Постановление Правительства Республики Башкортостан
от 20 февраля 2014 г. N 67
"О внесении изменений в некоторые решения Правительства Республики Башкортостан"
31 декабря 2014 г.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18 октября 2017 г. N 475 настоящее постановление признано утратившим силу
Правительство Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, вносимые в государственную программу "Социальная поддержка граждан в Республике Башкортостан", утвержденную постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2011 года N 542 (с последующими изменениями).
2. Внести в постановление Правительства Республики Башкортостан от 27 ноября 2013 года N 572 "О порядке предоставления субсидий на конкурсной основе социально ориентированным некоммерческим организациям Республики Башкортостан" следующие изменения:
а) дополнить пунктом 2 следующего содержания:
"2. Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан осуществлять взаимодействие с Министерством экономического развития Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.";
б) пункты 2 и 3 считать соответственно пунктами 3 и 4.
3. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Башкортостан от 27 марта 2013 года N 100 "О республиканской целевой программе "Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Республики Башкортостан" на 2013-2015 годы".
Первый заместитель |
Р.Х. Марданов |
Изменения,
вносимые в государственную программу "Социальная поддержка граждан в Республике Башкортостан"
(утв. постановлением Правительства Республики Башкортостан
от 20 февраля 2014 г. N 67)
31 декабря 2014 г.
1) Утратил силу с 1 января 2015 г.
См. текст пункта 1
2) раздел 2 "Срок реализации программы. Основные цели, задачи, целевые индикаторы и показатели реализации Программы" дополнить абзацем двенадцатым следующего содержания:
"повышение эффективности реализации государственной политики в области поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.";
3) в разделе 3 "Перечень подпрограмм Программы":
а) в абзаце первом цифру "3" заменить цифрой "5";
б) в подпункте 1:
в абзаце втором цифры "52007136,0" заменить цифрами "51988888,0";
в абзаце четвертом цифры "37312412,9" заменить цифрами "37294164,9";
в) дополнить подпунктами 4 и 5 следующего содержания:
"4) подпрограмма "Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Республики Башкортостан".
Общий объем финансирования данной подпрограммы за счет средств бюджета Республики Башкортостан составляет 32100,0 тыс. рублей;
5) подпрограмма "Мы защитить сумеем детство!".
Общий объем финансирования данной подпрограммы - 22266,9 тыс. рублей, из них средства:
бюджета Республики Башкортостан - 16148,0 тыс. рублей;
Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (грант), - 6118,9 тыс. рублей.";
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
в) подпункты 4-13 считать соответственно подпунктами 6-15;
4) в разделе 4 "Ресурсное обеспечение Программы и ее подпрограмм":
а) в абзаце первом цифры "96981497,7" заменить цифрами "97017616,6";
б) в абзаце третьем цифры "67293348,3" заменить цифрами "67323348,3";
в) в абзаце шестом цифры "3098000,9" заменить цифрами "3104119,8";
г) в пункте "в":
в абзаце первом цифры "16634529,0" заменить цифрами "16667788,6";
в абзаце третьем цифры "11369204,7" заменить цифрами "11399204,7";
в абзаце четвертом цифры "517268,1" заменить цифрами "520527,7";
д) в пункте "г":
в абзаце первом цифры "17397275,8" заменить цифрами "17400135,1";
в абзаце четвертом цифры "517293,3" заменить цифрами "520152,6";
5) дополнить приложением N 4 "Подпрограмма "Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Республики Башкортостан" согласно приложению N 1 к настоящим изменениям;
6) дополнить приложением N 5 "Подпрограмма "Мы защитить сумеем детство!" согласно приложению N 2 к настоящим изменениям;
7) в приложении N 1 к Программе:
а) пункт 1 изложить в редакции согласно приложению N 3 к настоящим изменениям;
б) дополнить пунктами 4, 5 согласно приложению N 3 к настоящим изменениям;
в) пункты 4-14.10 считать соответственно пунктами 6-16.10;
г) строку "Всего по Программе, в том числе:" изложить в редакции согласно приложению N 3 к настоящим изменениям;
8) в приложении N 2 к Программе:
а) раздел "Объем и источники финансирования Подпрограммы" паспорта Подпрограммы изложить в следующей редакции:
"Объем и источники финансирования Подпрограммы" |
Общий объем финансирования Подпрограммы - 51988888,0 тыс. рублей, из них средства: а) федерального бюджета - 14694723,1 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 4748056,2 тыс. рублей; 2015 год - 4904726,6 тыс. рублей; 2016 год - 5041940,3 тыс. рублей; б) бюджета Республики Башкортостан - 37294164,9 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 8699267,5 тыс. рублей; 2015 год - 9276088,8 тыс. рублей; 2016 год - 9659404,3 тыс. рублей; 2017 год - 9659404,3 тыс. рублей"; |
б) раздел 4 "Ресурсное обеспечение Подпрограммы" изложить в следующей редакции:
"4. Ресурсное обеспечение Подпрограммы
Общий объем финансирования Подпрограммы - 51988888,0 тыс. рублей, из них средства:
а) федерального бюджета - 14694723,1 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 год - 4748056,2 тыс. рублей;
2015 год - 4904726,6 тыс. рублей;
2016 год - 5041940,3 тыс. рублей;
б) бюджета Республики Башкортостан - 37294164,9 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 год - 8699267,5 тыс. рублей;
2015 год - 9276088,8 тыс. рублей;
2016 год - 9659404,3 тыс. рублей;
2017 год - 9659404,3 тыс. рублей.";
в) в приложении к Подпрограмме: в графах 7-9 пункта 2.1.5:
в строке "всего, в том числе:" цифры "7228733,6", "1637292,4", "1778533,4" заменить соответственно цифрами "7212585,6", "1628348,4", "1771329,4";
в строке "бюджет Республики Башкортостан" цифры "7228733,6", "1637292,4", "1778533,4" заменить соответственно цифрами "7212585,6", "1628348,4", "1771329,4";
пункт 2.1.38 исключить;
в графах 7-11:
в строке "Всего по Подпрограмме, в том числе:" цифры "52007136,0", "13456792,7", "14188544,4", "14701869,6", "9659929,3" заменить соответственно цифрами "51988888,0", "13447323,7", "14180815,4", "14701344,6", "9659404,3";
в строке "бюджет Республики Башкортостан" цифры "37312412,9", "8708736,5", "9283817,8", "9659929,3", "9659929,3" заменить соответственно цифрами "37294164,9", "8699267,5", "9276088,8", "9659404,3", "9659404,3".
