См. Обзор деятельности Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей общих, военных и арбитражных судов, а также впервые сформированных квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации за 2003 г.
Квалификационные коллегии судей судов общей юрисдикции, арбитражных и военных судов осуществляли свои полномочия до сформирования единых квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, причем, при несформированности своевременно единых коллегий могли осуществлять свои полномочия только до 20 сентября 2002 года.
В 2002 году всеми квалификационными коллегиями судей, в том числе Высшей, проделана большая работа по выполнению задач, возложенных на них законодательством, в том числе работа по формированию судейского корпуса страны (включая мировых судей), по квалификационной аттестации судей, укреплению дисциплины среди членов судейского сообщества, рассмотрению представлений, обращений, заявлений и жалоб граждан.
В 2002 году в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации (ВККС РФ) поступило материалов, представлений, обращений, заявлений и жалоб - 6993 (в 1996 г. - 1839, 1997 г. - 2740, 1998 г. - 3655, 1999 г. - 4740, 2000 г. - 5463, 2001 г. - 5850).
Из них рассмотрено без вынесения на заседания ВККС РФ - 6558 (в 1997 г. - 2530, 1998 г. - 3385, 1999 г. - 4360, 2000 г. - 5050, 2001 г. - 5600).
На шести недельных заседаниях ВККС РФ рассмотрено (включая групповые) - 435 материалов (в 1997 г. - 96, 1998 г. - 121, 1999 г. - 224, 2000 г. - 238, 2001 г. - 136).
Из 6558 обращений дано ответов на запросы квалификационных коллегий судей (ККС) с разъяснениями норм действующего законодательства в отношении членов и органов судейского сообщества - 128 (в 1997 г. - 114, 1998 г. - 130, 1999 г. - 130, 2000 г. - 125, 2001 г. - 128).
Ответы ВВКС РФ гражданам на их обращения и жалобы, как правило, сопровождались разъяснениями норм того же законодательства.
На основании ст. 5 и п. 6 ст. 6 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" и с 20.03.2002 г. на основании пп. 2 п. 2 ст. 17 ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" на заседаниях ВККС РФ, а также в первые месяцы 2002 года на заседаниях ее 3-х секций судов общей юрисдикции, арбитражных и военных судов рассмотрены заявления 191 кандидата о даче рекомендаций для назначения на судейскую должность.
По заключениям кандидаты
рекомендованы на судейские должности - 151,
одному кандидату отказано в рекомендации - 1,
кандидаты не прошли по конкурсу - 39.
Учитывались итоги проверки достоверности документов и сведений о претенденте на судейскую должность, требования, предъявляемые Законом "О статусе судей в Российской Федерации" к претендентам на указанную должность, стаж по юридической специальности, уровень профессиональной подготовки, результаты работы по юридической специальности (в том числе в должности судьи), организаторские способности, деловые и моральные качества претендента.
В соответствии с п. 6 ст. 6.1 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" (в редакции от 15.12.2001 г. N 169-ФЗ) председатели, заместители председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, военных судов назначаются на должность Президентом РФ сроком на 6 лет по представлению Председателя Верховного Суда РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.
По заключению (решению) секции судей военных судов ВККС РФ от 13 марта 2002 года к назначению на вакантную должность заместителя председателя гарнизонного военного суда был рекомендован судья П., а судье В. в рекомендации было отказано. Судья В. обжаловал заключение (решение).
Решением Верховного Суда РФ от 21 ноября 2002 года (как суда первой инстанции) жалоба В. на заключение (решение) об отказе ему в рекомендации на должность заместителя председателя гарнизонного военного суда оставлена без удовлетворения.
Определением кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 25 февраля 2003 года решение от 21 ноября 2002 года оставлено без изменения, а кассационная жалоба В. - без удовлетворения.
Как указала в определении Кассационная коллегия, согласно ст. 26 ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" от 14 марта 2002 года N 3-ФЗ решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ о приостановлении либо прекращении полномочий судьи, привлечении его к дисциплинарной ответственности, об отставке судьи и о ее приостановлении, а также об отказе в рекомендации на должность судьи могут быть обжалованы заинтересованным лицом в Верховный Суд РФ в общем порядке.
Иные решения названной квалификационной коллегии судей могут быть обжалованы в том же порядке, но лишь по мотивам нарушения процедуры их вынесения.
С учетом содержания вышеприведенной нормы закона суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что решение ВККС РФ по вопросу о даче рекомендации действующему судье к назначению на должность председателя или заместителя председателя военного суда относится к иным решениям, которые могут быть обжалованы заинтересованным лицом лишь по мотивам нарушения процедуры их вынесения.
В жалобах В. указал, что при решении вопроса о даче рекомендации к назначению на вакантную должность не были надлежащим образом учтены все его деловые и профессиональные качества, не были проверены представленные сведения о результатах работы кандидатов, сослался на неполноту протокола судебного заседания секции квалификационной коллегии судей, в частности, на отсутствие в нем указания о результатах голосования по каждой кандидатуре.
Доводы В. обоснованно признаны судом первой инстанции несостоятельными.
