Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу Генерального директора
Судебного департамента
при Верховном Суде РФ
от 21 декабря 1998 г. N 108
Положение о ведомственном финансовом контроле в судах и системе Судебного департамента
I. Общие положения
1.1. Ведомственный финансовый контроль в судах и системе Судебного департамента* (далее - ревизуемые организации) организуется и осуществляется в соответствии с действующим законодательством, нормативными и иными правовыми актами Судебного департамента.
1.2. Предметом ведомственного финансового контроля является финансово-хозяйственная деятельность, соблюдение ее нормативно-правового регулирования.
1.3. Ведомственный финансовый контроль обеспечивает надзор за соблюдением установленных государством правил хозяйствования, целевым использованием финансовых и материальных ресурсов, сохранностью имущества, денежных средств и материальных ценностей, правильностью документального оформления хозяйственных операций, постановки и ведения бухгалтерского учета и достоверностью отчетности.
II. Организация ведомственного финансового контроля
В соответствии с основными квалификационными признаками ведомственный финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.
Предварительный и текущий финансовый контроль
2.1. Предварительный и текущий финансовый контроль организуют и осуществляют председатели судов (либо соответствующим образом уполномоченные на то лица), руководители Судебного департамента, органов и учреждений Судебного департамента, а также должностные лица (начальники финансовых служб, главные бухгалтеры, бухгалтеры), имеющие право подписи кассовых, банковских, расчетных и других документов, в порядке, установленном законодательством, до и в процессе исполнения управленческих решений, совершения финансово-хозяйственных операций, т.е. при составлении и утверждении смет (расчетов), заключении и исполнении хозяйственных договоров, подготовке, рассмотрении, визировании и утверждении распорядительных документов и т.д. Кроме того, они обеспечивают:
- своевременное и качественное проведение внезапных проверок в местах хранения денежных средств и материальных ценностей;
- назначение и проведение инвентаризаций материальных ценностей и денежных средств, принятие решений по их результатам;
- подготовку необходимых решений, направленных на устранение нарушений и недостатков в финансово-хозяйственной деятельности, выявленных ревизиями, проверками, проводимыми ведомственными и другими контролирующими органами.
2.2. Порядок и сроки проведения инвентаризации имущества, денежных средств, расчетов и обязательств определяются соответствующими нормативными и иными правовыми актами.
2.3. Для проведения внезапных проверок в местах хранения денежных средств и материальных ценностей образуется постоянно действующая комиссия. Ее работа осуществляется в порядке, предусмотренном Инструкцией об организации и проведении внезапных проверок сохранности денежных средств и материальных ценностей.
Последующий финансовый контроль
2.4. Последующий финансовый контроль по завершенным финансово-хозяйственным операциям организуют руководители Судебного департамента, управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, имеющих штатный контрольно-ревизионный аппарат**, и начальники этих аппаратов. Указанные лица обеспечивают:
- составление и утверждение планов ревизий, соблюдение сроков их проведения;
- рассмотрение актов ревизий, подготовку решений по ним;
- контроль за выполнением решений по актам ревизий, своевременным представлением информации (донесений) по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также возмещению причиненного ущерба;
- правильное и своевременное ведение учета, достоверность отчета о результатах контрольно-ревизионной работы;
- организацию взаимодействия и координацию работы с органами государственного финансового контроля по профилактике и выявлению фактов хищений и недостач, других нарушений финансовой дисциплины;
- направление в правоохранительные органы материалов ревизий по фактам нарушения законов, содержащих признаки уголовно наказуемых деяний;
- изучение и обобщение материалов ревизий, разработку мер по совершенствованию ведомственного финансового контроля.
2.5. Структура и штаты контрольно-ревизионных аппаратов утверждаются в установленном порядке. Прием и увольнение лиц на должности работников в эти аппараты осуществляются по согласованию с Контрольно-ревизионным управлением Судебного департамента.
2.6. Контрольно-ревизионное управление Судебного департамента непосредственно подчиняется Генеральному директору Судебного департамента.
Контрольно-ревизионный аппарат управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерация непосредственно подчиняется начальникам управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации.
2.7. Общее руководство контрольно-ревизионной работой и контроль за ее состоянием осуществляет Контрольно-ревизионное управление Судебного департамента.
2.8. Ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности осуществляют:
2.8.1. Контрольно-ревизионное управление Судебного департамента - в судах, в Судебном департаменте, в органах и учреждениях Судебного департамента.
2.8.2. Контрольно-ревизионные аппараты управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации - в районных судах. Кроме того, они участвуют в проведении ревизии, проверок по предписаниям Судебного департамента.
2.9. Формы и методы проведения ревизии ревизор*** определяет самостоятельно, исходя из требований действующего законодательства, установленного задания и специфики деятельности ревизуемой организации.
2.10. Проведение ревизий, проверок осуществляется в порядке, предусмотренном Инструкцией об организации и проведении ревизий финансово-хозяйственной деятельности, направленной на организационное обеспечение деятельности судов, а также финансово-хозяйственной деятельности в системе Судебного департамента.
