Решение Верховного Суда Республики Башкортостан по гражданскому делу
от 5 сентября 2014 г. N 3г-65/2014
Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 ноября 2014 г. N 49-АПГ14-19 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Тазетдиновой Г.А.,
при секретаре судебного заседания Х.Г.Г.,
с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Республики Башкортостан Крупновой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М.В.М., Ш.Н.С., С.А.С., С.Э.А., П.А.К. о признании недействующим со дня его принятия Постановления Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2005 года N 312 "Об утверждении перечней государственного имущества Республики Башкортостан, передаваемого в муниципальную собственность городских округов, муниципальных районов и поселений Республики Башкортостан" в части включения в перечень государственного имущества, передаваемого в муниципальную собственность городского округа город Уфа Республики Башкортостан, нежилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <данные изъяты>, установил:
М.В.М., Ш.Н.С., С.А.С., С.Э.А., П.А.К., являющиеся собственниками жилых помещений (квартир) в многоквартирном доме по адресу: <данные изъяты>, обратились в Верховный Суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействующим, как противоречащим федеральному законодательству, со дня его принятия Постановления Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2005 года N 312 "Об утверждении перечней государственного имущества Республики Башкортостан, передаваемого в муниципальную собственность городских округов, муниципальных районов и поселений Республики Башкортостан" в части включения в перечень государственного имущества, передаваемого в муниципальную собственность городского округа город Уфа Республики Башкортостан, нежилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <данные изъяты>.
В обоснование заявления указали, что <данные изъяты> был построен в 1966 году в качестве кооперативного, создавался за счет паевых взносов членов жилищно-строительного кооператива, будущих пользователей и собственников квартир в доме. В связи с чем они считают, что все помещения в доме, в том числе и нежилые помещения, расположенные на первом и подвальных этажах, принадлежали кооперативу, а в настоящее время согласно Nу должны принадлежать на праве общей собственности всем собственникам помещений в доме. Указали, что часть помещений на первом этаже дома ранее использовались как служебные для работы правления кооператива, а в последствии в качестве зала для собраний жильцов и членов ранее существовавшего ТСЖ. После прекращения деятельности ТСЖ в подвальных помещениях стали размещаться и осуществлять свою деятельность различные коммерческие структуры по договору аренды с администрацией городского округа г. Уфа в лице КУМС. Согласно оспариваемому постановлению среди объектов, передаваемых из состава государственного имущества Республики Башкортостан в муниципальную собственность (Приложение N 1) под N <данные изъяты> значится "нежилые помещения жилого дома адрес". В Управлении Росреестра по Республике Башкортостан заявителями была получена выписка из ЕГРП N <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой с 09 ноября 2009 года на нежилые помещения в подвале дома зарегистрировано право муниципальной собственности городского округа г. Уфа Республики Башкортостан. Полагают, что указанное постановление в части передачи нежилых помещений в муниципальную собственность является незаконным и нарушающим их законные права и интересы.
На основании изложенного просят признать недействующим, как противоречащим федеральному законодательству, со дня его принятия постановление Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2005 года N 312 "Об утверждении перечней государственного имущества Республики Башкортостан, передаваемого в муниципальную собственность городских округов, муниципальных районов и поселений Республики Башкортостан" в части включения в перечень государственного имущества, передаваемого в муниципальную собственность городского округа г. Уфа Республики Башкортостан нежилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <данные изъяты>.
В судебном заседании представитель М.В.М., Ш.Н.С., С.А.С., С.Э.А., П.А.К. - Г.И.Р., действующий на основании доверенностей N <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, N <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, N <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, заявление поддержал, просил удовлетворить.
Представитель Правительства Республики Башкортостан К.Н.О., действующая на основании доверенностей N <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ с правом передоверия, N <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления просила отказать. Пояснила, что Постановление от 30 декабря 2005 года N 312 принято Правительством Республики Башкортостан в пределах своей компетенции, во исполнение и в соответствии с действовавшим федеральным и региональным законодательством, с соблюдением правил введения нормативного правового акта в действие, в том числе правил опубликования.
Представитель администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, Управления муниципальной собственности администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан Г.Л.И., действующая на основании доверенности N <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении заявления просила отказать, поскольку нежилые помещения в доме N 61 по проспекту Октября г. Уфы не являются общедомовым имуществом, имеют самостоятельное назначение еще с 1966 года, что подтверждается решением от 03 марта 1966 года N 99, где утвержден план размещения магазина в доме N 10а по проспекту Октября.
