В целях обеспечения устойчивого функционирования личных подсобных хозяйств в Республике Башкортостан и повышения их доходности Правительство Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую программу развития личных подсобных хозяйств в Республике Башкортостан на 2010-2012 годы (далее - Программа).
2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан.
3. Министерству сельского хозяйства Республики Башкортостан разработать и представить в установленном порядке в Правительство Республики Башкортостан проекты нормативных правовых актов об установлении порядка и условий предоставления за счет средств бюджета Республики Башкортостан субсидий на поддержку личных подсобных хозяйств.
4. Государственному заказчику Программы, республиканским органам исполнительной власти обеспечить реализацию мероприятий Программы.
Установить, что мероприятия и объемы финансирования Программы подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджета Республики Башкортостан.
5. Установить, что в ходе реализации Программы Министерством сельского хозяйства Республики Башкортостан в соответствии с бюджетным законодательством могут вноситься предложения о перераспределении объемов финансирования между мероприятиями Программы без изменений общего объема финансирования.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан - министра сельского хозяйства Республики Башкортостан Вахитова Ш.Х.
Премьер-министр Правительства |
Р.С.Сарбаев |
Республиканская программа
развития личных подсобных хозяйств в Республике Башкортостан
на 2010-2012 годы
(утв. постановлением Правительства Республики Башкортостан
от 1 апреля 2010 г. N 99)
Паспорт Программы
Наименование Программы |
Республиканская программа развития личных подсобных хозяйств в Республике Башкортостан на 2010-2012 годы |
Основания для разработки Программы |
Федеральные законы "О личном подсобном хозяйстве", "О развитии сельского хозяйства"; Закон Республики Башкортостан "О личном подсобном хозяйстве граждан в Республике Башкортостан"; постановление Правительства Республики Башкортостан от 30 ноября 2007 года N 348 "О республиканской программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы" (с последующими изменениями) |
Государственный заказчик Программы |
Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан |
Основной разработчик Программы |
Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан |
Цели и задачи Программы |
Цели: обеспечение устойчивого функционирования личных подсобных хозяйств и повышение их доходности; повышение занятости и жизненного уровня сельского населения; защита экономических интересов личных подсобных хозяйств |
Задачи: создание условий для устойчивого развития сельских территорий; организация закупа молока от населения, создание сети молокоприемных пунктов; совершенствование выпускаемых машин и развитие производства новых приоритетных видов малогабаритной техники, оборудования и инвентаря для механизации трудоемких процессов в личных подсобных хозяйствах; обеспечение личных подсобных хозяйств средствами механизации, включая малогабаритную технику; развитие кредитно-финансового механизма поддержки малых форм хозяйствования; создание системы кольцевого объезда для обслуживания удаленных от районного центра населенных пунктов, обеспечение подворного обхода личных подсобных хозяйств; стимулирование владельцев сельских подворий в увеличении производства сельскохозяйственной продукции, организация конкурсов на лучшего сдатчика сельскохозяйственной продукции; содействие личным подсобным хозяйствам в заготовке кормов для сельскохозяйственных животных; использование и переоборудование пустующих производственных помещений для сборки (производства) малых средств механизации, обслуживания сельскохозяйственной техники; создание на селе благоприятных условий для массового развития малого бизнеса, в том числе в области технического сервиса сельскохозяйственной техники и оказания услуг по выполнению различного вида механизированных работ для личных подсобных хозяйств; оказание содействия личным подсобным хозяйствам в приобретении племенного скота, семенного и посадочного материала, в ветеринарном обслуживании, а также по сбыту и реализации производимой сельскохозяйственной продукции путем создания зональных сельскохозяйственных потребительских кооперативов различных уровней по заготовке, переработке и сбыту сельскохозяйственной и иной продукции; организация и проведение сельскохозяйственных ярмарок; приоритетное выделение личным подсобным хозяйствам торговых мест на розничных и сельскохозяйственных рынках на безвозмездной основе; вовлечение личных подсобных хозяйств в созданную в республике систему консультационного и информационного обеспечения | |
