Общие положения
Исполнительные документы о ликвидации юридического лица или приостановлении деятельности общественного объединения относятся к категории исполнительных документов неимущественного характера, для исполнения которых обязательно участие должника, что означает невозможность самостоятельной организации их исполнения судебным приставом-исполнителем в соответствии с правами, предоставленными ему Федеральным законом, с взысканием с должника трехкратного размера расходов по совершению исполнительных действий.
Кроме того, особенностью исполнения исполнительных документов о ликвидации юридических лиц является длительный характер их исполнения, который во всех случаях будет выходить за рамки двухмесячного срока, установленного ст.13 Федерального закона "Об исполнительном производстве", поскольку порядок ликвидации юридического лица установлен ст.63 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей определенную последовательность и временные рамки совершения обязанными лицами действий по ликвидации юридического лица. Сроки приостановления деятельности общественного объединения также могут превышать двухмесячный срок, так как устанавливаются судом исходя из конкретных обстоятельств гражданского дела.
Это означает, что совершение судебным приставом-исполнителем исполнительных действий за пределами двухмесячного срока не может рассматриваться как нарушение Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Вместе с тем указание в исполнительном документе срока совершения действий по ликвидации или приостановлении является для суда обязательным. Иное означало бы в первом случае нарушение судом требований ст.201 Гражданского процессуального кодекса РСФСР (при вынесении решения судом общей юрисдикции) или ст.131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (при вынесении решения арбитражным судом), а во втором ст.42 Федерального закона "Об общественных объединениях".
При отсутствии в исполнительном листе срока исполнения судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд, принявший решение, с заявлением о его разъяснении в этой части.
Приостановление деятельности общественного объединения
Основания, порядок и последствия приостановления деятельности общественных объединений регламентируются Федеральным законом "Об общественных объединениях" N 82-ФЗ от 19 мая 1995 г.
Согласно ст.42 указанного Закона деятельность общественных объединений может быть приостановлена только по решению суда в случае нарушения объединением Конституции Российской Федерации, конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, законодательства Российской Федерации либо несоответствия деятельности объединения уставным целям.
Деятельность общероссийского и международного общественного объединения приостанавливается на срок до шести месяцев решением Верховного Суда Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.
Приостановление деятельности межрегиональных, региональных и местных общественных объединений осуществляется судом соответствующего субъекта Российской Федерации по заявлению прокурора данного субъекта Российской Федерации либо органа, регистрирующего общественные объединения (во Владимирской области - Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области).
В случае приостановления деятельности общественного объединения на срок, установленный решением суда:
- приостанавливаются его права как учредителя средств массовой информации;
- ему запрещается организовывать собрания, митинги, демонстрации и другие публичные мероприятия;
- запрещается принимать участие в выборах;
- использовать банковские вклады, за исключением расчетов по хозяйственной деятельности и трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных его действиями, и уплате штрафов (ст.43 Федерального закона "Об общественных объединениях").
Как видно, еще одной особенностью данного вида исполнительных документов является то, что должник обязан по решению суда не совершать активные действия, а, наоборот, воздержаться от их совершения.
Таким образом, судебный пристав-исполнитель, получив исполнительный документ о приостановлении деятельности общественного объединения, возбуждает в установленном Федеральным законом "Об исполнительном производстве" порядке исполнительное производство, не предоставляя, однако, должнику срока для добровольного исполнения, поскольку срок приостановления деятельности общественного объединения исчисляется не с момента возбуждения исполнительного производства или окончания срока на добровольное исполнение, а с момента вступления решения суда в законную силу.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства подлежит направлению должнику, в суд, вынесший решение, орган (областную прокуратуру или Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области), по заявлению которого приостановлена деятельность общественного объединения.
Вместе с тем целесообразно одновременно с возбуждением исполнительного производства направить в местную администрацию, избирательную комиссию Владимирской области (г. Владимир, Октябрьский проспект, 21), налоговую инспекцию по месту нахождения общественного объединения уведомления о приостановлении деятельности общественного объединения с обязательным указанием срока приостановления деятельности и требований ст.43 Федерального закона "Об общественных объединениях".
В резолютивной части постановления о возбуждении исполнительного производства необходимо указать:
- что в течение срока приостановления деятельности должник не вправе осуществлять указанные в ст.43 Федерального закона "Об общественных объединениях" действия;
- предложить должнику устранить нарушения, на основании которых суд приостановил деятельность данного общественного объединения;
- предупредить: 1. о взыскании с общественного объединения исполнительского сбора в случае нарушения установленных требований в размере 50 минимальных размеров оплаты труда; 2. о возможности наложения штрафа на общественное объединение в размере до 200 МРОТ в порядке ст.85 Федерального закона "Об исполнительном производстве" с возможным его удвоением при каждом нарушении требований; 3. о возможности наложения штрафа на руководителя должника - до 100 МРОТ в порядке ст.87 Закона как на должностное лицо, обязанное в силу своих должностных обязанностей исполнить исполнительный документ, а также об его уголовной ответственности по ст.315 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Каких-либо иных действий со стороны судебного пристава-исполнителя по исполнению данных исполнительных документов, контролю за устранением общественным объединением нарушений, на основании которых суд приостановил деятельность общественного объединения, не требуется.
