В порядке информации сообщается, что Конституционный Суд Российской Федерации вынес определение по запросу Администрации Московской области о проверке конституционности части 1 пункта 1 и пункта 2 статьи 1015 Гражданского кодекса Российской Федерации.
1. В названном определении отмечается, что по смыслу Конституции Российской Федерации (часть 1 статьи 34), одно и то же лицо не может совмещать властную деятельность в сфере государственного и муниципального управления и предпринимательскую деятельность, направленную на систематическое получение прибыли (абзац 1 пункта 4 определения).
При этом указывается, что конституционные нормы предопределяют специальный характер правоспособности публично-правовых образований, каковыми являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. Они участвуют в гражданских правоотношениях как субъекты со специальной правоспособностью, которая в силу их публично-правовой природы не совпадает с правоспособностью других субъектов гражданского права - граждан и юридических лиц. Не могут они выступать и в качестве доверительных управляющих, поскольку такая деятельность предполагает получение вознаграждения, представление отчетов учредителю доверительного управления (статьи 1018 и 1023 Гражданского кодекса Российской Федерации), что противоречит природе этих образований (абзац 3 пункта 4 определения).
2. Публично-правовые образования, государственные органы и органы местного самоуправления исключены из круга лиц, наделенных правом осуществлять права и обязанности доверительных управляющих, что следует, по мнению Конституционного Суда Российской Федерации, из смысла пунктов 1 и 2 статьи 1015 Гражданского кодекса Российской Федерации (абзац 4 пункта 4 определения).
3. В указанном определении Конституционного Суда приводится информация, свидетельствующая о различных подходах арбитражных судов к пониманию статьи 1015 Гражданского кодекса Российской Федерации и к толкованию ее положений в правоприменительной практике (абзацы 2 и 3 пункта 2 определения).
С учетом изложенного и в целях обеспечения единства правоприменительной практики предлагается иметь в виду правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в определении, относительно того, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования участвуют в гражданских правоотношениях как субъекты со специальной правоспособностью, обусловленной их публично-правовой природой, и что по смыслу пунктов 1 и 2 статьи 1015 Гражданского кодекса Российской Федерации, публично-правовые образования, государственные органы и органы местного самоуправления исключены из круга лиц, наделенных правом осуществлять права и обязанности доверительных управляющих.
О.В.Бойков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 марта 1999 г. N С5-7/УЗ-237 "Об определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.98 N 168-О"
Текст письма официально опубликован не был