Срок реализации Программы |
2010-2012 годы, без деления на этапы |
Объем и источники финансирования Программы |
Прогнозируемый объем финансирования Программы составляет 1443,3 млн. рублей, в том числе за счет средств: бюджета Республики Башкортостан - 440,9 млн. рублей, из них по годам: 2010 год - 280,3 млн. рублей; 2011 год - 80,3 млн. рублей; 2012 год - 80,3 млн. рублей; федерального бюджета - 80 млн.рублей в 2010 году; собственных средств личных подсобных хозяйств - 379,5 млн. рублей, из них по годам: 2010 год - 146,5 млн. рублей; 2011 год - 116,5 млн. рублей; 2012 год - 116,5 млн. рублей; внебюджетных источников - 542,9 млн. рублей, из них по годам: 2010 год - 157,2 млн. рублей; 2011 год - 175,1 млн. рублей; 2012 год - 210,6 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально- экономической эффективности |
Рост производства сельскохозяйственной продукции, производимой личными подсобными хозяйствами: скота и птицы в живом весе: в 2010 году - 315 тыс. т; в 2011 году - 320 тыс. т; в 2012 году - 325 тыс. т; молока: в 2010 году - 1780 тыс. т; в 2011 году - 1830 тыс. т; в 2012 году - 1890 тыс. т; обеспечение закупа в личных подворьях сельскохозяйственной продукции и обеспечение сырьем перерабатывающих предприятий республики; обеспечение занятости сельского населения, устранение безработицы на селе |
Система контроля за реализацией Программы |
Контроль за реализацией Программы осуществляют Правительство Республики Башкортостан; Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан |
1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами
Республиканская программа развития личных подсобных хозяйств в Республике Башкортостан на 2010-2012 годы (далее - Программа) разработана в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства", части 4 статьи 7 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" и постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 ноября 2007 года N 348 "О республиканской программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы" (с последующими изменениями) и определяет цели, задачи и основные направления развития личных подсобных хозяйств, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.
В современных условиях роль и функции личных подсобных хозяйств в социальном и экономическом развитии села существенно изменились. Сегодня личное подсобное хозяйство (далее - ЛПХ) является одним из главных источников дохода для населения.
В республике имеется около 580 тысяч ЛПХ, за которыми закреплено свыше 160 тысяч гектаров сельскохозяйственных угодий. В этих хозяйствах содержится более 1 млн. голов крупного рогатого скота, около 400 тысяч голов свиней, более 800 тысяч голов овец и коз, около 100 тысяч голов лошадей. Доля ЛПХ в объеме производства сельскохозяйственной продукции в республике составляет около 60%. От общего объема производства ими производится 94% картофеля, 75% овощей, 69% молока, 71% скота и птицы на убой.
Правительство Республики Башкортостан создает все необходимые условия для развития малых форм хозяйствования на селе. В 2009 году малыми формами хозяйствования было привлечено 1668 кредитов на сумму 524 млн. рублей, в том числе ЛПХ - 1544 кредита на сумму 282 млн. рублей. На возмещение процентных ставок по полученным кредитам ЛПХ было выделено субсидий в объеме 137 млн. рублей.
В соответствии с ведомственной целевой программой "Содействие занятости населения Республики Башкортостан" на 2010-2012 годы, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан от 24 июля 2009 года N 189/1-о, гражданам, открывшим собственное дело, помимо финансовой поддержки в размере 58,8 тыс. рублей, дополнительно выделяется столько же за каждого принятого на работу из числа состоящих на учете в службе занятости.
Развитию ЛПХ способствует и чрезвычайно благоприятный налоговый климат: отсутствие налогов, отмена ограничений на владение сельскохозяйственной техникой и грузовыми автотранспортными средствами, введение тарифов на энергоносители, приравненных к тарифам для населения, наличие многочисленных социальных льгот.
