Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 17 июня 2003 г. N 11Г03-17
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Кнышева В.П.
судей Корчашкиной Т.Е.
и Кебы Ю.Г.
рассмотрела в судебном заседании от 17 июня 2003 г. гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании противоречащим федеральному законодательству постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.11.2002 г. N 658 "О внесении изменений в Перечень недвижимых памятников истории и культуры федерального (общероссийского), республиканского, местного (городского, районного) значения, не подлежащих приватизации, утвержденный постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.09.1994 года N 454, от 12.05.1996 г. N 368, от 29.04.2000 г. N 300", по кассационной жалобе Кабинета Министров Республики Татарстан на решение Верховного суда Республики Татарстан от 18 апреля 2003 года, которым признано противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня принятия постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.11.2002 г. N 658 "О внесении изменений в Перечень недвижимых памятников истории и культуры федерального (общероссийского), республиканского, местного (городского, районного) значения, не подлежащих приватизации, утвержденный постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.09.1994 года N 454, от 12.05.1996 г. N 368, от 29.04.2000 г. N 300".
Заслушав доклад судьи Ю.Г.Кебы, выслушав мнение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение суда подлежащим оставления# без изменения, Судебная коллегия, установила:
Кабинет Министров Республики Татарстан 22.11.2002 г. принял постановление N 658 "О внесении изменений в Перечень недвижимых памятников истории и культуры федерального (общероссийского), республиканского, местного (городского, районного) значения, не подлежащих приватизации, утвержденный постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.09.1994 года N 454, от 12.05.1996 г. N 368, от 29.04.2000 г. N 300", которым утвержден список объектов, подлежащих исключению из перечня недвижимых памятников истории и культуры федерального, республиканского, местного значения, не подлежащих приватизации.
Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, в частности, ст.ст. 23, 63 Федерального закона "Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации", указанного постановления Кабинета Министров Республики Татарстан.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан возражал против заявления прокурора.
Верховный суд Республики Татарстан постановил указанное выше решение, об отмене которого в кассационной жалобе просит Кабинет Министров Республики Татарстан, указывая, что судом неправильно истолкован и применен материальный закон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к ее удовлетворению.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
При этом законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 24 мая 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к полномочиям Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится установление в случаях, определенных настоящим Федеральным законом, ограничений при пользовании объектами культурного наследия.
Статьей 63 указанного Федерального закона предусмотрено, что впредь до принятия федерального закона, разграничивающего объекты культурного наследия, находящиеся в государственной собственности, на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность:
приостановить приватизацию объектов культурного наследия федерального значения;
приостановить регистрацию права федеральной собственности и права собственности субъектов Российской Федерации на объекты культурного наследия, находящиеся в государственной собственности.
Судом установлено, что Кабинетом Министров Республики Татарстан 22 ноября 2002 года, принято оспариваемое постановление, которым установлен список объектов, подлежащих исключению из перечня недвижимых памятников истории и культуры федерального, республиканского, местного значения, не подлежащих приватизации.
Поскольку оспариваемым постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан сняты ограничения на приватизацию 43 объектов культурного наследия, что противоречит ст. 63 Федерального закона от 24 мая 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", которой предусмотрено приостановление приватизации объектов культурного наследия федерального значения впредь до принятия федерального закона, разграничивающего объекты культурного наследия, находящегося в государственной собственности, на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность (такой закон до настоящего времени не принят), суд обоснованно признал это постановление недействующим и не подлежащим применению.
Нарушение норм материального и процессуального права, которое привело или могло привести к неправильному разрешению дела, в том числе и те, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 347, 361, 362, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного суда Республики Татарстан от 18 апреля 2003 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кабинета Министров Республики Татарстан - без удовлетворения.
Председательствующий |
подпись |
Судьи |
подписи |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 июня 2003 г. N 11Г03-17
Текст определения официально опубликован не был