Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 11 сентября 2001 г. N 3-Г01-21
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Нечаева В.И.,
судей Горохова Б.А.,
Харланова А.В.,
рассмотрела в судебном заседании 11 сентября 2001 г. по кассационной жалобе Канева А.С. и Костина В.А. на решение Верховного Суда Республики Коми от 9 июля 2001 г. дело по заявлениям прокурора Республики Коми, Канева Алексея Семеновича, Костина Василия Александровича и Сажина Игоря Валентиновича о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению п.п.6, 9, 12, 17, 26, 27, 29, 30 ст.3; ст.7; ч.1 ст.16; ч.ч.3, 8, 13, 14; ст.17; ч.ч.2, 6 ст.19; ч.9 ст.20; п.З ст.26; ч.9 ст.32; п.7 ч.5 ст.36; ч.9 ст.42; ч.8 ст.46; ч.1 ст.60; ч.5 ст.69; ч.1 ст.70; абзаца 2 ч.1 ст.74; ч.ч.5, 11, 12 ст.75; ч.ч.2, 3, 4 ст.76; ч.2 ст.77; ч.2 ст.78; ст.94; ч.ч.7, 9, 11 ст.98; п.1 ч.1 ст.96; ч.ч.1, 4 ст.100; ч.1 ст.102 закона Республики Коми от 16 июня 1998 года N 26-РЗ "Кодекс Республики Коми о выборах и референдумах в Республике Коми" (в ред. закона Республики Коми от 28 февраля 2001 года N 11-РЗ).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение суда оставить без изменения. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
прокурор Республики Коми, Канев А.С., Костин В.А. и Сажин И.В. обратились в суд с заявлениями о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению п.п.6, 9, 12, 17, 26, 27, 29, 30 ст.3; ст.7; ч.1 ст.16; ч.ч.3, 8, 13, 14; ст.17; ч.ч.2, 6 ст.19; ч.9 ст.20; п.3 ст.26; ч.9 ст.32; п.7 ч.5 ст.36; ч.9 ст.42; ч.8 ст.46; ч.1 ст.60; ч.5 ст.69; ч.1 ст.70; абзаца 2 ч.1 ст.74; ч.ч.5, 11, 12 ст.75; ч.ч.2, 3, 4 ст.76; ч.2 ст.77; ч.2 ст.78; ст.94; ч.ч.7, 9, 11 ст.98; п.1 ч.1 ст.96; ч.ч.1, 4 ст.100; ч.1 ст.102 закона Республики Коми от 16 июня 1998 года N 26-РЗ "Кодекс Республики Коми о выборах и референдумах в Республике Коми" (в ред. закона Республики Коми от 28 февраля 2001 года N 11-РЗ).
Прокурор Республики Коми ссылался на то, что п.п.6, 9, 12, 17, 26, 27, 29, 30 ст.3; ст.7; ч.1 ст.16; ч.ч.3, 8, 13, 14; ст.17; ч.ч.2, 6 ст.19; ч.9 ст.20; п.3 ст.26; ч.9 ст.32; п.7 ч.5 ст.36; ч.9 ст.42; ч.8 ст.46; ч.1 ст.60; ч.5 ст.69; ч.1 ст.70; абзацем 2 ч.1 ст.74 ч.ч.5, 11, 12 ст.75; ч.ч.2, 3, 4 ст.76; ч.2 ст.77; ч.2 ст.78; п.1 ч.1 ст.96; ч.ч.1, 4 ст.100; ч.1 ст.102 закона Республики Коми "Кодекс Республики Коми о выборах и референдумах в Республике Коми" нарушен принцип единого гражданства Российской Федерации, неправомерно затронуты вопросы, отнесенные к исключительному ведению местного самоуправления, ограничены права граждан на ознакомление со списком избирателей, права членов избирательной комиссии в части их досрочного освобождения от исполнения своих обязанностей и полномочия избирательной комиссии на совмещение выборов и референдума, незаконно установлены ограничения для обращения избирательной комиссии в суд по поводу расформирования нижестоящих избирательных комиссий, а также правила рассмотрения жалоб и заявлений на решения избирательной комиссии в судебном порядке, неосновательно сокращены сроки проведения избирательных действий и нарушены правила формирования избирательных округов, сбора подписей в поддержку кандидатов, проведения повторных и дополнительных выборов, неправомерно установлена ответственность за неисполнение решений, принятых на референдуме, в соответствии с Законами Республики Коми и незаконно предусмотрено финансирование членами инициативных групп затрат на проведение референдума.