Приложение N 1
к изменениям, вносимым
в государственную программу
"Социальная поддержка граждан
в Республике Башкортостан"
Приложение N 4
к государственной программе
"Социальная поддержка граждан
в Республике Башкортостан"
Подпрограмма "Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Республики Башкортостан"
Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы |
Подпрограмма "Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Республики Башкортостан" |
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан |
Соисполнители подпрограммы |
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан; Министерство образования Республики Башкортостан; Министерство культуры Республики Башкортостан; Министерство молодежной политики и спорта Республики Башкортостан; Агентство по печати и средствам массовой информации Республики Башкортостан; Агентство по информационным технологиям Республики Башкортостан |
Цели и задачи подпрограммы |
Цели: создание условий для повышения эффективности реализации государственной политики в области поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций; повышение доступности предоставляемых гражданам социальных услуг и формирование благоприятных условий для развития благотворительности, добровольчества в Республике Башкортостан Задачи: совершенствование механизмов взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан с социально ориентированными некоммерческими организациями в реализации государственной политики в социальной сфере, поддержке и развитии добровольчества; развитие программ государственно-частного партнерства в сферах благотворительности и оказания социально значимых услуг населению; создание системы мониторинга результативности деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Башкортостан для повышения эффективности их государственной поддержки; развитие инфраструктурной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций |
Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации подпрограммы |
Количество социально ориентированных некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), которым оказана государственная поддержка; доля бюджетных расходов, направляемых на предоставление субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), в общем объеме расходов бюджета Республики Башкортостан; количество социально ориентированных некоммерческих организаций, оказывающих социально значимые услуги населению; численность работников (без внешних совместителей) социально ориентированных некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) на территории Республики Башкортостан; численность добровольцев, привлекаемых социально ориентированными некоммерческими организациями Республики Башкортостан; количество информационных материалов, размещенных в средствах массовой информации, о деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций |
Срок реализации подпрограммы |
2014-2017 годы |
Объем и источники финансирования подпрограммы |
Общий объем финансирования подпрограммы за счет средств бюджета Республики Башкортостан составляет 32100,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 30525,0 тыс. рублей; 2015 год - 525,0 тыс. рублей; 2016 год - 525,0 тыс. рублей; 2017 год - 525,0 тыс. рублей. Общий объем средств бюджета Республики Башкортостан на осуществление государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в рамках иных государственных программ Республики Башкортостан составляет 391176,0 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2014 году - 90294,0 тыс. рублей; в 2015 году - 100294,0 тыс. рублей; в 2016 году - 100294,0 тыс. рублей; в 2017 году - 100294,0 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты и показатели социально-экономической эффективности реализации подпрограммы |
Совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей участие социально ориентированных некоммерческих организаций в решении социальных проблем и развитии Республики Башкортостан; увеличение количества социально ориентированных некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) Республики Башкортостан, которым оказана государственная поддержка, не менее чем на 5% ежегодно; сохранение или увеличение доли бюджетных расходов, направляемых на предоставление субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), в общем объеме расходов бюджета Республики Башкортостан; увеличение объема благотворительных пожертвований юридических и физических лиц; увеличение численности работников (без внешних совместителей) социально ориентированных некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) на территории Республики Башкортостан не менее чем на 0,3% ежегодно; увеличение численности добровольцев, привлекаемых социально ориентированными некоммерческими организациями, не менее чем на 3% ежегодно; увеличение количества информационных материалов, размещенных в средствах массовой информации, о деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций |
1. Характеристика текущего состояния и проблем в области поддержки и развития социально ориентированных некоммерческих организаций
Одним из приоритетов Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р (с изменением, внесенным распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 года N 1121-р), является развитие институтов гражданского общества.
Значительную роль в совместной деятельности органов исполнительной власти и общественных структур по вопросам повышения качества жизни населения играют социально ориентированные некоммерческие организации (далее - СО НКО).
Федеральным законом "О некоммерческих организациях" определено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации могут оказывать поддержку некоммерческим организациям при условии осуществления ими определенных социально ориентированных видов деятельности. В соответствии со статьями 31-31.3 указанного закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по решению вопросов государственной поддержки СО НКО относятся:
участие в осуществлении государственной политики в области поддержки СО НКО;
разработка и реализация региональных и межмуниципальных программ поддержки СО НКО с учетом социально-экономических, экологических, культурных особенностей развития региона;
финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам деятельности и развития СО НКО за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации на указанные цели;
содействие развитию международного и межрегионального сотрудничества СО НКО;
пропаганда и популяризация деятельности СО НКО за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации на указанные цели;
содействие реализации муниципальных программ поддержки СО НКО;
анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей деятельности СО НКО, оценка эффективности мер государственной поддержки СО НКО в субъектах Российской Федерации, прогноз дальнейшего развития этих организаций;
методическое обеспечение органов местного самоуправления и оказание им содействия в разработке и реализации мер по поддержке СО НКО на территориях муниципальных образований.
С 2011 года в деятельности СО НКО произошли значительные изменения. Так, Законом Республики Башкортостан "О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Башкортостан" были установлены следующие формы указанной поддержки:
финансовая, имущественная, информационная, консультационная, а также поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев СО НКО;
предоставление СО НКО льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством;
размещение у СО НКО заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
предоставление юридическим лицам, оказывающим СО НКО материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством.
СО НКО являются важнейшим институтом гражданского общества. Их деятельность способствует решению актуальных социальных проблем, повышению доступности предоставляемых гражданам социальных услуг, расширению благотворительной деятельности и добровольчества. Вовлечение граждан в добровольческую деятельность СО НКО способствует повышению уровня гражданской активности населения.
По состоянию на 1 января 2014 года в Республике Башкортостан зарегистрированы 4768 некоммерческих организаций: 1098 религиозных организаций, 1084 профсоюзные организации, 1019 общественных организаций, 331 некоммерческий фонд, 327 автономных некоммерческих организаций, 266 некоммерческих партнерств, 243 частных учреждения, 103 объединения (союзов, ассоциаций) юридических лиц, 64 общественных фонда, 20 общественных движений, 8 общественных учреждений, 7 объединений работодателей и другие.
В числе общественных объединений, зарегистрированных в Республике Башкортостан, наиболее распространены спортивные и физкультурно-оздоровительные организации, а также организации, деятельность которых направлена на оказание социальной помощи различным группам населения в виде юридических консультаций, психологической, педагогической помощи и реабилитации; развиты клубы по интересам.
Первая комплексная Программа поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций Республики Башкортостан на 2011-2012 годы была утверждена постановлением Правительства Республики Башкортостан от 21 октября 2011 года N 365 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Республики Башкортостан от 7 февраля 2012 года N 33). В декабре 2011 года данная программа стала победителем конкурсного отбора для предоставления субсидий из федерального бюджета на реализацию программ поддержки СО НКО. Субсидия из федерального бюджета составила 23773 тыс. рублей. За время реализации вышеуказанной программы финансовую поддержку получили более 70 СО НКО. Проекты этих организаций осуществлены на территории 7 муниципальных образований Республики Башкортостан, привлечены более тысячи добровольцев.
В рамках республиканской целевой программы "Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Башкортостан" на 2013-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 27 марта 2013 года N 100, в 2013 году из бюджета Республики Башкортостан республиканским органам исполнительной власти для оказания финансовой поддержки некоммерческим организациям было направлено 81004,5 тыс. рублей, в том числе:
Министерству культуры Республики Башкортостан - 13339,1 тыс. рублей;
Министерству молодежной политики и спорта Башкортостан - 66355,8 тыс. рублей;
Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан - 959,6 тыс. рублей.
Агентству по печати и средствам массовой информации Республики Башкортостан - 350,0 тыс. рублей.
При этом количество некоммерческих организаций, получивших поддержку в виде субсидий из бюджета Республики Башкортостан, в 2013 году составило 34 организации.
В 2013 году в рамках оказания имущественной поддержки некоммерческим организациям с ними было заключено 10 договоров аренды государственного имущества. Общая арендуемая площадь составила 1249,9 кв. м. Льготный арендный коэффициент равен 17% базовой арендной платы. Данная политика сохраняется и на муниципальном уровне. В течение 2013 года 48 организациям в безвозмездное пользование или в пользование по льготным арендным ставкам были предоставлены помещения общей площадью 4450,0 кв. м.
Начиная с 2012 года опорными площадками по развитию добровольчества стали: среди государственных образовательных организаций высшего образования - Волонтерский центр при ФГОУ ВПО Башкирский государственный медицинский институт, среди государственных профессиональных образовательных организаций - Уфимский топливно-энергетический колледж.
В соответствии с программами деятельности этих опорных площадок регулярно осуществляются наборы в волонтеры, совещания, сборы волонтерских групп, Министерством молодежной политики и спорта Республики Башкортостан проводятся обучающие семинары и тематические тренинги.
Наиболее эффективно волонтерская деятельность была организована студенческими отрядами "Доброе сердце" (БГАУ), волонтерскими группами БГПУ им. М. Акмуллы, БГМУ, БГУ, волонтерским центром "Дельфийское эхо" (УГАЭС).
Информация о развитии волонтерского движения регулярно размещается на соответствующих сайтах: www.tv-rb.ru, www.bashfm.ru, www.ufa1.ru, www.mmpsrb.ru, www.jounior.ru, www.vk.com, www.fasebook.ru, а также на сайтах общественных организаций Региональное отделение Российского союза молодых ученых и Федерация парашютного спорта Республики Башкортостан.
В целях обеспечения взаимодействия с институтами гражданского общества при республиканских органах исполнительной власти созданы общественные советы, в работе которых принимают участие представители СО НКО. Общественные советы осуществляют содействие в рассмотрении ключевых социально значимых вопросов в установленной сфере деятельности и выработке решений по ним, выдвижение и обсуждение общественных инициатив, повышение информированности граждан о деятельности органов исполнительной власти Республики Башкортостан.
