Открытое акционерное общество "Русско-итальянская компания по телефонизации" (далее - ОАО "РИКТ") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском о взыскании с Управления юстиции администрации Кемеровской области задолженности за пользование местной телефонной связью Междуреченским городским народным судом с 23.01.96 по 31.12.98 и процентов за пользование чужими денежными средствами на основании статьи 395 ГК РФ.
От искового требования о взыскании процентов истец в судебном заседании отказался.
Отказ судом принят на основании статьи 37 АПК РФ.
Решением от 22.05.2000 удовлетворено исковое требование о взыскании основной задолженности. В остальной части производства по делу прекращено.
Определением апелляционной инстанции к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечено Управление Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Кемеровской области.
Постановлением апелляционной инстанции от 06.07.2000 решение в части взыскания основного долга отменено и производство по делу в этой части прекращено со ссылкой на то, что ответчик - Управление юстиции администрации Кемеровской области не имеет статуса юридического лица. В остальной части решение оставлено без изменения.
В протесте предлагается указанные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ОАО "РИКТ" и Междуреченским городским народным судом заключен договор от 23.01.96 о предоставлении пользования местной телефонной связью.
Услуги связи, предоставленные в период с 23.01.96 по 31.12.98, абонент не оплатил, что послужило основанием для обращения общества "РИКТ" в арбитражный суд с иском.
Наличие задолженности ответчиком не оспаривается.
Сумма долга за предоставленные услуги связи подтверждена двусторонними актами сверки от 24.02.2000.
Согласно Федеральному конституционному закону от 17.02.97 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" финансирование судов осуществляется только из федерального бюджета.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату вышеназванного Закона следует читать как "17 декабря 1997 г."
В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 04.11.93 N 1187, организационное обеспечение возложено на Министерство юстиции Российской Федерации.
Министерством юстиции Российской Федерации ежегодно направлялась Управлению юстиции администрации Кемеровской области утвержденная смета расходов на год, в том числе на услуги связи.
Между тем документы, подтверждающие поступление денежных средств из бюджета, и доказательства распределения управлением полученных бюджетных средств на оплату услуг связи в спорный период в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, судом первой инстанции не выяснено, имел ли ответчик возможность произвести расчеты с истцом за оказанные услуги.
Довод суда апелляционной инстанции об отсутствии у ответчика статуса юридического лица является несостоятельным.
Управление юстиции администрации области относится к территориальным органам исполнительной власти.
Исходя из смысла статьи 125 ГК РФ органы государственной власти могут своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности, выступать в суде в рамках их компетенции, установленной нормативными актами, определяющими статус этих органов.
В то же время Управление юстиции администрации Кемеровской области обладает всеми признаками юридического лица, предусмотренными статьей 48 ГК РФ.
В качестве возражения против иска ответчик ссылался на то, что кредиторская и дебиторская задолженность судов Кемеровской области по акту приема-передачи от 24.12.98 переданы от Управления юстиции администрации Кемеровской области Управлению Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Кемеровской области.
Данная передача осуществлена в целях исполнения Федерального конституционного закона от 31.12.96 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и Федерального закона от 08.01.98 N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" на основании приказа Министерства юстиции Российской Федерации и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 24.09.98 N 132/52 "О передаче обеспечения деятельности судов общей юрисдикции Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации".
В соответствии с названным приказом прием-передача производится по утвержденной форме акта, в котором отражаются принятые на баланс имущество и финансовые обязательства, кредиторская и дебиторская задолженности.
В связи с неполно выясненными обстоятельствами спора судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении спора суду необходимо истребовать акт передачи судов Кемеровской области в ведение Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Кемеровской области, а также решить вопрос о привлечении последнего к участию в деле в качестве ответчика, запросить доказательства распределения управлением полученных бюджетных средств на оплату услуг, в том числе за телефонную связь.
Кроме того, суду следует проверить, имел ли ответчик возможность произвести с истцом расчеты за оказанные услуги.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 октября 2001 г. N 74/01 "При разрешении спора о взыскании с Управления юстиции долга по договору о предоставлении услуг и процентов за пользование чужими денежными средствами суд не установил, кто на момент рассмотрения дела является обязанным лицом по спорному обязательству; не установил, имелись ли основания для применения мер ответственности" (извлечение)
Текст постановления в извлечениях опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного суда Российской Федерации", 2002 г., N 2