В 2008 году из бюджета Республики Башкортостан было выделено 200 млн. рублей на увеличение уставного фонда государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "Башсельхозтехника" для приобретения сельскохозяйственной техники для ЛПХ. Граждане, ведущие подсобное хозяйство, на основе аренды получили 230 тракторов и 471 единицу сельскохозяйственной техники и оборудования для животноводства. Стоимость предмета лизинга составила 40% от цены приобретения сельскохозяйственной техники и оборудования.
Администрациями муниципальных районов Республики Башкортостан созданы залоговые фонды за счет муниципального имущества в размере 1214,5 млн. рублей, из них в 2009 году выдано залоговых обеспечений на сумму 168,6 млн. рублей.
В настоящее время большая часть продукции, производимой в ЛПХ, реализуется через частных предпринимателей, на городских и сельских рынках. На сегодняшний день не в полной мере использованы товарные возможности сбыта продукции ЛПХ, которых не устраивают низкие закупочные и договорные цены, плохая организация закупок сельскохозяйственной продукции. Одним из путей решения данных проблем, а также проблемы занятости населения может быть создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов по обслуживанию ЛПХ.
2. Цели и задачи Программы
Целями Программы являются:
обеспечение устойчивого функционирования ЛПХ;
повышение доходности ЛПХ;
повышение занятости и жизненного уровня сельского населения;
защита экономических интересов ЛПХ.
Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:
создание условий для устойчивого развития сельских территорий;
организация закупа молока от населения, создание сети молокоприемных пунктов;
совершенствование выпускаемых машин и развитие производства новых приоритетных видов малогабаритной техники, оборудования и инвентаря для механизации трудоемких процессов в ЛПХ;
обеспечение ЛПХ средствами механизации, включая малогабаритную технику;
развитие кредитно-финансового механизма поддержки малых форм хозяйствования;
создание системы кольцевого объезда для обслуживания удаленных от районного центра населенных пунктов, обеспечение подворного обхода ЛПХ;
стимулирование владельцев сельских подворий в увеличении производства сельскохозяйственной продукции, организация конкурсов на лучшего сдатчика сельскохозяйственной продукции;
содействие ЛПХ в заготовке кормов для сельскохозяйственных животных;
использование и переоборудование пустующих производственных помещений для сборки (производства) малых средств механизации, обслуживания сельскохозяйственной техники;
создание на селе благоприятных условий для массового развития малого бизнеса, в том числе в области технического сервиса сельскохозяйственной техники и оказания услуг по выполнению различного вида механизированных работ для ЛПХ;
оказание содействия ЛПХ в приобретении племенного скота, семенного и посадочного материала, в ветеринарном обслуживании, а также по сбыту и реализации производимой сельскохозяйственной продукции путем создания зональных сельскохозяйственных потребительских кооперативов различных уровней по заготовке, переработке и сбыту сельскохозяйственной и иной продукции;
организация и проведение сельскохозяйственных ярмарок;
приоритетное выделение ЛПХ торговых мест на розничных и сельскохозяйственных рынках на безвозмездной основе;
вовлечение ЛПХ в созданную в республике систему консультационного и информационного обеспечения.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Программа реализуется в течение 2010-2012 годов, без деления на этапы.
4. Мероприятия Программы
Программа включает мероприятия, направленные на выравнивание возникших диспропорций в агропродовольственном секторе путем поддержки тех производств, которые имеют потенциальные преимущества на внутреннем или мировом рынках, но без государственной поддержки и регулирования не могут в полной мере реализовать свой потенциал.
Мероприятия поддержки развития ЛПХ в 2010-2012 годах в основном будут направлены на стабилизацию поголовья основных видов сельскохозяйственных животных, обеспечение ЛПХ средствами механизации, включая малогабаритную технику, повышение доступности кредитов, создание сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
4.1. Улучшение породных и продуктивных качеств скота личных подсобных
хозяйств, увеличение поголовья скота
Во многих населенных пунктах при зональных племенных предприятиях, в сельскохозяйственных предприятиях, во всех районных ветеринарных станциях работают пункты по искусственному осеменению коров и телок. При этом используется семя быков мясных или молочных пород, что дает возможность получить теленка мясного или молочного направления. В ЛПХ охват искусственным осеменением остается низким и составляет 18%.
