Решение Верховного Суда РФ от 11 июля 2000 г. N ГКПИ00-320
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 7 сентября 2000 г. N КАС 00-330 настоящее решение оставлено без изменения
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего - Редченко Ю.Д.,
при секретаре - Суетовой Н.В.,
с участием прокурора - Федотовой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. о признании незаконным п.1.2 "Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации", утвержденных приказом ГТК Российской Федерации N 814 от 24 ноября 1999 г., в части включения в понятие совокупного таможенного платежа суммы налога на добавленную стоимость в отношении физических лиц, перемещающих транспортные средства не для коммерческой деятельности (далее Правила), установил:
К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с вышеуказанным требованием, сославшись на то, что включение в оспариваемый пункт Правил обязанности по уплате налога на добавленную стоимость физическими лицами, не являющимися предпринимателями, противоречит Закону Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость".
В заявлении, в частности, указывает на то, что ст.112 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрено применение налога на добавленную стоимость к товарам, ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации, в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость". Закон же "О налоге на добавленную стоимость" не предусматривает физических лиц, не занимающихся предпринимательской деятельностью, в качестве плательщиков данного налога.
Не указаны прямо эти лица в качестве плательщиков такого налога и в "Таможенном Кодексе Российской Федерации".
В судебное заседание заявитель не явился. Из имеющегося в деле сообщениями не возражает против рассмотрения дела в свое отсутствие. Представители Государственного таможенного комитета Российской Федерации Наумов А.А. и Министерства юстиции Российской Федерации Чижикова Т.Ю. с доводами заявителя не согласились и просили об оставлении его требования без удовлетворения, сославшись на то, что содержащиеся в оспариваемом пункте Правил положения соответствуют требованиям закона. В данном случае налог на добавленную стоимость применяется к товарам, а не к каким-либо конкретным лицам, о чем по существу утверждает заявитель, что согласуется с требованиями п.3 ст.2 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость".
Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей в удовлетворении заявления отказать. Верховный Суд Российской Федерации находит его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.112 Таможенного кодекса Российской Федерации применение налога на добавленную стоимость к товарам, ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и Законом Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость".
Из содержания п.3 ст.2 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" следует, что плательщиками налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, являются предприятия и другие лица, определяемые в соответствии с таможенным законодательством.
Как установлено судом, приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 24 ноября 1999 г. N 814 были утверждены "Правила перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации" в п.1.2 (абз.3) которых указано о том, что совокупный таможенный платеж (подлежащий уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации ) включает в себя таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость, акцизы и иные налоги, взимание которых возложено на таможенные органы.
По утверждению представителей заинтересованных лиц указанные Правила приняты Государственным таможенным комитетом Российской Федерации в пределах своих полномочий и с соблюдением требований налогового и таможенного законодательства. Данное утверждение материалами дела не опровергнуто и подтверждается анализом соответствующих норм налогового и таможенного законодательства.
В частности, в силу ст.118 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные платежи, включающие в себя и налог на добавленную стоимость (ст.110 этого же Кодекса), уплачиваются непосредственно декларантом, которым может быть лицо, перемещающее товары и транспортные средства, т.е. любое лицо, в том числе и физическое, ввозящее товары на таможенную территорию Российской Федерации. Это же самое следует и из содержания выше приведенного п.3 ст.2 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость".
При таких обстоятельствах, по мнению суда, каких-либо правовых оснований для признания незаконным оспариваемого пункта Правил не имеется.
Довод заявителя о том, что ни в налоговом, ни таможенном законодательстве нет прямого указания на то, что физические лица при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации транспортных средств не в целях коммерческой деятельности должны уплачивать таможенные платежи, включая и налог на добавленную стоимость, не может быть принят во внимание, поскольку, как отмечалось выше, в данном случае налог на добавленную стоимость применяется не к лицам, а к ввозимому на территорию Российской Федерации товару и который подлежит оплате любым лицом, в том числе и физическим, ввозящим такой товар, что прямо следует из содержания п.3 ст.2 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", а также ст.ст.18, 112, 118 и 172 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Ссылка заявителя при этом на общие положения Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" также не может быть признана обоснованной, поскольку данные положения Закона носят общий характер и не содержат каких-либо указаний о плательщиках данного налога. Кроме того в названном Законе имеется специальная норма (п.3 ст.2), предусматривающая при перемещении товара соответствующие платежи, в том числе и уплату налога на добавленную стоимость, что и нашло отражение в оспариваемом пункте Правил.
Другие доводы, на которые заявитель ссылается в заявлении, также не могут служить основанием к удовлетворению предъявленного требования.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.191-197 и 239-7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление К. о признании незаконным п.1.2 "Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации", утвержденных приказом ГТК Российской Федерации N 814 от 24 ноября 1999 г., в части включения в понятие совокупного таможенного платежа суммы налога на добавленную стоимость в отношении физических лиц, перемещающих транспортные средства не для коммерческой деятельности, оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 11 июля 2000 г. N ГКПИ00-320
Текст решения опубликован в газете "Налоги", ноябрь 2000 г., N 41
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 7 сентября 2000 г. N КАС 00-330 настоящее Решение оставлено без изменения