение сети и благоустройство сельских автомобильных дорог с твердым покрытием;
повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание новых рабочих мест на селе.
В перспективе программные задачи будут решаться путем формирования условий для самодостаточного развития сельских муниципальных образований, применения ресурсосберегающих технологий.
Основные пути решения программных задач:
приоритетная государственная поддержка развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских населенных пунктов;
разработка и реализация эффективного экономического механизма, обеспечивающего содержание и эксплуатацию объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села на уровне нормативных требований;
разработка и внедрение в сельском строительстве проектов жилых домов, жилищно-производственных и жилищно-сервисных комплексов, общественных зданий (в том числе многопрофильного использования), приспособленных к различным типам сельских поселений, их местоположению, демографической ситуации и другим условиям;
удешевление сельского жилищно-гражданского строительства путем внедрения современных конструктивных решений, отечественных строительных материалов и технологий, комплектов деталей и домов, строительства жилья "под ключ", расширения использования инжиниринговых услуг;
создание условий для привлечения в социальную сферу села средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также других внебюджетных источников, для функционирования в сфере обслуживания сельского населения малых предпринимательских структур.
Сроки реализации программы (2003-2010 годы) определены с учетом возможностей ресурсного обеспечения программных мероприятий на федеральном и региональном уровнях.
3. Мероприятия программы
Программа включает мероприятия по социальному развитию села, реализуемые за счет средств федерального и республиканского бюджетов и внебюджетных источников.
Инвестиции, привлекаемые в рамках реализации программы, будут направлены на окончание строительства незавершенных объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, замену ветхих и аварийных зданий и сооружений, реконструкцию и техническое перевооружение действующих объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских населенных пунктов, а также новое строительство.
Организационное обеспечение предполагает проведение планировочных работ, инвентаризации и оптимизации сети объектов социальной сферы, оказание содействия хозяйствующим субъектам, участвующим в социальном развитии села.
Программа является комплексной и включает систему мероприятий в области жилищной сферы, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, электро-, водо- и газоснабжения, дорожного строительства и телекоммуникационной связи.
Необходимые для выполнения программы нормативные правовые акты разрабатываются и принимаются в установленном порядке.
3.1. Развитие жилищного строительства
В целях улучшения жилищных условий сельских граждан, не обладающих достаточными собственными накоплениями, программа предусматривает:
формирование финансовых, организационных и кредитно-финансовых механизмов приобретения и строительства жилья, в том числе механизмов ипотечного жилищного кредитования;
привлечение внебюджетных средств в жилищное строительство в сельской местности.
Средства федерального бюджета выделяются на безвозмездной основе субъектам Российской Федерации на условиях долевого финансирования, осуществляемого в порядке межбюджетных отношений, в виде субсидий сельским гражданам на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.
Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан совместно с Министерством строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан и другими заинтересованными республиканскими органами исполнительной власти обеспечивают формирование соответствующей федеральной и республиканской нормативной правовой базы для эффективного решения жилищной проблемы в сельской местности, оказывают консультативную помощь районам республики в вопросах разработки и внедрения механизмов ипотечного жилищного кредитования, обеспечивают проведение мониторинга преобразований жилищной сферы с целью анализа ситуации и обобщения опыта регионов, распространения эффективных методов реализации жилищной политики в сельской местности.
Выполнение мероприятий позволит:
улучшить жилищные условия более 1000 сельских семей и повысить уровень коммунального обслуживания сельского населения;
привлечь для финансового обеспечения жилищного строительства внебюджетные источники финансирования, в том числе кредиты коммерческих банков.
3.2. Развитие сети общеобразовательных учреждений
Для реализации в сельской местности принципа общедоступности образования, повышения качества образования в соответствии с современными требованиями, для адаптации выпускников школ к новым социально-экономическим условиям, повышения их конкурентоспособности при поступлении в учреждения среднего и высшего профессионального образования осуществляются следующие мероприятия:
всесторонняя подготовка учащихся и развитие профильного обучения в старших классах;
реконструкция сети образовательных учреждений в сельской местности с учетом демографических факторов и изменений в структуре расселения;
создание различных форм дошкольного, начального и дополнительного образования в сельской местности, развертывание центров довузовской подготовки обучающихся;
стимулирование привлечения инвестиций частных и некоммерческих структур в развитие образования на селе;
более полное удовлетворение потребностей сельских образовательных учреждений в квалифицированных кадрах.