Положениями Закона ФЗ "О статусе судей в Российской Федерации", предусматривающими занятие вакантных должностей председателя или заместителя председателя военного суда на конкурсной основе, не установлено четких критериев, по которым решается вопрос о том, кому из кандидатов на указанные должности должно быть отдано предпочтение при наличии равенства основополагающих качеств (деловых, профессиональных и моральных), опыта работы и т.д. Таким образом, закон относит решение данного вопроса на усмотрение квалификационной коллегии.
В рассматриваемом случае основополагающие данные у обоих кандидатов (П. и В.) фактически были равны, что не отрицается и В. в кассационной жалобе.
Ссылка В. на то, что квалификационная коллегия приняла решение на основе сведений о результатах работы кандидата П., которые нуждались в дополнительной проверке, является необоснованной, поскольку такие сведения были представлены председателем гарнизонного военного суда, не доверять им оснований не имелось.
Доводы В. о неполноте протокола заседания квалификационной коллегии и отсутствие в нем указания о результатах голосования по каждой кандидатуре, не могут служить основанием к отмене принятого решения, поскольку сами по себе не свидетельствуют о неполноте исследования коллегией представленных материалов, что в последующем могло отразиться на обоснованности принятого ею решения. Кроме того, как следует из протокола заседания секции военных судов ВККС РФ от 13.03.2002 г., заключение (решение) было принято компетентным органом, правомочным его составом и большинством голосов.
Создание судейского корпуса в Чеченской Республике является исторической необходимостью.
С учетом действующего законодательства, в том числе положений ст. 10 ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" ВККС РФ рассмотрено заявлений кандидатов на судейские должности в Чеченской Республике - 69.
Заключениями ВККС РФ кандидаты рекомендованы на должности:
1. судей Верховного суда Республики (включая руководителей) - 3;
2. председателей районных судов - 13;
3. судей районных судов - 16.
Кандидатам отказано в рекомендации на судейские должности - 12, из них на должности:
- председателей районных судов - 3;
- судей районных судов - 9.
Кандидаты не прошли по конкурсу - 13.
Согласно ст. 27 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ судьей военного суда (наряду с другими, указанными в статье требованиями) может быть гражданин, имеющий офицерское звание и заключивший контракт о прохождении военной службы.
Ст. 49 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" установлен предельный возраст пребывания на военной службе в зависимости от воинских званий.
Согласно п. 3 ст. 26 ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" судьям военных судов, достигшим предельного возраста, установленного для пребывания в соответствующем воинском звании, срок военной службы может быть продлен до 10 лет Председателем Верховного Суда РФ по рекомендации квалификационной коллегии судей, но не свыше достижения ими возраста 65 лет.
Рекомендованы к продлению срока пребывания на военной службе председатели, заместители председателей и судьи соответствующих военных судов:
заключениями ВККС РФ - 10,
заключениями секции военных судов ВККС РФ (в первые месяцы 2002 года) - 3.
Каждый суд обязан надлежащим образом выполнять задачу по отправлению правосудия.
Применение на практике положений ст. 7-1 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" способствует выполнению этой задачи.
Согласно приведенной нормы закона привлечение судьи, находящегося в отставке, с его согласия к исполнению обязанностей судьи на срок до одного года производится председателем вышестоящего суда при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей.
По заключениям ВККС РФ 24 судьи в отставке рекомендованы к привлечению их к исполнению обязанностей судьи.
С учетом требований, предъявляемых законом к судье, вынесено одно отрицательное заключение.
Возобновлены полномочия председателя областного суда, приостановленные ранее в связи с участием его в предвыборной кампании, полномочия заместителя председателя гарнизонного военного суда, приостановленные ранее в связи с привлечением его к уголовной ответственности (ст. 13 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации").
По приговору заместитель председателя суда оправдан.
Согласно п. 2 Положения о квалификационной аттестации судей - квалификационной аттестацией судьи признается оценка уровня его профессиональных знаний и умение применять их при осуществлении правосудия, деловых качеств судьи и соответствия его требованиям, предъявляемым к судьям Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации".
Решениями ВККС РФ и в первые месяцы 2002 года решениями ее 3-х секций судов общей юрисдикции, арбитражных и военных судов присвоены руководителям судов и судьям квалификационные классы (первый и высший) - 562.
Решениями ВККС РФ 20 судей и руководителей судов оставлены в прежних классах (с учетом уровня выполнения ими служебных обязанностей, установленных данных в их совокупности и, прежде всего, недостатков в обеспечении надлежащего качества работы при осуществлении правосудия и соблюдения процессуальных сроков).
Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации изучена практика проведения квалификационной аттестации судей по вопросу присвоения квалификационного класса вне зависимости от предусмотренного по занимаемой должности, а также без соблюдения последовательности и срока пребывания в присвоенном квалификационном классе.
Установлено, что при представлении в ВККС РФ материалов для квалификационной аттестации судей допускались нарушения, повлекшие отложение рассмотрения представлений в связи с ненадлежащим оформлением и необходимостью истребования дополнительных документов.
