Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 19 сентября 2003 г. N 58-Г03-28
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 сентября 2003 г. по кассационной жалобе Законодательной Думы Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 6 августа 2003 г. дело по заявлению прокурора Хабаровского края о признании недействующими п.п.5 п.2 ст.4 в части слов "штрафных санкций", п.2, п.3 в части слов "штрафы за экологические правонарушения", ст.10, п.1 ст.19, п.1 ст.21 в части слов "штрафы" закона Хабаровского края от 30.12.2002 г. N 82 "О бюджетной системе Хабаровского края на 2003 год".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением о признании недействующими п.п.5 п.2 ст.4 в части слов "штрафных санкций", п.2, п.3 в части слов "штрафы за экологические правонарушения", ст.10, п.1 ст.19, п.1 ст.21 в части слов "штрафы" закона Хабаровского края от 30.12.2002 г. N 82 "О бюджетной системе Хабаровского края на 2003 год", ссылаясь на то, что оспариваемые положения закона противоречат федеральному законодательству.
Решением Хабаровского краевого суда от 6 августа 2003 г. заявление было удовлетворено.
В кассационной жалобе Законодательной Думы Хабаровского края поставлен вопрос об отмене решения, как вынесенного с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения суда не усматривает.
Из материалов дела усматривается, что оспариваемыми нормами закона Хабаровского края от 30 декабря 2002 года N 82 "О бюджетной системе Хабаровского края на 2003 год" предусмотрено, что доходы бюджета края, поступающие в 2003 году, формируются за счет штрафных санкций, возмещения ущерба в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и со статьей 10 настоящего закона (подпункт 5 п.2 ст.4); административные сборы и штрафы, налагаемые в административном порядке управлением внутренних дел Хабаровского края, управлением государственной противопожарной службы МЧС России Хабаровского края, органом государственного архитектурно-строительного надзора РФ по Хабаровскому краю, управлением государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей по Хабаровскому краю, региональной энергетической комиссией - комитетом цен Правительства Хабаровского края, государственной жилищной инспекцией Правительства Хабаровского края, зачисляются в доход краевого бюджета (п.2 ст.10); штрафы за экологические правонарушения, суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде (если природный объект, которому причинен вред, находится в общем пользовании), и средства от реализации конфискованных орудии охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции, кроме сумм конфискаций и компенсаций, взыскиваемых за нарушения на территориях государственных природных заповедников и национальных парков, перечисляются в местные бюджеты по месту причинения вреда (совершения правонарушения) для принятия мер по восстановлению потерь в окружающей природной среде, воспроизводству рыбных запасов и ресурсов охотничьих животных (п.3 ст.10); штрафы и суммы по искам, налагаемые и взимаемые Хабаровской специализированной морской инспекцией, зачисляются в доход краевого бюджета (п.1 ст.19); штрафы и суммы по искам, налагаемые и взимаемые специально уполномоченным государственным органом края в области охраны окружающей среды в части нарушений природоохранного законодательства, зачисляются в доход краевого бюджета (п.1 ст.21).
Суд правильно признал данные нормы краевого закона в части зачисления штрафов в бюджет Хабаровского края и в местные бюджеты по месту совершения правонарушения противоречащими Бюджетному кодексу РФ и нормам федерального законодательства, регулирующим правоотношения в области финансовых основ местного самоуправления.
В соответствии со ст.71 п."ж" Конституции Российской Федерации финансовое регулирование находится в ведении Российской Федерации.
Согласно ст.7 Бюджетного кодекса РФ установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы, определение основ формирования доходов, осуществления расходов из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации отнесено к ведению Российской Федерации.
К компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования бюджетных правоотношений ст.8 Бюджетного кодекса РФ относит распределение доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов субъектов Российской Федерации между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами.
Поскольку, в силу ст.41 п.4, ст.47 БК РФ, штрафы являются собственными неналоговыми доходами бюджетов, данный вид дохода должен быть закреплен на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами федеральным законодательством, что и нашло закрепление в ст.57 БК РФ, установившей, что неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии со ст.ст.41-46 БК РФ.
Статьей 46 БК РФ установлено, что штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными законодательными актами Российской Федерации.
Федеральным законодательством иной порядок зачисления штрафов, чем предусмотрен п.1 ст.46 БК РФ, не установлен. Напротив, в соответствии с п.п.6 п.3 ст.7 Федерального закона от 25.09.97 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, относятся к другим собственным неналоговым доходам местных бюджетов.
Из данных норм федерального законодательства суд сделал правильный вывод о том, что штрафы, налагаемые в административном порядке, подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, и этот порядок изменяться субъектом Российской Федерации РФ не может.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании ст.ст.360, 361, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, - определила:
решение Хабаровского краевого суда от 6 августа 2003 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Законодательной Думы Хабаровского края - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 сентября 2003 г. N 58-Г03-28
Текст определения официально опубликован не был