Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 23 ноября 2001 г. N 93-Г01-29
"По делу по кассационной жалобе Избирательной комиссии Магаданской области и по кассационному протесту прокурора на решение Магаданского областного суда от 17 сентября 2001 года о признании недействительными результатов выборов депутата Магаданской областной Думы по избирательному округу N 6 и об отмене решения окружной избирательной комиссии N 6 от 21 мая 2001 года о результатах выборов по этому округу"
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.
судей Горохова Б.А.,
Харланова А.В.
рассмотрела в судебном заседании 23 ноября 2001 г. по кассационной жалобе Избирательной комиссии Магаданской области и по кассационному протесту прокурора на решение Магаданского областного суда от 17 сентября 2001 года дело по жалобе Даричевой Валентины Николаевны о признании недействительными результатов выборов депутата Магаданской областной Думы по избирательному округу N 6 и об отмене решения окружной избирательной комиссии N 6 от 21 мая 2001 года о результатах выборов по этому округу.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., объяснения представителя Избирательной комиссии Магаданской области Соколовой Т.П. (доверенность от 1.06.2001 г.) и заявительницы Даричевой В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., не поддержавшей кассационный протест и полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
20 мая 2001 года состоялись выборы депутатов Магаданской областной Думы третьего созыва.
Решением окружной избирательной комиссии по шестому избирательному округу от 21 мая 2001 года был утвержден протокол по итогам голосования по одномандатному избирательному округу N 6, в соответствии с которым за кандидата в депутаты Магаданской областной Думы Борисову Нину Васильевну подано 794 голоса избирателей, за кандидата в депутаты Малютину Т.Г. - 605 голосов избирателей, за Даричеву В.Н. - 508 голосов избирателей, за Шемчишина И.И. - 166 голосов, за Якименко А.В. - 122 голоса, за Ханжина Г.Л. - 97 голосов, против всех кандидатов - 452 голоса.
На основании этого протокола окружной избирательной комиссией 21 мая 2001 г. было вынесено решение о признании Борисовой Н.В. избранной депутатом Магаданской областной Думы.
Постановлением Избирательной комиссии Магаданской области от 24 мая 2001 г. N 77/321 выборы депутатов Магаданской областной Думы третьего созыва, включая избирательный округ N 6, были признаны состоявшимися и действительными.
Даричева В.Н. обратилась в суд с жалобой на бездействие Избирательной комиссии Магаданской области, с заявлением о признании недействительными результатов голосования в связи с нарушениями норм закона Магаданской области "О выборах депутатов Магаданской областной Думы", об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному округу N 6, ссылаясь на неравное положение при освещении избирательной кампании в средствах массовой информации.
Даричева В.Н. ссылалась на нарушения правил составления списков избирателей, на нарушения при формировании избирательных округов; на нарушения, допущенные в информационных материалах в день выборов; на злоупотребления в средствах массовой информации, в которых были распространены клеветнические сведения о ней среди избирателей округа N 6; и на нарушения, допущенные при проведении голосования, при подведении итогов голосования и определении результатов выборов.
При рассмотрении дела в суде Даричева В.Н. уточнила свои требования: она просила признать результаты выборов депутата Магаданской областной Думы по избирательному округу N 6 недействительными и отменить решение окружной избирательной комиссии по этому округу от 21 мая 2001 года о результатах выборов по округу, ссылаясь на то, что в ходе подготовки и проведения выборов были допущены нарушения избирательного законодательства, которые не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
Заявительница ссылалась на то, что кандидат Борисова Н.В., являясь генеральным директором телевизионной компании "ТВ-Колыма", формально сложила с себя должностные обязанности, но фактически продолжала исполнять обязанности журналиста и руководителя средства массовой информации; использовала преимущества своего служебного положения, установив расценки на телевизионные услуги, отличные от тех, которые указывала 20 марта 2001 года при подаче заявления в окружную избирательную комиссию об участии "ТВ-Колыма" в освещении избирательной кампании; ввела посекундную оплату эфирного времени; изготавливала рекламные ролики за счет средств телекомпании "ТВ-Колыма"; использованное ею эфирное время не оплачено в установленные законом сроки и не в полном объеме; эфирное время было предоставлено Борисовой Н.В. в "ТВ-Колыма" в неограниченном количестве; снималась и выходила в эфир в программах телекомпании "ТВ-Колыма" "Только что" и "Вы нам писали", которые носили характер агитационной направленности, но оплачены Борисовой Н.В. не были; в период предвыборной кампании Борисова Н.В. исполняла свои обязанности журналиста и брала интервью у лидера КПРФ Зюганова Г.А. во время его приезда в г. Магадан; брала интервью у избирателей этого округа с последующей демонстрацией в программах "ТВ-Колыма", использовала видеосюжеты "ТВ-Колыма" в агитационном материале; приобрела тираж газеты "Деловой мир Колымы" от 17.05.2001 г., распространявший агитационные материалы среди избирателей; заключила договор аренды с "ТВ-Колыма", директором которого она является, по заниженным тарифам. Допускала нарушение сроков оплаты за показ видеороликов.