В частности, в ряде случаев представленные справки, характеристики, копии решений (заключений) и протоколы заседаний Советов судей и квалификационных коллегий судей должным образом не заверялись и даты их составления не указывались. Судьи, в отношении которых вносились представления о квалификационной аттестации, с составленными на них характеристиками не ознакамливались.
Такие же недостатки имели место и при представлении судей, руководителей судов к очередной аттестации.
10 декабря 2002 года за N ИП 412/02 в адрес председателей соответствующих судов Российской Федерации направлено письмо с предложениями о недопущении выявленных недостатков при представлении материалов.
Перечень документов, которые необходимо представлять по вопросу о проведении квалификационной аттестации, предусмотрен ст. 13 Положения о квалификационных коллегиях судей, утвержденного 15 июля 2002 года.
Решениями ВККС РФ прекращены полномочия председателей, заместителей председателей и судей соответствующих судов общей юрисдикции, арбитражных и военных судов по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 14 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" (в редакции от 15.12.2001 г.) - 30,
в том числе:
1. по пп. 1 (по письменному заявлению об отставке) и для военных по пп. 5 (в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе - 28,
2. по пп. 10 (в связи со смертью) - 1,
3. по пп. 11 (в связи с отказом председателя гарнизонноговоенного суда от перевода в другой суд при реорганизации первого суда) - 1
Как подтверждено практикой, в обязательном порядке необходима тщательная подготовка к рассмотрению заявлений, представлений, материалов на заседаниях коллегии.
Согласно ст. 21 ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" подготовку заседания квалификационной коллегии судей осуществляет председатель ККС или его заместитель, который определяет время и место проведения заседания, а также круг лиц, подлежащих приглашению на заседание.
Приглашенные лица должны быть своевременно извещены о времени и месте проведения заседания.
Судья, в отношении которого начато производство, вправе знакомиться с имеющимися в ККС материалами и представлять свои возражения и замечания.
О времени и месте проведения заседания ККС судья, в отношении которого начато производство, извещается в срок, необходимый для явки на заседание.
Например: судья обратился с письменным заявлением о прекращении его полномочий в связи с уходом в отставку, даже указал в заявлении просьбу о рассмотрении вопроса в его отсутствие; по стечению обстоятельств судья не был извещен о времени и месте заседания коллегии; он вправе отозвать свое заявление до заседания коллегии и на заседании коллегии; он принял решение об отзыве заявления, но сообщить об этом в коллегию не успел, а коллегия в отсутствие судьи вынесла решение о прекращении его полномочий в связи с его письменным заявлением об отставке.
В данном случае существенно нарушаются требования указанной выше нормы закона, права судьи и, как следует из судебной практики, влекут отмену решения ККС судебной инстанцией по жалобе судьи.
По решению ВККС РФ от 12.03.2002 г. прекращены досрочно полномочия судьи-первого заместителя председателя арбитражного суда Ш. одной из областей с лишением его второго квалификационного класса (по представлению председателя суда) на основании п. 1 ст. 12.1 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации".
Решением коллегии и судебными актами Верховного Суда РФ признаны установленными факты совершения Ш. дисциплинарных проступков в виде грубых нарушений процессуального законодательства, а также норм Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации", и Кодекса чести судьи Российской Федерации.
Но, решением Верховного Суда РФ от 25.07.2002 г., оставленным без изменения определением кассационной коллегией Верховного Суда РФ от 08.10.2002 г., решение ВККС РФ было изменено, полномочия судьи-заместителя председателя арбитражного суда прекращены в связи с переходом на другую работу.
Судебные инстанции в решении и определении сделали вывод о нарушении ВККС РФ требований ст. 193 Трудового кодекса РФ, согласно которой дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников, сослались при этом на ст. 22 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации", согласно которой законодательство Российской Федерации о труде распространяется на судей в части, не урегулированной настоящим Законом.
Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27.12.2002 г. по протесту Заместителя Председателя данного Суда решение и определение судебных инстанций отменены, вынесено новое решение об отказе Ш. В удовлетворении заявленных требований.
Решение ВККС РФ вступило в законную силу.
В Постановлении Президиум, в частности, привел следующее доводы.
На момент принятия ВККС РФ решения о прекращении полномочий Ш. действовал Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" в редакции Федерального Закона от 15 декабря 2001 года.
ВККС РФ, принимая решение обоснованно руководствовалась указанным законом, решая вопрос о прекращении полномочий Ш., в том числе и положениями ст. 12-1 указанного Закона, поскольку в прежней редакции Закона также предусматривалась возможность прекращения полномочий судьи за совершение аналогичных поступков.
Статья 22 Закона "О статусе судей в Российской Федерации" устанавливает, что законодательство Российской Федерации о труде распространяется на судей в части, не урегулированной настоящим Законом.
Но данной статьей не предусмотрено, что на правоотношения, связанные с дисциплинарной ответственностью судей, распространяются нормы трудового законодательства, как указано в судебном решении.
Вывод суда о распространении на правоотношения, связанные с дисциплинарной ответственностью судей, норм трудового законодательства противоречит статьям 9 и 12 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации".