В целях увеличения продуктивности и повышения генетического потенциала коров в ЛПХ необходимо:
обеспечить маточное поголовье скота ЛПХ семенем быков-производителей и племенными производителями, для чего предусмотреть субсидирование части затрат на приобретение племенных производителей;
приобрести оборудование, расходные материалы, дозы семени для организации искусственного осеменения маточного поголовья скота в ЛПХ.
Для стимулирования увеличения поголовья коров в ЛПХ предлагается возмещение части затрат на покупку третьей и более коровы (при наличии в личном подворье не менее двух коров), купленной в сельскохозяйственных предприятиях, где организовано искусственное осеменение.
В целях увеличения производства молока в ЛПХ принята Программа закупки молока у населения в муниципальных районах Республики Башкортостан на 2008-2012 годы, в результате реализации которой показатели заготовки молока и обеспеченности сырьем перерабатывающих предприятий должны существенно улучшиться. Объем закупа молока к 2012 году (в сопоставимой оценке) должен вырасти по отношению к 2008 году в 1,8 раза.
Рост производства молока в большей степени будет обеспечен за счет создания принципиально новой технологической базы, наращивания генетического потенциала продуктивности коров и ускоренного создания соответствующей кормовой базы.
Положительное влияние на рост объемов производства молока окажет дополнительный приток инвестиций. Объем инвестиций на организацию закупа молока у населения за счет средств перерабатывающих предприятий увеличится по отношению к 2008 году в 1,6 раза и достигнет в 2012 году 210,6 млн. рублей, в том числе по годам:
2010 год - 157, 2 млн. рублей;
2011 год - 175,1 млн. рублей;
2012 год - 210,6 млн. рублей.
Одними из направлений увеличения сбора молока у населения являются оборудование молокоприемных пунктов и организация транспортировки молока до перерабатывающих заводов за счет привлечения инвестиций перерабатывающих предприятий.
При успешной реализации указанных мер индекс ежегодного роста продукции животноводства начиная с 2010 года составит не менее 4%.
4.2. Обеспечение личных подсобных хозяйств средствами механизации
Развитие отраслей невозможно без улучшения материально-технической базы, внедрения технической и технологической модернизации.
По данным мониторинга технической оснащенности сельскохозяйственных товаропроизводителей, в ЛПХ имеется следующая сельскохозяйственная техника:
тракторы (с городами) - 24553 ед.;
грузовые автомобили (с городами) - 32707 ед.;
уборочные комбайны - 105 ед.;
плуги - 854 ед., плуги конные - 498 ед.;
косилки - 1485 ед., косилки конные - 219 ед.;
грабли, грабли-ворошилки - 419 ед., грабли, грабли-ворошилки конные - 905 ед.;
прицепы тракторные - 1511 ед.
В течение 2009 года парк тракторов увеличился на 278 единиц, зерноуборочных комбайнов - на 21 единицу.
Предприятиями республики налажен выпуск различных видов сельскохозяйственной техники и сложного технологического оборудования:
обществом с ограниченной ответственностью "Агромонтажсервис" освоено производство охладителей молока модульного исполнения производительностью до 1000 л в час, делителей и калиток для скотомест; проводятся работы по проектированию, монтажу и пуску-наладке оборудования для переработки сырого молока;
муниципальное унитарное предприятие Давлекановский завод "Сельмаш" серийно выпускает измельчители корнеплодов двух модификаций ИК-Ф-0,7 и ИК-Ф-2,0 производительностью 0,7 т/час и 2 т/час соответственно и измельчители зерна ИЗ-Ф-0,3; изготавливает кольчато-шпоровые катки, навозоуборочные транспортеры ТСН-3,0Б, котлы КВ-300МТ на угле и твердом топливе, котлы отопительные бытовые КС-Т (Г) на природном газе и твердом топливе, станки деревообрабатывающие и запасные части к сельскохозяйственной технике;
обществом с ограниченной ответственностью "РИД" (г.Нефтекамск) освоено производство малогабаритных навесных опрыскивателей емкостью бака менее 600 л, самосвальных тракторных тележек грузоподъемностью до 5 т, разбрасывателей минеральных удобрений и извести МВУ-5;
открытое акционерное общество "НЕФАЗ" серийно выпускает линейку сенозаготовительной техники - роторные косилки КРН-2,1А, грабли-ворошилки ГВД-Ф-6,0 и пресс-подборщики ПР-1200;
открытое акционерное общество "Стерлитамакский Агротехсервис" приступило к серийному производству тележек для транспортировки прессованных рулонов, агрегатируемых с тракторами Беларус-80 и Беларус-320; изготовило опытный образец энергосредства самоходной косилки;
открытое акционерное общество "ТуймазинскиЙ завод автобетоновозов" возобновило выпуск культиваторов для сплошной и предпосевной обработки почвы;
муниципальное унитарное предприятие Стерлитамакский механический завод пчеловодного инвентаря изготавливает медогонки различных видов и модификаций, дымари и другое оборудование;
индивидуальный предприниматель Лебедев Д.А. (г.Уфа) освоил производство разнообразной номенклатуры шорных изделий;
общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Протон" (г.Уфа) разрабатывает и серийно выпускает различное сварочное оборудование, в том числе бытового назначения.