Опыт совместной работы республиканских органов исполнительной власти и СО НКО на территории региона показывает, что без системной государственной поддержки не могут быть решены вопросы эффективного взаимовыгодного сотрудничества и полноценного использования потенциала некоммерческих организаций.
Тем не менее в развитии СО НКО Республики Башкортостан имеется ряд проблем:
слабая финансовая база и недостаточный опыт поиска источников финансирования СО НКО;
низкий уровень развития информационно-консультационной и образовательной поддержки благотворительной и добровольческой деятельности;
отсутствие отлаженной системы государственной поддержки работников и добровольцев СО НКО в сфере их подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
недостаточное внимание средств массовой информации к деятельности институтов гражданского общества;
низкий уровень информированности населения о деятельности общественных организаций и невысокая степень вовлеченности граждан в добровольческую и благотворительную деятельность;
отсутствие механизмов распространения новых подходов и передового опыта в решении социально значимых проблем;
несовершенная система взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Башкортостан с СО НКО, действующими на территории региона;
недостаточный уровень профессионализма сотрудников и эффективности деятельности СО НКО (у многих работников отсутствуют знания и навыки в разработке социальных проектов, привлечении финансовых средств, составлении заявок на получение бюджетных субсидий и грантов);
СО НКО не рассматриваются как равноценные партнеры и участники государственных и муниципальных заказов на оказание услуг населению;
региональные СО НКО неактивно развивают свои отделения, представительства, филиалы в муниципальных образованиях Республики Башкортостан.
Действенным решением указанных проблем является реализация подпрограммы "Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Республики Башкортостан" государственной программы "Социальная поддержка граждан в Республике Башкортостан" (далее - подпрограмма).
Применение программно-целевого метода позволяет систематизировать действия республиканских органов исполнительной власти в сфере государственно-общественных отношений и развивать гражданское общество в республике.
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" изменилась система взаимодействия органов государственной власти и общественности, появились новые формы экономической поддержки СО НКО. Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" начиная с 2013 года предусмотрены меры, направленные на увеличение государственной поддержки СО НКО.
Реализация подпрограммы создаст условия для формирования системы экономической поддержки СО НКО, развития социального партнерства с участием государства, бизнеса и некоммерческих организаций в целях решения социальных проблем Республики Башкортостан.
2. Основные цели и задачи подпрограммы.
Срок ее реализации
Целями подпрограммы являются следующие:
создание условий для повышения эффективности реализации государственной политики в области поддержки СО НКО;
повышение доступности предоставляемых гражданам социальных услуг и формирование благоприятных условий для развития благотворительности, добровольчества в Республике Башкортостан.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
совершенствование механизмов взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан с СО НКО в реализации государственной политики в социальной сфере, поддержке и развитии добровольчества;
развитие программ государственно-частного партнерства в сферах благотворительности и оказания социально значимых услуг населению;
создание системы мониторинга результативности деятельности СО НКО в Республике Башкортостан для повышения эффективности их государственной поддержки;
развитие инфраструктурной поддержки СО НКО.
Реализация подпрограммы рассчитана на срок с 2014 по 2017 год без деления на этапы.
3. Перечень целевых индикаторов и показателей эффективности подпрограммы. Ожидаемые результаты ее реализации
Реализация подпрограммы будет способствовать развитию сектора СО НКО, повышению уровня гражданской активности и самосознания, а также социальной ответственности населения, укреплению материальной базы СО НКО, активизации участия этих организаций в различных сферах социально-экономической и культурной жизни Республики Башкортостан, увеличению благотворительных пожертвований частных лиц и организаций, росту количества общественно значимых программ, реализуемых на территории региона.
Интегральный эффект от реализации подпрограммы заключается в создании благоприятного климата для деятельности СО НКО в республике.
Показатели оценки эффективности реализации подпрограммы приведены в приложении N 1 к ней.
Социальная эффективность в достижении целей подпрограммы выражается в создании на территории Республики Башкортостан единой системы согласования интересов граждан, СО НКО республиканскими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Республики Башкортостан для более продуктивного решения проблем экономического и социального развития региона.
Социально-экономическая эффективность реализации подпрограммы связана с достижением ее целей и решением поставленных управленческих задач по государственной поддержке общественных инициатив в Республике Башкортостан.
Выражением социально-экономической эффективности при решении поставленных задач являются:
1) участие СО НКО в разработке и принятии управленческих решений, связанных с социально-экономическим развитием республики, в результате чего СО НКО смогут принимать участие в конкурсах на получение субсидий за счет средств федерально# бюджета и бюджета Республики Башкортостан на реализацию социально ориентированных программ (проектов);
2) увеличение доли общественного сектора экономики при оказании населению социально значимых услуг, популяризация и расширение практики государственно-частного партнерства в сфере благотворительности, перевод общественных инициатив в этой области в управленческие программы и проекты, за счет чего не менее чем на 0,5% увеличится объем и перечень предоставляемых населению бесплатных социальных услуг, количество соответствующих программ и проектов к 2017 году возрастет в 3 раза;
3) формирование новых принципов и управленческих механизмов межведомственного взаимодействия республиканских органов исполнительной власти, направленных на решение конкретных проблем в сферах социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, благодаря чему будут снижены административные барьеры при получении государственной поддержки общественных инициатив, а также сконцентрированы трудовые, материально-технические и финансовые ресурсы для более эффективного участия населения, общественных объединений, СО НКО и иных институтов гражданского общества в решении конкретных социально-экономических проблем.
В итоге реализации подпрограммы будут получены следующие результаты:
возрастет степень участия институтов гражданского общества в разработке и экспертизе решений, принимаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления Республики Башкортостан;
сформируется система государственного и общественного признания инициатив СО НКО по улучшению инфраструктурных условий для повышения качества жизни населения;
увеличится число благотворительных и добровольческих проектов, направленных на формирование новых подходов к регулированию процессов социального развития;
будут обеспечены согласованные действия республиканских органов исполнительной власти в принятии решений о государственной поддержке СО НКО, других институтов гражданского общества;
государственная поддержка благотворительности и добровольчества приобретет системный характер;
возрастет количество СО НКО на территории Республики Башкортостан (за исключением государственных (муниципальных) учреждений).
4. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Общий объем финансирования подпрограммы за счет средств бюджета Республики Башкортостан составляет 32100,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 год - 30525,0 тыс. рублей;
2015 год - 525,0 тыс. рублей;
2016 год - 525,0 тыс. рублей;
2017 год - 525,0 тыс. рублей.
Государственная поддержка СО НКО осуществляется также в рамках следующих государственных программ Республики Башкортостан:
"Развитие молодежной политики в Республике Башкортостан", утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 июня 2012 года N 201 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Республики Башкортостан от 14 октября 2013 года N 458);
"Развитие культуры, искусства и кинематографии в Республике Башкортостан", утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 26 июня 2013 года N 279 (с последующими изменениями);
"Развитие физической культуры и спорта в Республике Башкортостан", утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 14 августа 2013 года N 374 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Республики Башкортостан от 14 октября 2013 года N 456).
Объемы государственной поддержки СО НКО в рамках иных государственных программ Республики Башкортостан представлены в приложении N 2 к подпрограмме.
Субсидии за счет средств бюджета Республики Башкортостан предоставляются согласно соответствующим порядкам (правилам), утвержденным Правительством Республики Башкортостан.
В случае проведения Министерством экономического развития Российской Федерации конкурсного отбора на предоставление СО НКО субсидий за счет средств федерального бюджета предусматривается участие в этом отборе Республики Башкортостан.
5. План реализации подпрограммы
Подпрограмма включает в себя следующие основные мероприятия:
освещение деятельности СО НКО и благотворительной деятельности в средствах массовой информации, в том числе электронных;
предоставление государственной поддержки СО НКО;
проведение обучающих семинаров, "круглых столов" по вопросам деятельности СО НКО.
Перечень мероприятий подпрограммы представлен в приложении N 3 к ней.