Данные нарушения, допущенные Борисовой Н.В., как и развернутая в средствах массовой информации кампания по дискредитации заявительницы, не были пресечены окружной избирательной комиссией. Окружной избирательной комиссией было нарушено законодательство Магаданской области о выборах при составлении списков избирателей и при определении результатов выборов.
Решением Магаданского областного суда от 17 сентября 2001 г. заявление Даричевой В.Н. было удовлетворено.
В кассационной жалобе Избирательной комиссии Магаданской области и в кассационном протесте прокурора поставлен вопрос об отмене решения, как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения суда не усматривает.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции было с достоверностью установлено, что кандидат в депутаты Магаданской областной Думы Борисова Н.В., являясь депутатом Магаданской городской Думы и генеральным директором ОАО "ТВ-Колыма", при проведении предвыборной агитации допустила ряд существенных нарушений федерального и областного законодательства о выборах, которые, как правильно указал в решении суд, являются достаточным основанием для признания выборов недействительными.
Обстоятельства дела подробно и правильно установлены при рассмотрении дела и отражены в решении суда; в кассационной жалобе и в кассационном протесте эти обстоятельства фактически не оспариваются.
Доводы кассационной жалобы и кассационного протеста о нарушении судом норм материального права, поскольку судом не установлены обстоятельства, ставящие под сомнение достоверность волеизъявления избирателей, обоснованными быть признаны не могут.
В соответствии со ст.45 Федерального закона от 19 сентября 1997 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 30.03.1999 N 55-ФЗ) недопустимы злоупотребления правом на проведение агитации:
1. Избирательные комиссии, комиссии референдума контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации, агитации при проведении референдума.
2. При проведении агитации не допускаются злоупотребления свободой массовой информации: агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны и иные формы злоупотребления свободой массовой информации, запрещенные федеральными законами.
3. Кандидатам, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, инициативным группам по проведению референдума и их уполномоченным представителям, а также иным организациям, прямо или косвенно участвующим в предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности иначе как за выполнение организационной работы (дежурство на избирательных участках, участках референдума, сбор подписей, агитационную работу), производить вознаграждение избирателей, осуществлявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования, проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных, в том числе иллюстративных, материалов и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, подготовки и проведения референдума, а также предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях. Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители и иные лица и организации не вправе при проведении агитации воздействовать на избирателей, участников референдума обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг (в том числе по итогам голосования) и других материальных благ, а также предоставления услуг иначе, чем на основе принимаемых в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами решений органов государственной власти и органов местного самоуправления.
4. Кандидаты, зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, выдвинувшие или зарегистрировавшие списки кандидатов и (или) отдельных кандидатов либо входящие в состав избирательных блоков, осуществивших соответствующее выдвижение или регистрацию, доверенные лица и уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков, доверенные лица зарегистрированных кандидатов, члены и уполномоченные представители инициативных групп по проведению референдума, а также организации, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются указанные лица и организации, а равно иные физические и юридические лица, действующие по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций, в ходе избирательной кампании, при проведении референдума не вправе заниматься благотворительной деятельностью. Указанным лицам и организациям запрещается обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной и финансовой помощи или услуг избирателям, участникам референдума и организациям, расположенным на территории избирательного округа, территории проведения референдума. Физическим и юридическим лицам запрещается осуществлять благотворительную деятельность от имени или в поддержку кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп по проведению референдума, их уполномоченных представителей и доверенных лиц.