В рамках реализации положений Концепции кластерной политики Республики Башкортостан проводится работа по организации совместного производства приоритетных видов сельскохозяйственной техники на предприятиях республики.
Обществом с ограниченной ответственностью "Концерн Инмаш" совместно с Минским тракторным заводом и Бобруйским заводом сельхозмашиностроения создано совместное предприятие "Беларус-Инмаш" по сборочному производству колесных тракторов Беларус-320 и их модификации с набором машин и орудий.
В целях технической модернизации агропромышленного комплекса республики необходимы:
освоение и расширение на предприятиях республики сборочного производства колесных тракторов Беларус-320 для последующего их использования в ЛПХ;
освоение и расширение производства сельскохозяйственных машин и орудий, предназначенных для агрегатирования с тракторами Беларус-320;
организация производства средств малой механизации, в том числе и на конной тяге;
расширение производства машин и оборудования для содержания домашнего скота и птицы, первичной переработки молока и другой сельхозпродукции, для пчеловодства, а также для изготовления шорных изделий и ручного инструмента, инвентаря по развитию традиционных народных промыслов;
создание и совершенствование системы технического сервиса сельскохозяйственной техники ЛПХ;
привлечение к производственному обслуживанию ЛПХ товарного типа машинно-технологических станций и районных ремонтно-обслуживающих предприятий;
создание эффективной системы кредитования ЛПХ по приобретению машин и оборудования;
развитие оптовых поставок и создание сети розничной торговли средствами малой механизации для личных подворий через систему Башпотребсоюза;
организация мониторинга технического оснащения ЛПХ, направленного на изучение потребительского спроса на сельскохозяйственную технику, оборудование, инженерно-технологические и транспортные услуги, выполнение механизированных работ.
В соответствии с заявками граждан, ведущих ЛПХ, потребность в основных видах средств механизации на 2010 год составит:
тракторы Беларус 82 - 350 ед., Беларус 320 - 50 ед.;
тракторные прицепы - 202 ед.;
косилки - 151 ед.;
грабли - 41 ед.;
пресс-подборщики - 89 ед.;
доильные установки - 50 ед.;
дробилки молотковые - 42 ед.
Всего заявлено 1433 единицы техники и оборудования по 36 видам. Объем денежных средств, необходимых на закупку заявленной ЛПХ техники и оборудования, составляет более 200 млн. рублей.
В целях обеспечения ЛПХ средствами механизации предусматриваются поставки техники и оборудования с использованием средств государственной поддержки на условиях рассрочки платежа.
В 2010 году из бюджета Республики Башкортостан государственному унитарному сельскохозяйственному предприятию "Башсельхозтехника" будет выделено 200 млн.рублей для приобретения сельскохозяйственной техники и оборудования с последующей их реализацией на условиях рассрочки платежа гражданам, ведущим ЛПХ.