Приложение N 1
к подпрограмме
"Государственная поддержка
социально ориентированных
некоммерческих организаций
Республики Башкортостан"
государственной программы
"Социальная поддержка граждан
в Республике Башкортостан"
Перечень целевых индикаторов и показателей подпрограммы "Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Республики Башкортостан" государственной программы "Социальная поддержка граждан в Республике Башкортостан"
N п/п |
Наименование целевого индикатора и показателя подпрограммы, единица измерения |
Фактическое значение показателя на момент разработки подпрограммы |
Динамика количественных значений целевого индикатора и показателя по годам |
Примечание |
|||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
1 |
Количество социально ориентированных некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), которым оказана государственная поддержка, ед. |
182 |
191 |
201 |
230 |
230 |
информация формируется по итогам конкурса на предоставление субсидий в соответствии с Порядком их предоставления |
2 |
Доля бюджетных расходов, направляемых на предоставление субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), в общем объеме расходов бюджета Республики Башкортостан, % |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
информация формируется на основании Закона Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на текущий год и плановый период |
3 |
Количество социально ориентированных некоммерческих организаций, оказывающих социально значимые услуги населению, ед. |
400,0 |
412,0 |
424,0 |
437,0 |
450,0 |
информация формируется на основе данных республиканских органов исполнительной власти, а также отчетов социально ориентированных некоммерческих организаций |
4 |
Численность работников (без внешних совместителей) социально ориентированных некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) на территории Республики Башкортостан, чел. |
2391 |
2402 |
2405 |
2420 |
2420 |
информация формируется на основании отчетов социально ориентированных некоммерческих организаций, получивших государственную поддержку, по итогам отчетного года |
5 |
Численность добровольцев, привлекаемых социально ориентированными некоммерческими организациями Республики Башкортостан, чел, |
19600 |
18000 |
18540 |
19090 |
19660 |
информация, формируется на основании отчетов социально ориентированных некоммерческих организаций, получивших государственную поддержку, по итогам отчетного года |
6 |
Количество информационных материалов, размещенных в средствах массовой информации, о деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, ед. |
8852 |
8870 |
8895 |
9005 |
9005 |
информация представляется Агентством по печати и средствам массовой информации Республики Башкортостан |
Приложение N 2
к подпрограмме
"Государственная поддержка
социально ориентированных
некоммерческих организаций
Республики Башкортостан"
государственной программы
"Социальная поддержка граждан
в Республике Башкортостан"
Объемы государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, реализуемой в рамках государственных программ Республики Башкортостан
N п/п |
Наименование государственной программы |
Наименование мероприятия |
Исполнитель |
Источник финансирования |
Объем финансирования, тыс. рублей |
||||
всего |
в том числе по годам |
||||||||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
Развитие физической культуры и спорта в Республике Башкортостан |
предоставление субсидий на поддержку спортивных команд Республики Башкортостан |
ММПС РБ |
бюджет РБ |
272821,2 |
68205,3 |
87800,0 |
87800,0 |
87800,0 |
2 |
Развитие культуры, искусства и кинематографии в Республике Башкортостан |
поддержка общественных организаций, реализующих общественно полезные (значимые) программы (мероприятия) в сфере культуры, искусства, национальных, государственно-конфессиональных и общественно-политических отношений |
Минкультуры РБ |
бюджет РБ |
32917,6 |
8229,4 |
8229,4 |
8229,4 |
8229,4 |
субсидии общественным и государственно-общественным организациям, обеспечивающим взаимодействие и координацию с ЮНЕСКО |
Минкультуры РБ |
бюджет РБ |
6744,0 |
1686,0 |
1686,0 |
1686,0 |
1686,0 |
||
поддержка театральной деятельности |
Минкультуры РБ |
бюджет РБ |
9000,0 |
2250,0 |
2250,0 |
2250,0 |
2250,0 |
||
3 |
Непрограммная деятельность |
мероприятия в сфере средств массовой информации; государственная поддержка социально значимых периодических печатных изданий и общественных объединений в сфере средств массовой информации |
Агентство печати РБ |
бюджет РБ |
1314,4 |
328,6 |
328,6 |
328,6 |
328,6 |
|
|
|
Итого |
бюджет РБ |
391176,0 |
90294,0 |
100294,0 |
100294,0 |
100294,0 |
Список использованных сокращений
Агентство печати РБ |
- Агентство по печати и средствам массовой информации Республики Башкортостан |
Минкультуры РБ |
- Министерство культуры Республики Башкортостан |
ММПС РБ |
- Министерство молодежной политики и спорта Республики Башкортостан |
Приложение N 3
к подпрограмме
"Государственная поддержка
социально ориентированных
некоммерческих организаций
Республики Башкортостан"
государственной программы
"Социальная поддержка граждан
в Республике Башкортостан"
План реализации подпрограммы "Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Республики Башкортостан" государственной программы "Социальная поддержка граждан в Республике Башкортостан"
N п/п |
Наименование основного мероприятия (мероприятия) |
Исполнитель подпрограммного мероприятия |
Направление и источник финансирования |
Объем финансирования (тыс. рублей) |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммного мероприятия |
||||
всего |
в том числе по годам |
||||||||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
Цели: создание условий для повышения эффективности реализации государственной политики в области поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций; повышение доступности предоставляемых гражданам социальных услуг и формирование благоприятных условий для развития благотворительности, добровольчества в Республике Башкортостан |
||||||||
|
Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации подпрограммы: количество социально ориентированных некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), которым оказана государственная поддержка; доля расходов, направляемых на предоставление субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), в общем объеме расходов бюджета Республики Башкортостан; количество социально ориентированных некоммерческих организаций, оказывающих социально значимые услуги населению; численность работников (без внешних совместителей) социально ориентированных некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) на территории Республики Башкортостан; численность добровольцев, привлекаемых социально ориентированными некоммерческими организациями Республики Башкортостан; количество информационных материалов, размещенных в средствах массовой информации, о деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций |
||||||||
|
Задачи: совершенствование механизмов взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан с социально ориентированными некоммерческими организациями в реализации государственной политики в социальной сфере, поддержке и развитии добровольчества; развитие программ государственно-частного партнерства в сферах благотворительности и оказания социально значимых услуг населению; создание системы мониторинга результативности деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Башкортостан для повышения эффективности их государственной поддержки; развитие инфраструктурной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций |
||||||||
1. Совершенствование нормативной правовой базы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций на региональном и муниципальном уровнях | |||||||||
1.1 |
Разработка нормативных правовых актов РБ, регламентирующих отношения в сфере предоставления государственной поддержки СО НКО |
Минтруд РБ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
создание правовой основы для использования СО НКО различных форм государственной поддержки на республиканском и муниципальном уровнях; разработка двух нормативных правовых актов РБ |
1.2 |
Подготовка методических рекомендаций в области нормативного правового регулирования механизмов государственной поддержки СО НКО на муниципальном уровне |
Минтруд РБ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
разработка методических рекомендаций до 1 июля 2014 года; разработка и принятие муниципальных программ государственной поддержки СО НКО |
1.3 |
Организация проведения общественной экспертизы нормативных правовых актов, регулирующих сферу деятельности СО НКО и развитие гражданского общества |
Общественная палата РБ (по согласованию) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления Республики Башкортостан с институтами гражданского общества; проведение общественной экспертизы всех нормативных правовых актов, регулирующих сферу деятельности СО НКО и развитие гражданского общества, опубликование результатов этой экспертизы в сети Интернет |
1.4 |
Создание и ведение реестра СО НКО, осуществляющих деятельность на территории РБ и получающих государственную поддержку |
Минтруд РБ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
создание и ведение реестра СО НКО, действующих на территории РБ и получающих государственную поддержку |
2. Предоставление информационной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям. Развитие благотворительной деятельности и добровольчества | |||||||||
2.1 |
Освещение деятельности СО НКО, благотворительной деятельности через организацию теле- и радиопрограмм, размещение соответствующей информации в сети Интернет |
Агентство печати РБ; Минтруд РБ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
рост доверия граждан к деятельности СО НКО, в том числе благотворительных организаций; увеличение количества информационных материалов о деятельности СО НКО и реализации социально значимых проектов с 8852 до 9005 единиц |
2.2 |
Создание в сети Интернет информационного портала Республиканского совета по вопросам благотворительной деятельности |
АИТ РБ; Минтруд РБ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
запуск в сети Интернет республиканского информационного благотворительного портала в марте 2014 года; обеспечение информационной поддержки СО НКО, в том числе благотворительных организаций |
2.3 |
Конкурс журналистов на лучшее освещение темы благотворительности в РБ |