Выполнение мероприятий позволит повысить уровень образования сельских жителей и обеспеченности села образовательными учреждениями.
3.3. Развитие сети лечебно-профилактических учреждений
здравоохранения
Программа предусматривает развитие сети лечебно-профилактических учреждений здравоохранения в сельской местности и совершенствование оказания первичной медико-санитарной помощи на базе районных, участковых больниц и фельдшерско-акушерских пунктов за счет следующих мероприятий:
укрепление материально-технической базы сельских лечебно-профилактических учреждений здравоохранения, центров и отделений общей врачебной (семейной) практики;
совершенствование оказания первичной медико-санитарной помощи сельскому населению на основе развития общей врачебной (семейной) практики;
обеспечение сельского населения скорой медицинской помощью;
совершенствование консультативной, диагностической и терапевтической помощи на основе внедрения выездных форм оказания медицинской помощи;
укомплектование лечебно-профилактических учреждений здравоохранения в сельских поселениях преимущественно специалистами общей врачебной (семейной) практики.
3.4. Развитие сети учреждений физической культуры и спорта
В области физической культуры и спорта программой предусмотрена реализация следующих мероприятий:
разработка и выполнение региональных и районных программ развития физической культуры и спорта, предусматривающих создание условий для занятий физкультурой, вовлечение в активные занятия ею детей и молодежи, проведение спортивно-массовых мероприятий;
создание материально-технической базы для проведения физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.
Осуществление предусмотренного программой позволит снизить заболеваемость сельского населения, сократить потери рабочего времени в связи с заболеваемостью и расходы средств Регионального отделения Фонда государственного социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан на оплату больничных листов.
3.5. Развитие культурно-досуговых учреждений
В области развития культурно-досуговых учреждений предусматриваются следующие мероприятия, направленные на сохранение и развитие культурного потенциала сельских муниципальных образований, расширение доступа различных групп сельского населения к культурным ценностям и информационным ресурсам:
проведение инвентаризации, паспортизации и реструктуризации сельских учреждений культуры, разработка территориальных схем их размещения;
увеличение количества культурно-досуговых учреждений в сельской местности;
создание на базе реконструированных зданий клубных учреждений зональных культурно-досуговых комплексов;
привлечение и закрепление специалистов для работы в сельских культурно-досуговых учреждениях;
возрождение и развитие традиционных форм самодеятельного художественного и научно-технического творчества, народных промыслов, ремесел, приобщение сельской молодежи к традициям народной культуры, выявление и поддержка талантов и дарований;
сохранение и обогащение историко-культурного наследия, национальных, местных обычаев, обрядов и фольклора;
сохранение и эффективное использование в научных и просветительских целях сельского музейного фонда, развитие межмузейного обмена на региональном и межрегиональном уровнях;
сохранение и развитие сельских библиотек в культурно-образовательном комплексе села;
улучшение качества кинопроката и кинообслуживания сельского населения.
Реализация мероприятий позволит расширить культурно-досуговую деятельность в сельской местности и приобщить ее население к культурно-историческому наследию.
3.6. Развитие торгового и бытового обслуживания сельского
населения
В разделе предусматриваются следующие мероприятия, направленные на комплексное развитие сферы торговли и бытового обслуживания сельского населения и обеспечение возможности приобретения товаров и услуг по месту жительства:
развитие рыночной инфраструктуры обслуживания сельского населения;
организация эффективных схем торгового и бытового обслуживания жителей удаленных сельских поселений;
расширение сети предприятий общественного питания.
Реализация мероприятий позволит обеспечить сельское население товарами и услугами, расширить их ассортимент, сократить потери времени на их приобретение, повысить качество торгового и бытового обслуживания в сельской местности.
3.7. Развитие электрических сетей
Основной задачей развития электрических сетей в сельской местности является обеспечение надежного, безопасного и эффективного электроснабжения сельских потребителей при снижении электроемкости производства продукции и создание комфортных социально-бытовых условий жизни.
Программа предусматривает мероприятия по обеспечению бесперебойного снабжения электроэнергией сельского населения и других потребителей, расположенных в сельской местности, включая крестьянские (фермерские) хозяйства.
Реализация мероприятий позволит повысить надежность и эффективность электроснабжения сельского населения.
