Решение Верховного Суда РФ от 29 февраля 2000 г. N ГКПИ99-1116
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 11 мая 2000 г. N КАС 00-180 настоящее решение оставлено без изменения
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего - Редченко Ю.Д.,
народных заседателей
при секретаре - Бирюковой Е.Ю.,
с участием прокурора - Гермашевой М.М.
и адвокатов
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе К. о признании незаконными постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 4 сентября 1999 г. N 12/84-3 "Об опубликовании схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва, а также действий (бездействия) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по выработке и утверждению новой схемы этих округов.
К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с вышеуказанными требованиями, сославшись на то, что принятое Центральной избирательной комиссией Российской Федерации постановление от 4 сентября 1999 г. N 12/84-3 "Об опубликовании схемы одномандатных избирательных округов..." не соответствует требованиям п."б" ст.12 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации " в части схемы таких округов по г.Санкт-Петербургу (избирательные округа N N 206-213) и кроме того, опубликовав старую схему избирательных округов. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не приняла необходимых мер по решению вопроса об утверждении новой схемы этих округов с учетом требований последнего Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы...", нарушив тем самым правое избирателей.
В судебном заседании К. жалобу поддержал.
Представители Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Биктагиров Р.Т. и Смирнов А.А. с жалобой не согласились и просили об оставлении ее без удовлетворения, сославшись на то, что новая схема одномандатных избирательных округов была разработана Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и представлена на утверждение в Государственную Думу. Однако решением комитетов Государственной Думы от 16 августа 1999 г. новая схема избирательных округов была отклонена и Центральной избирательной комиссии Российской Федерации предложено опубликовать ранее утвержденную Государственной Думой схему округов по выборам депутатов Думы второго созыва, что ею и было сделано.
Оспариваемое постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации принято с соблюдением требований закона и в пределах своих полномочий.
Выслушав объяснения Козлова Н.И., представителей Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Биктагирова Р.Т. и Смирнова А.А., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гермашевой М.М., полагавшей в удовлетворении жалобы отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пп.7 и 8 ст.12 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 24 июня 1999 г. схема одномандатных избирательных округов утверждается федеральным законом, который должен быть опубликован не позднее чем за 100 дней до дня голосования.
В случае если Федеральный закон, указанный в пункте 7 настоящей статьи, включая схему избирательных округов, не опубликован в указанный срок, выборы депутатов Государственной Думы нового созыва проводятся по одномандатным избирательным округам, схема которых была использована при выборах Государственной Думы предыдущего созыва. В этом случае прежняя схема избирательных округов публикуется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации не позднее чем за 98 дней до дня голосования.
Как установлено судом, после отклонения комитетами Государственной Думы, представленной Центральной избирательной комиссии Российской Федерации на утверждение новой схемы одномандатных избирательных округов по выборам Государственной Думы, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации своим постановлением от 4 сентября 1999 г. приняла решение об опубликовании схемы одномандатных избирательных округов, которая была использована при выборах Государственной Думы предыдущего созыва, утвержденной Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 146-ФЗ.
Данное постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и схема избирательных округов опубликованы в "Российской газете" 10 сентября 1999 г., т.е. с соблюдением требований п.8 ст.12 названного выше Федерального закона.
По утверждению представителей Центральной избирательной комиссии Российской Федерации все зависящие от нее меры по разработке и утверждению новой схемы избирательных округов предпринимались, но она не была утверждена по независящим от ее воли причинам.
Схема округов от предыдущих выборов Государственной Думы второго созыва, утвержденная Федеральным законом, опубликована для всеобщего сведения с соблюдением установленного для этого срока и в точном соответствии с утвержденным текстом.
Данное утверждение представителей Центризбиркома Российской Федерации материалами дела не опровергнуто. Не представлено каких-либо доказательств в его опровержение и заявителем.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что каких-либо правовых оснований для признания оспариваемых постановления и действий (бездействия) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации незаконными не имеется.
Довод заявителя К. о том, что схема одномандатных избирательных округов по г.Санкт-Петербургу опубликована без указания границ административно-территориальных единиц не может быть принят во внимание, поскольку Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы..." 1995 г. не содержит указаний, какие именно сведения должны быть отражены в схеме. Более того, опубликованная 10 сентября 1999 г. схема избирательных округов содержит указания не только на районы города Санкт-Петербурга, но и на части районов, входящих в тот или иной избирательный округ, что также свидетельствует о необоснованности приведенного заявителем довода.
Утверждение заявителя в той части, что по причине неопубликования сведений о границах одномандатных избирательных округов, а также формировании и местонахождении окружных и участковых избирательных комиссий, избиратели не могли в полной мере реализовать свои права также не может быть признано убедительным, так как указанные сведения были опубликованы соответственно в российских и городских периодических печатных изданиях.
Кроме того, по мнению суда, приведенные выше доводы Козлова Н.И. не могут служить основанием к отмене оспариваемого постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по мотивам несоответствия опубликованной схемы избирательных округов требованиям закона, поскольку в соответствии с данным постановлением опубликована фактически утвержденная Федеральным законом схема округов, вносить в которую какие-либо изменения либо дополнения Центральная избирательная комиссия Российской Федерации была не вправе. Факт опубликования этой схемы в "Российской газете" заявителем не оспаривается.
Не может суд согласиться и с доводом К. о том, что Центральной избирательной комиссией Российской Федерации не были приняты все необходимые меры по разработке новой схемы избирательных округов и ее утверждению, так как он ничем не подтвержден и, более того, полностью опровергается объяснениями представителей Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и представленной суду копией решения комитетов Государственной Думы об отклонении новой и сохранении старой схемы избирательных округов по выборам Государственной Думы 1995 г.
Ссылка К. на то, что представленные Центральной избирательной комиссией Российской Федерации копии документов в подтверждение правомерности оспариваемого постановления не имеют доказательственного значения, не может быть признана состоятельной, поскольку у суда каких-либо оснований сомневаться в достоверности содержащихся в них сведений и соответствия их подлинным документам не имеется. Не представлено каких-либо данных в подтверждение их несоответствия подлинным документам и самим заявителем.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.191 - 197 и 239-7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:
жалобу К. о признании незаконными постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 4 сентября 1999 г. N 12/84-3 "Об опубликовании схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва", а также действий (бездействия) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по выработке и утверждению новой схемы указанных округов оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 29 февраля 2000 г. N ГКПИ99-1116
Текст решения размещен на сервере Верховного суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 11 мая 2000 г. N КАС 00-180 настоящее решение оставлено без изменения