Так, статьей 9 установлено, что независимость судьи обеспечивается установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи.
Статьей 12 Закона предусмотрено, что судья несменяем, он не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия и его полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как по основаниям и в порядке, установленным настоящим Законом.
Закон "О статусе судей в Российской Федерации" не предусматривает возможность применения норм трудового законодательства при определении порядка применения дисциплинарных взысканий в виде прекращения полномочий и устанавливает специальный порядок.
Данный порядок установлен ст. 12-1 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" (в редакции от 15.12.2001 г.), предусматривающий, что решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения.
Порядок и сроки рассмотрения материалов о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности ВККС РФ регулируются ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" (главой 3).
Статья 25 данного Закона устанавливает сроки рассмотрения материалов квалификационной коллегией судей, то есть сроки, в течение которых квалификационная коллегия судей обязана принять решение по поступившим материалам, а не срок привлечения к дисциплинарной ответственности.
Вывод суда о том, что ст. 25 Закона фактически не исключает обязанности коллегии по рассмотрению поступивших материалов и в иные сроки, предусмотренные Федеральными законами, а в данном случае - в установленный Трудовым кодексом РФ - в месячный срок со дня обнаружения (дня поступления представления) дисциплинарного проступка, нельзя признать правильным и основанным на законе с учетом вышеизложенного, а также того, что Трудовой кодекс РФ не предусматривает обязанность квалификационной коллегии рассматривать материалы о дисциплинарной ответственности в месячный срок, работа квалификационной коллегии регулируется специальным законодательством, а поэтому нормы трудового законодательства в данном случае не применимы.
Согласно ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем.
Квалификационная коллегия судей не является по отношению к судье работодателем.
Статья 192 ТК РФ предусматривает, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: - замечание; - выговор; - увольнение по соответствующим основаниям.
Федеральными законами для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.
Статья 193 ТК РФ устанавливает порядок применения дисциплинарных взысканий работодателем.
Возможность применения дисциплинарных взысканий иным органом, не являющимся работодателем, в т.ч. квалификационной коллегией судей, данная статья Трудового кодекса РФ не предусматривает.
Согласно трудовому законодательству дисциплинарным проступком является виновное, противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов руководителя, технических правил и т.п.)
Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" (ст. 12-1) предусматривает, что дисциплинарным проступком является нарушение норм настоящего Закона, а также положений Кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей.
Таким образом, законом установлено различие между дисциплинарным проступком судьи и дисциплинарным проступком иного работника, установленного трудовым законодательством.
Ст. 12-1 Закона предусматривает специальный вид дисциплинарного взыскания в виде досрочного прекращения полномочий судьи.
Трудовым кодексом порядок применения данного дисциплинарного взыскания не устанавливается, он установлен специальным законом, а именно Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации".
Досрочное прекращение полномочий судьи не является дисциплинарным взысканием в виде увольнения, а поэтому к нему нормы трудового законодательства неприменимы.
Решением ВККС РФ прекращены досрочно полномочия судьи - председателя гарнизонного военного суда (по представлению председателя вышестоящего военного суда) на основании п. 1 ст. 12-1 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" за совершение дисциплинарного проступка (решение не обжаловано).
ВККС РФ вынесены, в частности, и другие решения которыми:
оставлены без удовлетворения жалобы граждан о досрочном прекращении полномочий председателя краевого суда в порядке наложения дисциплинарного взыскания (решение от 12.03.2002 г.);
оставлено без удовлетворения обращение Совета судей региона о прекращении полномочий председателя районного суда и (ранее) председателя квалификационной коллегии судей в порядке наложения дисциплинарного взыскания (решение от 18.07.2002 г.);
отменено решение квалификационной коллегии судей Амурской области от 30.11.2001 г. о прекращении полномочий судьи - председателя районного суда по пп. 9 п. 1 ст. 14 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" (в редакции до 15.12.2001 г.) и председатель суда предупрежден о необходимости систематического принятия в суде организационных мер, направленных на соблюдение процессуальных сроков при рассмотрении уголовных и гражданских дел (решение от 13.03.2002 г.);
Отменено решение квалификационной коллеги судей Смоленской области от 07.02.2002 г. о прекращении досрочно полномочий председателя районного суда на основании п. 11 ст. 6.1 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" (в редакции от 15.12.2001 г.) с сохранением за ним полномочий судьи (решение от 18.07.2002 г.).
В последнем случае квалификационная коллегия судей установила, что председатель районного суда с момента назначения его на эту должность в декабре 2000 года и до 5 декабря 2001 года ненадлежаще исполнял обязанности председателя.
Вопрос о прекращении его полномочий судьи и председателя суда на основании пп. 9 п. 1 ст. 14 указанного выше Закона РФ (в старой редакции) не ставился.
Досрочное прекращение полномочий председателей и заместителей председателей судов, установленное п. 1 ст. 6-1 Закона РФ в редакции от 15.12.2001 г. является новым особым видом юридической ответственности, которую указанные лица несут за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими должностных обязанностей председателей или заместителей председателей судов, а не в связи с совершением поступка, несовместимого со статусом судьи.