Агентство печати РБ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
проведение в ноябре 2014 года республиканского конкурса на лучшее освещение темы благотворительности (планируемое количество участников - 50 человек) |
2.4 |
Проведение фестиваля социальной рекламы "Городская СРеДа" |
Агентство печати РБ; Администрация ГО г. Уфа РБ (по согласованию) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
ежегодное участие в фестивале более 300 работ; повышение социальной активности населения республики; повышение эффективности, а также престижа социальной рекламы среди рекламопроизводителей, стимулирование их творческой активности и инициатив |
2.5 |
Проведение республиканского конкурса "Волонтер года" |
ММПС РБ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
ежегодное участие в конкурсе "Волонтер года" более 700 волонтеров; формирование положительного социально значимого имиджа волонтерских объединений |
2.6 |
Проведение Межрегионального социального форума |
Минтруд РБ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
принятие участия в мероприятиях социального форума более 500 человек; обмен положительным опытом между субъектами РФ в деле государственной поддержки и развития СО НКО; использование лучших практик регионов в работе с СО НКО |
|
3. Предоставление финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям |
||||||||
3.1 |
Предоставление субсидий общественным объединениям, реализующим общественно значимые программы (мероприятия) в сфере социальной защиты |
Минтруд РБ |
бюджет РБ |
2100,0 |
525,0 |
525,0 |
525,0 |
525,0 |
предоставление субсидий 3 общественным объединениям |
3.2 |
Предоставление субсидий СО НКО РБ на реализацию социальных проектов и программ |
Минтруд РБ |
внебюджетные источники |
- |
- |
- |
- |
- |
предоставление субсидий более чем 50 СО НКО |
4. Предоставление имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям | |||||||||
4.1 |
Разработка механизмов предоставления СО НКО недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности РБ, в безвозмездное пользование или в аренду по льготным ставкам арендной |
Минземимущество РБ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
создание прозрачной системы имущественной поддержки СО НКО |
4.2 |
Развитие практики предоставления помещений для проведения СО НКО мероприятий с учетом соответствующего графика наличия свободных помещений |
Общественная палата РБ (по согласованию); Минтруд РБ; Минкультуры РБ; ММПС РБ; Минобразования РБ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
предоставление по запросу СО НКО помещений; расширение форм государственной поддержки, оказываемой СО НКО |
5. Предоставление консультационной поддержки, а также поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций | |||||||||
5.1 |
Организация и проведение "круглых столов" по обмену опытом и распространению лучших практик СО НКО |
Минтруд РБ; Общественная палата РБ (по согласованию); Общественный фонд развития города (по согласованию) |
в рамках текущих смет исполнителей |
- |
- |
- |
- |
- |
проведение ежеквартальных "круглых столов", планируемое количество участников - 40 человек (ежеквартально); увеличение активной деятельности СО НКО |
5.2 |
Предоставление консультационной поддержки CO НКО. Организация "горячих линий" по вопросам государственной политики в сфере поддержки CO НКО |
Минобразования РБ; Минкультуры РБ; ММПС РБ; Минземимущество РБ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
организация в течение года 4 "горячих линий" в целях повышения квалификации работников и добровольцев СО НКО |
5.3 |
Организация и проведение семинаров-совещаний, научно-практических конференций по вопросам физкультурно-спортивной работы; организация курсов обучения и повышения квалификации кадров в сфере молодежной политики; поддержка волонтерского движения молодежных и детских клубных формирований |
ММПС РБ |
в рамках текущих смет исполнителей |
- |
- |
- |
- |
- |
проведение ежегодных семинаров-совещаний, в которых примут участие более 350 человек; увеличение числа волонтеров, работающих в сфере молодежной политики |
5.4 |
Проведение обучающих семинаров с ДМОО РБ по программе "Школа общественных организаторов" |
ММПС РБ |
в рамках текущих смет исполнителей |
- |
- |
- |
- |
- |
проведение ежеквартальных обучающих семинаров с ДМОО РБ; развитие системы подготовки актива ДМОО РБ |
5.5 |
Размещение информации о результатах реализации лучших практик СО НКО на официальном сайте "Открытая республика" в сети Интернет |
АИТ РБ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
размещение ежемесячной информации о реализации лучших практик СО НКО; рост доверия граждан к деятельности СО НКО |
6. Привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций к реализации государственной политики в социальной сфере | |||||||||
6.1 |
Разработка механизма конкурсного распределения бюджетного финансирования оказания социальных услуг |
Минтруд РБ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
увеличение количества СО НКО, участвующих в предоставлении населению социальных услуг, до 200 организаций |
6.2 |
Формирование попечительских советов в учреждениях социальной сферы и подготовка при необходимости предложений по совершенствованию работы этих учреждений с привлечением заинтересованных СО НКО |
республиканские органы исполнительной власти |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
формирование к 2015 году в 50% учреждений социальной сферы советов; расширение участия общественности в управлении деятельностью государственных и муниципальных учреждений социальной сферы |
7. Стимулирование деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций н добровольцев | |||||||||
7.1 |
Создание ресурсного центра развития гражданских инициатив и поддержки СО НКО |
Общественная палата РБ (по согласованию) |
в рамках текущих смет исполнителей |
- |
- |
- |
- |
- |
решение задач по повышению эффективности и профессионализма деятельности благотворительных организаций; развитие инфраструктуры информационно-консультационной и образовательной поддержки благотворительной и добровольческой деятельности |
|
8. Мониторинг и анализ эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций |
||||||||
8.1 |
Организация оценки эффективности результатов реализации социальных проектов СО НКО и мер, направленных на развитие СО НКО в РБ |
Общественная палата РБ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
оценка эффективности реализации социально значимых проектов; выработка предложений по совершенствованию механизмов реализации указанных проектов |
|
|
Всего по подпрограмме, в том числе: |
32100,0 |
30525,0 |
525,0 |
525,0 |
525,0 |
|
|
|
|
бюджет Республики Башкортостан |
32100,0 |
30525,0 |
525,0 |
525,0 |
525,0 |
|
Список использованных сокращений:
Агентство печати РБ |
- Агентство по печати и средствам массовой информации Республики Башкортостан |
Администрация ГО г. Уфа РБ |
- Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан |
АИТ РБ |
- Агентство по информационным технологиям Республики Башкортостан |
ДМОО РБ |
- детские и молодежные общественные объединения Республики Башкортостан |
Минземимущество РБ |
- Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан |
Минкультуры РБ |
- Министерство культуры Республики Башкортостан |
Минтруд РБ |
- Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан |
ММПС РБ |
- Министерство молодежной политики и спорта Республики Башкортостан |
Минобразования РБ |
- Министерство образования Республики Башкортостан |
СО НКО |
- социально ориентированные некоммерческие организации |
РБ |
- Республика Башкортостан |
РФ |
- Российская Федерация |
Приложение N 2
к изменениям, вносимым
в государственную программу
"Социальная поддержка граждан
в Республике Башкортостан"
Приложение N 5
к государственной программе
"Социальная поддержка граждан
в Республике Башкортостан"
Подпрограмма "Мы защитить сумеем детство!"
Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы |
Подпрограмма "Мы защитить сумеем детство!" |
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан |
Цели и задачи подпрограммы |
Цели: проведение своевременной профилактики жестокого обращения с детьми; обеспечение реабилитационными услугами детей, ставших жертвами насилия и преступных посягательств, включая преступления сексуального характера Задачи: проведение своевременной профилактики и раннее выявление случаев насилия и жестокого обращения с детьми, в том числе в семьях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; проведение информационно-просветительской работы о недопустимости насилия и жестокого обращения с детьми; предоставление услуги по социальной и психолого-педагогической реабилитации детей, пострадавших от насилия и жестокого обращения, и их семей; повышение уровня профессиональной компетентности специалистов, занимающихся работой с детьми, пострадавших от насилия и жестокого обращения, и их семьями |
Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации подпрограммы |
Численность детей, отобранных у родителей при непосредственной угрозе жизни или здоровью детей; численность родителей, лишенных родительских прав в связи с жестоким обращением с детьми; доля детей, пострадавших от насилия и жестокого обращения, прошедших курс реабилитации, в общей численности детей, пострадавших от насилия и жестокого обращения и обратившихся за получением реабилитационных услуг; доля специалистов, оказывающих услуги в системе профилактики насилия и жестокого обращения с детьми, повысивших профессиональный уровень, в общем количестве специалистов, оказывающих услуги в системе профилактики насилия и жестокого обращения с детьми |
Срок реализации подпрограммы |
2014-2015 годы без деления на этапы |
Объем и источники финансирования подпрограммы |
Общий объем финансирования подпрограммы - 22266,9 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 12203,6 тыс. рублей; 2015 год - 10063,3 тыс. рублей, из них средства: а) бюджета Республики Башкортостан - 16148,0 тыс. рублей, из них по годам: 2014 год - 8944,0 тыс. рублей; 2015 год - 7204,0 тыс. рублей; б) средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (грант), - 6118,9 тыс. рублей, из них по годам: 2014 год - 3259,6 тыс. рублей; 2015 год - 2859,3 тыс. рублей |
1. Краткая характеристика текущего состояния социального обслуживания населения и проблем, на решение которых направлена подпрограмма
Признание приоритетности социальной политики в области защиты детства является одной из актуальных тенденций социальной политики Российской Федерации.
