Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I.
Основные положения Программы. Введение
Основанием разработки городской целевой программы "Развитие сферы въездного и внутреннего туризма в городе Уфа" на 2011-2015 годы является: Федеральный закон N 132-ФЗ от 24.11.1996 "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"; Федеральный закон N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденная приказом Федерального агентства по туризму Российской Федерации N 51 от 06.05.2008; Закон Республики Башкортостан "О туристской деятельности в Республике Башкортостан" от 25 июля 1997 г. N 112-з; Комплексная программа развития туризма в Республике Башкортостан до 2020 года, одобренная постановлением Правительства Республики Башкортостан от 12 февраля 2009 г. N 57; Устав городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Характеристика проблемы
Современная индустрия туризма является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мирового хозяйства. В мировой экономике туризм вышел на лидирующие позиции, конкурируя лишь с добычей нефти. При этом, в отличие от многих других отраслей экономики, туризм не приводит к истощению природных ресурсов. Развитие туристской сферы оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, поддерживает отечественного производителя товаров и услуг. Большое влияние с социальной точки зрения оказывает туризм на регионы: появляются сотни тысяч рабочих мест, развиваются коммуникационные системы, повышается культура и грамотность местного населения.
Мировые страны, как крупные (США), так и небольшие (Франция, Испания) получают существенные доходы от туристской деятельности (более 10% валового национального продукта). Российская Федерация на данный момент в силу ряда организационных, финансовых проблем использует свой туристский потенциал не в полной мере, хотя за последние годы наметилась положительная тенденция в развитии туристской сферы страны.
Туристская привлекательность Уфы определяется следующими положительными факторами:
1. Богатое историко-культурное, природное наследие города, неразрывно связанное с историей и культурой всей России, сосредоточение объектов культурного наследия, среди которых Городище Уфа-II - памятник древней и средневековой истории края.
2. Позиционирование Уфы как туристического центра Республики Башкортостан.
3. Удобное географическое расположение.
4. Транспортная доступность.
5. Развитая система культурно-познавательного и событийного туризма. В городе и его окрестностях находятся десятки музеев, памятники истории и архитектуры, природные памятники. Туристские ресурсы Уфы включают различные достопримечательности, экскурсионные маршруты, десятки туристских маршрутов, туристских интерактивных развлекательно-познавательных программ, популярных народных праздников.
6. Наличие водного пространства, акватории которых возможно использовать при организации водного и активного туризма.
7. Сосредоточение в городе культовых православных и мусульманских сооружений. Уфа - город с богатыми православными и мусульманскими традициями. Все это создает предпосылки для развития паломничества и религиозного туризма.
8. Широкое признание изделий народных художественных промыслов.
Однако существуют факторы, негативно влияющие на туристский имидж города:
1. Туристская инфраструктура недостаточно развита и не соответствует общепризнанным европейским стандартам. Уже сейчас остро встает вопрос о нехватке средств размещения, особенно гостиниц среднего класса, категории 3 звезды, современных предприятий питания туристов, предприятий досуга и развлечений.
2. Нехватка современных автобусов различной вместимости для туристов; отсутствие автомобильных стоянок как для индивидуального транспорта, так и для туристических автобусов.
3. Недостаток в туристской сфере профессиональных кадров среднего и низшего звена. Развитие сферы въездного и внутреннего туризма для Уфы определено как одно из приоритетных направлений социально-экономического развития города, и настоящая Программа призвана посредством комплексных мероприятий содействовать укреплению и дальнейшему интенсивному развитию туристской сферы города.
Для решения обозначенных проблем в соответствии с поставленными стратегическими целями и основными задачами Программой предусмотрен комплекс системных мероприятий по 4-м основным направлениям:
1. Поддержка развития и укрепления туристской инфраструктуры.
2. Информационное обеспечение, маркетинг и продвижение туристских ресурсов.
3. Содействие развитию перспективных видов туризма, формированию и продвижению новых турпродуктов.
4. Создание системы управления туристской сферой. Реализация комплекса системных мероприятий Программы позволит более эффективно использовать имеющийся туристский потенциал, оживит туристский рынок, укрепит материальную базу туризма, будет способствовать привлечению инвестиций в индустрию туризма и отдыха.