В силу части 1 ст. 54 Конституции РФ закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
В этой связи председатель районного суда не мог быть привлечен к ответственности на основании п. 11 ст. 6.1 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" за действия (бездействие), имевшие место до вступления в силу Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 169-ФЗ, которым введена ответственность председателей и заместителей председателей судов за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.
С учетом изложенного решение ККС Смоленской области признано ошибочным.
Заключениями ВККС РФ, вынесенными по соответствующим представлениям, 135 руководителей судов и судей рекомендованы для представления:
а) к присвоению почетного звания "Заслуженный юрист Российской Федерации" - 85;
б) к награждению орденом "Дружбы" - 8;
в) к награждению орденом Почета- 24;
г) к награждению медалью ордена "За заслуги перед отечеством" II степени - 13;
д) к награждению медалью ордена "За заслуги перед отечеством" IV степени - 3;
е) к награждению знаком отличия "За безупречную службу" XXV (лет) - 1;
ж) к награждению в виде благодарности Президента Российской Федерации - 1.
Решениями ВККС РФ утверждены:
15 июля 2002 года - Положение о квалификационных коллегиях судей;
15 мая 2002 года - Положение об экзаменационных комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи;
13 марта 2002 года - экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи при Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;
10 апреля 2002 года - председатель и заместители председателя экзаменационной комиссии;
15 ноября 2002 года - экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи при квалификационной коллегии судей Республики Башкортостан (при несформированности в то время указанной коллегии).
16 января 2002 года - судебная коллегия Верховного Суда РФ в количестве 18 судей в соответствии с пп. 3, 4, 6, 7 ст. 16 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации".
Приняты (и направлены в квалификационные коллегии судей):
разъяснения и рекомендации по возникшим вопросам применения норм Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" (в редакции от 15.12.2002 г.) и Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации".
С председателями, заместителями председателей, членами квалификационных коллегий судей проведен семинар (в г. Хабаровске) по правовым вопросам относительно деятельности коллегий.
В 2002 году в регионах действовало квалификационных коллегий судей - 171, в том числе: судов общей юрисдикции - 85, военных судов - 13, арбитражных судов - 83.
Данные коллегии могли осуществлять свои полномочия до формирования квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, но не далее, чем до 20 сентября 2002 года.
Сформированные коллегии субъектов Российской Федерации продолжают свою деятельность.
Выполняя задачу подбора судейских кадров, все указанные выше коллегии рассмотрели 6736 заявлений кандидатов о рекомендации на соответствующие судейские должности.
Дано положительных заключений - 6060.
Дано отрицательных заключений или кандидаты не прошли по конкурсу - 661.
Кандидаты отозвали свои заявления - 15.
Квалификационными коллегиями судей судов общей юрисдикции и квалификационными коллегиями судей субъектов Российской Федерации 182 кандидатам даны рекомендации для назначения их на должности мировых судей.
Квалификационными коллегиями при рассмотрении заявлений кандидатов учитывались итоги проверки достоверности документов и сведений о претендентах на судейскую должность, требования, предъявляемые к претенденту законом, стаж по юридической специальности, уровень профессиональной подготовки, результаты работы по юридической специальности, организаторские способности, деловые и моральные качества претендентов.
Большинство коллегий соблюдали требования законодательства, в том числе пункта 6 ст. 6 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации", из содержания которого следует, что для судьи федерального суда при назначении его на должность судьи в порядке перевода (по его заявлению) в другой суд того же уровня или в нижестоящий суд не требуется заключения квалификационной коллегии судей.
Большинство коллегий соблюдали требования ст. 5 того же Закона, ст. 19 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" и ст. 10 Положения о квалификационных коллегиях судей, утвержденного 15 июля 2002 года, согласно которому принимаемые квалификационными коллегиями судей заключения об отказе в рекомендации должны быть мотивированными.
Какого-либо исключения из приведенного требования законом не предусмотрено.
По заключениям всех квалификационных коллегий судей 381 судья в отставке рекомендован для привлечения к исполнению обязанностей судьи на срок до одного года.
В отношении 2-х судей в отставке даны отрицательные заключения (в отношении одного - с учетом данных о профессионализме, в отношении второго - с учетом достижения возраста 65 лет).
Коллегиями рекомендованы для назначения членами президиума областного или иного суда - 23 судьи (в 13 регионах).
Одному судье отказано в рекомендации для назначения членом президиума областного суда в виду незначительности стажа работы в данном суде (Мурманская область).
По мере формирования квалификационных коллегий судей в субъектах Российской Федерации при коллегиях образовывались экзаменационные комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи. Председателями коллегий, как правило, утверждались председатели, заместители председателей и судьи областных и равных им судов.
Количество судей, в отношении которых была проведена квалификационная аттестация по вопросу присвоения квалификационного класса - 5956.
Присвоены классы 5847 судьям, в том числе:
судьям судов общей юрисдикции - 5445;
судьям арбитражных судов - 195;
судьям военных судов 207.
Присвоены классы досрочно - 398 (в том числе 98 военным судьям).
Оставлены в прежнем классе - 109, в том числе 2 мировых судей и 5 военных.