Заявители М.В.М., Ш.Н.С., С.А.С., С.Э.А., П.А.К., представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в судебное заседание не явились, хотя о времени и месте рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом, от заявителей в материалах дела имеются ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что в силу части 2 статьи 252 названного закона неявка в судебное заседание заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, изучив и оценив материалы дела в их совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
По смыслу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", федеральный законодатель, устанавливая организационные и правовые начала разграничения государственной собственности, одновременно предусмотрел, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к данному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 Приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" к муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, в том числе жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе, здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5-, 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
Согласно статьям 49, 50 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности. При этом в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры.
Порядок перераспределения имущества между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых они входят, определен частью 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В силу предписаний данного Федерального закона в целях обеспечения выполнения требований статьи 85 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" разграничение имущества между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых они входят, осуществляется законом субъекта Российской Федерации, определяющим порядок решения вопросов местного значения в указанных муниципальных образованиях в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ. Законы субъектов Российской Федерации о разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами принимаются по согласованным предложениям соответствующих органов местного самоуправления. Не разрешенные в процессе согласования разногласия регулируются законом субъекта Российской Федерации о разграничении указанного имущества.
Во исполнение вышеуказанных норм федерального законодательства пунктом 1 Указа Президента Республики Башкортостан N УП-6 от 11 января 2003 года "Об определении пообъектного состава муниципальной и государственной собственности Республики Башкортостан" имущество, находящееся в собственности районов и городов Республики Башкортостан, признано государственной собственностью Республики Башкортостан.
Согласно пункта 4 Указа Президента Республики Башкортостан N УП-6 от 11 января 2003 года главам администрации районов и городов республиканского значения поручено подготовить и представить в Министерство имущественных отношений Республики Башкортостан полный перечень имущества, находившегося в собственности района, города.
Нежилые помещения жилого дома по <данные изъяты> были включены в перечень имущества, подлежащего передаче в государственную собственность по представлению Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан.
Согласно статьям 1, 15 Закона Республики Башкортостан от 14 марта 2003 года N 474-з "О Правительстве Республики Башкортостан" высшим исполнительным органом государственной власти Республики Башкортостан является Правительство Республики Башкортостан.
В силу статьи 12 вышеуказанного закона Правительство Республики Башкортостан управляет и распоряжается государственной собственностью Республики Башкортостан в соответствии с законами Республики Башкортостан.
Нормативные правовые акты Правительства Республики Башкортостан принимаются в форме постановлений (статья 97 Конституции Республики Башкортостан, статья 21 Закона Республики Башкортостан от 14 марта 2003 года N 474-з "О Правительстве Республики Башкортостан", статья 12 Закона Республики Башкортостан от 12 августа 1996 года N 42-з "О нормативных правовых актах Республики Башкортостан").
В соответствии с пунктами 2 и 3 Указа Президента Республики Башкортостан "О порядке опубликования и вступления в силу указов и распоряжений Президента Республики Башкортостан и постановлений и распоряжений Правительства Республики Башкортостан" (в ред. Указов Президента РБ от 22 марта 2004 года N УП-164, от 21 октября 2011 года N УП-534) акты Правительства Республики Башкортостан подлежат официальному опубликованию (размещению) в течение пяти дней после их подписания.
Официальным опубликованием актов Правительства Республики Башкортостан считается первая публикация их полного текста в газетах "Республика Башкортостан", "Башкортостан", "Кызыл тан", в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан" или первое размещение (опубликование) на "Официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан" (www.npa.bashkortostan.ru).
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2005 года N 312 утвержден перечень объектов государственного имущества Республики Башкортостан, передаваемого в муниципальную собственность городских округов, муниципальных районов и поселений Республики Башкортостан, в том числе и нежилые помещения жилого <данные изъяты>. Данное Постановление опубликовано в Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан N 7 (229), ст. 437 от 03 апреля 2006 года.
Таким образом, данное постановление принято Правительством Республики Башкортостан в пределах компетенции, в предусмотренной действующим законодательством форме, с учетом правил введения нормативного правового акта в действие, в том числе правил опубликования.