Цель и задачи Программы
Цель:
Формирование современной конкурентоспособной туристской сферы города Уфы.
Задачи:
Задача 1. Развитие и совершенствование туристской и сопутствующей инфраструктуры (транспорт, общественное питание, развлечения и др.).
Показатели результатов реализации задачи 1:
- количество объектов туристской инфраструктуры всего (ед.),
в том числе:
- количество средств размещения туристов (ед.);
- количество предприятий питания туристов (ед.);
- количество музеев (ед.);
- количество достопримечательностей (ед.);
- количество туристских организаций (ед.);
- количество сувенирных салонов и точек (ед.);
- количество развлекательных и досуговых учреждений (ед.);
- количество объектов, организующих социальные туры, экскурсии (ед.).
Задача 2. Рекламно-информационное обеспечение туристской сферы.
Показатели результатов реализации задачи 2:
- количество подготовленных презентационных материалов о туристских ресурсах города, в том числе и в электронном виде (ед.);
- количество туристских выставок и ярмарок, посещенных представителями туристской общественности города (ед.);
- количество публикаций и размещенных материалов, в том числе и в сети Интернет (ед.);
- количество проведенных рекламно-ознакомительных туров и рекламно- информационных кампаний в СМИ (ед.);
- количество объектов туристской навигации (указателей, щитов и т.д.) (ед.).
Задача 3. Укрепление положительного туристского имиджа города на российском рынке, выход города и продвижение его турресурсов на международном уровне.
Показатели результатов реализации задачи 3:
- количество туристов и экскурсантов, посетивших город, всего (чел.), в том числе:
- количество российских туристов и экскурсантов (чел.);
- количество иностранных туристов и экскурсантов (чел.);
- количество туристов (чел.);
- количество экскурсантов (чел.).
- количество туристов и экскурсантов на 1 жителя города (чел.);
- степень известности и популярности города среди туристов (баллы).
Задача 4. Развитие перспективных видов туризма. Создание новых конкурентоспособных турпродуктов, формирование туристских брендов.
Показатели результатов реализации задачи 4:
- количество экскурсионных маршрутов (ед.);
- количество туристских маршрутов (ед.);
- количество туристских интерактивных развлекательно-познавательных программ (ед.);
- количество туристских фестивалей и праздников (ед.);
- количество туристских брендов (ед.).
Задача 5. Создание условий для увеличения количества и повышения качества предоставляемых туристских услуг.
Обеспечение комфортных условий пребывания туристов и экскурсантов.
Показатели результатов реализации задачи 5:
- объем оказанных туристских услуг (тыс. руб.);
- объем туристских услуг на 1 туриста (тыс. руб.);
- количество новых туруслуг (ед.);
- степень удовлетворенности туристскими услугами (баллы).
Основные пути решения проблемы
1. Поддержка развития и укрепления туристской инфраструктуры.
Задача 1. Развитие и совершенствование туристской и сопутствующей инфраструктуры.
Одной из главных составляющих туристского центра является его инфраструктура, как основная туристская, так и сопутствующая. Туристская инфраструктура Уфы не отвечает современным требованиям туристов по качеству и объему предоставляемых услуг.
Решение данной проблемы неразрывно связано с формированием инвестиционной политики, привлечением инвестиций в сферу въездного и внутреннего туризма. Тем более что Уфа, обеспеченная такими важными факторами, как природно-рекреационными и историко-культурными ресурсами, объективно может считаться одним из самых перспективных городов Республики Башкортостан для инвестирования в сферу туризма.
2. Информационное обеспечение, маркетинг и продвижение туристских ресурсов
Задача 2. Рекламно-информационное обеспечение туристской сферы.
Задача 3. Укрепление положительного туристского имиджа города на российском рынке, выход города и продвижение его турресурсов на международном уровне.
Важным направлением по формированию и укреплению положительного туристского имиджа города являются маркетинговые мероприятия информационно-аналитического и рекламного характера.