5. Реклама коммерческой и иной деятельности кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, доверенных лиц и уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков, доверенных лиц зарегистрированных кандидатов, членов и уполномоченных представителей инициативных групп по проведению референдума, а также организаций, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются указанные лица и организации, в ходе избирательной кампании, при проведении референдума осуществляются на основаниях, предусмотренных пунктом 2 статьи 39 и пунктом 3 статьи 41 настоящего Федерального закона. В день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама не допускается.
6. Теле-, радиопрограммы на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, указанных в пункте 1 статьи 39 настоящего Федерального закона, и редакции периодических печатных изданий, указанных в пункте 1 статьи 39 настоящего Федерального закона, участвуя в избирательных кампаниях, не вправе допускать обнародование (опубликование) информации, способной нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированных кандидатов, если эти теле-, радиопрограммы и периодические печатные издания не могут предоставить зарегистрированному кандидату возможность обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации до окончания срока предвыборной агитации. Непредоставление зарегистрированному кандидату возможности обнародовать (опубликовать) до окончания срока предвыборной агитации опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации в теле-, радиопрограммах на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, указанных в пункте 1 статьи 39 настоящего Федерального закона, и в периодических печатных изданиях, указанных в пункте 1 статьи 39 настоящего Федерального закона, которые обнародовали (опубликовали) информацию, способную нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, может являться основанием для привлечения этих организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и редакций периодических печатных изданий и их должностных лиц к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.
7. В случае нарушения зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком пункта 2 настоящей статьи избирательная комиссия обязана, а иные органы, организации и граждане, указанные в пункте 4 статьи 63 настоящего Федерального закона, вправе обратиться в суд с представлением об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов). В случае нарушения зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой по проведению референдума установленных статьями 37 - 45 настоящего Федерального закона иных правил проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума избирательная комиссия, комиссия референдума своим решением выносит предупреждение зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку, инициативной группе по проведению референдума либо обращается в соответствующие правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, при этом избирательная комиссия вправе также отменить решение о регистрации кандидата (списка кандидатов). Соответствующее решение избирательной комиссии передается в средства массовой информации.
8. Правоохранительные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления подложных и незаконных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источник их оплаты, а также незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума о выявленных фактах и о принятых мерах.
9. В случае нарушения организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, редакцией периодического печатного издания установленных настоящим Федеральным законом, федеральным конституционным законом, иным федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации правил проведения агитации соответствующая избирательная комиссия, комиссия референдума вправе обратиться в правоохранительные органы, суд, исполнительные органы государственной власти, осуществляющие государственную политику в области средств массовой информации, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и привлечении организации, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, редакции периодического печатного издания к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.
Статья 63 данного Федерального закона устанавливает порядок обжалования решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации: в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, суд может отменить решение соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования или о результатах выборов, референдума или иное решение избирательной комиссии, комиссии референдума (часть 5).
Статья 64 Закона предусматривает санкции за нарушения избирательного законодательства:
1. Регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена (аннулирована) не позднее чем в день, предшествующий дню голосования, в случае: нарушения правил выдвижения и регистрации кандидатов (списков кандидатов);
нарушения правил ведения предвыборной агитации и финансирования избирательной кампании;
использования кандидатами и их доверенными лицами, руководителями избирательных объединений, избирательных блоков должностного или служебного положения в целях избрания;
установления фактов подкупа избирателей кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, иными организациями, действующими в целях избрания определенных кандидатов (списков кандидатов);
по иным основаниям, установленным настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В случае, если после установления соответствующей избирательной комиссией итогов голосования или определения результатов выборов суд установит, что нарушения, перечисленные в пункте 1 настоящей статьи, имели место и не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, он может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов.
Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, других нарушений избирательного законодательства, если эти действия (бездействие) не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
Суд соответствующего уровня, окружная избирательная комиссия, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации может отменить решение участковой, территориальной, окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, а также комиссии референдума субъекта Российской Федерации, комиссии местного референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, уставами муниципальных образований, регламентирующими проведение соответствующих выборов, референдума.