Канев А.С., Костин В.А. и Сажин И.В. оспаривали ст.94; ч.7, 9, 11 ст.98; ч.ч.1, 4 ст.100 этого же республиканского закона, ссылаясь на несогласованность норм Кодекса Республики Коми о выборах и референдумах в Республике Коми с федеральным законодательством в части финансирования членами инициативных групп затрат на проведение референдума и перечня вопросов, которые могут быть вынесены на референдум.
Решением Верховного Суда Республики Коми от 9 июля 2001 г. заявления были удовлетворены в части признания противоречащими федеральному законодательству п.п.6, 9, 12, 17, 26, 27, 29, 30 ст.З; ст.7; ч.1 ст.16; ч.ч.3, 8, 14 ст.17; ч.ч.2, 6 ст.19; п.З ст.26; п.7 ч.5 ст.36; п.9 ст.42; ч.1 ст.60; ч.5 ст.69; ч.1 ст.70; абзаца 2 ч.1 ст.74; ч.ч.5, 11, 12 ст.75; ч.ч.2, 3, 4 ст.76; ч.2 ст.77; ч.2 ст.78; п.1 ч.1 ст.96; ч.ч.1, 4 ст.100; ч.1 ст.102 закона Республики Коми от 16 июня 1998 года N 26-РЗ "Кодекс Республики Коми о выборах и референдумах в Республике Коми" (в редакции закона Республики Коми от 28 февраля 2001 года N 11-РЗ); в удовлетворении остальной части требований прокурору Республики Коми, Каневу А.С., Костину В.А. и Сажину И.В. было отказано.
В кассационной жалобе Канева А.С. и Костина В.А. поставлен вопрос об отмене решения в части отказа в удовлетворении их требований, как вынесенного с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения суда не усматривает.
Согласно п.п."в" и "о" ст.71, п.п."б" и "н" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, гражданство и судоустройство в Российской Федерации относятся к предмету ведения Российской Федерации, а защита прав и свобод человека и гражданина, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу ст.76 Конституции Российской Федерации и Федеральных законов от 24 июня 1999 года N 119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" (ст.3) и "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями) (ст.1, 3-1) исключается возможность осуществления субъектами Российской Федерации собственного правового регулирования в областях, отнесенных к исключительному ведению Российской Федерации и устанавливается принцип недопустимости противоречия принятых субъектами Российской Федерации по предметам совместного ведения нормативных правовых актов любой юридической силы федеральным законам.
В решении суда содержится правильный вывод о том, что часть норм закона Республики Коми от 16 июня 1998 года N 26-РЗ "Кодекс Республики Коми о выборах и референдумах в Республике Коми" (в редакции закона Республики Коми от 28 февраля 2001 года N 11-РЗ) не соответствует этим конституционным принципам и содержат в себе противоречия с федеральным законодательством по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также непосредственно затрагивают вопросы, которые могут быть урегулированы только федерального значения.
Эти нормы признаны судом недействующими. Решение суда заинтересованными лицами в этой части не обжалуется.
В удовлетворении требований заявителей о признании недействующими статьи 94 и частей 7, 9, 11 статьи 98 Кодекса Республики Коми суд обоснованно отказал на том основании, что эти нормы соответствуют нормам Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и не противоречат им.