К информационно-аналитическим мероприятиям относится сбор и обработка данных о туристской деятельности, изучение рынка туруслуг, выявление основных проблемных зон туризма и поиск оптимальных вариантов решения. Настоящей Программой предусмотрены формирование и корректировка банка данных туристских ресурсов, системы туристкой статистики, проведение мониторинга деятельности туристских организаций и социологических исследований по проблемам въездного и внутреннего туризма и прочее.
Рекламно-информационные мероприятия непосредственным образом направлены на продвижение туристских ресурсов города на рынке туруслуг. Настоящей Программой будет проведена рекламно-информационная деятельность по следующим направлениям:
- выпуск собственной полиграфической продукции, раскрывающей туристский потенциал города, на государственных языках Республики Башкортостан и иностранных языках;
- подготовка презентационных материалов на электронных носителях;
- размещение информационных материалов о городе и его ресурсах в специализированных СМИ по туризму, на веб-сайтах и Интернет-страницах;
- поддержка собственного многоязычного сайта "Уфа туристическая";
- участие во всероссийских, международных туристских выставках и ярмарках;
- продолжение формирования системы туристской навигации.
При формировании положительного туристского имиджа Уфы важным моментом является подготовка самих жителей города к созданию атмосферы доброжелательности, комфортных условий для уфимских гостей. В связи с этим Программой предусмотрено проведение пропагандистских мероприятий среди местного населения по воспитанию уважения к культурно-историческому наследию города и духа гостеприимства.
3. Содействие развитию перспективных видов туризма (этнокультурного, экологического, социального и др.), формированию и продвижению новых турпродуктов.
Задача 4. Развитие перспективных видов туризма. Создание новых конкурентоспособных турпродуктов, формирование туристских брендов.
Основными видами туризма, получившими наибольшее развитие в силу сложившихся исторических традиций и наличия соответствующих ресурсов, для Уфы являются культурно-познавательный, событийный. Основу культурно-познавательного туризма составляют богатое историко-культурное наследие, большое количество объектов показа, на базе которых формируются экскурсионные маршруты и туристские интерактивные программы. Событийный туризм составляет многообразие туристских фестивалей и праздников, в том числе зимнего и весеннего сезона. В продолжение начатых традиций Программа включает мероприятия по развитию существующих и формированию новых турпродуктов, в том числе и направленных на снижение сезонности туристской деятельности:
- формирование новых туристских интерактивных развлекательно- познавательных программ;
- формирование новых этнографических и фольклорных туристских программ;
- формирование новых экскурсионных и туристических маршрутов;
- формирование новых экспозиций в музеях города;
- организация и проведение туристских фестивалей и праздников;
- развитие новых форм организации детского и молодежного туризма с целью ознакомления подрастающего поколения с историей и достопримечательностями столицы;
- развитие новых форм организации социального туризма (экскурсии, туры) для людей с ограниченными возможностями, ветеранов ВОВ, для лиц пожилого возраста;
- содействие в освоении акваторий рек Белой, Уфимки в туристских целях.
4. Создание системы управления туристской сферой.
Задача 5. Создание условий для увеличения количества и повышения качества предоставляемых туристских услуг. Обеспечение комфортных условий пребывания туристов и экскурсантов.
Система управления туристкой сферой включает следующие организационные мероприятия, призванные повысить уровень качества предоставляемых услуг, создать более комфортные условия для гостей города:
- диагностика организаций и предприятий туристской сферы по технологии "Тайный гость";
- формирование для организаций и предприятий туристской сферы рекомендаций по улучшению качества предоставляемых услуг (на основе данных социологических и маркетинговых исследований);
- проведение совещаний по проблемам развития туризма, участие в обучающих семинарах, конференциях, форумах и пр.;
- содействие обеспечению мер повышенной безопасности в местах массового скопления людей, в том числе и в турзонах.
Сроки и этапы реализации Программы
Настоящая Программа является среднесрочной, рассчитана на период 2011-2015 гг. Программа реализуется поэтапно:
I этап рассчитан на период 2011-2012 гг.
II этап рассчитан на 2013 - 2015 гг.
Исходя из объемов финансирования, а также достигнутых результатов происходит ежегодная корректировка Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.