Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в порядке информации сообщает, что Президентом Российской Федерации утверждена Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (09.09.2000 N Пр-1895), которая опубликована в "Российской газете" от 28.09.2000 N 187.
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (далее - Доктрина) представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. В этой связи предлагается обратить внимание на некоторые положения Доктрины, представляющие особую значимость для деятельности арбитражных судов.
1. Информационная безопасность Российской Федерации понимается в Доктрине как состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.
Определяется содержание интересов личности, общества и государства в информационной сфере. При этом в качестве составляющей части этих интересов называется обеспечение права на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности (пункт 1 раздела I).
2. В Доктрине выделяются четыре основные составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере:
соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею;
информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным и информационным ресурсам;
развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации и т.п.;
защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем (пункт 1 раздела I).
3. Доктрина называет в числе угроз информационной безопасности Российской Федерации угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, среди которых, в частности, выделяются:
создание монополий на формирование, получение и распространение информации в Российской Федерации;
нерациональное, чрезмерное ограничение доступа к общественно необходимой информации;
неисполнение требований федерального законодательства, регулирующего отношения в информационной сфере;
неправомерное ограничение доступа граждан к открытым информационным ресурсам органов государственной власти, органов местного самоуправления, к открытым архивным материалам, к другой открытой социально значимой информации;
манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации) и др. (пункт 2 раздела I).
При этом среди источников угроз информационной безопасности называется и отставание России от ведущих стран мира по уровню информатизации федеральных органов государственной власти и других органов и сфер деятельности (пункт 3 раздела I).
4. Особое место в Доктрине отводится особенностям обеспечения информационной безопасности в сфере экономики, играющего ключевую роль в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации (пункт 6 раздела II).
При этом отмечается, что недостаточность нормативной базы, определяющей ответственность хозяйствующих субъектов за недостоверность или сокрытие сведений об их коммерческой деятельности, о потребительских свойствах производимых ими товаров и услуг, о результатах их хозяйственной деятельности, об инвестициях и тому подобном, препятствует нормальному функционированию хозяйствующих субъектов. В то же время существенный экономический ущерб хозяйствующим субъектам может быть нанесен вследствие разглашения информации, содержащей коммерческую тайну.
5. В Доктрине определяются и некоторые особенности обеспечения информационной безопасности в судебной сфере (пункт 6 раздела II).
К наиболее важным объектам обеспечения такой безопасности относятся информационные ресурсы судебных органов, содержащие специальные сведения и оперативные данные служебного характера.
При этом среди специфических методов и средств обеспечения информационной безопасности в судебной сфере называются в качестве главных создание защищенной многоуровневой системы интегрированных банков данных справочного и статистического характера, а также повышение уровня профессиональной и специальной подготовки пользователей информационных систем.
6. В Доктрине сформулированы основные положения государственной политики обеспечения информационной безопасности Российской Федерации (пункт 8 раздела III).
В качестве приоритетного направления такой политики называется правовое обеспечение информационной безопасности, которое должно базироваться, прежде всего, на соблюдении принципов законности и баланса интересов граждан, общества и государства в информационной сфере.
7. Органы судебной власти, как это предусмотрено в Доктрине, являются одним из основных элементов организационной основы системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. В их задачи входит осуществление правосудия и обеспечение судебной защиты граждан и общественных объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации (пункт 11 раздела III).
Настоящая информация направляется для использования в организации работы арбитражных судов по реализации процессуальных принципов гласности разбирательства дел, публичности принимаемых судебных актов, а также по информационному обеспечению деятельности судов.
В.Ф.Яковлев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 октября 2000 г. N С1-7/УЗ-1121 "О Доктрине информационной безопасности Российской Федерации"
Текст письма официально опубликован не был