В соответствии с п.5 ст.38 закона Магаданской области "О выборах депутатов Магаданской областной Думы" должностным лицам, журналистам и творческим работникам организаций, осуществляющих телерадиовещание, и редакций средств массовой информации, либо доверенным лицам зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, либо уполномоченными представителями объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов, запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации.
В соответствии с п.3 ст.37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" гарантируется равные условия доступа к средствам массовой информации, однако, это равенство доступа к средствам массовой информации было нарушено. При проведении предвыборной агитации в избирательном округе N 6 равные для всех кандидатов условия доступа к средствам массовой информации обеспечены не были.
Суд установил, что кандидат в депутаты Борисова Н.В., являясь генеральным директором телевизионной компании "ТВ-Колыма", формально сложила с себя должностные обязанности, но фактически продолжала исполнять обязанности журналиста и руководителя средства массовой информации; использовала преимущества своего служебного положения, установив расценки на телевизионные услуги, отличные от тех, которые указывала 20 марта 2001 года при подаче заявления в окружную избирательную комиссию об участии "ТВ-Колыма" в освещении избирательной кампании; ввела посекундную оплату эфирного времени; изготавливала рекламные ролики за счет средств телекомпании "ТВ-Колыма"; использованное ею эфирное время не оплачено в установленные законом сроки и не в полном объеме; эфирное время было предоставлено Борисовой Н.В. в "ТВ-Колыма" в неограниченном количестве; она снималась и выходила в эфир в программах телекомпании "ТВ-Колыма" "Только что" и "Вы нам писали", которые носили характер агитационной направленности, но оплачены Борисовой Н.В. не были; в период предвыборной кампании Борисова Н.В. исполняла свои обязанности журналиста и брала интервью у лидера КПРФ Зюганова Г.А. во время его приезда в г.Магадан; брала интервью у избирателей этого округа с последующей демонстрацией в программах "ТВ-Колыма", использовала видеосюжеты "ТВ-Колыма" в агитационном материале; приобрела тираж газеты "Деловой мир Колымы" от 17.05.2001 г., распространявший агитационные материалы среди избирателей; заключила договор аренды с "ТВ-Колыма", директором которого она является, по заниженным тарифам; допускала нарушение сроков оплаты за показ видеороликов.
Судом также установлено, что имели место нарушения правил составления списков избирателей, нарушения при формировании избирательных округов; нарушения, допущенные в информационных материалах в день выборов; злоупотребления в средствах массовой информации, в которых были распространены клеветнические сведения о Даричевой В.Н. среди избирателей округа N 6; нарушения, при проведении голосования, при подведении итогов голосования и определении результатов выборов.
Эти нарушения избирательного законодательства судом правильно оценены как существенные и не позволяющие с достоверностью определить результат волеизъявления избирателей.
В соответствии с п.2 ст.14 закона Магаданской области "О выборах депутатов Магаданской областной Думы" образование избирательных округов производится по числу зарегистрированных на их территориях избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях - не более чем на 15 процентов. Перечень труднодоступных и отдаленных местностей устанавливается законом области, вступившим в силу до дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
По постановлению Магаданской областной Думы от 15.03.2001 года N 597 "О схеме образования избирательных округов по выборам депутатов Магаданской областной Думы" утверждена схема образования избирательных округов, в соответствии с вводной частью которой определена средняя норма избирателей на один округ в количестве 8 627 человек, при допустимом отклонении от средней нормы в 10% - от 7764 до 9 490 человек. По избирательному округу N 6 этим постановлением установлена численность избирателей в 7 765 человек.
Данным же постановлением Магаданской областной Думы два дома N 59 и N 61 по ул. Пролетарской в г.Магадане из округа N 6 были переданы в округ N 4, в связи с чем фактически была уменьшена численность избирателей по округу N 6 на 246 избирателей. Однако, корректировка численности избирателей Магаданской областной Думой не производилась.
Согласно стенограмме заседания Магаданской областной Думы, до передачи домов в округе N 6 было 7 720 избирателей, что ниже предельно допустимой нормы отклонения, установленной на основании вышеприведенного постановления Магаданской областной Думы.