3.8. Развитие газификации
Развитие газификации в сельской местности предусматривает повышение уровня снабжения природным газом сельского населения и создание комфортных условий труда и быта. В этой связи предполагаются следующие мероприятия:
строительство и реконструкция распределительных газовых сетей в сельских населенных пунктах;
повышение уровня газификации жилого фонда в сельской местности;
внедрение энергосберегающих технологий строительства и эксплуатации газовых сетей, высокоэффективного и экологически безопасного оборудования для использования газового топлива;
повышение эффективности использования природного газа.
Выполнение мероприятий позволит значительно улучшить состояние окружающей среды и условия быта сельского населения. Уровень газификации домов (квартир) повысится с 83% до 86%, в том числе газификации природным газом - с 55% до 70%.
3.9. Развитие водоснабжения
Главными целями программы в области развития водоснабжения в сельской местности являются обеспечение сельского населения питьевой водой в достаточном количестве, улучшение экологической обстановки в сельской местности, рациональное использование природных водных источников, на которых базируется питьевое водоснабжение.
Программа предусматривает следующие мероприятия по водоснабжению населенных пунктов:
строительство и реконструкция систем водоснабжения и водоотведения;
монтаж и ввод в эксплуатацию установок и станций очистки воды;
проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию отечественных технологий и оборудования нового поколения.
3.10. Развитие телекоммуникационных сетей
Основной целью развития телекоммуникационных сетей в сельской местности является обеспечение населения и учреждений социальной сферы телефонной связью и другими информационными услугами.
Программа предусматривает следующие мероприятия по развитию телекоммуникационных сетей:
внедрение предложений по максимальному использованию свободных емкостей автоматизированных телефонных станций и линейных сооружений;
поэтапная экономически обоснованная замена морально устаревших автоматизированных телефонных станций на электронные;
улучшение методов и форм эксплуатации сетей телефонной связи;
проектирование, разработка, испытание и внедрение новых средств телекоммуникаций и информационных услуг.
Развитие телекоммуникационных сетей в сельской местности позволит улучшить условия жизнедеятельности сельского населения, создать новые рабочие места.
3.11. Развитие сети автомобильных дорог
Мероприятия по развитию сети автомобильных дорог в сельской местности, включая приведение в нормативно-техническое состояние дорог общего пользования, находящихся на балансе сельскохозяйственных товаропроизводителей, разработаны с учетом федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 года N 848.
4. Финансовое и ресурсное обеспечение программы
При разработке стратегии ресурсного обеспечения программы учитывались ситуация, сложившаяся в финансово-бюджетной сфере на федеральном и республиканском уровнях, высокая общеэкономическая, социально-демографическая и политическая значимость проблемы, а также реальная возможность ее решения только при значительной федеральной поддержке и вовлечении в инвестиционное обеспечение программы всех ее участников, включая сельское население.
Финансирование мероприятий программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов Республики Башкортостан, районов и городов, внебюджетных источников.
Общий объем финансирования программы в 2003-2010 годах составляет 12,92 млрд. рублей, в том числе за счет федерального бюджета 1,77 млрд. рублей (13,7%), средств бюджета Республики Башкортостан 9,34 млрд. рублей (72,3%) и внебюджетных источников 1,81 млрд. рублей (14%).
Затраты на реализацию программы определены с учетом потребности ввода в действие объектов социальной сферы и инженерного обустройства села, фактической стоимости строительства единицы мощности и удельных капитальных вложений на строительство с учетом индексов-дефляторов.
Первоочередному финансированию подлежат незавершенные объекты строительства, объекты, имеющие высокую степень технической строительной готовности, а также объекты, находящиеся в ветхом и аварийном состоянии.
Контроль за целевым использованием средств, выделяемых на реализацию мероприятий программы, осуществляется ее государственными заказчиками.
5. Механизм реализации программы
Механизм реализации программы базируется на принципах социального партнерства сельского населения, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Республики Башкортостан и органов местного самоуправления, хозяйственных и общественных организаций, а также четкого разграничения полномочий и ответственности всех участников программы.
В целях реализации государственной политики в области социального развития села, обеспечения согласованных действий государственных заказчиков и исполнителей программы в Комиссии Правительства Республики Башкортостан по вопросам агропромышленного комплекса планируется создание рабочей группы по социальному развитию села из представителей заинтересованных республиканских органов исполнительной власти, общественных и других организаций.
Реализация программы осуществляется государственными заказчиками с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Республики Башкортостан и органов местного самоуправления.