В последние десятилетия семья, являясь основным институтом социализации детей, испытывает существенные трудности, вызванные различными причинами: самоустранение родителей от воспитания собственных детей, увеличение количества разводов, рождение внебрачных детей, разрушение традиционной структуры семьи и т.д.
Социально-экономические проблемы способствуют значительному увеличению количества детей, нуждающихся в защите от жестокого обращения в семье и социуме. Дети как особая категория населения не способна в силу возраста сформулировать свои права и обеспечить свою защиту в различных сферах.
Результаты опроса, проведенного федеральным государственным научным учреждением "Институт семьи и воспитания" Российской академии образования, показали, что жестокое обращение в семье может иметь различные формы - от эмоционального и морального шантажа до применения физической силы и именно последнее практикуется наиболее часто. Респонденты, отвечая на вопрос о том, за что бьют детей в знакомых вам семьях, назвали следующие причины: "за провинности" - 26%, "срыв, раздражение" - 29%, "когда в доме беда" - 20%, "когда не могут справиться с ними другим способом" - 19%, "потому что их не любят" - 5%, "это делают психически неуравновешенные" - 14%, "это делают пьяницы, алкоголики" - 29%.
На территории Республики Башкортостан ежегодно увеличивается количество выявленных фактов неисполнения родителями обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей и жестокого обращения с ними. За последние три года данный показатель значительно возрос (с 206 в 2010 году до 350 в 2012 году).
Российские исследователи отмечают, что одной из причин распространения семейного насилия является существование устойчивой социальной установки, что семейные отношения не терпят вмешательства со стороны. Родители, использующие физическое наказание, психологический прессинг в воспитании детей, считают, что это форма воспитания, а не жестокость. Насилие, понимаемое как физическое, психологическое, сексуальное, и пренебрежение нуждами ребенка - часть семейных устоев многих российских семей.
Жестокое отношение к ребенку означает, что физическому или психическому здоровью, благополучию ребенка наносится ущерб. В результате такого "воспитания", по данным Госкомстата, в России в 2009 году более 50 тысяч детей в течение года убежали из дома, спасаясь от семейного насилия, 7 тысяч стали жертвами сексуальных преступлений.
В целях оказания всесторонней помощи и поддержки детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, утверждены Стратегия действий в интересах детей в Республике Башкортостан на 2013-2017 годы (Указ Президента Республики Башкортостан от 26 декабря 2012 года N УП-551) и план первоочередных мероприятий до 2017 года по реализации ее важнейших положений (распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 15 апреля 2013 года N 429-р).
Одним из важных региональных институтов защиты прав детства являются социальные приюты для детей и подростков, имеющие значительный опыт работы по социальной реабилитации детей и подростков, по защите их от насилия и жестокого обращения в семье. В республике функционируют 43 таких учреждения. Общий коечный фонд учреждений составляет 1218 койко-мест.
С участием заинтересованных министерств и ведомств разработаны и утверждены программа по правому просвещению несовершеннолетних "Имею право на права", план мероприятий по профилактике аутоагрессивных (суицидальных) тенденций среди несовершеннолетних в Республике Башкортостан на 2013-2015 годы.
В рамках реализации Закона Республики Башкортостан "Об основных гарантиях прав ребенка в Республике Башкортостан" разработан единый порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при выявлении лиц, не достигших возраста 17 лет, находящихся без сопровождения родителей в местах, определенных законодательством.
Особое место в работе органов внутренних дел уделяется проведению профилактической работы с родителями, ведущими асоциальный образ жизни, уклоняющимися от содержания и воспитания детей. В 2013 году подразделениями по делам несовершеннолетних Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан проведена профилактическая работа с 5107 родителями, ненадлежащим образом исполняющими обязанности по воспитанию детей, в том числе с 630 родителями, дети которых состояли на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан. На данный период выявлен и поставлен на учет 2021 родитель, злостно уклоняющийся от воспитания несовершеннолетних детей.
В суды республики направлено 823 материала для рассмотрения вопроса о лишении родительских прав, из них 594 в отношении 633 родителей судами удовлетворены.
Более 14,5 тыс. родителей и иных законных представителей детей привлечены к административной ответственности, в том числе за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних (статья 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ (далее - КоАП РФ)) - 11685, за появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (статья 20.22 КоАП РФ) - 824, за вовлечение несовершеннолетних в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ (часть 3 статьи 6.10 КоАП РФ) - 25, за допущение нахождения в определенных законодательством Республики Башкортостан местах несовершеннолетних, не достигших возраста 17 лет (части 1, 2 статьи 3.3 КоАП РБ), - 2163.
В такой ситуации положение детей в значительной степени осложняется незнанием родителей, педагогов и других специалистов законодательных основ защиты детей от жестокого обращения.
В целях совершенствования межведомственного механизма выявления семей и детей, находящихся в социально опасном положении, с 2009 года в республике создана система межведомственного взаимодействия по оказанию помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Межведомственный совет при Правительстве Республики Башкортостан по вопросам охраны семьи, материнства, отцовства и детства и Межведомственный совет при Правительстве Республики Башкортостан по работе с семьями призваны обеспечивать координацию деятельности органов исполнительной власти Республики Башкортостан, предприятий, учреждений и общественных объединений по формированию и реализации государственной семейной политики, по решению проблем охраны семьи, материнства, отцовства и детства, повышению эффективности мероприятий по профилактике социального сиротства, семейного неблагополучия, социальной защите и реабилитации семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
На муниципальном уровне в администрациях муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан работают муниципальные межведомственные советы. Схема взаимодействия по оказанию индивидуальной профилактической помощи таким семьям и выводу их из трудной жизненной ситуации дает положительные результаты. С 1 января 2010 года по 1 января 2014 года численность семей, поставленных на учет муниципальными межведомственными советами, уменьшилась с 16710 до 8050 (на 52%).
В ходе работы муниципальных межведомственных советов оказана материальная помощь семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, на сумму более 51 млн. рублей, содействие в ликвидации задолженности в оплате жилищно-коммунальных услуг на сумму более 42 млн. рублей. За четыре года 4881 родитель трудоустроен, 3536 человек прошли курсы лечения от алкогольной зависимости, психологическая помощь оказана более 38 тыс. человек, консультативная правовая помощь - 46 тыс. человек. За указанный период с учета снято более 14 тыс. семей.
Несмотря на проводимую работу, остаются актуальными следующие вопросы:
формирование в обществе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия по отношению к детям;
повышение информированности детей о возможных рисках и опасностях;
повышение ответственности родителей за действия, направленные против детей;
обеспечение реабилитации детей, ставших жертвами насилия и преступных посягательств, включая преступления сексуального характера;
подготовка специалистов для работы с данной категорией детей.
Многоплановость вопроса защиты детей от насилия и жестокого обращения определяет необходимость его решения программно-целевым методом и в соответствии с установленными нормативными правовыми актами, обеспечивающими законность деятельности учреждений, работающих по проблеме насилия и жесткого обращения с детьми.
Подпрограмма "Мы защитить сумеем детство!" (далее - Подпрограмма) направлена на разработку и внедрение комплексных программ профилактики жестокого обращения с детьми, создание на базе государственного бюджетного учреждения Республиканский социальный приют (далее - ГБУ РСП) отделения временного пребывания мобильной игровой терапевтической службы для детей и подростков, подвергшихся насилию и жестокому обращению, создание ресурсного центра в целях обучения специалистов, занимающихся работой с детьми, пострадавшими от насилия и жестокого обращения, и их семьями.