Согласно протоколу окружной избирательной комиссии о результатах выборов число избирателей, внесенных в списки, составляло 7676 человек. Разница от допустимой нормы отклонения составляет 88 человек, а без учета воинской части 96 454 (165 человек), которая не должна была голосовать по данному округу, фактическая численность избирателей была меньше предельно допустимой нормы на 253 избирателя.
В соответствии с п.1 ст.11 закона Магаданской области "О выборах депутатов Магаданской областной Думы" списки избирателей составляются окружной избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку по форме, установленной Избирательной комиссией Магаданской области не позднее, чем за 40 дней до дня голосования на основании сведений об избирателях, представляемых главой муниципального образования, а также руководителем учреждения, в котором избиратели временно пребывают, командиром воинской части.
При рассмотрении настоящего дела установлено, что списки избирателей окружной избирательной комиссией не составлялись, не были подписаны в установленном порядке и не заверялись печатью окружной избирательной комиссии, как это требует п.3 статьи 11 областного закона.
Второй экземпляр списков избирателей в нарушение п.4 ст.11 областного закона не составлялся, в окружной избирательной комиссии отсутствовал, в связи с чем установить, по каким спискам проходило досрочное голосование избирателей округа N 6 в окружной комиссии невозможно.
В соответствии с п.6 той же ст.11 указанного закона первый экземпляр списка избирателей должен быть передан по акту в соответствующую участковую избирательную комиссию не позднее чем за 25 дней до дня голосования, а второй экземпляр хранится в окружной избирательной комиссии и используется в порядке, устанавливаемом Избирательной комиссией Магаданской области. Список избирателей подписывается председателем и секретарем окружной избирательной комиссии и заверяется печатью окружной избирательной комиссии, а в случае составления списка избирателей участковой избирательной комиссии - подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии и заверяется печатью участковой избирательной комиссии.
В данном же случае списки не были подписаны и заверены председателем и секретарем окружной избирательной комиссии. Суд обоснованно указал в решении на то, что это свидетельствует об отсутствии контроля со стороны окружной избирательной комиссии за составлением списков и повлекло за собой искажение в списках данных об избирателях. В ответе на запрос суда председатель избирательной комиссии муниципального образования г.Магадан указал, что по округу N 6, количество избирателей составляется 7316 человек, что ниже предельно допустимого отклонения от числа избирателей, установленных постановлением Магаданской областной Думы N 597 от 15.03.2001 г., на 449 избирателей. Письмом от 13.04.2001 г. N 154 мэрия г.Магадана указывала на различия в границах по округам, и составляющими их границами избирательных участков, в связи с чем для приведения их в соответствие просила вернуть дома 59 и 61 по ул.Пролетарской в округ N 6 из округа N 4. Численность избирателей на 20 мая 2001 года составила участку N 17 - 2 183 избирателей, по участку N 25 - 2333, по участку N 26 - 2132, участку N 27 - 668.
В деле имеются акты от 25 апреля 2001 года, согласно которым избирательная комиссия Муниципального образования г.Магадан передала списки избирателей в участковые избирательные комиссии. Окружная избирательная комиссия списки в участковые избирательные комиссии не передавала.
Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его постоянного или преимущественного проживания на территории этого избирательного участка, установленный органами регистрационного учета в соответствии с федеральным законодательством.
В дополнительных списках по округу N 6 из проверенных 101 избирателя, включенных в дополнительные списки и проголосовавших 20 мая 2001 года, 37 избирателей не имели права голосовать, а 12 избирателей включены в списки дважды.
На участке N 17 из 19 избирателей 10 не имели права голосовать, а 4 избирателя включены в список дважды.
На участке N 25 из 36 избирателей, включенных в дополнительный список, 14 не имели права голосовать, а 5 избирателей включены в список дважды.
По участку N 25 были включены 165 человек войсковой части 96454, которые не могли голосовать на этом участке и в этом округе, поскольку в/ч 96454 включена в избирательный округ N 4.
На участке N 26 из 26 избирателей не могли голосовать 8 человек.
Не были исключены из списков все избиратели, которые не должны были голосовать по избирательному участку N 27 в количестве 22 человек (умершие, выписавшиеся и находящиеся в армии).