Государственные заказчики программы осуществляют:
нормативно-правовое и методическое обеспечение реализации программы;
подготовку предложений по объемам и условиям предоставления районам Республики Башкортостан средств федерального и республиканского бюджетов для реализации программы;
предоставление районам Республики Башкортостан финансовой поддержки в пределах средств республиканского бюджета, предусмотренных на реализацию программы;
разработку методических материалов для исполнителей программы в районах Республики Башкортостан;
мониторинг реализации программы с целью распространения положительного опыта;
координацию деятельности исполнителей в ходе реализации программы;
контроль за целевым использованием бюджетных средств.
Государственные заказчики могут на договорной основе передавать часть своих функций, связанных с реализацией программы, другим органам исполнительной власти Республики Башкортостан (министерствам, ведомствам, администрациям районов и городов), участвующим в реализации программы.
Основанием для получения государственной поддержки за счет средств федерального и республиканского бюджетов на развитие объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры на селе является бюджетная заявка органов исполнительной власти Республики Башкортостан на реализацию мероприятий программы, а также заключение ими ежегодных соглашений с Министерством сельского хозяйства Республики Башкортостан.
6. Организация управления реализацией программы и контроль
за ходом ее выполнения
Управление реализацией программы осуществляет Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан, являющееся государственным заказчиком - координатором программы.
Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан:
обеспечивает согласованность действий по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств федерального и республиканского бюджетов, выполнению соглашений с органами исполнительной власти Республики Башкортостан о финансировании программных мероприятий за счет средств федерального и республиканского бюджетов, внебюджетных источников;
осуществляет взаимодействие с государственными заказчиками, ответственными за выполнение программных мероприятий.
Ежегодные доклады о ходе реализации программы представляются следующим образом:
государственные заказчики с участием заинтересованных республиканских органов исполнительной власти - государственному заказчику - координатору программы Министерству сельского хозяйства Республики Башкортостан (до 10 января);
государственный заказчик - координатор программы - Правительству Республики Башкортостан (до 20 января);
Правительство Республики Башкортостан - государственному заказчику - координатору федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" Министерству сельского хозяйства Российской Федерации (до 25 января).
7. Оценка эффективности программы
В результате реализации программы предусматривается создание финансовых и материально-технических условий, способствующих решению проблем социального развития на селе.
Более 1000 сельских семей улучшат жилищные условия, при этом повысится уровень коммунального обслуживания населения, в частности уровень газификации жилищного фонда возрастет до 86%. Будет улучшено состояние основных фондов социальной сферы и инженерной инфраструктуры. Доля обучающихся в первую смену в благоустроенных сельских общеобразовательных учреждениях достигнет 90%, а уровень обеспеченности дошкольными учреждениями составит 70%.
Обеспеченность больничными местами будет доведена до 100 койко-мест на 10 тыс. человек, амбулаториями - до 215 посещений в смену на 10 тыс. человек, клубными учреждениями - до 285 мест на 1 тыс. человек. Увеличится количество учащейся молодежи и работающих в сельской местности, привлеченных к регулярным занятиям физкультурой и спортом.
Экономическая эффективность реализации программы состоит в увеличении производительности сельскохозяйственного труда на основе:
укрепления здоровья сельских жителей, повышения их общеобразовательной и профессиональной подготовки, создания в сельской местности благоприятных жилищных условий;
сокращения потерь рабочего времени, связанных с заболеваемостью;
сокращения потерь сельскохозяйственной продукции при ее транспортировке.
Реализация программы будет иметь благоприятные экологические последствия. При разработке проектов по строительству объектов социальной сферы и инженерного обустройства на селе уже на стадии их технико-экономического обоснования будут предусматриваться меры по защите окружающей среды, что позволит исключить применение в жилищно-гражданском строительстве экологически вредных материалов. Использование легких современных конструктивных материалов приведет к снижению энергозатрат на их производство, транспортировку и монтаж.