Причинами оставления судей в прежнем классе явились недостатки в обеспечении надлежащего качества рассмотрения судебных дел, нарушения процессуальных сроков, допущенные ошибки в применении законодательства.
Количество судей (руководителей судов), мировых судей, чьи полномочия прекращены по подпункту 1 ст. 14 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" в редакции от 15.12.2001 г. (в основном судей и руководителей судов районных, городских судов общей юрисдикции) - 912, в том числе:
по пп. 1 - 460 (из них 2 мировых судей, 13 судей арбитражных судов, 10 судей военных судов);
по пп. 2 - 21 (из них 5 мировых судей);
по пп. 3 - 103 (из них 5 мировых судей, 6 арбитражных судей);
по пп. 4 - 303 (из них одного военного судьи);
по пп. 5 - 6 военных судей;
по пп. 10 - 24 (из них одного мирового судьи, одного военного судьи);
по пп. 11 - 1 военного судьи.
Решения ККС о прекращении полномочий судей по приведенным основаниям вынесены в соответствии с действующим законодательством.
Количество председателей районных судов, чьи полномочия прекращены на основании п. 11 ст. 6.1 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" с сохранением за ними полномочий судьи - 4 (в Удмуртской Республике, Алтайском крае, Ростовской и Самарской областях).
Три председателя суда решения ККС не обжаловали. Решения ККС Алтайского края обжаловано председателем суда.
Наложение дисциплинарного взыскания на основании п. 1 ст. 12-1 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" в виде досрочного прекращения полномочий за совершение дисциплинарного проступка.
Всеми квалификационными коллегиями судей (исключая Высшую) в пределах их компетенции по указанному основанию в 27 регионах досрочно прекращены полномочия 34 должностных лиц: судьи областного суда (Сахалинская область), двух председателей районных судов (Удмуртская Республика, Приморский край), 4 судей городских судов (Владимирская, Ивановская, Московская, Новгородская области), 20 судей районных судов (Алтайский край, Республика Саха (Якутия), Удмуртская Республика, Красноярский край, Амурская, Брянская, Воронежская, Кировская, Кемеровская (2), Оренбургская, Пермская (4), Самарская, Тульская области, г. Москва (2), Ханты-Мансийский автономный округ), 6 мировых судей (Республики Татарстан и Тыва, Вологодская, Ростовская (3), Челябинская области), одного судьи гарнизонного военного суда.
27 решений ККС вступили в силу, 7 решений находятся в стадии обжалования и судебного рассмотрения (на день составления справки).
Отмененные решения ККС в приведенных данных не учитываются.
Если учесть, что решениями ВККС РФ за совершение дисциплинарных проступков прекращены досрочно полномочия первого заместителя арбитражного суда области и председателя гарнизонного военного суда (решения вступили в силу), то усматривается, что в 29 регионах прекращены досрочно полномочия 36 лиц, занимавших судейские должности.
Для сравнения: за совершение проступков, порочащих честь и достоинство судьи и умаляющих авторитет судебной власти были прекращены полномочия судей и руководителей судов общей юрисдикции, арбитражных, военных судов в 1998 году - 115, в 1999 году - 92, в 2000 году - 75, в 2001 году - 45 (в этом году полномочия судей военных судов не прекращались).
Тенденция к уменьшению случаев прекращения полномочий судей и руководителей судов по негативному основанию объясняется, прежде всего, улучшением работы руководителей судов, управлений Судебного департамента, квалификационных коллегий судей, советов судей и других органов судейского сообщества по вопросам подбора кадров, укрепления дисциплины среди членов судейского сообщества.
Из наименования и содержания статьи 22 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" следует, что поводом для рассмотрения на заседании квалификационной коллегии судей вопроса о дисциплинарной ответственности судьи является только представление председателя соответствующего или вышестоящего суда либо обращение органа судейского сообщества.
Не соблюдение данного требования закона влечет отмену решения квалификационной коллегии судей.
Так, решением Рязанского областного суда от 18.11.2002 г. отменено решение квалификационной коллегии судей области от 26.07.2002 г. о досрочном прекращении полномочий судьи районного суда в порядке наложения дисциплинарного взыскания, поскольку поводом для рассмотрения коллегией вопроса о дисциплинарной ответственности судьи явилось обращение Открытого акционерного общества и факт преднамеренного грубого нарушения судьей процессуального закона не нашел своего подтверждения.
В ряде других случаев квалификационными коллегиями судей досрочно прекращались полномочия судей (руководителей судов) без достаточных к тому оснований, предусмотренных законом, без должного подтверждения выводов о совершении ими дисциплинарных проступков.
В судебном порядке отменены 3 решения квалификационных коллегий судей о прекращении полномочий судей районных судов в Республике Башкортостан, Алтайском крае, Самарской области, одно решение квалификационной коллегии судей о прекращении полномочий мирового судьи (Республика Бурятия).
Одно решение квалификационной коллегии судей изменено, полномочия заместителя председателя районного суда прекращены по его письменному заявлению об отставке (Алтайский край).