Применение судебным приставом-исполнителем указанных выше санкций возможно при наличии у него сведений, полученных из любых официальных источников, об осуществлении общественным объединением запрещенной деятельности. О факте неисполнения, доказательствах и лицах, его подтверждающих, должно быть указано в постановлении судебного пристава о взыскании исполнительского сбора, наложении штрафа на общественное объединение или его руководителя (сведения о руководителе необходимо запросить в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области), или в представлении о привлечении руководителя должника к уголовной ответственности. Если источник не носит официального характера, судебный пристав-исполнитель должен запросить необходимую информацию в компетентном органе.
По истечении срока приостановления деятельности общественного объединения судебный пристав-исполнитель в любом случае выносит постановление об окончании исполнительного производства в связи с фактическим исполнением исполнительного документа (п.1 ст.27 Федерального закона "Об исполнительном производстве"), подлежащего возвращению в суд, вынесший решение. Копия постановления об окончании исполнительного производства должна быть направлена во все органы, получившие уведомление судебного пристава-исполнителя о приостановлении деятельности общественного объединения.
Если на момент окончания исполнительного производства с должника или руководителя должника подлежали взысканию исполнительский сбор, штрафы, наложенные судебным приставом-исполнителем, то указанные постановления подлежат выделению в отдельные исполнительные производства.
Ликвидация юридического лица
Пункт 2 ст.61 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает возможность принудительной ликвидации юридического лица по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных Кодексом.
Необходимо отметить, что принудительному исполнению не подлежат исполнительные листы о ликвидации юридического лица, выданные судом без возложения обязанностей по ликвидации юридического лица на их руководящие органы, учредителей или иных участников юридического лица. Исполнительный документ должен однозначно определять обязанных по исполнению решения суда лиц.
При выдаче судом исполнительного листа по решению, не определяющему лиц, обязанных ликвидировать юридическое лицо, и предъявлении его судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения исполнительный лист должен быть возвращен в суд, его выдавший, без возбуждения исполнительного производства по основаниям, предусмотренным п.4 ст.73 Федерального закона "Об исполнительном производстве", поскольку ст.1 Закона об исполнительном производстве однозначно определяет возможность принудительного исполнения судебных актов, а также актов других органов только при возложении ими на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанностей по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.
Таким образом, должником по указанным исполнительным документам является не само юридическое лицо, а лица, указанные в решении суда и обязанные этим решением к проведению активных действий, направленных на ликвидацию юридического лица.
Порядок ликвидации юридического лица определен ст.62, 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.
1. Лица, обязанные судом ликвидировать юридическое лицо, обязаны направить письменное сообщение регистрирующему органу о ликвидации юридического лица, а также назначить ликвидационную комиссию самим или через суд, согласовав ее с регистрирующим органом.
2. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, информацию о его ликвидации, порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
3. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается судом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.
4. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
5. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст.64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
6. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается судом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.
7. Кроме того, ликвидационная комиссия обязана снять юридическое лицо с учета в налоговом органе во всех внебюджетных фондах, закрыть расчетный счет в банке, уничтожить печать юридического лица, представить в регистрирующий орган или сдать в архив учредительные документы юридического лица и свидетельство о регистрации юридического лица.
8. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Ликвидация общественного объединения, кроме того, предполагает также и запрет на его деятельность, т.е. в выполнении общественное объединение должно следовать всем ограничениям, предусмотренным приостановлением его деятельности.
Обязанность судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа о ликвидации состоит в побуждении с использованием предоставленных полномочий указанных в исполнительном листе лиц совершить все перечисленные выше действия.
При этом в материалах исполнительного производства должны находиться копии всех документов, подтверждающих выполнение должником действий по ликвидации юридического лица (копия решения, утвержденного судом и согласованного с регистрирующим органом о создании ликвидационной комиссии, копия газетной публикации о ликвидации организации, копия утвержденного судом ликвидационного баланса и т.д.).
Штрафные санкции в ходе исполнения исполнительного документа о ликвидации юридического лица должны применяться только к должнику, т.е. к лицам, указанным в решении суда, а не к самому юридическому лицу, в случае невыполнения ими без уважительных причин в установленный срок каждого из фиксированного законом обязательного действия по ликвидации организации.
Взыскание исполнительского сбора с должника является разовым действием при первом же нарушении должником установленного порядка ликвидации.
Исполнительное производство во всех случаях должно быть окончено по п.1 ст.27 Федерального закона "Об исполнительном производстве" после исключения юридического лица из Государственного реестра юридических лиц.
Решение об исключении юридического лица из реестра должно быть затребовано судебным приставом в регистрирующем органе: для коммерческих организаций - в местной администрации; для общественных и религиозных объединений - в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации "О порядке исполнения решений судов о ликвидации юридических лиц и о приостановлении деятельности общественных объединений подразделениями судебных приставов Владимирской области" (утв. приказом Управления Минюста РФ по Владимирской области от 18 июня 2001 г. N 207/08-03)
Текст методических рекомендаций опубликован в Бюллетене Министерства Юстиции Российской Федерации, N 3, 2002 г.