8. Источники и объемы финансирования по программе в целом
млн.руб., в ценах 2003 года
N п/п |
Наименование раздела отрасли |
Источник финансирования |
Объем финансирования | ||||||||
Всего |
в том числе | ||||||||||
2003 год |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
||||
1. | Жилищное строи- тельство |
Федеральный бюджет* |
143,1 | 17,0 | 17,0 | 16,1 | 18,0 | 17,1 | 18,5 | 19,8 | 19,6 |
Бюджет Респуб- лики Башкортос- тан** |
188,8 | 22,6 | 20,6 | 21,4 | 24,0 | 22,8 | 24,7 | 26,4 | 26,2 | ||
Внебюджетные источники |
141,6 | 17,0 | 15,5 | 16,1 | 18,0 | 17,1 | 18,6 | 19,8 | 19,6 | ||
Итого | 473,5 | 56,6 | 53,1 | 53,6 | 60,0 | 57,0 | 61,8 | 66,0 | 65,4 | ||
2. | Развитие общеоб- разовательных учреждений |
Федеральный бюджет* |
109,2 | 0,0 | 15,3 | 13,6 | 13,4 | 17,6 | 16,8 | 16,3 | 16,1 |
Бюджет Респуб- лики Башкортос- тан** |
959,7 | 195,1 | 107,0 | 95,3 | 94,1 | 123,6 | 137,6 | 114,3 | 112,8 | ||
Внебюджетные источники |
|||||||||||
Итого | 1068,9 | 195,1 | 122,3 | 108,9 | 107,5 | 141,2 | 134,4 | 130,7 | 128,9 | ||
3. | Развитие лечеб- но- профилакти- ческих учрежде- ний здравоохра- нения |
Федеральный бюджет* |
61,4 | 6,4 | 7,2 | 9,1 | 3,0 | 10,4 | 11,1 | 11.5 | 2,7 |
Бюджет Респуб- лики Башкортос- тан** |
294,4 | 24,7 | 63,1 | 53,5 | 13,2 | 24,6 | 44,4 | 45,8 | 25,1 | ||
Внебюджетные источники |
|||||||||||
Итого | 355,8 | 31,2 | 70,3 | 62,6 | 16,2 | 35,1 | 55,5 | 57,3 | 27,7 | ||
4. | Развитие учреж- дений физической культуры и спор- та |
Федеральный бюджет* |
400,0 | 6,5 | 48,0 | 45,5 | 45,0 | 60,0 | 65,0 | 60,0 | 70,0 |
Бюджет Респуб- лики Башкортос- тан** |
1241,0 | 116,0 | 152,0 | 149,0 | 148,0 | 170,0 | 166,0 | 170,0 | 170,0 | ||
Внебюджетные источники |
|||||||||||
Итого | 1641,0 | 122,5 | 200,0 | 194,5 | 193,0 | 230,0 | 231,0 | 230,0 | 240,0 | ||
5. | Развитие учреж- дений культуры |
Федеральный бюджет* |
|||||||||
Бюджет Респуб- лики Башкортос- тан** |
1619,0 | 86,2 | 160,7 | 246,2 | 237,0 | 227,2 | 235,3 | 236,2 | 190,2 | ||
Внебюджетные источники |
|||||||||||
Итого | 1619,0 | 86,2 | 160,7 | 246,2 | 237,0 | 227,2 | 235,3 | 236,2 | 190,2 | ||
6. | Развитие учреж- дений торгового и бытового об- служивания насе- ления |
Федеральный бюджет* |
|||||||||
Бюджет Респуб- лики Башкортос- тан** |
|||||||||||
Внебюджетные источники |
98,5 | 0,0 | 15,3 | 0,3 | 15,6 | 25,2 | 19,5 | 16,4 | 6,2 | ||
Итого | 98,5 | 0,0 | 15,3 | 0,3 | 15,6 | 25,2 | 19,5 | 16,4 | 6,2 | ||
7. | Развитие элект- рических сетей |
Федеральный бюджет* |
12,6 | 0,0 | 1,8 | 1,9 | 1,8 | 1,7 | 1,8 | 1,8 | 1,8 |
Бюджет Респуб- лики Башкортос- тан** |
33,5 | 8,0 | 3,7 | 3,8 | 3,8 | 3,5 | 3,5 | 3,6 | 3,6 | ||
Внебюджетные источники |
28,8 | 3,6 | 3,7 | 3,7 | 3,7 | 3,5 | 3,5 | 3,6 | 3,6 | ||
Итого | 74,9 | 11,6 | 9,2 | 9,3 | 9,3 | 8,7 | 8,8 | 9,0 | 9,1 | ||
8. | Газификация | Федеральный бюджет* |
104,9 | 7,7 | 17,8 | 18,7 | 11,6 | 12,0 | 12,2 | 12,4 | 12,5 |
Бюджет Респуб- лики Башкортос- тан** |
2990,2 | 164,5 | 443,5 | 460,7 | 463,6 | 380,0 | 367,9 | 360,0 | 350,0 | ||
Внебюджетные источники |
