Определение СК Верховного Суда РФ от 2 февраля 2001 г. N 11ГО1-4
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации в составе
председательствующего - В.П.Кнышева, судей - Д.П.Александрова и Ю.Г.Кебы,
рассмотрела в судебном заседании 2 февраля 2001 года гражданское дело по заявлению Прокурора Республики Татарстан (РТ) о признании постановления Кабинета Министров РТ N 764 от 15 ноября 1999 года "О внесении дополнений в постановление Кабинета Министров РТ от 12 октября 1999 года "О передаче в коммунальную собственность г.Казани ведомственного фонда инженерных сетей и сооружений", противоречащим федеральному законодательству, недействительным и не порождающим правовых последствий со дня его издания по кассационной жалобе Кабинета Министров РТ на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 18 декабря 2000 года, которым заявление прокурора удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Д.П.Александрова, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации М.М.Гермашевой об оставлении решения без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Прокурор Республики Татарстан обратился в Верховный Суд РТ с указанным выше заявлением, указав на несоответствие постановления Кабинета Министров РТ N 764 от 15 ноября 1999 года, которым п.1 постановления Кабинета Министров РТ N 688 встроенно-пристроенные нежилые помещения исключены из состава коммунальной собственности, ст.209 ГК РФ и Постановлению Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республики в составе РСФСР, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и С-Петербурга и муниципальную собственность"
Верховный Суд Республики Татарстан, приняв дело к своему производству по первой инстанции, вынес указанное выше решение, которое обжалует Кабинет Министров Республики Татарстан.
В жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и указываются те же доводы, которые были предметом исследования при рассмотрении дела судом первой инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации нашла жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, а решение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РТ подлежащим оставлению без изменения.
Вопросы разграничения государственной собственности ст.72 "г" Конституции Российской Федерации отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч.ч.2 и 5 ст.76 Конституции РФ).
Удовлетворяя заявление прокурора, суд правильно указал на то, что оспариваемый прокурором правовой нормативный акт Кабинета Министров РТ противоречат приведенным выше Федеральным законам.
В соответствии с перечнем объектов, относящихся к муниципальной собственности (приложение N 3) указанного выше Постановления Верховного Совета РСФСР, к муниципальной собственности отнесены жилищный и нежилой фонды, находящиеся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5 и 7% отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
Ч.3 ст.215 ГК РФ определено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Обжалуемое прокурором Республики Татарстан постановление Кабинета Министров РТ об отнесении встроенно-пристроенных нежилых помещений г.Казани к коммунальной собственности, противоречат приведенному выше федеральному законодательству, в связи с чем действует федеральный закон.
Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
Поскольку в силу приведенного выше федерального законодательства встроенно-пристроенные нежилые помещения являются муниципальной собственностью, а особенности прекращения на них права собственности федеральным законом не установлено, постановление высшего исполнительного органа Республики Татарстан N 764 от 15 ноября 1999 года "О внесении дополнений в постановление Кабинета Министров РТ N 688 от 12 октября 1999 года "О передаче в коммунальную собственность г.Казани ведомственного жилого фонда, инженерных сетей и сооружений" об изъятии из муниципальной собственности указанных нежилых помещений является недействительным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.304, п.1 ст.305, ст.311 ГПК РСФСР, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 18 декабря 2000 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Кабинета Министров Республики Татарстан оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК Верховного Суда РФ от 2 февраля 2001 г. N 11ГО1-4
Текст определения официально опубликован не был