Эти нарушения при составлении списков избирателей с учетом небольшого разрыва между кандидатами на выборах правильно признаны судом существенными и ставящими под сомнение достоверность волеизъявления избирателей.
Судом были установлены нарушения порядка голосования: на всех избирательных участках голосовали граждане, не имевшие права голосовать, поскольку они не проживали в данном округе.
Дом 71 по ул.Набережная реки Магаданки, насчитывающий 473 избирателя, в одном приложении к Постановлению областной Думы от 15.03.2001 года N 597 отнесен к округу N 4, а в другом приложении этого же Постановления этот же дом 71 отнесен к округу N 6, а фактически же часть избирателей голосовала в округе N 7.
В нарушение п.3 ст.15 закона Магаданской области, в соответствии с которым пересечение границ избирательных округов и избирательных участков не допускается, дом N 71 по Набережной реки Магаданки включен в участок N 16, границы участка N 16 и округа N 6 пересекаются.
Постановлением мэра г.Магадана об образовании избирательных участков, к участку N 17, входящему в округ N 6, отнесены дома 59 и 61 по улице Пролетарской. По постановлению Магаданской областной Думы N 597 от 15.03.2001 года эти же дома включены в избирательный округ N 4.
Войсковая часть N 96454 по постановлению Магаданской областной Думы включена в избирательный округ N 4, а проголосовала по округу N 6.
В постановлении Магаданской областной Думы от 15.03.01 N 597 в округ N 6 была включена войсковая часть N 03222, которая по состоянию на 20 мая 2001 года была расформирована.
С учетом того, что разница между числом голосов, отданных избирателями за разных кандидатов на выборах по избирательному округу N 6, является незначительной, что при проведении избирательной кампании были допущены многочисленные и существенные нарушения правил ведения предвыборной агитации, незаконное использование кандидатом Борисовой Н.В. своего служебного положения, а также нарушения порядка составления списков избирателей и порядка голосования, суд пришел к правильному выводу о том, что эти нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, и вынес законное решение об удовлетворении заявленных Даричевой В.Н. требований о признании выборов недействительными.
Вместе с тем, судом допущены неточности при формулировании резолютивной части решения, в связи с чем это решение подлежит изменению.
В соответствии со ст.64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" суд, признав действия и решения избирательной комиссии незаконными, выносит решение об отмене решений избирательной комиссии. В решении Магаданского областного суда от 17 сентября 2001 г. указание об отмене решения окружной избирательной комиссии N 6 от 21 мая 2001 года о результатах выборов по одномандатному избирательному округу N 6 отсутствует, в связи с чем резолютивная часть решения должна быть дополнена соответствующими словами.
В связи с тем, что исполнение решения суда в данном случае должно начаться не с момента его вынесения, а с момента вступления этого решения в законную силу, из абзаца четвертого резолютивной части решения следует исключить слова "не позднее чем через три месяца со дня признания выборов недействительными" и заменить их словами "в установленные законодательством порядке и сроки со дня вступления решения о признании выборов недействительными в законную силу".
На основании п.4 ст.305, ст.ст. 306, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Магаданского областного суда от 17 сентября 2001 г. изменить в части.
Абзац второй резолютивной части решения после слов "признать незаконными" дополнить словами "и отменить".
Из абзаца четвертого резолютивной части решения исключить слова "не позднее чем через три месяца со дня признания выборов недействительными" и заменить их словами "в установленные законодательством порядке и сроки со дня вступления решения о признании выборов недействительными в законную силу".
В остальной части решение Магаданского областного суда от 17 сентября 2001 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Избирательной комиссии Магаданской области и кассационный протест прокурора - без удовлетворения.
Председательствующий: |
В.П.Кнышев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 ноября 2001 г. N 93-Г01-29 "По делу по кассационной жалобе Избирательной комиссии Магаданской области и по кассационному протесту прокурора на решение Магаданского областного суда от 17 сентября 2001 года о признании недействительными результатов выборов депутата Магаданской областной Думы по избирательному округу N 6 и об отмене решения окружной избирательной комиссии N 6 от 21 мая 2001 года о результатах выборов по этому округу"
Текст определения опубликован в "Вестнике Центральной избирательной комиссии Российской Федерации", N 11, 2001 г.