Эти 6 случаев не учитывались в приведенных выше статистических данных о прекращении полномочий.
Конкретные действия 30 судей и руководителей судов в 24 регионах (исключая мировых судей) признаны дисциплинарными проступками, повлекшими прекращение полномочий:
а) грубое или систематическое нарушение норм |
процессуального закона - 16 (53,3%); > 76,6%
б) волокита - 4 (13,3%); |
в) фальсификация - 3 (10%) |
г) прогулы, злоупотребление спиртными |
напитками - 4 (13,3%); > 23,4%
д) недостойное поведение в быту - 1 (3,4%); |
е) нарушение Кодекса чести судьи - 2 (6,7%) |
Стаж судебной работы имели судьи на момент прекращения полномочий за дисциплинарные проступки:
а) до 3-х лет - 8 (26,7;%) |
б) до 5-ти лет - 6 (20%) > 46,7%
в) до 7 лет - 4 (13,3%) |
г) до 10 лет - 4 (13,3%) |
д) свыше 10 лет - 8 (26,7%) > 40%
е) до 3-х лет и свыше 10 лет - 16 (53,4%) |
Кем работали ранее судьи, чьи полномочия прекращены за дисциплинарные проступки:
а) адвокатом - 1 (3,4%) |
б) в МВД - 3 (10%) > 23,4%
в) прокурором, следователем - 3 (10%) |
г) в народном хозяйстве - 7 (23,2%)
д) в иных организациях - 13 (43,3%)
е) были военнослужащими - 2 (6,7%)
ж) судья областного суда, ранее работал судьей горсуда - 1 (3,4%)
Конкретные действия шести мировых судей, признанные дисциплинарными проступками, повлекшими прекращение полномочий:
а) грубое или систематическое нарушение норм процессуального закона - 5 (83%);
б) прогулы, злоупотребление спиртными напитками - 1 (17%, Р. Тыва);
Стаж судебной работы имели мировые судьи на момент прекращения их полномочий за дисциплинарные проступки:
а) до 3-х лет - 5 (83%),
б) до 7-ми лет - 1 (17%, Челябинская область).
Кем работали мировые судьи ранее:
а) в органах пенсионного обеспечения - 1 (17%);
б) в иных организациях - 5 (83%).
В 2002 году на основании п. 1 ст. 12.1 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации по решениям всех квалификационных коллегий судей, в том числе Высшей, подвергнуты дисциплинарному взысканию в виде предупреждения 118 судей, в том числе 7 судей арбитражных судов, 2 мировых судьи.
Судьи военных судов не предупреждались.
Коллегиями установлено совершение 118-ю судьями дисциплинарных проступков, в основном судьями судов общей юрисдикции.
Эти проступки выражались, главным образом, в нарушениях норм процессуального закона, в том числе о подведомственности рассмотрения дел. Выявлены случаи необоснованного рассмотрения судами общей юрисдикции дел с участием акционеров и акционерных обществ, отнесенных в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации к подведомственности арбитражных судов.
Решением квалификационной коллегии судей Карачаево-Черкесской Республики от 11.12.2002 г. признано, что допущенное судьей нарушение положений о подведомственности рассмотрения дел является дисциплинарным проступком. Однако, учитывая, что сам судья отменил незаконно принятые меры обеспечения жалобы через два дня, негативных последствий его определение от 18 октября 2002 года фактически не повлекло, квалификационная коллегия нашла возможным ограничиться наложением на судью дисциплинарного взыскания в виде предупреждения.
В 2001 году (до 15.12.2001 г.) решениями квалификационных коллегий судей в 28 регионах был предупрежден 81 судья о необходимости недопущения в будущей работе выявленных недостатков, в том числе относительно соблюдения процессуальных сроков рассмотрения дел.
Данные предупреждения по закону не относились к дисциплинарному взысканию.
Большая работа проведена квалификационными коллегиями судей всех видов в регионах по рассмотрению жалоб, заявлений и жалоб граждан в отношении судей.
В 2002 году такой корреспонденции поступило - 18563, в том числе:
в ККС военных судов - 17;
в ККС арбитражных судов - 114;
в ККС судов общей юрисдикции (до прекращения их деятельности) и в ККС субъектов Российской Федерации - 18432 (в 85 регионах, из них 29 жалоб в отношении мировых судей).
В числе 18432 жалоб, заявлений и обращений - заявители указали следующие доводы:
а) нарушения норм процессуального закона - 38,8% (в 79 регионах; 7 жалоб в отношении мировых судей);
б) волокита - 28,8% (в 77 регионах; 7 жалоб в отношении мировых судей);
в) грубость и неэтичность поведения судьи в отношении участников процесса и других граждан - 5% (в 70 регионах; 7 жалоб в отношении мировых судей);
г) недостойное поведение судьи в быту - 0,18% (в 20 регионах);
д) другие доводы, в том числе о несогласии с судебными постановлениями - 27% (в 70 регионах; 8 жалоб в связи с судебной деятельностью мировых судей);
400 жалоб только о несогласии с судебными актами возвращены заявителям, поскольку предусмотрен судебных порядок обжалования этих актов.