Условия поставки техники и оборудования государственным унитарным сельскохозяйственным предприятием "Башсельхозтехника" для ЛПХ представлены в следующей таблице:
N п/п |
Наименование показателя |
Стоимость техники и оборудования, тыс. рублей |
||
до 150 |
от 150 до 300 |
свыше 300 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Рассрочка, лет |
5 |
7 |
10 |
2. |
Первоначальный взнос от стоимости техники и оборудования, % |
10 |
10 |
10 |
3. |
Ежегодное вознаграждение от невозмещенной (остаточной) стоимости техники и оборудования, % |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
4. |
Страховка от стоимости техники и оборудования за каждый год страхования за весь период, % |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
5. |
Индексация стоимости техники и оборудования в течение срока действия договора |
не производится |
не производится |
не производится |
Номенклатура приобретаемой за счет средств бюджета Республики Башкортостан техники определяется Министерством сельского хозяйства Республики Башкортостан в соответствии с заявками и уточненными списками получателей сельскохозяйственной техники и оборудования.
4.3. Повышение доступности кредитов для личных подсобных хозяйств
и сельскохозяйственных потребительских кооперативов
Повышение доступности кредитов для ЛПХ и сельскохозяйственных потребительских кооперативов повысит уровень их финансового состояния, обеспечит рост производства и объема реализации сельскохозяйственной продукции, производимой личными подсобными хозяйствами, а также доходов сельского населения.
Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:
обеспечение доступа к кредитам ЛПХ и сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
развитие системы сельскохозяйственной кредитной кооперации;
создание и развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов по снабжению, сбыту и переработке сельскохозяйственной продукции;
повышение доходов сельского населения.
Государственную поддержку предполагается осуществлять посредством предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным:
после 1 января 2005 года на срок до 5 лет, - на приобретение сельскохозяйственных животных, сельскохозяйственной малогабаритной техники, тракторов мощностью до 100 л.с. и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин, грузоперевозящих автомобилей полной массой не более 3,5 тонны, оборудования для животноводства и переработки сельскохозяйственной продукции, а также на ремонт, реконструкцию и строительство животноводческих помещений, приобретение газового оборудования и подключение к газовым сетям в соответствии с перечнем, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, при условии, что общая сумма кредита (займа), полученного гражданином, ведущим личное подсобное хозяйство, в текущем году, не превышает 700 тыс. рублей;
после 1 января 2007 года на срок до 2 лет, - на приобретение горюче-смазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники и животноводческих помещений, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ, в том числе материалов для теплиц, в соответствии с перечнем, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, а также на приобретение молодняка сельскохозяйственных животных и уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственной продукции при условии, что общая сумма кредита (займа), полученного гражданином, ведущим личное подсобное хозяйство, в текущем году, не превышает 300 тыс. рублей;
после 1 января 2008 года на срок до 5 лет, - на развитие направлений, связанных с развитием туризма в сельской местности (сельский туризм), включая развитие народных промыслов, торговли в сельской местности, а также с бытовым и социально-культурным обслуживанием сельского населения, заготовкой и переработкой дикорастущих плодов, ягод, лекарственных растений и других пищевых и недревесных лесных ресурсов, в соответствии с перечнем, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;
сельскохозяйственными потребительскими кооперативами (заготовительными, снабженческими, сбытовыми (торговыми), перерабатывающими и обслуживающими), созданными в соответствии с Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации" по кредитным договорам (договорам займа), заключенным:
после 1 января 2005 года на срок до 8 лет, - на приобретение техники и оборудования, в том числе специализированного транспорта для перевозки комбикормов, инкубационного яйца, цыплят, племенных молодняка и стад птиц, тракторов и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин, машин и оборудования для животноводства, птицеводства, кормопроизводства, оборудования для перевода грузовых автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин на газомоторное топливо, на приобретение специализированного технологического оборудования, холодильного оборудования в соответствии с перечнем, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, а также на приобретение сельскохозяйственных животных, племенной продукции (материала), в том числе для поставки их членам кооператива, на строительство, реконструкцию и модернизацию складских и производственных помещений, хранилищ картофеля, овощей и фруктов, тепличных комплексов по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте, объектов животноводства, кормопроизводства и объектов по переработке льна и льноволокна, строительство и реконструкцию сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков, торговых мест, используемых для реализации сельскохозяйственной продукции, пунктов по приемке, первичной переработке и хранению молока, мяса, плодоовощной и другой сельскохозяйственной продукции, строительство и реконструкцию прививочных комплексов для многолетних насаждений и закладку многолетних насаждений и виноградников при условии, что общая сумма кредита (займа), полученного в текущем году, не превышает 40 млн. рублей на 1 кооператив;
после 1 января 2007 года на срок до 2 лет, - на приобретение материальных ресурсов для проведения сезонных работ, в том числе материалов для теплиц, в соответствии с перечнем, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, а также на приобретение молодняка сельскохозяйственных животных, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники и оборудования, в том числе для поставки их членам кооператива, отечественного сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки, на закупку сельскохозяйственной продукции, произведенной членами кооператива для ее дальнейшей реализации, организационное обустройство кооператива и уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственной продукции при условии, что общая сумма кредита (займа), полученного в текущем году, не превышает 15 млн. рублей на 1 кооператив;
после 1 января 2008 года на срок до 5 лет, - на развитие направлений, связанных с развитием туризма в сельской местности (сельский туризм), включая развитие народных промыслов, торговли в сельской местности, а также с бытовым и социально-культурным обслуживанием сельского населения, заготовкой и переработкой дикорастущих плодов, ягод, лекарственных растений и других пищевых и недревесных лесных ресурсов, в соответствии с перечнем, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Субсидии на возмещение части затрат предоставляются по кредитам (займам) за счет средств бюджета Республики Башкортостан в размере 5 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, за счет средств, поступивших из федерального бюджета, - в размере 95 процентов ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации.
4.4. Создание сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов
В Республике Башкортостан создана сеть сельскохозяйственных потребительских кооперативов (кредитных, перерабатывающих и снабженческо-сбытовых).
В настоящее время действуют 73 сельскохозяйственных потребительских кооператива, в том числе 31 снабженческо-сбытовой, 11 перерабатывающих, 31 кредитный, деятельность которых направлена на обеспечение, сбыт, переработку сельскохозяйственной продукции, произведенной сельским населением.
Снабженческо-сбытовыми и заготовительными кооперативами у ЛПХ закупается молоко, мясо, зерно, кожсырье, шерсть, овощи, мед, лекарственное сырье, макулатура, выпекается хлеб, реализовываются горюче-смазочные материалы.
Создание зональных сельскохозяйственных потребительских кооперативов различных уровней по заготовке, переработке и сбыту сельскохозяйственной и иной продукции обеспечит условия для реализации излишков продукции ЛПХ и снабжения личных подворий оборудованием, скотом, семенным и посадочным материалом, ветеринарного обслуживания.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Ресурсное обеспечение Программы осуществляется за счет средств бюджета Республики Башкортостан, федерального бюджета, собственных средств ЛПХ, средств из внебюджетных источников.
Прогнозируемый объем финансирования Программы составляет 1443,3 млн. рублей, в том числе за счет средств:
бюджета Республики Башкортостан - 440,9 млн. рублей,
из них по годам:
2010 год - 280,3 млн. рублей;
2011 год - 80,3 млн. рублей;
2012 год - 80,3 млн. рублей;
федерального бюджета - 80 млн.рублей в 2010 году;
собственных средств ЛПХ - 379,5 млн. рублей,
из них по годам:
2010 год - 146,5 млн. рублей;
2011 год - 116,5 млн. рублей;
2012 год - 116,5 млн. рублей;
внебюджетных источников - 542,9 млн. рублей,
из них по годам:
2010 год - 157,2 млн. рублей;
2011 год - 175,1 млн. рублей;
2012 год - 210,6 млн. рублей.
