Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 июля 2003 г. N 33-Г03-10
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании 29 июля 2003 г. гражданское дело по кассационной жалобе Правительства Ленинградской области на решение Ленинградского областного суда от 3 июня 2003 г. по заявлению Заместителя Генерального прокурора РФ о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений постановления Правительства Ленинградской области от 11 апреля 2002 г. N 46 "О порядке размещения областного государственного заказа Ленинградской области на конкурсной основе".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Власовой Т.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации обратился в Ленинградский областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству," недействующими со дня издания подпунктов "б" (в части слов "реорганизации"), "д", "е", "ж", "з" пункта 3.1 Методических рекомендаций по разработке конкурсной документации для проведения конкурсов на поставку продукции (товаров, работ и услуг) для государственных нужд Ленинградской области, утвержденных пунктом 3 постановления Правительства Ленинградской области от 11 апреля 2002 г. N 46 "О порядке размещения областного государственного заказа Ленинградской области на конкурсной основе".
Решением Ленинградского областного суда от 3 июня 2003 г. заявление прокурора удовлетворено.
В кассационной жалобе Правительства Ленинградской области поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 11 апреля 2002 г. N 46 "О порядке размещения областного государственного заказа Ленинградской области на конкурсной основе", опубликованным 30 мая 2002 г. в "Вестнике Правительства Ленинградской области" N 6, утверждены Методические рекомендации по разработке конкурсной документации для проведения конкурсов на поставку продукции (товаров, работ и услуг) для государственных нужд Ленинградской области.
Пункт 1.2 Методических рекомендаций предусматривает, что права и обязанности организатора конкурсов, специализированной организации и участников конкурса устанавливаются законодательством о конкурсах, настоящими Методическими рекомендациями, конкурсной документацией и государственными контрактами.
Пункт 3.1 Рекомендаций определяет те общие требования, которые предъявляются к участникам конкурса. В частности, подпункт "б" указанного пункта устанавливает, что юридические лица на дату подачи заявки не должны находиться в стадии реорганизации или ликвидации; подпункт "д" - что индивидуальный предприниматель или руководители юридических лиц на момент подачи заявки не должны находиться под судом, следствием или отбывать наказание; подпункты "е" и "ж" - что государственная регистрация юридического лица как коммерческой организации должна состояться не менее чем за 12 месяцев до даты подачи заявки, а физическое лицо в течение этого же срока должно иметь статус индивидуального предпринимателя; подпункт "з" устанавливает в качестве обязательного требования к участнику конкурса наличие у юридических лиц на момент подачи заявки своих органов, филиалов или представительств на территории Ленинградской области или Санкт-Петербурга.
Проанализировав положения указанных выше требований к участникам конкурса, установленных пунктом 3.1 Методических рекомендаций, суд пришел к обоснованному выводу о том, что обжалуемые прокурором положения нормативного правового акта противоречат положениям федерального законодательства, а потому должны быть признаны недействующими с момента издания.
Так, суд в решении правильно указал, что Методическими рекомендациями незаконно расширен перечень ограничений для участия в конкурсе, поскольку подпунктом "б" пункта 3.1 установлено, что юридические лица на дату подачи заявки не должны находиться в стадии реорганизации или ликвидации, а пунктом 5 Положения об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденного Указом Президента РФ от 8 апреля 1997 г. N 305, установлено, что поставщик не должен находиться лишь в стадии ликвидации.
В соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство находится в ведении Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Уголовного кодекса РФ уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса. Статья 3 УК РФ предусматривает, что не только преступность деяния, а также его наказуемость, но и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом.
Статьей 1 Уголовно-процессуального кодекса РФ предусмотрено, что порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации устанавливается настоящим Кодексом, основанным на Конституции Российской Федерации.
Как правильно указал суд в решении, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ не содержат таких понятий, как нахождение гражданина "под судом" или "под следствием", а также возможности применения уголовно-правовых последствий совершения преступления в виде ограничения принимать участие в конкурсе гражданина, являющегося предпринимателем или руководителем юридического лица. В УК РФ, УПК РФ и Уголовно-исполнительном кодексе РФ не содержится каких-либо ограничений для участия в конкурсе для лиц, отбывающих наказание.
Проанализировав положения указанных правовых актов, суд пришел к правильному выводу о том, что установленные подпунктом "д" пункта 3.1 Методических рекомендаций ограничения для лиц, находящихся "под судом, следствием или отбывающих наказание" на участие в конкурсе, противоречит названным нормам федерального законодательства.
Из содержания подпунктов "е", "ж" и "з" пункта 3.1 Рекомендаций следует, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, государственная регистрация которых состоялась менее чем за 12 месяцев до даты подачи заявки, а также юридические лица, не имеющие на момент подачи заявки своих органов, филиалов или представительств на территории Ленинградской области или Санкт-Петербурга, не могут быть участниками конкурса, что, как правильно указал суд, противоречит пункту 1 ст. 448 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которым в открытом конкурсе может участвовать любое лицо, и п. 1 ст. 7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", запрещающему органам власти и управления принимать акты, которые создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан.
Пунктом 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации гарантируется в Российской Федерации единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В связи с чем, не оспаривая безусловные гражданские права, волю и интерес Ленинградской области, как субъекта Российской Федерации, суд правильно исходил из того, что приобретение и осуществление этих прав не должно идти в противоречие с федеральным законодательством и в ущемление прав иных лиц - участников гражданского оборота, а потому принимаемые нормативные правовые акты не могут противоречить иным актам, имеющим большую юридическую силу.
Проанализировав оспариваемые положения постановления правительства Ленинградской области от 11 апреля 2002 г. N 46, суд пришел к правильному выводу о том, что вопреки требованиям п. З ст. 1 Гражданского кодекса РФ указанным постановлением созданы препятствия для входа на рынок областного государственного заказа для одних хозяйствующих субъектов и благоприятствующие условия деятельности для других хозяйствующих субъектов. Оспариваемые положения противоречат п. 1 ст. 9 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", устанавливающему, что при проведении конкурса, в том числе, не допускается создание преимущественных условий участия в конкурсе и необоснованное ограничение доступа к участию в конкурсе.
Поскольку в соответствии с п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ гражданские права, в том числе, и на занятие предпринимательской деятельностью, могут быть ограничены только федеральным законом, а постановление Правительства Ленинградской области к таковым не относится, оспариваемые положения указанного постановления обоснованно признаны недействующими.
Доводы представителя Правительства Ленинградской области о том, что нормы оспариваемых Методических рекомендаций не имеет прямого действия, правильно признаны несостоятельными. Как следует из пункта 1.2, права и обязанности организатора конкурсов, специализированной организации и участников конкурса устанавливаются, в том числе, Методическими рекомендациями. Кроме того, согласно пункта 2.1 Методических рекомендаций, конкурсная документация и проекты государственных контрактов разрабатываются в соответствии с законодательством о конкурсах и настоящими Методическими рекомендациями. То обстоятельство, что в решении суда не приведены конкретные факты нарушения прав юридических и физических лиц, не свидетельствует о незаконности решения суда, поскольку признание нормативного правового акта недействующим в связи с его противоречием актам, имеющим большую юридическую силу, обусловлено не только нарушением права заинтересованных лиц, то также и возможностью такого нарушения.
Как обоснованно указал суд в решении, оспариваемые положения Методических рекомендаций, создают для хозяйствующих субъектов незаконные препятствия для входа на рынок государственного заказа Ленинградской области.
Нарушение судом норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению дела, в том числе и те, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Ленинградского областного суда от 3 июня 2003 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 июля 2003 г. N 33-Г03-10
Текст определения официально опубликован не был