Подпрограмма будет реализовываться совместно с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - Фонд), на условиях софинансирования.
2. Цели и задачи подпрограммы
Цели подпрограммы:
проведение своевременной профилактики жестокого обращения с детьми;
обеспечение реабилитационными услугами детей, ставших жертвами насилия и преступных посягательств, включая преступления сексуального характера.
Для реализации указанных целей необходимо решение следующих задач:
проведение своевременной профилактики и раннее выявление случаев насилия и жестокого обращения с детьми, в том числе в семьях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
проведение информационно-просветительской работы о недопустимости насилия и жестокого обращения с детьми;
предоставление услуги по социальной и психолого-педагогической реабилитации детей, пострадавших от насилия и жестокого обращения, и их семей;
повышение уровня профессиональной компетентности специалистов, занимающихся работой с детьми, пострадавшими от насилия и жестокого обращения, и их семьями.
3. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Финансирование мероприятий подпрограммы предусматривается за счет средств бюджета Республики Башкортостан и средств Фонда в порядке софинансирования.
Общий объем финансирования подпрограммы - 22266,9 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 год - 12203,6 тыс. рублей;
2015 год - 10063,3 тыс. рублей, из них средства:
а) бюджета Республики Башкортостан - 16148,0 тыс. рублей, из них по годам:
2014 год - 8944,0 тыс. рублей;
2015 год - 7204,0 тыс. рублей;
б) Фонда - 6118,9 тыс. рублей, из них по годам:
2014 год - 3259,6 тыс. рублей;
2015 год - 2859,3 тыс. рублей.
Средства Фонда перечисляются на внебюджетный счет одного из исполнителей подпрограммы - ГБУ РСП.
Отчет об использовании средств бюджета Республики Башкортостан и Фонда запрашивается у ГБУ РСП и рассматривается Министерством труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, а также Межведомственным советом при Правительстве Республики Башкортостан по вопросам охраны семьи, материнства, отцовства и детства.
4. Перечень целевых индикаторов и показателей подпрограммы
Оценка показателей подпрограммы будет производиться на основании статистических данных и отчетности ее исполнителей, а также по итогам мониторинга эффективности мероприятий.
Социальная эффективность реализации подпрограммы определяется с помощью системы показателей индикаторов:
численность детей, отобранных у родителей при непосредственной угрозе жизни или здоровью детей;
численность родителей, лишенных родительских прав в связи с жестоким обращением с детьми;
доля детей, пострадавших от насилия и жестокого обращения, прошедших курс реабилитации в общей численности детей, пострадавших от насилия и жестокого обращения и обратившихся за получением реабилитационных услуг;
доля специалистов, оказывающих услуги в системе профилактики насилия и жестокого обращения с детьми, повысивших профессиональный уровень, в общем количестве специалистов, оказывающих услуги в системе профилактики насилия и жестокого обращения с детьми.
Реализация мероприятий, предусмотренных подпрограммой, позволит усовершенствовать работу, направленную на профилактику преступлений против жизни и здоровья детей и подростков, реабилитацию несовершеннолетних, пострадавших от насилия и жестокого обращения, повысить качество социально-реабилитационных услуг несовершеннолетним и их семьям.
Перечень целевых индикаторов и показателей подпрограммы приведен в приложении N 1 к ней.
План реализации подпрограммы приведен в приложении N 2 к ней.
Приложение N 1
к подпрограмме "Мы защитить
сумеем детство!"
государственной программы
"Социальная поддержка граждан
в Республике Башкортостан"
Перечень целевых индикаторов и показателей подпрограммы "Мы защитить сумеем детство!" государственной программы "Социальная поддержка граждан в Республике Башкортостан"
N п/п |
Наименование целевого индикатора и показателя подпрограммы, единица измерения |
Фактическое значение показателя на момент разработки подпрограммы |
Изменение значения показателя по годам |
Методика расчета целевого индикатора и показателя подпрограммы |
|
2014 |
2015 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Численность детей, отобранных у родителей при непосредственной угрозе жизни или здоровью детей, чел. |
287 |
260 |
244 |
динамика определяется как соотношение численности детей, отобранных у родителей при непосредственной угрозе жизни или здоровью детей, за отчетный период и период, предшествующий отчетному |
2 |
Численность родителей, лишенных родительских прав в связи с жестоким обращением с детьми, чел. |
28 |
26 |
24 |
динамика определяется как соотношение численности родителей, лишенных родительских прав в связи с жестоким обращением с детьми, за отчетный период и период, предшествующий отчетному |
3 |
Доля детей, пострадавших от насилия и жестокого обращения, прошедших курс реабилитации, в общей численности детей, пострадавших от насилия и жестокого обращения и обратившихся за получением реабилитационных услуг, % |
60 |
100 |
100 |
определяется как соотношение численности детей, прошедших курс реабилитации, к общему числу детей, пострадавших от насилия и жесткого# обращения и обратившихся за получением реабилитационных услуг |
4 |
Доля специалистов, оказывающих услуги в системе профилактики насилия и жестокого обращения с детьми, повысивших профессиональный уровень, в общем количестве специалистов, оказывающих услуги в системе профилактики насилия и жестокого обращения с детьми, % |
0 |
15 |
30 |
определяется как соотношение численности специалистов, оказывающих услуги в системе профилактики насилия и жестокого обращения с детьми, повысивших профессиональный уровень, в общем количестве специалистов, оказывающих услуги в системе профилактики насилия и жестокого обращения с детьми |
Приложение N 2
к подпрограмме "Мы защитить
сумеем детство!"
государственной программы
"Социальная поддержка граждан
в Республике Башкортостан"
План реализации подпрограммы "Мы защитить сумеем детство!" государственной программы "Социальная поддержка граждан в Республике Башкортостан"
N п/п |
Наименование основного мероприятия (мероприятия) |
Исполнитель мероприятия |
Ожидаемые результаты реализации мероприятий |
Срок реализации мероприятия (годы) |
Направление и источник финансирования |
Объем финансирования, тыс. рублей |
||
всего |
в том числе по годам |
|||||||
2014 |
2015 |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Цели подпрограммы: проведение своевременной профилактики жестокого обращения с детьми; обеспечение реабилитационными услугами детей, ставших жертвами насилия и преступных посягательств, включая преступления сексуального характера | ||||||||
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы: численность детей, отобранных у родителей при непосредственной угрозе жизни или здоровью детей; численность родителей, лишенных родительских прав в связи с жестоким обращением с детьми; доля детей, пострадавших от насилия и жестокого обращения, прошедших курс реабилитации, в общей численности детей, пострадавших от насилия и жестокого обращения и обратившихся за получением реабилитационных услуг; доля специалистов, оказывающих услуги в системе профилактики насилия и жестокого обращения с детьми, повысивших профессиональный уровень, в общем количестве специалистов, оказывающих услуги в системе профилактики насилия и жестокого обращения с детьми | ||||||||
|
Задача N 1: проведение своевременной профилактики и раннее выявление случаев насилия и жестокого обращения с детьми, в том числе в семьях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации |
|||||||
1.1 |
Основное мероприятие. Разработка и внедрение комплексных программ профилактики, направленных на повышение информированности детей об угрозах и оказание социально-педагогической помощи и поддержки несовершеннолетним лицам, а также жертвам жестокого обращения, сексуального насилия на базе социальных приютов для детей и подростков |
Минтруд РБ; ГБУ КЦСОН; Минобразования РБ; Минздрав РБ; ГБУ РСП; ФГБОУ ВПО БГПУ им. М. Акмуллы (по согласованию) |
