Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ по делу от 30 января 2001 г.
См. также Определение СК Верховного Суда РФ от 30 января 2001 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.П.Кнышева
судей Д.П.Александрова и
А.В.Харланова
рассмотрела в судебном заседании 30 января 2001 года гражданское дело по заявлению Прокурора Республики Татарстан (РТ) о признании п.1 Постановления Кабинета Министров РТ N 102 от 5 марта 1998 года "Об утверждении Правил сертификации алкогольной продукции и спирта этилового, изготовленных из всех видов пищевого сырья в Республике Татарстан" и Правил сертификации алкогольной продукции и спирта этилового, изготовленного из всех видов пищевого сырья, противоречащими федеральному законодательству, недействительными и не порождающими правовых последствий с момента принятия по кассационной жалобе государственной инспекции РТ по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию при Государственном Комитете РТ по защите прав потребителей на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 13 декабря 2000 года, которым заявление прокурора удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Д.П.Александрова, объяснения представителя Кабинета Министров Республики Татарстан Гиниатуллина Г.Р. и заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации М.М.Гермашевой об оставлении решения без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Прокурор Республики Татарстан обратился в Верховный Суд РТ с указанным выше заявлением, указав на несоответствие п.1 постановления Кабинета Министров РТ N 102 от 5 марта 1998 года, которым утверждены Правила сертификации алкогольной продукции и спирта этилового, изготовленного из всех видов пищевого сырья в Республике Татарстан, Федеральным законам "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" N 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года (в редакции Федерального закона N 18-ФЗ от 7 января 1999 года), "О сертификации продукции и услуг" N 5151-1 от 10 июня 1993 года (в редакции Федеральный законов N 211-ФЗ от 27 декабря 1995 г., N 154-ФЗ от 31 июля 1998 г. и от 7 августа 1998 г.) и "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" N 948-1 от 22 марта 1991 года (в редакции Федеральных законов N 3119-1 от 24 июня 1992 года, N 3310-1 от 15 июля 1992 года, N 83-ФЗ от 25 мая 1995 года, N 70-ФЗ от 6 мая 1998 года и N 3-ФЗ от 2 января 2000 года).
Верховный Суд Республики Татарстан, приняв дело к своему производству по первой инстанции, вынес указанное выше решение, которое обжалует Кабинет Министров Республики Татарстан.
В жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и указываются те же доводы, которые были предметом исследования при рассмотрении дела судом первой инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации нашла жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, а решение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РТ подлежащим оставлению без изменения.
Удовлетворяя заявление прокурора, суд правильно указал на то, что оспариваемые прокурором правовые нормативные акты Кабинета Министров РТ противоречат приведенным выше Федеральным законам.
Ч.14 ст.5 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в редакции Федерального закона от 7 января 1999 года) к ведению Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относится установление порядка сертификации этилового спирта, денатурата, алкогольной и спиртосодержащей денатурированной продукции.
Организация и проведение работ по обязательной сертификации возложены на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации, а в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации в отношении отдельных видов продукции, могут быть возложены на другие федеральные органы исполнительной власти (ч.2 ст.7 Федерального закона "О сертификации продукции и услуг").
В соответствии с ч.1 ст.7 этого же закона при обязательной сертификации действие сертификата и знака соответствия распространяется на всей территории Российской Федерации
Утвержденные п.1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан Правила сертификации алкогольной продукции и спирта этилового, изготовленного из всех видов пищевого сырья в РТ, устанавливают обязательность сертификации такой продукции Республикой Татарстан и выдачу республиканского (РТ) сертификата соответствия, при отсутствии которого реализация этилового спирта и спиртосодержащей продукции в Республике Татарстан невозможна.
При изложенных обстоятельствах введение дополнительной сертификации на уровне Республики Татарстан как противоречащей изложенному выше Федеральному законодательству правильно признано судом незаконным.
Решение суда первой инстанции содержит мотивы, по которым была признана незаконной ссылка представителя Кабинета Министров РТ на п.4 ст.12 Федерального закона (в редакции 7 января 1999 года).
Более того, введение Кабинетом Министров РТ платных специальных защитных мер в отношении поступающих в розничную продажу спиртных напитков привело к удорожанию данной продукции.
На основании изложенного, руководствуясь ст.304, п.1 ст.305, ст.311 ГПК РСФСР, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 13 декабря 2000 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Кабинета Министров Республики Татарстан оставить без удовлетворения.
председательствующий
судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 января 2001 г.
Текст определения официально опубликован не был