Жалоб, заявления, обращений было проверено - 69,8% в 85 регионах (по поручениям квалификационных коллегий судей, председателей областных и равных ему судов; проверки проводили члены квалификационных коллегий судей, председатели районных и городских судов, судьи, сотрудники управления Судебного департамента).
Коллегиями заявителям давались ответы.
Во многих случаях доводы заявителей не подтверждались.
Из приведенного количества жалоб, заявлений, обращений рассмотрено на заседаниях квалификационных коллегий судей - 489, включая 3 частных определения (3,8%, в 70 регионах), из них:
а) с вынесением решений - 174 (1,4%, из них 173 без наложения на судей дисциплинарных взысканий, в некоторых случаях обращено внимание судей на необходимость недопущения в работе конкретных недостатков, в одном случае в нарушение требований п. 1 ст. 22 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" (ККС Рязанской области) на судью районного суда наложено дисциплинарное взыскание (решение ККС отменено);
б) без вынесения решений - 315 (2,4%), квалификационные коллегии судей ограничились обсуждением приведенных в жалобах, обращениях и заявлениях доводов, придя к выводу об отсутствии каких-либо оснований к постановке вопроса о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности.
На протяжении многих лет наблюдается рост поступлений жалоб, заявлений и обращений граждан в ККС судов общей юрисдикции.
Их поступило:
в 1995 году - 4000, 1996 г. - 7500, 1997 г. - 10800, 1998 г. - 14400, 1999 г. - 17564, 2000 г. - 16700, 2001 г. - 18749.
Определенную роль сыграли в этом общеизвестные перемены в России во многих сферах, слабая осведомленность граждан в изменениях законодательства.
Нельзя не учесть, что законодатель последовательно расширял объем судебной компетенции и в соответствии с положениями ст. 46 Конституции Российской Федерации 1993 года ввел судебный порядок разрешения социальных конфликтов, поэтому в судах значительно возросло количество гражданско-правовых споров, возросла нагрузка на судью.
Но, как подтверждается приведенными выше данными о прекращении полномочий судей и о предупреждении их за негативные поступки, а также имеющимися в судах данными о качестве рассмотрения судами конкретных дел, о соблюдении ими процессуальных сроков, значительное количество жалоб, заявлений и обращений в отношении судей являлись обоснованными.
Квалификационными коллегиями судей судов общей юрисдикции и субъектов Российской Федерации рассматривались и другие вопросы в соответствии с их компетенцией.
Приостанавливались полномочия трех судей районных судов, из них:
2-х судей - на основании п. 4 ст. 21 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" до принятия решения по вопросу о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности (Алтайский край, Московская область);
одного судьи - на основании пп. 3 п. 1 ст. 13 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" в связи с участием судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания края (Красноярский край).
Приостановлено членство в судейском сообществе 2-х судей, пребывающих в отставке, на основании п. 4 ст. 3 того же закона в связи с их намерением работать адвокатами.
Прекращена отставка 28 судей:
13 - на основании п. 8 ст. 15 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" в связи с повторным назначением на должность судьи областного суда (1), судьи районного суда (4), мирового судьи (8, из них 6 в Ростовской области);
12 - на основании п.п. 6, 7 ст. 15 того же закона (в основном в связи с трудоустройством на неразрешенные должности, в том числе 1 в Хабаровском крае в связи с поступлением на работу в прокуратуру);
3 - в связи со смертью.
Рассмотрены ходатайства кандидатов в судьи, судей и должностных лиц (председателей судов) о пересмотре заключений и решений квалификационных коллегий судей на основании ст. 20 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации".
Всего рассмотрено ходатайств - 36, в том числе судей и кандидатов в судьи - 21, должностных лиц - 15.
Результаты рассмотрения ходатайств:
15 - заключения и решения ККС отменены;
11 - заключения и решения ККС изменены;
10 - в удовлетворении ходатайств отказано.
Вынесено заключений по вопросам представления к присвоению почетного звания "Заслуженный юрист Российской Федерации" и к награждению государственными наградами - 106, из них:
положительных заключений - 105,
отрицательных заключений - 1.
Генеральным прокурором Российской Федерации внесены в квалификационные коллегии судей 7 представлений о даче согласия на возбуждение уголовных дел в отношении судей. (Согласно информации Генеральной прокуратуры РФ)
а) удовлетворено 6 представлений и дано согласие на возбуждение уголовных дел в отношении 6 судей квалификационными коллегиями судей Ярославской, Пермской, Ростовской и Омской областей, Республики Мордовия и г. Москвы;
б) решением квалификационной коллегии судей Республики Татарстан представление в отношении одного судьи оставлено без удовлетворения.
Деятельность квалификационных коллегий судей в пределах их компетенции в конечном итоге должна быть направлена на обеспечение выполнения судьями надлежащим образом важнейшей задачи по отправлению правосудия.
Высшая квалификационная коллегия |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор результатов деятельности Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, квалификационных коллегий судей судов общей юрисдикции, арбитражных и военных судов, а также впервые сформированных квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации за 2002 год
Текст обзора официально опубликован не был