своевременное выявление случаев жестокого обращения с детьми, обеспечение эффективности реабилитационных мероприятий, достижение социально-реабилитационных услуг; охват детей, пострадавших от сексуального насилия и жестокого обращения, реабилитационными программами - 50% от общего числа пострадавших |
2014-2015 |
всего, в том числе: |
4590,0 |
2850,0 |
1740,0 |
бюджет Республики Башкортостан |
3000,0 |
1800,0 |
1200,0 |
|||||
средства Фонда |
1590,0 |
1050,0 |
540,0 |
|||||
|
Задача N 2: проведение информационно-просветительской работы о недопустимости насилия и жестокого обращения с детьми |
|||||||
2.1 |
Основное мероприятие. Создание мобильной игровой терапевтической службы на базе ГБУ РСП для организации выезда в отдаленные районы республики в целях профилактики жестокого обращения с детьми и оказания социально-психолого-педагогических услуг детям - жертвам жестокого обращения и консультирования семей, в которых методы воспитания или взаимоотношения между родителями и детьми содержат факты насилия и жестокого обращения |
Минтруд РБ; Минобразования РБ; МВД по РБ (по согласованию); ГБУ КЦСОН; Минздрав РБ; ГБУ РСП; ММПС РБ; администрации MP и ГО РБ (по согласованию) |
максимальная доступность социально-психологической, правовой и других видов помощи для детей и их семей в отдаленных районах республики; предотвращение и сокращение рисков и опасностей жестокого обращения с детьми; создание эмоционального и творческого подъема, повышение самооценки, развитие физической силы, выносливости у детей |
2014-2015 |
всего, в том числе: |
2855,5 |
1397,0 |
1458,5 |
бюджет Республики Башкортостан |
1130,0 |
450,0 |
680,0 |
|||||
средства Фонда |
1725,54 |
947,0 |
778,5 |
|||||
|
Задача N 3: предоставление услуги по социальной и психолого-педагогической реабилитации детей, пострадавших от насилия и жестокого обращения и их семей |
|||||||
3.1 |
Основное мероприятие. Создание отделения временного пребывания для детей и подростков на базе ГБУ РСП в целях создания психолого-педагогических условий для детей, подвергшихся насилию и жестокому обращению, улучшения социально-реабилитационных услуг, а также развития адаптивных возможностей детей и несовершеннолетних лиц |
Минтруд РБ; Минобразования РБ; Минздрав РБ; МВД по РБ (по согласованию); ГБУ КЦСОН; ГБУ РСП; КДН и ЗП |
позитивные изменения среды, в которой находится ребенок, повышение качества оказываемых социально-реабилитационных услуг целевой группе и восстановление адаптационных возможностей несовершеннолетних |
2014-2015 |
всего, в том числе: |
11284,14 |
5648,64 |
5635,5 |
бюджет Республики Башкортостан |
9543,0 |
4719,0 |
4824,0 |
|||||
средства Фонда |
1741,14 |
929,64 |
811,5 |
|||||
|
Задача N 4: повышать уровень профессиональной компетентности специалистов, занимающихся работой с детьми, пострадавших от насилия и жестокого обращения и их семьями |
|||||||
4.1 |
Основное мероприятие. Создание на базе ГБУ РСП ресурсного центра в целях обучения специалистов новым технологиям социальной реабилитации, формам и методам работы с детьми и несовершеннолетними, а также с жертвами, испытывающими жестокое обращение и сексуальное насилие, отработки навыков и умений работы вмешательства в ситуацию в рамках своей профессиональной компетенции |
Минтруд РБ; Минобразования РБ; ГБУ РСП; ФГБОУ ВПО БГПУ им. М. Акмуллы (по согласованию) |
освоение навыков проведения оценки, планирования, внедрения и использования современных технологий в работе "со случаем", а также с детьми, пострадавшими от насилия и жестокого обращения, и их семьями |
2014-2015 |
всего, в том числе: |
3537,232 |
2307,974 |
1229,258 |
бюджет Республики Башкортостан |
2475,0 |
1975,0 |
500,0 |
|||||
средства Фонда |
1062,232 |
332,974 |
729,258 |
|||||
|
|
|
|
|
Итого по подпрограмме, в том числе: |
22266,872 |
12203,614 |
10063,258 |
бюджет Республики Башкортостан |
16148,0 |
8944,0 |
7204,0 |
|||||
средства Фонда |
6118,872 |
3259,614 |
2859,258 |
Список использованных сокращений
Администрации MP и ГО РБ |
- администрации муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан |
ФГБОУ ВПО БГПУ им. М. Акмуллы |
- федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы |
ГБУ КЦСОН |
- государственные бюджетные учреждения комплексные центры социального обслуживания населения |
КДН и ЗП |
- комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав |
ГБУ РЦП |
- государственное бюджетное учреждение Республиканский социальный приют для детей и подростков |
МВД по РБ |
- Министерство внутренних дел по Республике Башкортостан |
Минздрав РБ |
- Министерство здравоохранения Республики Башкортостан |
Минобразования РБ |
- Министерство образования Республики Башкортостан |
Минтруд РБ |
- Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан |
ММПС РБ |
- Министерство молодежной политики и спорта Республики Башкортостан |
Приложение N 3
к изменениям, вносимым
в государственную программу
"Социальная поддержка граждан
в Республике Башкортостан"
Приложение N 1
к государственной программе
"Социальная поддержка граждан
План реализации государственной программы "Социальная поддержка граждан в Республике Башкортостан"
N п/п |
Наименование мероприятия (мероприятия) Программы |
Направление и источник финансирования Программы |
Объем финансирования (тыс. рублей) |
Ожидаемые результаты реализации мероприятий Программы |
||||||
всего |
в том числе по годам |
|
||||||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1 |
Реализация мероприятий подпрограммы "Обеспечение государственных гарантий в сфере социальной поддержки населения" |
всего, в том числе: |
51988888,0 |
- |
- |
13447323,7 |
14180815,4 |
14701344,6 |
9659404,3 |
предоставление мер социальной поддержки населению, в том числе с учетом доходов; обучение 8000 пожилых граждан; проведение мероприятий в сфере социальной политики; оказание государственных услуг населению |
федеральный бюджет |
14694723,1 |
- |
- |
4748056,2 |
4904726,6 |
5041940,3 |
- |
|||
бюджет РБ |
37294164,9 |
- |
- |
8699267,5 |
9276088,8 |
9659404,3 |
9659404,3 |
|||
4 |
Реализация мероприятий подпрограммы "Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Республики Башкортостан" |
всего, в том числе: |
32100,0 |
- |
- |
30525,0 |
525,0 |
525,0 |
525,0 |
создание условий для повышения эффективности реализации государственной политики в области поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций; повышение доступности предоставляемых гражданам социальных услуг и формирование благоприятных условий для развития благотворительности, добровольчества в Республике Башкортостан |
бюджет РБ |
32100,0 |
- |
- |
30525,0 |
525,0 |
525,0 |
525,0 |
|||
5 |
Реализация мероприятий подпрограммы "Мы защитить сумеем детство!" |
всего, в том числе: |
22266,9 |
- |
- |
12203,6 |
10063,3 |
- |
- |
своевременная профилактика и обеспечение реабилитационными услугами жертвами насилия и преступных посягательств, преступления сексуального характера |
бюджет РБ |
16148,0 |
- |
- |
8944,0 |
7204,0 |
- |
- |
|||
внебюджетные источники |
6118,9 |
- |
- |
3259,6 |
2859,3 |
- |
- |
|||
|
|
Всего по Программе, в том числе: |
97017616,6 |
16739350,5 |
15809598,4 |
16667788,6 |
17400135,1 |
17721342,1 |
12679401,8 |
|
федеральный бюджет |
22563285,3 |
4494486,6 |
3374075,6 |
4748056,2 |
4904726,6 |
5041940,3 |
- |
|
||
бюджет РБ |
67323348,3 |
9724611,0 |
9902530,3 |
11399204,7 |
11975255,9 |
12160873,2 |
12160873,2 |
|
||
Фонд социального страхования РФ |
4008603,4 |
2021141,9 |
1987461,5 |
- |
- |
- |
- |
|
||
Пенсионный фонд РФ |
18259,8 |
17265,6 |
994,2 |
- |
- |
- |
- |
|
||
внебюджетные источники |
3104119,8 |
481845,5 |
544536,8 |
520527,7 |
520152,6 |
518528,6 |
518528,6 |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 20 февраля 2014 г. N 67 "О внесении изменений в некоторые решения Правительства Республики Башкортостан"
Текст постановления опубликован на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан (www.npa.bashkortostan.ru) 10 июля 2014 г., в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", N 22 (460) от 4 августа 2014 г., ст. 1084
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18 октября 2017 г. N 475 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2014 г. N 671
Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 г.