Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 30 октября 1996 г. N 31-Г96-5
(извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего и судей
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационному протесту прокурора на решение Верховного суда Чувашской Республики от 20 августа 1996 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Жилина Г.А., объяснения представителя Государственной налоговой службы РФ Тумаркина В.М., просившего решение отменить, объяснения представителя Президента Чувашской Республики Александрова В.А., просившего решение оставить без изменения, заключение помощника Генерального прокурора РФ Корягиной Л.Л., поддержала протест, судебная коллегия установила:
Указом Президента Чувашской Республики от 14 февраля 1994 г. N 33 "О регулировании реализации отдельных видов товаров" введен республиканский налог от реализации алкогольных напитков, табачных и ювелирных изделий. В п.2 Указа установлено, что плательщиками налога являются:
от реализации спирта питьевого и ликеро-водочных изделий - предприятия, их производящие и находящиеся в Чувашской Республике. Налог уплачивается по ставке 15% от свободно-отпускной цены и зачисляется полностью в республиканский бюджет Чувашской Республики по сроку 10 и 25 числа июля каждого месяца;
от реализации импортных (включая страны СНГ) алкогольных напитков, кроме шампанского и сухих вин - предприятия розничной торговли и общественного питания. Налог уплачивается по ставке 50% от цены приобретения товара и зачисляется в местные бюджеты по сроку 10 числа по истечении отчетного месяца;
от реализации ювелирных и импортных табачных изделий - предприятия розничной торговли и общественного питания (по табачным изделиям), налог уплачивается по ставке 15% от цены приобретения товара и зачисляется в местные бюджеты по сроку 10 числа по истечении отчетного месяца.
Торговые надбавки в системе розничной торговли и общественного питания применяются к ценам приобретения товара без учета вновь вводимого налога.
И.о. прокурора Чувашской Республики обратился в суд с заявлением о признании п.2 Указа Президента Чувашской Республики от 14 февраля 1994 г. недействительным по мотиву противоречия его федеральному законодательству.
Решением Верховного суда Чувашской Республики от 20 августа 1996 г. в удовлетворении заявления прокурору отказано.
В кассационном протесте прокурора указывается на незаконность и необоснованность решения, ставится вопрос о его отмене и вынесении нового решения с удовлетворением заявления прокурора.
Проверив материалы дела, обсудив доводы протеста, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст.ст.72, 75, 76 Конституции РФ общие принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаются федеральным законом, которому не могут противоречить законы и иные нормативные акты субъектов РФ.
На момент принятия Президентом Чувашской Республики Указа от 14 февраля 1994 г. N 33 действовал Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Согласно п.2 ст.18 названного Закона органы государственной власти всех уровней вообще были не вправе вводить дополнительные налоги и сборы, не предусмотренные федеральным законодательством.
В решении суд указал, что данный закон принят до введения в действие новой Конституции РФ. Однако приведенные положения закона не противоречат Конституции РФ и в то время должны быть применяемы.
После принятия оспариваемого прокурором Указа вступил в силу (начиная со 2 квартала 1994 г.) Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2268 "О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации", изданный в период действия полномочий Президента РФ по регулированию вопросов, отнесенных к компетенции Федерального Собрания РФ. В п.7 названного Указа установлено (согласно п.11 Указа с 1 апреля 1994 г.) право органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления вводить дополнительные налоги и сборы, не предусмотренные федеральным законодательством, при условии, что уплата этих налогов юридическими лицами должна производиться за счет прибыли, остающейся у предприятий и организаций после уплаты налога на прибыль.
Оспариваемый прокурором Указ Президента Чувашской Республики не только был принят до наделения его соответствующими полномочиями, но и в п.2 установил налоги от реализации алкогольных напитков, табачных и ювелирных изделий не из прибыли предприятий, а от цены товара, что привело к включению надбавки в цену реализуемой продукции и возложению тяжести дополнительного налогообложения на потребителей.
При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии противоречий между п.2 Указа Президента Чувашской Республики от 14 февраля 1994 г. N 33 и п.7 Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2268 не верен.
Нельзя не заметить, что Указ Президента Чувашской Республики противоречит и другому федеральному законодательству и прежде всего ст.74 Конституции РФ, поскольку вводит дифференцированные и протекционистские налоги в зависимости от места производства продукции. Этим самым, за счет разницы в цене, вводятся экономические ограничения для свободного перемещения товаров на территории РФ, что относится к исключительной компетенции федерального законодательства. Кроме того, суд оставил без внимания, что по существу введенный оспариваемым Указом налог является налогом с оборота, а все подлежащие дополнительному налогообложению товары федеральным законодательством отнесены к подакцизным, подлежащих обложению налогом с оборота и на федеральном уровне. Т.е. Указом вводится двойное налогообложение, что противоречит требованиям ст.6 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Неосновательна ссылка суда и на ст.8 Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Чувашской Республики. При этом суд не учел ни время подписания Договора (через два с лишним года после издания оспариваемого Указа), ни содержания самой нормы, согласно которой республика вводит республиканские налоги и сборы в соответствии с федеральными и республиканскими законами. И в этом случае республиканские законы не могут противоречить федеральным законам (п.5 ст.76 Конституции РФ).
При таких обстоятельствах и с учетом предмета требования, заявленного прокурором, судебная коллегия считает необходимым отменить решение и вынести новое, удовлетворив заявление прокурора.
Руководствуясь ст.ст.305 п.4, 306 п.4, 307, 311 ГПК РСФСР, судебная коллегия определила:
Решение Верховного суда Чувашской Республики от 20 августа 1996 г. отменить и вынести новое решение, которым п.2 Указа Президента Чувашской Республики от 14 февраля 1994 г. N 33 "О регулировании реализации отдельных видов товаров" признать недействительным.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 октября 1996 г. N 31-Г96-5 (извлечение)
Текст решения предоставлен Верховным судом Чувашской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве