Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 марта 2001 г. N 73-Г01-4
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании от 23 марта 2001 г. дело по заявлению прокурора о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению абзац 1 пункта 5 Положения о порядке предоставления инвалидам льгот по оплате проезда на пригородном, междугородном, автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) на территории Республики Бурятия по кассационной жалобе Президента-Председателя Правительства Республики Бурятия на решение Верховного Суда Республики Бурятия от 30 января 2001 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации К.В.П., объяснения представителя Президента-Председателя Правительства Республики Бурятия М.М.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации В.Т.Е. полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
прокурор обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству абзаца 1 пункта 5 Положения о порядке предоставления инвалидам льгот по оплате проезда на пригородном, междугородном, автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) на территории Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 29.09.2000 г. N 347, которым определено, что городской (районный) отдел социальной защиты населения по образцам единых талонов выдает по заявлению этой категории населения талоны на две поездки в месяц (четыре талона) с регистрацией в журнале строгой отчетности. В отдельных случаях решением комиссии по социальным вопросам количество талонов может быть увеличено.
По мнению прокурора, этот абзац не соответствует пункту 2 статьи 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.95 г., согласно которому инвалидам предоставляется 50% скидка со стоимости проезда междугородних линиях воздушного, железнодорожного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года.
На этом основании прокурор просил признать эту норму права недействующей и не подлежащей применению, поскольку она устанавливает ограничение количества поездок на автомобильном транспорте, не предусмотренное федеральным законодательством.
Верховный Суд Республики Бурятия, рассмотрев данное дело в качестве суда первой инстанции, решением от 30 января 2001 г. заявление прокурора Республики Бурятия удовлетворил.
Суд признал абзац 1 пункта 5 Положения о порядке предоставления инвалидам льгот по оплате проезда на пригородном, междугородном, автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) на территории Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 29.09.2000 г. N 347, в части установления ограничения количества поездок на автомобильном транспорте противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу.
В кассационной жалобе, поданной Президентом-Председателем Правительства Республики Бурятия, поставлен вопрос об отмене решения по тем основаниям, что суд неправильно применил нормы материального права и постановил незаконное решение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения постановленного в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона.
Принимая решение об удовлетворении заявления прокурора, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оспариваемое прокурором положение в части установления ограничения количества поездок на автомобильном транспорте, изложенное в Положении, утвержденным постановлением правительства Республики Бурятия от 29.09.2000 г., противоречит федеральному законодательству.
Этот вывод мотивирован, соответствует требованиям закона и оснований для признания его неправильным не установлено.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Следовательно, по вопросам социальной защиты, включая социальное обеспечение, Республика Бурятия не вправе осуществлять собственное правовое регулирование при наличии по данному вопросу Федерального закона.
Согласно пунктов 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.95 г. N 181-ФЗ инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года.
Учитывая названные требования Закона, суд пришел к правильному выводу о том, что абзац 1 пункта 5 Положения о порядке предоставления инвалидам льгот по оплате проезда на пригородном, междугородном, автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) на территории Республики Бурятия N 347 от 29.09.2000 г., предусматривающий выдачу городским (районным) отделом социальной защиты населения по заявлениям инвалидов талонов на две поездки в месяц (четырех талонов) с регистрацией в журнале строгой отчетности, право комиссии по социальным вопросам в отдельных случаях увеличивать количество талонов, противоречит федеральному законодательству в части установления ограничений количества поездов на автомобильном транспорте в период с 15 октября по 15 мая.
Довод, изложенный в кассационной жалобе о том, что ограничение количества поездок для инвалидов на пригородном, междугородном, автомобильном транспорте общего пользования является вынужденной мерой, связанной с недостаточным финансированием этой льготы, был обсужден судом при разбирательстве и обоснованно отвергнут как не основанный на законе.
При этом суд правильно указал в решении, что вопрос о праве инвалидов на проезд с 50-процентной скидкой на междугородних линиях воздушного, железнодорожного, автомобильного транспорта в период с 1 октября по 15 мая, не должен решаться в зависимости от надлежащего финансирования этой льготы, которая должна предоставляться инвалидам в указанный период без ограничения количества поездок при их обращении в соответствующие органы.
С учетом изложенных обстоятельств, постановленное по делу решение следует признать законным, а доводы, изложенные в кассационной жалобе, являются необоснованными.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Бурятия от 30 января 2001 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Президента-Председателя правительства Республики Бурятия - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 марта 2001 г. N 73-Г01-4
Текст определения опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, 2001 г., N 9, стр. 3 (в извлечении)