|||||||||||
Итого | 3095,1 | 172,2 | 461,3 | 479,4 | 475,2 | 392,0 | 380,1 | 372,4 | 362,5 | ||
9. | Развитие водо- снабжения |
Федеральный бюджет* |
160,9 | 7,9 | 17,3 | 14,1 | 16,3 | 19,0 | 22,8 | 29,2 | 34,2 |
Бюджет Респуб- лики Башкортос- тан** |
712,0 | 13,5 | 55,0 | 84,3 | 84,8 | 104,0 | 118,8 | 119,4 | 132,2 | ||
Внебюджетные источники |
385,4 | 22,1 | 25,8 | 33,1 | 46,6 | 55,6 | 63,6 | 67,0 | 71,5 | ||
Итого | 1258,2 | 43,5 | 98,2 | 131,5 | 147,7 | 178,6 | 205,2 | 215,7 | 237,9 | ||
10. | Развитие теле- коммуникационных сетей |
Федеральный бюджет* |
70,3 | 0,0 | 7,0 | 7,3 | 7,7 | 11,3 | 11,9 | 12,4 | 12,6 |
Бюджет Респуб- лики Башкортос- тан** |
245,1 | 5,0 | 25,5 | 26,8 | 28,1 | 37,5 | 39,4 | 41,0 | 41,8 | ||
Внебюджетные источники |
1159,2 | 108,0 | 112,3 | 117,8 | 123,8 | 163,8 | 172,0 | 178,9 | 182,5 | ||
Итого | 1474,6 | 113,0 | 144,8 | 151,9 | 159,6 | 212,7 | 223,3 | 232,3 | 236,9 | ||
11. | Развитие сети автомобильных дорог |
Федеральный бюджет* |
636,2 | 38,6 | 58,5 | 70,3 | 80,0 | 82,6 | 97,2 | 102,1 | 106,9 |
Бюджет Респуб- лики Башкортос- тан** |
937,0 | 40,6 | 87,7 | 105,4 | 120,1 | 123,9 | 145,8 | 153,1 | 160,4 | ||
Внебюджетные источники |
0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | ||
Итого | 1573,2 | 79,2 | 146,2 | 175,7 | 200,1 | 206,5 | 243,0 | 255,2 | 267,3 | ||
12. | Реализация экс- периментального проекта комп- лексной застрой- ки в д. Култубан Баймакского рай- она |
Федеральный бюджет* |
69,2 | 7,8 | 14,2 | 23,6 | 23,6 | ||||
Бюджет Респуб- лики Башкортос- тан** |
116,7 | 7,8 | 14,2 | 23,6 | 23,6 | 10,3 | 11,5 | 12,0 | 13,7 | ||
Внебюджетные источники |
|||||||||||
Итого | 185,9 | 15,6 | 28,4 | 47,2 | 47,2 | 10,3 | 11,5 | 12,0 | 13,7 | ||
Всего, в том числе |
12918,6 | 926,6 | 1509,7 | 1661,1 | 1668,4 | 1724,4 | 1809,4 | 1833,1 | 1785,8 | ||
федеральный бюджет* |
1767,7 | 91,9 | 204,1 | 220,3 | 220,3 | 231,8 | 257,3 | 265,5 | 276,4 | ||
бюджет Респуб- лики Башкортос- тан** |
9337,2 | 684,0 | 1133,0 | 1269,8 | 1240,4 | 1227,4 | 1274,9 | 1281,8 | 1225,9 | ||
внебюджетные источники |
1813,6 | 150,7 | 172,6 | 171,0 | 207,7 | 265,2 | 277,2 | 285,7 | 283,5 |
Примечания:
* Подлежит ежегодной корректировке с учетом возможностей федерального бюджета.
** Подлежит ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджета Республики Башкортостан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 11 июня 2003 г. N 141 "О республиканской целевой программе "Социальное развитие села в Республике Башкортостан до 2013 года"
Текст постановления опубликован в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", N 12 (168), август 2003 г., ст. 782 (без программы)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 26 декабря 2011 г. N 503
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 23 апреля 2010 г. N 138
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 22 апреля 2009 г. N 148
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 29 августа 2007 г. N 243
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 25 сентября 2006 г. N 277