Высший Арбитражный Суд Российской Федерации информирует о принятии Государственной Думой Федерального закона "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)" (далее - Федеральный закон), который подписан Президентом Российской Федерации 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ.
Федеральный закон опубликован в "Российской газете" от 29 июля 1998 г. N 142 и вступает в силу с 1 октября 1998 г.
В связи с этим предлагается обратить внимание на отдельные положения Федерального закона.
1. Федеральный закон определяет особенности создания и правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий) (далее - народные предприятия), права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров (пункт 1 статьи 1).
К народным предприятиям применяются правила Федерального закона "Об акционерных обществах" о закрытых акционерных обществах, если иное не предусмотрено названным Федеральным законом (пункт 2 статьи 1).
2. Вопросу порядка создания народного предприятия посвящена статья 2 Федерального закона.
Пунктом 1 установлено, что народное предприятие может быть создано в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом, путем преобразования любой коммерческой организации, за исключением государственных унитарных предприятий, муниципальных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, работникам которых принадлежит менее 49 процентов уставного капитала. Создание народного предприятия иным способом не допускается.
3. Статья 3 Федерального закона содержит положения о договоре о создании народного предприятия и уставе народного предприятия.
В частности, договор о создании народного предприятия помимо сведений, указанных в пункте 5 статьи 9 Федерального закона "Об акционерных обществах", должен содержать условия, сроки и порядок выкупа народным предприятием акций народного предприятия у его акционеров в целях соблюдения названного Федерального закона и условий договора о создании народного предприятия (подпункт 3 пункта 1 статьи 3).
Устав народного предприятия помимо сведений, указанных в пункте 3 статьи 11 Федерального закона "Об акционерных обществах", должен содержать сведения, в частности, о максимальной доле акций народного предприятия в общем количестве акций, которой может владеть один работник народного предприятия (абзац 2 пункта 4 статьи 3).
4. В статье 4 регулируются вопросы уставного капитала народного предприятия.
Устанавливается, в частности, что минимальный уставный капитал народного предприятия должен составлять не менее 1000-кратного размера минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату государственной регистрации народного предприятия (пункт 7 статьи 4).
5. Вопросу наделения акциями работников народного предприятия посвящена статья 5 Федерального закона. При этом пункт 5 устанавливает, что положения данной статьи вступают в силу после выполнения условий договора о создании народного предприятия.
6. Федеральным законом устанавливаются ограничения на право владения и распоряжения акциями народного предприятия (статья 6).
7. Статья 8 регулирует вопрос продажи акций народного предприятия, находящихся на его балансе. При этом акции народного предприятия, находящиеся на его балансе, полностью или частично могут быть проданы его работникам, а также физическим лицам, не являющимся его работниками, и/или юридическим лицам (абзац 1 пункта 1 статьи 8).
8. Согласно пункту 4 статьи 9 число акционеров народного предприятия не должно превышать пять тысяч. При превышении указанного числа народное предприятие обязано в течение одного года привести его в соответствие с настоящим пунктом либо преобразоваться в коммерческую организацию иной формы.
При невыполнении указанного требования в течение указанного срока народное предприятие подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, или уполномоченного на то государственного органа, или органа местного самоуправления.
9. Федеральный закон устанавливает, в частности, компетенцию общего собрания акционеров (статья 10), внеочередного общего собрания акционеров (статья 11), наблюдательного совета народного предприятия (статья 12), компетенцию генерального директора народного предприятия (статья 13).
10. В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 14 решения контрольной комиссии могут быть пересмотрены общим собранием акционеров или обжалованы в суд.
О.В.Бойков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 августа 1998 г. N С5-7/уз-613 "О Федеральном законе "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)"
Текст письма официально опубликован не был