III. Обязанности, права и ответственность ревизоров
3.1. Ревизор обязан:
- знать законодательство, нормативные и иные правовые акты, регламентирующие финансово-хозяйственную деятельность ревизуемых организаций, соблюдать права и охраняемые законом интересы ревизуемых организаций;
- быть объективным и принципиальным при проведении ревизии, соблюдая при этом профессиональную этику;
- документально обосновывать выявленные нарушения и недостатки, размер причиненного ущерба;
- при обнаружении фактов причинения материального ущерба вносить предложения о привлечении к ответственности виновных лиц и его возмещению. По нарушениям, содержащим признаки деяний, влекущих за собой уголовную ответственность, вносить предложения руководителю, назначившему ревизию, проверку о передаче материалов в правоохранительные органы;
- оказывать ревизуемой организации практическую помощь в совершенствовании предварительного и текущего контроля за соблюдением сметно-финансовой дисциплины, сохранностью денежных средств и материальных ценностей и другим вопросам финансово-хозяйственной деятельности;
- проверять выполнение предложений по результатам предыдущей ревизии, полноту и своевременность принятых мер по устранению выявленных ревизией нарушений.
3.2. Ревизор имеет право:
- проходить во все здания и помещения, занимаемые ревизуемыми организациями;
- проверять в ревизуемых организациях денежные, бухгалтерские и другие документы, относящиеся к теме проверке, фактическое наличие и правомерность использования денежных средств, ценных бумаг и материальных ценностей;
- требовать от руководителей ревизуемых организаций дополнительного проведения инвентаризаций имущества и выяснения обстоятельств хищений, недостач денежных средств или материальных ценностей, злоупотреблений или порчи имущества;
- опечатывать при необходимости кассы, склады и иные хранилища денежных средств и материальных ценностей, а при обнаружении злоупотреблений принимать меры к изъятию документов в установленном законодательством порядке;
- принимать в процессе ревизий, проверок совместно с руководителями ревизуемых организаций меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также давать обязательные указания об устранении этих нарушений, о возмещении причиненного материального ущерба и привлечении к ответственности виновных лиц в соответствии с действующим законодательством;
- ставить вопрос об отстранении от работы должностных лиц, виновных в фактах хищений и недостач денежных средств и материальных ценностей, других злоупотреблениях в финансово-хозяйственной деятельности;
- получать от ревизуемых организаций необходимые сведения, справки и копии документов по операциям о состоянии отчетов и другим вопросам; запрашивать аналогичные документы от органов и учреждений, не входящих в систему Судебного департамента;
- осуществлять встречные проверки достоверности совершенных финансово-хозяйственных операций в организациях, не входящих в систему Судебного департамента, по согласованию с ними, а в необходимых случаях и с участием представителей этих предприятий, организаций и учреждений.
3.3. Ревизор не должен вмешиваться в оперативную деятельность ревизуемых организаций.
3.4. Ревизор несет в установленном порядке ответственность за умышленное сокрытие обнаруженных в ходе ревизии нарушений, халатное отношение к исполнению служебных обязанностей, превышение своих полномочий, а также за разглашение или передачу информации о деятельности ревизуемой организации без ее согласия или согласия органа, назначившего ревизию, за исключением фактов нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.
3.5. Лица, привлекаемые для проведения ревизий, проверок, выполняют обязанности и пользуются правами ревизора, а также несут установленную законодательством и настоящим Положением ответственность в полном объеме.
IV. Права руководителя ревизуемой организации
4.1. Руководитель ревизуемой организации имеет право в установленном законодательством порядке подавать жалобы на действия ревизора в Судебный департамент или управление (отдел) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, которым ревизор непосредственно подчинен. Подача жалобы ревизуемой организацией не приостанавливает выполнение предложений и предписаний ревизора.
4.2. Руководитель ревизуемой организации:
- создает надлежащие условия для проведения ревизий, проверок, предоставляет ревизорам необходимые помещения и обеспечивает выполнение работ по делопроизводству;
- представляет ревизору подлинные документы по финансово-хозяйственной деятельности, дает справки и письменные объяснения по вопросам, относящимся к ревизии;
- обеспечивает участие в ревизии соответствующих специалистов для проверки конкретных вопросов;
- выполняет требования ревизора, обусловленные его служебными обязанностями.
------------------------------
* Под судами подразумеваются верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды;
под системой Судебного департамента подразумевается Судебный департамент, а также его органы и учреждения.
** Под контрольно-ревизионным аппаратом подразумевается Контрольно-ревизионное управление, группа и другие специалисты, в обязанности которых входит организация и проведение ревизий финансово-хозяйственной деятельности.
*** Ревизорами в дальнейшем именуются штатные специалисты контрольно-ревизионных аппаратов и другие лица, привлекаемые для проведения ревизий, проверок и надлежащим образом на это уполномоченные.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.