Для обеспечения ЛПХ племенными производителями, организации искусственного осеменения маточного поголовья скота, приобретения третьей и более коров при наличии в личном подсобном хозяйстве двух коров из бюджета Республики Башкортостан будет выделено 220,5 млн.рублей, в том числе по годам:
2010 год - 73,5 млн. рублей;
2011 год - 73,5 млн. рублей;
2012 год - 73,5 млн. рублей.
Финансирование поставки техники и оборудования государственным унитарным сельскохозяйственным предприятием "Башсельхозтехника" для ЛПХ в 2010 году будет производиться из бюджета Республики Башкортостан в объеме 200 млн. рублей.
На возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным ЛПХ в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, из бюджета Республики Башкортостан будет выделено 20,4 млн.рублей, в том числе по годам:
2010 год - 6,8 млн. рублей;
2011 год - 6,8 млн. рублей;
2012 год - 6,8 млн. рублей.
Кроме того, на эти же цели в 2010 году из федерального бюджета будут предоставлены субсидии на сумму 80 млн.рублей.
Субсидирование сельскохозяйственных потребительских кооперативов на начальной стадии становления бизнеса будет осуществляться в рамках ежегодно утверждаемой республиканской программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан.
Объемы финансирования Программы подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджета Республики Башкортостан.
6. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения
Государственным заказчиком Программы является Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан. Администрациям муниципальных образований Республики Башкортостан рекомендуется на основе Программы разработать и утвердить аналогичные муниципальные программы развития ЛПХ.
Контроль за ходом выполнения Программы осуществляют Правительство Республики Башкортостан и Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан.
Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан ежегодно до 1 мая начиная с 2011 года готовит и представляет информацию о ходе и результатах реализации Программы в Правительство Республики Башкортостан.
7. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы
В результате реализации программных мероприятий:
индекс ежегодного роста продукции животноводства начиная с 2010 года составит не менее 4%;
объем производства скота и птицы (в живом весе) к концу 2012 года в целом по агропромышленному комплексу достигнет 475 тыс. тонн, объем производства молока - 3 млн. тонн;
ЛПХ будут обеспечиваться необходимым набором сельскохозяйственной техники и оборудования на условиях рассрочки платежа;
будут созданы зональные сельскохозяйственные потребительские кооперативы различных уровней по заготовке, переработке и сбыту сельскохозяйственной и иной продукции.
Важнейшие индикаторы реализации мероприятий Программы приведены в приложении к Программе.
8. Система программных мероприятий
Список используемых сокращений
Администрации МР и ГО РБ |
- |
администрации муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан |
ГК РБ по ПТ |
- |
Государственный комитет Республики Башкортостан по предпринимательству и торговле |
ГУ БНИЦ по пчеловодству и апитерапии |
- |
государственное учреждение Башкирский научно-исследовательский центр по пчеловодству и апитерапии |
ГУ ЦСК РБ |
- |
государственное учреждение Центр сельскохозяйственного консультирования Республики Башкортостан |
ГУСП "Башсельхозтехника" |
- |
государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие "Башсельхозтехника" |
Минсельхоз РБ |
- |
Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан |
Управление ветеринарии при Минсельхозе РБ |
- |
Управление ветеринарии при Министерстве сельского хозяйства Республики Башкортостан |
Приложение
к Республиканской программе развития личных
подсобных хозяйств Республики Башкортостан
на 2010-2012 годы
Важнейшие индикаторы реализации мероприятий Республиканской программы
развития личных подсобных хозяйств Республики Башкортостан
на 2010-2012 годы
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Годы |
||
2010 |
2011 |
2012 |
|||
1. |
Производство скота и птицы (в живом весе) в ЛПХ |
тыс. тонн |
315 |
320 |
325 |
2. |
Производство молока |
тыс. тонн |
1780 |
1830 |
1890 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 1 апреля 2010 г. N 99 "О Республиканской программе развития личных подсобных хозяйств в Республике Башкортостан на 2010-2012 годы"
Текст постановления опубликован в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", N 9 (327) от 6 мая 2010 г., ст. 528 (без приложений)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 10 мая 2011 г. N 154
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 17 ноября 2010 г. N 434
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 22 июня 2010 г. N 220