Оспаривая решение в этой части, Канев и Костин ссылаются на то, что
- статья 94 Кодекса незаконно устанавливает ряд ограничений для вопросов, выносимых на референдум в Республике Коми и фактически ограничивает право граждан на референдум;
- часть 7 статья 98 Кодекса, устанавливающая, что Государственный Совет Республики Коми. либо представительный орган местного самоуправления, уполномоченные в соответствии с Конституцией Республики Коми, настоящим Кодексом, уставом муниципального образования принять решение о назначении референдума, обязаны проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум Республики Коми, местный референдум, требованиям статьи 94 настоящего Кодекса, противоречит ч.7 ст.33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", устанавливающей что такая проверка проводится на предмет соответствия вопроса референдума требованиям статьи 13 данного Федерального закона;
- часть 9 ст.98 Кодекса, устанавливающая, что в случае признания Государственным Советом Республики Коми либо представительным органом местного самоуправления вопроса, выносимого на референдум, отвечающим требованиям статьи 94 настоящего Кодекса, орган, указанный в части 2 настоящей статьи, регистрирует инициативную группу по проведению референдума, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации; решение о регистрации инициативной группы по проведению референдума принимается в пятнадцатидневный срок по истечении 45 дней со дня поступления в Государственный Совет, представительный орган местного самоуправления ходатайства инициативно группы по проведению референдума и приложенных к нему документов, повторяет незаконную, по мнению заявителей, отсылку к незаконной статье 94 Кодекса;
- часть 9 ст.98 Кодекса необоснованно распространяет установленные ч.9 ст.33 Федерального закона сроки оформления решения о регистрации инициативной группы по проведению референдума субъекта Российской Федерации (решение о регистрации инициативной группы по проведению референдума субъекта РФ принимается в пятнадцатидневный срок по истечении 45 дней со дня поступления в соответствующий орган ходатайства инициативной группы по проведению референдума субъекта Российской Федерации) и на процедуру оформления решения о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума. Таким образом, без должных на то законодательных оснований Кодекс увеличивает срок прохождения формальностей по регистрации инициативной группы по проведению местного референдума как минимум на 25 дней;
- часть 11 статьи 98 Кодекса устанавливает, что в случае признания вопроса, выносимого на референдум, не отвечающим требованиям статьи 94 настоящего Кодекса, соответствующий орган отказывает в регистрации инициативной группы по проведению референдума, а это, по мнению заявителей, противоречит ч.11 ст.33 Федерального закона устанавливающей, что в данном случае отказ в регистрации возможен лишь в случае, если вопрос референдума будет признан не соответствующим требованиям ст.13 Федерального закона.
Приведенные в кассационной жалобе доводы основанием для отмены правильного решения суда первой инстанции быть признаны не могут.
Выводы суда о том, что положения ст.94 и ч.ч.7,9, 11 ст.98 Кодекса Республики Коми, регламентирующие вопросы референдума и порядок реализации инициативы проведения референдума, соответствуют нормам Федерального закона от 19 сентября 1997 года N 124-ФЗ, являются правильными.
В соответствии со ст.13 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на референдум субъекта Российской Федерации могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации. На местный референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении местного самоуправления. Законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления могут быть установлены вопросы, подлежащие вынесению на референдум (часть 2).
На референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум не могут быть вынесены вопросы:
а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
б) о формировании состава органов государственной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления, персональном составе органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
в) об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц;
г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, муниципального образования;
д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения (часть 3).
На референдум субъекта Российской Федерации не могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении Российской Федерации. На референдум субъекта Российской Федерации не могут быть вынесены также вопросы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, когда вопрос не урегулирован Конституцией Российской Федерации, федеральным законом. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы, не находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования (часть 4).
Не допускается установление ограничений для вопросов, выносимых на референдум, за исключением указанных в настоящей статье (часть 8).
В соответствии со ст.94 Кодекса Республики Коми о выборах и референдумах в Республике Коми на референдумы могут выноситься любые вопросы, относящиеся к компетенции органов государственной власти Республики Коми, местного самоуправления в соответствии с Конституцией Республики Коми, законами Республики Коми, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (часть 2).
На референдум Республики Коми, местный референдум не могут быть вынесены вопросы:
1) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий Государственного Совета Республики Коми, Главы Республики Коми, представительных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов этих органов либо об отсрочке указанных выборов;
2) о формировании состава органов государственной власти Республики Коми или органов местного самоуправления, персональном составе органов государственной власти Республики Коми и органов местного самоуправления;
3) об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц;
4) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств Республики Коми, муниципального образования;
5) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения (часть 3).
На референдум Республики Коми не могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении Российской Федерации. На референдум Республики Коми
не могут быть вынесены также вопросы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Коми, за исключением случаев, когда вопрос не урегулирован Конституцией Российской Федерации, федеральным законом. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы, не находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования (часть 4).
Вопросы, выносимые на референдум Республики Коми, местный референдум, не должны противоречить законодательству Российской Федерации и Республики Коми (часть 7).
Не допускается установление ограничений для вопросов, выносимых на референдум, за исключением указанных в настоящей статье (часть 8).
Сравнение содержания указанных норм федерального и республиканского законодательства подтверждает правильность вывода суда об отсутствии в них противоречий.
Нет противоречий с нормами федерального законодательства и в ч.ч.7, 9, 11 ст.98 Кодекса Республики Коми.
На основании п.1 ст.305, ст.ст.306, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Коми от 9 июля 2001 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Канева Алексея Семеновича и Костина Василия Александровича - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК Верховного Суда РФ от 11 сентября 2001 г. N 3-Г01-21
Текст определения официально опубликован не был