Прокурор Ростовской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействительными и не подлежащими применению абз.1 и 2 подп.1.1 п.1 Перечня гарантированных социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания на территории Ростовской области (далее - Перечень), утвержденного постановлением главы администрации Ростовской области от 17 марта 1999 г. N 85. Он утверждает, что эти нормы не соответствуют положениям чч.3, 4 ст.4 Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" и ограничивают предоставление услуг в зависимости от наличия у учреждения социального обслуживания таких возможностей.
Решением Ростовского областного суда от 28 декабря 2000 г. заявление прокурора Ростовской области удовлетворено.
В кассационной жалобе заместитель главы администрации Ростовской области поставил вопрос об отмене решения и принятии нового решения об оставлении заявления прокурора области без удовлетворения по тем основаниям, что оспариваемые положения Перечня основаны на упомянутом Федеральном законе, ему не противоречат, правовой обязанности воспроизводить в акте субъекта Российской Федерации полный перечень гарантированных социальных услуг, определенных федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 г. N 1151, не установлено.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 29 марта 2001 г. оставила жалобу без удовлетворения, указав следующее.
Абзацами 1 и 2 подп.1.1 п.1 Перечня предусмотрено, что названным категориям лиц предоставляется горячее питание (при наличии возможности у учреждения социального обслуживания); спальное место в специальном помещении, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, и индивидуальные постельные принадлежности (при наличии возможности у учреждения социального обслуживания).
Удовлетворяя заявление прокурора Ростовской области, суд исходил из того, что Перечень гарантированных социальных услуг, действующий на территории Ростовской области, не соответствует Федеральному перечню, а поскольку он является обязательным к применению для государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания области, то должен содержать перечень предоставляемых услуг в том объеме, какой гарантирован на федеральном уровне.
Вывод суда является правильным, поскольку названный Перечень, установленный для Ростовской области, не соответствует чч.3 и 4 ст.4 Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", а также названному Федеральному перечню, в котором предоставляемые указанному кругу лиц услуги не обусловлены наличием такой возможности у учреждения социального обслуживания.
Данный вывод суда не оспаривается в кассационной жалобе. Вместе с тем в ней утверждается, что администрация Ростовской области была вправе не воспроизвести все услуги, которые перечислены в Федеральном перечне услуг, так как постановление Правительства Российской Федерации содержит рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а не императивные предписания.
С таким доводом согласиться нельзя. Федеральные нормативные правовые акты действуют на всей территории Российской Федерации, а предоставление социальных услуг для лиц пожилого возраста и инвалидов в Ростовской области в меньшем объеме является незаконным и вступает в противоречие с упомянутым Федеральным законом, в ст.3 которого указано, что деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов строится на принципах предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания и обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов.
В абз.1 и 2 подп.1.1 п.1 Перечня гарантированных социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания на территории Ростовской области, количество услуг предусмотрено меньше гарантированного федеральными нормативными правовыми актами, что не обеспечивает равенство возможностей их получения и доступности.
Доводы кассационной жалобы неубедительны и не могут повлечь отмену решения суда, постановленного в соответствии с требованиями материального и процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Ростовского областного суда оставила без изменения, а кассационную жалобу заместителя главы администрации Ростовской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 марта 2001 г. "Установление субъектом Российской Федерации уровня социальных услуг для лиц пожилого возраста и инвалидов ниже гарантированного федеральными нормативными правовыми актами является неправомерным" (извлечение)
Текст определения опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, 2001 г., N 10, стр. 1