На основании вышеуказанного постановления за муниципальным образованием городской округ город Уфа зарегистрировано право собственности на нежилые помещения (магазины, помещения банка, нотариальной конторы и др.) <данные изъяты>, выданы свидетельства о государственной регистрации права.
Утверждение заявителей о том, что включение в перечень государственного имущества, передаваемого в муниципальную собственность городского округа город Уфа Республики Башкортостан, нежилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <данные изъяты>, в Постановление Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2005 года N 312 противоречит федеральному и региональному законодательству, не соответствует действительности.
Установлено, что по решению исполкома Орджоникидзевского районного Совета депутатов трудящихся в 1964-1965 гг. был создан жилищный строительный кооператив Орджоникидзевского района г. Уфы по строительству дома по адресу: <данные изъяты> (после изменения адреса: <данные изъяты>).
В соответствии с Решением исполнительного комитета Уфимского городского совета депутатов трудящихся Башкирской АССР от 03 марта 1966 года N 99 о размещении и закреплении торговых предприятий и предприятий общественного питания во встроенных помещениях и отдельно стоящих зданиях, вводимых в эксплуатацию, в 1966 году был утвержден план размещения и закрепления магазинов, столовых и кафе за торговыми организациями в строящихся домах в 1966 году, за счет средств УКСа горисполкома и других застройщиков, согласно приложению.
В перечне имущества, который является приложением к данному решению, значится магазин в <данные изъяты> (прежний адрес <данные изъяты>), застройщиком которого указан УКС горисполкома.
Решением исполнительного комитета Уфимского городского совета депутатов трудящихся Башкирской АССР N 280 от 20 июля 1966 года Горжилуправление и все руководители организаций ранее принявших помещения от УКСа горисполкома на баланс предприятий торговли, общественного питания и других организаций и предприятий города были обязаны произвести прием и передачу встроенных помещений на баланс домоуправлений Местных Советов.
Статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации установлен перечень объектов, принадлежащих собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности в доме, не являющихся частями квартир и предназначенных для обслуживания более одного помещения в данном доме.
К общему имуществу дома, на которое возникает право общей долевой собственности домовладельцев, относятся, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Согласно разъяснениям, изложенным в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 2009 года N 489-О-О, к общему имуществу домовладельцев относятся помещения, не имеющие самостоятельного назначения. Одновременно в многоквартирном доме могут быть и иные помещения, которые предназначены для самостоятельного использования. Они являются недвижимыми вещами как самостоятельные объекты гражданских прав, в силу чего их правовой режим отличается от правового режима помещений, установленного в п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, тот факт, что <данные изъяты> является кооперативным не означает, что нежилые помещения в доме также строились за счет паевых взносов жильцов. Нежилые помещения в <данные изъяты> не являются общедомовым имуществом, поскольку имеют самостоятельное назначение еще с 1966 года, что подтверждается Решением исполнительного комитета Уфимского городского совета депутатов трудящихся Башкирской АССР от 03 марта 1966 года N 99, техническими паспортами нежилых помещений.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Между тем заявителями не представлены доказательства государственной регистрации права собственности на имущество, перечисленное в оспариваемых нормах регионального нормативного правового акта, не представлены сведения о праве собственности из Бюро технической инвентаризации города Уфы, проводившего регистрацию прав на недвижимое имущество до принятия названного Федерального закона.
В силу части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Поскольку Постановление Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2005 года N 312 было принято в пределах предоставленных субъекту полномочий и не противоречит федеральному и региональному законодательству, либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не нарушает права граждан, то в удовлетворении заявления М.В.М., Ш.Н.С., С.А.С., С.Э.А., П.А.К. должно быть отказано.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Республики Башкортостан решил:
в удовлетворении заявления М.В.М., Ш.Н.С., С.А.С., С.Э.А., П.А.К. о признании недействующим со дня его принятия Постановления Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2005 года N 312 "Об утверждении перечней государственного имущества Республики Башкортостан, передаваемого в муниципальную собственность городских округов, муниципальных районов и поселений Республики Башкортостан" в части включения в перечень государственного имущества, передаваемого в муниципальную собственность городского округа город Уфа Республики Башкортостан, нежилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <данные изъяты>, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда |
Г.А. Тазетдинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Башкортостан по гражданскому делу от 5 сентября 2014 г. N 3г-65/2014
Текст решения официально опубликован не был